Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суханова Наталия Павловна, Толстикова Ольга Николаевна

В данной научно-исследовательской статье рассматриваются понятие «эмоциональная отзывчивость», теоретические основы проблемы развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушением зрения. В статье описываются авторские методики по диагностике эмоциональной сферы дошкольников, обсуждаются результаты экспериментального исследования особенностей эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с нарушениями зрения в сравнении с дошкольниками с нормальным психофизическим развитием. Раскрывается качественная и количественная характеристика уровней сформированности эмоциональной отзывчивости у детей с нарушением зрения. Отмечается важность разработки коррекционно-развивающей программы по формированию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с нарушением зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Суханова Наталия Павловна, Толстикова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS IN VISUAL IMPAIRED PRESCHOOLERS

The article discusses the concept of “emotional responsiveness”, the theoretical foundations of the problem of developing emotional responsiveness in visual impaired preschoolers. The article describes the author's methods for diagnosing the emotional sphere of preschoolers, discusses the results of an experimental study of the features of emotional responsiveness in older visual impaired preschoolers in comparison with preschoolers with normal psychophysical development. The qualitative and quantitative characteristics of the levels of formation of emotional responsiveness in visual impaired children are revealed. The importance of developing a correctional and developmental program for the formation of emotional responsiveness in older visual impaired preschoolers is noted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЯ

10. Orlinekova O.A. Psihologo-pedagogicheskaja priroda detskih strahov [Psychological and pedagogical nature of children's fears]. Studencheskij nauchnyj forum - 2020: XII mezhdunar. stud. konf. [Student Scientific Forum - 2020]. 2020, pp. 20-24. URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022723 (Accessed 05.01.2022).

11. Petchenko V.A. Shkol'nye ob#ektnye strahi detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Dis. kand. psihol. nauk [School object fears of primary school children. Ph. D. (Psychology) diss.]. Sankt-Peterburg, 1999. 206 p.

12. Frejd Z. Psihoanaliz: hrestomatija [Psychoanalysis]. Sankt-Peterburg: Piter, 2001. 195 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.А. Волгуснова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e -mail: misis.volgusnova@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4588-8854.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.A. Volgusnova, Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: misis.volgusnova@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4588-8854.

УДК 159.9 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_132

Наталия Павловна Суханова, Ольга Николаевна Толстикова

г. Архангельск

Особенности эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушением зрения

В данной научно-исследовательской статье рассматриваются понятие «эмоциональная отзывчивость», теоретические основы проблемы развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушением зрения. В статье описываются авторские методики по диагностике эмоциональной сферы дошкольников, обсуждаются результаты экспериментального исследования особенностей эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с нарушениями зрения в сравнении с дошкольниками с нормальным психофизическим развитием. Раскрывается качественная и количественная характеристика уровней сформированности эмоциональной отзывчивости у детей с нарушением зрения. Отмечается важность разработки коррекционно-развивающей программы по формированию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с нарушением зрения.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, нарушение зрения, дошкольники, коррекционно-развивающая работа.

Natalia Pavlovna Sukhanova, Olga Nikolaevna Tolstikova

Arkhangelsk

Features of emotional responsiveness in visual impaired preschoolers

The article discusses the concept of "emotional responsiveness", the theoretical foundations of the problem of developing emotional responsiveness in visual impaired preschoolers. The article describes the author's methods for diagnosing the emotional sphere of preschoolers, discusses the results of an experimental study of the features of emotional responsiveness in older visual impaired preschoolers in comparison with preschoolers with normal psychophysical development. The qualitative and quantitative characteristics of the levels of formation of emotional responsiveness in visual impaired children are revealed. The importance of developing a correctional and developmental program for the formation of emotional responsiveness in older visual impaired preschoolers is noted.

Keywords: emotional responsiveness, visual impairment, preschoolers, correctional and developmental work.

Изучением проблемы формирования эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения занимались Л.С. Выготский, Л.И. Солнцева, В.З. Денис-кина, Л.И. Плаксина и другие ученые. Однако изучению особенностей эмоциональной отзывчивости у детей данной нозологической группы в психолого-педагогической литературе уделялось недостаточно внимания.

ФГОС ДО акцентирует внимание на необходимости формирования у дошкольников эмоциональной отзывчивости, как одной из составляющих личности человека. Так, на этапе завершения дошкольного образования, в целевых ориентирах вместе с другими умениями и навыками стандарт

свидетельствует об умении дошкольника учитывать желания и чувства окружающих, договариваться, сочувствовать и сопереживать неудачам и радоваться успехам других, уметь выражать свои эмоции [4].

Эмоциональная отзывчивость - это качество человека, проявляющееся как способность видеть внутреннее эмоциональное состояние другого, умение радоваться успехам и сопереживать неудачам окружающих, сдерживать свои эмоции, готовность прийти на помощь.

Рассматриваемая нами категория - дети с нарушением зрения. Ученые, занимающиеся изучением проблемы эмоционального развития дан-

ной нозологической группы, выделили такие особенности: замкнутость, необщительность, безынициативность. Это отражается на формировании эмоциональной отзывчивости, развитии познавательной активности, любознательности. Дошкольники с указанным нарушением развития имеют недостаточные представления об эмоциональном состоянии окружающих его людей и о реальности их переживаний [5].

Изучение особенностей эмоциональной отзывчивости у детей проводилось на базе МБДОУ городского округа Город Архангельск «Детский сад комбинированного вида №154 «Колобок»». В данном исследовании участвовало 20 дошкольников возрастом 6 лет, среди которых 10 детей с нарушением зрения и 10 - с нормальным психофизиологическим развитием.

Поскольку у детей с вышеуказанным нарушением имеются особенности зрительного восприятия, такие как фрагментарность и неточность, которая приводит к неполным, а иногда и к искаженным представлениям об объекте окружающего мира, при изучении особенностей эмоциональной отзывчивости помимо выявления у дошкольников способности к сопереживанию мы исследуем способность к идентификации и мимическому выражению эмоций. Так как человек, который не всегда способен адекватно мимикой выразить свои эмоции не имеет возможности правильно распознать эмоции другого человека.

Для выявления особенностей сформированно-сти эмоциональной у дошкольников с нарушением зрения использовались следующие методики: «Эмоциональные лица» (модифицированная методика) Н.Я. Семаго [1]; «Определи эмоции человека по ситуации» О.А. Прусаковой [2]; «Методика изучения мимической моторики» Г.А. Волковой [3]; методика (модифицированная) «Изучение понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картинке» В.Б. Никишиной [2].

Вышеперечисленные диагностические методики были нацелены на выявление таких критериев, как понимание детьми старшего дошкольного возраста эмоций изображенных людей, воспроизведение эмоций, уровень сформированности способности к сопереживанию.

Первая применяемая методика «Эмоциональные лица» была направлена на выявление сформи-рованности умения дошкольников идентифицировать эмоции изображенных на картинках людей. Были получены следующие данные:

- высокий уровень сформированности умения распознавать эмоции показали 30% детей с нарушением зрения и 50% группы дошкольников с нормальным психофизиологическим развитием. Эти дети при выполнении заданий допустили по 1-2 ошибки, на вопросы, задаваемые исследователем, давали развернутые ответы, проявили умение соотносить изображенные на карточках эмоции с личными переживаниями;

- средний уровень был определен у 60% исследуемых дошкольников с нарушением развития и у 50% детей с нормальным психофизиологическим развитием. Распознавание эмоций изображенных на карточках людей вызвали у данных детей затруднения, им требовалась подсказка взрослого. Но у детей с нормальным психофизическим развитием в отличии от их сверстников с нарушением зрения соотнесение изображенных эмоций с личными переживаниями не вызвало сложностей;

- низкий уровень сформированности умения идентифицировать изображенные на карточках эмоции детей показали 10% детей с нарушением развития. У исследуемой группы детей с нормальным психофизическим развитием указанный уровень не был выявлен. Дети не смогли определить и соотнести изображенные эмоции, на вопросы взрослого отвечали кратко, допуская ошибки и не исправляя их.

Затем было проведено изучение сформиро-ванности умения воспроизводить мимические выражения («Методика изучения мимической моторики»). В результате выявлено следующее:

- высокий уровень выявлен у 50% дошкольников с нарушением зрения и у 90% детей с нормальным психофизическим развитием. Эти дети легко справились с заданием, изобразив все названные эмоциональные состояния, при воспроизведении которых применяли мимику, а иногда сопровождая и пантомимическими движениями. Эмоции лица были выразительны и понятны;

- средний уровень показали 40% дошкольников с нарушением зрения и 10 детей с нормальным психофизиологическим развитием. Дети испытывали затруднения в изображении эмоций, им была необходима подсказка. Эмоции лица были не выразительны;

- низкий уровень определен только у дошкольников с нарушением зрения и равен 10%. Дети не смогли адекватно изобразить предложенные эмоциональные состояния даже с помощью взрослого.

Далее следовало изучение сформированности понимания эмоциональных состояний, характерных для переживания в определенных ситуациях («Определи эмоции человека по ситуации»). Проведение вышеуказанной методики позволило нам выделить следующие данные:

- высокий уровень понимания эмоций героя выявлен у 10% детей с нарушением зрения и у 30% дошкольников с нормальным психофизиологическим развитием. Исследуемые смогли распознать все эмоциональные состояния героя в описываемых ситуациях;

- средний уровень определен у 90% детей с нарушением зрения и у 70% с нормальным психофизическим развитием. Эти дети при распознании эмоций героя допустили по 1-2 ошибки, иногда пользуясь подсказкой взрослого;

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 3 (55) 2022

133

ПСИХОЛОГИЯ

- низкий уровень понимания эмоций героя выявлен не был ни в одной из исследуемых групп.

После этого следовало выявление навыка у детей определять эмоции людей, изображенных на сюжетных картинках и готовности к сопереживанию. («Изучение понимания эмоционального состояния людей, изображенных на картинках»). Результаты проведенной методики следующие:

- высокий уровень выявлен у 50% детей с нарушением зрения и у 70% детей с нормальным психофизическим развитием. Дошкольники правильно смогли распознать все изображенные на картинках эмоции, на все вопросы давали полные ответы, проявили умение сопереживать персонажам, готовность выручить в трудную минуту;

- средний уровень выявлен у 40% детей с нарушением зрения и у 30% испытуемых с нормальным психофизиологическим развитием. В процессе определения изображенных на сюжетных картинках эмоций дошкольники допустили по 2-3 ошибки. Дети испытывали сложности, путая близкие по внешним проявлениям мимические эмоции «испуг» и «удивление», «вина» и «грусть». Проявили склонность к сопереживанию, сочувствию персонажам, но их рассуждения о возможной помощи героям оказались несостоятельными и несерьезными;

- низкий уровень умения определять эмоции детей и взрослых выявлен у 10% детей с указанным нарушением развития. У группы исследуемых детей с нормальным психофизиологическим развитием низкий уровень не был определен. Дети испытывали сложности в распознании эмоций детей и взрослых, путая эмоцию «радость» и «злость». На вопросы исследователя не отвечали или отвечали кратко, допуская неточности и не исправляя их. Показали неготовность к сопереживанию, сочувствию персонажам.

Полученные в процессе исследования данные позволяют распределить испытуемых на группы, отражающие уровни сформированности эмоциональной отзывчивости:

- высокий уровень составляет 20% от группы дошкольников с нарушением зрения и 50% - с нормальным психофизическим развитием. Эти дети обладают способностью определять эмоциональные состояния окружающих, умеют воспроизводить мимические выражения, сопереживать, проявляют готовность помогать нуждающимся;

- средний уровень составляет 70% среди дошкольников с нарушением зрения и 50% среди их сверстников с нормальным психофизическим развитием. Эти дети испытывают некоторые сложности как в выражении собственных эмоций, так и в распознавании эмоций окружающих. Они склонны к сочувствию, но их представления о внутреннем эмоциональном состоянии человека поверхностны;

- низкий уровень составляет 10% от группы дошкольников с нарушением развития, в то время как среди дошкольников с нормальным психофизиологическим развитием данный уровень сформи-рованности эмоциональной отзывчивости не был определен. Этим детям сложно определить и выразить мимически эмоциональное состояние. Они не склонны к эмоционально-тёплым отношениям с детьми, не испытывают сочувствия и сопереживания к окружающим.

Проведенное исследование дало возможность раскрыть особенности эмоциональной отзывчивости у дошкольников нарушением зрения. Дети указанной нозологической группы способны сопереживанию, сочувствию, однако их познания о внутреннем мире окружающих, о реальности переживаемых эмоций остаются поверхностными и незрелыми. Дети с нарушением в развитии испытывают затруднения как в проявлении собственных эмоций, так и в понимании эмоций окружающих, путая близкие по внешнему виду мимические выражения «обида» и «грусть», «удивление» и «испуг», «удивление» и «радость», «стыд» и «грусть». В связи с выявленными особенностями необходимо разработать коррекционно-развивающую программу по развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушением зрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика : науч. изд. / К. Ингенкамп. - Москва : Педагогика, 1991. - 240 с.

2. Психодиагностика эмоциональной сферы личности : практ. пособие / сост. Г.А. Шалимова. - Москва : АРКТИ, 2006. - 232 с.

3. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности : учеб. пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - 5-е изд. - Москва : Флинта : МПСИ, 2008. - 320 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : от 17.10.2013, №1155 (с изм. и доп.). - Электрон. дан. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.12.2021).

5. Федоренко, Ю.В. Проблема эмоционального развития детей с амблиопией и косоглазием / Ю.В. Федоренко // Наука. Инновации. Технологии : науч. электрон. журн. - 2010. - № 71. - С. 208-213.

REFERENCES

1. Ingenkamp K. Pedagogicheskaja diagnostika: nauch. izd. [Pedagogical diagnostics]. Moscow: Pedagogika, 1991. 240 p.

2. Shalimova G.A. (ed.) Psihodiagnostika jemocional'noj sfery lichnosti: prakt. posobie [Psychodiagnostics of the emotional sphere of personality]. Moscow: ARKTI, 2006. 232 p.

3. Ratanova T.A., Shljahta N.F. Psihodiagnosticheskie metody izuchenija lichnosti: ucheb. posobie [Psychodiagnostic methods of studying personality]. Moscow: Flinta: MPSI, 2008. 320 p.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija: ot 17.10.2013, №1155 (s izm. i dop.) [Federal State Educational Standard of Preschool Education]. URL: https://fgos.ru/ (Accessed 15.12.2021).

5. Fedorenko Ju.V. Problema jemocional'nogo razvitija detej s ambliopiej i kosoglaziem [The problem of emotional development of children with amblyopia and strabismus]. Nauka. Innovacii. Tehnologii: nauch. jelektron. zhurn. [Science. Innovation. Technologies], 2010, no. 71, pp. 208-213.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.П. Суханова, студентка 5 курса, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, ФГБОУ ВО «Северный арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия, e-mail: sukhanov. 1977@bk.ru.

О.Н. Толстикова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Северный арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия, email: olga.osovskaya@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2066-7606.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.P. Sukhanova, 5th year student, 44.03.03 Special (defectological) education, Lomonosov Northern Arctic Federal University, Arkhangelsk, Russia, e-mail: sukhanov.1977@bk.ru.

O.N. Tolstikova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Special Pedagogy and Psychology, Lomonosov Northern Arctic Federal University, Arkhangelsk, Russia, e-mail: olga.osovskaya@mail.ru, ORCID: 00000003-2066-7606.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 3 (55) 2022

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.