Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ НА ПРИМЕРЕ АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ НА ПРИМЕРЕ АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФИНАНСЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кружкова Ольга Владимировна, Кузнецова Екатерина Сергеевна, Таросян Андрей Андроникович

Статья посвящена актуальной проблеме поиска вариантов оптимизации издержек, привлечения дополнительных источников финансирования и обеспечения на основе этого финансовой устойчивости и экономической состоятельности научных и образовательных организаций МЧС России. Авторы статьи выполнили анализ экономических показателей финансирования МЧС России и Академии ГПС МЧС России, а также произвели оценку показателей финансового состояния Академии ГПС МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кружкова Ольга Владимировна, Кузнецова Екатерина Сергеевна, Таросян Андрей Андроникович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING FEATURES OF FEDERAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF EMERCOM OF RUSSIA USING STATE FIRE ACADEMY OF EMERCOM OF RUSSIA AS AN EXAMPLE

PURPOSE. The article is devoted to the urgent problem of searching for optimizing costs options, attracting additional sources of financing and ensuring on this basis financial stability and economic viability of scientific and educational organizations of EMERCOM of Russia. The authors of the article set the goal to determine, based on the empirical material, the role of income earned from the income-generating activities in the educational establishments of EMERCOM. Economic indicators of financing EMERCOM of Russia and State Fire Academy of EMERCOM of Russia were analyzed for this purpose, the financial performance of State Fire Academy EMERCOM of Russia was assessed, the performance evaluation of financial condition of State Fire Academy EMERCOM of Russia and the share of income from income-generating activities in State Fire Academy EMERCOM of Russia was determined. METHODS. During the work at the article empirical and statistical research methods were used which allowed analyzing and drawing conclusions. FINDINGS. The conclusion has been made on the expediency of distributing financial flows in educational establishments in current market conditions and searching for additional sources of financing for creating conditions and mechanisms providing specialists training to the changing needs of EMERCOM of Russia. RESEARCH APPLICATION FIELD. It is assumed that the results obtained in the process of research can be used in developing financial and economic activities plan of the organization in terms of developing its extra budgetary activities. CONCLUSIONS. The recommended financial mechanisms for optimizing costs, attracting additional sources of financing and ensuring on this basis financial stability and economic viability of scientific and educational organizations of EMERCOM of Russia will help increase the efficiency of using personnel, scientific and pedagogical resources, material and technical resources for promoting services and educational programs of EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ НА ПРИМЕРЕ АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ»

УДК 336.6 : [378+614.842.8]

DOI 10.25257/FE.2018.2.110-114

КРУЖКОВА Ольга Владимировна

Кандидат экономических наук Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: olga_k_v@list.ru

КУЗНЕЦОВА Екатерина Сергеевна

Кандидат технических наук

Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

E-mail: ekuzn25@yandex.ru

ТАРОСЯН Андрей Андроникович

Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий,

Москва, Россия

E-mail: tarosyan.andrey@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ НА ПРИМЕРЕ АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ

Статья посвящена актуальной проблеме поиска вариантов оптимизации издержек, привлечения дополнительных источников финансирования и обеспечения на основе этого финансовой устойчивости и экономической состоятельности научных и образовательных организаций МЧС России. Авторы статьи выполнили анализ экономических показателей финансирования МЧС России и Академии ГПС МЧС России, а также произвели оценку показателей финансового состояния Академии ГПС МЧС России.

Ключевые слова: образовательные учреждения, финансы, подготовка кадров, проектное финансирование, приносящая доход деятельность.

Образование уже давно стало одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост и социальную стабильность в стране. От качества подготовки специалистов зависит способность организаций и ведомств эффективно выполнять поставленные функции и задачи. Развитие системы профессионального образования в России идёт под воздействием ряда внешних и внутренних факторов, которые служат вызовом для действующей системы и ставят задачи развития и модернизации в разряд приоритетных [1, 2].

Актуальность изменений в сфере образования в системе МЧС России приобретает в связи с принятием ряда нормативно-правовых актов, касающихся совершенствования подготовки кадров в области гражданской обороны, включая разработку профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и среднего профессионального образования. Кроме этого, одним из основных элементов государственной политики РФ в области пожарной безопасности на период до 2030 года является повышение профессионального уровня должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им государственных учреждений, уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, повышение их квалификации в образовательных организациях МЧС России, совершенствование ресурсного обеспечения таких организаций, а также налаживание надлежащего контроля за их

деятельностью. [1, 2] Именно поэтому в МЧС России пришли к выводу, что необходимо поднять на новый уровень профессиональную подготовку специалистов для ведомства путём совершенствование образовательной системы.

По состоянию на 2018 год система образования МЧС России включает в себя:

- 6 учебных заведений;

- 2 филиала высшего образования;

- 20 учебных центров федеральной противопожарной службы.

Академия ГПС МЧС России насчитывает 85-летнюю историю (бюджетный тип государственного учреждения). Характеристика бюджетных учреждений представлена в таблице 1 [1].

Бюджетное финансирование Академии ГПС МЧС России осуществляется по двухуровневой системе:

- Центральный аппарат МЧС России;

- учреждения и организации МЧС России центрального подчинения.

До 2014 года наблюдалась тенденция к увеличению финансовых ресурсов, направляемых из федерального бюджета ведомству МЧС (рис. 1) [1].

В сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов была введена система «Электронный бюджет». С 2017 года федеральные казённые учреждения составляют бюджетную смету в системе «Электронный бюджет» [2].

110

© Кружкова О. В., Кузнецова Е. С., Таросян А. А., 2018

Таблица 1

Характеристика бюджетных учреждений

Признак Тип государственного учреждения Бюджетный

Регламентирующий документ Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях»

Юридический документ, содержащий в себе основание для финансирования Государственное задание

Осуществление финансового обеспечения Субсидии

Документ, формирующий поступления и выплаты учреждением (или подразделением), исходя из доведённых МЧС России планируемых объёмов расходных обязательств План финансово-хозяйственной деятельности (приказ МЧС России от 1 октября 2010 г. № 491)

Предоставление субсидий и бюджетных кредитов Да

Размещение денежных средства на депозитах в кредитных организациях, а также возможность совершать сделки с ценными бумагами Нет (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017), ст. 9)

Осуществление деятельности, приносящей доход Да

Распоряжение доходами от иной деятельности Самостоятельное распоряжение (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018), ст. 298)

Система налогообложения Направления расходования бюджетным учреждением доходов от приносящей доход деятельности устанавливаются локальными нормативными актами. Образовательное учреждение может в соответствии с нормами ст. 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) применить нулевую ставку по налогу на прибыль при соблюдении оговорённых законом условий

Финансирование государственных образовательных бюджетных учреждений МЧС России происходит на основе государственного задания, обязанность по формированию которого возложена на учредителя (главный распорядитель бюджетных средств). Финансирование Академии ГПС МЧС России представлено в таблице 2.

Если федеральное бюджетное учреждение не может полностью выполнить государственное задание, остаток субсидии подлежит возврату. За нарушение порядка формирования государственного (или муниципального) задания или его финансового обеспечения предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 000 до 30000 рублей на должностное лицо организации [6].

Кроме государственного задания, обязательным документом для государственных бюджетных образовательных учреждений МЧС России является план финансово-хозяйственной деятельности, обобщающий информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах учреждения. В том числе в документе обязательно указывают общую балансовую стоимость имущества учреждения. Общая балансовая стоимость имущества Академии ГПС МЧС России представлена в таблице 3.

Все бюджетные учреждения перешли на рыночный принцип работы, который означает, что необходимо расширять перечень услуг по внебюджетной деятельности. Так, например, в МЧС плановый показатель по деятельности, приносящей доход, установлен приказом МЧС России от 8 апреля 2016 года № 182 «О результатах приносящей доход деятельности федеральных бюджетных учреждений МЧС России в 2015 году и задачах по повышению её эффективности в 2016 году» в объёме 30 % от общего

га о»

Рисунок 1. Финансирование МЧС России

Таблица 2

Финансирование государственного образовательного бюджетного учреждения МЧС России на примере Академии ГПС МЧС России [4]

Год Субсидии на государственное задание, бюджетные инвестиции, целевые субсидии, субсидии на иные цели, руб.

2012 1 411 956 200,00

2013 882 257 385,04

2014 1 018 095 687,34

2015 1 463 845 900,00

2016 1 343 436 675,00

2017 1 272 270 160,00

2018 (план) 998 627 100,00

2019 (план) 885 620 800,00

Таблица 3

Показатели финансового состояния Академии ГПС МЧС России

Год

Наименование 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Денежные средства, руб.

Общая балансовая стоимость недвижимого государственного имущества на 01.01 соответствующего года 2 203 568 278,89 2 296 524 780,16 2 271 431 322,16 2 762 695 809,41 2 783 696 589,41 2 795 275 958,35 3 171 696 679,26

Стоимость имущества, закреплённого собственником за учреждением на праве оперативного управления 2 203 504 008,23 2 296 460 500,50 2 271 431 322,16 2 762 695 809,41 2 783 696 589,41 2 795 129 678,69 4 266 797 676,60

Стоимость приобретённого учреждением за счёт выделенных собственником имущества учреждения средств - - 24 204 369,00 19 759 1 17,12 56 914 048,84 - 31 861 067,63

Приобретение учреждением за счёт доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности 64 279,66 64 279,66 13 989 326,30 6 044 820,90 4 346 557,25 146 279,66 41 670 750,30

Общая балансовая стоимость движимого государственного имущества на 01.01 соответствующего года 730 891 267,16 858 875 208,74 947 082 978,91 937 241 949,29 979 868 736,20 1 1 14 955 577,34 1 095 100 997,34

В том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества 722 839 966,94 785 902 605,93 870 198 456,42 823 982 925,58 858 609 344,26 850 742 673,95 639 866 515,91

финансирования. Сравнения данного показателя по образовательным учреждениям МЧС представлено на рисунке 2, динамика доходов в Академии Государственной противопожарной службы МЧС России представлена в таблице 4 [1, 2].

Основными направлениями, на которые идут финансовые средства от приносящей доход деятельности, являются:

- стимулирование персонала;

- развитие учебно-материальной базы;

- содержание движимого и недвижимого имущества [10].

Для привлечения в МЧС России наиболее способной молодёжи и обеспечения её ранней профессиональной ориентации, развития сети кадетских классов, корпусов, школ профильной направленности необходимы дополнительные финансовые ресурсы [5].

Вышеприведённый анализ показал, что образовательные учреждения в современных рыночных условиях и ограниченности бюджетных средств вынуждены искать дополнительные источники финансирования для создания условий и механизмов обеспечения подготовки кадров к изменяющимся потребностям МЧС России [5].

Для оптимизации издержек, привлечения дополнительных источников финансирования и обеспечения на основе этого финансовой устойчивости и экономической состоятельности научных и образовательных организаций МЧС России необходимо:

- увеличить доходы научных и образовательных организаций от приносящей доход деятельности;

25 -

20 -

5 -

Учебные заведения МЧС России

Рисунок 2. Данные по деятельности, приносящей доход, в образовательных учреждениях МЧС России:

Щ - Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России;

■ Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России;

■ - Академия ГПС МЧС России;

■ Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России;

Щ - Уральский институт ГПС МЧС России

Таблица 4

Динамика доходов, полученных от деятельности, приносящей доход, в Академии ГПС МЧС России

Год Сумма, руб.

2012 131 446 473,35

2013 97 655 648,85

2014 136 701 248,62

2015 171 720 987,04

2016 225 605 853,51

2017 225 044 899,48

2018 (план) 252 696 985,93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 -

30 -

15 -

10 -

0

- сократить расходы, связанные с реализацией непрофильных для МЧС России образовательных программ;

- внедрить современные высокотехнологичные формы и методы реализации образовательных программ.

Для обеспечения финансовой устойчивости и экономической состоятельности научных и образовательных организаций МЧС России необходимо:

- повысить эффективность использования кадровых, научно-педагогических, материально-технических и финансовых ресурсов;

- оптимизировать бюджетные средства, направляемые на финансирование непрофильных для МЧС России образовательных программ [4];

- оптимизировать использование учебных площадей с учётом развития дистанционных образовательных технологий [7];

- диверсифицировать виды деятельности, приносящей доход [3];

- реализовать проектное финансирование на основе государственно-частного партнерства в обеспечении развития образовательной системы [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Кружкова О. В., Кузнецова Е. С. Управление финансами в государственных учреждениях системы МЧС России. Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. 160 с.

2. Кузнецова Е. С., Кружкова О. В. Управление финансами в государственных и муниципальных учреждениях. Учебное пособие. М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. 80 с.

3. Кузнецова Е. С., Соловьева Т. Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. 96 с.

4. Аналитические отчёты [Электронный ресурс] // Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [сайт]. Режим доступа: http://bus.gov.ru (дата обращения 23.03.2018).

5. Присяжнюк Н. Л., Александров Г. В., Кузнецова Е. С., Кружкова О. В., Соловьева Т. Н. Экономика пожарной безопасности. Учебное пособие / под общ. ред. Н. Л. Присяжнюка. М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. 235 с.

6. Глушко Е. К. Управление государственными финансами: административно-правовой аспект. Монография. М.: ТЕИС, 2015. 144 с.

7. Краснянский М. Н. Карпушкин С. В., Остроух А. В., Обухов А. Д., Касатонов И. С., Букреев Д. В., Карпов С. В., Дедов Д. Л. Проектирование информационных систем управления документооборотом научно-образовательных учреждений. Монография. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2015. 216 с.

8. Графов А. В., Колесников В. В., Макаров И. Н., Спесивцев В. А. Роль проектного финансирования и взаимодействия с предпринимательством в обеспечении развития образовательной системы // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-1. С. 159-165.

9. Федотова М. А. Никонова И. А, Лысова Н. А. Проектное финансирование и анализ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014. 144 с.

10. Огородова М. В., Лаврентьева Л. В., Лаврентьева Е. В., Парадеева И. Н., Парадеева Н. В. К вопросу о финансировании образовательных учреждений в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-4. С. 713-716.

Материал поступил в редакцию 6 апреля 2018 года.

Olga KRUZHKOVA

Doctor of Philosophy in Engineering Sciences

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

E-mail: olga_k_v@list.ru

Ekaterina KUZNETSOVA

Doctor of Philosophy in Engineering Sciences

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

E-mail: ekuzn25@yandex.ru

Andrei TAROSYAN

The Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Moscow, Russia E-mail: tarosyan.andrey@mail.ru

FINANCING FEATURES OF FEDERAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF EMERCOM OF RUSSIA USING STATE FIRE ACADEMY OF EMERCOM

OF RUSSIA AS AN EXAMPLE

ABSTRACT

Purpose. The article is devoted to the urgent problem of searching for optimizing costs options, attracting additional sources of financing and ensuring on this basis financial stability and economic viability of scientific and educational organizations of EMERCOM of Russia. The authors of the article set the goal to determine, based on the empirical material, the role of income earned from the income-generating activities in the educational establishments of EMERCOM. Economic indicators of financing EMERCOM of Russia and State Fire Academy of EMERCOM of Russia were analyzed for this purpose, the financial performance of State Fire Academy EMERCOM of Russia was assessed, the performance evaluation of financial condition of State Fire Academy EMERCOM of Russia and the share of income from income-generating activities in State Fire Academy EMERCOM of Russia was determined.

Methods. During the work at the article empirical and statistical research methods were used which allowed analyzing and drawing conclusions.

Findings. The conclusion has been made on the expediency of distributing financial flows in educational

establishments in current market conditions and searching for additional sources of financing for creating conditions and mechanisms providing specialists training to the changing needs of EMERCOM of Russia.

Research application field. It is assumed that the results obtained in the process of research can be used in developing financial and economic activities plan of the organization in terms of developing its extra budgetary activities.

Conclusions. The recommended financial mechanisms for optimizing costs, attracting additional sources of financing and ensuring on this basis financial stability and economic viability of scientific and educational organizations of EMERCOM of Russia will help increase the efficiency of using personnel, scientific and pedagogical resources, material and technical resources for promoting services and educational programs of EMERCOM of Russia.

Key words: educational establishments, finances, specialists training, project financing, income-generating activities.

REFERENCES

1. Kuznetsova E.S., Kruzhkova O.V. Upravlenie finansami v gosudarstvennykh uchrezhdeniiakh sistemy MChS Rossii [Financial management in the state institutions of the EMERCOM of Russia]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2018. 160 p.

2. Kuznetsova E.S., Kruzhkova O.V. Upravlenie finansami v gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uchrezhdeniiakh [Financial management in state and municipal institutions]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2017. 80 p.

3. Kuznetsova E.S., Soloveva T.N. Finansovyy menedzhment [Financial management]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2017. 96 p.

4. Analytical reports, official website for information on state (municipal) institutions. Available at: http://bus.gov.ru (accessed March 23, 2018). (in Russ.).

5. Prisyazhnyuk N.L., Aleksandrov G.V., Kuznetsova E. S., Kruzhkova O. V., Soloveva T. N. Ekonomika pozharnoy bezopasnosti [Economics of fire safety. Ed. by of N. L. Prisyazhnyuk]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2016. 235 p.

6. Glushko E.K. Upravlenie gosudarstvennymi finansami administrativno-pravovoy aspekt [Management of public finances: administrative and legal aspect]. Moscow, TEIS Publ., 2015. 144 p.

7. Krasnyansky M.N. Karpushkin S.V., Ostroukh A.V., Obukhov A.D., Kasatonov I.S., Bukreev D.V., Karpov S.V., Dedov D.L. Proektirovanie informatsionnykh sistem upravleniya dokumentooborotom nauchno-obrazovatelnykh uchrezhdeniy [Information systems design document management systems of scientific and educational institutions]. Tambov: Tambov State Technical University Publ., 2015. 216 p.

8. Graphs A.V., Kolesnikov V.V., Makarov I.N., Spesivtsev V.A. Role of project financing and cooperation with business in the development of educational systems. Fundamentalnye issledovaniya, 2016, no. 11-1, pp. 159-165. (in Russ.).

9. Fedotova M.A. Nikonova I.A., Lisova N.A. Proektnoe finansirovanie i analiz [Project finance and analysis]. Moscow, Yurayt Publ., 2014. 144 p.

10. Ogorodov M.V., Lavrenteva L.V., Lavrenteva E.V., Bardeeva I.N., Paradeev N.V. To the issue of financing of educational institutions in Russia. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy, 2015, no. 12-4, pp. 713-716. (in Russ.).

114

© Kruzhkova O., Kuznetsova E., Tarosyan A., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.