Клиническая медицина УДК 616-053.37:159.942
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ
© ПыхтинаЛ.А., Филькина, О.М., Шанина Т.Г., Кочерова О.Ю., Малышкина А.И., Назаров С.Б.
Отдел охраны здоровья детей и медико-социальных исследований Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства имени В.Н. Городкова, Иваново
E-mail: [email protected]
Под наблюдением находилось 408 детей в возрасте от 1 до 3 лет, перенесших перинатальные поражения ЦНС ги-поксически-ишемического генеза легкой и средней степени тяжести, воспитывающихся в семье и домах ребенка. В результате проведенного исследования выявили, что у детей раннего возраста с выраженной задержкой НПР отмечается напряжение эмоционального статуса, более выраженное у воспитанников домов ребенка. У детей с умеренной задержкой НПР определялся стенический тип эмоционально-поведенческих реакции, у детей с выраженной задержкой - астенический, что свидетельствует о дифференцированном подходе к коррекции у них эмоциональных нарушений. Для нормализации эмоционального статуса у воспитанников домов ребенка с задержкой НПР большое значение имеет коррекция психоэмоциональной депривации, у детей, воспитывающихся в семье - коррекция детско-родительских отношений.
Ключевые слова: дети раннего возраста, перинатальные поражения ЦНС, дом ребенка, эмоциональный статус, нервно-психическое развитие.
SPECIAL FEATURES OF EMOTIONAL STATUS IN INFANTS DEPENDING ON THE LEVEL OF MENTAL DEVELOPMENT AND NURTURING ENVIRONMENT Pykhtina L.A., Filkina O.M., Shaniпа Т. G., Kocherova O. Yu., Malyshkina A.I., Nazarov S.B. Department of Children's Health and medico-social studies of V.N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity
and Childhood, Ivanovo
We observed 408 children aged 1 to 3 with mild to moderate perinatal CNS damage of hypoxic- ischemic genesis, being brought up in families and children's homes. The study have found that young children with severe developmental delay are observed emotional tension, which is more pronounced in inmates of orphanages. Children with the moderate intellectual disability revealed the sthenic type of emotional and behavioral reactions, while children with severe intellectual disability - as-thenic, indicating the differentiated approach to the correction of their emotional disturbances. To normalize the emotional status in inmates of orphanages it is very important to correct the psycho-emotional deprivation and in children who are brought up in families - to correct the child-parent relationships.
Keywords: infants, perinatal CNS, orphanages, emotional status, psychological development.
Эмоциональное состояние ребенка отражает внутреннее благополучие функциональной деятельности органов и систем, кроме того, эмоции являются неотъемлемым компонентом целостной картины поведения ребенка, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе [5, 12]. Длительно сохраняющийся сниженный эмоциональный статус может являться механизмом, запускающим целый ряд патологических процессов, оказывать влияние на вегетативную, нейроэндокринную регуляцию, иммунный статус и, как следствие этого, может привести к психологическим расстройствам, нарушениям развития личности, задержке нервно-психического развития (НПР) [9, 12, 14]. Как известно, благоприятное НПР ребенка связано исключительно с положительными эмоциями, отрицательные эмоции не стимулируют развитие психики, а при длительном их сохранении влияют на формирование задержки НПР [1, 14, 15]. Специ-
фические условия воспитания в учреждениях интернатного типа, эмоциональная депривация искажают эмоциональную сферу детей, накладывают отпечаток на их развитие [1, 7, 14, 15].
Цель исследования - изучить особенности эмоционального статуса у детей раннего возраста в зависимости от уровня их нервно-психического развития и условий воспитания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под наблюдением находилось 408 детей в возрасте от 1 до 3 лет, перенесших перинатальные поражения центральной нервной системы (ПП ЦНС) гипоксически-ишемического генеза легкой и средней степени тяжести. Из исследования исключались дети без перинатальных поражений и с тяжелыми перинатальными поражениями ЦНС; дети с клиническими проявлениями
внутриутробного инфицирования, с родовыми травмами, с пороками развития, с психическими заболеваниями, со снижением зрения и слуха, с недоношенностью менее 36 недель, с задержкой внутриутробного развития.
Оценку нервно-психического развития детей проводили по методике К.Л. Печоры, Л.В. Пан-тюхиной, Л.Г. Голубевой [8]. Оценивали развитие моторики, активной и понимаемой речи, игровой деятельности, навыков самообслуживания, сенсорного развития. В зависимости от уровня НПР дети раннего возраста, воспитывающиеся в семье и домах ребенка, были распределены следующим образом: IA группа - дети с нормальным НПР, воспитывающиеся в семье (191 человека), в доме ребенка дети с нормальным НПР не выявлялись; II группа - с умеренной задержкой НПР (отставание на два эпикризных срока), из них IIA подгруппа - воспитывающиеся в семье (81 человек), 11Б подгруппа - воспитывающиеся в домах ребенка (75 человек); III группа - с выраженной задержкой НПР (отставание на три и более эпикризных срока), из них IIIA подгруппа - воспитывающиеся в семье (49 человек), ШБ подгруппа - воспитывающиеся в домах ребенка (167 человек).
Количественная оценка эмоционально-поведенческих реакций у детей раннего возраста проводилась при помощи шкалы для определения эмоционального статуса у детей раннего возраста, выраженной в баллах [11].
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программ MS Excel XP и STATISTICA 6.0. Анализ и описание количественных данных проводились с учетом распределения признака. В случае нормального распределения вычислялись средняя арифметическая величина (M), среднее квадратичное отклонение (5), ошибка средней арифметической (m). При отсутствии нормального распределения вычислялись медиана (Me) и интерквартильные размеры UQ-LQ (25-75% процентили). Уровень значимости различий между средними величинами в сравниваемых группах (p) измерялся при нормальном распределении показателя по критерию t Стьюдента, при отсутствии нормального распределения признака - по критериям Манна-Уитни, Колмогорова-Смирнова, Вальда-Вольфовица. Различия считались статистически достоверными при значениях p<0,05
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проводилось изучение эмоционального статуса, выраженного в балльных оценках, и степень выраженности эмоционально-поведенческих
реакций у детей раннего возраста в зависимости от уровня НПР и условий воспитания (табл. 1, 2, 3).
Установили, что у детей, воспитывающихся в семье, с нормальным НПР на протяжении всего периода раннего возраста определялась благоприятная динамика показателей эмоционального статуса за счет улучшения сна к 2 годам, уменьшения выраженности страха и активизации познавательной деятельности к 3 годам. Это отражает онтогенетические особенности нервно-психического реагирования у детей раннего возраста (с переходом от соматовегетативного уровня нервно-психического реагирования к социальным эмоциям) и соответствует нормальному НПР [4]. По мнению Е.П. Ильина (2005), уменьшение выраженности проявлений страха и активизация познавательной деятельности положительно влияют на нервно-психическое развитие детей [2].
Эмоциональный статус у детей, воспитывающихся в семье, с умеренной задержкой НПР на протяжении всего периода раннего возраста был ниже, чем у сверстников с нормальным развитием, за счет выраженных отрицательных эмоций, проявлений гнева и страха, высокой двигательной активности и нарушений сна во все возрастные периоды и, кроме того, за счет менее выраженных положительных эмоций и низкой познавательной деятельности на первом году жизни и плохого аппетита на втором году. У детей с умеренной задержкой НПР к 2 годам регистрировалась положительная динамика показателей эмоционального статуса за счет расширения социальных контактов, увеличения выраженности положительных эмоций, что рассматривается как проявление стенических эмоционально-поведенческих реакций и благоприятно влияет на НПР [3, 4, 5]. К 3 годам у них определялась тенденция к снижению общих балльных оценок эмоционального статуса за счет повышения двигательной активности и уменьшения социальных контактов, что обусловлено адаптацией к условиям дошкольного образовательного учреждения, но при этом определялось увеличение выраженности положительных эмоций и активизация познавательной деятельности, также являющихся стеническими эмоционально-поведенческими реакциями. Это соответствует данным, полученными Р.Д. Тригером (2008), который отмечает, что у детей с задержкой нервно-психического развития значительно ослаблены «социальные возможности личности»; у таких детей регистрируется низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия - отчуждением, избеганием или конфликтами [13].
Таблица 1
Возрастная динамика эмоционально-поведенческих реакций у детей раннего возраста, воспитывающихся в семье, в зависимости от уровня НПР (в баллах)
Эмоционально-поведенческие реакции I группа 11А группа ША группа
1 год 2 год 3 год 1 год 2 год 3 год 1 год 2 год 3 год
п=55 п=65 п=71 п=34 п=28 п=19 п=12 п=17 п=20
Отрицательные эмоции 0,38±0,29 0,88±0,23 1,01±0,27 -1,57±0,4 р1-2- -1,21±0,54 -1,37±0,8 -2,25±0,59 р1 -1,65±0,48 р1-э— -1,45±0,47 р1-3-
Гнев 1,1±0,11 1,01±0,18 0,71±0,23 -3,0±0,37 р1-2» -4,0±0,35 -0,74±0,58 р1-2" 0,25±0,58 р1-3^ -0,82±0,56 р1-3™ -0,8±0,56 р1-3"
Страх 0,22±0,38 0,71±0,33 1,26±0,33 р1-3* -1,93±0,63 р1-2" -1,43±0,62 -1,74±0,77 -2,08±1,03 р1-3^ -3,41±0,78 р1-3— -1,65±0,74 р1-3™
Познавательная деятельность 3,18±0,23 3,63±0,19 3,96±0,21 р1-3** 2,03±0,44 2,72±0,5 3,32±0,46 р1-3* 1,33±0,84 р1-3» 2,35±0,57 р1-3» 1,0±0,67 р1-3"^ р2-3"
Положительные эмоции 5,51±0,23 5,14±0,27 5,32±0,27 2,13±0,31 3,93±0,74 р1-2* 3,58±0,66 р1-3* 3,5±1,14 р1-3^ 4,41±1,1 0,95±0,82 р2-3^ р1-3"^ р2-3**
Социальные контакты 2,8±0,25 3,14±0,18 3,0±0,22 2,03±0,36 3,11±0,35 р1-2* 1,79±0,39 р2-3*** 0,92±0,66 1,35±0,42 0,15±0,52 р2-3^ р2-3**
Двигательная активность 2,57±0,38 3,47±0,34 3,09±0,4 1,43±0,35 0,46±0,7 0,47±0,31 р1-2^" р1-3* 1,25±0,59 0,18±0,95 р1-3™ -0,55±0,69 р1-3™ р1-3*
Сон 2,03±0,5 3,6±0,4 р1-2** 3,49±0,37 р1-3* -0,86±0,61 р1-2- 1,71±0,82 р1-2^ р1-2* 0,21±0,72 -2,25±0,6 р1-э™ -1,24±0,68 р1-3™ р2-3^ -1,15±0,75 р1-3™
Аппетит 3,85±0,22 4,24±0,19 4,06±0,23 2,76±0,53 2,83±0,59 3,21±0,66 2,33±0,92 р1-3^ 3,35±0,61 р1-3- 2,25±0,75 р1-3"
Сумма баллов 21,43± 1,49 25,7±1,02 р1-2* 25,95±1,7 р1-3* 7,03±1,39 р1-2- 12,54± 2,09 р!-2^" р1 -2* 9,47±3,8 3,0±4,75 р1-3™ 5,88±2,7 р1-3™ -0,75±1,8 р1-3"^ р2-3*
Примечание: достоверность различий между 1А и 11А (р1-2), 1А и ША (р1-3), 11А и ША (р2-3): " - р<0,05; " - р<0,01; ■" - р<0,001; между возрастами р1-2, р1-3, р2-3: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
Таблица 2
Возрастная динамика эмоционально-поведенческих реакций воспитанников домов ребенка
в зависимости от уровня НПР (в баллах)
Эмоционально-поведенческие реакции 11Б группа ШБ группа
1 год 2 год 3 год 1 год 2 год 3 год
п=26 п=27 п=22 п=73 п=54 п=40
Отрицательные эмоции -1,22±0,53 -0,82±0,68 -1,74±0,67 -1,44±0,3 -2,49±0,42 р2-3^ р1 -2* -4,15±0,70 р2-3^" р2-3** р1 -3**+++
Гнев 1,31±0,3 0,39±0,49 -0,57±0,64 р1-3** 0,51±0,23 -0,15±0,35 р1-3** -1,9±0,52 р1-3***
Страх -3,96±0,65 + -1,03±0,71 р1-2** -3,43±0,83 р2-3* -2,16±0,47 р2-3^ -3,75±0,5 р2-3" р1-2* -4,5±0,67 р1-3** ++
Познавательная деятельность 2,23±0,19 2,75±0,36 3,26±0,26 р1-3** 0,45±0,27 р1-3- 0,59±0,34 0,13±0,49 р2-3^"
Положительные эмоции 1,58±0,82 4,75±0,66 р1-2** 4,39±0,69 р1-3* 1,45±0,37 3,2±0,42 р2-3^ 1,78±0,56 р2-3" р2-3*
Социальные контакты 1,73±0,48 1,96±0,5 ++ 3,48±0,33 р2-3* р1-3** 0,96±0,2 1,13±0,4 0,13±0,35 р2-3^" р2-3*
Двигательная активность 2,15±0,73 1,85±0,67 0,45±0,41 р1-3* 0,86±0,44 0,73±0,47 -0,23±0,57 р2-3" р1-3*
Сон 2,96±0,73 2,53±0,64 -4,0±0,7 р2-3* р1-3** 1,66±0,46 ++ 2,07±0,55 ++ -1,03±0,82 р2-3** р1-3*
Аппетит 4,88±0,41 +++ 5,64±0,2 +++ 5,0±0,33 + 5,48±0,14 +++ 5,64±0,14 ++ 3,08±0,65 р2-3^ р2-3*** р1-3***
Сумма баллов 10,27±1,8 18,03±2,2 р1-2* 12,78±2,6 11,82±1,8 7,04±1,6 р2-3^" р1 -2* -7,5±4,1 р2-3*** р1-3*** р2-3.....
Примечание: достоверность различий между детьми из семьи и домов ребенка с одинаковым уровнем НПР: + - р<0,05; ++ -р<0,01; +++ - р<0,001; между 11Б и ШБ (р2-3) группами: ■ - р<0,05; " - р<0,01; ■■■ - р<0,001; между возрастами р1-2, р1-3, р2-3: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001.
Таблица 3
Степень выраженности эмоционально-поведенческих реакций у детей раннего возраста, воспитывающихся в семье и домах ребенка, в зависимости от уровня НПР (в %)
Эмоционально-поведенческие реакции 1А группа 11А группа 111А группа 11Б группа 111Б группа
191 81 49 75 167
Отрицательные эмоции слабо выраженные 87,4 56,8 р1-2 49,0 р1-3 '■' 61,3 43,7 р2-3 "
умеренно выраженные 9,4 21,0 р1-2 ' 24,5 р1-3 ' 17,3 21,6
значительно выраженные 3,2 22,2 р1-2 '■' 26,5 р1-3 '■' 21,4 34,7 р2-3 '
Гнев слабо выраженный 82,7 54,3 р1-2 '■' 42,9 р1-3 '■' 73,3 + 57,5 р2-3 '
умеренно выраженный 13,1 34,6 р1-2 '■' 40,8 р1-3 '■' 16,0 ++ 25,1 +
значительно выраженный 4,2 11,1 16,3 р1-3 ' 10,7 17,4
Страх слабо выраженный 93,2 76,5 р1-2 '■' 67,3 р1-3 '■' 56,0 ++ 50,3 +
умеренно выраженный 6,8 21,0 р1-2 " 28,6 р1-3 " 33,3 31,7
значительно выраженный - 2,5 4,1 10,7 + 18,0 +++
Познавательная деятельность отсутствует - - - - 4,2
низкий уровень 19,9 46,9 р1-2 '■' 59,2 р1-3 '■' 58,7 66,5
средний уровень 71,2 48,1 р1-2 '■' 40,8 р1-3 '■' 41,33 29,3
высокий уровень 8,9 5,0 - 1,3 -
Положительные эмоции слабо выраженные 17,8 30,9 р1-2 ' 51,0 р1-3 ■■■ р2-3 ■ 36,0 47,9
умеренно выраженные 51,8 55,6 30,6 р1-3 ■■ р2-3 ■■ 45,3 41,9
значительно выраженные 30,4 13,5 р1-2 '■' 18,4 18,7 10,2
Социальные контакты хорошо развиты 35,6 25,9 12,2 р1-3 ■■■ р2-3 ■ 30,7 13,2
умеренно развиты 51,8 46,9 40,8 46,7 35,3
слабо развиты 11,5 27,2 р1-2 " 40,8 р1-3 '■' 18,7 28,7
отрицательное отношение 1,1 - 6,2 3,9 22,8 +++ р2-3 ■■■
Двигательная активность низкая 2,6 12,3 р1-2 ' 44,9 р1-3 ■■■ р2-3 ■■■ 14,7 44,7 р2-3 '■'
средняя 71,2 37,0 р1-2 '■' 30,6 р1-3 ■■■ 26,6 37,1
высокая 26,2 50,7 р1-2 '■' 24,5 р2-3 " 58,7 18,0 р2-3 '■'
Сон нарушение сна 9,9 33,3 р1-2 ■■■ 53,1 р1-3 ■■■ р2-3 ■ 14,7 ++ 29,3 ++ р2-3 "
нарушение засыпания 38,2 44,4 40,8 46,7 32,3 р2-3 '
спокойный сон 51,9 22,3 р1-2 '■' 6,1 р1-3 ■■■ р2-3 ■■ 38,6 + 38,4 +++
Аппетит плохой 4,2 24,7 р1-2 '■' 32,7 р1-3 '■' 2,6 +++ 6,6 +++
средний 51,3 33,3 р1-2 '■ 30,6 р1-3 ■■ 14,7 ++ 11,4 ++
хороший 44,5 42,0 36,7 82,7 +++ 82,0 +++
Примечание: достоверность различий между детьми из семьи и домов ребенка с одинаковым уровнем НПР: + - р<0,05; ++ - р<0,01; +++ - р<0,001; между 1А и 11А (р1-2), 1А и ША (р1-3), 11А и ША (р2-3), ПБ и ШБ (р2-3) группами: ' - р<0,05; " - р<0,01; ''' - р<0,001.
У воспитанников домов ребенка с умеренной задержкой НПР, по сравнению с детьми из семьи с таким же уровнем НПР, балльные оценки эмоционального статуса достоверно не различались. Однако у них на протяжении всего раннего возраста регистрировались более высокие оценки аппетита, а также более выраженные проявления страха на первом году жизни и низкие социальные контакты на втором году, что обусловлено влиянием психоэмоциональной депривации. По мнению В.Б. Никишиной (2004), страхи детей, воспитывающихся в условиях полной материнской де-привации, оказывают общее тормозящее влияние на развитие моторики, игры, мышления и способствуют замедлению темпов НПР [7]. В литературе также имеются указания на то, что в основе повышенного приема пищи в состоянии эмоционального дискомфорта лежит не повышение аппетита и чувство голода, а попытка снять плохое настроение, состояние безрадостности, ощущения одиночества, тоски, апатии - такое эмоциогенное пищевое поведение является стереотипной реакцией на стрессовое состояние [3, 15]. У воспитанников с умеренной задержкой НПР определялась положительная динамика показателей эмоционального статуса к 2 годам за счет уменьшения выраженности страха и усиления положительных эмоций, что связано с завершением периода привыкания к новым микросоциальным условиям; к 3 годам регистрировалась тенденция к снижению общих балльных оценок эмоционального статуса за счет большей выраженности гнева, высокой двигательной активности и нарушений сна, но при этом наблюдались активизация познавательной деятельности и расширение социальных контактов, что рассматривается как проявление сте-нических эмоционально-поведенческих реакций и способствует компенсации НПР [3, 4, 5, 12].
Эмоциональный статус у детей, воспитывающихся в семье, с выраженной задержкой НПР на протяжении всего периода раннего возраста был ниже, чем у детей с нормальным развитием, за счет выраженных отрицательных эмоций, проявлений гнева и страха, низкой познавательной деятельности, нарушений сна и аппетита и, кроме того, за счет менее выраженных положительных эмоций на первом году жизни, низкой двигательной активности на втором году, низкой двигательной и социальной активности, менее выраженных положительных эмоций на третьем году. Также он был ниже, чем у детей с умеренной задержкой НПР, за счет нарушений сна на втором году, менее выраженных положительных эмоций, низкого уровня познавательной деятельности, двигательной и социальной активности на третьем году. У детей из семьи с выраженной задержкой НПР общие балльные оценки эмоционально-
го статуса к 2 годам достоверно не изменялись; к 3 годам определялась их отрицательная динамика за счет уменьшения выраженности положительных эмоций, двигательной активности и социальных контактов, что рассматривается как проявление астенических эмоционально-поведенческих реакций и, по мнению ряда авторов, способствует углублению задержки НПР [3, 5, 12].
Эмоциональный статус у воспитанников домов ребенка с выраженной задержкой НПР на протяжении всего периода раннего возраста был ниже, чем у воспитанников с умеренной задержкой НПР, за счет более выраженных проявлений страха и низкого уровня познавательной деятельности на первом году, более выраженных отрицательных эмоций и проявлений страха, менее выраженных положительных эмоций на втором году, более выраженных отрицательных эмоций и менее выраженных положительных эмоций, низкого уровня познавательной деятельности, двигательной и социальной активности, нарушений аппетита на третьем году. На протяжении всего периода раннего возраста у воспитанников домов ребенка с выраженной задержкой НПР наблюдалась отрицательная динамика показателей эмоционального статуса за счет увеличения выраженности отрицательных эмоций, проявлений гнева и страха, нарушений сна и аппетита, снижения двигательной активности, уменьшения выраженности положительных эмоций и социальных контактов, что рассматривается как проявление астенических эмоционально-поведенческих реакций [3, 5] и связано с длительной психоэмоциональной депривацией.
У воспитанников домов ребенка с выраженной задержкой, по сравнению со сверстниками из семьи с таким же уровнем НПР, в 1 год и 2 года отмечались более высокие балльные оценки сна и аппетита; в возрасте 3 лет - более низкие оценки отрицательных эмоций и страха.
В результате проведенного исследования выявлены возрастные особенности эмоционального статуса и типы эмоционально-поведенческих реакций (стенический, астенический) у детей раннего возраста в зависимости от уровня НПР и условий воспитания, что свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода к коррекции имеющихся нарушений.
Для коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой НПР осуществляются общие мероприятия, направленные на расширение социальных контактов, стимуляцию положительных эмоций и познавательной деятельности. С этой целью проводятся музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, арттерапия, игротерапия, эстето-терапия, лекотерапия и т.д., организуются праздники, утренники, выходы в театр, зоопарки, экс-
курсии (лес, озеро, город и др.). Большое значение имеют занятия на базе сенсорной комнаты, где решаются следующие задачи: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развитие двигательных функций; создание положительного эмоционального фона; повышение мотивации к проведению других лечебных процедур [6, 10, 16].
Для нормализации эмоционального статуса у воспитанников домов ребенка с задержкой НПР большое значение имеет коррекция психоэмоциональной депривации. С этой целью предлагается в течение дня использовать комплекс сенсорных раздражителей с учетом режимных моментов, разработанный О.М. Филькиной, Н.В. Долотовой, Е.А. Воробьевой [14]. Комплекс включает раздражители для 3 основных анализаторов - зрительного, слухового, тактильного. В предыдущих работах доказано, что данный комплекс оказывает положительное влияние на эмоциональный статус и способствует уменьшению сенсорной и эмоциональной депривации, нормализации НПР
[14].
Для реабилитации детей раннего возраста с задержкой НПР, воспитывающихся в семье в условиях психотравмирующей ситуации, большое значение придается коррекции детско-родительских отношений и работе с семьей. Только при условии комплексного подхода к реабилитации таких детей - с активным привлечением родителей, с учетом влияния семейных факторов на состояние НПР ребенка - возможно достижение ее максимальной эффективности [7, 10].
Основные направления работы с родителями детей с выраженной задержкой НПР:
• гармонизация детско-родительских отношений: психологические сеансы развивающего взаимодействия в диаде «мать-дитя»; психологические тренинги для родителей; «руководство взаимодействием», направленное на позитивное изменение отношений взрослого к ребенку; разрабатываются индивидуальные программы развития ребенка, ориентированные на потребности самого ребенка и возможности членов его семьи;
• снижение личностной и ситуативной тревожности родителей: повышается информированность родителей о психологических особенностях ребенка с задержкой НПР (тематические занятия, обучающие семинары); оказывается помощь родителям в осознании и принятии особенностей развития ребенка; проводится обучение родителей приемам аутогенной тренировки и саморегуляции;
• коррекция мотивационной сферы родителей: повышение семейных ценностей; развитие способностей, навыков и умений, необходимых для поддержания супружеских отношений и воспитания детей;
• развитие коммуникативных навыков ин-тровертированных родителей: тренинги общения.
Всем детям назначаются медикаментозные препараты, нормализующие состояние ЦНС (но-отропы, нейромодуляторы, нейропептиды, вазо-активные препараты, нейротрофического и нейротрансмиттерного действия), поливитаминные препараты, антиоксиданты. Особенностью коррекционных мероприятий при стеническом типе эмоционально-поведенческих реакции у детей с умеренной задержкой НПР являются занятия, обладающие расслабляющим, релаксирую-щим действием, назначение седативных препаратов; при астеническом типе у детей с выраженной задержкой НПР эффективны занятия и лекарственные препараты, обладающие стимулирующим воздействием на ЦНС [6, 7, 10, 16].
Оценка эмоционального статуса с выделением типов эмоционального развития должна проводиться у детей раннего возраста с задержкой НПР до и после каждого этапа реабилитационных мероприятий, а их динамика является критерием оценки эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.
Таким образом, у детей раннего возраста с выраженной задержкой НПР отмечается напряжение эмоционального статуса, более выраженное у воспитанников домов ребенка. У детей с умеренной задержкой НПР отмечается стениче-ский тип эмоционально-поведенческих реакции, у детей с выраженной задержкой - астенический, что свидетельствует о дифференцированном подходе к их коррекции. Ранняя коррекция эмоциональных нарушений у детей раннего возраста с задержкой НПР уже с первых месяцев жизни позволит предупредить дальнейшее ее углубление и скорригировать уже имеющиеся нарушения НПР.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жохова И.Н. Особенности психофизического развития детей в условиях государственных детских учреждений // Медико-психологические аспекты современной перинатологии. - М., 2003. -С. 169-170.
2. Ильин Е.П. Психофизиология состояния человека. - СПб. : Питер, 2005. - 412 с.
3. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М. : Медицина, 1985. - 288 с.
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 144 с.
11. Студеникин, М.Я. Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения и стационара: методические рекомендации / М.Я. Студеникин, Ю.А. Макаренко, А.И. Баркан. - М., 1978. - 45 с.
12. Судаков К.В. Индивидуальность эмоционального стресса // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2005. - Т. 105, № 2. - С. 4-12.
13. Тригер Р.Д. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. - СПб. : Питер, 2008. - 192 с.
14. Филькина О.М. , Воробьева Е.А., Долотова Н.В., Кочерова О.Ю., Шанина Т.Г., Пыхтина Л.А., Сот-никова Н.Ю., Матвеева Е.А., Кузьменко Г.Н., Ситникова О.Г. Особенности состояния здоровья и пути совершенствования медицинского обеспечения воспитанников домов ребенка: монография. - Иваново, 2010. - 240 с.
15. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 319 с.
16. Щипицина Л.М., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. - СПб, 2000. - 106 с.
5. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. -М., 1990. - 197 с.
6. Лильин Е.Т., Доскин В.А.. Детская реабилитоло-гия / Е.Т. Лильин, В.А. Доскин. - М. : Литтерра, 2011. - 640 с.
7. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 126 с.
8. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. 2-е изд. -М. : ЦОЛИУВ МЗ СССР, 1983. - 84 с.
9. Пшенникова М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. - 2000. -№ 2. - С. 24-31.
10. Соколова Е.В. Возможности системной психокоррекции отставания психического развития у детей // Омский научный вестник. - 2007. - Т. 62, № 6. - С. 131-136.