Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
432
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие эмоционального интеллекта / дети младшего школьного возраста / программа занятий / development of emotional intelligence / primary school students / class program

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткачева Анастасия Александровна, Румянцева Анита Владиславовна

Статья посвящена исследованию развития эмоционального интеллекта у детей 7-8 лет. В ходе работы был изучен уровень эмоционального интеллекта у младших школьников данного возраста, выявлены основные трудности в идентификации, понимании и анализе, выражении эмоций и управлении ими. На основе проведенной диагностики разработана и реализована программа занятий, в результате участия в которой, уровень эмоционального интеллекта у детей повысился. Описаны изменения, произошедшие в эмоциональной сфере участников, проанализирована динамика развития эмоционального интеллекта в ходе прохождения программы. Полученные данные сопоставлены с результатами диагностики младших школьников, не посещавших занятия. С помощью опроса родителей изучен перенос детьми приобретенных в процессе прохождения комплекса занятий знаний и умений в повседневную жизнь, а также отмечено повышение интереса участников к эмоциональным проявлениям, как своим, так и других людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ткачева Анастасия Александровна, Румянцева Анита Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN 7-8 YEARS OLD

The article is devoted to research of development of emotional intelligence in children 7-8 years old. In this work, the level of emotional intelligence in younger schoolchildren of this age was studied, the main difficulties in identifying, understanding and analyzing, expressing emotions and managing them were found. Based on the diagnostics, a training program was created and implemented, as a result of participation in which the level of emotional intelligence in children increased. The changes that occurred in the emotional sphere of the participants are described, the dynamics of the development of emotional intelligence during the program is analyzed. The data obtained were compared with the diagnostic results of children who did not attend classes. With the help of a survey of parents, the use of knowledge and skills acquired by children in the course of completing a set of classes in everyday life was studied, and an increase in the interest of participants in emotional expressions, both their own and other people, was noted.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ»

УДК 159.9+37.013.77

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ

Ткачева Анастасия Александровна

студент, Петрозаводский государственный университет,

г. Петрозаводск, Российская Федерация E-mail: anastasiya. tkacheva29@gmail. com

Научный руководитель: Румянцева Анита Владиславовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация E-mail: anitarum@mail.ru

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN

7-8 YEARS OLD

Tkacheva Anastasiya Aleksandrovna

student, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation E-mail: anastasiya. tkacheva29@gmail. com

Scientific supervisor: Rumyantseva Anita Vladislavovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of

Psychology of Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation E-mail: anitarum@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию развития эмоционального интеллекта у детей 7-8 лет. В ходе работы был изучен уровень эмоционального интеллекта у младших школьников данного возраста, выявлены основные трудности в идентификации, понимании и анализе, выражении эмоций и управлении ими. На основе проведенной диагностики разработана и реализована программа занятий, в результате участия в которой, уровень эмоционального интеллекта у детей повысился. Описаны изменения, произошедшие в эмоциональной сфере участников, проанализирована динамика развития эмоционального интеллекта в ходе прохождения программы. Полученные данные сопоставлены с результатами диагностики младших школьников, не посещавших занятия. С помощью опроса родителей изучен перенос детьми приобретенных в процессе прохождения комплекса занятий знаний и умений в повседневную жизнь, а также отмечено повышение интереса участников к эмоциональным проявлениям, как своим, так и других людей.

Abstract. The article is devoted to research of development of emotional intelligence in children 7-8 years old. In this work, the level of emotional intelligence in younger schoolchildren of this age was studied, the main difficulties in identifying, understanding and analyzing, expressing emotions and managing them were found. Based on the diagnostics, a training program was created and implemented, as a result of participation in which the level of emotional intelligence in children increased. The changes that occurred in the emotional sphere of the participants are described, the dynamics of the development of emotional intelligence during the program is analyzed. The data obtained were compared with the diagnostic results of children who did not attend classes. With the help of a survey of parents, the use of knowledge and skills acquired by children in the course of completing a set of classes in everyday life was studied, and an increase in the interest of participants in emotional expressions, both their own and other people, was noted.

Ключевые слова: развитие эмоционального интеллекта, дети младшего школьного возраста, программа занятий.

Keywords: development of emotional intelligence, primary school students, class program.

На сегодняшний день многие сферы жизни детей тем или иным образом связаны с компьютерными технологиями. Недавний временный переход в дистанционный формат обучения в школах и учреждениях дополнительного образования только усилил данную тенденцию. Уменьшается время естественного общения, сокращается перечень ситуаций, в которых ребенок вживую коммуницирует как с другими детьми разного возраста, так и со взрослыми, что негативно сказывается на развитии эмоционального интеллекта. Сложности в осознании своих эмоций, неумение выразить их приемлемым образом отражаются на взаимоотношениях ребенка с окружающими, препятствуют его успешному становлению в обществе.

В научной литературе понятие «эмоциональный интеллект» появилось относительно недавно, чуть более 30 лет назад. Наиболее весомый вклад в изучение данного феномена внесли Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, Р. Бар -Он, Д. Гоулман и др. [9, с. 30-31], среди отечественных ученых - Д.В. Люсин, И.Н. Андреева [2; 3; 9]. Анализируя различные подходы к пониманию эмоционального интеллекта, можно отметить, что большинство исследователей выделяют такие его значимые аспекты, как понимание и управление эмоциями, умение грамотно использовать информацию, содержащуюся в них, общую направленность индивида на эмоциональную сферу.

Изучению эмоционального интеллекта у детей посвящены труды Е.А. Сергиенко, Е.И. Изотовой, А.В. Добрина, Т.С. Киселевой, Е.А. Хлевной и др. [11; 6; 4; 8; 12].

Стоит отметить, что в настоящее время наиболее активно исследуется формирование и совершенствование эмоционального интеллекта у

дошкольников, подростков, студентов, а также специалистов различных профессий. Однако развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте не менее значимо и имеет свои особенности, определяющие специфику становления эмоционального интеллекта на более поздних этапах [1, с. 61].

Младший школьник, помимо адаптации к процессу обучения, сталкивается с необходимостью выстраивать новые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, что сопровождается переживанием широкого диапазона эмоций. Развитый эмоциональный интеллект помогает ребенку перерабатывать эмоциональную информацию и успешнее адаптироваться к новым условиям. Понимание как своих, так и чужих эмоций, умение применить в своей деятельности знания, полученные при интерпретации и анализе эмоциональных состояний, являются основой обучения, а также способствуют выстраиванию позитивных взаимоотношений с окружающими [5, с. 60-61]. Навыки управления своими эмоциями позволяют первоклассникам достигать академических успехов. Также высокий уровень эмоционального интеллекта облегчает дальнейший переход ребенка из начальной в среднюю школу [10, с. 123].

В младшем школьном возрасте детям становятся доступны для понимания более сложные эмоции, расширяются и обогащаются представления об эмоциональной сфере человека, навыки выражения различных эмоций и самоконтроля совершенствуются благодаря произвольности и развитию способности к рефлексии, что при правильном подходе взрослых является хорошей основой для повышения уровня эмоционального интеллекта [11, с. 57].

В связи с усложнением социальной жизни младшего школьника происходит расширение спектра переживаемых эмоций, обогащение словарного запаса новой эмоциональной лексикой, развитие эмпатии. Однако учащимся начальной школы, особенно в возрасте 7-8 лет, бывает сложно выразить вербально свои переживания, проанализировать причины их возникновения [11, с. 58]. В то время, как умение правильно обозначить ту или иную эмоцию

делает возможным смысловой анализ эмоциональных реакций [7, с. 53].

Таким образом, младший школьный возраст является значимым периодом в процессе развития эмоционального интеллекта. Однако в настоящее время недостаточно комплексных специализированных программ, направленных на его развитие у младших школьников, известных и доступных широкому кругу лиц, эффективность и результативность которых проверена и доказана.

Данное исследование посвящено изучению развития эмоционального интеллекта у детей 7-8 лет.

Гипотезой послужило предположение о том, что проведение специально разработанного комплекса занятий повышает уровень развития эмоционального интеллекта у детей данного возраста.

В исследовании принимали участие 44 человека (по 22 человека в контрольной и экспериментальной группах) в возрасте 7-8 лет, учащиеся первого класса различных школ г. Петрозаводска.

На начальном этапе работы был изучен уровень развития эмоционального интеллекта, а также уровни идентификации, выражения эмоций и структуры эмоциональных представлений у младших школьников в обеих группах с помощью методик «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой и «Что -почему - как» М.А. Нгуен.

В результате первичной диагностики было выявлено, что наибольшие трудности возникают у детей при необходимости проанализировать ту или иную эмоцию, определить, почему она возникла, а также ее назначение в конкретной ситуации. Идентифицировать эмоции удивления, стыда, презрения, отвращения. Дифференцировать страх и удивление, гнев/отвращение/стыд, вину и презрение, спокойствие и печаль. При необходимости произвольного выражения эмоций наблюдалась активизация преимущественно только нижнего или верхнего мимического паттерна у половины участников или слабая активизация всей мимики у некоторых детей.

Затем с учетом полученных сведений была разработана программа занятий, направленная на повышение уровня эмоционального интеллекта.

Акцент делался на развитие способностей осознавать эмоции, вербализовать их, понимать эмоциональное состояние других людей, на расширение словаря эмоций, улучшение умений анализировать их, выражать с помощью мимики, пантомимики, а также выбирать адекватный ситуации способ выражения той или иной эмоции.

Комплекс состоял из 10 занятий, 9 из которых были посвящены изучению основных эмоций и чувств (радость, печаль, интерес и удивление, злость, страх, отвращение, стыд и вина, презрение, зависть и обида, доверие). Заключительная встреча была направлена на обобщение и закрепление пройденного материала. Занятия проходили 2 раза в неделю, продолжительность каждого - 55-65 минут.

Также в начале и в конце реализации программы осуществлялось наблюдение за работой ребят во время занятий.

Далее вновь были изучены исследуемые показатели в двух группах. Помимо работы с участниками проводился опрос родителей, чьи дети посещали занятия, чтобы исследовать влияние программы на поведение ребенка в повседневной жизни.

По результатам диагностики после прохождения комплекса занятий в экспериментальной группе положительная динамика по показателю «уровень эмоционального интеллекта» наблюдалась у 46%. В контрольной - у 9% (рис. 1). Изменения статистически значимы (р<0,01; использовался Т-критерий Вилкоксона). Достоверных изменений у детей, не принимавших участие в занятиях, не выявлено.

100

во

60

46

■ эг

■ кг

20

40

0

9

Уровень эмоционального интеллекта

Рис. 1. Динамика в уровне эмоционального интеллекта в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах (в процентах)

Положительную динамику в уровне идентификации эмоций продемонстрировали 50% школьников в экспериментальной группе, 4% - в контрольной. Опрос родителей показал, что 68% детей, участвовавших в занятиях, стали чаще говорить о своих чувствах и лучше объяснять их, 64% в целом больше обращают внимание на эмоции (как свои, так и других людей).

Изменения по показателю «структура эмоциональных представлений» выявлены у 46% детей-участников программы и у 9% первоклассников из контрольной группы.

Также по результатам наблюдения к окончанию занятий 27% научились стабильно определять, в чем заключается польза той или иной эмоции. Словарный запас пополнился новой эмоциональной лексикой по данным наблюдения у 77% детей, согласно опросу родителей - у 46%. Расхождение может быть связано с тем, что на занятии ребенок настроен на тему эмоций, погружен в работу, ведущий может задавать наводящие вопросы. Для закрепления использования новой лексики в повседневной речи требуется активное ее использование в общении с родителями, учителями и

сверстниками.

Умение выражать эмоции суммарно улучшилось в экспериментальной группе у 46%, в контрольной - у 18%. Динамика по трем исследуемым параметрам представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Изменения в уровнях идентификации, структуры эмоциональных представлений и произвольного выражения эмоций по окончании исследования в экспериментальной и контрольной группах (в процентах)

По результатам наблюдения лучше выражать эмоции стали 32% детей, контролировать степень интенсивности их проявления 23%, а родители отметили положительную динамику в выражении у 59%, приобретении некоторых навыков самоконтроля при возникновении сильных эмоций - у 41%. Рассогласование в полученных данных могут объясняться субъективной оценкой родителей, не четкой дифференциацией при ответе на вопрос вербального и мимического выражения эмоций, состоянием детей во время наблюдаемого занятия.

Выработка навыка контролировать интенсивность проявления эмоций и управлять поведением требует более длительной работы, а также тренировки в различных обстоятельствах в реальной жизни. Кроме того, важным условием

здесь является участие взрослого, который может помочь ребенку скорректировать свое поведение.

Отсутствие динамики у примерно половины группы, наблюдающееся по всем изученным показателям, можно объяснить тем, что дети с высоким уровнем стабильно продемонстрировали его и при повторной диагностике, у участников со средним - выявленная динамика оказалась недостаточной для перехода на следующий уровень. Детям с низким уровнем в начале и в конце исследования, не смотря на наличие некоторых положительных изменений, может требоваться больше времени для достижения необходимого результата. Также могут сказываться личностные особенности, стереотипы воспитания, которые не позволяют проявлять многие эмоции открыто, затрудняют их понимание и анализ, что препятствует полноценному закреплению пройденного на занятиях материала и требует дополнительной работы с родителями и другими значимыми для ребенка взрослыми.

В целом, исследование показало, что у детей, после проведения специально разработанного комплекса занятий повышается интерес к эмоциональной сфере человека, расширяется словарь эмоций участников, улучшаются навыки понимания, вербализации, а также анализа причин возникновения и пользы различных эмоциональных состояний. Совершенствуется способность выражать эмоций с помощью мимики и пантомимики, формируется и развивается умение контролировать интенсивность их проявления, выбирать адекватный ситуации способ выражения.

Наиболее существенные изменения в эмоциональном интеллекте выявлены у тех детей, которые изначально испытывали трудности в понимании и выражении эмоций, а также имели недостаток информации о них.

Таким образом, разработанная программа занятий повышает уровень развития эмоционального интеллекта у детей 7-8 лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина А.В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха / А.В. Алешина, С.Т. Шабанов. - СПб.: Речь, 2012. - 336 с.

2. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 83-95.

3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие / И.Н. Андреева. - Новополоцк: Полоц. гос. ун-т, 2020. - 356 с.

4. Добрин А.В. Особенности эмоционального тонуса у первоклассников с различным уровнем эмоционального интеллекта как фактор психолого -социальной адаптации к начальной школе / А.В. Добрин // Science for Education Today. - 2020. - Т. 10. - № 3. - С. 65-85.

5. Егоренко Т.А. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству / Т.А. Егоренко, О.С. Безрукавный // Современная зарубежная психология. - 2016. - Т. 5. - № 3. - С. 59-65.

6. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

7. Карелина И.О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи / И.О. Карелина. -Прага: Vedeckovydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. - 157 c.

8. Киселева Т.С. Азбука эмоций / Т.С. Киселева, Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевная. - М.: АСТ, 2021. - 159 с.: с ил.

9. Люсин Д.В. Современное представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследование. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.

10. Орел Е.А. Паттерны социально -эмоционального развития первоклассника на входе в школу / Е.А. Орел, А.А. Пономарева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2018. - Т. 15. - № 1. - С. 107-127.

11. Сергиенко Е.А. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е.А. Сергиенко, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова и др. - М.: Дрофа, 2019. - 248 с.: ил.

12. Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей / Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева. - М.: АСТ, 2021. -255 с.: с ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.