Научная статья на тему 'Особенности физического развития городских и сельских младших школьников Республики Тыва'

Особенности физического развития городских и сельских младших школьников Республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития городских и сельских младших школьников Республики Тыва»

РАЗДЕЛ XI

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 612.65+3 71.73+370.179

В. А. Красильникова, Л. К. Будук-оол, Р. И. Айзман

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Ведущим биологическим фактором, определяющим физическое развитие, является наследственная информация. Именно в генетической информации заложен биологический потенциал, который в последующем может быть реализован полностью или частично [9]. Однако окружающая среда служит неотъемлемым компонентом большинства управляющих функциональных систем, являясь внешним звеном регуляции [7].

Следовательно, для человека особое значение имеет социальная среда, которая зачастую становится доминирующей по отношению к экологическим условиям проживания и биологической системе организации личности

[Ю].

Связь между социально-экономическим развитием общества и здоровьем населения установлена еще в 18 веке. Российская школа гигиенистов, представленная плеядой выдающихся исследователей - А. М. Доброславным, Ф. Ф. Эрисманом, Д. Н. Жбанковым и др., глубоко и детально разработала вопросы взаимосвязи здоровья населения с социально-бытовой обстановкой.

В настоящее время общепризнанно, что здоровье детского населения характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но также гармоничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем функций [4, 5].

Как известно, физическое развитие отражает протекание формообразовательного процесса, чутко реагируя на социальные и экологические воздействия. Физическому развитию присуща чрезвычайно четко выраженная онтогенетическая динамика, а также пластичность, лабильность и чувствительность [3, 9].

Таким образом, рост и развитие детей - главные индикаторы состояния их здоровья. Следовательно, физическое развитие выступает как интегральный показатель, характеризующий как общее состояние организма ребенка, так и адекватность средовых условий его потребностям.

Целью нашей работы являлось исследование физического развития младших школьников, проживающих в сельской и городской местности Республики Тыва.

Стандарты физического развития для детей тувинской национальности разрабатывались последний раз в 1986 г., а пришлого населения, постоянно проживающего на территории Республики, не разрабатывались совсем. Поскольку местные стандарты устарели, возникла необходимость разработ-

ки новых, более современных стандартов для младших школьников тувинской и русской национальности, постоянно проживающих на территории Республики. В ходе массовых обследований младших школьников в возрасте от 9 до 11 лет (всего 1580 чел.) в период с 2001 по 2004 год были получены данные о росте, массе тела и окружности грудной клетки детей 6 возрастно-половых групп тувинской и русской национальности. Обследования проводились в селах Эрзин, Овюр, Сарыг-Сеп, Шагонар и в г. Кызыле. С помощью метода вариационной статистики были разработаны таблицы стандартов физического развития детей для сельской и городской местности (Табл.1. 2).

Таблица 1

Сравнительные показатели физического развития младших школьников тувинской национальности, проживающих в сельской и городской местностях Республики Тыва

Возраст Параметры Г ородские • и: Сельские Достоверность различий, р

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мал Дев

М±ш М±М М±гп М±ш

9 лет N 136 162 25 26

Рост 130,3 ±0,5 5,6 129,9 ±0,5 6,2 126,6 ± 1,1 5,3 126,4 ± 1,1 5,4 0,01 0,01

Вес 27,8 ±0,4 5,0 27,0 ± 0,4 5,4 26,2 ± 0,8 3,8 25,7 ± 0,3 1,3 Н/д 0,02

ОГ 66,9 ± 0,4 4,6 64,9 ± 0,5 5,7 65,2 ± 0,6 3,0 64,9 ± 0,5 2,6 0,05 Н/д

10 лет N 148 163 45 63

Рост 135,1 ± 0,4 5,0 135,1 ± 0,5 6,3 132,2 ± 0,9 5,9 132,0 ± 0,8 6,2 0,01 0,001

Вес 30,7 ± 0,4 5,3 30,0 ± 0,5 5,8 29,6 ± 0,5 3,3 28,2 ± 0,5 4,1 Н/д 0,02

ОГ 68,9 ± 0,5 5,7 67,1 ± 0,4 5,4 67,7 ±0,5 3,5 64,2 ± 0,5 3,8 Н/д 0,001

11 лет N ПО 100 28 24

Рост 139,4± 0,6 6,0 138,8+ 0,6 6,3 137,4 ± 1,3 6,9 135,0 ± 1,3 6,1 0,01 0,01

Вес 33,7 ± 0,6 6,3 31,7 ± 0,6 5,7 32,4 ± 0,8 4,1 31,6 ± 0,9 4,3 Н/д Н/д

ОГ 70,6 ± 0,6 6,1 67,1 ±0,5 5,1 69,0 ± 0,8 4,4 68,2 ± 1,2 5,6 Н/д Н/д

Примечание: Мал - мальчики, Дев - девочки, Н/д - различия недостоверны.

Из полученных данных видно, что сельские школьники 9-11 лет тувинской национальности отличаются от городских меньшими показателями физического развития. Наиболее достоверные отличия наблюдаются в показателях роста (уровень значимости от 0,01 до 0,001). Меньшая разница у школьников села и города наблюдается в весе и объеме грудной клетки. Хотя у сельских девочек десяти лет достоверность различий в объеме грудной клет-

ки значительна (р<0,001), различия по аналогичным показателям у мальчиков этого же возраста статистически недостоверно. Причем, у сельских девочек 11-ти лет объем грудной клетки несколько больше, чем у городских, а у девятилетних сельских девочек меньше, по сравнению с городскими.

Сельские и городские школьники русской национальности тоже имеют небольшие различия в показателях физического развития (Табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные показатели физического развития младших школьников русской национальности, проживающих в сельской и городской местностях Республики Тыва

Возраст Параметры Г ородские Сельские Достоверность различий, р

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Дев

М±т М±М ■ Л- М±т М±т

9 лет N 90 92 14 10

Рост 134,9 ±0,7 6,1 132,7 ± 0,6 5,5 132,7 ±2,0 7,2 133,1 ± 1,2 3,7 Н/д НУд

Вес 29,3 ±0,5 5,1 28,0 ± 0,4 4,0 31,4 ± 1,6 5,8 27,9 ± 0,8 2,4 Н/д Н/д

ОГ 65,6 ±0,4 4,1 65,4 ± 0,5 4,7 67,7 ± 1,1 4,1 65,0 ± 0,6 1,8 Н/д НУд

10 лет N 96 105 13 15

Рост 138,5 ±0,6 6,0 137,7 ±0,6 5,8 137,2 ± 1,6 5,5 135,9 ±2,4 9,2 Н/д Н/д

Вес 32,5 ± 0,7 6,4 30,1 ±0,5 5,1 32,9 ± 1,2 4,2 30,7 ± 1,5 5,5 Н/д Н/д

ОГ 69,9 ± 0,6 6,1 67,3 ± 0,5 5,1 67,8 ± 0,9 3,0 66,6 4 1,0 3,9 Н/д Н/д

11 лет N 47 51 10 7

Рост 143,5 ±0,8 5.4 142,2 ± 0,8 5,9 141,0 ± 2,1 6,4 145,9 ±3,9 9,5 Н/д Н/д

Вес 36,4 ± 0,9 6,1 32,8 ± 0,9 6,2 34,6 ± 1,8 5,4 35,0 ± 2,5 6,0 Н/д Н/д

ОГ 72,0 ± 0,8 5,1 69,4 ± 0,8 5,8 70,0 ± 1,3 4,0 70,3 ±2,4 5,9 Н/д Н/д

Примечание: Мал - мальчики, Дев - девочки, Н/д - различия недостоверны.

Как видно из таблицы 2, несмотря на то, что средние значения показателей физического развития городских детей выше, чем сельских, достоверных различий в физическом развитии между городскими и сельскими русскими младшими школьниками нет. То, что нам не удалось обнаружить достоверных различий в физическом развитии горожан и селян, по-видимому, является следствием малого объема выборки по русским, проживающим в сельской местности.

Для выявления этнических особенностей физического развития городских мальчиков и девочек тувинской национальности 9-11 лет проведено сравнение полученных показателей с соответствующими показателями русских детей (Табл. 3).

Таблица 3

Сравнительные показатели физического развития городских школьников 9-11 лет русской и тувинской национальности

Возраст Параметры Тувинцы Русские Достоверность различий, р

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мал Дев

М±т М±М М±т М±т

9 лет N 136 162 90 92

Рост 130,3 ± 0,5 5,6 129,9 ± 0,5 6,2 134,9 ± 0,7 6,1 132,7 ±0,6 5,5 0,001 0,001

Вес 27,8 ± 0,4 5,0 27,0 ± 0,4 5,4 29,3 ± 0,5 5,1 28,0 ± 0,4 3,9 0,050 Н/д

ОГ 66,9 ± 0,4 4,6 64,9 ± 0,5 5,7 65,6 ± 0,4 4,1 65,4 ± 0,5 4,7 0,050 Н/д

10 лет N і 48 163 96 105

Рост 135,1 ± 0,4 5,0 135,1 ± 0,5 6,3 138,5 ± 0,6 6,0 137,7 ± 0,6 5,8 0,001 0,001

Вес 30,7 ± 0,4 5,3 30,0 ± 0,5 5,8 32,5 ± 0,7 6,4 30,1 ±0,5 5,1 0,050 Н/д

ОГ 68,9 ± 0,5 5,7 67,1 ±0,4 5,4 69,9 ± 0,6 6,1 67,3 ±0,5 5,1 Н/д Н/д

11 лет N І10 100 47 51

Рост 139,4 ±0,6 5,9 138,8 ± 0,6 6,3 143,5 ± 0,8 5,4 142,2 ±0,8 5,9 0,001 0,010

Вес 33,6 ± 0,6 6,3 31,7 ± 0,6 5,7 36,4 ± 0,9 6,1 32,8 ±0,9 6,2 0,020 Н/д

ОГ 70,6 ± 0,6 6,1 67,1 ±0,5 5,1 72,0 ± 0,8 5,1 69,4 ± 0,8 5,8 Н/д 0,020

Примечание: Мал - мальчики, Дев - девочки, Н/д - различия недостоверны.

Как оказалось, средние показатели физического развития городских мальчиков и девочек русской национальности выше, по сравнению с мальчиками и девочками тувинцами. Так, во всех возрастных группах русские мальчики и девочки выше своих тувинских сверстников с высокой степенью достоверности (р<0,001). Наименьшие различия в объеме грудной клетки и массе тела наблюдаются у мальчиков 9 - 10-ти лет (р<0,05). У девочек 9 - 10-ти лет достоверных различий в объеме грудной клетки и массе тела нет. И только у одиннадцати летних русских мальчиков достоверно выше масса тела, по сравнению с тувинскими мальчиками (р<0,02), у русских девочек этого же возраста достоверно больше объем грудной клетки (р<0,02). Таким образом, тувинские дети 9-11 лет при более низком росте имеют практически сходные показатели по объему грудной клетки и массе тела со своими русскими сверстниками. Это согласуется с данными антропологов

Н. И. Ютевцовой, Т. И. Алексеевой. В. Е. Дерябина, Г. Ф. Дебец и др.: тувинцы так же, как южные алтайцы, буряты, монголы, якуты относятся к наиболее монголоидной, так называемой центрально-азиатской группе населения, для них характерны низкий рост, короткие ноги, длинный корпус [1,7, 8]. Известно также, что увеличение грудной клетки относительно укоро-

ченных конечностей «эмфизематозно» расширяет легкие и улучшает диффузные способности альвеол у аборигенов Крайнего Севера и высокогорья [2].

При сравнении сельских школьников русской и тувинской национальности полученные результаты аналогичны предыдущим, то есть сельские русские дети выше и несколько тяжелее тувинцев. Однако некоторые расхождения недостоверны из-за небольшой выборки русских детей, проживающих в сельской местности (Табл. 4).

Таблица 4

Сравнительный показ физического развития сельских школьников 9-11 лет русской и тувинской национальности

Возраст Параметры Тувинцы Русские Достоверность различий, р

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мал Дев

М±т М±М М±ш М±М

N 25 26 14 10

9 лет Рост 126,6 ± 1,1 5,3 126,4 ± 1,1 5,4 132,7 ± 2,0 7,2 133,1 ± 1,2 3,7 0,020 0,001

Вес 26,2 ±0,8 3,8 25,7 ± 0,3 1,3 31,4 ± 1,6 5,8 27,9 ±0,8 2,4 0,010 0,020

ог 65,2 ± 0,6 3,0 64,9 ± 0,5 2,6 67,7 ± 1,1 4,1 65,0 ±0,6 1,8 Н/д Н/д

N 45 63 13 15

10 лет Рост 132,2 ±0,9 5,9 132,0 ± 0,8 6,2 137,2 ± 1,6 5,5 135,9 ± 2,4 9,2 0,010 НУд

Вес 29,6 ± 0,5 3,3 28,2 ± 0,5 4,1 32,9 ± 1,2 4,2 30,7 ± 1,5 5,5 0,020 Н/д

ОГ 67,7 ± 0,5 3,5 64,2 ± 0,5 3,8 67,8 ± 0,9 3,0 66,6 ±1,0 3,9 Н/д 0,050

N 28 24 10 7

11 лет Рост 137,4 ± 1,3 6,9 135,0 ± 1,3 6,1 141,0 ± 2,1 6,4 145,9 ± 3,9 9,5 Н/д 0,020

Вес 32,4 ± 0,8 4,1 31,6 ± 0,9 4,3 34,6 ± 1,8 5,4 35,0 ±2,5 6,0 Н/д Н/д

ОГ 69,0 ± 0,8 4,4 68,2 ± 1,2 5,6 70,0 ± 1,3 4,0 70,3 ±2,4 5,9 Н/д Н/д

Таким образом, сельские школьники 9 - 11-ти лет русской и тувинской национальности отличаются от городских меньшими показателями физического развития. Наиболее заметной является разница в показателях роста. Вероятно, социальные условия жизни в данный возрастной период в большей степени сказываются на росте детей.

Русские дети, и городские и сельские, отличаются от тувинцев большими показателями физического развития. Наиболее заметным отличием является разница в показателях роста. «Рост, как известно, отражает генетические механизмы, зависит от стадии биологической зрелости, уровня активности и в меньшей мере подвержен влиянию питания, общей гигиены и других антропогенных факторов» [2].

Следовательно, можно полагать, что отличия в росте городских и сельских детей обусловлены более высокой биологической зрелостью урбанизи-

рованной части детского населения, а различия между русскими и тувинскими школьниками - генетическими проявлениями.

Литература

1. Алексеева, Т. И. Территориальные морфофункциональные исследования в СССР и проблемы адаптивных типов / Т. И. Алексеева. - М., 1973.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бородаевская, Г. И. Общая респираторная поверхность как показатель адаптации к климатическим условиям Севера / Г. И. Бородаевская, Р. И, Валицкая // Адаптации человека. - Ашхабад, 1981.-С. 19-21.

3. Воронцов, И. М. Оценка антропометрических данных (лекция) / И. М. Воронцов // Вопросы охраны материнства и детства. - 1985. -№ 6. - С. 6-11.

4. Година, Е. 3. Морфологические особенности и некоторые закономерности ростовых процессов у детей и подростков в условиях высокогорья Киргизии / Е. 3. Година. - М., 1980.

5. Громбах, С. М. Международный год ребенка и гигиена детей и подростков в СССР / С. М. Громбах// Гигиена и санитария. - 1979. - №7. - С. 31-36.

6. Громбах, С. М. Комплексная оценка морфологического развития ребенка по темпам созревания и физическому состоянию / С. М. Громбах, В. Г. Ужви, Ю. А. Ямпольская // Вопросы антропологии. — 1974. — Вып. 47. — С. 98-107.

7. Дебец, Г. Ф. Антропологические исследования в Камчатской области / Г. Ф. Дебец.-М., 1951.

8. Клевцова, Н. И. Некоторые проблемы изменчивости строения тела человека на примере монголоидов Сибири / Н. И. Клевцова. - М.: Издательство Московского ун-та, 1976.

9. Рапопорт, Ж. Ж. Школьники / Ж. Ж. Рапопорт, Е. И. Прахин. - Красноярск, 1972.

10. Судаков, К. В. Системная организация функций человека: теоретические аспекты / К. В. Судаков //Успехи физиологических наук. - 2000. - Т. 31. - № 1. -

С.81-96.

11. Федоров, В. И. Классификация управляющих функциональных систем организма, дополнение к теории функциональной системы П. К. Анохина/В. И. Федо-ров//Успехи современной биологии-2000. —Т. 20.-№1.-С. 3-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.