Особенности эмоциональной регуляции детей раннего возраста
Пиккар А.П.,
студента 5-го курса факультета психологии и педагогики Елабужского института Казанского Федерального университета,
г. Елабуга, Россия
Эмоциональные состояния и их регуляция в современном обществе является важной составляющей жизни, как взрослых, так и детей. Это главным образом обусловлено тем, что к современному человеку повышаются требования из-за преобразований в обществе. Повышаются и требования человека к своим психоэмоциональным, интеллектуальным, физическим возможностям, способностям регулировать свое эмоциональное состояние. В отличие от взрослых, дети находятся в уязвлённом состоянии, так как их организм и психика еще неустойчивы, незащищены и очень восприимчивы к воздействию окружающей среды: чувство неуверенности ребенка вызывает у него тревогу, нестабильность эмоционального состояния.
На современного ребенка накладывается большое количество «недетских» проблем, в том числе и в раннем возрасте. Из-за неустойчивости психики ребенку трудно контролировать свое эмоциональное состояние. Постоянное психическое напряжение и тревожность, проявляющиеся в эмоциональных состояниях детей влияют на развитие личности ребенка.
Способность к регуляции эмоций - естественная сторона детского психосоциального развития. Но сама проблема регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний детей раннего возраста недостаточно изучена, накопленный материал является поверхностным, в отличие от регуляции подростков и взрослых.
Этой проблемой занимались такие ученые как В.К. Вилюнас, К. Изард, Е.П. Ильин, Я. Рейковский, П. Фресс и другие.
Согласно субъектному подходу саморегуляция эмоциональных состояний связана с активной внутренней позицией ребенка. Возрастные возможности детей раннего возраста, способных к развитию произвольности и осознанности деятельности, способствуют развитию эмоционально-регуляционных умений. Но стоит отметить тот факт, что существует недостаточность средств, форм и практического опыта ребенка в самостоятельной реализации этих способностей.
Таким образом, можно утверждать, что существует общественный запрос на изучение эмоциональных состояний детей раннего возраста как на одном из наиболее важных возрастных этапов жизнедеятельности из-за существующих противоречий и малой изученности данной проблемы.
В проведенном нами исследовании был использован формирующий эксперимент. В нем принимала участие группа детей двух - трехлетнего возраста, количество составило 5 человек: 4 девочки и 1 мальчик. Базой нашего исследования послужила сенсорная комната ЕИ КФУ факультета психологии и педагогики.
Целью исследования стало изучение особенностей регуляции эмоционального состояния детей раннего возраста.
Задачи: раскрыть понятия эмоции и эмоциональное состояние и их роль в жизни человека; изучить различные способы регуляции эмоциональных состояний; рассмотреть метод релаксации как способ регуляции эмоциональных состояний детей; исследовать влияние релаксационных упражнений на эмоциональное состояние детей
раннего возраста; проанализировать динамику эмоционального состояния детей раннего детского возраста при помощи температурного теста.
В ходе исследования были использованы такие методы научно-педагогического, психологической и физиологического исследования, а также методы психологической коррекции как:
- методы теоритического исследования - теоритический анализ и синтез;
- релаксационные упражнения, температурный тренинг и Т - критерий Стьюдента.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что релаксационные упражнений оказывают положительное влияние на регуляцию эмоционального состояния детей раннего возраста.
Научно-методологической базой исследования служат труды В.К. Вилюнаса, К. Изарда, Е.П. Ильина, Я. Рейковского, П. Фресса об эмоциональных состояниях.
Ранний возраст - очень ответственный период развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности -двигательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, воображение и, главным образом, появляются первые устойчивые качества личности и эмоционально-волевой сферы.
Эмоционально-волевая сфера весьма значима в развитии детей раннего возраста, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка подчеркивали большинство психологов [13].
Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с двух-трехлетнего возраста. Это правильно, если принимать во внимание появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности. Во-первых, никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появляется сразу же в полностью готовом виде. Ее внешнему проявлению предшествует достаточно длительный скрытый период развития. Во-вторых, многие качества личности и формы поведения становятся "заметными" в жизни человека лишь спустя много времени после того, как они первоначально начали складываться, и тогда, когда, человек в целом уже достиг достаточного уровня социально-психологической зрелости, когда можно проследить наличие этих качеств.
К раннему возрасту относится формирование эмоционально-волевых качеств темперамента ребенка, тем более что темперамент непосредственно зависит от генотипически обусловленных свойств нервной системы [1].
В раннем возрасте у ребенка формируется чувство привязанности к его окружению. Положительная оценка со стороны родителей поведения и личностных качеств ребенка становится причиной формирования у него уверенности в себе, веры в свои способности и возможности. Ребенок, который привязан к своим родителям, является более дисциплинированным и послушным. Благодаря привязанности удовлетворяются основные потребности ребенка раннего возраста, снижается уровень тревожности, обеспечиваются безопасные условия для благоприятного существования и активного изучения окружающей действительности, формируется адекватное отношение к людям в более зрелом возрасте.
Также ребенок раннего возраста испытывает потребность в сотрудничестве со взрослым. В этом возрасте родитель не только напрямую помогает ребенку в действии с предметами, но и участвует в практической деятельности, выполняя одно дело совместно с ребенком.
Однако общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования предметной деятельности, но и для развития личности детей раннего возраста [10].
Формирование личности в раннем возрасте напрямую связано со становлением самосознания ребенка. В этом возрасте он начинает узнавать себя в зеркале, откликаться
на свое имя, сам начинает пользоваться местоимением «Я». От года до трех лет происходит превращение ребенка из субъекта, т.е. сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к существу, осознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возникает психологическое новообразование «Я». Одновременно соответствующее слово появляется и в лексиконе ребенка [12].
Отношение к себе сохраняет ведущее положение в процессе становления личности в раннем возрасте и выступает как развитие самосознания ребенка. Главными источниками развития самосознания ребенка являются, во-первых, индивидуальный опыт ребенка, то есть его практическая деятельность, во-вторых, опыт общения ребенка, как с окружающими его взрослыми, так и опыт общения со сверстниками.
Важно отметить, что общение рассматривается не как коммуникация, а как деятельность, направленная на другого человека как на личность, то есть совокупность присущих только этому человеку уникальных качеств и проявлений. Поэтому, общаясь с другими людьми, ребенок получает возможность познать своего собеседника, его отношение через реакции - и самого себя, как бы смотрясь в него как в зеркало [1].
Общение в этом возрасте носит эмоциональный характер. Ребенок, взаимодействуя со взрослыми, воспринимает их общее отношение, выражающее ценность его существования в глазах окружающих. Это влечет за собой интенсивное эмоциональное переживание своей значимости, ценности, существующей в форме положительного эмоционального самоощущения, составляющего основу общей самооценки.
С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии - пониманию эмоционального состояния другого человека. С полутора лет у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или поделиться чем-то вкусным. Психологическое состояние другого человека способны понять уже двухлетние дети [9].
В период от полутора до двух лет дети начинают усваивать нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и т.п. При соответствии собственного поведения заданной норме дети испытывают удовлетворение, а при несоответствии - огорчаются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого [11].
При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств - потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо обстоятельствам, например, прилагаемым усилиям. Другой признак наличия этой потребности у ребенка - способность объяснить успехи и неудачи других людей. Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи, ссылаясь на собственные психологические качества и способности. Для этого у него должна сложиться определенная самооценка[10].
Так, в исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других психологов подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий [2, 11].
Проблема регуляции эмоциональных состояний является одной из сложнейших в психологии и одновременно относится как к фундаментальным, так и к прикладным проблемам. Понятие «эмоциональное состояние» обозначает психическое состояние, которое возникает в процессе жизни человека, и определяет его поведение, и уровень энергетического обмена.
Большинство авторов в области исследования эмоции, такие как В.К. Вилюнас, К. Изард, Е.П. Ильин, Я. Рейковский и др. отмечают, что исследования проблемы
эмоциональных состояний в психологии стали проводиться недавно. П. Фресс предполагал, что это могло быть связано с тем, что исследователи проявляли больше интереса к контролю над страстями, чем к познанию эмоциональных состояний. Также высказывалось мнение, что в XIX веке исследованию в области эмоции отводилась большая роль, однако в XX веке интерес к этой теме был утерян [8, 4, 5, 12].
Эмоции - это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности. Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями, как положительными, так и отрицательными.
Положительными эмоциями считаются те эмоции, которые эффективно выражаются и высвобождаются, а негативными принято считать те, которых человек избегает, отрицает и подавляет.
К положительным эмоциям можно отнести интерес, смех, сочувствие, действие, любопытство. К отрицательным относят горе, страх, ненависть, стыд, вина, сожаление, возмущение, злость, враждебность.
Сравнение положительных и отрицательных эмоций выявляет как общие, так и отличительные свойства. Интересно то, что вегетативные проявления при положительных и отрицательных эмоциях одни и те же. Но необходимо уточнить, что положительные эмоции никогда не бывают длительными, быстро проходят и не способны к объединению, в то время как отрицательные эмоции весьма продолжительны, склонны к объединению и чаще, чем положительные эмоции, образуют смысловой комплекс, то есть совокупность образов, связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание. При этом актуализация одного из элементов такого комплекса влечет введение в сознание других его элементов и, в конечном итоге, привлекает весь спектр отрицательных эмоций, причём при повторных вызовах комплекса отрицательных эмоций они прогрессируют и все больше усиливаются. А вот положительные эмоции, будучи однажды вызваны каким-либо причинам, при повторении не возникают или возникают в ослабленном виде.
В современной науке было доказано, что для психического здоровья детей необходим баланс положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающих поддержание душевного равновесия и активного поведения. Когда окружающие взрослые с пониманием относятся к ребенку, признают его и его права, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Это способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Существует много различных методов регуляции эмоциональных состояний. Основными из них являются:
-физические методы, к ним относятся водные процедуры;
-физиологические методы, такие как массаж, мышечная релаксация, дыхательные техники;
-биохимические методы - ароматерапия;
-психологические методы - аутотренинг, совершенствование поведенческих навыков и другие.
Применение этих методов саморегуляции позволит:
-регулировать тревогу, страх, раздражение, вспыльчивость;
-активизировать память и мышление;
-нормализация сна;
-увеличение эффективности деятельности;
- обучить приемам самостоятельного формирования позитивных психоэмоциональных состояний.
Поэтому необходимо с раннего возраста учить ребенка регулировать свое эмоциональное состояние. Этой работой непосредственно должны заниматься окружающие его взрослые [9].
В раннем возрасте у ребенка наряду с познанием окружающего мира продолжается познание самого себя, своих эмоции и чувств. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Ребенок осознает эмоции, желания и действия, которые регулируются его личными нормами в соответствии с действиями по отношению к нему взрослых. Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных эмоции и чувств определенным ожиданиям или требованиям окружающих.
Становление произвольной регуляции у ребенка раннего возраста сопровождается снижением импульсивности эмоциональной жизни, становлением обобщенных социальных чувств и личности в целом. Нарушение общих свойств эмоциональной регуляции может выступать в качестве наиболее раннего показателя отклонения в формировании личности, считает Г.М. Бреслав [3]. Активная позиция ребенка раннего возраста как субъекта поведения в ситуации эмоциональных переживаний предполагает признание активности каждого ребенка в любых обстоятельствах переживания эмоций, в определенной степени контролируемых и управляемых им. Таким образом, источник развития заключен в самом ребенке, связан с его внутренним ростом, самоизменением и самосовершенствованием [7].
Релаксация или расслабление — это состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация бывает непроизвольной и произвольной, которая может быть получена в результате применения различных методик, таких как психофизиологические техники, физиотерапия и при употреблении различных лекарственных препаратов [13].
На сегодняшний день релаксация широко применяется в психотерапии, гипнозе. Релаксация способствует снятию психического напряжения, стабилизации эмоциональных состояний, из-за чего приобрела широкую популярность при борьбе с физической напряженностью, усталостью, стрессом.
Релаксация особенно эффективна для людей с повышенным мышечным тонусом. Доказано, что повышенный мышечный тонус ведёт к развитию заболеваний.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека [10].
В детском возрасте релаксация является оптимальным способом регуляции эмоционального состояния. В данном возрасте доминирующее большинство эмоциональных состояний детей аффективно окрашены. Эмоции ребенка раннего возраста яркие, не устойчивые. Зайдя в новое для него помещение, ребенок может заплакать, начинать звать мама, но уже через некоторое время он становится спокойным и живо интересуется окружающей его обстановкой. Родители с помощью релаксации должны выработать у ребенка эмоциональную стабильность, которая характеризуется эмоциональной невозмутимостью, то есть нереагирование человека на раздражители.
Чтобы дети раннего возраста с удовольствием учился регуляции эмоционального состояния с помощью релаксации нужно попытаться превратить это в игру, которая отвлечет детей и позволит им расслабиться и успокоиться. Ведь ранний возраст является моментом зарождения сюжетно-ролевой игры.
Маленькие дети плохо могут контролировать свое эмоциональное состояние, их нервная система в этом возрасте далека от совершенства. Неспокойный сон, повышенная активность, особенно у энергичных детей, как раз и являются следствием этого неумелого контроля. Часто бывает так, что ребенок уже очень хочет спать, но его двигательная активность не угасает, он продолжает бегать.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Все это приводит к излишней возбудимости, а в дальнейшем ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет ликвидировать беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Формированию эмоциональной стабильности способствуют релаксационные занятия. Релаксационные занятия с детьми раннего возраста способны успокоить излишнюю активность и сбалансировать уровень тревожности. Сложно представить себе одно-двухгодичного малыша в медитационном состоянии. Поэтому, вся релаксация и медитация сводится к общему расслаблению и успокоению.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап (сентябрь 2013 г.) - изучение и анализ методической, психолого-педагогической научной литературы по теме исследования, теоритическое обоснование проблемы, с целью выяснения степени ее разработанности, формулирование цели и рабочей гипотезу исследования.
II этап (октябрь - ноябрь 2013 г.) - разработка плана развивающего эксперимента и проведение коррекционно - развивающей программы в сенсорной комнате.
III этап (декабрь 2013 г.) - осуществление работы по формированию и описанию результатов исследования.
В ходе исследования нами были проведены коррекционно-развивающие занятия, на каждом из которых обязательным элементом были релаксационные упражнения с целью регуляции эмоциональной сферы испытуемых. Также был использован «Температурный тренинг» по методу БОС, целью которого является определение уровня температуры испытуемого до и после воздействия, т.е. температура у испытуемых измерялась каждый раз до и после занятия.
Как было сказано выше, в ходе эксперимента испытуемые посещали занятия коррекционно-развивающей программы, разработанной нами и подготовленной на основе материалов Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовской Т.В. «Сенсорная комната -волшебный мир здоровья». Наша коррекционно - развивающая программа осуществлялась на протяжении 2,5 месяцев, количество занятий составило 10, целью нашей программы являлась коррекция психоэмоциональной сферы, а также развитие речи детей раннего возраста.
Ниже в работе отмечены и проанализированы температурные измерения в ходе каждой встречи по всем пяти детям.
Занятие 1 (Таблица 1). Хэмп = -3.7, Хкрит = 2.78 на р<0.05, 4.60 на р<0.01
Вывод: tэмn попало в зону неопределенности. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей верно на 5% уровне значимости.
Занятие 2 (Таблица 2). Хэмп = -4.8, Хкрит = 2.78 на р<0.05, 4.60 на р<0.01
Вывод: tэмn попало в зону значимости. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей, является верным.
Занятие 3 (Таблица 3). Хэмп = -6.5, Хкрит = 2.78 на р<0.05, 4.60 на р<0.01
Вывод: Хэмп попало в зону значимости. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей, является верным.
Занятие 4 (Таблица 4). Хэмп = -2.8, Хкрит = 2.78 на р<0.05, 4.60 на р<0.01 Вывод: tэмn попало в зону значимости. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей, является верным.
Занятие 5 (Таблица 5). Хэмп = -3.75, Хкрит = 2.78 на р<0.05, 4.60 на р<0.01 Вывод: Хэмп попало в зону неопределенности. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей верно на 5% уровне значимости.
Занятие 6 (Таблица 6). Хэмп = -4.2, Хкрит = 3.18 на р<0.05, 5.84 на р<0.01 Вывод: Хэмп попало в зону неопределенности. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей верно на 5% уровне значимости.
Занятие 7 (Таблица 7). Хэмп = -6.75, Хкрит = 4.30 на р<0.05, 9.92 на р<0.01 Вывод: Хэмп попало в зону неопределенности. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей верно на 5% уровне значимости.
Занятие 8 (Таблица 8). Хэмп = -5, Хкрит = 4.30 на р<0.05, 9.92 на р<0.01 Вывод: Хэмп попало в зону неопределенности. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей верно на 5% уровне значимости.
Занятие 9 (Таблица 9). Хэмп = -4.7, Хкрит = 4.30 на р<0.05, 9.92 на р<0.01 Вывод: Хэмп попало в зону неопределенности. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей верно на 5% уровне значимости.
Занятие 10 (Таблица 10). Хэмп = -4.4, Хкрит = 4.30 на р<0.05, 9.92 на р<0.01 Вывод: Хэмп попало в зону неопределенности. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей верно на 5% уровне значимости.
Таким образом, можно сделать вывод, что созданная нами коррекционно-развивающая программа с применением релаксационных упражнений является эффективной, так как, у всех испытуемых из занятия к занятию наблюдается повышение температуры, а, следовательно, детям удалось регулировать свое эмоциональное состояние.
Далее мы проанализировали показатели каждого из испытуемых, т.е. попытались определить эффективность программы для каждого из них.
Эффективность программы для первой испытуемой (Валерия М., 2 года 8 месяцев) представлена в таблице 11.
Хэмп = -5.6, Хкрит = 2.26 на р<0.05, 3.25 на р<0.01
Вывод: Хэмп попало в зону значимости. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей, является верным.
На протяжении всех 10 занятий температура испытуемой повышалась, в среднем на 2.8 градуса. Это свидетельствует о том, что релаксационные упражнения положительно влияют на эмоциональное состояние испытуемой.
Эффективность программы для первой испытуемой (Александр К., 2 года 2 месяца) представлена в таблице 12.
Хэмп = -7.5, Хкрит = 2.26 на р<0.05, 3.25 на р<0.01
Вывод: Хэмп попало в зону значимости. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей, является верным.
У испытуемого температура повышалась в ходе всех занятий, в среднем на 3 градуса, следовательно, релаксационные упражнения положительно повлияли на эмоциональное состояние ребенка.
Эффективность программы для первой испытуемой (Виктория Г., 2 года 3 месяца) представлена в таблице 13.
Хэмп = -6.25, Хкрит = 2.26 на р<0.05, 3.25 на р<0.01
Вывод: tэмп попало в зону значимости. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей, является верным.
На протяжении всех 10 занятий температура испытуемой повышалась, в среднем на 2.5 градуса. Это свидетельствует о том, что релаксационные упражнения положительно влияют на эмоциональное состояние испытуемой.
Эффективность программы для первой испытуемой (Амина С., 2 года) представлена в таблице 14.
Хэмп = -5.6, Хкрит = 2.57 на р<0.05, 4.03 на р<0.01
Вывод: Хэмп попало в зону значимости. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей, является верным.
Хотя испытуемая посещала не все занятия, даже в ходе 6 занятий температура у испытуемой повышалась, в среднем на 1.7 градус, а значит, релаксационные занятия положительно повлияли на испытуемую.
Эффективность программы для первой испытуемой (Арина Г., 2 года) представлена в таблице 15.
Хэмп = -6.8, Хкрит = 2.78 на р<0.05, 4.60 на р<0.01
Вывод: tэмп попало в зону значимости. Таким образом, предположение о том, что релаксационные занятия положительно влияют на эмоциональное состояние детей, является верным.
Даже несмотря на то, что девочка посетила лишь небольшую часть занятий, в ходе 5 занятий температура у испытуемой повышалась, в среднем на 3.4 градуса, это говорит о том, что коррекционно-развивающая программа успешно повлияла на эмоциональное состояние испытуемой.
В заключение хочется сказать, что проанализировав работы ученых и научную литературу по проблеме эмоциональной регуляции детей раннего возраста, мы заметили следующее:
Из-за того, что исследование проблемы эмоциональных состояний в психологии стали проводиться недавно, материалов по этой проблеме пока недостаточно, поэтому необходимо более тщательно продолжать исследование в рамках данной темы.
В современной науке было доказано, что для психического здоровья детей необходим баланс положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающих поддержание душевного равновесия и активного поведения.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Все это приводит к излишней возбудимости, а в дальнейшем ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет ликвидировать беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Становление произвольной регуляции у ребенка раннего возраста сопровождается снижением импульсивности эмоциональной жизни, становлением обобщенных социальных чувств и личности в целом. Таким образом, источник развития заключен в самом ребенке, связан с его внутренним ростом, самоизменением и самосовершенствованием.
Результаты исследования являются показателем того, что наша коррекционно-развивающая программа в значительной степени является эффективной, так как у всех детей было зафиксировано повышение показателей температуры.
Литература
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск, 1989. - 76-79 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. - 464 с.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Пособие для студентов и педагогов, - Москва, 1990 г., изд-во Педагогика. - 144 с.
4. Изард И. Эмоции человека. М., 1980. - 52-71 с.
5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - ил. - 752 с.
6. Минахметова А. З. Статистические методы в психологии (практикум): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., допол. - Елабуга: ЕГПУ, 2011. - 115 с.
7. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 150 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
9. Эберт Д. Стресс и релаксация // Эберт, Д. Физиологические аспекты йоги / Пер. с нем. Р. С. Минвалеева. — Leipzig: Veb Georg Thieme, 1999. — 166 с.: ил. — ISBN 585663-059-3.
10. Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка-дошкольника//Психология Личности и деятельности дошкольника. М., 1965. - 104 - 106 с.
11. Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979. - 75 с. [Электронный ресурс]. URL: http://childpsy.ru/rubricator/index.php?detail=Y&rid=20307 (дата обращения: 20.09.2013 18:58).
12. Психологические особенности детей раннего возраста. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.detido7.ru/materialy/fizicheskoe_razvitie/psikhicheskie_osobennosti_detey_ranneg o_vozrasta/ (дата обращение: 21.09.2013 19:40).
13. Как развивается личность ребенка в раннем возрасте. [Электронный ресурс]. URL: http://razvitoi.ucoz.ru/index/kak_razvivaetsja_lichnost_rebenka_v_rannem_vozraste/0-5 (дата обращения: 27.09.2013 18:37).
Приложение
Таблица 1
Показатели температурного тренинга (занятие 1)
№ До После Di di2
1. 28 31 -3 9
2. 28 33 -5 25
3. 30 31 -1 1
4. 32 33 -1 1
5. 28 31 -3 9
£ 146 159 -13 45
Показатели температурного тренинга (занятие 2)
№ До После Ш2
1 29 32 -3 9
2 29 33 -4 16
3 30 32 -2 4
4 32 33 -1 1
5 28 30 -2 4
£ 148 158 -12 34
Таблица 3
Показатели температурного тренинга (занятие 3)
№ До После Ш2
1 32 34 -2 4
2 30 32 -2 4
3 32 35 -3 9
4 28 30 -2 4
5 30 34 -4 16
£ 152 165 -13 37
Таблица 4
Показатели температурного тренинга (занятие 4)
№ До После Ш2
1 27 33 -6 36
2 29 30 -1 1
3 30 31 -1 1
4 30 31 -1 1
5 31 34 -3 9
£ 147 159 -12 48
Таблица 5
Показатели температурного тренинга (занятие 5)
№ До После Ш2
1 29 30 -1 1
2 30 32 -2 4
3 24 29 -5 25
4 28 30 -2 4
5 27 32 -5 25
£ 138 153 -15 59
Таблица 6
Показатели температурного тренинга (занятие 6)
№ До После Ж2
1 29 33 -4 16
2 29 32 -3 9
3 32 33 -1 1
4 29 31 -2 4
5 - - - -
£ 119 129 -10 30
Таблица 7
Показатели температурного тренинга (занятие 7)
№ До После Ш2
1 28 30 -2 4
2 23 26 -3 9
3 24 27 -3 9
4 - - - -
5 - - - -
£ 75 83 -8 22
Таблица 8
Показатели температурного тренинга (занятие 8)
№ До После Ш2
1 27 29 -2 4
2 28 32 -4 16
3 28 31 -3 9
4 - - - -
5 - - - -
£ 83 92 -9 29
Таблица 9
Показатели температурного тренинга (занятие 9)
№ До После 61
1 30 34 -4 16
2 29 33 -4 16
3 28 30 -2 4
4 - - - -
5 - - - -
£ 87 97 -10 36
Таблица 10
Показатели температурного тренинга (занятие 10)
№ До После
1 30 32 -2 4
2 28 30 -2 4
3 30 34 -4 16
4 - - - -
5 - - - -
£ 88 96 -11 41
Показатели температурного тренинга первого испытуемого
№ До После 61 ё12
1 28 31 -3 9
2 29 32 -3 9
3 32 34 -2 4
4 27 33 -6 36
5 29 30 -1 1
6 29 33 -4 16
7 28 30 -1 1
8 27 29 -2 4
9 30 34 -4 16
10 30 32 -2 4
£ 289 318 -28 100
Таблица 12
Показатели температурного тренинга второго испытуемого
№ До После ё12
1 28 33 -5 25
2 29 33 -4 16
3 30 32 -2 4
4 29 30 -1 1
5 30 32 -2 4
6 29 32 -3 9
7 23 26 -3 9
8 28 32 -4 16
9 29 33 -4 16
10 28 30 -2 4
£ 283 313 -30 104
Таблица 13
Показатели температурного тренинга третьей испытуемой
№ До После
1 30 31 -1 1
2 30 32 -2 4
3 32 35 -3 9
4 30 31 -1 1
5 24 29 -5 25
6 32 33 -1 1
7 24 27 -3 9
8 28 31 -3 9
9 28 30 -2 4
10 30 34 -4 16
£ 288 313 -25 79
Показатели температурного тренинга четвертой испытуемой
№ До После ё12
1 32 33 -1 1
2 32 33 -1 1
3 28 30 -2 4
4 30 31 -1 1
5 28 30 -2 4
6 29 31 -3 9
£ 179 188 -10 20
Таблица 15
Показатели температурного тренинга пятой испытуемой
№ До После
1 28 31 -3 9
2 28 30 -2 4
3 30 34 -4 16
4 31 34 -3 9
5 27 32 -5 25
£ 144 161 -17 63