Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СПЕЦИФИКИ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СПЕЦИФИКИ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТИЛЬ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ / ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна, Ершов Вадим Юрьевич

Статья посвящена актуальной для учащихся младших классов проблеме страхов, возникающих в процессе обучения в школе. Многочисленные исследования подтверждают, что именно в младшем школьном возрасте в страхах находят свое отражение и негативные переживания, и индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, и возрастные особенности познания, особенно в период начала обучения в школе. Будущее детей зависит от их эмоциональной устойчивости, желания жить свободно, и быть открытыми к новым переменам. Проведенное исследование показало, что у детей младшего школьного возраста имеются множество страхов, самые актуальные для испытуемых - это страх смерти родителей, страх собственной смерти, страх перед врачами, страх одиночества. Проведенное исследование особенностей материнского отношения выявило у большинства испытуемых ярко выражен неблагоприятный для развития детей стиль родительских отношений, часть семей имеют характеристики, мешающие ребенку развиваться актуально ему возрастному периоду. Так же в статье представлены показатели сравнительного анализа общего количества страхов у детей, воспитывающихся в семьях с благоприятным для развития ребенка стилем материнского отношения, и их сверстников из семей с неблагоприятным для развития стилем материнского отношения. Полученные результаты анализа показали, что в группе младших школьников из семей с преобладанием неблагоприятных для развития ребенка стилей материнского отношения общее количество страхов превышает количество страхов в группе детей из семей с преобладанием благоприятных для развития ребенка стилей материнского отношения. Для уточнения и конкретизации полученных данных в исследовании так же использовалась проективная методика «Рисунок семьи» (В.К. Лосева). В результате анализа детских рисунков было выявлено, что восприятие детьми своей семьи только частично отображает стили родительских (материнских) отношений. Выявленные отличия помогают увидеть, что некоторые дети воспринимают родительские отношения, как благоприятные, а материнский контроль способствует развитию близости, возможно не всегда безопасной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна, Ершов Вадим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF STUDYING THE RELATIONSHIP BETWEEN PARENTAL ATTITUDES AND THE SPECIFICS OF FEARS IN PRIMARY SCHOOL AGE

The article is devoted to the problem of fears that arise in the process of studying at school, which is relevant for primary school students. Numerous studies confirm that it is precisely at primary school age that negative experiences, the individual experience of the child’s interaction with the outside world, and age-related features of cognition are reflected in fears, especially during the beginning of schooling. The future of children depends on their emotional stability, desire to live freely, and be open to new changes. The study showed that children of primary school age have many fears, the most relevant for the subjects are the fear of the death of their parents, the fear of their own death, the fear of doctors, the fear of loneliness. The study of the characteristics of the maternal relationship revealed in the majority of the subjects a style of parental relations that is unfavorable for the development of children, some families have characteristics that prevent the child from developing according to his age period. The article also presents indicators of a comparative analysis of the total number of fears in children brought up in families with a maternal attitude favorable for the development of the child, and their peers from families with an unfavorable maternal attitude for development. The results of the analysis showed that in the group of younger schoolchildren from families with a predominance of maternal attitude styles that are unfavorable for the development of the child, the total number of fears exceeds the number of fears in the group of children from families with a predominance of maternal attitude styles favorable for the development of the child. To clarify and concretize the data obtained in the study, the projective technique “Family Drawing” (V.K. Loseva) was also used. As a result of the analysis of children's drawings, it was revealed that the children's perception of their family only partially reflects the styles of parental (maternal) relationships. The revealed differences help to see that some children perceive parental relationships as favorable, and maternal control contributes to the development of intimacy, which may not always be safe.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СПЕЦИФИКИ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

13. Лебедева, О.В. Специфика восприятия и отражения дошкольниками эмоциональных состояний / О.В. Лебедева // Психологические исследования развития личности: возрастной, тендерный и профессиональный аспект: коллективная монография; под ред. Т.Н. Князевой. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - С. 6-18.

14. Маркман, Е.В. Использование метода арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников / Е.В. Маркман // Психология человека в образовании. - 2020. - Т. 2. - №3. - С. 277-286

15. Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е.Б. Быстрай [и др.] // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2. - С. 9. - URL: https://www.minm-vestnik.ru/jour/article/view/1091 (дата обращения: 04.12.2022)

16. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - Москва: ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.

17. Романов, А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: Альбом игровых коррекционных задач / А.А. Романов. - Москва: «Плэйт», 2004. - 112 с.

18. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: 3-е изд., стереотип. / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 176 с.

19. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Глав. ред. Д.И. Фельдштейн; ред.-сост. Г.В. Бурменская. - Москва: МПСИ, 2005. - 656 с.

20. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - Москва: Просвещение, 1990. - 103 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ершов Вадим Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СПЕЦИФИКИ СТРАХОВ В

МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной для учащихся младших классов проблеме страхов, возникающих в процессе обучения в школе. Многочисленные исследования подтверждают, что именно в младшем школьном возрасте в страхах находят свое отражение и негативные переживания, и индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, и возрастные особенности познания, особенно в период начала обучения в школе. Будущее детей зависит от их эмоциональной устойчивости, желания жить свободно, и быть открытыми к новым переменам. Проведенное исследование показало, что у детей младшего школьного возраста имеются множество страхов, самые актуальные для испытуемых - это страх смерти родителей, страх собственной смерти, страх перед врачами, страх одиночества. Проведенное исследование особенностей материнского отношения выявило у большинства испытуемых ярко выражен неблагоприятный для развития детей стиль родительских отношений, часть семей имеют характеристики, мешающие ребенку развиваться актуально ему возрастному периоду. Так же в статье представлены показатели сравнительного анализа общего количества страхов у детей, воспитывающихся в семьях с благоприятным для развития ребенка стилем материнского отношения, и их сверстников из семей с неблагоприятным для развития стилем материнского отношения. Полученные результаты анализа показали, что в группе младших школьников из семей с преобладанием неблагоприятных для развития ребенка стилей материнского отношения общее количество страхов превышает количество страхов в группе детей из семей с преобладанием благоприятных для развития ребенка стилей материнского отношения. Для уточнения и конкретизации полученных данных в исследовании так же использовалась проективная методика «Рисунок семьи» (В.К. Лосева). В результате анализа детских рисунков было выявлено, что восприятие детьми своей семьи только частично отображает стили родительских (материнских) отношений. Выявленные отличия помогают увидеть, что некоторые дети воспринимают родительские отношения, как благоприятные, а материнский контроль способствует развитию близости, возможно не всегда безопасной.

Ключевые слова: младший школьный возраст, возрастные страхи, детско-родительские отношения, стиль материнского отношения, гиперсоциализация, инфантилизация.

Annotation. The article is devoted to the problem of fears that arise in the process of studying at school, which is relevant for primary school students. Numerous studies confirm that it is precisely at primary school age that negative experiences, the individual experience of the child's interaction with the outside world, and age-related features of cognition are reflected in fears, especially during the beginning of schooling. The future of children depends on their emotional stability, desire to live freely, and be open to new changes. The study showed that children of primary school age have many fears, the most relevant for the subjects are the fear of the death of their parents, the fear of their own death, the fear of doctors, the fear of loneliness. The study of the characteristics of the maternal relationship revealed in the majority of the subjects a style of parental relations that is unfavorable for the development of children, some families have characteristics that prevent the child from developing according to his age period. The article also presents indicators of a comparative analysis of the total number of fears in children brought up in families with a maternal attitude favorable for the development of the child, and their peers from families with an unfavorable maternal attitude for development. The results of the analysis showed that in the group of younger schoolchildren from families with a predominance of maternal attitude styles that are unfavorable for the development of the child, the total number of fears exceeds the number of fears in the group of children from families with a predominance of maternal attitude styles favorable for the development of the child. To clarify and concretize the data obtained in the study, the projective technique "Family Drawing" (V.K. Loseva) was also used. As a result of the analysis of children's drawings, it was revealed that the children's perception of their family only partially reflects the styles of parental (maternal) relationships. The revealed differences help to see that some children perceive parental relationships as favorable, and maternal control contributes to the development of intimacy, which may not always be safe.

Key words: primary school age, age-related fears, child-parent relationship, style of maternal attitude, hypersocialization, infantilization

Введение. Проблема детских страхов является одной из самых распространенных среди вопросов, с которыми обращаются родители к психологам и педагогам. Изучением особенностей эмоциональной сферы детей и подростков, а так же различного рода проявлений их психоэмоционального неблагополучия многие отечественные и зарубежные ученые, такие как А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П.Хейманс, А.М. Прихожан, А.Ф. Ремеева, Ю.З. Колотоваи др., причем наиболее уязвимым в этом плане признается младший школьный возрасти ввиду этого производится достаточно широкое научное изучение. На сегодняшний день в психологических исследованиях уже накоплены некоторые данные относительно особенности страхов детей, причин из появления, разнообразия и степени выраженности [1, 2, 4, 7], а так же о роли родителей в появлении тех или иных вариантов страхов [3, 6, 8]. Вместе с тем, исследование данных состояний представляется затруднительным, в связи с влиянием на психологическое состояние субъекта и разнообразие предметов, ситуаций страха.

Однако, работа со страхами представляется одновременно с 2-х сторон: с одной стороны, необходимо понимать, что формирование страха связано с избеганием нежелательных последствий, с другой же стороны - важно не допускать чрезмерных проявлений страха, мешающих взаимодействию с миром, и уж тем более не усиливать его.

Также остается открытым вопрос методологии и эффективности технологий работы со страхом, параллельно аспекту приспособления детского мышления к текущей среде и ее особенностям. Будущее детей зависит от их эмоциональной устойчивости, желанию жить свободно, и быть открытыми к новым переменам. Страх, это нормальная реакция на новые изменения в организме, но дисбаланс в принятии и понимании фундамента страха, особенно влияет на психическое здоровье личности. В связи с перечисленными аспектами, работа представляется актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.

Мы полагаем, что количество, степень выраженности и виды страхов у младших школьников будут иметь взаимосвязь с преобладающим стилем родительского (материнского) отношения.

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования было изучение специфики проявления страхов учащихся младших классов с учетом преобладающего в их семье стилем родительского (материнского) отношения.

В исследовании приняли участие учащиеся первых классов лет средней общеобразовательной школы города Нижнего Новгорода общей численностью 52 человека. В исследовании были использованы следующие методики: опросник родительского отношения (ДРО), методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова), «Рисунок семьи» проективная методика (Лосева В.К.).

Полученные результаты исследования материнского отношения в семьях испытуемых с помощью опросника ДРО, показали, что более половины испытуемых - 65% придерживается неблагоприятных для развития ребенка стилей родительского отношения, а именно: инфантилизация («маленький неудачник») - 27% (7 матерей), эмоциональное отвержение - 15% (4 матери) и авторитарная гиперсоциализация - 15% (4 матери). В то же время 9 (35%) опрошенных нами матерей демонстрируют преобладание благоприятных для развития ребенка стилей родительского отношения, среди которых кооперация (19%) и эмоциональное принятие (15%).

ак, у матерей доминирующим стилем является инфантилизация («маленький неудачник») - 27% (7 матерей), то есть родитель приписывает школьнику личную несостоятельность, видит своего ребенка несоответствующим реальному возрасту. Поведение, увлечения и чувства ребенка воспринимаются родителем, как несерьезные. Мы можем предположить, что у таких матерей присутствует страх за то, что их ребенок будет неуспешен в школе, будет получать плохие оценки.

Равные результаты мы видим по шкалам эмоциональное отвержение - 15% (4 матери) и авторитарная гиперсоциализация - 15% (4 матери). В семьях где выявлено эмоциональное отвержение в детско-родительских отношениях, мать воспринимает ребенка неудачливым, ей кажется, что он не может быть успешным из-за низких способностей.

Стиль «Авторитарная гиперсоциализация» характеризует наличие постоянного контроля за поведением ребенка. Взрослый требует послушания, навязывает свою волю, контролирует поведение, мысли, и чувства ребенка. Можно предположить, что у таких матерей существует тревожность за будущее ребенка. Это проявляется в социальной ситуации развития, где младший школьник переходит на новый этап взросления и у него происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. Так же ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, не исчезает в младшем школьном возрасте, а приобретает новые формы, где существуют правила. Таким образом ребенку необходимо давать свободу, для безопасной адаптации к первому классу. Взрослый хочет видеть в школьнике уже осознанного человека, который легко приспосабливается к любым обстоятельствам, но он не получает должного послушания, так как необходимо учитывать реальные особенности данного возраста.

Шкала «симбиоз» имеет самый низкий показатель - 8% (2 матери), это свидетельствует о том, что большая часть матерей наладили психологическую дистанцию с ребенком. Проявления симбиоза показывает, что родитель находится в симбиотических отношениях с ребенком, т.е. ощущает себя единым целым с ним, стремясь удовлетворить все его потребности и защитить его от жизненных трудностей.

Таким образом, у большинства матерей выявлен неблагоприятный для развития детей стиль детско-родительских отношений, в 17 семьях выявлены характеристики, мешающие ребенку развиваться актуально ему возрастному периоду. По результатам проведенной диагностики мы разделили всех детей - участников нашего исследования на две группы: в первую вошли те, кто воспитывается матерями, демонстрирующими благоприятные для развития ребенка стили родительского отношения, во вторую - те, кто воспитывается матерями с неблагоприятными для развития ребенка стилями родительского отношения.

В ходе исследования специфики страхов у младших школьников с помощь методики «Страхи в домиках», было выявлено, что у испытуемых наиболее преобладающими были страхи: перед уколами (92%), боли (85%), перед врачами (81%), одиночества (81%), смерти родителей (81%), страх смерти (81%), темноты (81%), чудовищ (73%). Выявленные страхи являются типичными в этом возрасте по интерпретации авторов методики.

Так, главным страхом младшего школьника, является страх своей смерти и родителей. Он возникает, когда ребенок начинает осознавать, что в мире все не вечно. Он понимает, что в какой - то момент он перестанет быть ребенком, он вырастет, постареет и умрет. Это вызывает беспокойство у школьника. С подобным состоянием ребенок может справится сам, спустя время, но только при условии того, что в семье будет царить атмосфера любви и радости. В случае, если родители постоянно говорят про болезни, про смерти в мире или близких друзей - это усилит страхи ребенка в несколько раз.

Нетипичным страхом по интерпретации А.И. Захарова, является одиночество - 81% (21 испытуемый). Ребенок боится, что он будет пустым местом, что с его мнением никто не будет считаться. Он боится, что никогда не заведет друзей, что его никто не поддержит и он останется наедине со своими страхами, что снижает чувство уверенности в себе и собственной значимости. Этому страху часто подвержены дети с проблемными отношениями в семье. Большое количество запретов, обесценивание интересов и мыслей ребенка, обесценивание его стараний может проявляться, как страх не соответствия

«быть не тем, кем хотят его видеть родители». К примеру, он решит задачу и совершит ошибку, а его друг решит правильно. Это зарождает в ребенка страх ошибок, поражений, падений. Он боится делать не так, как положено в обществе, потому что его не примут. И после, это так же перерастает в страх одиночества, непринятия себя. Страхи также зависят от веры ребенка во что - либо. Высокие показатели заметны в страхе темноты - 81% (21 испытуемый) и чудовищ - 73% (19 испытуемых). К примеру, ребенок верит не сказочных персонажей, а в несчастливые цифры или переходящую дорогу черную кошку. Также вера в сверхъестественное, которая за счет фантазии ребенка, может провоцировать чувство страха от простого мигания света. Подобные страхи - главный признак зарождения тревожности у ребенка.

Страх может выражаться в невротической форме. Он может проявляться в страхе заражения, в условиях, когда родители постоянно говорят про страшные виды болезней, от которых человек может умереть. Это можно увидеть по высоким показателям страха уколов - 92% (24 испытуемых), врачей - 81% (21 испытуемый), боли - 85% (22 испытуемых). Такие разговоры подогревают страх смерти и со временем ребенок становится невротиком. Такому страху подвержены дети, у которых слабая психологическая защита, уже есть повышенный уровень тревожности и родители, которые беспрестанно опекают ребенка. Так же, мы можем предположить, что в условиях пандемии дети часто испытывали тревогу, некоторые из них находились в изоляции с родителями, что усилило чувство страха.

В ходе исследования мы выяснили, что у первоклассников имеются множество страхов, самые актуальные для испытуемых - это страх смерти, страх перед врачами, страх одиночества.

Далее мы рассмотрим показатели сравнительного анализа общего количества страхов испытуемых, воспитывающихся в семьях с благоприятным для развития ребенка стилем материнского отношения, и их сверстников из семей с неблагоприятным для развития стилем материнского отношения.

Для анализа мы использовали U - критерий Манна - Уитни. Полученное эмпирическое значение Шмп = 3 при p <0,01 находится в зоне значимости.

Полученные данные подтверждают, что в группе младших школьников из семей с преобладанием неблагоприятных для ребенка стилей материнского отношения общее количество страхов примерно в три раза превышает количество страхов в группе детей из семей с преобладанием благоприятных для развития ребенка стилей материнского отношения. При этом по U - критерию Манна - Уитни нами зафиксированы статистически значимые различия на уровне р<0,01, что позволяет сделать вывод о наличии существенной разницы в количественных показателях страхов в семьях с разными стилями родительского отношения, и тем самым подтвердить нашу гипотезу о наличии связи между спецификой преобладающего стиля материнского отношения и общей численностью переживаемых детьми страхов.

Для уточнения и конкретизации полученных нами данных в исследовании так же использовалась методика «Рисунок семьи» (В. К. Лосевой), по результатам проведения которой были проанализированы рисунки детей. Симптомокомплексы, разработанные автором (благоприятная семейная ситуация, тревожность у ребенка, конфликтность в семье, чувство неполноценности, враждебность в семейной ситуации) позволяют детально изучить рисунки каждого ребенка и выявить важные аспекты, которые раскрывают внутрисемейную ситуацию.

Для конкретизации полученных нами данных, мы сопоставили рисунки детей с доминирующими стилями материнских отношений по результатам теста - опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Таким образом, анализ детских рисунков семьи у 48 школьников подтвердил стиль родительского отношения демонстрируемый их матерями, и только 4 детских рисунка показали различия между восприятием типа семейных отношений у детей и их матерей.

Выводы. Полученные результаты по методике В.К. Лосевой «Рисунок семьи» позволяют сделать вывод, что восприятие детьми своей семьи частично отображает стили родительских (материнских) отношений. В 85% случаях детские рисунки семьи полностью подтверждают стиль материнских отношений в семье. В 15% семей есть существенные различия. Возможно некоторые матери рассматривают отношения с ребенком как идеальные, это говорит об отсутствие эмоционального контакта и не желании слышать и понимать ребенка. Так же отличия помогают рассмотреть, что некоторые дети видят родительские отношения, как благоприятные и материнский контроль способствует развитию близости, возможно не всегда безопасной.

Таким образом, гипотеза нашего исследования статистически подтверждена, но по результатам рисунков, мы не можем однозначно утверждать, что благоприятный и неблагоприятный для развития стиль материнских отношений влияет на количество, степень выраженности и содержание страхов у детей младшего школьного возраста. Полагаем, что основными причинами, повлекшими к возникновению у младших школьников значительного числа самых разнообразных страхов, является несоответствующий потребностям и возможностям ребенка стиль материнского отношения и соответственно неудовлетворенность детей этим отношением и своим положением в семье (отсутствие понимания, поддержки, чрезмерная опека и т.п.).

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.

2. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 159 с.

3. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И. Захаров. - СПб.: Гипппократ, 1995. - 128 с.

4. Захаров, А.И. Ночные и дневные страхи у детей / А.И. Захаров. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. - 448 с.

5. Ильин, Е.П. Психология страха / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 384 с.

6. Лебедева, О.В. Социально-психологический портрет современного школьника / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник мининского университета. - 2022. - Том 10. - № 3. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1375/907 html (дата обращения: 19.11.2022)

7. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

8. Семенова, Л.Э. Детский взгляд на пандемию COVID-19: гендерная специфика представлений старших дошкольников и младших школьников / Л.Э. Семенова, В.Э. Семенова, И.А. Конева, Н.В. Карпушкина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4. - URL:https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1297 html (дата обращения: 19.11.2022)

9. Столин, В.В. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования .- 2015. - №3. - С. 16-37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.