Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ И УЧАЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ И УЧАЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / УЧАЩИЕСЯ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аленуров Эльдар Асафович

В работе осуществлялась сравнительная характеристика морфофункционального состояния, физической подготовленности, уровню заболеваемости и составляющих здорового образа жизни у 14-17-летних юных спортсменов и учащихся, посещающих уроки физической культуры. Цель исследования: выявить основные направления, по которым юные спортсмены имели преимущество перед школьниками. Задачи исследования: выявить особенности физического развития, физической подготовленности, уровням заболеваемости и составляющих здорового образа жизни у юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом. Методы и организация исследования. Обследование юных спортсменов обучающихся проводилось в период 2019-2020 учебного года. В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, методы оценки морфофункционального состояния, физической и умственной работоспособности, педагогические контрольные испытания, методы анализа заболеваемости и методы математической статистики. Большинство юных спортсменов регулярно смотрят телевизионные передачи, читают художественную литературу, заняты организованным досугом, практически не употребляют спиртные напитки и наркотики, не курят. Учащиеся, не занимающиеся спортом, умеренное сформированность вредных привычек рассматривают как нормальное явление, а занятия физической культурой как принудительное посещение учебных занятий. Занятия спортом существенно повышают уровни морфофункционального состояния, физической подготовленности, физической и умственной работоспособности, снижают заболеваемость учащихся и способствуют социализации их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аленуров Эльдар Асафович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL READINESS OF YOUNG ATHLETES 14-17 YEARS OLD AND STUDENTS ATTENDING PHYSICAL EDUCATION LESSONS

The work carried out a comparative characteristic of the morphological and functional state, physical fitness, the level of morbidity and components of a healthy lifestyle in 14-17-year-old young athletes and students attending physical culture lessons. Purpose of the research: to identify the main areas in which young athletes had an advantage over schoolchildren. Research objectives: to reveal the peculiarities of physical development, physical fitness, levels of morbidity and components of a healthy lifestyle in young athletes and schoolchildren who are not involved in sports. Research methods and organization. The survey of young athletes’ students was carried out during the 2019-2020 academic year. The following research methods were used in the work: analysis of literature sources, questionnaires, methods for assessing morphological and functional state, physical and mental performance, pedagogical control tests, methods of analyzing morbidity and methods of mathematical statistics. The majority of young athletes regularly watch television programs, read fiction, are engaged in organized leisure activities, practically do not use alcohol and drugs, and do not smoke. Pupils who do not go in for sports consider the moderate formation of bad habits as a normal phenomenon, and physical culture classes as compulsory attendance at classes. Sports activities significantly increase the levels of morphological and functional state, physical fitness, physical and mental performance, reduce the incidence of students and contribute to the socialization of their personality.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ И УЧАЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

2. Alekseeva, N.D., Zinoviev A.A., Ivachev A.A. and Smirnov, A.S. (2020), "Retrospective analysis of the results of the I stage of the World Cup in alpine skiing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 12-16.

3. Chernonog, A.N. (2017), "Priorities of the state economic policy and types of financing in physical culture and sports of high achievements in Russia", Novaya nauka: opyt, traditsii, innovatsii, No. 3 (1), pp. 185-190.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.04.2021

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 14-17 ЛЕТ И УЧАЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация

В работе осуществлялась сравнительная характеристика морфофункционального состояния, физической подготовленности, уровню заболеваемости и составляющих здорового образа жизни у 14-17-летних юных спортсменов и учащихся, посещающих уроки физической культуры. Цель исследования: выявить основные направления, по которым юные спортсмены имели преимущество перед школьниками. Задачи исследования: выявить особенности физического развития, физической подготовленности, уровням заболеваемости и составляющих здорового образа жизни у юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом. Методы и организация исследования. Обследование юных спортсменов обучающихся проводилось в период 2019-2020 учебного года. В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, методы оценки морфофункционального состояния, физической и умственной работоспособности, педагогические контрольные испытания, методы анализа заболеваемости и методы математической статистики. Большинство юных спортсменов регулярно смотрят телевизионные передачи, читают художественную литературу, заняты организованным досугом, практически не употребляют спиртные напитки и наркотики, не курят. Учащиеся, не занимающиеся спортом, умеренное сформированность вредных привычек рассматривают как нормальное явление, а занятия физической культурой как принудительное посещение учебных занятий. Занятия спортом существенно повышают уровни морфофункционального состояния, физической подготовленности, физической и умственной работоспособности, снижают заболеваемость учащихся и способствуют социализации их личности.

Ключевые слова: юные спортсмены, учащиеся, морфофункциональное состояние, физическая подготовленность, здоровый образ жизни, структура заболеваемости.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p28-31

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL READINESS OF YOUNG ATHLETES 14-17 YEARS OLD AND STUDENTS ATTENDING PHYSICAL

EDUCATION LESSONS Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of sociological science, senior lecturer, Russian State

Social University, Moscow

Annotation

The work carried out a comparative characteristic of the morphological and functional state, physical fitness, the level of morbidity and components of a healthy lifestyle in 14-17-year-old young athletes and students attending physical culture lessons. Purpose of the research: to identify the main areas in

which young athletes had an advantage over schoolchildren. Research objectives: to reveal the peculiarities of physical development, physical fitness, levels of morbidity and components of a healthy lifestyle in young athletes and schoolchildren who are not involved in sports. Research methods and organization. The survey of young athletes' students was carried out during the 2019-2020 academic year. The following research methods were used in the work: analysis of literature sources, questionnaires, methods for assessing morphological and functional state, physical and mental performance, pedagogical control tests, methods of analyzing morbidity and methods of mathematical statistics. The majority of young athletes regularly watch television programs, read fiction, are engaged in organized leisure activities, practically do not use alcohol and drugs, and do not smoke. Pupils who do not go in for sports consider the moderate formation of bad habits as a normal phenomenon, and physical culture classes as compulsory attendance at classes. Sports activities significantly increase the levels of morphological and functional state, physical fitness, physical and mental performance, reduce the incidence of students and contribute to the socialization of their personality.

Keywords: young athletes, students, morphological and functional state, physical fitness, healthy lifestyle, morbidity structure.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многие учащиеся в возрасте 14-15 лет, не занимаются спортом, часто курят, умеренно употребляют спиртные напитки и наркотики, часто ведут асоциальный образ жизни [1, 4]. Вместе с тем, многие специалисты [2, 3, 5, 6] при анализе показателей подростков, занимающихся спортом, обращали, прежде всего, внимание на характеристики их физической и технической подготовленности и часто не рассматривали результаты вне тренировочной деятельности. Изучение этого направления позволит получить новые аргументы о значимости занятий спортом для учащейся молодежи.

Цель - выявить основные направления, по которым юные спортсмены имели преимущество перед школьниками, занимающимися на уроках физической культуры.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследование 14-15-летних спортсменов мальчиков и школьников проводилось в период 2019-2020 учебного года. В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, методы оценки морфофункцио-нального состояния, физической и умственной работоспособности, педагогические контрольные испытания, методы анализа заболеваемости и методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По нашим данным, мальчики, которые занимались в течение двух лет спортом, имели заметное преимущество перед школьниками, посещающими уроки физической культуры, по показателям морфофункционального развития: ЖЕЛ - 35,3% (р <0,01), кистевой динамометрии - 32,4% (р <0,01), ЧСС в покое - 17,4 % (р <0,01), характеристикам массы тела - 13,1% (р <0,05) и ОГК - 6,4 % (р <0,01). Показатели длины тела и результаты систолического и диастолического артериального давления у юных спортсменов и школьников, посещающих уроки физической культуры, существенно не различались. Таким образом, первичный отбор в спортивную секцию и тренировочные занятия в течение двух лет способствовали межгрупповым различиям по анализируемым показателям мор-фофункционального развития.

По многим показателям, характеризующим уровни развития физических качеств, прослеживается преимущество юных спортсменов [7]. Наиболее существенное различие (р<0,001) выявлено по результатам подтягивания на перекладине - 128,9%, поднимания и опускания туловища - 71,2%. По другим показателям физической подготовленности также прослеживается преимущество юных спортсменов: прыжок в длину с места - 27,2% (р < 0,01), бег 1000 м - 9,2% (р < 0,01), бег 30 м со старта - 7,2% (р < 0,05), челночный бег 3x10 м - 6,9% (р < 0,05), наклон туловища вперед - 17,5%, (р <0,05).

Результаты исследования убедительно доказывают существенное преимущество занимающихся спортом (сравнение со школьниками, посещающими уроки физической культуры) по показателям физической подготовленности.

Отмечается преимущество учащихся, занимающихся спортом, по показателям полового созревания: данная характеристика у школьников, занимающихся на уроках физической культуры, составила 5,4 балла, а у юных гребцов - 8,0 баллов. Таким образом, у данного контингента обучающихся прослеживается взаимосвязь между показателя физического развития и уровнем биологического созревания. Тренер отбирал в спортивную секцию наиболее физически развитых учащихся, что выразилось и в подборе занимающихся преимущественно с опережающим уровнем созревания организма.

У учащихся, не занимающихся спортом, первые позиции занимали болезни органов дыхания (47,5%), болезни органов пищеварения (20,7%) и болезни костно-мышечной системы (19,3%). Поскольку на долю болезней органов дыхания приходится около 50% всей заболеваемости школьников, потребовалось их распределение по отдельным нозологическим формам: первое место занимает ОРВИ, второе - грипп, третье - бронхит, четвертое - ангина, пятое - пневмония.

У юных спортсменов прослеживалось меньшее количество заболеваний, болезни органов дыхания также занимали первое место в структуре заболеваемости (23,5%), затем проявлялись болезни костно-мышечной системы (22,2%) и болезни органов пищеварения (19,6%). Главное преимущество юных спортсменов - существенное (79,6%) уменьшение количества пропущенных дней по болезни за год. Данный факт указывает на высокую значимость занятий спортом в структуре заболеваемости школьников.

Анализ показателей показал, что занятия спортом существенно повышали физическую работоспособность занимающихся: показатели PWC 170 достоверно выше у юных спортсменов (20,3%, р <0,001) в сравнении с учащимися, не занимающимися спортом.

Повышение физической работоспособности способствовало и улучшению показателей умственной работоспособности. Интенсивность работы за четыре минуты (число знаков) выше у юных спортсменов (6,5 %, р <0,01). По количеству ошибок на дифферен-цировку нами обнаружены достоверные различия межгрупповых показателей на пятипроцентном уровне значимости (5,5%). Таким образом, занятия спортом позитивно отражаются на показателях физической и умственной работоспособности юных спортсменов.

Юные спортсмены регулярно смотрят телевизионные передачи (92,1%) читают художественную литературу (61,3%), принимают активное участие в общественной жизни школы (54,8%), заняты организованным досугом после тренировок (20,8%). Юные спортсмены в основном не курят (93,8%), не употребляют спиртные напитки (83,3%) и наркотические вещества (100,0%).

Учащиеся, посещающие уроки физической культуры, умеренную сформирован-ность вредных привычек не рассматривают как несоблюдение здорового образа жизни. Большинство школьников (58,3%) оценивают занятия физическими упражнениями не как способ улучшения здоровья, а как принудительное посещение учебных занятий.

ВЫВОД

Занятия спортом существенно повышают уровни физической подготовленности, физической и умственной работоспособности, снижают заболеваемость учащихся и способствуют социализации их личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамишвили Г. А. Основные направления дифференцирования физического воспитания учащихся в общеобразовательном учебном заведении] / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов // Научный поиск. - 2015. - № 1 (15). - С. 67-70.

2. Александров В.И. Мониторинг физического состояния детей в образовательных учреждениях / В.И. Александров, Е.С. Чижова // Физическая культура: воспитание, образование, трени-

ровка.- 2005. - № 4. -С. 40-42.

3. Дифференцированное развитие скоростных способностей учащихся на уроках физической культуры / Э.А. Аленуров, Д.А. Казаков, М.Н. Маринина, М.В. Некрасова // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 66-67.

4. Еремин М.В. Средства физической культуры и спорта в профилактике наркомании детей и подростков / М.В. Еремин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - С. 60-63.

5. Карпов, В.Ю. Теоретико-методические аспекты сопряженного развития физических качеств и формирования техники двигательных действий у девочек среднего школьного возраста / В.Ю. Карпов, Н.В. Марьина, К.К. Скоросов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 6 (124). - С. 91-96.

6. Оптимизация физической и технической подготовки школьников в метаниях / В. А. Ку-динова Э.А. Аленуров, А.М. Гладких, Н.С. Купцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 274-277.

7. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Н.Г. Пучко-ва, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 167-172.

REFERENCES

1. Abramishvili G.A., Karpov V.Yu. (2015), "The main directions of differentiation of physical training of pupils in general education educational institution", Scientific search, No. 1, pp. 67-70.

2. Aleksandrov, V.I. and Chizhova, E.S. (2005), "Monitoring the physical condition of children in educational institutions", Physical culture: upbringing, education, training, No. 4, pp. 40-42.

3. Alenurov, E.A., Kazakov, D.A., Marinina, M.N. and Nekrasova, M.V. (2020), "Differentiated development of high-speed abilities of students in physical education lessons", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 66-67.

4. Eremin, M.V., Karpov V.Yu. and Makhov, A.S. (2015), "Physical culture and sport in the prevention of drug addiction of children and adolescents", Physical culture: upbringing, education, training, Vol. 2, pp. 60-63.

5. Karpov, V.Yu., Maryina, N.V. and Skorosov, K.K. (2015), "Theoretical and methodological aspects of the conjugate development of physical qualities and the formation of the technique of motor actions in girls of secondary school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 91-96.

6. Kudinova, V.A., Alenurov, E.A., Gladkikh, A.M. and Kuptsova, N.S. (2020) "Optimization of physical and technical training of schoolchildren at throwing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 181, No. 3, pp. 274-277.

7. Matveev, A.P., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R., Puchkova, N.G. and Sharagin, V.I. (2017), "The development of power abilities of senior schoolchildren by means of athletic gymnastics in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 167-172.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.04.2021

УДК 37.037

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-

СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК 10-11 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ И ИХ СВЕРСТНИЦ, НЕ ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЙ

Виктор Викторович Андреев, кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан; Игорь Евгеньевич Коновалов, доктор педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань; Александр Игоревич Морозов, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский государственный педагогический уни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.