конфликтных взаимодействий. Эскалация конфронтации пришлась на избирательные кампании, однако тренд к ее усилению был зафиксирован и на этапе поствыборной деятельности.
Список литературы:
1. В региональных отделениях «Единой России» начались массовые зачистки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bk55.ru/news/article/31265.
2. В Петербурге разгорелся конфликт местной «Единой России» и Смольного. Впрочем, некоторые считают его просто борьбой двух команд - прошлого и нынешнего губернаторов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2050586.
3. Депутаты учатся новым парламентским выражениям, пока председатель думы старается сохранить нейтралитет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravdaurfo.ru/articles/royzman-dovel-gordumu-ekaterinburga-do-kvoruma-vopreki-pшtestam-burkova-i-artyuha.
4. Показателем противостояния может стать дальнейшая борьба за поправки в устав города [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravdaurfo. ru/artides/tyumenskie-deputaty-privlekut-k-politicheskomu-konfliktu-chayku.
5. Политическая осень 2012: регионы России // Аналитический обзор избирательных кампаний Института приоритетных региональных проектов. -М., 2012. - 53 с.
6. Приморское отделение партии «Демократический выбор» сменило рулевого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primamedia.ru/news/ politics/31.03.2014/346668/primorskoe-otdelenie-partii-demokraticheskiy-vibor-smenilo-rulevogo.html.
7. Региональные выборы: партийная динамика // Информационно-аналитический бюллетень. - М., 2013. - Вып. 10. - 129 с.
К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
© Шатилов И.Н.*
Балашовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Балашов
Статья посвящена отдельным аспектам политической культуры современного российского общества, их влиянию на его функционирование и развитие.
Ключевые слова политическая культура, политические убеждения, установки, политические мифы.
* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук, доцент.
Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель Иоганн Гердер еще в XVIII веке; в современную политологию он был привнесен в 60-е годы XX века американским политологом Габриэлем Алмондом. Вместе с тем, в политической науке вплоть до сегодняшнего дня нет единой концепции по данному вопросу, о чем свидетельствуют десятки определений этого явления.
Классическое определение политической культуры, сформулированное Г. Алмондом и Г. Пауэллом, где под ней подразумевается «совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы, а также субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение», достаточно объективно и вполне объясняет тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют по-разному.
Иными словами, политическая культура - исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения [1].
На сегодняшний день самая распространенная и принятая многими политологами классификация политических культур предложена Габриэлем Алмондом и Сиднеем Вербой.
В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа:
1. «Патриархальная политическая культура», в рамках которой представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует.
2. «Подданническая политическая культура»: тип культуры, характеризующийся низкой политической активностью субъектов.
3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия»: члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.
Американские авторы отмечают также, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально-подданическая, под-данически-активистская, патриархально-активистская.
Патриархально-подданическая - большая часть населения как бы не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане по-
пыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.
Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на политическое поведение. Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.
Патриархально-активистская - смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран [2].
Несомненно, в свете вышесказанного особое значение приобретает вопрос относительно структуры политической культуры. На сегодняшний день анализ многочисленных точек зрения по данному вопросу позволяет говорить о том, что она включает в себя следующие элементы:
1. Политические убеждения
Они формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политические идеалы людей, т.е. это представления людей о том, какой должна быть политическая система (демократической, социалистической, тоталитарной и т.п.). Это идеологические предпочтения, являющиеся мотивами в деятельности людей [3].
Таблица 1
Апр.05 Апр.11 Авг.13
Коммунистические взгляды (прежде всего, необходимо соблюдать классовые интересы; за государственную собственность на средства производства и государственную систему распределения социальных благ) 17 18 16
Социалистические и социал-демократические взгляды (государство должно обеспечивать социальную защиту населения в условиях рыночной экономики и частной собственности на средства производства) 39 40 34
Аграрные взгляды (прежде всего, необходимо стимулировать развитие сельского хозяйства) 21 15 15
Русские национально-патриотические взгляды (прежде всего, необходимо соблюдать интересы русского народа) 14 9 9
Либеральные взгляды (за укрепление частной собственности и развитие рыночной экономики) 12 9 9
Режим «твердой руки» (вся власть в стране должна находиться в руках сильного политического лидера) 22 17 17
Другие ответы / нет ответа 14 22 22
Так, согласно опросу, проведенному «Левада-центром», 23-26 августа 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны были выявлены следующие политические предпочтения россиян [4].
2. Ориентации и установки, непосредственно проявляющиеся в деятельности людей в политической системе и определяющие их формы участия в политическом процессе
К ним относятся установки граждан, их взгляды:
а) на политические структуры (так, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий орган);
б) на нормативную систему (например, уважение к закону или пренебрежение к нему);
в) на политические процессы, события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принимаемых решений);
г) на отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях);
д) на свою роль в политической системе.
Так, анализ содержания политических ценностей и политических установок современных россиян на примере восприятия понятия «демократия» показывает, что демократия как идея общественного устройства воспринимается однозначно положительно. Сомнения в этом идеале связаны только с возможностью его достижения на практике. Таким образом, аффективный аспект установки (предполагающий положительную оценку демократии) приходит в противоречие с поведенческим аспектом установки, готовностью к действию (подразумевающим отрицательную оценку демократии). Это подтверждают соответствующие высказывания респондентов:
- «Демократия - это хорошо, это прекрасно, но неприменимо, к сожалению. Для этого надо, чтобы каждый был умным и активным, а так, к сожалению, не бывает».
- «Если это то, что у нас - то бардак. У нас, по-моему, лишь игра в демократию».
- «Я сейчас, кроме хаоса, ничего не вижу, если брать наше государство. Может, это, конечно, не та демократия. Я на своем опыте не знаю, что это такое. Я не могу себе представить, как может называться наш режим» [5].
3. Устойчивые, повторяющиеся черты, образцы поведения в сфере политики, преобладающие способы решения тех или иных политических задач
Ни для кого не является открытием, что политика Соединенных Штатов Америки - это политика эдакого «мирового полисмена» в отличие, напри-
мер, от России, для которой на мировой арене характерен в большей степени известнейший «принцип кота Леопольда». А чего стоит вечно «эпатаж-ный» Жириновский. И, вообще, паттерны поведения в политике - это неотъемлемая ее составляющая, как способ некой идентификации того или иного политического лидера, партии. Отсюда, в качестве примера может быть рассмотрена практически любая личность в политике, имеющая оригинальные, отличные от других взгляды и мнения и не стесняющаяся их озвучивать (этим, несомненно, отличаются президенты стран, а также лидеры политических партий).
4. Политические символы и политические ритуалы
Политические символы - это знаки и предметы, выражающие определённые политические явления, идеи, понятия. Ими могут быть флаги, знамёна, гербы, гимны и т.д. Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции. Символы являются специфическим средством общения между людьми, они помогают им определить свою позицию по отношению друг к другу, принадлежность к той или иной социально-политической общности [6]. Политические ритуалы и церемонии - формализованные действия, имеющие, прежде всего, символическое значение, лишенные, на первый взгляд, рациональной целесообразности: ритуал вхождения президента в должность, ритуал встречи главы иностранного государства, церемония возложения венцов, обряд погребения высших должностных лиц государства.
Насколько это «работает» на имидж страны, политика, народа?! Вспомним в качестве примера эпизод с первым президентом России, когда в 1994 году в Берлине при выводе российских войск из Германии Б.Н. Ельцин начал дирижировать военным оркестром в не совсем адекватном состоянии... Вот что по этому поводу прозвучало в прессе и глобальной сети: «... страшнее пьяного лётчика за штурвалом и машиниста за рулём поезда пьяный президент, так как от его работы зависит жизнь миллионов людей»; «... у России 10-летняя задержка в развитии, потому что президент Ельцин был активным, действующим алкоголиком» (американский миллионер Луис Бэнтл, бывший глава компании U.S. Tobacco, спонсор бесплатного реабилитационного центра по излечению от алкоголизма, 2008 г.); в американском мультсериале «Симпсоны» в эпизоде «The Springfield Files» (восьмой сезон 1996 года, 10 серия, 5-ая минута 5-ая секунда просмотра) персонаж Гомер после употребления алкоголя дует в алкотестер, который показывает наивысшую степень опьянения, обозначенную как «Boris Yeltsin». Перечисленное выше в дополнительных комментариях, вряд ли, нуждается.
Вместе с тем, есть и обратные примеры. Во время своего первого срока Президент В.В. Путин на многих официальных «раундах» часто стремился соблюсти некий «ритуал» встреч с бизнес-сообществом как раз для того,
чтобы нивелировать последствия «пиара» для страны «ельцинской» эпохи, а именно, убедить потенциальных инвесторов в том, что Россия сегодня стабильна для инвестиций, готова для перспективного и долговременного сотрудничества.
5. Политические мифы
Политическими мифами обычно называют иллюзорные представления, выступающие в качестве средств ориентации, интеграции, мобилизации больших масс людей, они часто являются обоснованием целей деятельности государства. В качестве примеров политических мифов можно назвать различные националистические мифы (представления о превосходстве какой-либо нации над другими, об их особой миссии), миф о единой общенародной воле, коммунистический миф, миф о рыночной экономике как средстве решения всех социальных проблем.
Так, например, в книге Владимира Мединского, профессора МГИМО, доктора политических наук »Политические мифы о России» мы находим описание следующего эпизода: «В 2006 году довелось мне с делегацией Госдумы России посетить Латвию. Прямо перед началом официальной (!) встречи между парламентариями двух стран в стенах Латвийского сейма нам вручили по экземпляру бесподобной книжицы «Три оккупации Латвии». Книга выпущена в черно-красно-белом переплете (четкая фашистская колористика). Ее издание - часть государственной политики, книгу непременно вручают всякому официальному лицу, приехавшему из России. Образец дипломатичности и просто вежливости...
Под тремя оккупациями имеются в виду советская оккупация 1939 года, оккупация нацистами в 1941-1944 голах и советская оккупация 1944-1991 годов. Первой оккупации посвящено страниц 10, германской - 2-3 странички, а основная часть книги, страниц 100 - исключительно о третьей оккупации.
Забавно, что о немецко-рыцарской оккупации со времен XIII века в книге нет. Видимо, превращение Латвии в колонию Тевтонского ордена, Ордена меченосцев и потом Ливонского ордена оккупацией не считается» [7].
Все это дополняет мнение многих исследователей о том, что за последнее десятилетие имела место определенная деградация политической культуры населения России. Протестная политическая культура начала 90-х годов стала сменяться привычной для большинства россиян, как и в целом традиционных обществ, подданнической политической культурой, в основе которой наличие многих субкультур, отсутствие общенациональных идеалов, неразвитость способностей к самоорганизации и самоуправлению, что делает крайне слабым гражданское общество, преувеличение роли государства в политической жизни, персонифицированное восприятие власти, недооценка представительных органов, поиск харизматических лидеров («спасителей отечества»), нежелание и неготовность масс контролировать власть.
Таким образом, вышесказанное свидетельствует в пользу того, что для успешного функционирования современных политических институтов и политической системы общества в целом необходимо воспитание народных масс в духе активистской культуры.
Список литературы:
1. Понятие политической культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kulturoznanie.ru/politology/ponyatie-politicheskoj-kultury/ (дата обращения: 10.04.2014).
2. Типология политических культур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kulturoznanie.ru/politology/tipologiya-politicheskix-kultur/#mo-ге-157 (дата обращения: 10.04.2014).
3. Курс лекций по политологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bguecon.ucoz.ru/forum/2-9-1 (дата обращения: 11.04.2014).
4. Политические взгляды россиян // Левада-Центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/23-09-2013/politicheskie-vzglya-dy-rossiyan (дата обращения: 11.04.2014).
5. Брицкий Г.О. Политические ценности и политические установки постсоветского периода в контексте политической социализации россиян: автореф. дисс. ... канд. соц. наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/teoria-sociologii/politicheskie-cennosti-i-politicheskie-usta-novki-postsovetskogo-perioda-v-kontekste.html (дата обращения: 11.04.2014).
6. Политология: словарь по обществознанию / под ред. Ю.Ю. Петруни-на, М.И. Панова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voluntary.ru/ dictionary/904 (дата обращения: 11.04.2014).
7. Мединский В. Политические мифы о России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pokaianie.ru/article/russia/read/5802 (дата обращения: 18.04.2014).
ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ МАНИПУРСКИХ ПЛЕМЕН В ИНДИИ
© Яковлев А.Ю.*
Государственный университет управления, г. Москва
В статье говориться о возникновении и эволюции этнического терроризма манипурских племен на северо-востоке Индии.
Ключевые слова терроризм, этнос, Индия, Манипур.
* Заместитель заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.