ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ 13 -14 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
Ситникова Н.С.
Классический приватный университет
Аннотация. Проведено изучение влияния коррекционных занятий на уровень функциональной и двигательной подготовленности юных легкоатлетов 13 - 14 лет. Полученные материалы позволили констатировать выраженное положительное влияние восстановительных мероприятий на физическую работоспособность и функциональную подготовленность юных спортсменов и возможность их практического использования в учебно-тренировочном процессе.
Ключевые слова: юные легкоатлеты тренировочный процесс, физическая работоспособность
восстановительные мероприятия, функциональная подготовленность
Анотація. Сітнікова Н.С. Оцінка ефективності використання комплексу відновлювальних заходів щодо підвищення рухової та функціональної підготовленості хлопчиків 13-14 років, які займаються легкої атлетикою. Проведено вивчення впливу коректувальнихзанять на рівень функціональної та рухової підготовленості юних легкоатлетів 13 - 14 років. Одержані матеріали дозволили констатувати виражений позитивний вплив відновних заходів на фізичну працездатність і функціональну підготовленість юних спортсменів і можливість їх практичного використання в учбово-тренувальному процесі.
Ключові слова: юні легкоатлети, тренувальний процес, фізична працездатність, відновні заходи, функціональна підготовленість.
Annotation. Sitnicova N.S. Estimation of efficiency use of complex restoration measures for the increase of motive and functional preparedness of boys of 13 - 14 years engaged in track-and-field. The study of influencing of corrections employments is conducted on the level of functional and increase of motive preparedness of young athletes 13 - 14 years. The got materials allowed to establish the expressed positive influence of restorations measures on a physical capacity and functional preparedness of young sportsmen and possibility of their practical use in an educational training process.
Keywords: young athletes, training process, physical capacity, restorations measures, functional preparedness.
Введение.
Эффективность подготовки юного спортсмена во многом зависит от правильного отношения тренера к восстановительным средствам, а также осознания им того, что использование многих восстановительных мероприятий в работе с юными спортсменами - совсем не безобидная мера, способная лишь ускорить протекание восстановительных процессов. Каждая восстановительная процедура - это сама по себе уже дополнительная нагрузка на организм, предъявляющая порой значительные требования к его функциональным системам [1-9]. Вместе с тем, практически не изученным является вопрос относительно оптимизации двигательной подготовленности, функциональногосостояния и адаптационных возможностей детей школьного возраста в процессе их систематических занятий спортом с помощью восстановительных мероприятий. Очевидно, что знание данных изменений является необходимой основой для создания эффективной системы контроля за состоянием здоровья занимающихся и коррекции учебно-тренировочного процесса. Актуальность и, несомненно, практическое значение данной проблемы послужили предпосылками для настоящего исследования
Работа выполнена по плану НИР Классического приватного университета
Формулирование целей работы.
Целью исследования стало изучение эффективности применения программы коррекционных мероприятий в оптимизации двигательной подготовленности функционального состояния школьников 1314 лет, систематически занимающихся легкой атлетикой
Материалы и методы исследований. В соответствии с целью исследования нами было проведено обследование 20 мальчиков в возрасте 13-14 лет, систематически занимающихся легкой атлетикой по традиционной программе. Все школьники были разделены на две группы контрольную (10 мальчиков) и экспериментальную (10 мальчика), представители которой проходили в течение всего исследования курс коррекционных мероприятий. Разработанная нами программа включала следующие мероприятия: юные спортсмены 13 - 14 лет использовали водный тренинг, гидромассаж, самомассаж и тепловые процедуры (баня с элементами ароматерапии).
В процессе обследования у всех детей регистрировались: уровень общей физической
работоспособности (aPWC150, кгм/мин и оPWC150, кгм/мин/кг), максимальное потребление кислорода (аМПК, л/мин и оМПК, мл/мин/кг), алактатная и лактатная мощность (вт/кг) и алактатная и лактатная емкость (%), ПАНО и ЧССпано с использованием компьютерной программы «ШВСМ». Все полученные в ходе исследования данные были обработаны с использованием статистического пакета Microsoft Excel.
Результаты исследо ваний.
Как видно из результатов, представленных в таблице 1, в начале исследования у юных спортсменов 13 - 14 лет контрольной и экспериментальной групп были зарегистрированы не средние для данного вида спорта абсолютные значения практически всех функциональных показателей, характеризующих уровень их
общей физической работоспособности аэробной выносливости и энергообеспечения мышечной деятельности. Необходимо отметить также отсутствие статистически достоверных различий между представителями обеих групп в отношении величин всех использованных в работе функциональных параметров.
Очевидно, таким образом, что в начале исследования, группы юных спортсменов, были достаточно однородны и однотипны Безусловно, данный факт имеет важное значение, для получения объективных данных относительно изучения степени влияния того или иного фактора.
Представители экспериментальной группы занимались весь подготовительный период и использовали в тренировочном процессе предложенную нами программу коррекционных мероприятий: водный тренинг, длительность занятий которого составил 45 минут, гидромассаж; самомассаж и тепловые процедуры. Постепенно изменялись условия выполнения заданий, увеличивалась нагрузка, количество повторений и т.д. В таблице 2, представлены результаты обследования мальчиков 13-14лет контрольной и экспериментальной групп в конце исследования
Таблица 1.
Величины изученных функциональных показателей у мальчиков 13- 14 лет занимающихся легкой атлетикой, контрольной и экспериментальной групп в начале исследования (М ± т)
Показатели физической подготовленности Контрольная группа Экспериментальная группа
aPWC150 (кгм/мин) 596,18 ± 36,51 611,23 ± 35,95
oPWC150 (кгм/мин/кг) 11,01 ± 0,19 11,31 ± 0,22
аМПК (л/мин) 2,25 ± 0,06 2,28 ± 0,06
оМПК (мл/мин/кг) 42,18 ± 1,08 42,69 ± 1,16
АЛАКм (вт/кг) 3,61 ± 0,07 3,71 ± 0,07
АЛАКе (%) 21,78 ± 0,37 22,35 ± 0,42
ЛАКм (вт/кг) 2,86 ± 0,05 2,93 ± 0,06
ЛАКе (%) 17,69 ± 0,38 17,91 ± 0,32
ПАНО 52,55 ±1,31 52,24 ±1,30
ЧССпано 118,10 ± 2,20 118,90 ± 2,28
Как видно из приведенных данных у юных легкоатлетов обоих групп отмечалась положительная тенденция к росту уровня общей физической работоспособности и функциональной подготовленности Хочется отметить представителей экспериментальной группы, которые проходили курс коррекционных мероприятий. В этой группе, практически все показатели функциональной подготовленностиих организма были статистически достоверно выше, чем в начале эксперимента, по сравнению с контрольной группой. Для мальчиков спортсменов 13 - 14 лет занимающихся по предложенной нами программе, было характерно не только достоверное повышение общей физической работоспособности (синхронный рост aPWC150 и оPWC150), аэробной емкости и мощности, но и повышение их потенциальных анаэробных способностей Достаточно отметить, что к окончанию исследования, в отличие от представителей контрольной группы, у ребят занимающихся по нашей программе, было зарегистрировано достоверное повышение aPWC150 на 661 ± 30,46, oPWC150 на 11,95 ± 0,24, оМПК на 42,95 ± 0,79, АЛАКм на 3,93 ± 0,08, ЛАКм на 3,10 ± 0,06, а значения АЛАКе и ЛАКе на 23,61 ± 0,48% и 18,87 ± 0,35%.
Таблица 2.
Величины изученных функциональных показателей у мальчиков 13 - 14 лет занимающихся легкой ____________атлетикой, контрольной и экспериментальной групп в конце исследования (М ± т)
Показатели физической подготовленности Контрольная группа Экспериментальная группа
aPWC150 (кгм/мин) 619,42 ± 27,56 661 ± 30,46***
oPWC150 (кгм/мин/кг) 11,18 ± 0,20 11,95 ± 0,24
аМПК (л/мин) 2,29 ± 0,05 2,37 ± 0,05*
оМПК (мл/мин/кг) 41,65 ± 0,76 42,95 ± 0,79**
АЛАКм (вт/кг) 3,68 ± 0,07 3,93 ± 0,08**
АЛАКе (%) 22,20 ± 0,42 23,61 ± 0,48**
ЛАКм (вт/кг) 2,89 ± 0,05 3,10 ± 0,06*
ЛАКе (%) 17,71 ± 0,27 18,87 ± 0,35*
ПАНО 51,18 ± 0,28 51,30 ± 1,10
ЧССпано 116,50 ± 1,09 119,80 ± 2,02
Примечание: *-р < 0,01; **- р < 0,05; ***- р < 0,001 по сравнению с экспериментальной группой.
Несмотря на убедительный характер представленных материалов, мы посчитали необходимым провести сравнительный анализ динамики величин относительного прироста показателей физической подготовленности и отдельных звеньев общей системы энергообеспечения мышечной деятельности у мальчиков-легкоатлетов 13 - 14 лет контрольной и экспериментальной групп в конце исследования (рисунок 1 и 2).
Как видно, из рисунка 1 для мальчиков-легкоатлетов экспериментальной группы были характерны достоверно более высокие темпы прироста общей физической работоспособности и схожая тенденция к росту величин МПК. По показателю оPWC150 результаты выросли на 6,8%, а оМПК - на 3,12%.
Рис. 1. Величины относительного прироста общей физической работоспособности и аэробной производительности организма мальчиков 13 - 14 лет к окончанию исследования
7,01
6тИ-
2,33
0,СЗ
-0,58
к:
17"
АЛАКм АЛАКе ЛАКм ЛАКе ПАНО ЧССпано ■ контрольнаягруппа ■ экспериментальная группа
Рис. 2. Величины относительного прироста показателей энергообеспечения мышечной деятельности организма мальчиков 13 — 14 лет к окончанию исследования
В свете представленных материалов не удивительным выглядело преимущество юных спортсменов экспериментальной группы и в темпах прироста параметров, характеризующих отдельные звенья общей системы энергообеспечениямышечной деятельности.
Как видно по рисунку 2, особенно существенные различия были отмечены в отношении параметров функциональной подготовленности характеризующих способность работы организма в условиях гипоксии или недостатка кислорода.
Так у юных спортсменов, занимающихся легкой атлетикой по предложенной нами программе коррекционных мероприятий был зарегистрирован гораздо более выраженный рост алактатной и лактатной мощности (на 6,65% и 7,01% против 2,74% и 2,45% среди ребят контрольной группы), а также алактатной и лактатной емкости (как 6,35% против всего лишь 2,60% и 6,56% против 1,24%). Лишь в отношении величин ПАНО и ЧССпано значимых различий обнаружить не удалось В связи с общеизвестным фактом морфофункциональных особенностей подросткового возраста (13 - 14 лет) можно констатировать необходимостьболее детального подхода к совершенствованию системы восстановительных мероприятий в данной возрастной группе.
Выводы.
Таким образом, представленные материалы убедительно свидетельствуют о том, что применение дополнительных восстановительных мероприятий среди представителей экспериментальной группы мальчиков спортсменов 13 - 14 лет, занимающихся легкой атлетикой способствовало выраженной оптимизации их двигательной подготовленности и повышению эффективности работы системы энергообеспечения мышечной деятельности. Очевидно, что полученные результаты могут свидетельствовать в пользу достаточно высокой эффективности предложенных нами восстановительных мероприятий и возможности их практического использования при многолетней подготовке юных спортсменов.
Дальнейшее исследование предполагается провести в изучении других проблем использования восстановительных мероприятий для повышения функциональной подготовленности легкоатлетов различных возрастов.
Литература:
1. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Теоретические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиологическое развитие ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М., 2000. - С. 9.
2. Волков Л.В. Обучение и воспитание юных спортсменов - К.: Здоров’я, 1984. - 144 с.
3. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженности мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов - Диссертация доктора биологических наук, 1990. - 101 с.
4. Основы управления подготовкойюных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с.
5. Пирогова Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека - К.: Здоров’я , 1986. - 151 с.
6. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовкаюного спортсмена. - К.: Рад. шк., 1988. - 288 с.
7. Савченко В.А., Бирюков А.А. О проблеме восстановления в спорте // Теория и практика физической культуры - 1998. - № 5. - С. 39.
8. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991. - 560 с.
9. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: ФиС, 1987.
Поступила в редакцию 05.02.2008г.