Научная статья на тему 'Особенности этнического терроризма в Индийском штате Нагаленд'

Особенности этнического терроризма в Индийском штате Нагаленд Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / НАГАЛЕНД / ТЕРРОРИЗМ / ЭТНОС / ТЕРРОР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлев А. Ю.

В статье говориться об особенностях протекания этнического терроризма в штате Нагаленд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности этнического терроризма в Индийском штате Нагаленд»

Список литературы:

1. Конституция Республики Армения. - 1995.

2. Конституция Республики Армения (поправки). - 2005.

3. Закон РА «О местном самоуправлении». - 1996.

4. Закон РА «О налогах». - 1997.

5. Закон РА «О бюджетной системе Республики Армения». - 1997.

6. Закон РА «О финансовом выравнивании». - 1997.

7. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. - М.; Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ», 2007.

8. www.gov.am.

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА В ИНДИЙСКОМ ШТАТЕ НАГАЛЕНД

© Яковлев А.Ю.*

Государственный университет управления, г. Москва

В статье говориться об особенностях протекания этнического терроризма в штате Нагаленд.

Ключевые слова Индия, Нагаленд, терроризм, этнос, террор.

Одной из заслуживающих внимания проблем на северо-востоке страны является борьба этноса нага за суверенитет. Достаточно широко распространено мнение о том, что движение нага является самым продолжительным из известных движений в мире. И действительно мало какой этнос может похвастаться борьбой, длящейся 600 лет.

Этнос «нага» возник путем объединения разрозненных племен, находившихся на крайне низком уровне социально-экономического развития. Нага представляют собой группу родственных племен, населяющих преимущественно современный индийский штат Нагаленд и сопредельные с ним районы Ассама, Аруначал Прадеша, Манипура, а также соседнего государства Мьянмы. Необходимо отметить, что хотя в правительственных и интеллигентских кругах используется объявленный официальным языком штата Нагаленд английский, на уровне массового общения популярен так называемый нага-ассамский язык - своеобразный жаргон, возникший вследствие контактов нага и ассамцев. Практически все племена нага говорят на своих языках и диалектах. Ввиду этого появилось известное утверждение -«у нага столько языков, сколько деревень». Племена также сильно различаются по психологическому складу, традициям и культуре.

* Заместитель заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.

Несмотря на устоявшееся в научных кругах мнение о том, что нага - это группа племен, некоторые ее представители придерживаются иного мнения. Так, лидер «Национального совета нага» (НСН) Ангами Запху Физо считает, что нага не племя, а нация [10, с. 232].

Что касается этимологии слова «нага», то здесь бытует огромное число версий. Наиболее правдоподобной из которых является предположение о том, что термин пришел из бирманского и составлен из двух слов «на» - в переводе означающий ухо и «ка» - дырки.

Территория проживания нага до завоевания Ассама в 1824-1826 гг. и присоединения ее равнинной части к британской колонии не входила ни в одно государственное образование. Вложение средств в развитие северовосточных территорий англичане считали экономически неоправданным из-за социально-экономической отсталости местного населения, труднодос-тупности и редконаселенности данных районов. Вследствие чего в 18721873 гг. произошло административно-территориальное отделение горных районов от остальной части колониальных владений. Разделение прошло по т.н. «внутренней линии». Жителям Ассамской равнины и другим индийцам без специального разрешения британских властей запрещался вход на территорию проживания горцев. Это в значительной мере изолировало их от остальной части Индии, хотя в отношении местных жителей данное правило не действовало, и они могли свободно пересекать границу и проникать в основную часть колонии.

Племена нага всегда отличались воинственностью. Это обусловлено многовековым кочевым образом жизни. Основу хозяйства племен составляет под-сечно-огневое земледелие, вынуждавшее каждые 2-3 года менять обрабатываемые участки в виду быстрого истощения почвы, после чего они оставались для зарастания лесом на срок 8-20 лет. Необходимость переселений и защиты своих владений вело к постоянным вооруженным столкновениям.

Ярким примером воинственности и жестокости нага может служить обычай охоты за головами, представляющий собой разновидность человеческих жертвоприношений и культа плодородия, где благополучие кхеля (или деревни) зависит от количества добытых вражеских голов.

По религиозной принадлежности основная часть нага - христиане. Усиленная христианизация племен, исповедующих анимистические культы началась еще в конце XIX в. Отсутствие конкуренции со стороны индуизма и ислама привело к обращению большинства нага в христианство. На сегодняшний день Нагаленд один из самых христианизированных индийских штатов, где 67 % населения исповедуют христианство (преимущественно баптизм), 21 % - по-прежнему придерживается анимистических и других верований, 12 % - приверженцы индуизма [6, с. 35].

Впервые политические требования от имени племен нага в 1929 г. выдвинула организация, называвшаяся «Клуб нага». Она направила комиссии

Саймона меморандум с требованиями восстановления независимости нага после ухода англичан из Индии (напомним, что в 1881 г. земли нага, в основном, вошли в новую административно-территориальную единицу Горы Нага в составе Ассама). В документе говорилось: «Наш язык совершенно отличен от языка равнин и у нас нет социального сходства ни с индусами, ни с мусульманами. На нас смотрят свысока одни за то, что мы едим говядину, другие за то, что мы едим свинину, и те и другие вместе - за нашу отсталость, в которой мы совсем не виноваты» [9, с. 20].

Нага вполне могли обрести значительную самостоятельность еще в 40-е гг. ХХ в., если инициатива управляющего районом Горы Нага и позже губернатора Ассама Роберта Рида реализовалась на практике. Он видел возможность «наделения» нага статусом нации и создания территории, управляемой напрямую из Лондона. Основные принципы его плана заключались в следующем:

- консолидация всех нага в федеративную структуру;

- присвоение административно-территориальному образованию статуса «королевской колонии»;

- система управления должна представлять племенное самоуправление через создание и функционирование племенных советов [11, с. 27].

Но идее Р. Рида не суждено было реализоваться. Отсутствие политической воли сверху привело к восстанию снизу. Если говорить об основных причинах возникновения сепаратизма нага, то они следующие:

- историческая самостоятельность территории проживания нага и рост на этой почве самосознания племен;

- невыполнение обещанного М. Ганди и Дж. Неру права на самоопределение для нага;

- наличие харизматичного лидера А.З. Физо;

- религиозный фактор;

- этническая отличность нага от соседствующего с ним населения;

- воинственные племенные традиции;

- низкий уровень социально-экономического развития.

Лозунг независимости в 40-е гг. ХХ в. был крайне популярен среди народа. Учрежденный в 1945 г. под эгидой английской администрации «Племенной совет района Горы Нага» в 1946 г. по инициативе А.З. Физо и Т. Сак-хрие переименовывается в НСН. Организация выступала за независимость от Англии, Индии и Бирмы, но при этом предусматривала возможность установления на первых порах периода протектората Англии или Индии.

После того, как гандийские методы борьбы исчерпали себя, НСН стал открыто выступать за независимость. Организация 16 мая 1951 г. провела плебисцит. По утверждению лидеров сепаратистов, 99,9 % нага высказались за независимый Нагаленд [4, а 116]. Были бойкотированы всеобщие выборы в парламент в 1952 г. Акции гражданского неповиновения заставили

власти применить силу, что, в свою очередь, вынудило нага взяться за оружие. Произошел раскол в кругу руководства движением нага. Появились лояльные центральному правительству структуры - «Мирный комитет нага» и «Народная конвенция нага».

Принятие союзными властями непростого решения о создании штата Нагаленд в 1963 г. оказалось действенным средством в борьбе с терроризмом. В противостояние с сепаратистами помимо центрального правительства вступило и региональное. В результате - часть боевиков сложила оружие. После указанных событий в террористическом движении произошло еще несколько расколов, вследствие чего значительные силы радикальных на-гских организаций перешли в русло борьбы друг против друга.

Несмотря на все успехи, правительству Индии не удалось избежать жертв. В результате вооруженной борьбы в Нагаленде в период с 1992 г. по 1997 г. погибло 1338 чел. (223 чел. в год), с 1998 г. по 2004 г. - 595 чел. (85 чел. в год) [12, с. 139], с 2005 г. по 2012 г. еще 1499 (187 чел. в год). Данные об убитых в штате в 2003-2012 гг. выглядят следующим образом [1, с. 7; 2, с. 213]:

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

— Гражданские лица —■— Сотрудники сил безопасности —А— Боевики

Рис. 1. Число погибших в вооруженной борьбе в штате Нагаленд в 2003-2012 гг. [данные по боевикам включают число убитых, арестованных и сдавшихся - А.Я.]

Анализ графика говорит о крайне незначительном количестве убитых сотрудников сил безопасности (за весь период 10 чел.). При этом боевики понесли значительно более серьезные потери в своих кругах. Пик числа погибших пришелся на 2008 г. С 2010 г. наблюдается рост численности уничтоженных террористов. При этом жертвы среди гражданского населения и правоохранителей остаются на низком уровне.

Список литературы:

1. Ministry of Home Affairs, Annual Report, 2009-2010. - New Delhi, 2010.

2. Ministry of Home Affairs, Annual Report, 2012-2013. - New Delhi, 2013.

3. Алексеев А.Ю. Региональные аспекты механизма государственной поддержки малого бизнеса: дисс. ... к.э.н. - М., 2002.

4. Баранов С.А. Сепаратизм в Индии. - М., 2003.

5. Григорьева Г.М. К вопросу о религии в политической жизни северовосточной Индии // Религия и общественная жизнь в Индии. - М., 1983.

6. Индия сегодня: Справочно-аналитическое издание. - М., 2005.

7. Латфуллин Г.Р. Антитеррористический опыт Индии // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 3.

8. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. О некоторых особенностях государственного и муниципального управления в Индии: право и традиции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 12.

9. Bhattacharjee A.K. Political Evolution of Nagaland (1945-1965). - Calcutta, 1973.

10. Gangte T.S. The Kukis of Manipur: A Historical Analysis. - New Delhi, 1993.

11. Liegise V British Rule in Naga Area // The Naga Chronicle. - New Delhi, 2002.

12. Routray B.P. North-East: Failure of Peace Progress // Armed Conflicts and Peace in South Asia. - New Delhi, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.