Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЧУВСТВА СТРАХА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬИХ И ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЧУВСТВА СТРАХА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬИХ И ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЧУВСТВО СТРАХА / ОБЪЕКТЫ / ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна

В статье уделяется внимание проблематике чувства страха, а именно объектам страха. Актуальность темы опосредована развитием эмоциональной сферы, способностью лучше дифференцировать эмоции, изменением социальной позиции младшего школьника, появлением рефлексии в третьем и четвертом классах. Целью исследования становится обнаружение различных тенденций проявления чувства страха у учащихся третьих и четвертых классов. В качестве методик психодиагностики были применены методики «Страхи» и «Нарисуй страшное» (А.И. Захаров). В работе отражаются наблюдаемые автором общие и специфические тенденции у 56 учащихся 3 - 4 -х классов. В результате обнаружили большее количество и разнообразие объектов чувства страха у четвероклассников, по сравнению с данными психодиагностики третьеклассников. Гипотеза была подтверждена, учащиеся четвертых классов демонстрируют более выраженное чувство страха смерти, физического ущерба, пространственные страхи, страха сказочных персонажей и привидений, чем учащиеся младших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF OBJECTS OF FEAR IN STUDENTS OF THE THIRD AND FOURTH GRADES

The article focuses on the issue of fear, namely the objects of fear. The relevance of the topic is mediated by the development of the emotional sphere, the ability to better differentiate emotions, the change in the social position of the younger student, the emergence of reflection in the third and fourth grades. The aim of the study is to detect various tendencies of manifestation of a sense of fear in students of the third and fourth grades. As methods of psychodiagnostics, the methods “Fears” and “Draw the fear” (A.I. Zakharov) were applied. The work reflects the general and specific tendencies observed by the author in 56 students of grades 3-4. As a result, we found a greater number and variety of objects of fear in fourth-graders, compared with the psychodiagnostic data of third-graders. The hypothesis was confirmed, fourth-grade students demonstrate a more pronounced sense of fear of death, physical damage, spatial fears, fear of fairy-tale characters and ghosts than elementary school students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЧУВСТВА СТРАХА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬИХ И ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ»

УДК 159.9 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_127

Екатерина Андреевна Волгуснова г. Шадринск

Исследование объектов чувства страха у обучающихся третьих и четвертых классов

В статье уделяется внимание проблематике чувства страха, а именно объектам страха. Актуальность темы опосредована развитием эмоциональной сферы, способностью лучше дифференцировать эмоции, изменением социальной позиции младшего школьника, появлением рефлексии в третьем и четвертом классах. Целью исследования становится обнаружение различных тенденций проявления чувства страха у учашдхся третьих и четвертых классов. В качестве методик психодиагностики были применены методики «Страхи» и «Нарисуй страшное» (А.И. Захаров). В работе отражаются наблюдаемые автором общие и специфические тенденции у 56 учащихся 3 - 4 -х классов. В результате обнаружили большее количество и разнообразие объектов чувства страха у четвероклассников, по сравнению с данными психодиагностики третьеклассников. Гипотеза была подтверждена, учащиеся четвертых классов демонстрируют более выраженное чувство страха смерти, физического ущерба, пространственные страхи, страха сказочных персонажей и привидений, чем учащиеся младших классов.

Ключевые слова: начальная школа, обучающиеся, чувство страха, объекты, тенденции.

Ekaterina Andreevna Volgusnova

Shadrinsk

The study of objects of fear in students of the third and fourth grades

The article focuses on the issue of fear, namely the objects of fear. The relevance of the topic is mediated by the development of the emotional sphere, the ability to better differentiate emotions, the change in the social position of the younger student, the emergence of reflection in the third and fourth grades. The aim of the study is to detect various tendencies of manifestation of a sense of fear in students of the third and fourth grades. As methods of psychodiagnostics, the methods "Fears" and "Draw the fear" (A.I. Zakharov) were applied. The work reflects the general and specific tendencies observed by the author in 56 students of grades 3-4. As a result, we found a greater number and variety of objects of fear in fourth-graders, compared with the psychodiagnostic data of third-graders. The hypothesis was confirmed, fourth-grade students demonstrate a more pronounced sense of fear of death, physical damage, spatial fears, fear of fairy-tale characters and ghosts than elementary school students.

Keywords: elementary school, students, feeling of fear, objects, tendencies.

В современной действительности остро обозначен вопрос психологически здоровой личности учащихся начальной школы. В период обучения в начальной школе учащиеся 9-10 лет встречаются с различными ситуациями, которые обусловлены всевозможными внешними и внутренними причинами, в том числе трудности во взаимоотношениях со сверстниками, буллинг, чрезмерная строгость родителей и учителей, богатая фантазия, колоссальный поток информации в интернете и СМИ о происходящей ситуации в мире, смертельных болезнях, затронувших многие семьи в нашей стране и не только. Все указанные причины отражаются в объектах чувства страха подрастающего поколения, живущего на изломе трансформации социума.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями оказались страхи у детей (Л.С. Акопян, О.М. Попова, А.В. Спирина и другие). Как отмечается в большинстве психолого-педагогических исследований, вытесненные и не обозначенные страхи обуславливают ряд проблем в учебно-воспитательной деятельности обучающихся начальной школы, в большей мере они связаны со социальными, медицинскими и школьными страхами, указанные группы объектов страха детерминируют психологический климат в ученическом

коллективе, выстраивание доверительных и уважительных отношений учеников со значимыми взрослыми. Безусловно вытесненные и не прожитые страхи у подрастающего субъекта блокируют его гармоничное развитие и успешное формулирование его личности во всех сферах.

Научная литература 20 века обширно раскрывает проблематику страхов учащихся в работах

A. Адлера, В.И. Гарбузовой, А.И. Захарова, М.В. Осориной, Ч. Спилбергера, Дж. Уотсона, З. Фрейда, Э. Фромма и др. Данные исследования опосредованы значимостью того, как сильно переживания младших школьников воздействуют на всех уровнях здоровья и полноценное формирование их личности. Исследования чувства страха в 21 веке не столь разнообразны (Л.С. Акопян, О.В. Кузьменкова,

B.А. Петченко, О.М. Попова, А.В. Спирина и др.).

Неоднозначность понятия «страха» это «.. .состояние аффекта -объединение определенных ощущений, ряда удовольствие-неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, и отражение определенного значимого события.» [12, С.97]; «.одна из основных и врожденных форм реакции души: меняются предметы страха, меняются выражение страха и его влияние на внутренний мир личности, на ее поведение, но страх как известная форма

оценки, как тип отношения к миру и людям остается всегда...» [3, С.65]; «...переживается как тревожное предчувствие, беспокойство, опасение. У человека возникает ощущение, что ситуация уже не под контролем, он испытывает всё больше неуверенности в собственном благополучии, страх переживается как чувство абсолютной незащищённости и неуверенности в собственной безопасности...» [4, С. 171]; «.как аффективное (эмоционально заостренное), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия» [9, С.88]; «.та эмоция, которой человек пытается избежать или свести к минимуму, но в то же время страх, проявляясь в мягкой форме, способен побуждать к научению.» [6, С. 134].

В нашей работе проанализировав разные трактовки понятия страха, мы пришли к пониманию данного феномена, а именно страх - это эмоция, которая помогает человеку распознать опасность, грозящую ему реально или воображаемо, носит защитную и предупреждающую функции, обеспечивает выживание индивида в одних ситуациях или снижает приспособительные реакции в других. Страх переживается нами в различных ситуациях, которые имеют схожесть одной общей чертой. В каждой ситуации страх ощущается как угроза спокойствию и безопасности. Интенсивно пережитый страх запоминается на продолжительное время. Дети переживают страх как ощущение угрозы или опасности совместно с физическим дискомфортом. Больше всего они боятся физического повреждения, поэтому на какую-либо угрозу они проявляют чувство страха. Страх каждый проживает субъективно, характеризуясь разной реакцией. Один человек от страха может оцепенеть на месте, другой может начать убегать от опасности, а третий может начать защищаться как сможет.

В психологических изысканиях встречаются различные классификации видов страха, так Ю.Л. Неймер [8, С.17] указывает на невротический, реальный и свободный страхи; А.И. Захаров различает их по критериям: «.по характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные; по степени реальности - реальные и воображаемые; по степени интенсивности - острые и хронические.» [2, С.31]; по степени соответствия возрастным нормам (обычный возрастной естественный страх и патологический) [5, С.84].

Важно подчеркнуть, что страх кратковреме-нен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха. На патологический страх указывают его крайне драматические выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, трудно обратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, оказывает негативное воздействие

128

на характер, межличностные отношения и адаптацию субъекта к современным реалиям.

Нас заинтересовали именно детские страхи, так внушенные являются более распространенными, источником которых являются окружающие их взрослые. Они сознательно или бессознательно заражают ребенка страхом, эмоционально указывая на опасность в тех или иных ситуациях, например, «Не подходи - упадешь». Ребенок еще не может понять, чем ему это может грозить, но уже чувствует тревогу и затем он уже начинает бояться [10, С.21].

Кроме того, отмечают факторы возникновения страха в зависимости от их вида. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Факторы: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтность родителей, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [7, С.5].

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, лонгитюдностью и устойчивостью, негативным воздействием на воспитание характера субъекта, согласованностью с различными невротическими состояниями и чувствами, бегство от объекта страха. Факторы: результат длительных и неразрешимых переживаний; чувствительность, эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, искаженное представление о себе обусловленное эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными; отсутствие чувства безопасности, любви, авторитета взрослых; а также бедный опыт общения со взрослыми и сверстниками, неуверенность, педантичность и драматичность по отношению к отметкам ребенка; конфликты со сверстниками, не способность защитится от агрессии со стороны сверстников. Данный страх проявляется часто у младших школьников в боязни не оправдать ожидания взрослых, учителей; боязнь ошибиться при подготовке к урокам. Эти страхи с возрастом трансформируются, создают у субъекта чувство бессилия, не знание своих потребностей и чувств, не умение контролировать их [7, С.5].

Как пишет А.С. Колпакова, причинами страхов могут быть конкретный случай, пугающий ребенка (укусила собака и др.); внушенные страхи; богатое воображение, не «заземленность»; чувство вины; неумение выстраивать взаимоотношения со сверстниками; неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку; наличие

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (55) 2022_

PSYCHOLOGY

невроза [5, С.84]. Дж. Боулби в своей работе обращался к причинам чувства страха: отсутствие человека или объекта, которые обеспечивают его безопасность; страдание, сформированное в детстве как подмена любви [1, С.72].

Генерализированным страхом обучающихся становится «.страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, предпосылкой чего является увеличение социальной активности, развитие чувства долга, обязанности, т.е. «совести» как центрального психологического новообразования данного возрастного периода. У всех детей возрастает зависимость от оценок взрослых.» [11, С.102].

Проблема нашего изыскания заключается в необходимости современных исследований для обновления данных о страхах у младших школьников. К числу основных страхов учащихся начальной школы относятся страх смерти родителей, «быть не тем», разлуки, совершить ошибку и пр. Определенная группа страхов учащихся обусловлена ситуацией обучения в начальной школе, т.е. школьные или учебные страхи. Важно отметить, что именно в младшем школьном возрасте зарождаются и формируются важнейшие новообразования в интеллектуальной, эмоциональной и мотива-ционной сферах развития подрастающей личности.

Следовательно, возникает противоречие между потребностью современной практики началь-иого образования в расширение массива данных по

45,00%

объектам чувства страха и малой изученностью в современных работах по психологии; между потенциалом психики младших школьников в преодолении объектов чувства страха и слабым использованием его в работе педагога-психолога. Зарождается необходимость своевременного психолого-педагогического сопровождения гармоничного эмоционального развития младших школьников.

Цель исследования — обнаружение различных тенденций проявления чувства страха у учащихся третьих и четвертых классов. Мы выдвинули гипотезу о том, что учащиеся четвертых классов демонстрируют более многообразные объекты чувства страха по сравнению с третьеклассниками.

Методом исследования выступил констатирующий эксперимент. Для констатации объектов чувства страха у детей начальной школы обращались к методам психодиагностики: методики «Страхи» и «Нарисуй страшное» (А.И. Захаров) [2, С.280].

Выборку исследования составило 56 обучающихся 3-4-х классов МБОУ «Лицей №1» г. Шад-ринска (28 респондентов из 3 и 28 респондентов из 4 классов).

Результаты исследования и их обсуждение.

Мы сравнили объекты чувства страха респондентов из третьих и четвертых классов по методике «Страхи» авт. А.И. Захарова, отраженные на рисунке 1.

40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

39

35

,70% 2£.50%

32.14%

39

28

|25% 21,40%

,51%

Все

17,80%

■ 1

32

_

12 ,50

2C

32

,14%

14'1

28

21,40%

14,30%

10,701

,50%

3 класс

21

1 :

II

|i°f о

10.70

I

,2i%

\15°/\

35.70%

25% ,40Я

50

4 класс

14%

20%

■ Страх животных Медицинские страхи

■ Физический ущерб

■ Пространственные страхи

■ Сказочных персонажен, привидений

Рис. 1. Объекты чувства страха у обучающихся третьих и четвертых классов по методике «Страхи», %

I Страх смерти I Социальные срахи

Темноты, кошмаров, страшных фильмов I Школьные страхи

Первый ранг по частоте встречаемости - страх животных (22 респондента); вторичный- страх смерти (20 респондентов); третичный -медицинские страхи (болезнь, боль, уколы, врачи, кровь и т.д.) и социальные страхи (одиночество, наказания, выступления и т.д.) (по 16 опрошенных); четвертый ранг - физический ущерб (14 респондентов); пятый ранг - темноты, кошмарных снов, страшных фильмов (12 респондентов); шестой- пространственные страхи (10 опрошенных); реже встречаются седьмой - школьные страхи (низкие оценки, опоздание в школу, учителя и т.д.) (8 опрошенных) и восьмой ранги - страх сказочных героев, духов (7 респондентов).

У третьеклассников обнаруживаются высокие данные в объектах страха животных, медицинских и школьных страхах, чем у учащихся четвертых

классов. У четвероклассников были более высокие результаты в объектах страха смерти, физического ущерба, пространственных страхах, страхе сказочных героев и духов, чем у третьеклассников. Одновременные были страхи темноты, кошмаров и ужастиков у учащихся третьего и четвертого классов.

Статистически значимые различия по угловому преобразованию Фишера обнаружились между обучающимися третьего и четвертого классов по объектам чувства страха «физического ущерба» (транспорт, огонь, стихии, войны) (ф*эмп = 1.89 при р=0,02).

Вторая серия изыскания объектов чувства страха проводилась с испытуемыми из третьих и четвертых классов, предлагалось нарисовать по тематике «Нарисуй страшное» И.А. Захарова, представленные в рисунке 2.

I Страх животных ■ Сказочных персонажей, привидений

Школьные страхи ■ Медицинские страхи

Пространственные страхи ■ Социальные страх

Рис. 2. Объекты чувства страха у учащихся третьих и четвертых классов по методике «Нарисуй страшное», %

Из рисунка 2 видно, что первый ранг - страх животных (15 школьников); второй - сказочных героев, духов (12 детей); третий - школьные страхи (плохие оценки, опоздание в школу, учителя и т.д.) (7 испытуемых); четвертый - медицинские страхи (6 детей); пятый - пространственные страхи (3 ребенка); шестой ранги - социальные страхи (наказания, одноклассников и т.д.) (1 ребенок);

Следовательно, у учащихся из третьего класса доминируют объекты чувства страха животных; школьные страхи и социальные страхи над показателями у учащихся из четвертого класса. У учащихся из четвертого класса встречаются чаще школьные страхи и пространственные страхи, реже данные объекты изображаются учащимися третьего класса. Статистически значимые различия по угловому преобразованию Фишера между респон-

дентами третьего и четвертого классов были выявлены по объектам страха: сказочных персонажей, привидений (ф*эмп = 2.706 при р=0,01) и животных (ф*эмп = 2.345 при р=0,01).

Таким образом, на выборке из 56 учащихся из третьих и четвертых классов обнаружили 18 респондентов с разнообразными и многочисленными объектами чувства страха. В связи с этими результатами была разработана программа по нивелированию чувства страха для данной выборки, позволяющая создать благоприятную платформу для гармоничного и полноценного развития эмоциональной сферы, снижения объектов чувства страха и навыка совладания с нивелированными объектами.

Заключение. Отраженные в данной работе данные изыскания дают возможность резюмировать.

130

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (55) 2022

ISSN 2542-0291

Общие тенденции изображенных объектов чувства страха у учащихся третьих и четвертых классов отражаются в страхе животных и сказочных героев, духов. Одновременность возникновения страхов темноты, кошмаров, ужастиков у респондентов младшего школьного возраста.

Специфические тенденции изображенных объектов чувства страха представляются у учащихся из третьего класса в страхе животных; школьных страхов и социальных страхов над данными у учащихся из четвертого класса. У учащихся из четвертого класса отображаются чаще школьные страхи и пространственные страхи, реже данные объекты изображаются учащимися третьего

класса. В ответах на вопрос «Чего ты боишься?» обнаруживаются у третьеклассников высокие результаты в объектах страха животных, медицинские и школьные страхи, чем в данных учащихся четвертых классов. У четвероклассников были более высокие баллы в объектах страха смерти, физического ущерба, пространственные страхи, страха сказочных персонажей и привидений, чем у третьеклассников.

Описанное исследование имеет продолжение данной темы в изучение нивелирования объектов чувства страха у учащихся четвертых классов посредством методов арт-терапии, игротерапии, психогимнастики, рефлексии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Боулби, Дж. Детям - любовь и заботу / Дж. Булби. - Текст : непосредственный // Лишенные родительского попечительства / под ред. B.C. Мухиной. - Москва : Просвещение, 1991.

2. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 320 с. - Текст : непосредственный.

3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Москва : Академия, 1995. - 346 с. - Текст : непосредственный.

4. Изард, К.Э. Психология эмоций : пер. с англ. / К.Э. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 464 с. - Текст : непосредственный.

5. Колпакова, А.С. Детские страхи и их причины у детей младшего школьного возраста / А.С. Колпакова, Е.В. Пронина. - Текст : непосредственный // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 83-85.

6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 238 с. - Текст : непосредственный.

7. Кузьмина, М. Детский невроз страха / М. Кузьмина. - Текст : непосредственный // Школьный психолог. - 2000.

- № 24. - С. 3-7.

8. Маллаев, Д.М. Природа страха у детей младшего школьного возраста / Д.М. Маллаев, Э.З. Гусейнова. - Текст : электронный // Студенческий научный форум - 2014 : VI междунар. студ. конф. - 2014. - C. 15-19. - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014003887 (дата обращения: 05.01.2022).

9. Овчарова, Е.В. Особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей / Е.В. Овчарова, А.В. Полина. - Текст : электронный // Международный журнал экспериментального образования.

- 2017. - № 6. - С. 87-90. - URL: https://expeducation.ru/ru/artide/view?id=11698 (дата обращения: 21.02.22).

10. Орлинекова, О.А. Психолого-педагогическая природа детских страхов / О.А. Орлинекова. - Текст : электронный // Студенческий научный форум - 2020 : XII междунар. студ. конф. - 2020. - C. 20-24. - URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022723 (дата обращения: 05.01.2022).

11. Петченко, В.А. Школьные объектные страхи детей младшего школьного возраста : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Петченко Валентина Александровна. - Санкт-Петербург, 1999. - 206 с. - Текст : непосредственный.

12. Фрейд, З. Психоанализ : хрестоматия / З. Фрейд. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 195 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Boulbi Dzh. Detjam - ljubov' i zabotu [Children - love and care]. In Muhinoj B.C. (ed.) Lishennye roditel'skogo popechitel'stva [Deprived of parental care]. Moscow: Prosveshhenie, 1991.

2. Zaharov A.I. Dnevnye i nochnye strahi u detej [Day and night fears in children]. Sankt-Peterburg: Rech', 2010. 320 p.

3. 3en'kovskij V.V. Psihologija detstva [Psychology of childhood]. Moskva: Akademija, 1995. 346 p.

4. Izard K.Je. Psihologija jemocij [Psychology of emotions]. Sankt-Peterburg: Piter, 2000. 464 p. (In Russ.).

5. Kolpakova A.S., Pronina E.V. Detskie strahi i ih prichiny u detej mladshego shkol'nogo vozrasta [Childhood fears and their causes in primary school children]. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija [Almanac of Modern Science and Education], 2014, no. 4, pp. 83-85.

6. Krajg G. Psihologija razvitija [Developmental Psychology]. Sankt-Peterburg: Piter, 2000. 238 p.

7. Kuz'mina M. Detskij nevroz straha [Childhood neurosis of fear]. Shkol'nyjpsiholog [Schoolpsychologist], 2000, no. 24, pp. 3-7.

8. Mallaev D.M., Gusejnova Je.Z. Priroda straha u detej mladshego shkol'nogo vozrasta [The nature of fear in primary school children]. Studencheskij nauchnyj forum - 2014: VI mezhdunar. stud. konf. [Student Scientific Forum - 2014]. 2014, pp. 15-19. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014003887 (Accessed 05.01.2022).

9. Ovcharova E.V., Polina A.V. Osobennosti projavlenija strahov u detej mladshego shkol'nogo vozrasta iz neblagopo-luchnyh semej [Features of the manifestation of fears in primary school children from disadvantaged families]. Mezhdunarod-nyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International Journal of Experimental Education], 2017, no. 6, pp. 87-90. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11698 (Accessed 21.02.22)._

10. Orlinekova O.A. Psihologo-pedagogicheskaja priroda detskih strahov [Psychological and pedagogical nature of children's fears]. Studencheskij nauchnyj forum - 2020: XII mezhdunar. stud. konf. [Student Scientific Forum - 2020]. 2020, pp. 20-24. URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022723 (Accessed 05.01.2022).

11. Petchenko V.A. Shkol'nye ob#ektnye strahi detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Dis. kand. psihol. nauk [School object fears of primary school children. Ph. D. (Psychology) diss.]. Sankt-Peterburg, 1999. 206 p.

12. Frejd Z. Psihoanaliz: hrestomatija [Psychoanalysis]. Sankt-Peterburg: Piter, 2001. 195 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.А. Волгуснова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e -mail: misis.volgusnova@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4588-8854.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.A. Volgusnova, Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Department of Developmental Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: misis.volgusnova@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-4588-8854.

УДК 159.9 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_132

Наталия Павловна Суханова, Ольга Николаевна Толстикова

г. Архангельск

Особенности эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушением зрения

В данной научно-исследовательской статье рассматриваются понятие «эмоциональная отзывчивость», теоретические основы проблемы развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников с нарушением зрения. В статье описываются авторские методики по диагностике эмоциональной сферы дошкольников, обсуждаются результаты экспериментального исследования особенностей эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с нарушениями зрения в сравнении с дошкольниками с нормальным психофизическим развитием. Раскрывается качественная и количественная характеристика уровней сформированности эмоциональной отзывчивости у детей с нарушением зрения. Отмечается важность разработки коррекционно-развивающей программы по формированию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с нарушением зрения.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, нарушение зрения, дошкольники, коррекционно-развивающая работа.

Natalia Pavlovna Sukhanova, Olga Nikolaevna Tolstikova

Arkhangelsk

Features of emotional responsiveness in visual impaired preschoolers

The article discusses the concept of "emotional responsiveness", the theoretical foundations of the problem of developing emotional responsiveness in visual impaired preschoolers. The article describes the author's methods for diagnosing the emotional sphere of preschoolers, discusses the results of an experimental study of the features of emotional responsiveness in older visual impaired preschoolers in comparison with preschoolers with normal psychophysical development. The qualitative and quantitative characteristics of the levels of formation of emotional responsiveness in visual impaired children are revealed. The importance of developing a correctional and developmental program for the formation of emotional responsiveness in older visual impaired preschoolers is noted.

Keywords: emotional responsiveness, visual impairment, preschoolers, correctional and developmental work.

Изучением проблемы формирования эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения занимались Л.С. Выготский, Л.И. Солнцева, В.З. Денис-кина, Л.И. Плаксина и другие ученые. Однако изучению особенностей эмоциональной отзывчивости у детей данной нозологической группы в психолого-педагогической литературе уделялось недостаточно внимания.

ФГОС ДО акцентирует внимание на необходимости формирования у дошкольников эмоциональной отзывчивости, как одной из составляющих личности человека. Так, на этапе завершения дошкольного образования, в целевых ориентирах вместе с другими умениями и навыками стандарт

свидетельствует об умении дошкольника учитывать желания и чувства окружающих, договариваться, сочувствовать и сопереживать неудачам и радоваться успехам других, уметь выражать свои эмоции [4].

Эмоциональная отзывчивость - это качество человека, проявляющееся как способность видеть внутреннее эмоциональное состояние другого, умение радоваться успехам и сопереживать неудачам окружающих, сдерживать свои эмоции, готовность прийти на помощь.

Рассматриваемая нами категория - дети с нарушением зрения. Ученые, занимающиеся изучением проблемы эмоционального развития дан-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 132_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (55) 2022_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.