А.Ю.ЯКОВЛЕВ кандидат политических наук*
Кашмирский тупик: политика и право
В последние десятилетия страны южно-азиатского региона начинают играть все более значительную роль в мировой политике. Набирает силу Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК). Неоднократно поднимался вопрос о включении Индии в качестве постоянного члена Совета Безопасности (СБ) ООН, что получило одобрение со стороны некоторых видных представителей мирового сообщества. Наряду с этим в Южной Азии есть и ряд нерешенных проблем, одной из таковых является кашмирская.
В период образования независимых государств (Индийского Союза и Пакистана) в 1947 г. в соответствии с планом передачи власти англичанами княжествам было предоставлено право выбора: к какому из двух новообразуемых государств присоединиться или остаться вассалами британской короны. Правитель Кашмира не присоединился ни к одной из стран. Недовольство населения княжества, в котором 90% составляли мусульмане, деспотическим правлением привело к вооруженному восстанию. Обстановка осложнилась в октябре 1947 г. вторжением отрядов пуштунов из Северо-Западной пограничной провинции (СВПП) Пакистана. В этих условиях махараджа Кашмира обратился к правительству Индии с просьбой о помощи и готовностью присоединиться к Индийскому Союзу1.
26 октября 1947 г. Хари Сингх подписал Документ о присоединении (Instrument of Accession of Jammu and Kashmir State), где говорилось следующее: «Принимая во внимание то, что Закон о независимости Индии 1947 г. предусматривает возможность создания, начиная с 15
* Яковлев Александр Юрьевич, e-mail: yak_igmu@inbox.ru
1 Энциклопедия Пакистана. М., 1998, с. 307.
августа 1947 г., независимого Доминиона, известного как Индия, и Закона об управлении Индией 1935 г., с такими изъятиями, дополнениями, адаптациями и модификациями, какие способен своим предписанием установить генерал-губернатор, будет применим к Доминиону Индия; и принимая во внимание, что... любое индийское княжество может присоединиться к Доминиону Индия путем подписания его правителем такого Документа о присоединении. я
л
провозглашаю, что присоединяюсь к Доминиону Индия»1. Пакистан не признал соглашения, и это привело к началу противостояния двух только что образовавшихся государств, продолжающегося и по настоящее время.
Справедливости ради стоит отметить, что если бы область Кашмира не имела «особого», княжеского статуса, то при отказе Великобритании от владений в Индостане и связанным с этим новым территориальным размежеванием данная земля, скорее всего, отошла бы к Пакистану, так как решающим при разделе территорий являлся принцип конфессиональной принадлежности большинства местного населения2.
В научной литературе существует несколько версий событий, вследствие которых Джамму и Кашмир обрел указанный статус. По одной из версий 22 октября 1947 г. произошло инспирированное Пакистаном вторжение в Кашмир из СЗПП кочевых пуштунских племен, которые за четверо суток подошли к столице штата Сринагару. Махараджа бежал в Джамму и, боясь внешней угрозы, стал просить помощи у Индии. Как только был подписан договор, 27 октября в Сринагар были переброшены части индийской армии, остановившие продвижение племен. А так как пуштунов поддержали пакистанские
1
Khurshid S. Beyond terrorism. New Hope for Kashmir. New Delhi, 1994, p. 141-142.
2 Белокреницкий В.Я. Пакистан - Индия: конфронтационная стабильность? // Международные процессы, Т. 4, № 2 (Хронические конфликты в мировой политике), Май-август 2006.
войска, гражданская война превратилась в войну между двумя странами.
По другой интерпретации событий, произошедших в 1947 г., раздел Индии сопровождался массовыми погромами и резней представителей разных религиозных общин. В провинции Джамму происходили нападения на мусульман и их убийства. Это вызвало негодование среди мусульман Пунча (западный район княжества, прилегающий к границе с Пакистаном). В сентябре в Пунче вспыхнули волнения против власти махараджи, пытавшегося подавить выступления населения. Однако восставшие образовали военные формирования: Свободные вооруженные силы Кашмира, которые пришли на помощь пуштунским ополченцам. За два дня до подписания Сингхом документа о присоединении повстанцы учредили временное правительство Азад Кашмира (Свободного Кашмира) со штаб-квартирой в городе Музаффарабаде. Северные районы княжества - Гилгит, Хунза и Нагар - практически без боя отошли к
л
Пакистану1.
В настоящее время из 222 236 км2 территории бывшего княжества 78 114 км2 находится в юрисдикции Пакистана, 42 735 км2 - КНР (в том числе 5 180 км2 были переданы Пакистаном). Население Джамму и Кашмира - 10,1 млн. человек. Этот индийский штат расположен в высокогорьях Гималаев и граничит на западе с Пакистаном, на севере - Афганистаном, севере и востоке - Китаем. Сегодня штат имеет две столицы - летнюю в Сринагаре и зимнюю в Джамму. Это единственный штат с преобладанием мусульманского населения (треть исповедует индуизм и менее 4% - сикхизм и буддизм)2.
Говоря о рассредоточении населения в соответствии с религиозной принадлежностью в административных областях штата, необходимо
1
Баранов С.А. Сепаратизм в Индии. М., 2003, а 17-18.
2 Индия сегодня. М., 2005, а 26.
отметить, что в Джамму 65% населения - индусы, в Кашмире 96% -мусульмане, в Ладакхе 50% - буддисты ламанского толка и 42% -мусульмане1.
На международный уровень кашмирская проблема была поднята еще в конце 40-х гг. ХХ в. Премьер-министр Индии Дж. Неру в радиообращении к народам своей страны обещал, что после восстановления мира и порядка в Кашмире под наблюдением ООН пройдет референдум и к любому решению большинства кашмирского населения власти отнесутся с должным уважением2. Пакистан также выступал (и продолжает это делать) за проведение плебисцита под международным контролем.
Кашмирский вопрос стоял в повестке дня сессий Генеральной Ассамблеи ООН, неоднократно рассматривался на заседаниях СБ ООН. В принятых резолюциях СБ ООН (от 13 августа 1948 г., 5 января 1949 г. и 14 марта 1950 г.) были зафиксированы положения о предоставлении кашмирскому народу права на самоопределение посредством проведения плебисцита. Индийская сторона при рассмотрении проблемы категорически выступала против этого, считая, что вопрос решен правителем бывшего княжества Джамму и Кашмир в пользу вхождения в состав Индии. Подобная позиция явно противоречит базовым общемировым принципам демократии, например, равенства больших и малых наций, права народов на самоопределение.
Впоследствии резолюцией СБ ООН от 30 марта 1951 г. указывалось на то, что решения созываемого Генеральным советом Национальной конференции Джамму и Кашмира Конституционного собрания для определения будущей формы управления и принадлежности территории штата, в случае его проведения только на
1
Баранов С.А. Сепаратизм в Индии, а 14-15.
2 Боровой Я. О. бедном Кашмире замолвили слово // Новое время, 1992, №43, а 25.
индийской части Кашмира, не будут правомерными. В дальнейшем проведение плебисцита под эгидой ООН неоднократно подтверждалось в резолюциях СБ ООН (1951, 1952 и 1957 гг.), но никакого голосования так и не было проведено.
На первых порах правительство Индии соглашалось с необходимостью проведения референдума, но под самыми различными предлогами откладывало его начало. После достижения «соглашения Неру-Абдулла» и принятия конституции Джамму и Кашмира Индия стала просто рассматривать эту территорию неотъемлемой частью страны. Договор подписали за правительство Индии премьер-министр Дж. Неру, а за Джамму и Кашмир - один из политических лидеров индийской части княжества Ш. М. Абдулла.
Боевые действия из-за Кашмира в конце 40-х гг. были прекращены при посредничестве миротворческих сил ООН, установивших временную линию прекращения огня, которая по состоянию на 29 июля 1949 г. разделила княжество на две территории: контролируемую Пакистаном (треть княжества на западе и северо-западе, т.е. Свободный Кашмир) и находящуюся в юрисдикции Индии большую часть (около 50%). Последняя позднее стала штатом Джамму и Кашмир с закрепленным в ст. 370 Конституции страны особым статусом. В 1951 г. в штате была избрана Учредительная ассамблея, которая в 1954 г. подтвердила присоединение штата Джамму и Кашмир к Индии, а в 1956 г. принята Конституция штата, закрепившая права его автономии в составе Республики Индия.
Второе крупное обострение «кашмирской проблемы» относится к середине 60-х гг. В октябре 1962 г. из-за индийской части Кашмира, по которой проходит важная для Китая в стратегическом отношении дорога, связывающая Западный Тибет с Синьцзяном, между Китаем и
Индией вспыхнул вооруженный конфликт. В процессе его развития Китай закрепил за собой часть территории Ладакха.
В августе-сентябре 1965 г. начались вооруженные действия между Индией и Пакистаном. Благодаря усилиям СССР и ряда других государств, а также согласованным действиям группы стран в СБ ООН, противоборствующие стороны согласились прекратить военные действия в ночь на 23 сентября 1965 г., восстановив линию прекращения огня в Джамму и Кашмире в том виде, в каком она существовала до 5 августа 1965 г., и отвести войска от границы.
После третьей индо-пакистанской войны 2 июля 1972 г. было подписано Симлское соглашение (Agreement on Bilateral Relations between the Government of India and the Government of Pakistan), где закреплялись принципы мирного поиска решений данной проблемы. Также заключение договора фактически привело к превращению линии контроля в межгосударственную границу.
В документах соглашения отмечалось, что «обе стороны прекращают конфликт и противостояние, имевшее место в их взаимоотношениях, и начнут работать на развитие дружеских и гармоничных отношений, и образование прочного мира на субконтиненте, на что обе стороны впредь направят свои ресурсы и энергию ради выполнения задачи повышения благосостояния народов»1.
Подобный раздел территории бывшего княжества Джамму и Кашмир между тремя соседними государствами не устроил ни одну из стран. Индия и Пакистан претендуют на бывшее княжество полностью, Китай - почти на всю территорию индийского штата Аруначал-Прадеш. Индийское правительство считает не нужным проведение плебисцита в штате с привлечением международных наблюдателей, так как крайне вероятно, что результаты голосования
1
Khurshid S. Beyond terrorism. New Hope for Kashmir. New Delhi, 1994, p. 148.
привели бы к отделению Джамму и Кашмира от Индии и присоединению его к Пакистану.
Событием, приведшим к очередному витку обострения отношений Индии и Пакистана, стал инцидент в Каргиле. В конце апреля 1999 г. началось скрытое проникновение групп боевиков общей численностью около 1500 бойцов вместе с военнослужащими пакистанской регулярной армии через линию прекращения огня в районе Каргила1. В результате тщательно спланированных и скрытых действий боевики застали индийские пограничные войска врасплох и обеспечили себе оперативно-тактические преимущества еще до начала военных действий. К маю этого же года мусульманские боевики заняли бункеры и наблюдательные пункты вокруг Каргила вглубь до 3 км на протяжении 10 км пограничного участка, оставленные на зимний период индийскими войсками. Они наладили собственное снабжение боеприпасами и продовольствием. Террористы были хорошо оснащены новейшим вооружением, средствами передвижения и связи. 5 мая армейский дозор обнаружил группу вооруженных людей, с этого момента начались боевые столкновения, способные перерасти в полномасштабную войну между Индией и Пакистаном, получившие название «каргильского кризиса» или «каргильского инцидента».
Каргил имеет стратегическое значение в вопросе обладания Джамму и Кашмиром. Город располагается в середине национального шоссе 1-А, единственного пути, связывающего Сринагар с г. Лех, где расположена индийская военная база с самым высокогорным в мире аэродромом. Но отсутствие должного внимания со стороны военных Индии и слаженные действия террористов создали серьезную угрозу безопасности в регионе. Первоочередная задача боевиков заключалась в установлении контроля над шоссе Сринагар-Каргил,
1
Лихачев К.А. Очаги терроризма в Индии // Россия и Индия в современном мире: Материалы международной научной конференции, 24-25 февраля 2005 г. СПб., 2005, а 120.
следующим пунктом плана был захват Каргила. Возникшая угроза изоляции Ладакха и Сиачена от остальной индийской территории заставила кабинет министров Индии объявить о нанесении воздушных ударов по террористам и переброске значительных сил в захваченную область.
Параллельно боям шла ожесточенная дискуссия, сопровождавшаяся взаимными угрозами правительств Индии и Пакистана о возможном начале полномасштабной войны с применением ядерного оружия. Такое положение вещей не могло не вызвать беспокойства мирового сообщества. Однако Пакистану не удалось интернационализировать кашмирский вопрос, так как США пообещали заблокировать любую дискуссию по этому поводу в СБ ООН. Уже 11 июля были достигнуты двусторонние договоренности о параметрах «деэскалации» моджахедов, которые позитивно отреагировали на призыв Пакистана о прекращении в районе Каргила наземных и воздушных операций. Власти Индии утверждали, что на ее территорию проникло около 2500 человек (солдаты регулярной пакистанской армии, афганские талибы и другие боевики)1.
К 15 июля 1999 г. индийские войска заняли стратегические высоты вдоль линии контроля. «Каргильский кризис» еще раз указал на существование следующих проблем: отсутствие должного внимания со стороны индийских вооруженных сил к вопросам обеспечения безопасности в приграничной зоне и реальность возможного развития сценария, когда одна из воюющих сторон применит ядерное оружие.
Обе стороны понесли потери. Данные о них в индийских и пакистанских СМИ значительно отличаются. По индийским данным, общее число потерь Пакистана составило 696 убитых, включая 41 офицера, у Индии - 407 убитыми, в том числе 24 офицера, и 584
1
Баранов С.А. Сепаратизм в Индии, а 60.
ранеными, еще 6 человек пропали без вести1. В соответствии с данными, приведенными генералом Первезом Мушаррафом, занимавшим в тот момент пост начальника штаба армии Пакистана, пакистанцы потеряли не более 250 человек вследствие артобстрелов, потери индийской армии составили между 1500 и 1700 убитыми и столько же ранеными. Генерал признал факт пересечения линии контроля пакистанскими военнослужащими, которых к этому вынудил артиллерийский обстрел с индийской стороны2.
После каргильского инцидента международные позиции заметно ослабли, при этом позиция Индии и ее действия в период конфликта нашли понимание и поддержку большинства стран мирового сообщества. Это, несомненно, повысило ее международный авторитет. Реакция ведущих стран мира на события в Каргиле подтвердили всеобщую заинтересованность в мирном политическом урегулировании кашмирской проблемы.
Индо-пакистанские отношения также ухудшились. Обе страны стали наращивать свои военные потенциалы, в частности, ракетно-ядерную составляющую. Произошел сдвиг в позиции по кашмирскому вопросу Китая. Опасаясь «демонстрационного эффекта» усиления фундаментализма в Кашмире и его распространения на мусульманские районы Синьцзяна, Пекин предложил посреднические услуги в налаживании отношений между Индией и Пакистаном. Правда, из-за прохладности индо-китайских отношений данное предложение было отвергнуто Индией.
События 11 сентября 2001 г. затронули интересы Индии и Пакистана как в региональном, так и глобальном контексте. Индийское правительство заявило о готовности оказать поддержку США и Великобритании в введении их войск в Афганистан. Индия
1 Cm.: Indian Troops Occupy Heights Along LOC in Batalic, Dras // The Hindu,1999, 16.07.
2 Cm.: Pak Army Chief Admits His Troops Crossed LOC // The Asian, 1999, 16.07.
рассчитывала, что подобный уклон во внешней политике поможет ей добиться международного осуждения Пакистана как пособника террористов в Кашмире и меры, принятые мировым сообществом, вынудят Исламабад прекратить оказание поддержки боевикам в индийской части Кашмира. Но ни готовность предоставления своих авиабаз для дозаправки натовских самолетов, ни передача различного рода материалов, рассказывающих о подготовке террористов на пакистанской территории, не принесли желаемого успеха. В качестве союзника антитеррористической коалиции был избран Пакистан.
Индо-пакистанские отношения после атаки исламских радикалов на парламент Индии в 2001 г. и обвинению в пособничестве им Пакистана начали нормализовываться лишь в середине 2003 г. Были восстановлены дипломатические отношения на уровне послов и возобновлено воздушное сообщение между странами. Одним из шагов было нью-йоркское выступление президента Пакистана П. Мушаррафа в сентябре 2002 г. Он выдвинул план урегулирования кашмирского вопроса, состоявший из 4 пунктов: 1) начало прямого диалога между Нью-Дели и Исламабадом; 2) признание кашмирской проблемы центральной в индо-пакистанских отношениях; 3) оставление в стороне проблем, которые не готовы обсудить все заинтересованные стороны; 4) выработка решения, удовлетворяющего все стороны (Индию, Пакистан и кашмирский народ)1. В октябре 2003 г. П. Мушарраф отдал указания об одностороннем прекращении огня на линии контроля и об ужесточении режима ее перехода.
В начале 2004 г. между сторонами были достигнуты договоренности о сокращении военного присутствия в районе ледника Сиачин, распределении водных ресурсов, восстановлении железнодорожного сообщения, возобновлении торгово-экономических
1 См.: ^е ТпЬипе, Chandigarh, 2002, 16.09.
и культурных связей. Также принято решение обсуждать в будущем кашмирскую проблему без всяких предварительных условий.
В апреле 2005 г. запущен первый межгосударственный автобусный маршрут через линию прекращения огня из Сринагара в Музаффарабад. Это имело значение не только символической точки зрения, но и значительно облегчило перемещение людей из Индии в Пакистан и наоборот. Второй маршрут Пунц-Равалкот был открыт в июне 2006 г. Другим важным событием стало начало функционирования железнодорожного сообщения между индийским Раджастаном и крупной пакистанской провинцией Синд. Данное событие помогло воссоединиться тысячам разделенных в течение 41 года семей. Только за год с небольшим сторонами было выдано более 160 тыс. виз1.
Наметившиеся в 2005 - 2008 гг. положительные сдвиги были практически сведены на нет выяснившимися фактами в результате расследования взрывов в экономической столице Индии - Мумбаи в ноябре 2008 г. К терактам оказалась причастна террористическая организация Лашкар-и-Тоиба, многие объекты которой расположены в Пакистане. Усугубил положение и взрыв посольства Индии в Афганистане, следы которого также ведут в Пакистан2.
Серьезным дестабилизирующим обстановку в регионе фактором является деятельность радикальных исламских организаций как в индийской, так и в пакистанской частях Кашмира.
После вывода советских войск из Афганистана в 1989 г. в Пакистане произошел расцвет ислама крайнего толка. С начала 80-х гг. ХХ в. ряд религиозных партий в Пакистане использовали войну для открытия нескольких сотен медресе в поясе пакистанских пуштунских территорий. Они предлагали афганским беженцам и молодым пакистанцам получить бесплатное образование, еду, кров, а также
1 См.: Chengappa R., Shukla S. Talking Pakistan // India Today, 2006, 31.07, p. 22.
2 См.: Chawla P. A Harvest of Terror // India Today, 2008, 08.12, p. 16.
пройти военную подготовку. Занятия в медресе муллы проводили в соответствии с программными заявлениями содержавших их партий. Нередко учащимся прививался ваххабизм крайнего толка1. Молодые люди прибывали в религиозные школы из таких стран, как Афганистан, Бангладеш, Непал, Йемен, Монголия, Кувейт, Узбекистан, Таджикистан и др.2. Во многом под влиянием советско-афганской войны, при организованной Западом поддержке, прежде всего США, происходила милитаризация медресе. По мнению западного специалиста Дж. Стерна, от 10 до 15 % учеников религиозных школ впоследствии исполняли свой
о
«духовный долг», воюя в Кашмире или Афганистане против неверных3.
Постепенно в Кашмире стали набирать силу радикальные исламские организации. Данные структуры поддерживали некоторые пакистанские партии и иные внутриполитические силы Пакистана и других исламских государств. К таким организациям можно отнести Хизб-уль-муджахедин (ХМ), являющийся военным крылом Джамат-и-ислами Джамму и Кашмир (ДИДК). ХМ и ДИДК воспринимают свою борьбу не столько как войну за свободу Кашмира, сколько в качестве сражения мусульман и индусов. Обретение независимости республиками Центральной Азии в начале 90-х гг. значительно облегчили жизнь кашмирским фундаменталистским организациям, которые стали доминировать в середине 90-х гг. в регионе. В этот период 40% боевиков в Джамму и Кашмире были афганскими ветеранами и выходцами из Пакистана и Афганистана4. В свою очередь, Фронт освобождения Джамму и Кашмира (ФОДК) стремительно терял свои позиции и поддержку среди населения. Падение авторитета сторонников независимого Джамму и Кашмира и
•1
1 Cm.: Rashid A. The Taliban: Exporting Extremism // Foreign Affairs, Vol. 78, № 6, 1999, p. 26.
2 Cm.: Kumar S. Pakistan's Jihadi Apparatus Goals Methods // Strategic Analysis, Vol. 24, 2001, №12, p. 2179-2198.
3 Cm.: Stern J. Pakistan's Jihad Culture // Foreign Affairs, Vol. 79, 2000, №12, p. 119.
4 Cm.: Ibid, p. 118.
приверженцев ненасилия легитимизировало положение фундаменталистов в штате.
Таким образом, по своей направленности религиозно-политические движения штата Джамму и Кашмир можно разделить на три основные группы:
• группировки, добивающиеся проведения плебисцита и присоединения к Пакистану, ориентирующиеся на образованную в 1941 г. организацию Джаммат-и-ислами (организация создана в целях ведения джихада до победы ислама в Индии) - Хизб-уль-муджахедин, Харакат-уль-Ансар, Дукхтаран-и-миллат и др.;
• радикальные силы, выступающие за воссоединение всех частей разделенного княжества и предоставление полного суверенитета и независимости Кашмира с правом стать членом ООН - отряды Фронта освобождения Джамму и Кашмира;
• политические организации, занимающие центристскую позицию, на словах требующие возвращения утраченных полномочий штата и увеличения доли суверенитета от центра, де-факто своими действиями подтверждающие легитимность индийской власти в Джамму и Кашмире. Крупнейшей и влиятельнейшей из них является Национальная конференция.
За годы конфликта в Кашмире пострадали десятки миллионов людей. Только в конце 40-х гг. ХХ в. в результате «этнической чистки» в регионе были исковерканы судьбы 12-14 млн. человек, не считая 2 млн. погибших в ходе проходивших в обеих странах погромах и связанных с ними бедствиях1. В период с 1988 г. по 2009 г. в штате произошло 65 142 терактов2. Число боевиков также остается значительным (по данным на 2005 г. в индийском штате Джамму и
1 См.: Белокреницкий В.Я. Пакистан - Индия: конфронтационная стабильность? // Международные процессы, Т. 4, № 2 (Хронические конфликты в мировой политике), Май-август 2006.
2 См.: Soundrarajan R., Rajan P. Impact of Terrorism on Jammu and Kashmir Tourism. Delhi, 2006, p. 167; Ministry of Home Affairs, Annual Report, 2009-2010, p. 6.
Кашмир действовало около 2000 боевиков1). Поэтому до полной стабилизации ситуации еще далеко.
Яковлев А.Ю. Кашмирский тупик: политика и право. В работе исследуются политические и правовые аспекты одной из наиболее сложных проблем южно-азиатского региона.
Ключевые слова: Индия, Пакистан, Кашмир, Каргил, терроризм.
Yakovlev A. Yu. Kashmir dead end: politics and law. This thesis is about political and judicial aspects of one of the most complicated problems of the South-Asian region.
Key words: India, Pakistan, Kashmir, Kargil, terrorism.
1 Cm.: 2000 Ultras Still Operating: Lt Gen Sharma // The Daily Excelsior, 2005, 09.05.