Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА'

СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕБЁНОК / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна, Якимов Игорь Анатольевич

В статье собрана нормативно-правовая документация, в которой рассматривается профориентационная работа. Проанализированы законы и постановления, выявлены ключевые позиции дальнейшего развития профориентации в России. В ходе исследования было выявлено, что профориентационная работа в области искусства идёт по иному пути, нежели «стандартная» профориентация. Элементы, цели, заявленные в документации РФ требуют некоторой корректировки при профориентационной работе в области искусства. Сделаны выводы об эффективности предложенных и планируемых комплексах мер, которые помогут переходу профориентации в сфере искусства на новую студень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна, Якимов Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF CAREER GUIDANCE WORK IN THE FIELD OF ART

The article contains regulatory and legal documentation, which discusses career guidance work. Laws and regulations are analyzed, key positions of further development of career guidance in Russia are identified. In the course of the study, it was revealed that career guidance work in the field of art follows a different path than "standard" career guidance. The elements and goals stated in the documentation of the Russian Federation require some adjustment during career guidance work in the field of art. Conclusions are drawn about the effectiveness of the proposed and planned sets of measures that will help the transition of career guidance in the field of art to a new stage of development.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА»

2. you

3. where

4. will

5. tomorrow

6. be

В начале курса «Иностранный язык» студенты первокурсники лесотехнических специальностей очной и заочной форм обучения в рамках входного тестирования работают с тестом на проверку знания и употребления форм глаголов to be и to have группы времен Simple. Тестирование проводится на платформе Moodle. Максимальный результат по тесту составляет 100 баллов. Если студенты получают 51 балл и более, они далее выполняют тест на употребление видовременных форм в действительном залоге. Студенты, результат которых 50 и менее баллов, работают с модулем «лекция. Глагол to be». Результат тестирования варьирует по направлениям и формам обучения. По некоторым направлениям до половины студентов заочной формы обучения, прошедших тестирование, не справляется с базовым тестом на знание глаголов to be и to have.

Выводы. Интерактивный модуль платформы Moodle лекция позволяет организовать обучающую среду для эффективной самостоятельной работы студента, систематизировать ее выполнение. Это достигается посредством предоставления учебного материала в формате, учитывающем индивидуальные особенности обучающегося, а также возможности практики и самоконтроля.

Глагол to be является одним из самых употребляемых глаголов в английском языке, что обусловливает необходимость создания условий для его усвоения. Учебный модуль «лекция. Глагол to be» предоставляет возможность проработать учебный материал по этой грамматической конструкции на базовом уровне. Поскольку довольно большое число студентов не владеет основами знаний по теме «глагол to be», можно сделать вывод, что работа с инструментом платформы Moodle «лекция. Глагол to be» в достаточной мере востребована.

Литература:

1. Каплун, О.А. Особенности обучающего тестирования и возможности его использования на занятиях по иностранному языку в вузе / О.А. Каплун // Вестник БГУ. Философия. - 2010. - № 15. - С. 181-185.

2. Киселева, Т.В. Обучающий тест как средство реализации компетентностного подхода при подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку / Т.В. Киселева, В.Л. Слобожанина. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 37-39.

3. Худолей, Н.В. Методика использования инструментария LMS Moodle для развития навыков коммуникации на иностранном языке у студентов неязыкового вуза / Н.В. Худолей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2019. - Том 12. - Выпуск 10. - C. 385-390.

4. Ялаева, Н.В. Основные виды и функции тестов, используемых при изучении иностранных языков / Н.В. Ялаева // Тестовые технологии и педагогические тесты: реальность и перспективы: тез. докл. II обл. науч-практ. конф. (5-6 февраля 2002 г.). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - С. 7-8.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, декан художественно-графического факультета Зубрилин Константин Михайлович

Московский педагогический государственный университет (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета Раздобарина Лидия Александровна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, директор лицея Якимов Игорь Анатольевич

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

Аннотация. В статье собрана нормативно-правовая документация, в которой рассматривается профориентационная работа. Проанализированы законы и постановления, выявлены ключевые позиции дальнейшего развития профориентации в России. В ходе исследования было выявлено, что профориентационная работа в области искусства идёт по иному пути, нежели «стандартная» профориентация. Элементы, цели, заявленные в документации РФ требуют некоторой корректировки при профориентационной работе в области искусства. Сделаны выводы об эффективности предложенных и планируемых комплексах мер, которые помогут переходу профориентации в сфере искусства на новую студень развития.

Ключевые слова: профориентационная работа, профориентация, искусство, творчество, творческая активность, профессиональные стандарты, образовательные учреждения, дополнительное образование, ребёнок, студент, педагог.

Annоtation. The article contains regulatory and legal documentation, which discusses career guidance work. Laws and regulations are analyzed, key positions of further development of career guidance in Russia are identified. In the course of the study, it was revealed that career guidance work in the field of art follows a different path than "standard" career guidance. The elements and goals stated in the documentation of the Russian Federation require some adjustment during career guidance work in the field of art. Conclusions are drawn about the effectiveness of the proposed and planned sets of measures that will help the transition of career guidance in the field of art to a new stage of development.

Key words: career guidance, career guidance, art, creativity, creative activity, professional standards, educational institutions, additional education, child, student, teacher.

Введение. Профориентационная работа на данный момент в России переживает подъём. В настоящее время руководство страны трепетно, с большим вниманием относится к данной проблеме - развитии профориентации. Об этом можно судить из документов, принимающихся на уровне государства.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время вопросам профориентационной работы уделяется большое внимание со стороны руководства - обилие документов, принятых, разработанных и утверждённых в последнее время служит подтверждением повышенного внимания к данной проблеме. Так, в Федеральном проекте «Успех каждого ребенка» предусматривается воспитание всесторонне развитой и социально адаптированной личности путём развития дополнительного образования в России [1, С. 10]. В Госпрограмме РФ Развитие образования 2019-2025 гг. отметим

Федеральный проект «Молодые профессионалы». В документе указана необходимость увеличения процентов устроившихся на работу выпускников, обучавшихся по образовательным программам среднего профобразования, до 59 процентов к 2025 году за счет обеспечения подготовки специалистов [1]. В документе Министерства экономразвития РФ «О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ... до 2036 года» (утвержден Правительством РФ 22 ноября 2018 г), несмотря на приоритет в подобных документах на рассмотрение проблем страны в глобальных масштабах, уделяется внимание каждому жителю РФ, развитие способностей которого может помочь возрождению экономической ситуации в стране. Также проявлен интерес к раскрытию талантов и в целом, «вывод» образования в России на уровень мирового значения. Данный прогноз возможен при соблюдении следующих условий: если будет создана система выявления способностей и одарённости у подрастающего поколения, повышена эффективность системы профориентации, произведена реформа образовательных программ и будет постоянно осуществляться повышение уровня преподавательского состава [9, С. 42].

В постановлении Правительства РФ (27 сентября 1996 г.) №1 «Об утверждении Положения о профориентации и психологической поддержки населения в РФ» сформулировано понятие профессиональной ориентации, обозначены основные направления, цели и методы. Основательная разработка данного документа даёт возможность опоры и оперирования понятиями в ходе профориентационной работы разного уровня и направлений - составления внутренних документов учреждений, программ, индивидуальных планов и т.д. [6]. В положении уточняется понятие: «профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда».

Рассмотрим понятие «профориентация» как определение. В Российской педагогической энциклопедии «Профессиональная ориентация» - информационная и организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учётом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

Каждый учёный, занимающийся проблемами профориентационной работы, старается рассмотреть данное определение с разных точек и позиций. Так, например, многие исследователи идут по пути отождествления понятий и сравнения однокоренных слов и словосочетаний. В нашем исследовании мы опираемся на труды Н.С. Пряжникова, всесторонне проанализировавшего работы коллег - виднейших учёных далёкого прошлого и современников. Самоопределение=профопределение=самоориентирование=самоактуализация=самореализация - данный список со знаком равенства можно продолжать долго. По сути, разные слова объединяются в одно общее, когда речь заходит о профориентационной работе. В исследованиях Пряжникова, «Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении» [7, С. 30].

Е.А. Климов, рассматривая понятие профориентация, заостряет внимание на на слове «ориентация», которое имеет несколько понятий -как ориентация личности в какой-то области и как ориентирование в деятельности, нацеленности на результат [4, С. 53]. Также Климов рассматривает профориентацию и профсамоопределение как понятия практически тождественные - профессиональное самоопределение не ограничивает развитие человека а, напротив, даёт свободу в развитии и достижениях в профессии [4, С. 57].

Э.Ф. Зеер трактует профориентацию идентично профессиональному самоопределению, где психологические и профессиональные возможности личности органично сочетаются с запросами трудовой деятельности [3, С. 31].

Е.И. Головаха, видный учёный, занимающийся многие годы проблемами профессионального самоопределения, заостряет внимание проблемах, связанных с абстрактностью представлений молодёжи будущей профессии и о собственной самореализации в предстоящих условиях. Также отмечает, что выбор профессии может быть временным и измениться, когда человек ближе познакомится с выбранной специальностью [2, С. 13].

Во многих нормативно-правовых документах упоминается о необходимости творческого развития личности, но рассмотрения и выделения именно творческой сферы в позиции профориентации как профессий, связанных с искусством, практически не встречается. «Если рассмотреть понятие «творчество» с точки зрения философии, педагогики, психологии, то можно сделать следующий вывод-определение: творчество - это практическая деятельность человека, построенная на интуиции и инстинктах, направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека» [8, С. 19].

Попытаемся сформулировать, как может звучать определение профориентация с точки зрения сферы творчества и искусства. «Профессиональная ориентация в сфере искусства - комплекс мер, направленных на развитие одарённости, поддержания творческой активности и конкурентоспособности, становлению личности в профессиональной сфере».

К сожалению, среди разных профессиональных направлений не выделяется сфера искусства как специфичное направление в профориентационной работе. Чтобы понимать, что включает в себя понятие «профессиональная ориентация», из чего состоит, и какая специфика именно в сфере искусства - обратимся снова к Положению о профориентации и психологической поддержке населения в РФ, где в пункте 1.2 рассмотрены важнейшие элементы профессиональной ориентации: профессиональная консультация, профессиональная информация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

На представленной схеме чётко видны все элементы, по которым обычно строится профориентационная работа. Но как они «работают» и применимы ли в художественном образовании?

Профессиональное консультирование - это помощь для принятия обоснованного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и способностей, потребностей общества. . Навряд ли подростку, который прозанимался более 10 лет в сфере изобразительного, музыкального искусства или танца нужно подобное консультирование. Поэтому данный пункт неактуален. Но он может быть заменён на тестирование одарённости ребёнка в дошкольном (или младшем школьном) возрасте в выбранной сфере.

Профессиональная информация, где происходит знакомство с современными типами производства, ситуацией на рынке труда и экономики, а также разрабатывается содержание перспектив, направленных на информирование об условиях и позициях профессионального совершенствования. Данный пункт также сомнителен для сферы искусства. Ребёнок на протяжении долгого периода своей жизни живет в искусстве, растёт в мире творчества, поэтому профессиональная информация его окружает с детства (выставки, концерты, конкурсы и т.п.).

Профессиональный подбор - помощь в определении приоритета к той или иной профессии, принимая во внимание психологические особенности индивидуума, наличие способностей и т.д. Профподбор в нашем случае идентичен профинформации. Единственное, возможен вариант уточнения учебного заведения, но в сфере искусства этим занимается

каждое учреждение самостоятельно. Консультанта в данном вопросе быть не может. Эту роль играют дни открытых дверей, конкурсы, рекомендации жюри и т.д.

Профессиональный отбор - определение соответствия качеств и способностей реципиента к требованиям той или иной профессии. По сути, отсев совершается на уровне поступления в художественную/музыкальную школу, тогда и происходит первичный отбор в профессию.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация - система, объединяющая различные меры, направленные на профессиональный рост, воспитание и развитие различных профессиональных качеств, повышение профессионального уровня в целом [6]. Профессиональная адаптация в художественном образовании проходит через конкурсы, фестивали, выставочную деятельность - всё то, что ведёт к представлению плодов творческой деятельности к оцениванию со стороны. Производственная адаптация проходит через практику уже в студенческом возрасте, но, по сути, ребёнок в специализированных учреждениях (музыкальная и художественная школы, хореографическое училище и т.д.) проходит постоянную производственную адаптацию. Участие в пленэрах и выставках, выступления в концертах и конкурсах, зачёты и экзамены - всё это серьёзная адаптация к дальнейшей профессиональной деятельности.

Как видим из всего вышеперечисленного, стандартные элементы для профориентационной работы в сфере искусства, не подходят. Соответствуют ли цели, заявленные в «Положении о профориентации и психологической поддержке населения в РФ...» (1.3) [6] для профориентации в сфере искусства? В документе указано: о необходимости создания социальных гарантий для условий выбора профессии в соответствии со способностями каждого индивидуума. Школьники и родители просчитывают будущее, отметим, что пандемия также внесла беспокойство, за дальнейшее развитие экономической ситуации как в стране, так и в каждой семье. В таком непростом настоящем предстоит определиться детям с выбором профессии. В документе «Наша новая школа» отмечена заинтересованность будущих студентов более в специальностях, направленных на работу с людьми и в сфере интеллекта, область искусства гораздо менее востребована [5, С. 324]. И, особенно сложно, будущим представителям творческих профессий, которые ориентированы на педагогические специальности - изначально абитуриенты понимают, что их ждёт стабильный, но весьма невысокий доход. Понимая всю сложность профессии, экономическую ситуацию, абитуриенты поступают на художественно-графические факультеты, спрос на профессию есть. Потому что их профориентация началась давно - с 6-7 лет, а иногда и раньше. И профессиональный отбор, отсев, по сути, начался очень рано - на уровне кружков, студий, в которые родители приводили юных художников, музыкантов и т.д.

Также одной из целей определяется в Положении о профориентации. - о балансе востребованности в обществе и личностными особенностями каждого. Уже в детстве у детей, занимающихся искусством, проявляются определенные личностные характеристики, которые помогают подтвердить одарённость ребёнка [4, С. 5].

«Прогнозировать профессиональный успех в любой сфере деятельности» - к искусству цель мало применима, так как насколько возможно развить даже выявленные способности ребёнка сказать сложно. Из-за того, что профтестирование в искусстве начинается в достаточно раннем возрасте, прогноз с большой долью вероятности будет некорректен.

«Способствовать постоянному росту личного профессионализма как важнейшего условия удовлетворенности работой и социальным статусом, реализации личностного потенциала» [6]. Данная цель внешне вполне подходит к сфере искусства, но если в «стандартной» профориентации, в профессиях, не связанных с искусством, всё достаточно «прозрачно» - много работаешь, приобретаешь навыки - совершенствуешь мастерство - получаешь признание в обществе, то в искусстве всё сложнее. Общество может не признать талант - например, исполнительскую манеру артиста (дирижёра, инструменталиста, вокалиста и т.д.), живописный стиль художника, подчерк хореографа-постановщика и т.п.

Если рассматривать стандартные основные методы профориентации «информирование; консультирование -психологическое и медицинское; виды диагностики: психологическая, психофизиологическая, медицинская; различные педагогические методы», то можно констатировать, что данные методы вполне приемлемы для сферы искусства. Но с оговоркой, что данные методы не могут применяться в 9-11 классах, а также, как и рассмотренные нами элементы профориентации- с раннего возраста. Помимо этого, каждый метод должен быть адаптирован с поправкой на сферу творчества, искусства и возрастные особенности детей.

Выводы. В целом, рассмотрев документы можно выделить следующие основные моменты:

• в каждом документе, связанным с развитием воспитания, образования, уделено особое внимание профориентационной работе в том или ином направлении, подчёркивается важность и необходимость мер её совершенствования;

• принимая во внимание глобальный взгляд на систему в целом в подобных документах, отметим акцентирование на выявлении одарённости и персонифицированный подход к способностям каждого человека как личности;

• отмечается необходимость реформирования учебных планов и программ в вузах с целью более эффективной профориентационной работы, направленной на последующее трудоустройство выпускников;

• подчёркивается важность развития креативного мышления, необходимого во всех областях трудовой деятельности;

• особое внимание уделяется повышению престижа профессий, связанных с воспитанием детей, что в дальнейшем благотворно отразится на всей системе образования и профориентации в целом;

• нами выявлены особенности профориентационной работы в сфере искусства, позволяющие сформулировать определение профориентации для данной области;

• определены элементы и цели профориентации, представленные в нормативно-правовой документации, нуждающиеся в коррекции для работы в области искусства.

Таким образом, в исследовании выявлена необходимость отношения к профориентационной работе в области искусства с других позиций. Соблюдение комплекса мер, представленных в нормативно-правовых документах, при условии чёткого и оперативного реагирования и выполнения с учётом специфики области искусства может поднять профориентационную работу в данной сфере на новый, более высокий уровень.

Литература:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2019-2025 годы. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/ (дата обращения 29.01.2022)

2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха; АН УССР, Ин-т философии. - Киев: Наук. думка, 1988. - 142 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М. Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

4. Климов, Е.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271). - URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения 28.01.2022)

6. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1996 г. №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации». - URL: https://base.garant.ru/136694/ (дата обращения 25.01.2022)

7. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - 3-е издание - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.

8. Раздобарина, Л.А. Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 2006. - 181 с.

9. Решение Правительства по вопросу о прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. - URL: http://government.ru/news/34818/ (дата обращения 28.01.2022)

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, декан художественно-графического факультета Зубрилин Константин Михайлович

Московский педагогический государственный университет (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета Раздобарина Лидия Александровна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва);

старший преподаватель кафедры живописи Никишова Наталья Александровна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ И КИТАЯ

Аннотация. Современные условия развития системы образования ставят перед ВУЗами России задачу вхождения в мировое образовательное пространство. Тесное международное взаимодействие Вузов возможно при использовании интеграционного потенциала реализации совместных образовательных программ для подготовки учителя изобразительного искусства. В процессе реализации совместных проектов возникают сложности организации образовательного процесса. Мало изучен педагогический опыт работы преподавателей России в области художественного образования при реализации совместных образовательных программ России и Китая, необходимо проведение исследований для создания благоприятных условий укрепления образовательного пространства двух стран.

Ключевые слова: интеграционный потенциал, подготовка учителей изобразительного искусства, обучение живописи, совместные образовательные программы бакалавриата, организация учебного процесса, структура образовательного процесса.

Annotation. Expansion of international intercultural interaction with representatives of other cultures, Russia's entry into the world educational space, through the integration potential of the implementation of joint educational programs for the training of teachers of fine arts. In the process of teaching, difficulties arise in the organization of the educational process. The pedagogical experience of Russian teachers in the field of art education in the implementation of joint educational programs of Russia and China has not been practically studied.

Key words: integration potential, training of teachers of fine arts, painting training, joint bachelor's degree educational programs, organization of the educational process, structure of the educational process.

Введение. Актуальность развития и реализация совместных образовательных программ (далее СОП) обеспечивается необходимостью создания условий для лучшего понимания культуры стран партнеров и внедрения образовательных технологий и методик обучения традиционных для одной страны в другую. Одно из направлений СОП -совершенствование подготовки педагогических кадров, что ведет к развитию совместной промышленности и росту экономики стран.

Изложение основного материала статьи. Сегодня перед российскими Вузами стоит задача привлечения вне бюджетных средств финансирования, поэтому ведется интенсивная творческая работа в различных направлениях деятельности, в том числе международной, а также проводятся различные образовательные эксперименты. Финансовая составляющая Вуза во многом определяться привлечением студентов иностранцев, которые учатся на договорной основе. Поступление студентов-иностранцев зависит от возможности вхождения российского образования в мировые образовательные процессы, поэтому необходимо их изучение, понимание и прогнозирование возможного развития, в том числе и интеграционных процессов [1].

Одним из главных направлений стратегического развития РФ признана задача увеличения экспорта образовательных услуг «Международная кооперация и экспорт», что отражено в проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (до 2025 г.) Также важным является использование возможности интеграционного потенциала СОП - существенное повышение качества образования в мире, совершенствование человеческого ресурса, обеспечение в этой связи возможностей эффективного переноса знаний из одной части мира в другую.

Задачи СОП:

1. объединение ресурсов образовательных систем различных стран для возможности получения качественного современного образования;

2. создание условий для воспитания личности, осознающей свою национальную и культурную идентичность, воспринимающую целостность мира и понимающую свою личную ответственность за его развитие и сохранение.

Вопросы развития совместных образовательных проектов нашли отображение в следующих документах (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция информатизации образования», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 г.)», «Концепция формирования информационного общества в России», федеральная программа «Электронная Россия»). Это способствует вхождению студентов-иностранцев в российскую образовательную систему и закладывает базу для получения образования в различных вузах России.

Для эффективного развития и формирования межкультурной компетенции студентов необходимо лучше представлять возможности использования интеграционного потенциала СОП подготовки учителей изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.