Изучены индивидуальнотипологические особенности адаптации к обучению студентов тувинской и русской национальности по показателям функциональной асимметрии мозга, уровням тревожности и экстра-интравертированности, свойствам нервной системы, характеристикам темперамента. У тувинцев в период обучения обнаружены более высокий уровень тревожности и нейротизма, низкие показатели силы возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов. Тувинские студенты отличаются флегматическим типом темперамента, особенностями акцентуаций характера. Сделан вывод о более низком уровне психосоциальной адаптации тувинских студентов в период обучения в вузе.
Ключевые слова: индивидуальнотипологические особенности, адаптация к обучению, функциональная асимметрия мозга, тревожность, акцентуации, сила возбуждения, торможения, подвижность нервных процессов.
УДК [612.825.8:612.017.2]-057.875
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОЙ И РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
© 2009 г. Л. К. Будук-оол, *Р. И. Айзман
Тывинский государственный университет, г. Кызыл *Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Поведение индивида в различных ситуациях зависит от свойственных ему индивидуально-типологических характеристик, которые обусловлены не только морфологическими и физиологическими показателями организма, но и этнопсихологической составляющей и формируются под влиянием социально-экономических и культуральных факторов, а также в тесном взаимодействии организма с внешней средой. В научной литературе [2, 11] представлены данные о межполушар-ной асимметрии мозга как физиологическом механизме физической адаптации — адаптации к новым климатическим условиям. По данным ряда авторов [8, 19, 23], функциональная активность правого полушария проявляется при длительном проживании в суровых природноклиматических условиях.
Функциональное состояние студентов наряду с климатогеографическими факторами детерминируется влиянием учебной нагрузки. Адаптация к образовательному процессу рассматривается в качестве одного из видов психосоциальной адаптации, ведущую роль в которой играет левополушарное доминирование мозга. Показано, что уровень активности левого полушария у студентов с высоким уровнем социально-психологической адаптации выше, чем у студентов с низким уровнем адаптации [9]. Для успешно обучающихся студентов характерен вербально-логический левополушарный тип восприятия и обработки информации [4].
Существенное влияние на адаптацию к обучению, на его эффективность и качество оказывают сила и подвижность нервных процессов, состояние тревожности. Тревожность как черта дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию стрессоров, т. е. об относительной устойчивости и реакции на различные ситуации. Очень высокая и очень низкая тревожность приводят к дезадаптивным состояниям, снижают когнитивные функции и успешность обучения.
В экстремальных социально-экономических и климатогеографических условиях, которыми характеризуется Республика Тыва, проявляются и обостряются психопатологические особенности личности [8, 10, 15], что провоцирует социально-психологическую дезадаптацию. Наложение средовых стрессорных факторов на конституционально-генетическую предрасположенность к той или иной акцентуации характера в сочетании с социально-психологической дезадаптацией запускает развитие психосоматических заболеваний [24].
Целью данного исследования явилось изучение индивидуальнотипологических особенностей адаптации студентов тувинской и русской национальности, проживающих в одинаковых климатогеографических и социальных условиях в период обучения в вузе.
Методы исследования
В исследовании приняли участие 1 514 студентов Тывинского государственного университета с 1 по 5 курсы. Индивидуально-типологические особенности организма студентов тувинской и русской национальности изучали по следующим параметрам. Для оценки профиля функциональной асимметрии (ПФА) использовались методики Н. Н. Брагиной и Т. А. Доброхотовой с расчетом коэффициентов моторной (рука, нога) и сенсорной (глаз и ухо) асимметрий [3], на основании которых было выделено четыре профиля: правый, левый, смешанный и амбидекстраль-ный. Оценка эмоционального состояния включала определение уровня реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности в межсессионный период по тесту Ч. Д. Спилбергера в модификации Ю. Л. Ха-нина [18, 21], оценку личностных характеристик (уровень нейротизма и типы темперамента) — по тесту Г. Айзенка, типологии характера, акцентуации личности — по тесту К. Леонгарда, свойства нервной системы — по тесту Я. Стреляу [16].
Результаты исследования подвергались статистической обработке с использованием пакета статистических программ Microsoft Excel 7.0. Рассчитывали общепринятые показатели описательной статистики: М — среднее, m — ошибка средней. Выборки данных проверяли на нормальность распределения. При
нормальном распределении достоверность различий средних значений определяли с помощью ^критерия Стьюдента при р < 0,05.
Результаты и обсуждение
Данные исследования профиля функциональной асимметрии обнаружили у девушек более выраженное доминирование правых латеральных признаков в сравнении с юношами независимо от курса обучения и национальности.
Свыше половины студентов (60 % и более) всех исследуемых групп обладает правым ПФА, наименее представленной (до 20 %) оказалась группа с левосторонней асимметрией (табл. 1). Доминирование леволатеральных признаков асимметрии наиболее выражено на 1 курсе. Достоверных различий по национальности в ПФА как у юношей, так и у девушек не обнаружено.
Анализ индивидуальных показателей ПФА в национальных группах свидетельствует о различной его динамике в ходе обучения. Так, у тувинских студентов происходит увеличение доли лиц с правым профилем асимметрии к 3 курсу с последующим снижением к 5 курсу. У русских студентов определенной динамики ПФА не обнаружено.
Большая доля лиц с леволатеральными признаками обнаружена на 1 курсе во всех группах. На 2—3 курсах доля лиц с левым ПФА значительно
Таблица 1
Распределение студентов по профилю функциональной асимметрии, %
Группа n Правый Левый Смешанный Амбидекстральный
i курс
Тувинские юноши 20 60,0±11,0 10,0+6,7 20,0+8,9 10,0+6,7
Русские юноши 24 57,1 + 13,2 7,1±6,9 14,3+9,4 21,4 + 11,0
Тувинские девушки 61 77,1+5,4 3,3+2,3 18,0+4,9 1,6+1,6
Русские девушки 28 72,2 + 10,6 11,1+7,4 16,7+8,8 -
2 курс
Тувинские юноши 23 73,9+9,2 4,4+4,3 13,04+7,0 8,7+5,9
Русские юноши 24 97,5+0,8 - 2,5+6,7 -
Тувинские девушки 79 84,8+4,0 2,5 + 1,8 10,1+3,4 2,5 + 1,8
Русские девушки 53 73,6+6,1 1,9+1,9 22,6+5,8 1,9+1,9
З курс
Тувинские юноши 36 93,8+6,1 - 6,3+6,1 -
Русские юноши 26 50,0 + 12,5 - 25,0+10,8 25,0 + 10,8
Тувинские девушки 63 93,7+3,1 - 6,4+3,1 -
Русские девушки 21 90,5+6,4 - - 9,5+6,4
4 курс
Тувинские юноши 25 84,0+7,3 4,0+3,9 12,0+6,5 -
Русские юноши 22 77,3+8,9 - 9,1+6,1 13,6+7,3
Тувинские девушки 61 83,6+4,7 3,3+2,3 8,2+3,5 4,9+2,8
Русские девушки 23 69,6+9,6 - 17,4+7,9 13,0+7,0
5 курс
Тувинские юноши 48 64,6+6,9 4,2+2,9 12,5+4,8 18,8+5,6
Русские юноши 20 75,0+9,7 5,0+4,9 10,0+6,7 10,0+6,7
Тувинские девушки 108 74,1+4,2 1,9+1,3 15,7+3,5 8,3+2,7
Русские девушки 33 87,9+5,7 — 6,1+4,2 6,1+4,2
уменьшается, к 5 курсу она увеличивается до 3—5 % среди тувинских студентов, а среди русских — только у юношей (5,0 %).
Амбидекстральный ПФА наиболее представлен в группе русских юношей, однако доля обладателей этого профиля среди них уменьшается на старших курсах примерно в два раза. Доля лиц с амбидек-стральным профилем у тувинских студентов, наоборот, увеличивается к 5 курсу, а у юношей к тому же она максимальна и достигает 18,8 %.
Доля лиц со смешанным ПФА изменяется незначительно как у тувинцев, так и у русских.
Анализ уровня тревожности в исследуемых группах свидетельствует о том, что реактивная тревожность характеризуется как «низкая», при этом среднегрупповое значение РТ у тувинских студентов выше, чем у русских (табл. 2). Личностная тревожность характеризуется как «высокая» и «умеренная». Так, в группе юношей ЛТ «умеренная» на всех курсах обучения, при этом среднегрупповое значение также выше у тувинцев. У тувинских девушек на 1—3 курсах, а у русских на 2 курсе ЛТ «высокая», на остальных курсах — «умеренная». На более высокий уровень ЛТ у девушек в сравнении с юношами указывают другие авторы [12, 22].
Оценка уровня тревожности по индивидуальным показателям свидетельствует о доминировании лиц с «высокой» РТ и ЛТ у тувинских студентов по сравнению с русскими, а у девушек по сравнению с юношами независимо от национальности. Наши данные совпадают с данными, полученными при обследовании алтайских студентов, которые также имеют более высокий уровень тревожности в сравнении с русскими, проживающими на Алтае [20].
Динамика уровня РТ в период обучения характеризуется увеличением примерно в два раза количества лиц с «высокой» тревожностью во всех группах, кроме русских юношей. Доля лиц с «высокой» ЛТ увеличивается от 1 к 5 курсу у всех юношей и незначительно изменяется у девушек. Возрастание доли лиц с «высокой» ЛТ указывает на напряжение адаптационных механизмов в психосоциальной сфере, которое подтверждается и физиологическими параметрами.
Анализ анкеты Г. Айзенка показал, что русские студенты обладают более высоким уровнем эмоциональной стабильности, чем тувинские, причем динамика этого показателя от 1 к 5 курсу не имеет существенных изменений. У тувинских студентов уровень нейротизма достоверно увеличивается на 5 курсе по отношению к началу обучения. Среднегрупповые значения экстра-интровертированности свидетельствуют, что русские студенты характеризуются большей экстравертированностью характера, а тувинские — интровертированностью независимо от пола (см. табл. 2).
У тувинцев, как девушек, так и юношей, доминирующим типом темперамента является флегматический, у русских девушек преобладает сангвинический, в группе русских юношей нет преобладающего типа темперамента — у них одинаково распределены доли холериков и сангвиников.
Индивидуально-типологическая характеристика студентов, оцениваемая по силе и подвижности нервных процессов, показала, что более сильные процессы как возбуждения, так и торможения имеют русские студенты независимо от пола и курса обучения (см. табл. 2).
Таблица 2
Индивидуально-типологические показатели у студентов, баллы (М ± т)
Экстра-интро- Сила процес- Сила про- Подвижность
Группа п РТ ЛТ вертирован- сов возбуж- цессов нервных про-
ность дения торможения цессов
1 курс
Тувинские юноши 93 26,6±0,9** 36,3±0,9 11,5±0,4 48,5±2,2* 48,7±2,3 49,9±2,0*
Русские юноши 65 22,5±1,2 34,7±1,3 13,0±0,9 58,0±4,0 55,2±3,7 58,7±2,8
Тувинские девушки 123 28,7±0,7 47,9±0,8*** 11,5±0,4** 49,3±1,6*** 47,1±1,6** 48,8±1,4***
Русские девушки 79 26,9±1,1 41,9±1,2 12,1±0,6 62,6±3,0 60,0±3,2 62,3±2,7
2 курс
Тувинские юноши 55 25,8+1,0 38,9±1,0*** 13,2±0,7 50,9±2,8* 48,7±3,2 48,1±2,9*
Русские юноши 47 23,2+1,8 35,2±1,9 13,0±0,8 58,2±2,1 57,4±4,2 55,2±2,4
Тувинские девушки 105 30,5±1,0*** 48,3±0,8*** 11,9±0,4 55,4±1,9 50,8±2,1 53,8±2,2*
Русские девушки 110 26,1±2,0 39,4±2,0 13,0±10,7 55,5±2,7 57,9±3,2 57,2±2,0
3 курс
Тувинские юноши 75 25,8±1,0 38,9±1,0 13,4±0,7 54,8±2,7 52,0±2,9 48,1±2,7*
Русские юноши 38 23,2±1,8 35,2±1,9 12,5±0,8 61,3±2,6 58,6±2,7 56,1±2,5
Тувинские девушки 105 30,5±1,0 48,3±0,8*** 11,3±0,4* 50,9±1,7* 49,9±1,7 53,7±1,8*
Русские девушки 57 26,1±2,0 39,4±2,0 14,3±0,8 59,1±3,1 52,9±2,5 58,4±2,2
Продолжение таблицы 2
Экстра-интро- Сила процес- Сила про- Подвижность
Группа п РТ ЛТ вертирован- сов возбуж- цессов нервных про-
ность дения торможения цессов
4 курс
Тувинские юноши 49 26,5±1,3 38,3±1,3 11,1±0,5 50,5±2,9* 51,4±3,1 49,5±2,4*
Русские юноши 34 24,1±2,1 37,2±1,9 12,3±0,8 62,0±2,7 52,8±3,0 57,1±2,8
Тувинские девушки 74 25,4±0,8 43,8±0,9 10,7±0,4*** 52,1±2,0** 50,3±2,0** 50,4±2,1*
Русские девушки 41 23,8±1,5 42,1±1,7 13,4±0,7 62,4±3,3 60,9±3,1 57,8±2,1
5 курс
Тувинские юноши 73 27,7±1,0*** 40,3±0,9 11,7±0,4 55,1±2,4* 57,4±3,0 58,6±2,4
Русские юноши 49 21,2±1,3 38,9±1,2 12,5±0,7 62,8±2,6 59,2±3,0 58,8±3,0
Тувинские девушки 144 26,9±0,8** 44,9±0,6* 10,9±0,3*** 53,2±1,2 55,7±1,2 53,0±1,3**
Русские девушки 98 22,9±1,3 41,8±1,3 13,6±0,5 56,8±3,4 53,4±4,3 61,8±2,8
Примечания: достоверность различий между национальными группами по полу: р < 0,001; подчеркнутым обозначена интроверсия.
- р < 0,05, ** - р < 0,01,
Подвижность нервных процессов достоверно выше у русских студентов: у девушек на всех курсах, а у юношей за исключеиием 5 курса, где она не имеет различий по полу. При этом динамика изменения исследуемых свойств нервной системы в период обучения характеризуется увеличением силы возбуждения у всех юношей и тувинских девушек, у русских девушек она достоверно не изменяется. Самый значительный рост силы возбуждения наблюдается у юношей: на 88,0 % у тувинцев и на 92,4 % у русских.
Динамика силы торможения также свидетельствует о достоверном возрастании от начала к концу обучения у тувинских юношей и девушек (на 84,8 и 85,6 % соответственно). У русских студентов достоверных изменений в динамике силы торможения не наблюдается.
Подвижность нервных процессов наиболее динамична в период обучения и характеризуется значительным увеличением у тувинских студентов. У русских студентов изменение подвижности не имеет определенной тенденции, она менее лабильна, при этом максимальное значение подвижности отмечено на 1 курсе у девушек и на 5 курсе у юношей.
Наибольшее выражение акцентуации характера получили на младших курсах, что соответствует утверждению А. Е. Личко [14] о том, что акцентуация указывает на дисгармоничность развития характера и сглаживается при взрослении. Более выраженные акцентуации характера имеют русские студенты-первокурсники, поскольку у них значительно более высокие баллы по гипертимности, циклотимичности, демонстративности и аффективно-экзальтированности.
Девушки независимо от национальности выделяются эмотивностью характера, они более впечатлительны и чувствительны, отличаются большей глубиной переживаний. Тревожно-боязливый тип характерен для студентов младших курсов и девушек-выпускниц.
Долевое распределение студентов по типу акцентуаций в период обучения представлено в табл. 3. Показана большая доля лиц тувинских студентов с акцентуациями гипертимичности (склонность с аморальным поступкам, трудная переносимость условий жесткой дисциплины), дистимичности (характерно сниженное настроение, идеомоторная заторможенность), педантичности (ригидность, инертность психических процессов), застреваемости (длительное переживание психотравмирующих событий, неуравновешенность поведения).
При этом среди тувинцев больше лиц, которым присуща чувствительность, глубокие реакции в области тонких эмоций, они более мягкосердечны, больше поддаются растроганности, испытывают особенную радость от общения с природой, с произведениями искусства (эмотивность). У русских студентов выше доля лиц с аффективно-экзальтированностью (характерна лабильность психики) и циклотимичностью (свойственны периодические смены настроения, зависимость от внешних событий).
Уровень адаптации студентов к образовательному процессу преимущественно обусловлен степенью полушарной активности. Известно, что сочетание доминирующей активности правого полушария и низкой скорости нервных процессов является предпосылкой низкого уровня психофизиологической адаптации [9].
Показанное нами увеличение доли лиц с правым ПФА на 1—3 курсах, по-видимому, связано с психосоциальной адаптацией студентов к новым условиям жизнедеятельности в начальный период обучения.
Это согласуется с мнением других авторов, которые указывают на сдвиг функциональной межполушарной асимметрии вправо или влево в зависимости от обучения [6]. В процессе изучения ПФА у детей младшего школьного возраста были показаны признаки правополушарности у детей тувинской национальности [1, 13]. М. В. Назын-оол [13] на основании
*
ж ж ж
Таблица 3
Распределение студентов по типу акцентуаций,
Группа Г В Эм П Т Ц Дм З Ди Аэ
1 курс
Тувинские юноши 60,7±9,2 60,7±9,2 28,6±8,5 78,6±7,8 17,9±7,2 50,0±9,4 78,6±7,8 14,3±6,6 39,3±9,2 39,3±9,2
Русские юноши 75,0±9,7 65,0±10,7 20,0±8,9 10,0±6,7 0,0±0,0 50,0±11,2 40,0±11,0 20,0±8,9 5,0±4,9 70,0±10,2
Тувинские девушки 66,0±6,7 80,0±5,7 78,0±5,9 78,0±5,9 40,0±6,9 74,0±6,2 48,0±7,1 32,0±6,6 42,0±7,0 52,0±7,1
Русские девушки 94,4±5,4 61,1±11,5 72,2±10,6 44,4±11,7 44,4±11,7 83,3±8,8 94,4±5,4 27,8±10,6 5,6±5,4 72,2±10,6
2 курс
Тувинские юноши 76,7±7,7 60,0±8,9 53,3±9,1 43,3±9,0 16,7±6,8 63,3±8,8 66,7±8,6 40,0±8,9 26,7±8,1 76,7±7,7
Русские юноши 60,7±9,2 64,3±9,1 25,0±8,2 60,7±9,2 0,0±0,0 71,4±8,5 28,6±8,5 42,9±9,4 17,9±7,2 32,1±8,8
Тувинские девушки 83,3±6,2 66,7±7,9 94,4±3,8 80,6±6,6 69,4±7,7 83,3±6,2 41,7±8,2 25,0±7,2 30,6±7,7 55,6±8,3
Русские девушки 76,7±7,7 60,0±8,9 53,3±9,1 43,3±9,0 16,7±6,8 63,3±8,8 66,7±8,6 40,0±8,9 26,7±8,1 76,7±7,7
3 курс
Тувинские юноши 75,0±8,8 62,5±9,9 12,5±6,8 62,5±9,9 16,7±7,6 66,7±9,6 66,7±9,6 12,5±6,8 45,8±10,2 37,5±9,9
Русские юноши 86,7±8,8 60,0±12,6 13,3±8,8 46,7±12,9 0,0±0,0 40,0±12,6 53,3±12,9 13,3±8,8 6,7±6,4 53,3±12,9
Тувинские девушки 51,0±7,1 79,6±5,8 65,3±6,8 73,56,3 36,76,9 69,46,6 55,17,1 32,76,7 30,66,6 63,36,9
Русские девушки 76,510,3 58,811,9 88,27,8 29,4±11,1 0,0±0,0 47,1±12,1 70,6±11,1 29,4±11,1 0,0±0,0 58,8±11,9
4 курс
Тувинские юноши 58,3±10,1 70,8±9,3 16,7±7,6 58,3±10,1 4,2±4,1 58,3±10,1 25,0±8,8 45,8±10,2 20,8±8,3 62,5±9,9
Русские юноши 47,4±11,5 36,8±11,1 5,3±5,1 26,3±10,1 5,3±5,1 26,3±10,1 36,8±11,1 36,8±11,1 21,1±9,4 31,6±10,7
Тувинские девушки 38,3±7,1 70,2±6,7 48,9±7,3 53,2±7,3 19,1±5,7 38,3±7,1 46,8±7,3 48,9±7,3 27,7±6,5 42,6±7,2
Русские девушки 28,6±9,9 57,1±10,8 47,6±10,9 38,1±10,6 4,8±4,6 66,7±10,3 33,3±10,3 38,1±10,6 9,5±6,4 42,9±10,8
5 курс
Тувинские юноши 81,8±8,2 68,2±9,9 31,8±9,9 63,6±10,3 13,6±7,3 45,5±10,6 72,7±9,5 36,4±10,3 22,7±8,9 27,3±9,5
Русские юноши 66,7±11,1 50,0±11,8 0,0±0,0 16,7±8,8 0,0±0,0 72,2±10,6 55,6±11,7 100,0±0,0 0,0±0,0 50,0±11,8
Тувинские девушки 59,0±6,3 59,0±6,3 85,2±4,5 60,7±6,3 59,0±6,3 68,9±5,9 60,7±6,3 34,4±6,1 36,1±6,1 67,2±6,0
Русские девушки 77,8±9,8 27,8±10,6 83,3±8,8 44,4±11,7 72,2±10,6 55,6±11,7 66,7±11,1 33,3±11,1 0,0±0,0 61,1±11,5
Примечание. Г — гипертимный, В — возбудимый, Эм — эмотивный, П — педантичный, Т — тревожно-боязливый, Ц — циклотимический, Дм — демонстративный, З — застревающий, Ди — дистимический, Аэ — аффективно-экзальтированный типы.
полученных ею данных предполагает, что в результате обучения, аппелирующего к левому полушарию, у тувинских детей осуществляется направленный сдвиг в сторону доминирования левого полушария, хотя изначально имело место доминирование правого.
У тувинских студентов активация левого полушария выражена в большей степени, что, по-видимому, связано с трудностями психосоциальной адаптации. Русские студенты более адаптированы, поэтому изменения в активации левого полушария в результате обучения менее выражены.
Нами не было обнаружено преобладания лиц с правым доминированием асимметрии мозга у тувинских студентов в сравнении с русскими, однако была показана динамика снижения количества лиц с право-
полушарным доминированием у тувинских студентов. Это дает нам основание считать, что поскольку в начальной школе уже отмечается тенденция снижения числа правополушарников среди тувинской выборки, (обучение в школе обращено к левому полушарию [1]), то в условиях обучения в вузе, которое также активирует левое полушарие, количество студентов с доминированием правого полушария среди тувинских студентов продолжает снижаться.
Тувинские студенты на протяжении всего периода обучения имеют более высокий уровень ЛТ, чем русские, особенно это характерно для тувинских девушек, у которых наиболее высокий уровень тревожности в сравнении со всеми остальными группами. Высокая тревожность свидетельствует об определенной
степени социально-психологической дезадаптации тувинцев в период обучения.
Тувинских студентов отличают следующие черты характера: ригидность, инертность психических процессов, педантичность, неуравновешенность поведения, высокий уровень нейротизма и флегматический тип темперамента, такие индивидуально-типологические особенности, которые не способствуют психосоциальной адаптации к обучению в вузе.
В динамике обучения среди русских студентов растет доля лиц с экстраверсией, а среди тувинских она, наоборот, снижается и растет доля интровертирован-ных личностей. Наши данные также подтверждаются исследованиями, проведенными в других регионах, где среди русских студентов показана высокая доля экстравертов [5, 7], а среди алтайцев — интровертов [20]. Известно, что экстравертированные личности легче адаптируются к условиям обучения.
Преобладание флегматического типа темперамента у тувинских студентов подтверждается обследованиями взрослого контингента тувинцев, среди которых также большинство лиц имеют флегматический тип темперамента [17]. У русских студентов показано превалирование сангвиников, у юношей наряду с этим одинаковая доля холериков; на преобладание сангвинического типа темперамента у русских студентов (62 %) указывают В. Р. Горст с соавторами [5].
Таким образом, для студентов тувинской и русской национальности, проживающих в одинаковых климатогеографических и социальных условиях, характерны индивидуально-типологические особенности, которые определяют различную степень адаптации к обучению.
У всех студентов происходит активация левого полушария в начальный период обучения, что обеспечивает психосоциальную адаптацию, однако у тувинских студентов активация левого полушария выражена в большей степени, что, по-видимому, связано с высоким исходным уровнем психосоциальной дезадаптации.
Тувинские студенты в сравнении с русскими отличаются индивидуально-типологическими особенностями, которые препятствуют быстрой адаптации к условиям обучения.
Список литературы
1. Айзман Р. И. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей, проживающих в Республике Тыва / Р. И. Айзман, Л. К. Будук-оол, В. А. Красильникова // Материалы 13 Международного конгресса по приполярной медицине. — Новосибирск, 2006. — С. 22—23.
2. Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия как фактор адаптации человека в условиях Севера / В. В. Аршавский, Е. Л. Гельгафт, В. С. Ротенберг и др. // Физиология человека. — 1989. — № 5. — С. 142—145.
3. Брагина Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. — М. : Медицина, 1988. - 237 с.
4. Гетманцева С. М. Латеральная организация как фактор межиндивидуальных различий в показателях успешности обучения студентов вуза / С. М. Гетманцева,
Е. В. Постельник // Ученые записки института СХПР НовГУ. - 2006. - Т. 14, вып. 3. - С. 58-64.
5. Горст В. Р. Продолжительность «индивидуальной» минуты и психофизиологические особенности студентов / В. Р. Горст, Н. А. Горст, Н. А. Борисов и др. // Циклы природы и общество : Междунар. конф. - Ставрополь, 2002. - stavedy.ru/_docs/pdf/vus-chursin/_confer/
6. Ендолов В. В. Значение динамики функциональной межполушарной асимметрии мозга детей младшего школьного возраста для их социальной адаптации к школе / В. В. Ендолов, М. С. Муравьева, В. Н. Данюков // Консилиум. Сибирский медико-фармацевтический журнал. -2007. - № 7. - С. 188-189.
7. Ивакина Е. А. Особенности физического развития и состояния системы кровообращения студентов Уральского региона : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Ивакина Елена Алексеевна. - Тюмень, 2006. - 29 с.
8. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. - Новосибирск : Наука, 1980. - 191 с.
9. Калинина Н. Г. Психофизиологические особенности адаптации студентов средних специальных учебных заведений к образовательному процессу : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Калинина Наталья Георгиевна. - Ростов н/Д, 2006. - 25 с.
10. Кривощеков С. Г. Психофункциональные аспекты незавершенных адаптаций / С. Г. Кривощеков, В. П. Леутин, М. Г. Чухрова. - Новосибирск : СО РАМН, 1998. - 100 с.
11. Леутин В. П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В. П. Леутин, Е. И. Николаева.
- СПб. : Речь, 2005. - 368 с.
12. Мусалимова Р. С. Особенности адаптации учащейся молодежи к обучению в условиях крупного промышленного города / Р. С. Мусалимова, Э. Н. Хисамов, Р. М. Валиахметов. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2004. - 112 с.
13. Назын-оол М. В. Этнокультуральные особенности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. псих. наук / Назын-оол Марина Владимировна. - М., 2005. - 21 с.
14. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - Л. : Медицина, 1983. - 255 с.
15. Панин Л. Е. Биохимические механизмы стресса / Л. Е. Панин. - Новосибирск : Наука, 1983. - 233 с.
16. Психологические тесты. - М. : Гуманитар. центр ВЛАДОС, 2002. - Т. 1. - 312 с.
17. Резников Е. Н. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика / Е. Н. Резников, Н. О. Товуу. - М. : ПЕРСЭ, 2002. - 223 с.
18. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. - М. : Физкультура и спорт.
- 1983. - С. 12-13.
19. Степанов Ю. М. Роль функциональной асимметрии мозга и психофизиологическое состояние человека при адаптации к условиям Крайнего Севера : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Степанов Юрий Михайлович. - Новосибирск, 1988. - 21 с.
20. Суховеркова Г. В. Индивидуально-типологические особенности адаптации студентов алтайской национальности к процессу обучения в вузе : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Суховеркова Галина Васильевна. - 2002.
- 28 с.
21. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте / Ю. Л. Ханин // Вопросы психологии. - 1978. - № 6.
- С. 94-106.
22. Чикова С. Н. Адаптивные возможности и психофизиологический статус студентов приполярного региона : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Чикова Светлана Николаевна. — Архангельск, 2007. — 18 с.
23. Хаснулин В. И. Функциональная асимметрия организма и приспособление человека к жизни и работе в Заполярье / В. И. Хаснулин, С. И. Шестаков, Ю. М. Степанов // Региональные особенности здоровья жителей Заполярья.
- Новосибирск : СО РАМН, 1983. - С. 62-67.
24. Чухрова М. Г. Трансформация личности в условиях Севера и ее связь с психосоматической патологией / М. Г. Чухрова, Л. С. Хорошилова // Бюллетень СО РАМН.
- 2006. - № 4(122). - С. 132-134.
INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TUVAN AND RUSSIAN STUDENTS’ ADAPTATION TO EDUCATION IN HIGH SCHOOL
L. K. Buduk-ool, *R. I. Aizman
Tuva State University, Kyzyl
*Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
According to the indicators of functional brain asymmetry, the level of excitement, nervous system peculiarities, temperament features and soon different individual- typological
characteristics of Tuvan and Russian students’ adaptation were figured out in the article. A stronger level of anxiety, neurotism, low indicators of excitability and mobility provide lower adaptive possibilities for Tuvan students during the process of teaching them Tuvan students have phlegmatical type of temperament and particular character peculiarities. The conclusion refers to the low level of Tuvan students’ psycho-social adaptation during the period of their studies in different educational institutions.
Key words: individual-typological characteristics, adaptation to education, functional asymmetry of the brain, the stronger level of anxiety, power of excitement, brakings, mobility of the nervious processes.
Контактная информация:
Будук-оол Лариса Кара-Саловна - кандидат биологический наук, профессор кафедры Тывинского государственного университета
Адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 36
Тел. (394) 223-83-78
E-mail: [email protected]
Статья поступила 14.06.2008 г.