ЭТНОПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОЙ И РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Изучались этнопсихофизиологические особенности студентов тувинской и русской национальности, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях южносибирского региона - Республике Тыва. Показан более высокий уровень реактивной и личностной тревожности, нейротизма у тувинских студентов. Тувинские и русские студенты отличаются акцентуациями характера. Сделан вывод о более низком уровне психосоциальной адаптации тувинских студентов в период обучения в вузе.
Поведение индивида в различных ситуациях зависит от свойственных ему особенностей темперамента и личностных характеристик. Особенно ярко это проявляется в ситуациях, связанных со стрессорными факторами, и в экстремальных ситуациях. Индивидуальные особенности личности, обусловлены не только морфологическими и физиологическими особенностями развития организма, но и этнопсихологической составляющей и формируются под влиянием социально-экономических и культурных факторов.
Психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего фактора, определяющего успешность человека в различных сферах деятельности, оказывают существенное влияние на эффективность и качество обучения. Тревожность как черта дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию стрессоров, т. е. об относительной устойчивости и реакции на различные ситуации. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в большей степени, чем личность с низким уровнем [12, 14].
Уровень тревожности играет значительную роль в успешности обучения студентов. Очень высокая и очень низкая тревожность приводят к дезадаптивным состояниям, снижают когнитивные функции и успешность обучения.
В экстремальных социально-экономических и климатогеографических условиях, которыми характеризуется Республика Тыва, проявляются и обостряются психопатологические особенности личности [4, 6, 10], что провоцирует социально-психологическую дезадаптацию. Наложение средовых стрессорных факторов на конституционально-генетическую предрасположенность к той или иной акцентуации характера в сочетании с социально-психологической
дезадаптацией запускают развитие психосоматических заболеваний [17].
Целью данного исследования явилось изучение психофизиологических особенностей студентов тувинской и русской национальности, проживающих в одинаковых климатогеографических и социальных условиях в период обучения в вузе.
Методика. Психофизиологические особенности организма студентов тувинской и русской национальности изучали по следующим параметрам. Для оценки профиля функциональной асимметрии мозга (ФАМ) использовались методики Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой [1] с расчетом коэффициентов моторной (рука, нога) и сенсорной (глаз и ухо) асимметрий [1, 7], на основании которых было выделено 4 профиля ФАМ: правый, левый, смешанный и амбидекстральный.
Оценка эмоционального состояния включала определение уровня реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности с помощью теста Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ха-нина [12, 14]. Оценка личностных характеристик (уровень нейротизма и типы темперамента) проводилась по тесту Г. Айзенка. Типологию характера, акцентуации личности оценивали по тесту К. Леонгарда.
Результаты и их обсуждение. Уровень адаптации студентов к образовательному процессу преимущественно обусловлен степенью полушарной активности. Из литературы известно, что сочетание доминирующей активности правого полушария и низкой скорости нервных процессов является предпосылкой низкого уровня психофизиологической адаптации [7]. Анализ индивидуальных показателей профиля ФАМ показал, что правый профиль является преимущественным во всех исследуемых группах студентов, причем доля лиц с доминированием правосторонней асимметрии увели-
чивается на 5 курсе во всех исследуемых группах, кроме тувинских девушек (табл. 1). Доля лиц с левым профилем, наиболее представленная на 1 курсе, к 5 курсу значительно снижается во всех группах.
Доминирование правостороннего профиля асимметрии независимо от курса обучения и национальности наиболее характерно для девушек, чем для юношей.
Амбидекстральный профиль больше представлен у русских юношей, однако доля таких лиц снижается на старших курсах, тогда как у тувинских студентов, наоборот, - увеличивается. Количество лиц со смешанным профилем ФАМ также снижается к 5 курсу.
Мы не обнаружили преобладания лиц с правосторонней ФАМ у тувинских студентов,
как об этом свидетельствуют исследования, проведенные на школьниках [5, 9]. Более того, в динамике обучения в вузе снижается количество правополушарных лиц. Это дает нам основание считать, что поскольку в начальной школе уже отмечается тенденция снижения правополушар-ников среди тувинской выборки [5], связанная со спецификой обучения в школе, направленной на развитие левого полушария, то в условиях обучения в вузе, которое также основано на активации левого полушария, количество студентов с доминированием правого полушария среди тувинских студентов уже снижено, а в ходе обучения в вузе оно сокращается еще больше. Снижение уровня активации правого полушария у тувинских студентов, как известно, указывает на психосоциальную дезадаптацию [15].
Таблица 1. Распределение студентов по профилю функциональной асимметрии (%)
п правый левый смешанный Амбидекст- ральный
1 курс
Тувинские юноши 20 60,0± 11,0 10,0±6,7 20,0±8,9 10,0±6,7
Русские юноши 14 57,1±13,2 7,1±6,9 14,3±9,4 21,4± 11,0
Тувинские девушки 61 77,1±5,4 3,3±2,3 18,0±4,9 1,6±1,6
Русские девушки 18 72,2±10,6 11,1±7,4 16,7±8,8
2 курс
Тувинские юноши 23 73,9±9,2 4,4±4,3 13,04±7,0 8,7±5,9
Русские юноши 14 97,5,0±0,8 2,5±6,7
Тувинские девушки 79 84,8±4,0 2,5±1,8 10,1±3,4 2,5± 1,8
Русские девушки 53 73,6±6,1 1,9±1,9 22,6±5,8 1,9± 1,9
3 курс
Тувинские юноши 16 93,8±6,1 6,3±6,1
Русские юноши 16 50±12,5 25± 10,8 25±10,8
Тувинские девушки 63 93,7±3,1 6,4±3,1
Русские девушки 21 90,5±6,4 9,5±6,4
4 курс
Тувинские юноши 25 84,0±7,3 4,0±3,9 12±6,5
Русские юноши 22 77,3±8,9 9,1±6,1 13,6±7,3
Тувинские девушки 61 83,6±4,7 3,3±2,3 8,2±3,5 4,9±2,8
Русские девушки 23 69,6±9,6 17,4±7,9 13,0±7,0
5 курс
Тувинские юноши 48 64,6±6,9 4,2±2,9 12,5±4,8 18,8±5,6
Русские юноши 20 75,0±9,7 5,0±4,9 10,0±6,7 10,0±6,7
Тувинские девушки 108 74,1 ±4,2 1,9±1,3 15,7±3,5 8,3±2,7
Русские девушки 33 87,9±5,7 6,1±4,2 6,1 ±4,2
Таблица 2. Показатели тревожности и экстра-интровертированности у студентов М± т (в баллах)
п РТ ЛТ Экстра-интра- вертированность
1 курс
тувинские юноши 103 26,6±0,9 36,3±0,9 11,5±0,4
русские юноши 35 22,5±1,2 34,7±1,3 13,0±0,9
тувинские девушки 153 28,7±0,7 47,9±0,8 11,5±0,4##
русские девушки 49 26,9±1,1 41,9±1,2 12,1±0,6
2 курс
тувинские юноши 75 24,4±0,8 38,4±0,9 13,2±0,7
русские юноши 27 27,1±1,6 39,7±1,8 13,0±0,8
тувинские девушки 155 28,4±0,7 47,0±0,8 11.9±0.4
русские девушки 66 28,0±1,2 45,5±1,5 13,0±10,7
3 курс
тувинские юноши 85 25,8±1,0 38,9±1,0 13,4±0,7
русские юноши 28 23,2±1,8 35,2±1,9 12,5±0,8
тувинские девушки 125 30,5±1,0 48,3±0,8### 11,3±0,4#
русские девушки 37 26,1±2,0 39,4±2,0 14,3±0,8
4 курс
тувинские юноши 49 26,5±1,3 38,3±1,3 11,1±0,5
русские юноши 24 24,1±2,1 37,2±1,9 12,3±0,8
тувинские девушки 94 25,4±0,8 43,8±0,9 10.7±0.4###
русские девушки 31 23,8±1,5 42,1±1,7 13,4±0,7
5 курс
тувинские юноши 93 27,7±1,0*** 40,3±0,9 11,7±0,4
русские юноши 29 21,2±1,3 38,9±1,2 12,5±0,7
тувинские девушки 184 26,9±0,8## 44,9±0,6# 10.9±0.3###
русские девушки 58 22,9±1,3 41,8±1,3 13,6±0,5
Примечание: *** (р<0,001) между юношами, ### (р<0,001), ## (р<0,01), # (р<0,05) между девушками. Подчеркиванием обозначена интроверсия.
Анализ уровня тревожности у студентов свидетельствует о том, что РТ оценивается как «низкая», при этом среднегрупповое значение у тувинских студентов выше, чем у русских (табл. 2). ЛТ характеризуется «высоким» и
«умеренным» уровнем. Так, в группе юношей «умеренная» ЛТ отмечается на всех курсах обучения, при этом среднегрупповое значение также выше у тувинских юношей. У тувинских девушек «высокая» ЛТ на 1-3 курсах, у русских -
на 2 курсе, на остальных курсах «умеренная». Таким образом, уровень ЛТ у юношей ниже, чем у девушек, при этом у тувинских студентов она выше, чем у русских, что может свидетельствовать об определенной степени социально-психологической дезадаптации тувинцев в период обучения.
На более высокий уровень ЛТ у девушек указывают и другие авторы [8, 16].
Оценка уровня тревожности по индивидуальным показателям свидетельствует о доминировании лиц с «высокой» РТ и ЛТ у тувинских студентов (51,1%) по сравнению с русскими (21,7%), а у девушек (48,4%) по сравнению с
Таблица 3. Распределение студентов с высоким уровнем тревожности по курсам (%)
группа РТ ЛТ
м ±т м ±т
1 курс
тувинские юноши 3,9 1,9 18,4 3,8
русские юноши 0,0 0,0 5,7 3,9
тувинские девушки 3,2 2,3 62,1 3,9
русские девушки 0,0 0,0 32,7 6,7
2 курс
тувинские юноши 0,0 0,0 16,0 4,2
русские юноши 0,0 0,0 29,6 8,8
тувинские девушки 3,9 1,5 49,0 4,0
русские девушки 4,5 2,6 43,9 6,1
3 курс
тувинские юноши 4,7 2,3 22,4 4,5
русские юноши 3,6 3,5 10,7 5,8
тувинские девушки 11,3 2,8 62,4 4,3
русские девушки 13,5 5,6 21,6 6,8
4 курс
тувинские юноши 6,1 3,4 20,4 5,8
русские юноши 4,2 4,1 16,7 7,6
тувинские девушки 3,2 1,8 40,4 5,1
русские девушки 0,0 0,0 23,3 4,5
5 курс
тувинские юноши 7,8 2,6 24,7 4,5
русские юноши 0,0 0,0 8,0 5,4
тувинские девушки 7,1 1,9 52,2 3,7
русские девушки 1,7 1,7 32,8 6,2
юношами (30,2%) независимо от национальности. Наши данные совпадают с результатами, полученными на алтайских студентах, - они также имеют более высокий уровень тревожности в сравнении с русскими, проживающими на Алтае [13].
Анализ уровня РТ в период обучения характеризуется увеличением, примерно в два раза, количества лиц с «высокой» тревожностью у всех студентов, кроме русских юношей (табл. 3). Доля лиц с «высокой» ЛТ аналогично увеличивается от 1 к 5 курсу у всех юношей и остается без изменения у девушек. Повышение доли лиц с «высокой» ЛТ указывает на напряжение адаптационных механизмов в психосоциальной сфере, которое подтверждается и физиологическими параметрами (табл. 3).
Наибольшее выражение акцентуации характера выявлено на младших курсах. Более выраженные акцентуации характера имеют русские студенты-первокурсники, поскольку у них значительно более высокие баллы по ги-пертимности, циклотимичности, демонстративности и аффектно-экзальтированности. Девушки, независимо от национальности, выделяются эмотивностью характера, они более впечатлительны и чувствительны, отличаются большей глубиной переживаний. Тревожно-боязливый тип характерен для студентов младших курсов и девушек-выпускниц.
Тувинских студентов отличают такие черты характера, как ригидность, инертность психических процессов, длительное переживание психотравмирующих событий (педантичность), неуравновешенность поведения (застревае-мость), что отличает такие личности патологической стойкостью аффекта. Тувинские девушки также характеризуются более выраженным ди-стимическим типом акцентуации, для него характерны сниженное настроение, идеомоторная заторможенность. При этом тувинцам присуща чувствительность, глубокие реакции в области тонких эмоций, они более мягкосердечны, больше поддаются растроганности, испытывают особенную радость от общения с природой, с произведениями искусства (эмотивность). Для них также характерна педантичность, которая характеризуется нерешительностью и сомнениями при выборе решения. У русских студентов отличительными особенностями характера являются гипертимность, аффективно-экзальтиро-ванность и циклотимичность.
Анализ результатов анкеты Г. Айзенка показал, что русские студенты имеют более высокий уровень эмоциональной стабильности, чем тувинские, причем динамика этого показателя от 1 к 5 курсу не имеет существенных изменений. У тувинских студентов уровень нейротиз-ма достоверно увеличился на 5 курсе по отношению к началу обучения. Среднегрупповые значения экстра-интровертированности свидетельствуют, что тувинские студенты независимо от курса характеризуется как интроверты, а русские - как экстраверты (табл. 2). В динамике обучения у русских студентов растет доля лиц с экстраверсией, а у тувинских, наоборот, уменьшается. Наши данные подтверждаются исследованиями, проведенными в других регионах, где у русских студентов показан высокий процент экстравертов [2, 3], а у алтайцев - интровертов [13].
Анализ типов темперамента у студентов свидетельствует, что у тувинцев доминирующим типом темперамента является флегматический. Это подтверждается и другими исследованиями, проведенными на взрослом контингенте тувинцев, где было показано, что преобладающим типом темперамента у тувинцев является флегматический [11]. Среди русских сту-
дентов преобладает сангвинический тип темперамента, а у юношей наряду с этим одинаковая доля лиц имеет холерический и меланхолический типы. Преобладание черт сангвиников для русских студентов (62%) показала В.Р. Горст с соавт. [2].
Заключение. Таким образом, для студентов тувинской и русской национальностей, проживающих в одинаковых климатогеографических и социальных условиях, характерны этнопси-хофизиологические особенности. Тувинские студенты имеют более высокий уровень тревожности на протяжении всего периода обучения, чем русские, особенно это характерно для тувинских девушек, у которых наиболее высокий уровень тревожности в сравнении со всеми остальными группами. Высокая тревожность свидетельствует об определенной степени социально-психологической дезадаптации тувинцев в период обучения. Тувинских студентов отличают такие черты характера, как ригидность, инертность психических процессов, педантичность, неуравновешенность поведения, высокий уровень нейротизма и флегматический тип темперамента, что также не способствует быстрой психосоциальной адаптации в период обучения в вузе.
Список использованной литературы:
1. Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. М.: Медицина, 1988. - 237 с.
2. Продолжительность «индивидуальной» минуты и психофизиологические особенности студентов / В.Р. Горст, Н.А. Горст, Н.А. Борисов, О.А. Мастакова // Междунар. конф. Циклы природы и общество. - Ставрополь, 2002. - 25-29.
3. Ивакина Е.А. Особенности физического развития и состояния системы кровообращения студентов Уральского региона: Автореф. дис. ... канд. биол.наук: Е.И. Ивакина. - Тюмень, 2006. - 29 с
4. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. - Новосибирск: Наука, 1980. - 191 с.
5. Красильникова В.А. Особенности межполушарной асимметрии и адаптации к школьному обучению младших школьников Республики Тыва / В.А. Красильникова, Л.К. Будук-оол // Вопросы сохранения и развития здоровья населения Севера и Сибири. - Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2007. - С. 31-32.
6. Кривощеков С.Г. Психофункциональные аспекты незавершенных адаптаций / С.Г. Кривощеков, В.П. Леутин, М.Г. Чухрова. - Новосибирск, СО РАМН, 1998. - 100 с.
7. Леутин В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. - СПб, Речь, 2005. - 368 с.
8. Мусалимова Р.С. Сравнительный анализ морфофункциональных и психофизиологических показателей студентов в условиях загрязнения окружающей среды: Автореф. дис. ... канд. биол. наук / Р.С. Мусалимова. - Казань, 2006. -18 с.
9. Назын-оол М.В. Этнокультуральные особенности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста. -Автореф. дисс. . канд. псих. наук. - М., 2005. - 21 с.
10. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса / Л.Е. Панин. - Новосибирск, 1983. - 233 с.
11. Резников Е.Н. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика / Е.Н. Резников, Н.О. Товуу - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 223 с.
12. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 12 - 13.
13. Суховеркова Г.В. Индивидуально-типологические особенности адаптации студентов алтайской национальности к процессу обучения в вузе. - Автореф. дис. . канд. биол. наук. - Горно-Алтайск, 2002. - 28 с.
14. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте / Ю. Л. Ханин // Вопросы психологии, 1978. - N 6. - С. 94-106.
15. Хаснулин В.И. Функциональная асимметрия организма и приспособление человека к жизни и работе в Заполярье / В.И. Хаснулин, С.И. Шестаков, Ю.М. Степанов // Региональные особенности здоровья жителей Заполярья. - Новосибирск 1983. - С. 62-67.
16. Чикова С.Н. Адаптивные возможности и психофизиологический статус студентов приполярного региона: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - С. Н. Чикова. - Архангельск, 2007. - 18 с.
17. Чухрова М.Г. Трансформация личности в условиях Севера и ее связь с психосоматической патологией / М.Г. Чухрова, Л.С. Хорошилова // Бюллетень СО РАМН. - 2006. - №4 (122). - С. 132-134.