Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ И ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ И ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЭТАПЫ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ОДАРЁННОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖНИК / МУЗЫКАНТ / ВЫСТАВКИ / КОНКУРСЫ / ФЕСТИВАЛИ / ВЫСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна, Якимов Игорь Анатольевич

В статье рассматривается необходимость проведения профориентационной работы с детьми и дошкольниками в процессе освоения ими творческих специальностей. Особое внимание уделено разным этапам работы - подготовительному, ориентационно-побудительному и ориентационно-деятельностному. В каждом этапе рассмотрены отличия от стандартной системой профориентации. Выявлены особенности каждого этапа в соответствии с возрастными рамками. Отмечены особенности профориентационной работы именно с художниками и музыкантами. Также рассмотрена специфика и психологические аспекты профориентации. Проанализированы существующие подходы к раннему выявлению одарённости ребёнка. Рассмотрены негативные и позитивные стороны фестивалей и конкурсов как одного из видов профориентационной работы. Отмечено, что при участии в конкурсов уровень учащихся возрастает. Выявлены положительные стороны именно конкурсов, устраиваемых ВУЗами. В ходе обзора выявлено, что стандартная схема профориентационной работы в процессе освоения творческих специальностей обязательно должна быть модифицирована. В ней должны учитываться возрастные рамки освоения специальностей. В связи с этим проведение профориентационной работы в 9-11 классе для творческих специальностей нецелесообразно. Сделаны выводы о необходимости учёта особенностей профориентационной работы для будущих абитуриентов, поступающих в ВУЗы на творческие специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна, Якимов Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STAGES OF CAREER GUIDANCE WORK WITH PRESCHOOLERS AND SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF MASTERING CREATIVE SPECIALTIES

The article discusses the need for career guidance work with children and preschoolers in the process of mastering their creative specialties. Special attention is paid to different stages of work - preparatory, orientation-incentive and orientation-activity. In each stage, the differences from the standard career guidance system are considered. The features of each stage are revealed in accordance with the age framework. The features of career guidance work with artists and musicians are noted. The specifics and psychological aspects of career guidance are also considered. The existing approaches to early identification of a child's giftedness are analyzed. The negative and positive aspects of festivals and competitions as one of the types of career guidance work are considered. It is noted that the level of students increases with participation in competitions. The positive aspects of the contests organized by universities are revealed. During the review, it was revealed that the standard scheme of career guidance in the process of mastering creative specialties must be modified. It should take into account the age limits of the development of specialties. In this regard, it is impractical to conduct career guidance work in grades 9-11 for creative specialties. Conclusions are drawn about the need to take into account the features of career guidance work for future applicants entering universities for creative specialties.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ И ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Интеграция базово-тематической организации процесса изучения технических, психолого-педагогических дисциплин, дисциплин специализации и кредитно-зачетной и рейтинговых систем оценивания качества обучения и личных достижений студентов создает предпосылки для усвоения педагогических компетенций, обеспечивает формирование профессиональной ответственности будущих инженеров путей сообщения за процесс их усвоения и конечный результат.

Базовое и тематическое изложение содержания учебных дисциплин обеспечивает погружение в рассматриваемый предмет, развивает логику и оригинальность мышления, создает возможности для самостоятельного определения уровня профессиональных и личных достижений участников образовательного процесса.

Экспериментальная работа показала, что процесс формирования профессиональной ответственности студента проходит эффективно в ходе интеграции учебных занятий научно-исследовательской деятельности студентов (участие в вузовских и межвузовских конференциях, научно-исследовательских проектов), что повысило интерес к обучению, обеспечивало свободное самоопределение студента, представило возможность самореализации и умение быть самим собой. Значимым явилось накопление собственного практического опыта в процессе учебной, учебно-производственной практики, организуемой на базе железнодорожных учреждений (Локомотивное депо, Вагонное депо и т.д.).

Выводы. Анализ научных исследований в области формирования профессиональной ответственности явился теоретической и методологической основой для формулирования концепции авторской ответственности как цели профессионального обучения и интегративных характеристик личности, включая личные качества, личные значения, ценности и профессиональные компетенции, а также поиск образовательных условий для формирования профессиональной ответственности студентов железных дорог в условиях пандемии [10].

Эффективность реализации выбранных педагогических условий формирования профессиональной ответственности будущего инженера путей сообщения подтвердилось положительной динамикой. Определены профессиональные и педагогические ориентации в образовательном процессе профессиональных компетенций и ценные ориентации для будущих инженеров железнодорожного транспорта, что обеспечивает возможность самореализации в профессии и формирование ответственности за качество профессиональной деятельности; студенческая деятельность была организована для развития познавательной деятельности как основы профессионализма человека, который готов, способен и ответственен участвовать в процессе изменения реальности; научно-методическое обеспечение будущей подготовки инженеров железнодорожного транспорта с использованием современных информационных технологий на разных этапах - от представления и усвоения информации через организацию эмпирических исследований её источников до контроля и самооценки качества результатов обучения.

Литература:

1. E.V. Andrienko. The Independent Work of Students as a Factor of Their Socialization in the Context of Comparative Studies (Вестник педагогических инноваций. - 2019. - № 4 (56), рр. 5-12.

2. Y.N. Egorova. Pedagogical Support of Students, Professional Self-Realization in the Railway University / Y.N. Egorova, Y.A. Genvareva, T.A. Zotova, I.A. Nalichnikova, A.A. Yartsev, (CITISE. - 2021. № 1 (27), рр. 130-139.

3. Y.N. Egorova. Professional Self-Realization of a University Student: Features, Factors, Conditions / Y.N. Egorova, Y.A. Genvareva, T.A. Zotova, I.A. Nalichnikova, (CITISE. - 2020. № 2 (24). рр. 180-190.

4. Y.N. Egorova. Professional Adaptation of Traffic Engineers / Y.N. Egorova, E.V. Sinkina, Y.A. Genvareva, T.A. Zotova (CITISE. - 2019. - № 1 (18). - p. 14.

5. Федотова, Т.И. Профессиональный ориентировщик по математическому средству формирования профессиональных компетенций инженеров / Т.И. Федотова // Вестник БГУ. - № 15. - 2009. - С. 86-90.

6. Зотова, Т.А. Формирование профессиональной ответственности студента / Т.А. Зотова. - Оренбург. Монография. -2014. - 125 с.

7. Вавилова, Е.Ю. Ответственность и ее контрдискурс / Е.Ю. Вавилова, А.Е Смирнова // Инновационная наука. - №9. -С. 203-205.

8. Лежнева, Н.В. Развитие профессиональной ответственности у будущих авиатехников в процессе их подготовки в колледже / Н.В. Лежнева, Т.Ф. Рымарева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №2.

9. Чучалин, А.И. Модернизация трехуровневого инженерного образования на основе ФГОС 3++ и CDIO++// Высшее образование в России. - 4. - 2018. - С. 22-33.

10. Мазниченко, М.А., Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтерской деятельности / М.А. Мазниченко, Г.С. Папазян // Высшее образование в России. - 2. - 2018. - С. 103-114

11. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". - Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2018. - 158 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, декан Зубрилин Константин Михайлович

Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Раздобарина Лидия Александровна Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, директор Якимов Игорь Анатольевич

Лицей Московского педагогического государственного университета (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ И ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость проведения профориентационной работы с детьми и дошкольниками в процессе освоения ими творческих специальностей. Особое внимание уделено разным этапам работы -подготовительному, ориентационно-побудительному и ориентационно-деятельностному. В каждом этапе рассмотрены отличия от стандартной системой профориентации. Выявлены особенности каждого этапа в соответствии с возрастными рамками. Отмечены особенности профориентационной работы именно с художниками и музыкантами. Также рассмотрена специфика и психологические аспекты профориентации. Проанализированы существующие подходы к раннему выявлению одарённости ребёнка. Рассмотрены негативные и позитивные стороны фестивалей и конкурсов как одного из видов профориентационной работы. Отмечено, что при участии в конкурсов уровень учащихся возрастает. Выявлены положительные стороны именно конкурсов, устраиваемых ВУЗами. В ходе обзора выявлено, что стандартная схема профориентационной работы в процессе освоения творческих специальностей обязательно должна быть модифицирована.

В ней должны учитываться возрастные рамки освоения специальностей. В связи с этим проведение профориентационной работы в 9-11 классе для творческих специальностей нецелесообразно. Сделаны выводы о необходимости учёта особенностей профориентационной работы для будущих абитуриентов, поступающих в ВУЗы на творческие специальности.

Ключевые слова: профориентация, этапы, выбор профессии, одарённость, самоопределение, творчество, художник, музыкант, выставки, конкурсы, фестивали, выступления.

Annоtation. The article discusses the need for career guidance work with children and preschoolers in the process of mastering their creative specialties. Special attention is paid to different stages of work - preparatory, orientation-incentive and orientation-activity. In each stage, the differences from the standard career guidance system are considered. The features of each stage are revealed in accordance with the age framework. The features of career guidance work with artists and musicians are noted. The specifics and psychological aspects of career guidance are also considered. The existing approaches to early identification of a child's giftedness are analyzed. The negative and positive aspects of festivals and competitions as one of the types of career guidance work are considered. It is noted that the level of students increases with participation in competitions. The positive aspects of the contests organized by universities are revealed. During the review, it was revealed that the standard scheme of career guidance in the process of mastering creative specialties must be modified. It should take into account the age limits of the development of specialties. In this regard, it is impractical to conduct career guidance work in grades 9-11 for creative specialties. Conclusions are drawn about the need to take into account the features of career guidance work for future applicants entering universities for creative specialties.

Key words: career guidance, choice of profession, giftedness, self-determination, creativity, artist, musician, exhibitions, competitions, festivals, performances.

Введение. Профориентационная работа необходима в современном обществе, в современной жизни. Но с каких лет необходимо начинать профориентацию? И для всех ли профессий одинаков этот возраст? В 1996 году вышло постановление от Министерства труда и социального развития РФ 27.09.1996 № 1 «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», в котором уточняется понятие: «профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально -экономической ситуации на рынке труда» [1]. Обратим внимание, что в данном определении затрагивается понятие «культура». Но в настоящее время именно культура и духовные ценности всё дальше отходят от понятия «профориентация» - на первое место выходят материальные ценности.

Изложение основного материала статьи. Карьерный рост - основная цель родителей и подростка, а также важно и связанное с этим, положение в обществе и, конечно денежное благополучие [6, С. 5]. Школьники и родители просчитывают будущее, отметим, что пандемия также внесла беспокойство, за дальнейшее развитие экономической ситуации как в стране, так и в каждой семье. В таком непростом настоящем предстоит определиться детям с выбором профессии. Многочисленные опросы показывают приоритет у подростков в сферах работы с людьми и профессии, связанные с умственной работой, область искусства востребована менее всего [5, С. 324]. И, особенно сложно, будущим представителям творческих профессий, которые ориентированы на педагогические специальности - изначально абитуриенты понимают, что их ждёт стабильный, но весьма невысокий доход. Понимая всю сложность профессии, экономическую ситуацию, абитуриенты поступают на художественно-графические факультеты, спрос на профессию есть. А почему? Потому что их профориентация началась давно - с 6-7 лет, а иногда и раньше. И профессиональный отбор, отсев, по сути, начался очень рано - на уровне кружков, студий, в которые родители приводили юных художников, музыкантов и т. д. Уже в детстве были выявлены определенные личностные характеристики, которые помогали выявить одарённость ребёнка. «Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.» [3, С. 5].

Как правило, выделяются 3 этапа профориентации для работы с детьми и подростками: подготовительный, ориентационно-побудительный, ориентационно-деятельностный этап. Цель подготовительного этапа - обратить внимание ребёнка на профессии, сформировать позитивный посыл в их освоении и труду в целом. Данный этап доступен даже для детей дошкольного возраста, которые тянутся в подражании взрослым, играть в те или иные профессии, таким образом происходит и первое знакомство и непосредственное ознакомление [5, С. 11]. Как правило, художественная одарённость проявляется достаточно рано - родители начинаются замечать, что ребёнок «живёт» с карандашом или красками, либо тянется к пластилину, либо постоянно подпевает, «мурлыкает» что-то своё. Лучший и самый верный тест для родителей дошкольников - оставить ребёнка одного в комнате, оставив в доступности материалы для различного вида творчества, и подсмотреть, к чему потянется ребенок, что больше увлечет его [9]. Без сомнения, познавая мир, дошкольник начинает постигать новые знания и, в процессе, могут появиться новые увлечения и приоритеты. Но наблюдательность родителей может сыграть важную роль в «укорочении» профориентационного пути ребенка. «Стоит взглянуть только на ребёнка, чтобы увидеть, что в нем заключено гораздо больше возможностей жизни, чем те, которые находят своё осуществление» [2, С. 302].

Попадая в студию/ кружок ребенок начинает развиваться, причём сразу в конкурентной среде. Здесь и происходит первая профессиональная проба. Ребёнок пробует себя в роли «творца». Здесь важно приобщить ребёнка к миру творчества без нажима, увлекая его и побуждая к созиданию. «Развивая эмоциональный опыт ребенка, поощряя его радость жизни и свободу проявлений, мы стимулируем его собственные способности сбалансировать чувства и разум, его умение управлять собой, которое будет крайне необходимо в дальнейшей жизни» [6, С. 17].

На ориентационно-побудительном этапе происходит ознакомление школьников с профессиями. «Особо следует отметить дифференциацию и индивидуализацию всей работы в соответствии с интересами и склонностями детей» [5]. Если в дошкольном возрасте основная задача по «выявлению таланта» лежит на родителях, то в начальной школе важна работа учителей. Тенденция последних десятилетий по замене учителя рисования на учителя начальных классов крайне негативна, так как часто предмет преподаётся не на должном уровне и не закладывается «база» необходимая для дальнейшего обучения в средней школе по изобразительному искусству даже на школьном уровне. «Хромает» также и профориентационная составляющая процесса обучения - если преподаватель сам не в состоянии создать шедевр, то как ему увлечь творчеством ребёнка. Увы, часто урок изобразительного искусства заменяется на труд или дополнительный урок по точным наукам. Кто подскажет родителю о художественной одарённости его ребёнка?... Если не развивать задатки вовремя, то будущий художник может и не состояться. «Врождёнными могут быть лишь анатомо-физические особенности, то есть

задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития» [8, С. 171.

Чуть лучше обстоит дело с музыкальным направлением - уроки музыки ведут профессиональные педагоги и могут вовремя заметить талантливого ребёнка. Но, как и во всех творческих профессиях, важно не только, чтобы способности вовремя заметили, но и иметь усидчивость, внимательность для достижения результатов. «Если у вас прекрасный музыкальный слух, но вы не испытываете склонности к занятиям музыкой, ничего хорошего ни для вас, ни для искусства не будет, если вы изберёте для себя это поприще. Но, разумеется, для успеха необходимо прежде всего достижение гармонии между склонностями и способностями» [2, С. 181.

Тем, кто уже занимается в художественной школе с дошкольного возраста или с начальной школы и попал к талантливому преподавателю - повезло больше. Здесь уже выход на следующий уровень - участие в выставках и конкурсах, фестивалях. Как говорится, «других посмотреть и себя показать» - в данном случае именно так - уровень обучающегося растёт, когда он живёт в конкуренции, ему есть куда стремиться и очень важна оценка со стороны - не только преподавателя и родителей, но и жюри. Вот здесь встаёт вопрос: «А судьи кто?». Если смотреть на конкурсы, которые проводят многочисленные коммерческие организации и фонды (особенно выездные), то, зачастую, в жюри представлены по одному представителю каждого направления - один вокалист, один художник, один режиссёр и т.д. Задача коммерческой организации - привлечь как можно больше участников и педагогов - то есть «понравиться всем» и, соответственно, всем дают дипломы и грамоты. Ценность такого судейства невелика.

Но бывают конкурсы и выставки, проводимые ВУЗами. Это большая ценность для педагогов и для детей - они получают адекватную оценку результатов, если необходимо, то ответ высококвалифицированных специалистов -преподавателей - доцентов и профессоров. Таким образом, постепенно школьник, посылая работы на конкурсы, определяется не только с профессией, но и выбором учебного заведения. В этом плане важны дистанционные конкурсы, когда со всей России собираются записи выступлений и работы детей - некоторые участники получают рекомендации к поступлению и, когда они приезжают на вступительные творческие экзамены в ВУЗ из отдалённых уголков страны -преподаватели уже знают этих ребят, и поддерживают. Так, по крупицам, формируется база одарённых детей России в ВУЗах страны, так формируются связи ВУЗов с образовательными учреждениями.

На следующем этапе - ориентационно-деятельностном главная задача - включение школьников прежде всего в деятельность, связанную с разными профессиями - первые профессиональные пробы, что позволяет познать свои наклонности, выявить способности, что «способствует развитию профессионального самосознания» [7, С. 121. Это этап выбора профессии. Но школьнику-художнику и музыканту этот этап уже не требуется. Он живёт в мире творчества -рисует/играет/поёт в классе, выполняет домашние задания, выезжает на пленэры/фестивали, посещает выставки... Для юного художника и музыканта эти два этапа - ориентационно-побудительный и ориентационно-деятельностный сливаются воедино. По сути, если в других профессиях мы можем «перешагнуть» все этапы, пройдя в течение короткого времени лишь последний, то в творческих направлениях такой «рывок» практически невозможен.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что заниматься профориентацией в 9-11 классе, как это в основном принято, для творческих профессий не является целесообразным, так как для подготовки нужна планомерная подготовительная работа, начатая ещё в детстве. Тогда «сыграет» формула «способности + трудолюбие = результат» - в данном случае, поступление в выбранный ВУЗ. Несомненно, способности в данном случае играют большую роль. Нередко бывает, что несколько учеников показывают одинаковый по уровню результат, однако, преподаватель доволен одним и недоволен другим. Почему так происходит? При должном трудолюбии более способный показал бы более хороший результат, следовательно, именно при наличии всех составляющих формулы и складывается достижение успеха [8, С. 161.

Абитуриент должен уметь поймать вдохновение не тогда, «когда придёт», обладать обширной базой знаний -«школой», на экзаменах «попасть в творческий поток», то есть управлять своим творческим состоянием. «Энергия постоянно воспроизводимой доминанты поддерживает творческий тонус. Вот почему систематическая творческая работа, даже начатая с большим усилием, может привести в деятельное состояние весь творческий аппарат» [4, С. 241.

Большое трудолюбие с раннего детства, одарённость, способность выстоять в творческой конкуренции и «не сломаться» - вот набор, с которым абитуриент приходит поступать художественно-графический или музыкальный факультет. То есть он уже обладает определёнными личностными характеристиками, без которых невозможно дальнейшее обучение. «Устойчивые психические состояния, которые провоцирует художественно-творческий акт, в конечном итоге и определяют личность художника» [4, С. 51.

Выводы. Из рассмотренного выше можно сделать вывод о необходимости преобразования этапов профориентационной работы в соответствии со спецификой в творческих направлениях. Также доказана необходимость профориентационной работы для детей, занимающихся творчеством именно с раннего возраста. Все этапы важны, на каждом есть свои приоритетные способы профориентационной работы. Профориентация - необходима, но с обязательным учётом специфики, когда рассматриваются профессии, связанные с творчеством.

Литература:

1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти: официальное издание. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации [Постановление от Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 № 11. - Москва: Юридическая литература, 1975-2017. - 26 см.

2. Выготский, Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Изд. 5 / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство «Лабиринт», 1997. - 416 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

4. Кривцун, О.А. Психология искусства / О.А. Кривцун. - Москва: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2000. - 224 с.

5. Овсянникова, Е.А. Профессиональное самоопределение личности: критерии готовности учащихся и уровни сформированности / Е.А. Овсянникова, Г.В. Тугулева, Д.А. Хабибулин // Проблемы современного педагогического образования. Серия "Педагогика и психология". - 2019. - № 62-1. - С. 324-326.

6. Поляков, В.А. Технология карьеры / В.А. Поляков. - Москва: Дело Лтд, 1995. - 130 с.

7. Татьянченко, Д.В. Профориентация: основы, проблемы, тенденции, ресурсы: методическое пособие для руководителей образовательных организаций / Д.В. Татьянченко. - Челябинск: НИЦ «Центр управления образовательными проектами ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», 2016. - 55 с.

8. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т., Т.1 / Б.М. Теплов. - Москва: Педагогика, 1985. - 328 с.

9. Торшилова, Е.М. Шалун или мир дому твоему: программа и методика эстетического развития дошкольников / Е.М. Торшилова. - Москва: ИХО РАО, 1998. - 220 с.

Педагогика

УДК 37.032.5:373.037

доктор сельскохозяйственных наук, профессор Иванов Виктор Михайлович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат биологических наук, доцент Твердякова Любовь Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РИСКОВ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

Аннотация. В статье приводятся данные об ухудшении здоровья детей школьного возраста в Российской Федерации, поэтому оценка рисков образовательной среды является актуальной задачей. Одним из конкретных шагов в этом направлении является создание комфортной и психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем создания определенных социально-психологических условий с обязательным психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса. Авторы статьи изучили влияния психолого-педагогического сопровождения рисков на здоровье учащихся в современной образовательной среде на примере МБОУ лицей №15 и МБОУ лицей №35 г. Ставрополя и предложили ряд мероприятий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию учащегося.

Ключевые слова: риски, сопровождение, здоровье, образовательная среда, мониторинг, программа.

Annotation. The article provides data on the deterioration of the health of school-age children in the Russian Federation, therefore, risk assessment of the educational environment is an urgent task. One of the concrete steps in this direction is to create a comfortable and psychologically healthy educational environment for children and adolescents by creating certain socio-psychological conditions with mandatory psychological and pedagogical support of the educational process. The authors of the article studied the impact of psychological and pedagogical support of risks on the health of students in the modern educational environment on the example of MBOU Lyceum №15 and MBOU Lyceum №35. Stavropol and offered a number of activities that contribute to the full-fledged mental and personal development of the student.

Key words: risks, support, health, educational environment, monitoring, program.

Введение. В последние годы увеличилась неопределённость психологической ситуации в образовательных учреждениях, так как они приобрели определенную свободу и самостоятельность в выборе авторских программ, современных педагогических технологий, форм организации учебного процесса. При этом наблюдается регресс показателей здоровья детей, рост детской преступности, увеличение количества плохо адаптированных детей с различными проблемами (отклонениями в развитии и поведении, трудностями в обучении, дефектами в области мотивация и др.) [1, 151.

По мнению специалистов научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и молодёжи, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

- существенное уменьшение количества абсолютно здоровых детей (их осталось не более 10-12%);

- быстрый рост количества функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые фиксируются более чем у 50-60% студентов;

- резкое увеличение процента патологий пищеварительной системы, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей и другие.

Следовательно, оценка опасности образовательной среды, сегодня является одной из актуальных задач, которая должна решаться в режиме реального времени и в реальной ситуации. Образовательная среда подразумевает систему педагогических и психологических условий и воздействий, создающих возможность для выявления личностью своих интересов и способностей в соответствии со своими природными задатками и требованиями возрастной социализации. Важной задачей психологов в этой связи является, прежде всего, создание в образовательной среде условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию ребенка [51.

Школа, представляющая собой социальную среду, в которой дети проводят значительную часть своего времени, часто создаёт для них психологические трудности. По данным конференции ВОЗ, для многих детей школа является причиной основных четырех групп проблем (рисков) [3, 91.

Первая группа рисков связана с поступлением детей в школу, с переходом от игры к работе, от семьи к коллективу, от несвободной деятельности к учебной дисциплине. В это же время степень трудностей адаптации ребёнка к школе зависит от того, как он был подготовлен к школе.

Вторая группа рисков заключается в том, что школьник должен адаптироваться к давлению, которое на него оказывают требования образовательного процесса. Стоит отметить, что давление родителей, учителей и одноклассников тем сильнее, чем более сформировано общество и осознание необходимости образования.

Третья группа рисков зависит от научно-технического прогресса общества, требующего усложнения образовательных программ, компьютеризации образования, которые, в свою очередь, резко увеличивают трудности усвоения школьных знаний.

Четвёртая группа рисков определяется конкурентностью учебного процесса, который связан с ориентацией учеников на высокие результаты в школе. У отстающих детей, в связи с этим может развиться пораженческая реакция и негативное представление о собственной личности: они принимают на себя роль неудачников, неуспевающих и даже нелюбимых, что тормозит их дальнейшее развитие и повышает риск психосоматических расстройств [111.

В списках опасностей образовательной среды значительное место занимают профессионально-педагогические риски, которые могут увеличить или уменьшить любой другой существующий или возможный риск. К числу педагогических рисков относятся: проблемы психологического характера; проблемы социального характера; проблемы взаимоотношений с другими людьми; проблемы, связанные с выполнением профессиональной деятельности [8, 101.

Изложение основного материала статьи. Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослого, взаимодействующего с ребёнком в школьной среде. Ребёнок, который приходит в учебное заведение и погружается в образовательную среду, решает свои определённые задачи, осознаёт цели интеллектуального и личного развития, социализации и воспитания. Сопровождающая работа близких ему взрослых нацелена на создание оптимальных социально-психологических условий для его эффективного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, который сопровождает ребёнка вместе с учителем в школе, может, с одной стороны, помочь ему получить от этого максимально, использовать возможности, которые предоставляются для обучения и развития,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.