Таким образом, вышесказанное свидетельствует в пользу того, что для успешного функционирования современных политических институтов и политической системы общества в целом необходимо воспитание народных масс в духе активистской культуры.
Список литературы:
1. Понятие политической культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kulturoznanie.ru/politology/ponyatie-politicheskoj-kultury/ (дата обращения: 10.04.2014).
2. Типология политических культур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://kUturozname.rUpolitology/tipologya-politicheskix-kultur/#mo-ге-157 (дата обращения: 10.04.2014).
3. Курс лекций по политологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bguecon.ucoz.ru/forum/2-9-1 (дата обращения: 11.04.2014).
4. Политические взгляды россиян // Левада-Центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/23-09-2013/politicheskie-vzglya-dy-rossiyan (дата обращения: 11.04.2014).
5. Брицкий Г.О. Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян: автореф. дисс. ... канд. соц. наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/teoria-sociologii/politicheskie-cennosti-i-politicheskie-usta-novki-postsovetskogo-perioda-v-kontekste.html (дата обращения: 11.04.2014).
6. Политология: словарь по обществознанию / под ред. Ю.Ю. Петруни-на, М.И. Панова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voluntary.ru/ dictionary/904 (дата обращения: 11.04.2014).
7. Мединский В. Политические мифы о России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pokaianie.ru/article/russia/read/5802 (дата обращения: 18.04.2014).
ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ МАНИПУРСКИХ ПЛЕМЕН В ИНДИИ
© Яковлев А.Ю.*
Государственный университет управления, г. Москва
В статье говориться о возникновении и эволюции этнического терроризма манипурских племен на северо-востоке Индии.
Ключевые слова терроризм, этнос, Индия, Манипур.
* Заместитель заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.
Одним из нестабильных в этнонациональном плане штатов Индии является Манипур. Причиной служит перманентно высокий уровень террористической активности в провинции.
Толчком к возникновению терроризма в штате послужили:
- слабость экономического развития - в штате отсутствует крупная промышленность, главной отраслью народного хозяйства является ручное ткачество;
- чрезмерно высокая концентрация населения (в области, занимающей 8 % территории штата, проживает % населения) и хозяйственной деятельности в небольшой по площади Манипурской (Импхал-ской) долине, т.к. остальная территория штата представляет собой горную местность;
- комплекс социально-экономических проблем - бедность населения, рост безработицы среди образованной молодежи, коррумпированность чиновников, политическая нестабильность;
- историческая память о длительном периоде независимости - Манипур с I в. н.э. являлся княжеством и представляет собой одну из изолированных внутри региона горных областей (оно было присоединено к Индии лишь в 1949 г.);
- подъем сепаратистского движения племен нага в соседнем Нагаленде затронул и три района Манипура с численным преобладанием нага;
- «демонстрационный эффект», т.е. получение в 1963 г Нагалендом, не имеющим столь богатой истории, как Манипур (напомним, что с 1956 г по 1972 г Манипур был союзной территорией), статуса штата.
Анализируя этнический и религиозный состав населения штата, необходимо отметить, что население Манипура состоит из трех этнических групп: мейтеи, нага и куки. Мейтеи (манипурцы) преимущественно населяют Мани-пурскую долину и г. Импхал, а нага и куки - горные районы. По переписи населения 1991 г. в штате проживало 57,67 % индусов, 34,11 % христиан, 7,27 % мусульман, при этом 60,4 % жителей были мейтеи [4, с. 101].
В 1964 г., следуя примеру нага, драматург по профессии Ареамбам Самрендра Сингх с целью достижения независимости и построения социалистического общества создал в г. Импхале «Объединенный фронт национального освобождения» (ОФНО). Из-за разногласий по поводу стратегии действий в 1968 г. от организации откололись несколько лидеров, которые затем возглавили «Революционное правительство Манипура». Позже в Манипуре также неоднократно происходили деления, объединения и возникали новые радикальные структуры.
Стоит отметить, что все мейтейские группировки руководствовались маоистской идеологией и пользовались поддержкой со стороны Китая. Они выступали против «правления Индии» и за изгнание всех «маянгов» (чужа-
ков), которые сосредоточили в своих руках 75 % всего бизнеса Манипура, а также занимали ключевые чиновничьи должности в штате [12, с. 81].
Начавшаяся в конце 70-х гг. ХХ в. в Ассаме кампания за права «сыновей земли» в 1980 г. перекинулась и на Манипур. В апреле указанного года в Импхалской долине начались беспорядки, проходившие под лозунгами «Убивай чужаков» и «Манипур для манипурцев». В результате этнического насилия, по данным, приведенным индийским авторитетным изданием «Индия тудэй», в течение недели около 2 тыс. человек остались без крова (в основном непальцы, бенгальцы, бихарцы и пенджабцы), 300 домов были сожжены, 150 чел. госпитализированы с ранениями, в штате оказалась парализована розничная торговля [11].
В первой половине 80-х гг. ХХ в. в результате энергичных действий индийской армии и сил безопасности, был нанесен значительный урон мей-тейским группировкам. Однако, несмотря на предпринимаемые центральным правительством меры, по данным МВД Индии, в штате продолжают действовать 12 650 радикалов, вооруженных 8830 единицами стрелкового оружия [13, с. 125]. По сведениям на октябрь 2007 г., в штате активны 24 террористические группировки [10].
Динамика насильственных смертей, связанных с террористической деятельностью в штате с 2003 по 2012 гг. выглядит следующим образом [1, с. 7; 2, с. 213]:
-♦— Гражданские лица —■— Сотрудники сил безопасности
Рис. 1. Число погибших в вооруженной борьбе в штате Манипур в 2003-2012 гг. [данные по боевикам включают число убитых, арестованных и сдавшихся - А.Я.]
В Манипуре, как и в других штатах северо-востока страны количество нейтрализованных террористов значительно превосходит численность погибших мирных жителей и сотрудников сил безопасности. Максимальным число жертв было в 2008 г. С 2010 г. наблюдается увеличение количества убитых (обезоруженных) боевиков.
Одновременно с этим происходит снижение количества терактов в штате. В 2013 г. их было 225, что почти в 2,5 раза меньше, чем в 2012 г. [14].
Список литературы:
1. Ministry of Home Affairs, Annual Report, 2009-2010. - New Delhi, 2010.
2. Ministry of Home Affairs, Annual Report, 2012-2013. - New Delhi, 2013.
3. Алексеев А.Ю. Региональные аспекты механизма государственной поддержки малого бизнеса: дис. ... к. э. н. - М., 2002.
4. Баранов С.А. Мейтейский экстремизм и сепаратизм в Манипуре // Южная Азия: конфликты и компромиссы. Материалы научной конференции. - М., 2004.
5. Зотов В.Б. Социальные проекты как основа развития местного самоуправления // Муниципальная академия. - 2012. - № 1.
6. Латфуллин Г.Р. Антитеррористический опыт Индии // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 3.
7. Яковлев А.Ю. Индия: религия во имя войны // Социально -гумтарные знания. - 2013. - № 3.
8. Яковлев А.Ю. Системные сбои в государственном управлении и их последствия: исследование вопроса на примере Индии // Ars administrandi. -2012. - № 1.
9. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. О некоторых особенностях государственного и муниципального управления в Индии: право и традиции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 12.
10. Hindustan Times. - 2007, 09.10.
11. India Today. - 1980, 16.05.
12. Rahamathulla B. Obstacles for Nationalism in North-Eastern India: An Overview // Regionalism: Development Tensions in India. - New Delhi, 1987.
13. Routray B.P. North-East: Failure of Peace Progress // Armed Conflicts and Peace in South Asia. - New Delhi, 2006.
14. Sharma A. Assam Pips J&K in Terror Levels in '13. The Economic Times. - 2014, 13.02.