ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ г. САРАНСКА
Н. В. ШУМКОВА,
заведующий сектором социально-экономических программ НИИрегионологии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
Н. П. КАСАТКИНА,
старший научный сотрудник сектора региональных систем образования НИИ регионологии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
В последние годы повышается значимость дошкольного образования как института социализации, что обусловлено объективными потребностями современного общества и государства. Спектр проблем, решение которых опосредовано модернизацией дошкольного образования, широк: от демографических, связанных с созданием условий для повышения рождаемости, до проблем воспроизводства человеческого и интеллектуального потенциалов общества. В контексте усиливающейся социальной дифференциации, плюрализации современного российского социума и, как следствие, актуализации проблем социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах, возрастает роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности.
Для выявления особенностей этнокультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) г. Саранска в сентябре - октябре 2013 г. нами был проведен контент-анализ их сайтов. Выбор этой стратегии социологического исследования обусловлен доступностью информации о деятельности образовательных учреждений, направлениях их развития. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 апреля 2012 г. № 343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учрежде-
нии» образовательное учреждение размещает на своем официальном сайте в сети Интернет и регулярно обновляет информацию о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах, материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса, направлениях научно-исследовательской деятельности и т. д. [3]. Реализация дошкольными образовательными учреждениями перечисленных требований способствует информационной открытости ДОУ, а также объективной оценке общественностью результатов их функционирования.
В ходе исследования было проанализировано 70 сайтов ДОУ г. Саранска, представленных на Школьном портале Республики Мордовия [2]. В качестве позиций контент-анализа были выбраны: перечень комплексных и парциальных программ, реализуемых в ДОУ; характеристика специальной предметно-развивающей и предметно-игровой среды; участие педагогов ДОУ в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах этнокультурной направленности; социальное партнерство дошкольных учреждений по развитию этнокультурного образования. Кроме того, по 5-балльной шкале оценивался уровень информационной открытости ДОУ.
Полученная в результате контент-анализа информация позволила охарактеризовать
© Шумкова Н. В., Касаткина Н. П., 2013
ФИННО-УГРЫ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
стратегию дошкольных учреждений г. Саранска по использованию существующих и новых образовательных программ с учетом требований федерального стандарта и этнокультурных особенностей региона.
Каждое дошкольное учреждение самостоятельно выбирает образовательную программу из комплекса рекомендованных органами управления образованием (комплексных и парциальных), а также вправе разрабатывать собственные. Выбор программы, как правило, зависит от того, к какому виду относится дошкольное учреждение - компенсирующим, присмотра и оздоровления, комбинированным, общеразвивающим и т. д. Анализ показал, что в 2012 г. из комплексных программ ДОУ наиболее востребованы были «Детство» (36 %), «Кроха» (17), «От рождения до школы» (6), «Радуга» (3 %).
Составной частью указанных комплексных общеобразовательных программ является разработанный ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» региональный модуль для детей дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», направленный на изучение языков, культуры, истории мордовского народа. Абсолютное большинство образовательных учреждений (более 90 %), согласно результатам проведенного исследования, осуществляют реализацию данного модуля, принадлежащего к новому поколению программ и соответствующего требованиям Федерального стандарта дошкольного образования [1]. Наряду с действующим модулем продолжает реализовываться разработанная в 2001 г. региональная программа «Валдоня», направленная на художественно-творческое, историко-культурное, физическое развитие детей средствами мордовской национальной культуры. Доля ее упоминаний на сайтах ДОУ составила 4 %.
Этнокультурный компонент дошкольного образования реализуется также в парциальных и дополнительных программах, в числе которых отмечаются «Обучение дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики
Мордовия» (17 %); «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (15); Программа патриотического воспитания «Наследие» (3); Программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе православных традиций (3 %).
Из всех ДОУ, разместивших на сайте информацию о предоставлении дополнительных образовательных услуг (50 учреждений), 39 (56 %) указали на наличие кружков этнокультурной направленности. Из этого числа 38 % приходится на кружок обучения мордовскому (эрзя) языку, 21 - обучения мордовскому (мокша) языку, 18 - фольклорный, 9 - краеведческий, 3 - обучения татарскому языку, 11 % -другие (православное воспитание и т. п.).
В процессе формирования этнокультурного образовательного пространства в ДОУ г. Саранска используются краеведческая работа, сюжетно-ролевые игры; творческие проекты; посещение тематических выставок; участие в конкурсах и фестивалях народного творчества. В частности, из всех упоминаний фестивальной и конкурсной деятельности ДОУ 26 % относятся к Республиканскому конкурсу декоративно-прикладного искусства среди ДОУ «Бабань парь», 18 - конкурсу на лучшую куклу в национальном костюме народов Поволжья «Дружные соседи!», 16 % - к конкурсу чтецов на мордовском языке «Тиринь-Тядянь кяль!». Следует отметить, что координирующим центром по развитию национальных традиций в ДОУ г. Саранска является детский сад комбинированного вида № 90, на базе которого открыт Методический центр национальных культур Поволжья, где проходят семинары для педагогов ДОУ, а также городские и республиканские мероприятия этнокультурной тематики [1].
Большую роль в формировании этнокультурного мировоззрения дошкольников играет посещение музеев, библиотек, театральных постановок, так как обязательным условием формирования целостной системы этнокультурного образования служит использование ресурсных возможностей как самого ДОУ, так и других учреждений и организаций, непосредственно занима-
Финно-угорский мир. 2013. № 4
ющихся этнокультурным просвещением. Более 90 % ДОУ отметили в качестве основных социальных партнеров Государственный театр кукол Республики Мордовия и Городской детский центр театра и кино «Крошка», 79 - Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И. Д. Воронина, 66 - филиалы Мордовской республиканской детской библиотеки, 44 - Музей мордовской народной культуры, 41 % - Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.
Важную роль в реализации этнокультурного содержания образовательного процесса играет специальная предметно-развивающая среда, и в первую очередь созданный на территории образовательного учреждения краеведческий мини-музей. Контент-анализ показал, что из 70 ДОУ только 28 (40 %) указали на наличие мини-музеев.
Определяющим условием в организации этнокультурного образования являются творческий и научно-исследовательский потенциал педагогов ДОУ, их стремление к профессиональному совершенствованию и использованию инновационных методик образования и воспитания. Одним из способов приобщения к новейшим образовательным технологиям служит участие в научно-практических конференциях, в том числе посвященных вопросам этнокультурного образования. Лишь 19 (27 %) ДОУ отметили участие своих педагогов в научно-практических конференциях на темы, связанные с этнокультурным образованием, в частности во Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы». Творческий подход педагогов ДОУ г. Саранска определяет их участие в таких мероприятиях, как городские конкурсы на лучший сценарий фольклорного праздника для детей дошкольного возраста «Широкая Масленица» (12 %), «Светлая Пасха» (12 %).
Контент-анализ позволил сделать вывод о недостаточной информационной открытости ДОУ г. Саранска. На сайтах 7 ДОУ (10 %) информация о перечне образовательных программ и услуг отсутствует -
оценка 2 по пятибалльной шкале; на сайтах 43 ДОУ (61 %) кратко описаны образовательные программы (в основном комплексные) - оценка 3; 20 ДОУ максимально подробно отразили образовательные программы, но разделы сайта не были заполнены на 100 % - оценка 4. Не было зафиксировано ни одного сайта с максимально возможным наполнением разделов.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, что этнокультурный компонент образования занимает значительное место в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений г. Саранска. Это отвечает требованиям социокультурной среды, в которой они функционируют. Во всех ДОУ реализуется региональный модуль «Мы в Мордовии живем»; ведется активная работа с учреждениями и организациями, занимающимися этнокультурным просвещением детей и молодежи; осуществляется предоставление услуг дополнительного образования с этнокультурным содержанием. Вместе с тем выявлены определенные проблемы в организации этнокультурного образования в ДОУ: недостаточность предметно-развивающей среды, узость поля профессионального взаимодействия педагогов по вопросам новых образовательных технологий этнокультурной направленности, несформированность информационной среды дошкольного образования.
Поступила 22.10.2013
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аналитическая справка об энокультурном об-
разовании в Республике Мордовия и регионах РФ с компактным проживанием мордовского населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы!р://шо^шгш.гаЛМех^р?орйоп=сош_со ntent&view=section&id=15&Itemid=88. - Дата обращения: 17.09.2013.
2. Постановление Правительства РФ от 18 апреля
2012 г № 343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edш.ra/mdex.php?page_id=5&topic_ id=5&sid=22273. - Дата обращения: 12.09.2013.
3. Школьный портал Республики Мордовия [Элек-
тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. schoolrm.ru/. - Дата обращения: 10.09.2013.