Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: УСЛОВИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: УСЛОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Татьяна Александровна

Актуальность проведенного опытно-экспериментального исследования обусловлена тем, что в условиях развития наукоемкого производства в современной российской экономике ключевым ресурсом становятся кадры, ответственные за результаты своего труда и своей инженерной профессиональной деятельности. Быстрорастущий спрос на образовательные услуги диктует необходимость поиска инновационных моделей образования, обеспечивающих вузам конкурентоспособность, а студентам железнодорожного вуза, в условиях пандемии, выбор индивидуальной образовательной траектории, которую они определяют самостоятельно. Экспериментальное исследование проводилось в течение 3 лет с 2019 по 2021 гг. на базе факультета Высшего образования Оренбургского института путей сообщения- филиала Самарского государственного университета путей сообщения. Выбор методов эксперимента обусловлен целью, задачами экспериментального исследования. В исследовании использовались следующие взаимодополняющие методы: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программных документов (общегосударственного уровня, в сфере образования, отраслевых), сравнение, обобщение, классификация, систематизация, педагогическое моделирование; эмпирические - изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AMONG RAILWAY UNIVERSITY STUDENTS DURING THE PANDEMIC: CONDITIONS

The relevance of the conducted experimental research is due to the fact that in the conditions of the development of high-tech production in the modern Russian economy, personnel responsible for the results of their work and their engineering professional activity become a key resource. The rapidly growing demand for educational services dictates the need to search for innovative models of education that ensure the competitiveness of universities, and students of a railway university, in the conditions of a pandemic, the choice of an individual educational trajectory, which they determine independently. The experimental study was conducted for 3 years from 2019 to 2021 on the basis of the Faculty of Higher Education of the Orenburg Institute of Railways - a branch of the Samara State University of Railways. The choice of experimental methods is determined by the purpose and objectives of the experimental study. The following complementary methods were used in the study: theoretical - analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of research, study of normative and program documents (at the national level, in the field of education, industry), comparison, generalization, classification, systematization, pedagogical modeling; empirical - study and generalization of advanced pedagogical experience, pedagogical observation, study of the products of students' activities, pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: УСЛОВИЯ»

8. Рябинов, А.В. Концептуальные основы проектирования учебника для профессиональной высшей школы / А.В. Рябинов, Е.Н. Рябинова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2010. - № 6(14). - С. 150-155.

9. Семенова, Е.В. Актуальные проблемы проектирования образовательного процесса / Е.В. Семенова. - Челябинск. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2021. - 208 с.

10. Уракова, Е.А. Проектная деятельность как способ реализации профессионально-образовательного процесса // VII Международная научно-практическая конференция "Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества". XXVI Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки). Сборник статей и тезисов молодых ученых, Нижний Новгород. - 2021. - С. 255-257.

11. Худайназарова, А.Х. Этапы педагогического проектирования как часть образовательного процесса / А.Х. Худайназарова // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020. - № 5-7(61). - С. 248-252.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Зотова Татьяна Александровна

Оренбургский институт путей сообщения - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: УСЛОВИЯ

Аннотация. Актуальность проведенного опытно-экспериментального исследования обусловлена тем, что в условиях развития наукоемкого производства в современной российской экономике ключевым ресурсом становятся кадры, ответственные за результаты своего труда и своей инженерной профессиональной деятельности. Быстрорастущий спрос на образовательные услуги диктует необходимость поиска инновационных моделей образования, обеспечивающих вузам конкурентоспособность, а студентам железнодорожного вуза, в условиях пандемии, выбор индивидуальной образовательной траектории, которую они определяют самостоятельно. Экспериментальное исследование проводилось в течение 3 лет с 2019 по 2021 гг. на базе факультета Высшего образования Оренбургского института путей сообщения-филиала Самарского государственного университета путей сообщения. Выбор методов эксперимента обусловлен целью, задачами экспериментального исследования. В исследовании использовались следующие взаимодополняющие методы: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программных документов (общегосударственного уровня, в сфере образования, отраслевых), сравнение, обобщение, классификация, систематизация, педагогическое моделирование; эмпирические - изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент.

Ключевые слова: профессиональная ответственность, образовательный процесс вуза, направленность личности, условия формирования профессиональной ответственности, внеаудиторная деятельность.

Annotation. The relevance of the conducted experimental research is due to the fact that in the conditions of the development of high-tech production in the modern Russian economy, personnel responsible for the results of their work and their engineering professional activity become a key resource. The rapidly growing demand for educational services dictates the need to search for innovative models of education that ensure the competitiveness of universities, and students of a railway university, in the conditions of a pandemic, the choice of an individual educational trajectory, which they determine independently. The experimental study was conducted for 3 years from 2019 to 2021 on the basis of the Faculty of Higher Education of the Orenburg Institute of Railways - a branch of the Samara State University of Railways. The choice of experimental methods is determined by the purpose and objectives of the experimental study. The following complementary methods were used in the study: theoretical - analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of research, study of normative and program documents (at the national level, in the field of education, industry), comparison, generalization, classification, systematization, pedagogical modeling; empirical - study and generalization of advanced pedagogical experience, pedagogical observation, study of the products of students' activities, pedagogical experiment.

Key words: professional responsibility, university educational process, personality orientation, conditions for the formation of professional responsibility, extracurricular activities.

Введение. Двадцать первый век становится временем использования новых технологий и форм в образовании студентов железнодорожного вуза, особенно в период пандемии. Возросший объем потребностей и повышенные требования к специализированной подготовке будущих инженеров путей сообщения в период пандемии предопределили необходимость обучения высококвалифицированных рабочих, технических специалистов, инженеров, специалистов по широкому кругу направлений подготовки. Проблема степени образованности, в период пандемии, становится актуальной в связи с вхождением Российской Федерации в междунациональное образовательное пространство, определяющее условия к научной маневренности молодежи и воспитанию у нее ответственности за самообучение.

Необходимость в инженерах, способных генерировать бизнес-идеи для решения производственных задач, реализовывать научно-технические инженерные проекты, способные продвижению отрасли на мировом рынке, подтверждается федеральными документами среди которых указы президента РФ «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (№ 204 от 07.05.2018), паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 7 от 04.06.2019), федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования последнего поколения [16].

Данная проблема является актуальной и мало исследованной. В связи с этим, профессорско-преподавательский коллектив кафедры «Общеобразовательные дисциплины» Оренбургского института путей- филиала СамГУПС сообщения поставил перед собой задачу - поиск условий формирования профессиональной ответственности обучающихся железнодорожного вуза.

Под ответственностью мы понимаем личностную характеристику будущего инженера путей сообщения, отражающее особое социальное и морально-правовое отношение к выполнению своего долга и профессиональных обязанностей по решению профессиональных задач в рамках принятых личностью норм и правил деятельности, предполагающее

неукоснительное выполнение предъявляемых требований и обязательств, предвидя результаты и возможные последствия деятельности. Ответственность охватывает все виды деятельности человека [10].

В образовательной деятельности обучающийся проявляет учебную ответственность, которая подразумевает, что он будет добросовестно выполнять задания, инициативность, самостоятельность, исполнительность и совестливость. Прежде чем, будущий инженер путей сообщения приступит к своей высокопрофессиональной деятельности на железной дороге необходимо, чтобы учебно-воспитательный процесс в институте был направлен на развитие у них понимания последствий своих профессиональных действий, ответственности за эти действия. В связи с этим студентов необходимо вооружить системой знаний о правах и обязанностях, ценностях, морали, нормах и правилах поведения, нравственности, а также о недопустимых социальных действиях. Весьма важно сформировать позитивное отношение к ответственному поведению в целом и в профессиональной деятельности с частности.

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: проблемно-поисковый, поисково-преобразующий и обобщающий. В рамках проблемно-поискового этапа использовались методы теоретического изыскания (анализ философской, социологической, психологической, педагогической и специальной (технической) литературы, ее смысловой детерминации), методического системного и комплексного подходов в использовании специфических понятий -ответственность, процесс, воспитание.

В ходе организации второго этапа осуществлялся отбор различных методов диагностики, формулировка ответственности студентов - будущих инженеров путей сообщения в условиях пандемии. На заключительном, третьем этапе оформлялись результаты проведенной экспериментальной работы.

В условиях вирусной пандемии COVID-19 и вынужденной самоизоляции граждан образовательно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях должен быть осуществлен на применении надежных сетевых и компьютерных форм реализации программы обучения. В связи с этим с марта 2019 г. были использованы различные системы трансляции онлайн и/или офлайн учебных данных, системы управления учебным наполнением (ZOOM, Big Blue Button, ЭИОС вуза ) на основе предметных баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей.

Оренбургский институт путей сообщения был подготовлен к такому резкому переводу на удаленное преподавание (дистанционное обучение), поскольку ранее была создана и своевременно адаптирована аппаратно-технической, программной, предметной, методической и административно-управленческой базы и сервисов поддержки дистанционного обучения. Студенты и профессорско-преподавательский коллектив, используя свой логин и пароль, всегда имеют доступ в личные кабинеты образовательной среды. На основании обратной связи со студентами о готовности приступить к занятиям согласно расписанию преподаватель заполняет электронный журнал, который закрывается в конце учебного дня. В личном кабинете педагога есть необходимое объем сервисов и инструментов, позволяющих плодотворно работать со обучающимися в дистанционной форме, включая доступ к информационным ресурсам ОрИПС (ZOOM, Big Blue Button, ЭИОС вуза).

Проведенное исследование направлено на создание соответствующих образовательных условий в образовательном процессе университета - ОрИПСа, что позволяет формировать профессиональную ответственность среди студентов. На наш взгляд, преподавание профессиональной ответственности студентам, особенно во время эпидемии, зависит от ряда условий:

- поиск профессиональных ориентиров в образовательном процессе для профессиональных компетенций и важных направлений для будущих инженеров железнодорожного транспорта, чтобы обеспечить самореализацию в профессии и взять на себя ответственность за качество будущей профессиональной инженерной деятельности;

- активизацию деятельности учащихся по развитию познавательной деятельности как основы профессионализма человека, готового и способного участвовать в процессах изменения реальности и нести ответственность за них;

- программная и технологическая поддержка будущей подготовки инженеров железнодорожного транспорта с использованием современных компьютерных технологий на различных этапах - от представления и усвоения информации через организацию экспериментальных исследований ее источников до мониторинга и самооценки качества результатов обучения.

Экспериментальный этап позволил выявить ряд конкретных особенностей. Таким образом, большинство опрошенных студентов указывают на необходимость формирования ответственности будущего инженера путей сообщения, поскольку это позволяет им прогрессировать в обществе и на работе. При этом учебный процесс Университета-Института Путей сообщения, в пандемии, как показала практика, не гарантирует формирование этого профессионального качества, так как внимание преподавательского состава сосредоточено на увеличении объёма информации и проверке обоснованности выполненных учебных заданий.

Опытная работа велась в Институте путей сообщения на факультете высшего образования. Исследование проводилось в течение 3 лет, с 2019 по 2021 год. Исследование включало студентов очной формы обучения, всех специальностей и направлений подготовки - специалитет и бакалавриат: 23.05.03 - Подвижной состав железных дорог, эксплуатация железных дорог, 23.05.06 Система обеспечение движения поездов и строительство железных дорог мостов и тоннелей, и менеджмент (бакалавриат).

Качественный анализ выбранных учащимися ценностей квалификации, личной (профессиональной) важности и ее основы позволил выявить три приоритетные ценности ответственности - честность, независимость и добросовестность; такие качества, как успех и достоинство, заняли второе место.

Анализируя процесс преподавания педагогических, технических дисциплин, дисциплин специализации можно сказать, что при всем многообразии образовательных технологий, фактически отсутствуют в процессе чтения лекций и проведения семинарских и лабораторных занятий, в условиях пандемии, методы формирования у студентов ответственности.

В ходе констатирующего этапа эксперимента был обнаружен низкий и средний уровни профессиональной ответственности студентов в процессе изучения дисциплин. Вышеперечисленное подтвердило важность и значимость изучаемой проблемы, и необходимость её решения. Таким образом, встала необходимость введения условий, способствующих повышению уровня профессиональной ответственности студентов.

В связи с вышеизложенным, был разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня ответственности у студентов Оренбургского Института путей сообщения (филиал СамГУПС). Была активизирована самостоятельная работа студентов по работе с информацией и формирование ответственности за качество (совместное обсуждение качества результатов домашних заданий, индивидуальные рекомендации по подготовке учащихся к работе семинарских занятиях для определения качества приобретаемых материалов, создания аналогов в решении творческих задач и т.д.); развитие анализирующей деятельности в оценке уровня ответственности студентов (Диалог со студентами с вопросами посредством игры), а также стимуляция студентов к самовоспитанию в себе профессиональной ответственности за результаты будущей инженерной деятельности (Убеждение студентов в необходимости высококачественных результатов, поддержка соответствующих целей, достижение успехов и поощрение в студенческой среде, эмоциональная поддержка интересов студентов в самообучении для значения их деятельности и т.д.).

Интеграция базово-тематической организации процесса изучения технических, психолого-педагогических дисциплин, дисциплин специализации и кредитно-зачетной и рейтинговых систем оценивания качества обучения и личных достижений студентов создает предпосылки для усвоения педагогических компетенций, обеспечивает формирование профессиональной ответственности будущих инженеров путей сообщения за процесс их усвоения и конечный результат.

Базовое и тематическое изложение содержания учебных дисциплин обеспечивает погружение в рассматриваемый предмет, развивает логику и оригинальность мышления, создает возможности для самостоятельного определения уровня профессиональных и личных достижений участников образовательного процесса.

Экспериментальная работа показала, что процесс формирования профессиональной ответственности студента проходит эффективно в ходе интеграции учебных занятий научно-исследовательской деятельности студентов (участие в вузовских и межвузовских конференциях, научно-исследовательских проектов), что повысило интерес к обучению, обеспечивало свободное самоопределение студента, представило возможность самореализации и умение быть самим собой. Значимым явилось накопление собственного практического опыта в процессе учебной, учебно-производственной практики, организуемой на базе железнодорожных учреждений (Локомотивное депо, Вагонное депо и т.д.).

Выводы. Анализ научных исследований в области формирования профессиональной ответственности явился теоретической и методологической основой для формулирования концепции авторской ответственности как цели профессионального обучения и интегративных характеристик личности, включая личные качества, личные значения, ценности и профессиональные компетенции, а также поиск образовательных условий для формирования профессиональной ответственности студентов железных дорог в условиях пандемии [10].

Эффективность реализации выбранных педагогических условий формирования профессиональной ответственности будущего инженера путей сообщения подтвердилось положительной динамикой. Определены профессиональные и педагогические ориентации в образовательном процессе профессиональных компетенций и ценные ориентации для будущих инженеров железнодорожного транспорта, что обеспечивает возможность самореализации в профессии и формирование ответственности за качество профессиональной деятельности; студенческая деятельность была организована для развития познавательной деятельности как основы профессионализма человека, который готов, способен и ответственен участвовать в процессе изменения реальности; научно-методическое обеспечение будущей подготовки инженеров железнодорожного транспорта с использованием современных информационных технологий на разных этапах - от представления и усвоения информации через организацию эмпирических исследований её источников до контроля и самооценки качества результатов обучения.

Литература:

1. E.V. Andrienko. The Independent Work of Students as a Factor of Their Socialization in the Context of Comparative Studies (Вестник педагогических инноваций. - 2019. - № 4 (56), рр. 5-12.

2. Y.N. Egorova. Pedagogical Support of Students, Professional Self-Realization in the Railway University / Y.N. Egorova, Y.A. Genvareva, T.A. Zotova, I.A. Nalichnikova, A.A. Yartsev, (CITISE. - 2021. № 1 (27), рр. 130-139.

3. Y.N. Egorova. Professional Self-Realization of a University Student: Features, Factors, Conditions / Y.N. Egorova, Y.A. Genvareva, T.A. Zotova, I.A. Nalichnikova, (CITISE. - 2020. № 2 (24). рр. 180-190.

4. Y.N. Egorova. Professional Adaptation of Traffic Engineers / Y.N. Egorova, E.V. Sinkina, Y.A. Genvareva, T.A. Zotova (CITISE. - 2019. - № 1 (18). - p. 14.

5. Федотова, Т.И. Профессиональный ориентировщик по математическому средству формирования профессиональных компетенций инженеров / Т.И. Федотова // Вестник БГУ. - № 15. - 2009. - С. 86-90.

6. Зотова, Т.А. Формирование профессиональной ответственности студента / Т.А. Зотова. - Оренбург. Монография. -2014. - 125 с.

7. Вавилова, Е.Ю. Ответственность и ее контрдискурс / Е.Ю. Вавилова, А.Е Смирнова // Инновационная наука. - №9. -С. 203-205.

8. Лежнева, Н.В. Развитие профессиональной ответственности у будущих авиатехников в процессе их подготовки в колледже / Н.В. Лежнева, Т.Ф. Рымарева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №2.

9. Чучалин, А.И. Модернизация трехуровневого инженерного образования на основе ФГОС 3++ и CDIO++// Высшее образование в России. - 4. - 2018. - С. 22-33.

10. Мазниченко, М.А., Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтерской деятельности / М.А. Мазниченко, Г.С. Папазян // Высшее образование в России. - 2. - 2018. - С. 103-114

11. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". - Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2018. - 158 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, декан Зубрилин Константин Михайлович

Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Раздобарина Лидия Александровна Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, директор Якимов Игорь Анатольевич

Лицей Московского педагогического государственного университета (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ И ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость проведения профориентационной работы с детьми и дошкольниками в процессе освоения ими творческих специальностей. Особое внимание уделено разным этапам работы -подготовительному, ориентационно-побудительному и ориентационно-деятельностному. В каждом этапе рассмотрены отличия от стандартной системой профориентации. Выявлены особенности каждого этапа в соответствии с возрастными рамками. Отмечены особенности профориентационной работы именно с художниками и музыкантами. Также рассмотрена специфика и психологические аспекты профориентации. Проанализированы существующие подходы к раннему выявлению одарённости ребёнка. Рассмотрены негативные и позитивные стороны фестивалей и конкурсов как одного из видов профориентационной работы. Отмечено, что при участии в конкурсов уровень учащихся возрастает. Выявлены положительные стороны именно конкурсов, устраиваемых ВУЗами. В ходе обзора выявлено, что стандартная схема профориентационной работы в процессе освоения творческих специальностей обязательно должна быть модифицирована.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.