Научная статья на тему 'ВОЖАТСКАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ'

ВОЖАТСКАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / ВОЖАТСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ТВОРЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна, Якимов Игорь Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы педагогической практики и её связь с проблемами внутренней и внешней профориентации ВУЗов. В ходе исследования было выявлено, что студенты творческих направлений нуждаются в более гибком подходе в распределении и прохождении практик. Особенное внимание следует уделять вожатской практике - как важнейшего средства профориентации, позволяющего студенту более уверенно почувствовать себя в будущей профессии, а детям и подросткам, через работу студентов на практике, в рамках внешней профориентации погрузиться в мир изобразительного искусства и больше узнать о профессии художника. В то же время следует предусмотреть вариативность вожатской практики для студентов творческих специальностей, предоставив на выбор обучающихся работу в качестве вожатого, руководителя кружков и секций в загородных ДОЛ и детских лагерях при школах, а также разнообразные виды дистанционной работы, что актуально в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Раздобарина Лидия Александровна, Якимов Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOZHAT PRACTICE AS A MEANS OF INTERNAL AND EXTERNAL VOCATIONAL ORIENTATION

The article deals with the issues of pedagogical practice and its connection with the problems of internal and external career guidance of universities. In the course of the study, it was revealed that students of creative directions need a more flexible approach in the distribution and passage of practical training. Special attention should be paid to the practice of counselors - as the most important means of career guidance, allowing the student to feel more confident in the future profession, and children and adolescents, through the work of students in practice, as part of external career guidance, to immerse themselves in the world of fine art and learn more about the artist's profession. At the same time, it is necessary to provide for the variability of the counselor's practice for students of creative specialties, providing students with a choice of work as a counselor, head of circles and sections in suburban schools and children's camps at schools, as well as various types of remote work, which is currently relevant.

Текст научной работы на тему «ВОЖАТСКАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

игровую роль, могут обозначить ее до начала игры, но в ходе игры не ассоциируют себя с ролью и не следуют ей до конца игры. Действия, характеризующие развитие отношений между персонажами игры, практически не осуществлялись. Дети практически не умеют использовать предметы-заместители и с трудом понимают, зачем они нужны.

Таким образом, были выявлены качественно неоднородные отклонения в формировании различных параметров сюжетно-ролевой игры у дошкольников с задержкой психического развития, что обуславливает необходимость целенаправленного воздействия по преодолению выявленных нарушений, по развитию всех компонентов игровой деятельности.

Литература:

1. Алпатикова, С.В. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР / С.В. Алпатикова // Молодой ученый. - 2018. - № 50 (236). - С. 309-310.

2. Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева, А. Зарин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2001. - 416 с.

3. Баряева, Л.Б. Предметные и ролевые игры в процессе речевого развития детей как основа обучения их общению / Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина // Специальное образование. - 2012. - № 2 (26). - С. 168-178.

4. Воскресенская, С.А. Патологические формы игровой деятельности при нарушениях психического развития у детей / С.А. Воскресенская, М.В. Иванов // Психиатрия. - 2017. - № 2 (74). - С. 30-37.

5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. -№ 6. - С. 62-76.

6. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: Коллективная монография / Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Галлямова Ю.С. и др. - М.: УМЦ «Добрый мир», 2018. - 331 с.

7. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Н.В. Краснощекова. - 3-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с.

8. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие /

B.В. Лебединский. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.

9. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - С. 303-323

10. Семаго, Н.Я. Задержка психического развития: основные современные показатели / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Издательский дом «Первое сентября»; «Школьный психолог», 1999. - №32. - С. 3-8

11. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 1990 - 96 с.

12. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.

13. Фрадкина, Ф.И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства // Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы Симпозиума; под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1966. -

C. 49-56

14. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б. Эльконин // Психологическая наука и образование. - 1996. - Т.1. - № 3. - С. 5-18

15. Hedegaard, M. Imagination and Emotion in Children's Play: A Cultural-Historical Approach / M. Hedegaard // International research in early childhood education. - 2016. - Vol. 7. - №2. - PP. 59-74

16. Veraksa, N.E. Modern Problems of Children's Play: Cultural-Historical Context / N.E. Veraksa, N.N. Veresov, V.L. Sukhikh // Cultural-Historical Psychology. - Vol. 16. - No. 3. - PP. 60-70

17. Woolsey, K. Child's play / K. Woolsey, M. Woolsey // Theory into Practice. - Vol. 47. - No. 2. - 2008. -PP. 128-137

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук Зубрилин Константин Михайлович

Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук Раздобарина Лидия Александровна Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук Якимов Игорь Анатольевич

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

ВОЖАТСКАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы педагогической практики и её связь с проблемами внутренней и внешней профориентации ВУЗов. В ходе исследования было выявлено, что студенты творческих направлений нуждаются в более гибком подходе в распределении и прохождении практик. Особенное внимание следует уделять вожатской практике - как важнейшего средства профориентации, позволяющего студенту более уверенно почувствовать себя в будущей профессии, а детям и подросткам, через работу студентов на практике, в рамках внешней профориентации погрузиться в мир изобразительного искусства и больше узнать о профессии художника. В то же время следует предусмотреть вариативность вожатской практики для студентов творческих специальностей, предоставив на выбор обучающихся работу в качестве вожатого, руководителя кружков и секций в загородных ДОЛ и детских лагерях при школах, а также разнообразные виды дистанционной работы, что актуально в настоящее время.

Ключевые слова: практика, вожатская практика, профориентация, профориентационная работа, творческие специальности, творчество, изобразительное искусство.

Annоtation. The article deals with the issues of pedagogical practice and its connection with the problems of internal and external career guidance of universities. In the course of the study, it was revealed that students of creative directions need a more flexible approach in the distribution and passage of practical training. Special attention should be paid to the practice of counselors - as the most important means of career guidance, allowing the

student to feel more confident in the future profession, and children and adolescents, through the work of students in practice, as part of external career guidance, to immerse themselves in the world of fine art and learn more about the artist's profession. At the same time, it is necessary to provide for the variability of the counselor's practice for students of creative specialties, providing students with a choice of work as a counselor, head of circles and sections in suburban schools and children's camps at schools, as well as various types of remote work, which is currently relevant.

Keywords: practice, counselor's practice, career guidance, career guidance work, creative specialties, creativity, fine arts.

Введение. Педагогическая практика - одна из важнейших дисциплин, осваиваемых студентами. Одно из определений, данных в «Педагогическом словаре» - «Практика — материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и соц. объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания»[7]. На прохождение практики на педагогических специальностях отводится около 1/8 всего времени обучения. Именно практика позволяет связать воедино все полученные знания и умения и воплотить их в педагогический опыт [6] и именно она является одним из важнейших средств внутренней и внешней профориентационной работы любого факультета педагогического ВУЗа.

Изложение основного материала статьи. Проблема профориентационного самоопределения остро стоит в каждом профессиональном учреждении, особенно педагогической направленности. Даже поступивший с успехом выпускник художественной школы, не всегда понимает всю сложность педагогической профессии, её плюсы и минусы. В своём исследовании проблем профориентации, Тюкавкин Н.А. отмечает: «имеющаяся в ряде вузов система профориентационного обучения вызывает ряд проблем: неполное представление обучающихся о характере предстоящей профессиональной деятельности, незнание и неготовность к самостоятельному поиску места работы, отсутствие ценностных установок и внутренней мотивации к будущей профессиональной деятельности, которые, в целом, характеризуют низкую степень профессионального самоопределения выпускников» [11]. Задача каждого ВУЗа максимально подготовить студентов к самостоятельной профессиональной деятельности после обучения - именно для этого и выстраивается система внутренней профориентации.

По итогам Всероссийского совещания по развитию педагогического образования от 30 мая 2017 года, было принято решение ввести в основные профессиональные образовательные программы высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки курс «Основы вожатской деятельности». Также, летняя педагогическая практика была заменена на «Вожатскую практику» [5]. Данная практика -самая сложная из всех видов практик на любом факультете. В первую очередь - из-за психологических проблем, подчас возникающих у будущих преподавателей - при устройстве вожатым, приходит осознание повышенной ответственности и большого количества времени, которое придётся проводить с детьми (24/7), отсутствие «личного пространства» и времени «на себя». При правильной подготовке студента, как правило, этот страх пересиливает интерес и увлеченность, без которой невозможно не только освоение профессии педагога, но и укрепления себя в роли профессионала. Таким образом, вожатская практика - одно из важнейших средств внутренней профориентации факультета, помогающей в становлении «целостной личностной концепции: «Я-учитель», «Я-личность», «Я-профессионал»» [3]. По мнению Марковой А.К. активная, грамотно сформированная профессиональная среда, в которую погружается будущий профессионал, может помочь ассимилироваться в будущей профессии, но также и напротив, показать сложность и «подводные камни» выбранной специальности. «Всегда надо учитывать активность профессиональной среды, которая не ждет пассивно, пока человек ее освоит или преобразует, а сразу оказывает обратное влияние на человека. Это влияние может быть благотворным, позитивным, если обстановка в учреждении способствует творчеству, хороший психологический климат содействует развитию личности и индивидуальности; более того - профессиональная среда даже лечит, может стать хорошим психотерапевтом для личности. Влияние профессиональной среды может быть и отрицательным ..., вызывающим негативные сдвиги в психике, деформации и личности человека» [10].

Отметим, что данную практику, именно как вожатскую, не в состоянии пройти все 100% обучающихся, в силу своих психо-эмоциональных и физических особенностей. Студенты творческих специальностей должны иметь возможность выбора в ходе прохождения данной практики.

Творчество - процесс сложный и требующий особенных психо-физических данных. Кривцун О.А. отмечает «.художник не вполне адаптирован к окружающему миру, в гораздо большей степени живет, влекомый внутренними импульсами». В своём труде «Эстетика» автор убедительно показывает особенности личности творца. «Особенности высшей нервной деятельности - степень ее силы, подвижности, уравновешенности - лежат в основе разных требований к окружающей обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и торможением, трудно образующие физиологические доминанты, крайне требовательны к условиям творческого труда, нуждаются в «оранжерейных» условиях» [8]. Крупеник Е.П., анализируя психологические особенности школьников, занимающихся искусством, отмечает «дезгармонизацию» психологической структуры, выражающуюся в повышенных показателях нейротизма, тревожности, заниженной самооценке будущих художников [9].

Если рассматривать психологические особенности художников - студентов педагогических ВУЗов, наблюдение за студентами, обучающихся в МПГУ на направлении Изобразительное искусство (44.03.05/ 44.03.01), показало, что основную массу обучающихся отличают следующие психологические характеристики: малая контактность, большая склонность к созерцанию мира, а не к активному действию, частая неудовлетворенность творческим результатом, невысокая степень физической выносливости. Напротив, вожатые, готовые для прохождения практики в детских оздоровительных учреждениях, должны показывать совсем иные качества личности. В первую очередь - быть ярко выраженным лидером, умеющим заинтересовать, увлечь детский коллектив - «Вожатый - это вожак, тот, кто ведет за собой» [2]. Обладать повышенной стрессоустойчивостью - так как у детей, попавших в иную, непривычную среду, возникают многочисленные проблемы с приспособляемостью, вожатый должен оперативно и оптимально корректно разрешать различные ситуации, часто практически оказывая психологическую поддержку [4]. Иметь оптимистичный настрой и быть активным, «излучая» оптимизм и уверенность(!) [1]. Уметь руководить

большой группой детей (20 и более), постоянно «фонтанируя» энергией и идеями, делая отдых подопечных насыщенным и разнообразным.

Как было рассмотрено ранее, студенты творческих специальностей (в данном случае, художественной) в общей массе, не обладают данными характеристиками. Наибольшую сложность вызывает работа с масштабной группой (20-30 человек). В силу психологических особенностей, студенты художественных специальностей не могут постоянно существовать в режиме «вдохновения, горения» и руководства коллективом. За коротким, творческим выплеском энергии следует реакция торможения [3].

На художественно-графическом факультете было проведено тестирование студентов, которые должны пройти вожатскую практику. Результаты - из 100 опрошенных, 27 выразили желание пройти практику в качестве вожатого, 42 - в качестве руководителей кружка в оздоровительных учреждениях, 31 - захотели проходить в Москве в школьных лагерях в качестве кружководов, либо в дистанционном режиме для детских домов и центров досуга т.д. Также, испытуемые, выбравшие в качестве практики кружковую работу, указывали в качестве основной проблемы на страх перед постоянной ответственностью за детей в процессе вожатской деятельности, но, в тоже время, увлеченностью творческим руководством небольшим количеством детей во время проведения занятий и мастер-классов. Более 70% опрашиваемых просили о парной работе и распределения по учреждениям. И, как показали отчетные конференции, этот опыт был удачным - студенты продемонстрировали насыщенные презентации, множество фото и видео-фиксаций (так как имели возможность снимать друг друга). Важно, что студенты укрепились в своём профессиональном выборе, почувствовали себя увереннее в профессии, что доказывает ценность вожатской практики как важнейшего фактора развития внутренней профориентации любого факультета.

Несколько лет подряд летняя практика «выпадала» на студентов 2 курса, которые в 90% выбирали именно кружковую работу, что вызывало масштабные затруднения в распределении, так как в учреждениях требовались именно вожатые, и, в гораздо меньшей степени, руководители студий и кружков. Поэтому целесообразно проводить вожатскую практику именно на 3 курсе, когда больше жизненный опыт, пройдены практически все предметы из модулей: «психолого-педагогического», «модуля здоровья и безопасности жизнедеятельности», «модуля воспитательной деятельности», ознакомительная и часть производственной практики. Также, студенты более подготовлены в моральном и профессиональном плане. Отметим, что 5 лет наблюдения за летней практикой студентов показали, что около 8% обучающихся, успешно прошедших вожатскую практику, далее самостоятельно устраиваются на работу в ДОЛ и получают повышение -становятся старшими вожатыми, инструкторами и т.д., что доказывает необходимость знакомства с основами вожатской деятельности и прохождения вожатской практики.

В 2020 году весь мир стал жить в новых реалиях. В мае возникла потребность в прохождении вожатской практики в условиях дистанта. Поэтому стало целесообразно проведение на факультете дистанционного творческого лагеря - на факультет с просьбой о проведении подобного лагеря обратилась организация «Юные разведчики России». В работе лагеря приняли участие более 170 детей из России, и дети из русскоговорящих школ зарубежья. За хорошие успехи в прохождении мастер-классов лагеря, школьники получали своеобразные знаки отличия - нашивки, чтобы повысить свой «рейтинг» в организации. По просьбе руководителей, всего было выделено 2 возрастных категории - до 10 лет и 11 и старше. Наибольшую численность и увлеченность показали ребята младшего школьного возраста. Для них подбирались работы, максимально нацеленные на создание успешности - не сложные по исполнению, но эффектные по зрелищности. Каждый ребенок прошел по 5 мастер-классов, причем дети не пропускали занятия и создавали интересные, креативные работы. Как отмечали руководители организации, дети очень заинтересовались художественной деятельностью и по результатам опроса, 96% захотели продолжить занятия изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством, 4% отвечали неуверенно (дети, которые не имели активную жизненную позицию). Такой высокий процент говорит о целесообразности подобных мероприятий во внешней профориентации.

Старшая возрастная группа была более сложная в работе. Задача студентов-преподавателей - научить подростков профессиональным приёмам в сфере изобразительного искусства, которые затем будут использоваться на практических занятиях в разведдеятельности: архитектурный скетчинг, построение композиции пейзажа, введение в анималистику, освоение разных приёмов и техник. Если в младшей группе по уровню подготовки все были практически равны, то в старшей, большую сложность представляли разная степень умений и навыков подростков в сфере изобразительного искусства. Соответственно, не все задания у всех получались, в основном, успешно справлялись те ребята, которые дополнительно занимались изобразительной деятельностью и воспринимали мастер-классы, как повышение своего уровня. Поэтому, по проведённому опросу только 22% захотели далее продолжать участие в мастер-классах по ИЗО, из чего можно сделать вывод о целесообразности проведения в подростковом возрасте профориентационных мероприятий у ребят, которые уже ранее проявили интерес к изобразительному искусству и занимаются в профильных учреждениях. Такая работа более продуктивна и направлена на поступление в дальнейшем, в конкретное заведение. Опыт был настолько удачным, что в 2021 году было принято решение вновь провести творческий лагерь, помимо «Юных разведчиков России», в смене участвовали дети сотрудников и студентов МШУ. В роли педагогов, проводивших мастер-классы выступали 14 студентов второго и четвертого курсов заочной формы обучения.

Проведение мастер-классов в дистанционном формате сильно отличается от очной формы. Подобного опыта дистанционного проведения мастер-классов у студентов не было. Изначально все работы были согласованы и сами мастер-классы «отрепетированы» - также проводились дополнительные консультации, на которых обсуждались проблемы, которые могут встретиться, и коррекция расписания, чтобы избежать повторения материалов и техник, сделать максимально насыщенным каждый день творческой смены. У каждого студента в качестве образца было представлено по несколько работ. И на предыдущей, ознакомительной практике, они уже разрабатывали и видео мастер-классы и технологические карты, поэтому оставалось только это применить на практике с детьми. Каждый студент, в среднем, проводил по 2 мастер-класса, всего было представлено около 30 мастер-классов.

Самая большая проблема - технические сложности при проведении подобных мастер-классах, наиболее удачными стали мастер классы, в которых было предусмотрено одновременно несколько источников трансляции- одна камера на руки, вторая - для контроля детей и визуального контакта. Также, необходимо на каждый день иметь куратора-преподавателя, который следит за происходящим, контролирует время, в

сложных ситуациях поддерживает студентов, помогает детям, проводит запись мастер-классов, и, при возникновении технических проблем у студента, может сам довести мастер-класс до конца.

Учитывая опыт предыдущего года, было решено ограничить возраст детей - до 11 лет, так как данные возрастные рамки наиболее продуктивны для внешней профориентационной работы и дают наилучшие результаты. Для поддержания заинтересованности были созданы два файла - один с расписанием, второй - с фотографиями работ и списком материалов на каждый мастер-класс. Таким образом, дети сами планировали своё расписание и приходили на те занятия, которые их заинтересовали, а также по наличию материалов. У студентов были разнообразны, очень креативные наработки по мастер-классом, но в дистанционном преподавании многие оказалось сделать сложно и специфические материалы также не применялись. Безусловно, традицию проведения подобных арт смен необходимо продолжать, они дают отличные результаты как во внешней, так и во внутренней профориентационной работе.

Выводы. Вожатская практика - одна из действенных мер профориентационной работы. Однако, целесообразно давать выбор студентам творческих специальностей - заменяя на кружковую работу. Также, необходимо учитывать пожелания обучающихся, давая возможность проходить в парах, либо в небольших группах. Дистанционная практика в виде летних арт-смен даёт интересный специфический опыт, необходимый студентам в их дальнейшей творческой педагогической деятельности и позволяет подготовить «непотопляемых» специалистов, готовых к любой вариативности процесса.

Практика студентов стимулирует внешнюю профориентацию факультета, позволяя вовлечь в творческий процесс большое количество детей, которые знакомятся с деятельностью Художественно-графического факультета и знакомятся с замечательной профессией - художника- педагога.

Литература:

1. Белов В.И., Елкина Д.Ю. Социально-психологический портрет московского вожатого / Социологическая наука и социальная практика. - № 2. - 2018. - С. 147

2. Володина, С.А. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: методические рекомендации / С.А. Володина, Н.Ю. Галой, И.А. Горбенко; под общей редакцией Е.А. Левановой, Т.Н. Сахаровой. - Москва: МПГУ, 2017. - С. 12

3. Голубева О.В. Профессиональное самоопределение будущего учителя в процессе педагогической практики: автореф...дис.кан.наук. - Нижний Новгород, 2010. - С. 10.

4. Овчинникова Л.А., Декман Е.И. Анализ направлений психологического сопровождения детей в вожатской деятельности. - Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. -№ 2. - С. 366

5. Письмо Заместителя Министра Образования и науки РФ Т.Ю.Синюгиной от 08.08.2017 "О включении программы в основные профессиональные образовательные программы"

6. Рогинский, В.М. Азбука педагогического труда [Текст]: Пособие для начинающего преподавателя педвуза / В.М. Рогинский. - М.: Высш. шк., 1990

7. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: словарь для пед.вузов / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - С. 74

8. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник для студентов вузов / О.А. Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 1998. - С. 326

9. Крупеник Е.П. Психологическое воздействие искусства / Крупник Е.П.; Рос. акад. наук. Ин-т психологии, Моск. пед. гос. ун-т. - М.: Ин-т психологии РАН (ИП РАН). - 1999. - 234 с.

10. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 306 с.

11. Тюкавкин, Н.М.. Профориентация и профессиональное самоопределение студентов: учебное пособие / Н.М. Тюкавкин, Е.С. Подборнова. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 156 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск); студентка Смагина Вероника Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск); студентка Мещерова Юлия Наилевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИМ ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ В

СТАРШИХ КЛАССАХ

Аннотация. Статья посвящена применению словарной работы на уроках литературы. Авторы предлагают использовать словарную работу на уроке на этапе синтеза, что позволяет осмыслить учащимися самостоятельно идею произведения на самом высоком уровне изучения и способствует развитию их творческого и логического мышления.

Ключевые слова: словарная работа, концепт, синтез, интерпретация, художественное произведение. Annоtation. The article is devoted to the use of vocabulary work in literature lessons. The authors propose to use vocabulary work in the lesson at the synthesis stage, which allows students to comprehend the idea of the work on their own at the highest level of study and contributes to the development of their creative and logical thinking. Keywords: vocabulary work, concept, synthesis, interpretation, fiction.

Введение. Словарная работа только в советское время наиболее полно и систематично разрабатывалась методистами. Они видели открывающиеся возможности работы со словом и использовали ее на этапах восприятия, чтения и анализа при изучении произведений. М.А. Рыбникова наиболее последовательно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.