А.Ю. ЯКОВЛЕВ доктор политических наук, зам. зав. кафедрой государственного и муниципального управления ГУУ *
Проблема терроризма в политических исследованиях стран Южной Азии
Терроризм, прочно вошедший в обыденную жизнь и оказывающий все большее влияние на внутригосударственные и глобальные политические процессы, выступает и объектом изучения со стороны ученых из различных научных областей, в значительной степени политической науки.
Исследования проблемы терроризма ведутся как в странах, охваченных им, так и государствах, где он пока не столь ощутим. Выделяя страны и регионы, где терроризм прочно укоренился, можно назвать Индию, Пакистан и до недавнего прошлого Шри-Ланку, расположенных в Южной Азии.
В отечественной науке (в том числе востоковедении и политологии) вопросы терроризма в южно-азиатском регионе находили свое отражение в отдельных работах довольно ограниченного числа авторов, что же касается того, под каким ракурсом и кем изучается терроризм в Южной Азии в России, практически ничего не известно. Настоящий пробел мы и постараемся ликвидировать. Это представляется интересным как с теоретической, так и практической точек зрения, так как ряд южно-азиатских стран имеет уникальный многолетний опыт противодействия данному опасному социально-политическому явлению.
Прежде чем перейти непосредственно к анализу работ авторов из Южной Азии, посвященных терроризму, обозначим основные точки террористической напряженности в регионе, которые и стали объектами изучения зарубежных коллег. Они в основном расположены на территории современной Индии или в приграничных областях: индийский штат Джамму и Кашмир или точнее территория бывшего кашмирского княжества;
* Яковлев Александр Юрьевич, e-mail: [email protected]
северо-восточная часть Индии (штаты Ассам, Нагаленд, Трипура, Манипур и др.), а также индо-бангладешская граница; индийские провинции, охваченные левым терроризмом (штаты Андхра Прадеш, Бихар, Чандигарх и др.); пакистано-аф-ганская приграничная область вдоль линии Дюранда; часть территории Шри-Ланки и морская граница между Индией и Шри-Ланкой (в прошлом. - А.Я.).
Так как основные очаги террористической активности находятся на индийской территории, то и исследования по настоящей проблематике ведут преимущественно ее ученые. Стоит отметить, что вопросы религиозных и этнических конфликтов, ставших впоследствии причинами применения террора, изучались еще колониальными властями в XVIII в. Подробные сведения и иные данные о народах, конфессиях, кастах помогли англичанам достаточно успешно в течение века управлять колонией. На основании анализа накопленного массива информации были созданы обобщающие монографии Э. Далтона, М. Шеринга, X. Рисли и др.
Довольно длительное время гуманитарные науки (в том числе политология) в Индии находились под значительным влиянием английской (позже американской) школы. Спустя десятилетия научные кадры, воспитанные в индийских университетах, пришли на смену ученым, получившим образование в Англии и США. Именно новое поколение дало толчок развитию науки, в частности, исследованию истоков терроризма.
Внимание индийских ученых привлекал кастовый вопрос. Среди исследователей, занимавшихся им, стоит выделить К.К. Сингха1.
В 60-80-е гг. XX в. появилось множество работ, в которых указанная проблема рассматривалась в отдельных штатах. Нередко такие публикации касались каст штата Бихар, где острейшие социальные и политические конфликты в городах и в сельской местности возникали особенно часто.
Значительная часть работ посвящена религиозному терроризму. Основная масса приходится на труды по исламскому терроризму2, хотя в 80-х гг. - начале 90-х гг. XX в. вы-
1 Cm.: Singh K.K. Patterns of Caste Tension. A Study of Intercaste Tension and Conflict. Bombay, 1967.
2 Cm.: Chowdhary R. Jammu and Kashmir. Politics of Identity and Separatism. New Delhi, 2016.
ходило довольно большое количество литературы о сикхском терроризме, результатом которого, в частности, стало убийство в 1984 г. премьер-министра Индии И. Ганди.
Немного меньше внимания индийские ученые уделяли теме «малых народов», вопросам межнациональных взаимоотношений, стремлениям этносов увеличить автономию на территориях своего проживания, ставших следствием распространения этнического терроризма1.
В последние 10 лет количественный и качественный крен в работах пришелся на левый терроризм2. Периодически выходят целые сборники трудов по данной теме3. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что ранее эта проблема уже находила свое отражение в индийской политологической литературе4.
Пакистанские ученые также уделяют значительное внимание проблеме терроризма. Она, как правило, рассматривается в связи с обострением внутриполитической обстановки во многом вызванной распространением исламизма в стране и на границе с Афганистаном.
Особый интерес представляет труд Ауеша Сиддкья, в которой он рассмотрел генезис действий (бездействий) пакистанских вооруженных сил, исторически оказывающих значительное влияние на политическую систему страны, и колебания уровня радикальных настроений в обществе, сопровождающихся религиозным терроризмом5. Имтиаз Гул пишет о том, почему идеи джихада и его террористического воплощения столь популярны в пакистанском обществе и какова в этом роль международных террористических орга-низаций6. Фарзана Шейх в значительной мере связывает популярность исламистских группировок с противоречиями,
1 См.: Gangte T.S. The Kukis of Manipur. A Historical Analysis. New Delhi, 1993; UpadhyayA. India's Fragile Borderlands. The Dynamics of Terrorism in the North East India. New Delhi, 2009; Subramanian K.S. State, Policy and Conflicts in Northeast India. New Delhi, 2016.
2 См.: Singh P. The Naxalite Movement in India. New Delhi, 2006; Das S. Maoists and Naxalite Politics in India. New Delhi, 2011 ; Sharma P.K. Red Rebels: Looming Fear of Maoists, New Delhi, 2011.
3 См.: The Naxal Challenge. Causes, Linkages, and Policy Options. New Delhi, 2008.
4 См.: Dasgupta B. The Naxalite Movement. Bombay, 1975; Banerjee S. India's Simmering Revolution: The Naxalite Uprising. New Delhi, 1984.
5 См.: Siddiqa A. Military Inc. Inside Pakistan's Military Economy. L., 2007.
6 См.: Gyl I. Pakistan Before and After Osama. New Delhi, 2012.
заложенными в самой концепции Пакистана, и ощущением гражданами себя как нации1.
Ряд авторов, моделируя пакистанское будущее, связывают его с тем, смогут ли власти страны победить терроризм. Одним из них является М.Дж. Акбар2.
Если политологи Индии и Пакистана ведут довольно активные научные изыскания и их труды публикуются как в самих странах, так и по сложившимся традициям в Великобритании, то граждане оставшихся южно-азиатских стран (Бангладеш, Шри-Ланки, Бутана, Непала, Мальдивских остров) весьма скупы на работы по вопросам террора и антитеррора. В определенной мере исключением является Шри-Ланка. В период активности террористической организации Тигры освобождения Тамил-Илама тема терроризма стала одной из основных в работах политологов и других ученых этой страны.
Обобщая наследие политологов южно-азиатских стран, необходимо отметить следующие особенности.
Первая состоит в том, что большинство авторов концентрирует свое внимание на конкретном очаге террористической напряженности или на одном типе терроризма (религиозном, этническом или левом). Xотя иногда встречаются труды по проблеме терроризма в целом без погружения в территориальную конкретику3.
Другой чертой является то, что работы индийских и пакистанских политологов имеют малоскрываемый, соответственно антипакистанский или антииндийских характер. На их фоне сильно отличаются труды зарубежных специалистов. В частности, авторитетного востоковеда С. Уолперта, исследующего корни конфликта между гражданами двух стран, его эволюцию, а также дающего прогноз развитию ситуации, при этом старающегося описать позиции обеих сторон4. Особый интерес представляет вторая книга двухтомника Xалида Ахмеда, посвященная политическим реформам экс-прези-
1 Cm.: Shaikh F. Making Sense of Pakistan. L., 2009.
2 Cm.: AkbarM.J. Tinderbox. The Past and Future of Pakistan. New Delhi, 2011.
3 Cm.: Swamy S. Terrorism in India. New Delhi, 2008; Faujdar H, Chauhan A. Motivation, Perpetrators and Methods // India's War on Terror. New Delhi, 2010.
4 Cm.: Wolpert S. India and Pakistan. Continued Conflict or Cooperation. L., 2010.
дента Пакистана П. Мушаррафа, где он рассматривает влияние изменений, производимых в системе управления государством, и реакции на это исламских террористов1.
Еще одной особенностью выступает наличие крайне низкого интереса к терроризму за пределами если не собственной страны, то южно-азиатского региона. Местных политологов мало волнуют вопросы терроризма не только в Европе, Африке, США, но и на Ближнем Востоке.
Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что несмотря на наличие значительного массива политологической литературы южно-азиатских авторов, посвященной терроризму, в нашей стране и СНГ о них практически ничего не известно. Настоящий факт свидетельствует о том, что целый пласт литературы, часть из которой носит прикладной характер и может способствовать повышению уровня антитеррористической защищенности России, остается невостребованным.
Яковлев А.Ю. Проблема терроризма в политических исследованиях стран Южной Азии. В статье проведен анализ и сделан библиографический обзор работ южно-азиатских политологов по проблеме терроризма в регионе и отдельных странах субконтинента.
Ключевые слова: терроризм, истоки терроризма, Южная Азия, Индия, Пакистан.
Yakovlev A.Y. The Problem of Terrorism in the Political Studies of the South Asian Countries. The article analyzes and provides a bibliographic overview of South Asian political scientists works on the problem of terrorism in the region and countries of the subcontinent.
Keywords: terrorism, roots of terrorism, South Asia, India, Pakistan.
1 См.: Ahved K. The Musharrraf Years. Religious Development in Pakistan 1999-2008. Lahore, 2010.