Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьный возраст / развитие / мотивация / эмоциональный интеллект / обучение / эмоциональная компетентность.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Золотых Каролина Викторовна, Спирина Татьяна Алексеевна

в статье рассмотрены вопросы понятий эмоциональный интеллект, обучение, мотивация, эмоциональная компетентность, особенности их взаимосвязи и проявления у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ

ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Золотых К.В.1, Спирина Т.А.2

1Золотых Каролина Викторовна - магистрант; 2Спирина Татьяна Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедры психолого-педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова, г. Абакан

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы понятий эмоциональный интеллект, обучение, мотивация, эмоциональная компетентность, особенности их взаимосвязи и проявления у младших школьников. Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие, мотивация, эмоциональный интеллект, обучение, эмоциональная компетентность.

Исследование эмоционального интеллекта младших школьников является актуальным направлением современной психолого-педагогической науки. Роль эмоций, эмоциональной вовлеченности в деятельность, эмоционального отношения отмечена во всех работах отечественных учёных в области общей, возрастной и педагогической психологии: Л.С Выготский, Б.В. Зейгарник, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, Ю.Б. Гиппенрейтер. Г. А. Андреева, Е.П. Ильин, В.В. Бойко и многие другие современные авторы.

Младший школьный возраст, младшее звено школьного обучения - это не только начало освоения знаний, расширения кругозора, но и важнейший этап социализации, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, с учителем, в новых условиях, где правила и становятся более серьёзными, появляются учебные задания. Контроль, оценивание становятся частью повседневности детей, требуя усилий и формируя ответственность за результаты своей деятельности. Результаты исследований эмоционального интеллекта, эмоциональной идентификации, эмоциональной компетентности школьников, отражены в работах Е.И. Изотовой и Е.В. Никифоровой, Т.Р. Гарнер, Г.В. Юсуповой А.В. Межиной, Т.Ю. Кураповой, О.А. Яшновой, Э.Б. Егоровой, Г. А. Широковой, М.А. Кузьмищевой, Е.В. Мараткановой, Д.М. Рыжова и др.

Первый свой школьный шаг проходит каждый ученик, что иллюстрирует массовость, подчеркивает непреходящий характер и актуальность направлений, изучающих вопросы эмоционального интеллекта.

В исследовании, проведенном на базе СОШ №11 г. Абакана, приняли участие 84 учащиеся трех третьих классов: ЗА (29 учащихся), 3Б (25 учащихся), 3Г (30 учащихся), в возрасте 9 -10 лет.

В качестве диагностических методов эмпирического исследования были использованы:

• Методика «Что - почему - как» М.А. Нгуен (выявление степени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём, уровень эмоционального интеллекта).

• методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, Е.В. Никифоровой.

• «Эмоциональная пиктограмма», в модификации М.А. Кузьмищевой.

• Анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой.

• Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).

В рамках сравнительного анализа в работе использовался метод математико-статистической обработки угловое преобразование Фишера - (ф* критерий Фишера), для выявления значимости различий.

В нашей работе для наглядности использованы схема структурных элементов эмоционального интеллекта Д.М. Рыжова, включающая четыре его наиболее часто диагностируемые характеристики.

К структурным компонентом эмоционального интеллекта относятся:

Восприятие эмоций, понимание эмоций, поведение в соответствии с пережитыми эмоциями, идентификация эмоций.

Данные исследования эмоциональной идентификации представлены в таблице №1.

Таблица №1. Результаты идентификации эмоций («Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, Е.В.

Никифоровой), n=84.

Класс Процентное соотношение показателей (%)

Высокий уровень (1 балл) Средний уровень (0,5 балл) Низкий уровень (0- балл)

ЗА - n=29 13,7 58,7 27,6

ЗБ- n=25 12,0 72,0 16,0

ЗГ- n=30 16,6 53,4 30,0

При сравнении данных диагностики всех трех классов выявлено следующее. В процентном

соотношении, высокий уровень развития эмоциональной сферы наиболее выражен у учащихся 3Г класса -16,6%. В двух других классах процент детей с высоким уровнем меньше, соответственно: 12% - 3Б и 13,7% - 3А. Средний уровень развития эмоциональной сферы, при котором школьники верно определили 4 - 6 эмоций, правильно их называли, смогли их выразительно изобразить, но прибегли к помощи со стороны взрослого при опознании и рисовании остальных заданий - является доминирующим во всех трех классах. Максимальное значение показателя в 3Б классе - 72 %. В ЗА -58,7%, в 3Г - 53,4%. Максимальный показатель низкого уровня развития эмоциональной сферы, при котором школьники смогли правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний, но им потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно - действенная, наиболее выражен у учащихся ЗГ - 30%. В ЗА -27,6% и в ЗБ - 16%.

Данные диагностики особенностей эмоционального развития с применением методики «Эмоциональная пиктограмма», в модификации М.А. Кузьмищевой представлены в таблице №2.

Таблица №2. Результаты исследования эмоционального развития учащихся («Эмоциональная пиктограмма», в

модификации М.А. Кузьмищевой), п=84

Класс Процентное соотношение показателей (%)

Высокий уровень (10 — 12 баллов) Средний уровень (8 — 10 баллов) Низкий уровень (4 — 6 баллов)

ЗА - п=29 3.5 69,0 27,5

ЗБ- п=25 - 84,0 16,0

ЗГ- п=30 13,3 56,6 30,0

Методика «Эмоциональная пиктограмма», в модификации М.А. Кузьмищевой выявляет особенности когнитивно-аффективных компонентов эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Анализ данных, показывает, что у большинства испытуемых всех трех классов, обнаружен средний уровень адекватности восприятия эмоций: 69%, 84% и 56,6% - соответственно ЗА, ЗБ и ЗГ. Во всех трех классах процент учащихся с высоким уровнем адекватности восприятия эмоций является минимально выраженным: ЗА -З,5%, ЗГ - 1З,З%, ЗБ - 0% и представляет собой актуальную зону умственного и эмоционального развития, «мишень» для приложения усилий родителей, так и специалистов. Именно на этот уровень позволяет раскодировать и назвать сложные эмоции.

Методика М.А. Нгуен «Что - почему - как», направлена на выявление уровня эмоционального интеллекта, степени готовности ребёнка сопереживать, учитывать эмоциональное состояние другого человека, заботиться о нём.

Данные диагностики готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека (Методика «Что - почему - как» М.А. Нгуен), представлены в таблице №3.

Таблица №3. Результаты исследования уровня эмоционального интеллекта (Методика « Что - почему - как» М. А.

Нгуен,) п=84

Класс Процентное соотношение показателей (%)

Высокий уровень (5 - 6 баллов) Средний уровень (3 - 4 балла) Низкий уровень (0 - 2 балла)

ЗА - п=29 17,3 68,8 13,7

ЗБ- п=25 3,6 88,4 8,0

ЗГ- п=30 10,0 70,0 20,0

Процентное соотношение показателей высокого уровня распределено по классам, согласно данным диагностики, следующим образом: максимальный процент в ЗА - 17,З%, минимальный в ЗБ - 3,6%, промежуточный вариант, в ЗГ - 10%. При высоком уровне эмоционального интеллекта, предложенные ребёнку проблемные ситуации рассматриваются им конструктивно.

Данные таблицы №З показывают, что процентное соотношение по среднему уровню между классами следующее: ЗА - 68,8%, ЗБ - 88,4%, ЗГ - 70,0%. Этот уровень наиболее выражен. Он тоже позволяет школьникам справляться с заданиями теста, но, иным образом. Здесь, возникшую проблему учащиеся решают менее конструктивно, по сравнению с теми, у кого уровень эмоционального интеллекта высокий Данные диагностики уровня учебной мотивации младшего школьника Н. Г. Лускановой отражены в таблице №4.

Таблица №4. Результаты исследования уровня учебной мотивации младшего школьника (анкета для оценки уровня

учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой) n=84.

Класс Процентное соотношение показателей (%)

Очень высокий уровень ( 25-30 баллов) Высокий уровень ( 20 -24балла) Средний уровень (15 - 19 баллов) Низкий уровень (10 - 14 баллов) Очень низкий уровень (менее 10 баллов)

3А - n=29 6.8 - 31,0 44,8 17,4

3Б- n=25 8,0 32,0 28,0 20 12,0

3Г- n=30 16,7 20,0 26,7 26,6 10,0

Диагностические данные исследования уровня учебной мотивации представлены на пяти уровнях. Показатели высокого, среднего и низкого уровней учебной мотивации (трех из пяти) наиболее выражены во всех классах. Крайние значения мотивационных проявлений - очень низкий и очень высокий уровни, менее выражены. Выявлено, что максимально высокий уровень учебной мотивации продемонстрировали учащиеся 3Г класса - 16,7%. У 3Б - 8%, у ЗА - 6,8%, минимальный результат среди очень высоких показателей мотивации. Самый низкий уровень мотивации к учебной деятельности получен в ЗА - у 17,4% учащихся. В ЗБ он составляет -12%, в ЗГ - 10%.

Данные диагностики представлений о школе с использованием методики «Беседа о школе» модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера), отражены в таблице №5.

Таблица №5. Результаты методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина,

А.Л. Венгера).

Класс Процентное соотношение показателей (%)

0 уровень 1 уровень 2 уровень 3 уровень

3А - n=29 55,1 31,0 10,3 3,4

3Б- n=25 40,0 20,0 32,0 8

3Г- n=30 50,0 23,4 20,0 6,6

Анализ показывает, что у школьников максимально проявлен нулевой - 0 уровень, соответствующий неприятию, отрицательному отношению к школе и обучению. Он представлен в классах следующим образом: ЗА - 55,1%, 3Б - 40 %, 3Г - 50 %. Это свидетельствует о проблемной ситуации в отношении к школе у практически половины учеников. каждого из трех третьих классов. .Распределение по классам отражает полученные данные: ЗА - 3,4%, ЗБ - 8,0%, ЗГ - 6,6%. В 3-ем Б, они максимальные - 8,0%. Таким образом, анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

На основе статистического анализа (ф* критерий Фишера) установлено, что различия в проявлении характеристик эмоционального интеллекта между учащимися, не достигают уровня статистической значимости. Тем не менее, результаты исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных особенностей эмоционального интеллекта младших школьников в организации процесса обучения и постановке коррекционных задач по изменению слабых характеристик эмоционального интеллекта на более благоприятные.

Список литературы

1. Алешина А.В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха / А.В. Алешина, С.Т. Шабанов. -Санкт-Петербург: Речь, 2012. - 336 с.

2. Алешина А.В. Эмоциональный интеллект. Российская практика / А.В. Алешина, С.Т. Шабанов. -Москва: «Манн, Иванов и Фербер». - 2014. - 429 с.

3. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - Москва: Академия, 2013. - 208 с

4. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2015. № 5. С. 57-65.

5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. -Новополоцк: ПГУ, 2014. - 388 с.

6. Берк Л.Е. Развитие ребенка. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 1056 с.

7. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

8. Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / М.А. Нгуен // Ребёнок в детском саду. -2008. № 1. С. 83 - 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.