Научная статья на тему 'Экономический анализ крупных чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия)'

Экономический анализ крупных чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
767
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ / ТЕХНОГЕННАЯ КАТАСТРОФА / ПОЖАР / НАВОДНЕНИЕ / ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ECONOMIC ANALYSIS / EMERGENCY / NATURAL DISASTER / MAN-MADE DISASTER / FIRE / FLOOD / CONSEQUENCES OF EMERGENCY SITUATIONS / ECONOMIC DAMAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андреев Дмитрий Васильевич, Макарова Мария Эдуардовна

В данной статье представлен экономический анализ чрезвычайных ситуаций на территории Республика Саха (Якутия) за период 2014-2018 гг. Описаны риски чрезвычайных ситуаций в регионе. Представлены статистические данные по официальным отчетам МЧС России. Дана количественная и качественная оценка экономических последствий чрезвычайных ситуаций произошедших за данный период. Подсчитан общий экономический ущерб, нанесенный чрезвычайными ситуациями региону за анализируемый период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Андреев Дмитрий Васильевич, Макарова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic analysis of major emergencies in the Republic of Sakha (Yakutia)

This article presents an economic analysis of emergency situations in the Republic of Sakha (Yakutia) for the period 2014-2018. The risks of emergency situations in the region are described. Statistical data on official reports of EMERCOM of Russia are presented. The quantitative and qualitative assessment of the economic consequences of emergencies occurred during this period. The total economic damage caused by emergencies to the region during the analyzed period is calculated

Текст научной работы на тему «Экономический анализ крупных чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия)»

Экономический анализ крупных чрезвычайных ситуаций на территории

Республики Саха (Якутия) Economic analysis of major emergencies in the Republic of Sakha (Yakutia)

Ь А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Vl ЖУРНАЛ

DOI 10.24411/2413-046X-2019-10065 Андреев Дмитрий Васильевич,

старший преподаватель Горного института, кафедра «Техносферная безопасность», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Макарова Мария Эдуардовна, Горный институт, направление: Техносферная безопасность (профиль: Защита в чрезвычайных ситуациях), кафедра «Техносферная безопасность», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Andreev D.V., [email protected]

Аннотация. В данной статье представлен экономический анализ чрезвычайных ситуаций на территории Республика Саха (Якутия) за период 2014-2018 гг. Описаны риски чрезвычайных ситуаций в регионе. Представлены статистические данные по официальным отчетам МЧС России. Дана количественная и качественная оценка экономических последствий чрезвычайных ситуаций произошедших за данный период. Подсчитан общий экономический ущерб, нанесенный чрезвычайными ситуациями региону за анализируемый период.

Summary. This article presents an economic analysis of emergency situations in the Republic of Sakha (Yakutia) for the period 2014-2018. The risks of emergency situations in the region are described. Statistical data on official reports of EMERCOM of Russia are presented. The quantitative and qualitative assessment of the economic consequences of emergencies occurred during this period. The total economic damage caused by emergencies to the region during the analyzed period is calculated.

Ключевые слова: экономический анализ, чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, техногенная катастрофа, пожар, наводнение, последствия чрезвычайных ситуаций, экономический ущерб.

Keywords: economic analysis, emergency, natural disaster, man-made disaster, fire, flood, consequences of emergency situations, economic damage..

На сегодняшний день одна из наиважнейших задач национальной безопасности РФ -это обеспечение безопасности территорий и населения своих регионов, поскольку в условиях стремительной динамики человеческого развития, технического прогресса и ухудшения экологии проблема угрозы техногенного и природного характера не просто остаются актуальными, а приобретают большую остроту. И связано это с

увеличивающимися масштабами дестабилизации социально-экономического развития страны.

Такая ситуация требует систематического проведения количественного, качественного и стоимостного анализа состава и последствий чрезвычайных ситуаций, как с точки зрения социальной оценки, так и с точки зрения экономической, особенно в условиях низкого темпа роста экономики и дефицита бюджета. При этом экономический анализ чрезвычайных ситуаций необходимо проводить и по РФ в целом и по регионам в частности. Ключевая цель такого анализа - обоснование выделения соответствующих ассигнований для финансирования принимаемых практических решений при осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Другими словами, решение задач природно-техногенной безопасности РФ требует предварительной оценки «распространения ЧС и наносимые ими ущербы, особенно на больших территориях» [11, с. 1119].

Республика Саха (Якутия) является не только самым большим по территории регионом Дальневосточного федерального округа, но и самым большим Субъектом РФ. При этом это один из регионов с повышенным уровнем природных, техногенных и биолого-социальных рисков чрезвычайных ситуаций, потенциальными из которых являются [8]:

- природные: опасность наводнений, паводков, речных заторов, лесных пожаров, экстремально низких температур воздуха, землетрясения;

- техногенные: опасность на объектах жилищно-коммунального хозяйства, система электроснабжения, авиационном транспорте,

- биолого-социальные: риск заболеваний, вызванных острыми кишечными инфекциями и паразитарными болезнями, опасность возникновения очагов сибирской язвы.

По результатам практических исследований для последних 15-20 лет наиболее опасными и приносящими большой материально-экономический Республике Саха (Якутия) являются наводнения, лесные пожары и аварии на тепловых сетях для селений региона [ 10,

Ежегодно в среднем из расчета за последние 5 лет в РФ происходило около 270 ЧС, при этом в Дальневосточном федеральном округе - 16 ЧС (6% от всероссийского показателя), а в самой Республике Саха (Якутия) - 2 ЧС (12,5% от окружного показателя и 0,7% от странового уровня).

Согласно годовой статистической отчетности МЧС России в период с 2014 года по 2017 год включительно происходили только техногенные катастрофы, а в 2018 году к ним добавились природные стихийные явления (рис. 1).

с. 5].

3

□ 2014 Техногенные ЧС

И

□ 2018 Природные ЧС

СП 201 6 Техногенные ЧС

□ 201 7 Техногенные ЧС

201 5 Техногенные ЧС

201 8 Техногенные ЧС

1

2018 гг. [1; 3: 5]|

Рассматривая динамику чрезвычайных ситуаций в Республике Саха (Якутия), можно видеть, что количество чрезвычайных ситуаций за период 2014-2018 года выросло с 1 ЧС до 3 ЧС (рис. 2).

Рнс. 2 — Динамика чрезвычайных ситуаций в Республике Саха (Якутия). Дальневосточном федеральном округе и в целом по РФ i 20L4-201S гг.

Итак, в 2014 году в республике произошло одна техногенная чрезвычайная ситуация (5,9% от окружного показателя и 0,4% от странового уровня). Погибло в данной чрезвычайной ситуации 3 человека, пострадало 14 человек [2].

В 2015 году произошло две техногенных чрезвычайных ситуации, что составило 11,1% от окружного показателя и 0,8% от странового уровня. Речь идет в первую очередь о взрыве на руднике «Мир» АК «Алроса». Всего в результате обеих чрезвычайных ситуаций погибло 5 человек, пострадало 25 человек [3].

В 2016 году произошла одна техногенная чрезвычайная ситуация (8,3% от окружного показателя и 0,3% от странового уровня) - это авария на руднике «Мир», причиной которой стало неконтролируемое увеличение водопритока из чаши отработанного карьера в подземный рудник [6, с. 73]. Погибшие в данной чрезвычайной ситуации отсутствуют, но есть пострадавшие в количестве 38 человек [4].

В 2017 году число техногенных ситуаций значительно выросло до 3 ЧС (27,3% от окружного показателя и 1,2% от странового уровня), среди которых крупнейшими являются: авария на руднике «Мир» АК «Алроса» и авария на Якутской ГРЭС.

Всего в результате трех чрезвычайных ситуаций погибло 9 человек, пострадало 24 человека [5].

В 2018 году общее число чрезвычайных ситуаций не изменилось по сравнению с предыдущим годом - 3 ЧС (13,6% от окружного показателя и 1,1% от странового уровня). Однако изменилась их структура:

- техногенная чрезвычайная ситуация: авария на алмазном месторождении «Алросы» «Иреляхская россыпь» (Якутия) произошла серьезная авария - технические воды попали в три реки - Ирелях, Малая Ботуобуя и Вилюй [9]; данная авария составила 6,7% от всех техногенных чрезвычайных ситуаций Дальневосточного федерального округа и 0,5% от всех техногенных чрезвычайных ситуаций в РФ;

- природные чрезвычайные ситуации: весенний паводок и летние пожары (33,3% от всех природных чрезвычайных ситуаций Дальневосточного федерального округа и 4,5% от всех природных чрезвычайных ситуаций в РФ

Всего в результате трех чрезвычайных ситуаций в 2018 году пострадало 5109 человек

- цифра огромная, погибших нет [6].

В общем за период 2014-2018 гг. в Республике Саха (Якутия) произошло 8 ЧС, что составляет 12,1% от общего числа

Таким образом, количество чрезвычайных ситуаций в Республике Саха (Якутия) растет, при этом появляется тенденция появления и роста природных катаклизмов, которая доказывается недавними лесными пожарами (август текущего 2019 года), последствия и ущерб которых еще окончательно не подсчитан.

Ущерб от чрезвычайных ситуаций периода 2014-2018 гг. уже выведен в отчетах МЧС России, согласно которым за анализируемый период в Республике Саха (Якутия) экономический ущерб чрезвычайными ситуациями был нанесен только в 2015 и 2018 годах (табл. 1).

Таблица 1 - Экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций в

Республике Саха (Якутия) за 2014-2018 гг.. млн. руб. [1; 2; 3; 4; 5]

Года Республика Саха (Якутия) Дальневосточный ФО Доля: % РФ Доля, %

2014 - 282.86 - 23960.80 —

2015 14.56 333.42 4,4 8505.90 0=2

2016 - 21.60 - 9000.00 —

2017 - 13.85 - 11232.97 —

2018 1572.87 5242.40 30.0 11228.03 14.0

Итого 1587=44 5894,13 26=9 63927=70 2=5

В плане экономического ущерба, который наносят чрезвычайные ситуации и их ликвидация, также обостряются для Республики Саха (Якутия). Если в 2015 году две техногенные чрезвычайные ситуации нанесли ущерб в размере 14,56 млн. руб. (4,4% от окружного показателя и 0,2% от странового уровня), то в 2018 году три чрезвычайные ситуации (одна техногенная и две природные) нанесли ущерб в размере более 1,5 млрд. руб. (30% от окружного показателя и 14% от странового уровня). Разница колоссальная. Можно сделать вывод, что стихийные бедствия наносят республике больший экономический ущерб, нежели техногенные катастрофы. Это же подтверждают события 2019 года, хотя и нет еще опубликованной официальной статистике по чрезвычайным ситуациям за текущий год, но только упомянутые выше лесные пожары по предварительным оценкам нанесли ущерб в размере более 300 млн. руб. [9].

В сумме за 2014-2018 гг. материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций в Республике (Якутия) составил 1587,44 млн. руб. (26,9% от общего окружного показателя и 2,5% от общего странового уровня).

Экономический ущерб не является полной суммой затрат, связанных с чрезвычайными ситуациями, поскольку затраты на их ликвидацию учитываются отдельно. Информация о них также содержится в годовых отчетах МЧС России. Кроме этого в Республике Саха (Якутия), как и во всех других регионах, создается финансовый резерв для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В общем за весь анализируемый период в республиканский резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций было отчислено 3045,64 млн. руб., при этом израсходовано было из них по назначению 2602,16 млн. руб. или 85,4% (табл. 2).

Таблица 2 - Резервы и расходы финансовых результатов на ликвидацию чрезвьпайных ситуации в Республике Саха (Якутия) в 20142018 гг. [1]

Года Созданный Израсходованные Доля, Израсходовано средств на

резерв, ылн. руб. средства всего, ылн. руб. % душу населения, руб. на чел.

2014 1710.14 1561.36 92.5 1791.10

2015 214.90 165.77 77,1 224.5 В

2016 207.36 150.34 72.5 216.07

2017 448.00 239.45 53,4 465.29

2018 465.24 465.24 100.0 4Ё2.45

Всего 3045=64 2602,16 85,4 -

Статистика показывает, что после экономического кризиса 2014 года отчисления в резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций сократилась в восьмикратном размере. Начиная с 2016 года отчисления в резерв выросли более чем в 2 раза. Меньше всего израсходовано из резерва средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций было в 2017 году (53,4%), хотя в этот год произошло 3 ЧС. Такое же количество чрезвычайных ситуаций произошло в 2018 году, однако резерв был истрачен полностью, то есть произошедшие в 2018 году весенний паводок и лесные пожары потребовали гораздо больших затрат, чем техногенные катастрофы. В остальные годы резерв расходовался на 70-90%. Если говорить о 2019 годе, то известно из предварительных расчетов, что на ликвидацию летних лесных пожаров этого года уже потрачено около 350 млн. руб. [9]. В пересчете на душу населения региона затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций также значительно сократились в 2015 году, продолжили сокращаться в 2016 году и начали расти с 2017 года (рис. 3).

За 2018 год расходы на ликвидацию чрезвычайных ситуаций составили 465,24 млн. руб. или в пересчете на душу населения - 482,45 руб. на одного человека. показатель вырос на 3,7% относительно 2017 года, однако в сравнении с 2014 году - сократился на 73,1%, то есть примерно в 4 раза.

Имеет смысл провести анализ динамики отчислений в резерв на отчисления чрезвычайных ликвидаций в сравнении с основным региональным макропоказателем -валовым региональным продуктом и данными бюджетов 2014-2018 гг. (табл. 3).

Таблица 3 - Резервы и расходы финансовых результатов на

ликвидацию чрезвычайных ситуации в Республике Саха (Якутия) в 2014-

2018 гг. [1]

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Теып роста валового регионального продукта (ВРГГ). % 103,2 101,7 104,0 100,7 105,0

Доходы бюджета, млн. р\гб. 155216 167697 175100 177225 219135

Теып роста расходов бюджета. ° 'о — 108.0 104.4 101.2 123.6

Расходы бюджета, млн. р\"б. 153353 171199 182596 186305 208913

Теып роста расходов бюджета. °'о — 107.8 106.7 102.0 112.1

Профицит (дефицит), млн. руб. -3637 -4102 -7496 -90&0 10222

Отчисления в резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуации, млн. р\-о. 1710Д4 214,9 207,36 448,00 465,24

Теып роста отчислений в резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, % - 12,6 96,5 216,0 103,8

Доля отчислений в резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в доходах бюджета. % 1 ло 0,13 0,12 0,25 0,21

Доля отчислений в резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в расходах бюджета. % 1,08 0,13 0,11 0,24 0,22

Положительным моментом в развитии региона является рост экономики: в 2018 году валовой региональный продукт вырос на 5%. Еще большей положительной динамикой обладает бюджет региона. Бюджетные доходы выросли за 2018 год на 23,6%, при этом за этот же год бюджетные расходы выросли меньшими темпами - на 12,1%. Благодаря такой динамике в бюджете Республики Саха (Якутия) за последние 5 лет появился профицит бюджета.

Положительные темпы роста перечисленных показателей и их рациональное соотношение являются залогом экономической стабильности Республики Саха (Якутия).

При этом доля отчислений в резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в бюджетных доходах составляет всего 0,22% в 2018 году, что на 0,02% меньше, чем в 2017 году. Для сравнения, в 2014 году на их долю приходилось 1,08%.

Учитывая обостряющуюся обстановку с природными чрезвычайными ситуациями в республике и тем, что в 2018 году резерв на их ликвидацию был израсходован полностью, можно утверждать о недостаточном резервирование средств для данных нужд. На фоне этого отчисления в резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций растут меньшими темпами, чем валовой региональный продукт, доходы и расходы бюджета (рис. 4).

250,0 200,0 150,0 100,0 -50,0 -0,0

216,0

107,8 106,7

■96,5 1 02,0

12,6

2015 2016 2017 2016

Темп роста расходов бюджета, "/а

Темп роста отчислений в резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, "/а

Рис. 4 — Динамика расходов бюджета и резерва на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. %

В 2017 году отчисления в резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций более, чем в 2 раза большим темпом вырос, чем расходы бюджета, в 2018 году, наоборот, меньшим темпом. При этом важно отметить, что доля отчислений в резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в бюджетных расходах составляет всего 0,21% в 2018 году, что на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.04. меньше, чем в 2017 году. Очевидно, что данная статья бюджетных расходов очень незначительна. Еще в 2014 году на ее долю приходилось более 1%. Профицит бюджета позволяет Республике Саха (Якутия) резервировать большие суммы финансовых ресурсов, особенно в условиях роста природных катаклизмов, с целью не только их ликвидации, но и мониторинга риска их наступления.

Резюмируя все сказанное, можно заключить, что в последнее время для Республики Саха (Якутия) характерны как техногенные, так и природные чрезвычайные ситуации, при этом в сторону последних тенденция увеличивается. Вообще, количество чрезвычайных ситуаций и уровень экономического ущерба в исследуемом регионе растет, также растут резерв и расходы на их ликвидацию. Учитывая экономический рост Республики Саха (Якутия) за 2014-2018 гг. и профицит республиканского бюджета за 2018 год, регион имеет достаточную возможность в большей мере финансировать работы по ликвидации техногенных катастроф и природных стихий. Другими словами, республика в финансовом плане подготовлена к эффективной борьбе с грядущими чрезвычайными ситуациями и работе по снижению риска их возникновения.

Список литературы

1. Государственный бюджет Республики Саха (Якутия ). - URL: https://minfin.sakha.gov.ru/bjudzhet.

2. Итоги деятельности МЧС России за 2014 год. - URL: https://old.mchs.ru/upload/site1/document_file/uqQnjnTpQM.pdf.

3. Итоги деятельности МЧС России за 2015 год. - URL: https://old.mchs.ru/upload/site1/document_file/gosdoklad_20-16.pdf.

4. Итоги деятельности МЧС России за 2016 год. - URL: https://old.mchs.ru/upload/site1/document_file/MUUuMnux6f.pdf.

5. Итоги деятельности МЧС России за 2017 год. - URL: https://old.mchs.ru/upload/site1/document_file/hniVNLexTC.pdf.

6. Итоги деятельности МЧС России за 2018 год. - URL: https://mo-strelna.ru/upload_files/articles/2019/06/GosDoclad_po_2018_godu_Print.pdf.

7. Николаев А.Ю., Попов В.Н., Борисов А.И., Андреев Д.В., Анисимов С.С., Дедюкин Р.Н., Будикин А.Е., Лукачевский Н.И. Анализ крупных чрезвычайных ситуаций в Якутии в 2017 году // Молодой ученый. - 2017. - № 49. - С. 73-76. - URL: https://moluch.ru/archive/183/47049/.

8. Оперативные события главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия).

- URL: http://www.gproxx.eom/http://14.mchs.gov.ru/operationalpage/operational.

9. Пресс-служба ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия). Новости. - URL: http://www.gproxx.eom/proxy/http://14.mehs.gov.ru/.

10. Сальва А.М., Макаров В.В., Киприянова Н.С., Кирилина А.А. Наводнения. Лесные пожары, а также другие техногенные опасности в Кобяйском улусе республики Саха (якутия) // Мир науки. - 2015. - № 1. - С. 2-6. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24037302.

- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24037302.

11. Стручкова Г.П., Капитонова Т.А. Особенности картографической базы данных для решения задач природно-техногенной безопасности на территории Республика Саха (Якутия) с использованием ГИС // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 11-6. - С. 1119-1123. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25458995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.