Научная статья на тему 'Школьная Физкультура. Rope skipping (спортивная скакалка) - вид спорта доступный для всех'

Школьная Физкультура. Rope skipping (спортивная скакалка) - вид спорта доступный для всех Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Валерий Вячеславович

В данный момент имеется множество рекомендаций по оптимизации процесса физического воспитания в школе. Мы предлагаем еще одну из форм это новый вид спорта rope-skipping (спортивная скакалка). В статье мы рассказываем о пользе спортивной скакалки как вида физкультурной деятельности не только в формировании физических качеств, но и о влиянии прыжковой нагрузки на состояние костномышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем. А также знакомим читателей с основными дисциплинами соревнований в rope-skipping

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AT SCHOOL. ROPE SKIPPING (SPORTS JUMP ROPE) - THE SPORT AVAILABLE TO ALL

Currently, there are a lot of recommendations on optimization of process of physical education in school. We offer one of the forms is a new sport rope-skipping flump rope sports). In the article we talk about the benefits of sports skipping ropes as a form of physical activity not only in the formation of physical qualities, but also on the influence of hopping on the load status of the musculoskeletal, cardiovascular and respiratory systems. As well as introduce readers to the main disciplines of the competition in rope-skipping

Текст научной работы на тему «Школьная Физкультура. Rope skipping (спортивная скакалка) - вид спорта доступный для всех»

16. Motylyanskaya R.E. Adaptation of the blood circulation apparatus to loads on endurance \ R.E. Motylyanskaya, L.I .Stogova, M.S. Shidlover etc. - book .: "Endurance of young athletes." - M.: FIS, 1969 - 134-157.

17. Rosenblat V. V. Age dynamics of elastic and viscous qualities of arteries of healthy people from 20 to 40 years old / V.V. Rosenblat, V.M. Stolbun // Bull. experiment. biol. and med. - 1968. - №9. - P. 6-9.

18. Surnina, I.D. Complex study of functions of respiration and blood circulation during repeated loads of young runners at short and medium distances (16-18 years) /, I.D. Surnina. - Coll.: .: "Problems of medical control." - M .: FIS, 1960. -Chapter 5. - P.240 -251.

ТЕМА 5.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА, СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ШКОЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА. ROPE SKIPPING (СПОРТИВНАЯ СКАКАЛКА) - ВИД СПОРТА ДОСТУПНЫЙ

ДЛЯ ВСЕХ

Бойко Валерий Вячеславович кандидат педагогических наук, доцент, декан ФФКС ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет», г. Орел

PHYSICAL CULTURE AT SCHOOL. ROPE SKIPPING (SPORTS JUMP ROPE) - THE SPORT AVAILABLE TO ALL

Boyko Valeriy Vyacheslavovich Ph.D., associate professor, Dean FFKS Federal public budgetary educational institution of the higher education

«Prioksky state university», Orel

Аннотация. В данный момент имеется множество рекомендаций по оптимизации процесса физического воспитания в школе. Мы предлагаем еще одну из форм - это новый вид спорта rope-skipping (спортивная скакалка). В статье мы рассказываем о пользе спортивной скакалки как вида физкультурной деятельности не только в формировании физических качеств, но и о влиянии прыжковой нагрузки на состояние костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем. А также знакомим читателей с основными дисциплинами соревнований в rope-skipping.

Summary. Currently, there are a lot of recommendations on optimization of process of physical education in school. We offer one of the forms is a new sport rope-skipping (jump rope sports). In the article we talk about the benefits of sports skipping ropes as a form of physical activity not only in the formation of physical qualities, but also on the influence of hopping on the load status of the musculoskeletal, cardiovascular and respiratory systems. As well as introduce readers to the main disciplines of the competition in rope-skipping.

Физическое воспитание, являясь органической частью учебно-воспитательного процесса в школе, в отличие от других видов культур имеет большие потенциальные возможности в становлении всесторонне развитой личности. С одной стороны, помогает выполнять функции видов культуры (духовной, материально-производственной, художественной и др.). С другой стороны выполняет только свою функцию - физическое совершенствование, куда входит решение задач оздоровительной направленности, развитие основных физических качеств и приобретение необходимых двигательных умений и навыков подрастающего поколения.

Среди множества рекомендаций по оптимизации процесса физического воспитания в школе, мы предлагаем новый вид спорта - rope-skipping (в переводе с английского (rope - веревка, skipping - многократные перескакивания, перепрыгивания). Спортивная скакалка представляет собой особый вид физической деятельности человека, который слагается из прыжков с использованием специфического инвентаря (тренажера) -скакалки (прыгалки).

Прыжки через скакалку носят циклический характер. Их можно выполнять в индивидуальном порядке, парно и в группах. Спортивная скакалка относится к современным системам физического воспитания, хотя сами по себе прыжки через веревку уходят корнями в глубокую древность, имея как многолетнюю историю, так и широкую географию. Ведь скакалка является одним из древнейших спортивных тренажеров, применяемых для тренировки спортсменов самых разнообразных видов спорта. Спортивная скакалка в руках физически подготовленного человека служит отличным тренажером для развития прыгучести, скорости, координации, выносливости, укрепления мышц спины, голени, пресса, стоп, кистей, верхнего плечевого пояса и т.д. Положительное влияние неоспоримо и для развития дыхательной и сердечнососудистой систем человека, не говоря об отличном способе сжигания лишних калорий.

В программах образовательных школ прыжки через скакалку занимают незначительное место как вспомогательное средство обучения. К примеру, многие используют лишь тест: прыжки через скакалку на двух ногах за 30 -60 секунд (определение скорости). Основная масса школьников с легкостью справляется с таким заданием.

На наш взгляд новый вид спорта - rope skipping (спортивная скакалка) дает возможность показать все многообразие данного тренажера для физического развития и самосовершенствования школьников.

Из опыта практического применения, в рамках физического воспитания системы школьного образования, кроме включения в урок физической культуры можно рекомендовать к использованию факультативный (секционный) метод работы по программе спортивная скакалка, адаптировав ее к условиям образовательного учреждения.

Во-первых, секционные занятия спортивной скакалкой дают возможность разнообразить двигательную деятельность школьников и познакомить их с несколькими направлениями: фитнес скакалка, китайское колесо, ООиВЬЕ-ОиТСН (двойной голландский).

Во-вторых, систематическое применение двигательной нагрузки по освоению техники прыжков через скакалку приводит к более тщательной проработке недочетов в подготовке к соревнованиям и к сдаче контрольных тестов определяющих скорость, силу и выносливость.

В-третьих, освоение базовых прыжков повышает положительный эмоциональный тренировочный фон и приводит к заинтересованности в выполнении более сложных трюков.

В-четвертых, школьники могут совершенствовать прыжки с использованием спортивной скакалки: дома, во дворе, будучи на отдыхе в любом уголке природы. Ведь для этого всего-навсего нужно иметь скакалку, совсем небольшой участок площадки и желание.

В-пятых, занятия спортивной скакалкой позволяет развить интерес к физической культуре у школьников, так как этот вид деятельности доступен для различных социальных слоев общества, легок в освоении техники, направлен на укрепление и поддержание хорошего физического состояния организма, позволит отвлечь ребят от пагубных влияний улиц и вредных привычек. Спортивная скакалка является базовым видом спорта, в который также включены гимнастика, элементы акробатики, жонглирование, уличные танцы.

В спортивной скакалке насчитывается более 1000 прыжков и это не предел. Итоговым действием занятия спортивной скакалкой могут являться соревнования.

Мы представляем вашему вниманию дисциплин по которым проводятся соревнования европейского и мирового уровня:

Личные соревнования (одиночная скакалка)

Дисциплина 1. Скорость

Время - 30 секунд

Цель - Выполнить наибольшее количество прыжков, чем соперники в установленное время.

Требования по выполнению прыжков

Необходимо выполнять бег на месте или шаг с чередованием ног. Скиппер должен выполнять прыжки всегда перед судьями. Если он выходит из ограниченной зоны (области - квадрат 5*5 м) судья координатор возвращает участника в зону соревнований, при этом время не останавливается.

Дисциплина 2. Выносливость

Время - 3 минуты / 180 секунд

Цель - Выполнить наибольшее количество прыжков, чем соперники в установленное время.

Требования по выполнению прыжков

Необходимо выполнять бег на месте или шаг с чередованием ног. Зона проведения: квадрат 5*5 м.

Дисциплина 3. Сила - двойной или тройной прыжок

Время - Не ограничено

Цель: Выполнить подряд серию наибольшего количества двойных (тройных) прыжков чем соперники.

Требования по выполнению прыжков

Двойной (тройной) прыжок. Участник за один прыжок должен вращая веревку пропустить ее под ногами два (2), три (3) раза до того как он коснется ногами пола для следующего прыжка. Зона проведения: квадрат 5*5 м. Скиппер должен исполнить последовательно серию двойных (2) или тройных (3) прыжков. При этом не имеет значения, какие прыжки сделаны до начала серии или после. Каждому скипперу дается только одна попытка.

Дисциплина 4. Вольные упражнения (фристайл)

Время - 60 - 75 секунд

Цель: скипперу необходимо показать выступление с наибольшим количеством правильно выполненных трюков в высоком темпе и уложиться в отведенное время.

Требования к выполнению

Вольные упражнения (фристайл) - любая комбинация трюков со скакалкой, соединенных в единое выступление, ограниченный только временем и воображением скиппера. Зона проведения: квадрат 12*12 м. Победитель в вольных упражнениях определяется судейской бригадой по следующим критериям оценки:

Условия судейства: 1) трудность; 2) Артистизм; 3) техническое выполнение; 4) штрафы.

Командные соревнования (Соревнования могут проводится: (юноши, девушки, смешанные команды))

Дисциплина 1. Эстафета Скорости (число скипперов 4) Время 4х30

сек.

Цель: Выполнить наибольшее количество прыжков за отведенное время, которые суммируются у всех членов команды.

Требования к выполнению прыжков

Судья следит, за правильным выполнением прыжков на скорость 1-го и 2-го скиппера, которые выполняются способом бегущий шаг или чередование ноги при каждом перепрыгивании через веревку.3 и 4 скиппер выполняют прыжок крест перед собой. Зона проведения: квадрат 5*5 м. Каждый раз, когда правая нога касается пола, считается прыжок. Прыжки не

считаются, если веревка не была пропущена под ногой скиппера. Обратите внимание: первый, второй, третий и четвертый скиппер - это разные участники.

Дисциплина 2. Вольные парные упражнения (число скипперов 2) Время 45-75 сек

То же что и в личном, только дополнительно судится синхронность.

Дисциплина 3. Командные вольные упражнения (число скипперов 4).

Время: 60.00 - 75.00 секунд

Отсчет времени выступления начинается, как только рука или веревка перемещаются , или как только первый аккорд музыки прозвучал . Обратите внимание! Музыка является дополнением. Зона проведения: квадрат 12*12 м.

Цель: скипперам необходимо показать выступление с наибольшим количеством правильно и синхронно выполненных трюков в высоком темпе и уложиться в отведенное время.

Требования к выполнению

Вольные упражнения - любая комбинация трюков со скакалкой, соединенных в единое выступление, ограниченный только временем и воображением скипперов.

В критерии трудности оцениваются и синхронные действия скипперов и хореография. Чем безупречнее синхронные действия выполненные в выступлении, тем выше результат.

DOUBLE-DUTCH Двойной голландский (Тарабарщина) (две длинные веревки, которые вращают поочередно) Соревнования могут проводится (юноши, девушки, смешанные команды).

Дисциплина 1. Скорость DOUBLE-DUTCH

Время: 3x40 секунд. Эти 120 секунд (две минуты) время, за которое скипперы бегут непрерывно без остановок или перерывов.

Цель: выполнить наибольшее количество прыжков насколько это возможно в отведенное время со сменой 3 скипперов - разных членов команды.

Требования к выполнению прыжков

Скиппер должен выполнять прыжки всегда перед судьями. Если он выходит за пределы площадки, то судья координатор возвращает участника в зону (область - квадрат 5*5 м) соревнований. Но при этом время не останавливается.

Замена скипперов (1-А, 2-Б, 3-В)

Дисциплина 1. Скорость DOUBLE-DUTCH

Время: 4 x 45 секунд. Эти 180 секунд (три минуты) время, за которое скипперы бегут непрерывно без остановок или перерывов.

Цель: выполнить наибольшее количество прыжков насколько это возможно в отведенное время со сменой 4 скипперов - разных членов команды.

Требования к выполнению

Скиппер должен выполнять прыжки всегда перед судьями. Если он выходит за пределы площадки, то судья координатор возвращает участника в зону (область) соревнований. Но при этом время не останавливается.

Замена скипперов (1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г)

Дисциплина 2. Скорости в парах DOUBLE-DUTCH

Время: 2 x 60 секунд. Эти 120 секунд (две минуты) - время за которое скипперы бегут непрерывно без остановок или перерывов между скипперами.

Цель: выполнить наибольшее количество прыжков насколько это возможно в отведенное время.

Дисциплина 3. DOUBLE-DUTCH

Вольные упражнения (команда 3, 4, 5 человек).

Время:

60.00 - 75.00 секунд

Цель: скипперам необходимо показать выступление с наибольшим количеством правильно выполненных трюков в высоком темпе и уложиться в отведенное время.

Площадка для проведения соревнований

Скиппер должен выполнять прыжки всегда перед судьями. Если он выходит из границы площадки (рис. 1), то судья координатор возвращает участника в зону (область) соревнований. Каждый раз, когда скиппер выходит за пределы ограниченной площадки он(она) будет оштрафован малым штрафом - 0,5 балла.

Эффективность воздействия работы со спортивной скакалкой очевидна, но это возлагает и ответственность за недопустимость тренировочных перегрузок.

Во время занятия во главу угла необходимо ставить самоконтроль за своим самочувствием, особенно тем, кто имеют излишний вес или проблемы с деятельностью сердечнососудистой системы. Важно правильно дозировать нагрузки на занятиях спортивной скакалкой, четко контролировать свой пульс и не допускать перегрузок, и тогда этот тренажер станет универсальным, который может развивать все необходимые физические качества школьника.

На занятии спортивной скакалки целесообразно вести просветительную работу о пользе данного вида физкультурной деятельности не только в формировании физических качеств, но и о влиянии прыжковой нагрузки на состояние костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем.

Рис. 1. Площадка для проведения соревнований по скиппингу

Анализируя материальные затраты на обеспечение занятий спортивной скакалкой, можно констатировать, что это дешево, надежно и практично.

Гп

^ Список литературы

а

1. Берестецкая И.Ю. Роуп - скиппинг на уроках физического воспитания в школе/Берестецкая И.Ю., Окунская И.Ю.//Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков, 2002. -№3.

2. Бойко. В. В. Подвижные игры. Скиппинг как форма физической рекреации (ROPE-SKIPPING) (часть1). Орел:, «<Госуниверситет-УНПК», 2011. - С. 94.

3. Давыдов, В.Ю. Новые фитнесс - системы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь): учебное пособие/ Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Краснова Г.О. - 2 - е изд., перераб. и доп. - Волгоград: Изд - во ВолГУ, 2005.

4. По материалам Федерации скиппинга России. Скиппинг - прыжки через скакалку// Спорт в школе. - 2006. - №4.

5. Шарабарова, Н.Н. Упражнения со скакалкой [Текст] // Н.Н. Шарабарова. - М.: «Советский спорт , 1991 г.- 92 стр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Q

References

1. Berestetskaya IY Rope - skipping physical education classes at school / Berestetskaya IY, IY Okunskaya .// Physical training of students of creative specialties. - Kharkiv, 2002. - №3.

2. Boyko. VV Outdoor games. Skipping as a form of physical recreation (ROPE-SKIPPING) (Part 1). Eagle :, "State University-ESPC», 2011. - S. 94.

3. Davydov, VY New fitness - system (new trends, techniques, equipment and inventory): Textbook / VY Davydov, Shamardin AI, Krasnov GO - 2 - nd ed., Revised. and ext. - Volgograd: Publishing - Volgograd in 2005.

4. Based on materials from Russian Federation skippinga. Skipping - jumping rope // Sports at the school. - 2006. - №4.

5. Sharabarova, NN Exercises with rope [Text] // NN Sharabarova. TH .: "Soviet Sport 1991 g.- 92 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.