Научная статья на тему 'Этнический терроризм племен бодо в Индии'

Этнический терроризм племен бодо в Индии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / БОДО / ЭТНОС / ИНДИЯ / АССАМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлев А.Ю.

В статье говориться о возникновении и эволюции этнического терроризма племен бодо на северо-востоке Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнический терроризм племен бодо в Индии»

ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ ПЛЕМЕН БОДО В ИНДИИ

© Яковлев А.Ю.*

Государственный университет управления, г. Москва

В статье говориться о возникновении и эволюции этнического терроризма племен бодо на северо-востоке Индии.

Ключевые слова терроризм, бодо, этнос, Индия, Ассам.

Одной из проблемных областей на северо-востоке Индии является штат Ассам. Провинцию населяют множественные этносы, к одним из которых относятся племена бодо.

Среди народов, населяющих территорию современного Ассама, бодо занимают значительную часть - 4296000 чел. [10, с. 136]. Они пришли в Ассам из Центральной Азии в V в. и поселились в долине Брахмапутра. В XV в. с Востока в долину перекочевали ассамцы, установив над ней контроль и выгнав оттуда бодо. Вооруженные бои и стычки происходили на протяжении 300 лет, в результате чего бодо закрепились в северной части долины.

По своему составу племена бодо довольно разнородны, их отличает обилие языков и различий в культуре. Основная часть жителей Индии узнала как вообще о существовании бодо, так и о наличии у них ряда проблем, лишь в 80-е гг. ХХ в., когда они начали активную борьбу за автономию.

Несмотря на то, что вопрос о Бодоленде стал активно обсуждаться лишь в 80-е гг. ХХ в., данная идея не нова и ставилась еще в 1929 г. Указанный вопрос обсуждался на переговорах племенных лидеров с представителями комиссии Саймона (конституционная комиссия во главе с Дж.О. Саймоном, созданная в 1927 г. для изучения положения в Индии и предложения реформ). В целом идея автономии для бодо была принята положительно.

К несчастью для них и других меньшинств, многие их проблемы были оттенены зарождающимся индо-мусульманским противостоянием. В качестве иллюстрации этого может служить высказывание Эндрю Клоу, управляющего Ассамом в 1942-1946 гг.: «Ассамцы, как представители индуизма, так и мусульмане, изображают беспокойство о племенах, но никто из них не занялся серьезно данной проблемой. Ощущение меньшинствами своей об-деленности убыстряло рост местных организаций ... по всех территории провинции» [12, с. 265].

Для отстаивания племенных интересов в 1933 г. была создана «Всеас-самская лига равнинных племен» (ВЛРП). Первым видимым достижением организации стало получение в 1935 г. 5 мест для представителей племен в законодательном собрании провинции.

* Заместитель заведующего кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.

Период с 30-х гг. по конец 60-х гг. ХХ в. можно охарактеризовать как период политического пробуждения бодо. В 1967 г. вопрос об автономии для бодо в форме союзной территории поставила ВЛРП. Но требования организации не были услышаны.

Для защиты своих интересов и реализации идеи об автономии в 1967 г. были созданы «Всестуденческий совет бодо» (ВСБ) и политическая партия «Ассам Маидан Джанджятия Паришад» (АМДП). Позже АМДП раскололась, но главное требование осталось неизменным. Одной из вновь образованных структур стал «Объединенный племенной национальный освободительный фронт».

Основные причины автономистских тенденций бодо кроются в нерешенных социально-экономических проблемах. Главная из них - бедность населения, 90 % которого зависит от сельского хозяйства, при этом 70 % бодо не имеет своей земли [11, с. 137]. Большая часть земельных ресурсов находится под контролем представителей других народов. Среди других волнующих бодо тем стоит выделить - языковую (в частности, язык преподавания в школе).

Определенные надежды возлагались на пришедший в 1985 г., благодаря ассамскому соглашению, к власти в Ассаме ВСС, но молодые политики уже к концу первого года своего правления столкнулись с рядом трудностей. План выдворения иноземцев из провинции находился еще в разработке, что явно не удовлетворяло население. С этого момента движение бодо приобрело насильственный характер. Начались межплеменные стычки, убийства, взрывы, нападения на полицейские посты и патрули, правительственные здания и чиновников. Идея о Бодоленде становилась все популярнее в обществе.

Конец 80-х гг. ХХ в. принес еще больший накал страстей вокруг притязаний бодо. С одной стороны, часть племенных лидеров вела переговоры с правительствами республики и штата, с другой, - образовывались новые организации, стоявшие за необходимость вооруженной борьбы. Одной из таковых стала организация «Силы безопасности бодо» (СББ). Несмотря на свою молодость, организации уже имела тренировочный лагерь в Бутане и подпольный оружейный завод.

В рядах борцов за права бодо не было согласия. Часть структур выступали за создание отдельного штата (например, «Тигры освобождения Бодоленда» (ТОБ)). А некоторые, в частности, «Национальный демократический фронт Бодоленда» (НДФБ), ставили перед собой более радикальные цели в виде создания независимого государства Бодоленд. НДФБ активно взаимодействовал с другими террористическими организациями. Наиболее эффективными был антиправительственный тандем с ОФОА и совместная деятельность с «Национальным социалистическим советом Нагаленда (Исак-Муива)».

За 1989 г. сепаратистами было совершено 1485 актов насилия, из которых 120 убийств, 367 нападений на служителей правопорядка и госслужащих, 93

порчи железнодорожного имущества и 580 поджогов, в результате которых погибло 549 чел. и 1141 чел. был ранен [13, с. 405]. Это стало причиной применения армии для погашения пламени насилия, вспыхнувшего в 1989 г

Активисты движения бодо выдвинули перед индийскими властями 92 требования, наиболее значимые из которых:

- создание отдельного штата Бодоленд на севере долины Брахмапутра;

- образование автономного племенного района на юге Брахмапутры;

- закрепление статуса автономии в приложении 6 конституции Индии;

- обеспечение максимального резервирования для бодо;

- включение языка бодо в приложение 8 основного закона страны.

Власти Индии и штата Ассам согласились практически со всеми требованиями за исключением выделения из состава Ассама нового штата Бодо-ленд. После нескольких раундов мирных переговоров в 1993 г. между ассамскими властями с одной стороны и ВСС и «Комитетом народного действия бодо» (КНДБ) с другой, был подписан меморандум о создании в штате Ассам административно-территориального образования - Автономный совет бодо.

Подобный исход удовлетворял далеко не всех, ввиду чего штат охватила очередная волна насилия. В частности, 15 февраля 1998 г. террористы в одном из районов штата убили 14 чел., 31 августа 2000 г. в результате взрыва погибло 12 сотрудников безопасности и 10 ранены (всего за 2000 г. боевики НДФБ убили 29 служителей правопорядка и военных, а также 176 гражданских) [13, с. 406].

Волна насилия пошла на спад лишь в 2003 г., когда правительство Индии подписало с одной из наиболее сильных террористических структур -ТОБ меморандум о создании Территориального совета Бодоленда. Совет представляет собой автономию внутри штата Ассам, в которую вошли 3082 поселения, образующие 4 района. Управление осуществляет законодательный орган, состоящий из 40 чел. и исполнительный - до 12 чел. [1].

В 2005 г. индийские власти подписали мирный договор с ведшей почти 20 лет террористическую деятельность и унесшей свыше 1 тыс. жизней НДФБ.

На сегодняшний день основные требования бодо, за исключением создания штата Бодоленд, выполнены. Несмотря на это, в Ассаме продолжает действовать ряд террористических группировок.

Список литературы:

1. Memorandum of Settlement on Bodoland Territorial Council (BTC). -2003.

2. Бебрис А.О. Национальная безопасность в Индии (теоретические аспекты) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 30.

3. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М., 2005.

4. Латфуллин Г.Р. Антитеррористический опыт Индии // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 3.

5. Сибиряев А.С., Филимонов Д.А. Возможные направления профилактики экстремизма в молодежной среде // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 4.

6. Яковлев А.Ю. Индия. Национализм не сдается // Азия и Африка сегодня. - 2011. - № 2.

7. Яковлев А.Ю. Индия: религия во имя войны // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 3.

8. Яковлев А.Ю. Ислам и терроризм в Индии и вне // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 1.

9. Яковлев А.Ю. Системные сбои в государственном управлении и их последствия: исследование вопроса на примере Индии // Ars administrandi. -2012. - № 1.

10. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. О некоторых особенностях государственного и муниципального управления в Индии: право и традиции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 12.

11. Bhushan C. Terrorism and Separatism in North-East India. - New Delhi,

2007.

12. Prakash V Terrorism in India's North East: A Gathering Storm. - Delhi,

2008. - Vol. 1.

13. Sharma D.P. Hydra-Headed Monster. Terrorism, Insurgency and Extremism in India. - New Delhi, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.