Научная статья на тему 'Использование комплекса восстановительных мероприятий для повышения функциональной подготовленности мальчиков 10 -12 лет занимающихся легкой атлетикой'

Использование комплекса восстановительных мероприятий для повышения функциональной подготовленности мальчиков 10 -12 лет занимающихся легкой атлетикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ЛЕГКОАТЛЕТЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЮНі ЛЕГКОАТЛЕТИ / ТРЕНУВАЛЬНИЙ ПРОЦЕС / ФіЗИЧНА ПРАЦЕЗДАТНіСТЬ / ВіДНОВНі ЗАХОДИ / ФУНКЦіОНАЛЬНА ПіДГОТОВЛЕНіСТЬ / YOUNG ATHLETES / TRAINING PROCESS / PHYSICAL CAPACITY / RESTORATIONS MEASURES / FUNCTIONAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ситникова Н. С.

Проведено изучение влияния коррекционных занятий на уровень функциональной подготовленности юных легкоатлетов 10 12 лет. Полученные материалы позволили констатировать выраженное положительное влияние восстановительных мероприятий на физическую работоспособность и функциональную подготовленность юных спортсменов и возможность их практического использования в учебно-тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ситникова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drawing on complex of restorations measures for the increase of functional preparedness of boys 10 -12 years engaged in track-and-field

The study of influencing of corrections employments is conducted on the level of functional preparedness of young athletes 10 12 years. The got materials allowed to establish the expressed positive influence of restorations measures on a physical capacity and functional preparedness of young sportsmen and possibility of their practical use in an educational training process.

Текст научной работы на тему «Использование комплекса восстановительных мероприятий для повышения функциональной подготовленности мальчиков 10 -12 лет занимающихся легкой атлетикой»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ 10 -12 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

Ситникова Н.С.

Запорожский национальный университет

Аннотация. Проведено изучение влияния коррекционных занятий на уровень функциональной подготовленности юных легкоатлетов 10 - 12 лет. Полученные материалы позволили констатировать выраженное положительное влияние восстановительных мероприятий на физическую работоспособность и функциональную подготовленность юных спортсменов и возможность их практического использования в учебно-тренировочном процессе.

Ключевые слова: юные легкоатлеты тренировочный процесс, физическая работоспособность

восстановительные мероприятия, функциональная подготовленность.

Анотація. Сітнікова Н.С. Використання комплексу відновних заходів для підвищення функціональної підготовленості хлопчиків 10 -12 років що займаються легкою атлетикою Проведено вивчення впливу коректувальнихзанять на рівень функціональної підготовленості юних легкоатлетів 10 - 12 років. Одержані матеріали дозволили констатувати виражений позитивний вплив відновних заходів на фізичну працездатність і функціональну підготовленість юних спортсменів і можливість їх практичного використання в учбово-тренувальному процесі.

Ключові слова: юні легкоатлети, тренувальний процес, фізична працездатність, відновні заходи, функціональна підготовленість

Annotation. Sitnicova N.S. Drawing on complex of restorations measures for the increase of functional preparedness of boys 10 -12 years engaged in track-and-field. The study of influencing of corrections employments is conducted on the level of functional preparedness of young athletes 10 - 12 years. The got materials allowed to establish the expressed positive influence of restorations measures on a physical capacity and functional preparedness of young sportsmen and possibility of their practical use in an educational training process.

Keywords: young athletes, training process, physical capacity, restorations measures, functional preparedness.

Введение.

В последние годы значительное число диссертационных исследований посвящено изучению морфофункциональных изменений развивающегося организма при занятиях тем или иным видам спортивной деятельности [1,2,4,5,6,8,9]. Очевидно, что знание данных изменений является необходимой основой для создания эффективной системы контроля за состоянием здоровья занимающихся и коррекции учебно-тренировочного процесса. Вместе с тем, практически не изученным является вопрос относительно оптимизации двигательной подготовленности функциональногосостояния и адаптационных возможностей детей школьного возраста в процессе их систематических занятий спортом с помощью восстановительных мероприятий. Совершенно очевиден факт, что повышение эффективности процесса подготовки юных спортсменов наряду с совершенствованием средств и методов спортивной тренировки важнейшую роль играют факторы, способствующие росту работоспособности и ускоряющие восстановительные процессы после тренировочных нагрузок [3,7]. Актуальность и, несомненно, практическое значение данной проблемы послужили предпосылками для настоящего исследования

Работа выполнена по плану НИР Запорожскогонационального университета.

Формулирование целей работы.

Целью исследования стало изучение эффективности применения программы коррекционных мероприятий в оптимизации двигательной подготовленности функционального состояния школьников10-12 лет, систематически занимающихся легкой атлетикой

Материалы и методы исследований. В соответствии с целью исследования нами было проведено обследование 26 мальчиков в возрасте 10-12 лет, систематически занимающихся легкой атлетикой по традиционной программе. Все школьники были разделены на две группы контрольную (15 мальчиков) и экспериментальную (11 мальчика), представители которой проходили в течение всего исследования курс коррекционных мероприятий. Разработанная нами программа включала следующие мероприятия: юные спортсмены 10 - 12 лет использовали водный тренинг, гидромассаж и самомассаж.

В процессе обследования у всех детей регистрировались: уровень общей физической

работоспособности (aPWC150, кгм/мин и оPWC150, кгм/мин/кг), максимальное потребление кислорода (аМПК, л/мин и оМПК, мл/мин/кг), алактатная и лактатная мощность (вт/кг) и алактатная и лактатная емкость (%) с использованием компьютерной программы «ТТТВСМ». Все полученные в ходе исследования данные были обработаны с использованием статистического пакета Microsoft Excel.

Результаты исследо ваний.

Как видно из результатов, представленных в таблице 1, в начале исследования у юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп были зарегистрированы не очень высокие для данного вида спорта абсолютные значения практически всех функциональных показателей, характеризующих уровень их общей физической работоспособности аэробной выносливости и энергообеспечения мышечной деятельности

Необходимо отметить также отсутствие статистически достоверных различий между представителями обеих групп в отношении величин всех использованных в работе функциональных параметров.

Очевидно, таким образом, что в начале исследования, выбранные нами группы юных спортсменов, были достаточно однородны и однотипны Безусловно, данный факт имеет важное значение, для получения объективных данных относительно изучения степени влияния того или иного фактора.

Представители экспериментальной группы занимались весь подготовительный период и использовали в тренировочном процессе предложенную нами программу коррекционных мероприятий. В таблице 2, представлены результаты обследования мальчиков 10 - 12 лет контрольной и экспериментальной групп в конце исследования

Таблица 1.

Величины изученных функциональных показателей у мальчиков 10 - 12 лет занимающихся легкой атлетикой, контрольной и экспериментальной групп в начале исследования (М ± т)

Показатели физической подготовленности Контрольная группа Экспериментальная группа

aPWC150 (кгм/мин) 419,12 ± 15,45 417 ± 20,72

oPWC150 (кгм/мин/кг) 10,06 ± 0,18 9,93 ± 0,25

аМПК (л/мин) 1,95 ± 0,03 1,95 ± 0,04

оМПК (мл/мин/кг) 47,28 ± 0,08 47,07 ± 1,37

АЛАКм (вт/кг) 3,31 ± 0,07 3,30 ± 0,09

АЛАКе (%) 20,15 ± 0,37 20,00 ± 0,50

ЛАКм (вт/кг) 2,60 ± 0,05 2,57 ± 0,06

ЛАКе (%) 16,00 ± 0,28 15,85 ± 0,37

Таблица 2.

Величины изученных функциональных показателей у мальчиков 10 - 12 лет занимающихся легкой атлетикой, контрольной и экспериментальной групп в конце исследования (М ± т)

Показатели физической подготовленности Контрольная группа Экспериментальная группа

aPWC150 (кгм/мин) 436,17 ± 15,35 468,13 ± 21,04***

oPWC150 (кгм/мин/кг) 10,48 ± 0,20 11,14 ± 0,20

аМПК (л/мин) 1,98 ± 0,03 2,04 ± 0,04*

оМПК (мл/мин/кг) 47,99 ± 0,92 49,13 ± 1,37**

АЛАКм (вт/кг) 3,46 ± 0,07 3,65 ± 0,06*

АЛАКе (%) 20,86 ± 0,39 22,02 ± 0,37**

ЛАКм (вт/кг) 2,71 ± 0,05 2,86 ± 0,05

ЛАКе (%) 16,65 ± 0,30 17,53 ± 0,27

Примечание: *-р < 0,01; **- р < 0,05; ***- р < 0,001 по сравнению с экспериментальной группой.

Как видно из приведенных данных у юных легкоатлетов обоих групп отмечалась положительная тенденция к росту уровня общей физической работоспособности и функциональной подготовленности Хочется отметить представителей экспериментальной группы, которые проходили курс коррекционных мероприятий. В этой группе, практически все показатели функциональной подготовленностиих организма были статистически достоверно выше, чем в начале эксперимента, по сравнению с контрольной группой. Для мальчиков спортсменов 10 - 12 лет занимающихся по предложенной нами программе, было характерно не только достоверное повышение общей физической работоспособности (синхронный рост aPWC150 и оPWC150), аэробной емкости и мощности, но и повышение их потенциальных анаэробных способностей Достаточно отметить, что к окончанию исследования, в отличие от представителей контрольной группы, у ребят занимающихся по нашей программе, было зарегистрировано достоверное повышение aPWC150 на 468,13 ± 21,04%, oPWC150 на 11,14 ± 0,20%, оМПК на 49,13 ± 1,37%, АЛАКм на 3,65 ± 0,06%, ЛАКм на 2,86 ± 0,05%, а значения АЛАКе и ЛАКе на 22,02 ± 0,37% и 17,53 ± 0,27%.

Несмотря на убедительный характер представленных материалов, мы посчитали необходимым провести сравнительный анализ величины относительного прироста показателей физической подготовленностиу мальчиков-легкоатлетов 10 - 12 лет контрольной и экспериментальной групп в конце исследования (таблица 3).

По результатам, представленных в таблице 3, для юных легкоатлетов экспериментальной группы были характерны более существенные величины относительного прироста практически всех параметров функциональной подготовленностиих организма. По показателю aPWC150 результаты выросли на 12,3%; oPWC150 - на 12, 18%; аМПК и оМПК - на 4,41% и 4,37%. Особенно существенные различия были отмечены в отношении параметров функциональной подготовленности, характеризующих способность работы организма в условиях гипоксии или недостатка кислорода

Так у юных спортсменов, занимающихся легкой атлетикой по предложенной нами программе коррекционных мероприятий был зарегистрирован гораздо более выраженный рост алактатной и лактатной мощности (на 10,60% и 11,47% против 4,35% и 4,49% среди ребят контрольной группы), а также алактатной и лактатной емкости (как 10,12% против всего лишь 3,54% и 10,59% против 4,12%).

Таблица 3.

Величины относительного прироста показателей физической подготовленности у мальчиков-легкоатлетов 10 - 12 лет контрольной и экспериментальной групп в конце исследования

Показатели физической подготовленности Контрольная группа Экспериментальная группа

aPWC150 (мм/мин) 4,07 ± 1,42 12,3 ± 1,40***

oPWC150 (мм/мин/кг) 4,15 ± 1,35 12,18 ± 1,59***

aМПК (л/мин) 1,48 ± 1,42 4,41 ± 1,40

оМПК (мл/мин/кг) 1,50 ± 1,38 4,37 ± 1,41

АЛАКм (вт/кг) 4,35 ± 1,42 10,60 ± 1,69**

АЛАКе (мм/лим/кг) 3,54 ± 1,39 10,12 ± 1,69**

ЛАКм (вт/кг) 4,49 ± 1,36 11,47 ± 1,70**

ЛАКе (мм/лим/кг) 4,12 ± 1,37 10,59 ± 1,69

Примечание: **- р < 0,01; ***- р < 0,001 по сравнению с контрольной и экспериментальной группой. Выводы.

Таким образом, представленные материалы убедительно свидетельствуют о том, что применение дополнительных восстановительных мероприятий среди представителей экспериментальной группы мальчиков спортсменов 10 - 12 лет, занимающихся легкой атлетикой способствовало выраженной оптимизации их двигательной подготовленности и повышению эффективности работы системы энергообеспечения мышечной деятельности. Очевидно, что полученные результаты могут свидетельствовать в пользу достаточно высокой эффективности предложенных нами восстановительных мероприятий и возможности их практического использования при многолетней подготовке юных спортсменов.

Дальнейшее исследование предполагается провести в изучении других проблем использования восстановительных мероприятий для повышения функциональной подготовленности легкоатлетов различных возрастов.

Литература:

1. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Теоретические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиологическое развитие ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М., 2000. - С. 9.

2. Волков Л.В. Обучение и воспитание юных спортсменов - К.: Здоров’я, 1984. - 144 с.

3. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженности мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов - Диссертация доктора биологических наук, 1990. - 101 с.

4. Основы управления подготовкойюных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с.

5. Пирогова Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека - К.: Здоров’я , 1986. - 151 с.

6. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовкаюного спортсмена. - К.: Рад. шк., 1988. - 288 с.

7. Савченко В.А., Бирюков А.А. О проблеме восстановления в спорте // Теория и практика физической культуры - 1998. - № 5. - С. 39.

8. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991. - 560 с.

9. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: ФиС, 1987. - 240с.

Поступила в редакцию 22.01.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.