Научная статья на тему 'Индийский опыт противодействия терроризму'

Индийский опыт противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИЯ / INDIA / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ. / TACKLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев Александр Юрьевич

В данной статье раскрываются организационные и правовые аспекты индийской национальной политики в области противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about administrational and judicial aspects of Indian national policy in tackling terrorism.

Текст научной работы на тему «Индийский опыт противодействия терроризму»

А.Ю. ЯКОВЛЕВ

кандидат политических наук советник генерального директора ООО «РОСИНТЕРТРЕСТ»*

Индийский опыт противодействия терроризму

Среди наиболее трудных для решения проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому современному государству, выступают урегулирование этнополитических конфликтов и противодействие терроризму. Решение данных задач требует осторожности и детальной проработки.

По мнению российского исследователя В. Былинского, на всем протяжении своего существования терроризм не был ни разу побежден. История, знает одно исключение - монгольские завоеватели смогли «огнем и мечом» уничтожить религиозно-террористическую организацию исмаилитов, но попутно пришлось стереть с лица земли несколько расположенных вокруг государств. Движение исмаилитов через некоторое время вновь возродилось, чего нельзя сказать об уничтоженных странах1.

Премьер-министр Индии М. Сингх в своем выступлении после серии взрывов в Мумбаи в июле 2006 г. заявил о необходимости жестких и незамедлительных мер по борьбе с терроризмом: «Мы должны осознать, что террористы стараются распространить свое влияние по всей стране. Они посягнули на наше единство и стараются посеять межобщинную рознь. Мы не должны этого допустить. Пришло время для решительных мер, которые положат конец указанной антигосударственной деятельности... и мы не успокоимся, пока не уничтожим любые проявления терроризма в Индии»2.

Объявляя войну террору, необходимо учитывать массу факторов. В частности, как однажды сказал польский писатель Станислав Лем, «терроризм во все времена использует такие средства, которые имеются в

* Яковлев Александр Юрьевич, e-mail: yak_igmu@inbox.ru

1 Мир новостей, 2004, 07.10.

2 Цит. по: Chengappa R., Shukla S. Talking Pakistan // India Today, 2006, 31.07. p. 21.

распоряжении для нетеррористических целей»1. Поэтому государство, если хочет одержать победу над террором, вынуждено постоянно совершенствовать средства и методы, стоящие у него на вооружении. Неслучайно индийский вице-адмирал М.П. Авати, говоря о национальной безопасности, подчеркивал, что ее построение должно базироваться не только на «географическом положении и экономическом потенциале страны», но и на ее «культуре, обычаях и истории»2.

Поиск путей решения этнополитических конфликтов, давно существующих на индийской земле, ведется с момента обретения ею независимости. В меры, предпринимаемые индийскими властями, входят как профилактические мероприятия, так и силовые акции. Антитеррористическая правовая база состоит из двух частей: международных правых актов (конвенций, деклараций, заявлений, различных двухсторонних и многосторонних договоров) и внутригосударственного законодательства.

Один из основополагающих принципов, призванных предупреждать подъем межобщинной розни, был закреплен в Конституции Индии, вступившей в силу в 1950 г. Политика секуляризма означает равноправное отношение к гражданам Индии вне зависимости от их религиозной и этнической принадлежности. Так, ст. 14 гарантирует, что ни один человек (по мотивам религиозной, национальной, кастовой, половой принадлежности, места рождения. - А.Я.) не может быть лишен правоспособности и обладает равными возможностями на правовую защиту на всей территории Индии; ст. 16 гласит о равенстве возможностей для каждого гражданина при приеме на все государственные должности; ст. 25, помимо свободы совести и выбора профессии, устанавливает свободу исповедания и пропаганды религии; а ст. 28 закрепляет свободу посещения, преподавания и почитания религий в

-5

специальных образовательных учреждениях .

1 Лем С. Молох. М., 2005, с. 469.

2 Awati M.P. National Security // AGNI. Studies in International Strategic Issues, Vol. 3, №3. July-Sept. 2005.

3 The Constitution of India / Selective Comments by B.N. Bakshi. New Delhi, 2007, p. 16-65.

Необходимо отметить, что провозглашенные индийской Конституцией принципы работают не всегда. Хотя и стопроцентное их функционирование не смогло бы полностью справиться ни с межрелигиозной, ни с межэтнической рознью. Индия, будучи одной из наиболее пострадавших от терроризма стран, давно начала разрабатывать правовую сторону противодействия данному социально-политическому явлению.

Уголовное право в одиночку не способно дать правовое толкование различных ситуаций, связанных с проявлениями терроризма и экстремизма, и законодательно обеспечить антитеррористическую деятельность. В связи с этим появилась необходимость в специальной правовой базе. Еще в период обсуждения будущего основного закона было много споров вокруг нынешней ст. 22 о правах задержанных и подозреваемых лиц. В частности, индийский юрист Г. Дургабай Дешмукх отмечал: «.проблема, которую нам предстоит решить, заключается в том, что важнее - свобода личности или крепость государства? Когда гроза достигает основ государственности, государство вынуждено выступать не на стороне личности, а общества. И я отдаю приоритет государству.»1.

Другой ученый П.К. Сен также поддерживал подобные меры: «.возможно, придется предпринять некоторые меры, которые окажутся против фундаментальных прав личности. Но понимание бедственности ситуации, затрагивающей не только нашу страну, все же вынудит ввести комплекс специальных мер, защищающих государство.»2.

Однако были и те, кто выступал против подобных превентивных мер. Например, Махавир Туаги подчеркивал следующее: «Жизнь, свобода и стремление быть счастливым являются естественными правами каждого. Государство существует не потому, что само по себе имеет на это право, но благодаря личности, которая обладает правами на жизнь и свободу, служащих залогом существования государства. Оно появилось и продолжает

1 Constituent Assembly Debates, Vol. 9. 16.09.1949, p. 1543.

2 Ibid.

быть не по причине отъема у людей их естественных прав... Это не дело Конституционного Собрания вверять в руки будущего правительства право на задержание людей»1. В итоге Конституционное Собрание обеспечило правовую базу деятельности государственных органов в чрезвычайных ситуациях, в частности при террористических угрозах.

Ст. 22 Конституции Индии гарантирует задержанным лицам защиту от превышения полицией своих полномочий. Так, «ни один задержанный не должен находиться под стражей без объяснения причин. Как можно быстрее, вне зависимости от повода задержания, подозреваемому должно быть обеспечено право на юридическую консультацию и защиту, а также предоставлен адвокат по выбору», помимо этого «каждому задержанному в течение 24 часов должно быть предъявлено обвинение (не считая времени в пути от места ареста до суда). Свыше указанного периода человек не может находиться без обвинения под стражей»2. Нормы уголовного права и процесса в различное время дополняли следующие нормативные акты: Закон о вооруженных силах (специальных силах) 1958 г.; Закон о предотвращении незаконной деятельности 1967 г.; Закон о специальных судах проблемных территорий 1976 г.; Закон о специальных судах 1978 г.; Закон о национальной безопасности 1980 г.; Закон о борьбе с захватом воздушных судов 1982 г.; Закон о предотвращении террористической и подрывной деятельности 1987 г.; Закон о предотвращении терроризма 2002 г.

Дадим краткую характеристику основным антитеррористическим правовым актам. Закон 1980 г. был принят для противодействия распространявшейся по всей стране террористической и подрывной деятельности экстремистов. Ожидалось, что данный нормативный акт проработает в течение 2 лет, на которые он первоначально был рассчитан. С учетом обострения ситуации в Джамму и Кашмире, Пенджабе, Западной Бенгалии, Мадхья Прадеше, Махараштре, Уттар Прадеше и Химачал

1 Ibid.

2 The Constitution of India. Selective Comments by B.N. Bakshi. New Delhi, 2007, p. 57.

Прадеше он был доработан в 1993 г. Прогресс в вооружении, технических средствах связи, улучшающаяся подготовка и зарубежная помощь террористам заставили по-другому взглянуть на проблему.

Закон дал следующее определение терроризму: это целенаправленная деятельность по устрашению правительства; запугиванию населения или какой-то его части; нанесению вреда жителям, применяя взрывные и воспламеняющиеся вещества, огнестрельное и иное оружие, ядовитые вещества и химикаты, а также иные субстанции, способные привести к смерти, нанести ущерб здоровью, собственности, разрушению систем жизнеобеспечения; взятию в заложники с целью воздействия на правительство, должностное или гражданское лицо и склонение к выполнению требований1.

В законе говорится об особых полномочиях полиции, недоступных им в иных случаях. Для борьбы с растущими угрозами терроризма были сформированы специальные антитеррористические структуры. Также предусмотрены особые процедуры расследования дел о терроре. Это облегчило процессуальную базу и позволило оперативно реагировать в случаях возникновения террористической опасности по всей стране.

Данный закон был подвержен значительной критике в обществе, так как допускал нарушения базовых прав личности и основ федерализма, нивелировал правовую базу отдельных штатов под одни рамки. Закон трактует как подрывную деятельность любые действия, высказывания и поступление информации в любой форме, затрагивающие, подрывающие или угрожающие суверенитету и территориальной целостности Индии. Предусматривается и наказание для каждого, кто с оружием будет замечен на территории, объявленной на особом положении.

Также стоит отметить, что несмотря на предоставленные казавшиеся значительными полномочия антитеррористическим силам правительство не смогло эффективно противостоять террористической и подрывной

1 Article 3 of The Terrorist and Disruptive Activities (Prevention) Act, 1987.

5

деятельности в стране. Вынашиваемые в парламенте Индии с 1985 г. замечания трансформировались в 1995 г. в поправки в уголовный кодекс. Существовавшая в тот момент система правосудия не могла справиться с терроризмом. Требовалось кардинальное редактирование законодательства и в этой связи был разработан новый нормативный акт - Постановление о предотвращении терроризма от 24 октября 2001 г., его чуть позже заменил мало чем отличающийся Закон о предотвращении терроризма, вступивший в силу 26 марта 2002 г.

Данный закон также был неоднозначно принят в обществе. Новое определение терроризма, по мнению критиков, стало слишком размытым и под категорию террористов могут попасть, например, протестующие у правительственных зданий. На всем протяжении судебного разбирательства человек не может быть выпущен под залог. Период расследования дел о терроре может продлеваться до 120 дней. Закон, по мнению одного из его противников Гаутамы Навлакхи, «размывает грани между виновными и невиновными» и помещает всех несогласных с чем-то, начиная от поэтов и мечтателей до сепаратистов, революционеров и преступников, в одну категорию «террористы»1. К «городским шпионам» могут быть отнесены журналисты, отказывающиеся предоставлять свой материал властям. Им грозит лишение журналисткой аккредитации на 3 года и значительный штраф. Ранее за подобные действия наказывали трехмесячным запретом на работу и штрафом в 200 рупий (менее $5). Полномочия полиции были также расширены. При всем этом, как считал другой индийский автор Р. Дхаван, гарантии безопасности казались недостаточными и даже уступали аналогичным пунктам закона 1987 г.

По причине роста дестабилизирующих факторов внутри страны закон 2002 г. был аннулировал 21 сентября 2004 г. и вступило в силу Постановление о предотвращении подрывной деятельности. В данном

1 Economic and Political Weekly, 2001, Vol. 36, №49. p. 4522.

2 Cm.: The Hindu, 2001, 16.11.

правовом акте произошло ужесточение мер борьбы против терроризма и ответственности за совершение терактов. Так, если за различные преступления, связанные с терроризмом, закон 2002 г. предусматривал от 10 лет до пожизненного заключения1, то по постановлению 2004 г., если в результате теракта погиб хотя бы один человек, исполнителя ожидает либо пожизненное заключение, либо смертная казнь2. За финансирование террористической организации или оказание какой-либо помощи в подготовке терактов предусмотрен срок от 5 лет до пожизненного заключения . Количество организаций, в сравнении с законом 2002 г., признанных террористическими, возросло с 25 до 32. При этом новый нормативный акт отличается структурированностью и логичностью. Например, постановление содержит целую главу, посвященную конфискации доходов и собственности, полученных в результате террористической деятельности, дополнено новыми положениями, в основу которых положен опыт противодействия терроризму последних лет.

События, произошедшие в Мумбаи в ноябре 2008 г., заставили правительство по-новому взглянуть на стратегию борьбы с терроризмом. 17 декабря 2008 г. в Постановление о предотвращении подрывной деятельности были внесены изменения, главной их идеей стала подготовка правовой почвы для работы нового ведомства - Национального агентства расследований (НАР).

НАР, основной целью которого является расследования наиболее серьезных преступлений, выступает в некотором роде аналогом американского Федерального бюро расследований (ФБР). В каждом штате будет создан территориальный орган НАР. Сотрудники НАР получили право розыска и ареста подозреваемых на всей территории Индии. Полиция обязана предоставлять любую информацию о разыскиваемых лицах и

1 Article 5 of The Prevention of Terrorism Act, 2002.

2 Article 16 of The Unlawful Activities (Prevention) Amendment Ordinance, 2004.

3 Ibid.

совершенных ими преступлениях сотрудникам НАР, а также оказывать им полное содействие.

На НАР возлагаются большие надежды, но индийское правительство продолжает уделять значительное внимание модернизации и переоснащению полиции и армии. В частности, в 2009 г. на территории страны будет размещено 32 резервных военных батальона и 37 специальных военных формирований для борьбы с террористами, на их модернизацию до 31 марта 2010 г. будет потрачено 266,4 млн. рупий (6,5 млн. долл.). Всего же финансирование данных подразделений обойдется правительству в 418,5 млн. рупий (10,2 млн. долл.)1. В 2008 г. была закуплена новая техника для полиции: патрульные лодки, вертолеты, легкие самолеты, а также специальное оборудование (системы видеослежения, сканеры для считки номеров автомобилей и др.).

За годы борьбы с террористами в Индии было создано большое число различных структур, занятых в сфере антитеррора. Вплотную заняться вопросами формирования, укомплектования и подготовки сил безопасности заставили события в Джамму и Кашмире конца 80-х - начала 90-х г. ХХ в. Тогда индийские власти оказались не в состоянии эффективно противостоять боевикам и снизить напряженность в штате. Причинами служили недостаток подготовленности антитеррористических сил, дефицит разведывательных данных и неготовность СМИ к информационному сопровождению проводимых карательных операций.

В указанный период индийские силы безопасности в штате состояли из нескольких батальонов центральной резервной полиции (ЦРП), подготовка и оснащение которых не были предназначены для решения задач в широкомасштабных антитеррористических операциях. ЦРП, созданная в 1939 г., была приспособлена для действий во время уличных демонстраций и оказывать помощь властям в подавлении беспорядков. Ее силы развернуты во всех провинциях страны. Они участвовали в подавлении межобщинных

1 Union Ministry of Home Affairs, Government of India. Year End Review-2008, 2008, 31.12.

столкновений в некоторых штатах. В частности, подразделения ЦРП действовали в период беспорядков в 1992 г. в Айодхье. Но сил ЦРП для перекрытия линии контроля, откуда шел поток террористов, было недостаточно. Для усиления охраны границы, перекрытия основных транспортных магистралей, въездов и выездов из Сринагара и проведения операций против боевиков в сельской местности в начале 90-х гг. были стянуты силы охраны границы (СОГ) и батальоны ассамских стрелков, что дало положительные результаты.

Ассамские стрелки на тот момент были практически единственной структурой в Индии, имевшей опыт борьбы с терроризмом и повстанцами внутри страны. В 70-80-х гг. они успешно противостояли боевикам на северо-востоке страны.

СОГ сформированы в 1965 г. вскоре после окончания индо-пакистанской войны. Решение об их создании было принято после весенних событий того же года, когда пакистанские диверсанты и солдаты регулярной армии захватили ряд пограничных постов, часть из которых охранялась силами провинциальной гурджаратской полиции. В функции СОГ первоначально входила только охрана границы, а с начала 90-х гг. они стали выполнять антитеррористические функции. Они представляют собой хорошо вооруженные и обученные военные подразделения, заменившие местную полицию, функции которой ограничиваются поддержанием правопорядка.

Достаточно эффективно в борьбе с террористами показали себя части национальных стрелков, сформированные в 1993 г. в связи с мятежом сепаратистов в Джамму и Кашмире. В тот момент военное руководство страны настаивало на том, чтобы мятеж считался «конфликтом низкой интенсивности», требующим присутствия армейских частей и специального командования1. В связи с чем было предложено создать в Джамму и Кашмире подразделение подобное ассамским стрелкам.

1 См.: КрысинМ. Антитеррористические силы Индии в штате Джамму и Кашмир // Зарубежное военное обозрение, 2003, №5, с. 7.

Силам безопасности и правопорядка, действующим на территории Джамму и Кашмира, в 1988 - 2004 гг. удалось изъять у боевиков значительное количество оружия и боеприпасов: 889 гранатометов, 1525 ракетных установок, 1124 пулеметов, 20193 автомата типа АК, 34141 гранату, 2132 кг взрывчатки и 1970 бомб1. Успехи покажутся не столь впечатляющими, если сопоставить цифры изъятого и еще находящегося в руках террористов оружия. Так арсеналы боевиков составляют 52 тыс. единиц стрелкового оружия и 40 тыс. кг взрывчатки .

Экс-глава Агентства внутренней безопасности Индии Шри А.К. Довал, рассуждая о стратегии и тактике противодействия терроризму, считает, что для эффективности последней необходимо следующее: не идти террористам на уступки; вести пристальное наблюдение за источниками финансирования террористических структур; уделять больше внимание границе и пресекать любые попытки несанкционированного ее перехода; антитеррористическая деятельность должна осуществляться постоянно; ввести процедуру 24-часовой экстрадиции лиц, причастных к терроризму; наладить межгосударственный обмен информацией о террористических организациях,

3

их деятельности и членах .

Несмотря на значительность индийских антитеррористических сил и богатый опыт в противодействии терроризму властям Индии так и не удается справиться с боевиками также из-за того, что любое проводимое оперативно-розыскное мероприятие усложняется все совершенствующейся структурой террористического сообщества. Отечественный исследователь А. Бакланов выделил четыре уровня в террористической сети4. Первый - непосредственно исполнители терактов. Они мало что знают о заказчиках терактов, зачастую зомбированные или иные маргинальные общественные элементы. Второй -местные ячейки и структуры, ведущие вербовку исполнителей, отвечающие

1См.: Soundrarajan R., Rajan P. Impact of Terrorism on Jammu and Kashmir Tourism. Delhi, 2006, p. 167.

2 См.: ДовалШ.А.К. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом // Россия и Индия в современном мире: Материалы международной научной конференции, 24-25 февраля 2005 г. СПб., 2005, с. 86-87.

3 См.: Там же, с. 87-91.

4 См.: Бакланов А. Моджахеды добра не помнят // Независимое военное обозрение, 2004, №39.

за практическое осуществление сценариев терактов. Третий - руководители-символы (например, лидер Джаиш-и-Мохаммад М.М. Азхар, глава Лашкар-и-тоиба Х. М. Саид, один из главарей ОФОА П. Баруа, основатель ТОТИ В. Брапхакаран). Четвертый - глубоко законспирированные структуры, нередко расположенные в гористых и труднодоступных местностях (Афганистана, Пакистана, Шри-Ланки).

Помимо силовых акций для профилактики терроризма правительство Индии усиленно старается реализовать различные социальные программы. Одним из приоритетов является борьба с бедностью, которая главным образом ведется в сельской местности, так как там проживает подавляющая часть наименее обеспеченного населения. В настоящее время в сельской местности реализуются следующие проекты.

В программе сельской занятости, начавшей работать в апреле 1999 г., упор делается на беднейшие слои, т.е. 50% помощи адресуется зарегистрированным кастам и племенам, 40% женщинам и 3% инвалидам. Данная государственная программа борьбы с бедностью стала первой, где предпочтение в выдаче кредитов отдается не отдельным лицам или семьям, что не раз доказывала свою малую эффективность, так как крестьяне из-за хронической бедности и недоедания часто просто «проедали» кредит, а так называемым группам взаимопомощи от 5 до 20 человек. Идея проекта заключается в том, чтобы стимулировать образование производственных коллективов, организующих по плану-проекту небольшой цех или мастерскую, строящих свою работу на местных ресурсах. Размер субсидий составляет 125 тыс. рупий на один проект1.

Другим примером государственной заботы о бедняках служит программа всеобщей занятости на селе, стартовавшая в сентябре 2001 г., направленная на увеличение количества рабочих мест. В данном проекте общественных работ преимущество в предоставлении занятости отдается

I India 2006. A Reference Annual. Ministry of Information and Broadcasting, Government of India. New Delhi, 2005, p. 710.

социальным низам деревни и женщинам. С 2004 г. начало реализовываться дополнение к проекту - национальная программа «Продовольствие за работу», имеющая региональный уклон и разворачиваемая в самых экономически отсталых районах страны.

В целях повышения качества жизни на селе действуют две программы: «Программа премьер-министра по строительству железных дорог» и «Жилищная программа имени Индиры Ганди», в городах реализуются государственные программы поддержки бедняков. Основной уклон в них сделан в сторону создания новых рабочих мест. Индийские власти стараются всячески помочь малым народам в преодолении их отсталости. На поднятие экономического и культурного уровня по первому пятилетнему плану было выделено 173,6 млн. рупий, по второму — 463,3 млн., по третьему - 611,5 млн.1 Данная политика помогла пережить сложный период после приобретения страной независимости.

Необходимо отметить, что некоторые «благие намерения» приводят к негативным последствиям. Так, например, проводимая правительством И. Ганди программа «добровольной стерилизации» мужчин и женщин, которой

л

были подвергнуты более 10 млн. человек , и очистка городов от трущоб, в которых жили сотни тысяч человек, не раз приводили к массовым протестам населения.

Власти Индии достигли определенного успеха в борьбе с бедностью. За годы независимости доходы на душу населения выросли в 3 раза, уровень грамотности увеличился с 18 до 65% . С 1973 - 2001 г. доля населения, живущего за чертой бедности, сократилась с 54,9 до 26,1%4, но число неимущих по-прежнему велико.

Что касается позитивных изменений в социальной структуре общества и роста численности среднего класса в последние десятилетия, то изменения

1 См.: Mehra J.D. Tribal India in Continuity and Changes // Indian and Foreign Review, Vol. 5, 1968, №13.

2См.: Юрлов Ф.Н. Опыт социальной демократии в Индии // Индия: общество, власть, реформы. Памяти Г.Г. Котовского. М., 2003, с. 197.

3 Юрлов. Ф. От колониальной зависимости к растущей великой державе // Азия и Африка сегодня, 2007, №9.

4 Five Year Plan. 2002-2007. Vol. III. Planning Commission Government of India. New Delhi, p. 48-58.

коснулись в значительной степени только верхнего его слоя. Кто именно в Индии относится к этому слою? Так генеральный директор Индийского совета по культурным связям Паван Варма считает, что к нему относятся те граждане страны, которые: имеют жилище; питаются три раза в день; пользуются базовыми услугами здравоохранения; используют общественный транспорт; посылают детей в школу; доход семьи позволяет приобрести потолочный вентилятор, наручные часы или велосипед. Исходя из этого, численность среднего класса составляет около 400 млн. человек1. По другим

2 3

оценкам - 150-200 или 250-300 млн. человек . При этом минимальная зарплата сельскохозяйственного рабочего (а в стране 58 тыс. деревень, в которых проживает 70% населения4) составляет 67 рупий ($1,85) в день, заработок рабочего - менее 30 рупий ($0,83), а кабального труженика 5 - 10 рупий ($0,18 - 0,36)5.

Были у властей Индии и законодательные огрехи. Подобным примером может служить правотворчество по кастовому вопросу. В 1936 г. колониальные власти издали указ, утвердивший список каст, общностей и племен, в отношении которых члены индусской общины соблюдали неприкасаемость. Затем в индийском законодательстве появилось понятие «зарегистрированные касты». Индийская конституция упразднила институт неприкасаемых, запретила дискриминацию и установила равенство всех перед законом, но она одновременно и юридически признала реальность существования каст, в том числе и низших.

О живучести кастеизма можно судить и по его проникновению в общины, в религии которых отсутствует понятие кастового деления (мусульманскую, сикхскую и христианскую). Тем не менее, и в них довольно

1 См.: Varma P.K. The Great Indian Middle Class. New Delhi, 2007, p. XVIII.

2 См.: Юрлов Ф.Н. Демократия и формирование многопартийной системы в Индии / Индия в глобальной политике. Внешние и внутренние аспекты. Материалы научного семинара. М., 2003, с. 184.

3 См.: ЮрловаЕ. Индия: женщины на пути перемен // Азия и Африка сегодня, 2008, №10.

4См.: Юрлов. Ф. От колониальной зависимости к растущей великой державе // Азия и Африка сегодня, 2007, №9.

5См.: Бэйлз К. Одноразовые люди. Новое рабство в глобальной экономике. М., 2006, с. 227. 13

строго соблюдается дистанция между потомками обращенных в эти религии брахманов и неприкасаемых.

Другой попыткой облегчить жизнь далитам является резервирование мест на государственной службе, предприятиях и в высших учебных заведениях. Но механизм начал работать не так, как предполагали его разработчики. Представители зарегистрированных каст, в основном, занимают должности низшего и среднего звена. Заполнить отводимые им по квоте высокие должности в госаппарате из-за отсутствия необходимого образования и профессиональных навыков они не могут.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит вспомнить слова Дж. Неру: «Если мы в конечном итоге не решим базовые проблемы обеспечения населения продовольствием, одеждой, жилищем и т.п., то. будем сметены, а вместо нас придет кто-то другой»1.

Яковлев А.Ю. Индийский опыт противодействия терроризму. В данной статье раскрываются организационные и правовые аспекты индийской национальной политики в области противодействия терроризму.

Ключевые слова: Индия, терроризм, противодействие.

Yakovlev A. Indian experience in tackling terrorism. This article is about administrational and judicial aspects of Indian national policy in tackling terrorism.

Key words: India, terrorism, tackling.

1 ^t. no: Gandhi I. Sharing with the Have-Nots. - Years of Endeavour. Selected Speeches of Indira Gandhi. August 1969 - August 1972. New Delhi, 1975, p. 359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.