Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихонова И.М.

В статье представлены результаты экспериментального исследования уровня сформированности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Описаны методы, позволяющие диагностировать компоненты эмоционального интеллекта. Показан количественный и качественный анализ полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Тихонова И.М.,

магистрант

Научный руководитель: Волчегорская Е.Ю.,

д.п.н., профессор, зав. кафедрой ППиПМ г. Челябинск, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования уровня сформированности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Описаны методы, позволяющие диагностировать компоненты эмоционального интеллекта. Показан количественный и качественный анализ полученных результатов.

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, дети младшего школьного возраста.

Понятие эмоциональный интеллект выступает как «способность идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих, способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений» [1]. Данное понятие было выделено при выявлении специфики становления социального интеллекта. Социальный интеллект, рассматриваемый Э. Торндайком, - это способность понимать людей, поступать мудро в отношении других, быть настолько социальным, что уметь прогнозировать поведение оппонента. Выделяют следующие структурные компоненты эмоционального интеллекта: восприятие эмоций, понимание эмоций, идентификация эмоций, поведение в соответствии с переживаемыми эмоциям.

В своей исследовательской работе мы провели эмпирическое изучение уровня сформированности эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Выборку составили 24 школьника от 6 до 8 лет. Также в исследовании принимали участие родители и учителя. Для определения уровня сформированности эмоционального интеллекта использовались тест «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой [3]; комплекс методик «Диагностика развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника» (М.А. Нгуен), включающий анкету для родителей и учителей и опросник для детей «Что -почему-как», направленный на выявление степени готовности ребенка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нем [5].

В результате проведенных исследований были получены следующие результаты. Высокий уровень восприятия эмоциональных реакций детьми продемонстрировал только каждый пятый ребенок. 67% младших школьников справились с тестом только после того как были воспроизведены аудиально и показаны визуально эмоциональные реакции героев. Также мы сделали вывод, что воспроизводить эмоциональные реакции детям намного проще, чем их осознавать. На завершающем этапе диагностики дети пробовали рассказать о своих ситуациях, в которых они испытывали те же реакции что и герои. И тут вновь мы столкнулись с тем, что у лишь треть учащихся продемонстрировала высокий уровень понимания эмоций. Возможно, это связано с тем, что не каждый ребёнок был готов поделиться своими историями при всем классе.

С помощью второй методики мы выяснили, что не все дети могут показать пути конструктивного

решения проблемы. В основном решение сводилось к тому, чтобы сестра или брат просто просили не смеяться, в то время как конструктивным решением проблемы является нахождение либо причины случившейся ситуации, либо озвучивание испытываемых чувств обижаемого. С данной задачей справились только 21% от общего количества детей, принимающих участие в исследовании. Большая часть школьников получила нулевой результат. Более позитивные результаты мы получили, когда анализировали ответы детей о причине поступка. Однако только 8% детей смогли передать эмоциональные реакции ребенка, которого в предложенной истории обижали. Для полного составления «эмоционального портрета» ребенка мы провели анкетирование родителей и учителей. По мнению родителей, дети достаточно развиты в восприятии (85% родителей), понимании (80% родителей) и идентификации собственных эмоций и эмоций окружающих (65% родителей), а также что в их верной передаче (60% родителей). Опрос учителей показал, что, по их мнению, верно воспринимают свои эмоций только 46% детей, понимают свои эмоций и верно их передают лишь половина учеников класса.

Таким образом, анализ полученных результатов говорит о том, что необходимо проводить работу, направленную на развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста во взаимодействии педагога с родителями.

Список использованной литературы:

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб. : БХВ-Петербург, 2012. — 212 с.

2. Андреева, И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» [Текст]: / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2009. - №4.- 131 с.

3. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. — М.: Академия, 2004. — 278 с. — С. 65-77.

4. Mayer J.D. Emotional Intelligence: Popular or Scientific Psychology. N.Y., 2005.

5. Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 5. — С. 8087.

© Тихонова И.М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.