Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ»

экологических и гуманитарных сфер жизнедеятельности человека во всех регионах страны.

3.Процесс создания системного единства эколого-экономического пространства заключен в конкретных изменениях самой структуры управления национальной экономикой. Первоначальное значение приобретают проблемы определения приоритетности экологической политики при принятии стратегических решений в сфере экономики; формирование благоприятной инвестиционной и инновационной деятельности, связанное с региональным развитием.

4.Применение системного подхода к законодательному, экономическому и институциональному научному обеспечению основ для формирования эколого-экономического пространства, построенных на принципах единства, целостности, эффективности, социально-экономической справедливости, пропорциональности, сбалансированности и приоритетности в общении между человеком и природой.

Использованные источники:

1. Афанасьева И.С. Общественное развитие и экология: взаимосвязь, противоречия, кризисы: учебник [Текст]/Афанасьева И.С. - 2010г.-129-136 с.

2. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению: [Текст] / В.Г. Саркисов - Воронеж, 2011г. - №2 - 13-15 с.

3. Поздняков А.В. Проблемы самоорганизации и устойчивою развития социально-экономических систем: учеб. пособие [Текст] / А.В. Поздняков. - Томск, 2009. - 94 с.

4. Скурко Е.В. Проблемы формирования единого экономического пространства стран СНГ: [Текст] / Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы, № 8, 2010г. - 57-58 с.

Грибановская М. В., к.п.н. доцент кафедры экономики и менеджмента Краснодарский государственный университет культуры и

искусств Россия, г. Краснодар ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Формирование нормативной правовой базы, регулирующей реализацию Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», ставит перед органами государственной власти и местного самоуправления ряд вопросов при организации финансирования учреждений за счет бюджетных средств. От решения этих

вопросов напрямую зависит реальная степень самостоятельности учреждений.

Согласно этому закону существует три формы государственного или муниципального учреждения, которые различаются по степени независимости от государства и степени финансово-хозяйственной самостоятельности.

Казенные учреждения - учреждения самые зависимые от учредителя. Некоммерческие организации. Финансирование по смете, счета в казначействе. Внебюджетная деятельность - в доход бюджета, у учреждения самостоятельность практически нулевая. Сохраняется субсидиарная ответственность учредителя. Какие учреждения будут преобразованы в казенные, решают учредители. Должны утверждаться списки учреждений, их доля не будет превышать 5% от общего числа учреждений. Это будут учреждения, которые не имеют возможности получать внебюджетные доходы, то есть зарабатывать.

Бюджетные учреждения (новые) - некоммерческие организации. Перерегистрация не требуется. Учреждения остаются в казначействе. Их бюджет формируется по смете. Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует. Бюджет формируется на основе госзаданий.

Для данного типа мало что изменяется по сравнению с существующим положением. Судя по всему, таких учреждений будет большинство. Все закупки производятся по процедуре конкурсов. Банкротство невозможно.

Автономные учреждения. Наибольшая степень самостоятельности полномочий и ответственности. Расчетные счета можно открывать в коммерческих банках и тем самым выйти из-под казначейства. Но можно остаться и в казначействе.

Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует также как и в бюджетных учреждениях. Отношения с бюджетом оформляются через государственное (муниципальное) задание.

Оно самостоятельно в распоряжении внебюджетными поступлениями, которые поступают на его счета в банке, И в заключении договоров, на них не распространяется обязательство покупать товары и услуги по конкурсной процедуре.

Тип «казенное учреждение» и «бюджетное учреждение» - выбирает учредитель. Для того чтобы стать автономным учреждением, необходимо обращение трудового коллектива учреждения к учредителю, который и принимает решение.

Начиная с 1 января 2011 г. финансирование учредителем бюджетных и автономных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах - субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных

(муниципальных) услуг (выполнением работ), субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции.

Особым видом бюджетных доходов всех типов учреждений являются средства, полученные от выполнения государственных или муниципальных заказов. Законодательство РФ не препятствует учреждениям участвовать в конкурсах, котировках и аукционах на право заключения государственных или муниципальных контрактов. Следовательно, государственные учреждения могут получать бюджетные средства, в том числе средства учредителя, и в форме оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Эта категория доходов является формой деятельности, приносящей доход.

Порядок финансового обеспечения государственного (муниципального) задания утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Как показывает опыт ряда регионов и муниципалитетов, закрепление всех полномочий по формированию нормативов за отраслевыми органами приводит к тому, что подходы к определению стоимости выполнения задания оказываются весьма различными (в частности, совершенно по разному распределяются затраты на оказание услуг, выполнение работ и затраты на содержание имущества).

Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетные инвестиции представляют собой форму финансирования учреждения, предполагающую направление средств из бюджета учредителя на создание или увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества. Бюджетные инвестиции по своей природе представляют выплаты разового характера, направляемые на увеличение стоимости основных средств учреждений.

В отличие от бюджетных инвестиций, понятие субсидий на иные цели в Бюджетном кодексе РФ не определено. Данное понятие было введено в качестве возможности финансовой поддержки учреждения без обязательного вложения в основные средства. Целевая субсидия может быть предоставлена учреждению, например, на повышение квалификации сотрудников, компенсацию ущерба, причиненного стихийным бедствием. Другими словами, за счет целевой субсидии может быть профинансирована практически любая потребность учреждения, не отнесенная к нормативным затратам, связанных с оказанием ими в соответствии с заданием услуг (выполнением работ).

Важной особенностью финансирования развития автономных учреждений является то, что учредитель может, как осуществлять его путем предоставления целевых субсидий, так и включив соответствующие средства в субсидию на выполнение задания - в части утвержденных мероприятий, направленных на развитие (средства, направляемые на увеличение стоимости основных средств могут перечислять с помощью

всех видов финансирования). Очевидным экономическим критерием отнесения расходов на развитие автономного учреждения к одной из форм финансирования является частота осуществления соответствующих расходов: разовые вложения целесообразно отдельно финансировать с помощью целевых субсидий и бюджетных инвестиций, а осуществляемые периодически - в составе субсидии на выполнение задания. Однако при принятии данного решения значимыми могут оказаться и вопросы обеспечения контроля за расходованием средств, который в отношении субсидий на выполнение задания может обеспечиваться с помощью соглашения между учредителем и учреждением.

Оказание бюджетными учреждениями платных услуг возможно только сверх установленного государственного (муниципального) задания; уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного (муниципального) задания невозможно без соответствующего уменьшения государственного задания; бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а совершать сделки с ценными бумагами могут, если такое право будет предусмотрено федеральным законом; установлены нормы, касающиеся порядка предоставления бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у бюджетных и автономных учреждений; для бюджетных учреждений нового типа впервые устанавливается возможность заключать договор финансового лизинга, при этом вводятся определенные ограничения: платежи не могут осуществляться в натуральной форме и устанавливается особый порядок взыскания задолженности по неуплаченным вовремя лизинговым платежам; первоначальные нормативы затрат на оказание услуг федеральным бюджетным учреждением будут определяться исходя из размера бюджетных ассигнований, определенных на его содержание, с возможным увеличением на содержание вновь вводимых объектов социальной сферы.

Гудакова Л.В., кандидат экономических наук, доцент Кубанский государственный университет

Россия, г. Краснодар РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ В СФЕРЕ

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Содержательной стороной коммуникаций в сфере администрирования является государственная информация. Она представляет собой совокупность сведений о внешней и внутренней политике государства, динамике разнообразных процессов, регулируемых в обществе, служит основой для принятия государственных решений. Информационное обеспечение администрирования зависит от скорости движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.