Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / КОМПЕНСАЦИЯ УЩЕРБА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кружкова Ольга Владимировна, Кузнецова Екатерина Сергеевна

В статье рассмотрены вопросы, затрагивающие оценку влияния последствий чрезвычайных ситуаций на экономико-социальные показатели развития Сибирского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кружкова Ольга Владимировна, Кузнецова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE EMERGENCY SITUATIONS CONSEQUENCES ON THE ECONOMY OF A RUSSIAN REGION

PURPOSE. The article is dedicated to the topical issue concerning the assessment of emergency impact on the economic and social indicators of the region development. The authors have analyzed the economic indicators of Siberian Federal District, the number of emergency situations (2014-2016) and the assessment of damage from the emergency consequences in this territorial district. In this regard, the authors of the article have set the goal - to determine on the basis of empirical material the amount of damage as well as all compensatory payments within regional budgets. METHODS. In the course of work under the article empirical and statistical research methods were used that allowed conducting the analysis. FINDINGS. It has been concluded that it is reasonable to introduce economic mechanisms stimulating investment processes in preventing or reducing the scale of emergency consequences. RESEARCH APPLICATION FIELD. We assume that the results obtained in the research can be used in developing balanced regional budgets as well as in planning financial resources for reserve funds necessary for emergency response. CONCLUSIONS. Recommended financial mechanisms will facilitate the optimizing public and private financial resources aimed at preventive activities on emergency situations and, consequently, this will contribute to the sustainable development of the region economic systems.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА РОССИИ»

УДК 614.8 : 332 (571.1/5) DOI 10.25257ДЕ.2017А67-70

Кружкова О. В., Кузнецова Е. С.

ВЛИЯНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА РОССИИ

В статье рассмотрены вопросы, затрагивающие оценку влияния последствий чрезвычайных ситуаций на экономико-социальные показатели развития Сибирского федерального округа.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, экономический ущерб, экономические показатели, государственный бюджет, валовый внутренний продукт (ВВП), финансовые потоки, компенсация ущерба от чрезвычайно ситуации.

В результате действия разрушительных сил во время чрезвычайных ситуаций (ЧС), помимо человеческих жертв, население зачастую теряет всё имущество. Количество природных катастроф в мире только за последние 25-30 лет возросло в среднегодовом выражении в 2,1 раза, количество погибших - в 2,7 раза, пострадавших -в 4 раза, прямой экономический ущерб - более чем в 8 раз (190 млрд долл.), тогда как мировой ВВП увеличился менее чем в 4 раза [1].

Актуальным является проблема оценки возможного влияния последствий ЧС на экономико-социальные показатели развития региона. Для достижения поставленной цели необходимо при расчёте нагрузки на государственные бюджеты учитывать не только наносимый в результате ЧС ущерб, но также все выплаты компенсационного характера населению [2].

Согласно нормативным документам Российской Федерации (федеральный закон от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ), ЧС - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастро-

фы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304, в зависимости от количества людей, пострадавших в таких экстренных ситуациях или размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов, ЧС подразделяются на (табл. 1):

- локальные,

- муниципальные,

- межмуниципальные,

- региональные,

- межрегиональные,

- федеральные.

Следует отметить, что бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ выделяют на финансовое обеспечение мер по ликвидации ЧС федерального, межрегионального и регионального характера.

Таблица 1

Классификация чрезвычайных ситуаций

Масштаб ЧС Количество людей, пострадавших в ЧС Размер материального ущерба Зона распространения поражающих факторов ЧС

ЧС локального характера Не более 10 человек Не более 100 000 рублей Не выходит за пределы территории объекта

ЧС муниципального характера Не более 50 человек Не более 5 000 000 рублей Не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения

ЧС межмуниципального характера Не более 50 человек Не более 5 000 000 рублей Затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию

ЧС регионального характера Свыше 50 человек, но не более 500 человек Свыше 5 000 000 рублей, но не более 500 000 000 рублей Не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации

ЧС межрегионального характера Свыше 50 человек, но не более 500 человек Свыше 5 000 000 рублей, но не более 500 000 000 рублей Затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации

ЧС федерального характера Свыше 500 человек Свыше 500 000 000 рублей -

4-17

Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация

Как сказано в постановлении Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией ЧС [3].

Количественные данные по ЧС в Сибирском федеральном округе представлены в таблице 2 [4-6].

ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧС

Временное размещение и питание - 550 + 250 руб./'день

Единовременная помощь - 10 000 руб./чел.

Утрата имущества: частичная утрата - 50 000 руб. полная утрата - 100 000 руб.

Вред здоровью: легкий - 200 000 руб., средний и тяжкий - 400 000 руб

В случае гибели - 1 000 000 руб. на каждого погибшего

Другие выплаты

Последствия от ЧС могут быть весьма разрушительными, например, в 2014 году ущерб от ЧС составлял 526,19 млн руб. (см. табл. 2). Несмотря на низкую долю ЧС в Сибирском федеральном округе относительно всей России (12,5 % в 2014 г.) доля всего ущерба составила 68 %.

Для оценки финансовой нагрузки ущерба от ЧС на бюджет субъектов Сибирского федерального округа необходимо рассмотреть экономические показатели (табл. 3, 4).

Сравнивая соотношение ущерба от ЧС и экономических показателей развития субъектов Сибирского федерального округа, можно сделать вывод о существенной нагрузке на бюджет: на доходы она составляет 1,6 %, на расходы - 1,52 %. Необходимо отметить, что в расчёт не включены компенсации пострадавшему населению, а также ущерб, причинённый малому и среднему бизнесу. Так, например, компенсация ущерба малому и среднему бизнесу в Сибирском федеральном округе в 2014 году составил 150 млн рублей (пострадало 37 объектов) - в результате были выделены бюджетные ассигнования 142,96 млн руб. из резервного фонда Правительства РФ [8].

Оценка ущерба и потерь от ЧС важна для понимания исследования влияния последствий ЧС

Таблица 2

Динамика ЧС и материального ущерба в Сибирском федеральном округе

Субъект РФ Техногенные ЧС, ед. Природные ЧС, ед. Биолого-социальные ЧС, ед. Материальный ущерб млн руб.

2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016

Сибирский ФО 19 29 28 7 2 1 5 3 32 16 311,73 1 445,36 1 613,13

Республика Алтай 0 0 1 2 0 0 0 0 1 26 0 0

Алтайский край 1 1 3 1 0 0 1 0 3 20,062 0 6,7

Кемеровская область 4 5 5 0 0 0 0 0 5 104,97 31,26 0,7

Новосибирская область 2 1 2 1 0 0 0 0 2 42 0 0

Омская область 1 6 1 0 0 1 0 0 2 32 419,2 715,71

Томская область 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Республика Тыва 2 0 1 1 0 0 0 0 1 307,33 0 0,5

Республика Хакассия 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 160 0,18 0

Красноярский край 4 6 6 0 0 0 0 0 6 6 214,35 4,5 674,94

Республика Бурятия 0 0 0 1 0 0 0 0 0 833,21 0 0

Иркутская область 1 5 4 0 0 0 0 0 5 0 0 112,41

Забайкальский край 4 3 5 0 1 0 4 2 7 7 571,81 990,24 102,17

Ущерб в среднем на 1 ЧС, млн руб./ед. - - - - - - - - - 526,19 42,51 26,45

Всего по России 185 114 178 42 32 54 21 19 122 23 945 8 505,66 8 999,73

Процент среди других ФО РФ, % 10,27 25,44 15,73 16,67 6,25 1,85 23,81 15,79 26,23 68,12 16,99 17,92

Таблица 3

Экономические показатели Сибирского федерального округа [7]

Год Валовый региональный продукт в текущих основных ценах, млрд руб. Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы, млн руб. Валовое накопление основного капитала, млрд руб. Другие чистые налоги на производство, млрд руб.

2010 4 131,39 2 249 611,5 1 035,16 126,55

2011 4 802,93 2 530 954,6 1 275,49 180,63

2012 5 186,81 2 707 466,5 1 534,81 89,56

2013 5 540,6 2 789 477,6 1 508,6 98,52

2014 6 134 3 203 616,8 1 539,99 97,55

2015 6 752 3 692 869,4 1 476,38 -

Показатели бюджета Сибирского федерального округа [7] Таблица 4

Год Доходы консолидированного бюджета субъектов, млрд руб. Расходы консолидированного бюджета субъектов, млрд руб. Дефицит (-), профицит (+), млрд руб. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, млрд руб.

2014 980,54 1 072,52 - 91,99 682,82

2015 1 013,05 1 091,56 - 78,51 718,39

2016 1 083,71 1 114,04 - 30,33 821,16

на экономический рост, а также для повышения устойчивости хозяйственных систем на всех уровнях. Это предполагает разработку экономических механизмов стимулирования не только дотаций и субсидий, но и всех видов инвестиций в превентивные, профилактические мероприятия, способствующие предотвращению или снижению масштаба последствий ЧС.

Наиболее доступными на данном этапе финансовыми механизмами могут быть:

1. Обязательное страхование имущества от пожаров и чрезвычайных ситуаций. Но при этом необходимо предусмотреть государственное субсидирование за счёт средства бюджета части страховой премии для социально-незащищенных слоев населения.

2. Применение частно-государственного партнёрства при реализации мероприятий, связанных с профилактическими работами по предотвращению ЧС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Порфирьев Б. Н. Экономические аспекты снижения опасности при-родных бедствий в свете программ «Хиого» и «Хиого-2». Доклад для заседания Экспертного совета МЧС России. МЧС России. - Москва, 2015. - 27 с. - Неопубл. материалы.

2. Перспективы развития экономики России: прогноз до 2030 года. Коллективная монография / под ред. В. В. Иванте-ра, М. Ю. Ксенофонтова. - М.: Анкил, 2013. - 408 с.

3. Кузнецова Е. С., Кружкова О. В. Управление финансами в государственных учреждениях системы МЧС России. Монография. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. - 160 с.

4. О состоянии защиты населений и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году. Государственный доклад. - М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, 2015. - 350 с.

5. О состоянии защиты населений и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера в 2015 году. Государственный доклад. - М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России,

2016. - 390 с.

6. О состоянии защиты населений и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2016 году. Государственный доклад. - М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России,

2017. - 360 с.

7. Официальная статистика [электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/accounts/ (Дата обращения 26.07.2017 г.).

8. Кузнецова Е. С., Кружкова О. В. Управление финансами в государственных и муниципальных учреждениях. Учебное пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2017. - 98 с.

Материал поступил в редакцию 30 августа 2017 года.

4-17 Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация

Kruzhkova O., Kuznetsova E.

IMPACT OF THE EMERGENCY SITUATIONS CONSEQUENCES ON THE ECONOMY OF A RUSSIAN REGION

ABSTRACT

Purpose. The article is dedicated to the topical issue concerning the assessment of emergency impact on the economic and social indicators of the region development. The authors have analyzed the economic indicators of Siberian Federal District, the number of emergency situations (2014-2016) and the assessment of damage from the emergency consequences in this territorial district. In this regard, the authors of the article have set the goal - to determine on the basis of empirical material the amount of damage as well as all compensatory payments within regional budgets.

Methods. In the course of work under the article empirical and statistical research methods were used that allowed conducting the analysis.

Findings. It has been concluded that it is reasonable to introduce economic mechanisms stimulating investment processes in preventing or reducing the scale of emergency consequences.

Research application field. We assume that the results obtained in the research can be used in developing balanced regional budgets as well as in planning financial resources for reserve funds necessary for emergency response.

Conclusions. Recommended financial mechanisms will facilitate the optimizing public and private financial resources aimed at preventive activities on emergency situations and, consequently, this will contribute to the sustainable development of the region economic systems.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: emergency situation, economic damage, economic indicators, state budget, gross domestic product, financial flows, compensation for emergency situation damage.

REFERENCES

1. Porfir'ev B.N. Ekonomicheskie aspekty snizheniia opasnosti pri-rodnykh bedstvii vsveteprogramm "Khiogcf' i "Khiogo-2" [Economic aspects of reducing the risk of natural disasters in the light of the Hyogo and Hyogo-2 programs]. Moscow, EMERCOM of Russia, 2015. 27 p. (in Russ., unpublished source).

2. Perspektivy razvitiia ekonomiki Rossii: prognoz do 2030 goda [Prospects for the development of the Russian economy: forecast until 2030. Ed. by V.V. Ivanter, M.Yu. Ksenofontov]. Moscow, Ankil Publ., 2013. 408 p.

3. Kuznetsova E.S., Kruzhkova O.V. Upravlenie finansami v gosudarstvennykh uchrezhdeniiakh sistemy MChS Rossii [Financial management in the state institutions of the EMERCOM of Russia]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2017. 160 p.

4. O sostoianii zashchity naselenii i territorii Rossiiskoi Federatsii ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera v 2014 godu. Gosudarstvennyi doklad [About the protection status of the population and territories of the Russian Federation from emergency situations of natural and technogenic character in 2014. State report]. Moscow, EMERCOM of Russia Publ., All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of EMERCOM of Russia Publ., 2015. 350 p. (in Russ.).

5. O sostoianii zashchity naselenii i territorii Rossiiskoi Federatsii ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera v 2015 godu. Gosudarstvennyi doklad [About the protection status of the population and territories of the Russian Federation from emergency situations of natural and technogenic character in 2015. State report]. Moscow, EMERCOM of Russia Publ., All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of EMERCOM of Russia Publ., 2016. 390 p. (in Russ.).

6. O sostoianii zashchity naselenii i territorii Rossiiskoi Federatsii ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera v 2016 godu. Gosudarstvennyi doklad [About the protection status of the population and territories of the Russian Federation from emergency situations of natural and technogenic character in 2016. State report]. Moscow, EMERCOM of Russia Publ., All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of EMERCOM of Russia Publ., 2017. 360 p. (in Russ.).

7. Official statistics, Federal service of state statistics, available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/accounts/ (accessed July 27, 2017). (in Russ.).

8. Kuznetsova E. S., Kruzhkova O. V. Upravlenie finansami v gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uchrezhdeniiakh [Financial management in state and municipal institutions]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2017. 98 p.

Olga Kruzhkova Ekaterína Kuznetsova

Doctor of Philosophy in Engineering Sciences

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Doctor of Philosophy in Engineering Sciences

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.