2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
© А. В. Добрин
DOI: 10.15293/2226-3365.1705.07
УДК 159.91+159.922.72+159.942+37.015.3
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПОКАЗАТЕЛИ КАРДИОРИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
А. В. Добрин (Елец, Россия)
Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи показателей вариабельности кардиоритма (ВСР) и эмоционального интеллекта (ЭИ) детей 7-8 лет. Значимость выявления взаимосвязи показателей ВСР с уровнем ЭИ детей 7-8 лет обусловлена как индивидуализацией процесса обучения, с одной стороны, так и необходимостью сохранения здоровья детей, с другой. Особенности регуляции сердечного ритма отражают специфику адаптации к изменяющимся условиям. В связи с этим анализ взаимосвязи ВСР и ЭИ детей даёт возможность обнаружить специфику регуляции кардиоритма, связанную с эмоциональной активностью, и на основе этого спрогнозировать особенности адаптации к обучению в начальной школе. Целью статьи является изучение особенностей регуляции сердечного ритма младших школьников с различным уровнем эмоционального интеллекта.
Методология. Было обследовано 150 школьников младших классов. Детям были предложены методики диагностики эмоционального интеллекта («Эмоциональная пиктограмма», «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций», «Три желания»). Исследование ВСР проводилось с помощью программно-аппаратного комплекса «ОМЕГА-М».
Результаты. Эмоциональный интеллект оказывает влияние на особенности регуляции сердечного ритма младших школьников. Установлено, что в исследуемой выборке преобладает средний и высокий уровень эмоционального интеллекта. Показано, что чем выше эмоциональный интеллект, тем выше показатели активности парасимпатического отдела автономной нервной системы.
Заключение. Делаются выводы о том, что эмоциональный интеллект отражает регуляцию внутреннего эмоционального состояния и чем выше уровень ЭИ, тем эффективнее вегетативная регуляция кардиоритма в процессе эмоциональной нагрузки. На основании полученных результатов отмечается важность параметра ЭИ как в регуляции физиологических, так и психологических особенностей, т. к. он отражает способность ребенка оценить значимость эмоциональной ситуации, что способствует эффективному планированию собственного поведения и эффективной адаптации в эмоциональных условиях.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; кардиоритм; вариабельность сердечного ритма; автономная нервная система; эмоциональное напряжение; младшие школьники.
Добрин Александр Викторович - кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и педагогической психологии, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина.
E-mail: [email protected]
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
94
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Постановка проблемы. Изменения, происходящие в системе образования, направлены на индивидуализацию учебного процесса и расширение образовательных технологий, используемых в процессе обучения детей [2]. В свою очередь, согласно федеральному образовательному стандарту одним из параметров оценки эффективности обучения является сохранение здоровья ребёнка1. Для обеспечения этих требований необходимо описание как психологических, так и психофизиологических особенностей младших школьников, связанных с процессом обучения и особенностями адаптации к обучению в школе, что особенно актуально при поступлении ребёнка в первый класс, поскольку успешное включение в учебный процесс предопределяет эффективность дальнейшего обучения2.
Известно, что в детском возрасте эмоциональные переживания и интеллектуальная деятельность находятся в тесной взаимосвязи, а положительные эмоции повышают эффективность деятельности и способствуют успешности процесса обучения3. Инструментом же, который даёт возможность управлять эмоциональной сферой, является эмоциональный интеллект (ЭИ)4.
Являясь интегративной способностью человека, позволяющей понимать свои и чужие эмоции, и управлять ими [24; 25] ЭИ рассматривается как один из главных факторов
эффективности межличностного взаимодействия [14; 23], как предпосылка физического и психического здоровья [31] и как фактор успешности обучения [8; 16; 17], т. е. тех качеств, которые необходимы для успешной адаптации ребёнка к процессу обучения в начальной школе. Понимание эмоционального контекста происходящего существенно улучшает адаптивные возможности, что и является одной из причин повышенного внимание исследователей, как в России, так и во всем мире к проблеме эмоционального интеллекта5.
Интерес к изучению ЭИ появился вследствие того, что возникла потребность не только описать процесс взаимодействия эмоций и интеллектуальной деятельности, но и предсказать эффективность адаптации человека через определение умения эмоционально взаимодействовать с другими людьми [24; 25].
Введённый в психологическую науку термин эмоциональный интеллект был определён как способность воспринимать и выражать эмоции, усваивать, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и эмоции окружающих [24; 25]. Позднее было сформулировано несколько подходов к его определению. С одной стороны, он определяется как компонент социального интеллекта [24; 25], с другой - рассматривается как особый тип обработки эмоциональной информации6.
Большинство авторов отмечает, что эмоциональный интеллект включает способности
1 Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2 т. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. - 568 с.; Ульянинский Л. С. Эмоциональный стресс и экстракардиальная регуляция // Физиологический журнал им. И. М. Сеченова. - 1994. -Т. 80, № 2. - С. 23-33.
2 Забродин Ю. М., Ямбург Е. А., Гаязова Л. А. Профес-
сиональный стандарт. Педагог (педагогическая дея-
тельность в дошкольном, начальном общем, основ-
ном общем, среднем общем образовании) (воспита-
тель, учитель) // Бюллетень Учебно-методического
объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. - 2014. -Том 4, № 1. - С. 20-39.
3 Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собр. соч. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 318 с.
4 Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. -СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 288 с.
5 Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 351 с.
6 Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. -СПб.: БХВ -Петербург, 2012. - 288 с.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
95
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
к пониманию, как собственных эмоций, так и эмоции окружающих людей, способности к адекватному выражению эмоций и способности к управлению и контролю своими эмоциями, что оказывает влияние на межличностное взаимодействие и способствует повышению его эффективности.
Говоря о взаимосвязи эмоционального интеллекта с различными психологическими параметрами, следует отметить, что в настоящее время особенно актуальным является исследование его прогностического значения.
Так, его считают основным фактором успешности в обучении [8; 16; 17], общении и деятельности [24; 25], в том числе профессио-нальной7 [19; 21; 23; 27; 30]. Установлена его взаимосвязь с лидерством8 [12; 26; 33], результатами по тестам достижений [18], а также с решением проблем9 [32].
Эмоциональный интеллект рассматривают как предпосылку физического и психического здоровья [31], от него зависит психологическое благополучие, субъективное здоровье [29], способность преодолевать эмоциональное напряжение и стресс [13].
Он является одним из важнейших условий эффективной коммуникации и межличностного взаимодействия [14; 23], влияет на качество социальных отношений [29].
Установлено его влияние на способности анализа проблемных ситуаций, планирование действий, а также процессы, связанные с обучением, включая идентификацию, общение, управление конфликтами, социальное
взаимодействие [16; 17], способность к сопереживанию [22].
Как показывают проведённые исследования, эмоции помогают адаптироваться к изменениям действительности и управлять своим поведением и деятельностью10. И хотя имеется достаточно широкий круг работ, по-свящённых эмоциональной сфере человека, ещё не до конца раскрытыми остаются вопросы взаимосвязи ЭИ с различными психофизиологическими параметрами.
Исследования последних лет показывают, что эмоции являются психофизиологическим феноменом, а о возникновении эмоциональных реакций можно судить как по самоотчёту человека о передаваемом им состоянии, так и по изменениям вегетативных показателей, одним из которых является частота сердечных сокращений11.
Известно, что деятельность сердечно-сосудистой системы регулируется симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы (АНС)12. Задачей регу-ляторных влияний в ответ на внешние воздействия является обеспечение баланса между этими отделами [3].
Симпатический и парасимпатический отделы АНС по-разному вовлекаются в реализацию как положительных, так и отрицательных эмоций, но одновременно с этим участвуют в формировании физиологического
7 Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. - М.: ACT; Владимир, 2009. - 478 с.
8 Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. -СПб.: БХВ -Петербург, 2012. - 288 с.
9 Jones G. The role of superior performance intelligence in
sustained success // The Oxford handbook of sport and per-
formance psychology / Ed. S. M. Murphy. - New York,
NY US: Oxford University Press, 2012. - P. 62-80.
10 Экман П. Психология эмоций / Я знаю, что ты чувствуешь. - СПб: Питер, 2013. - 336 с.
11 Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / пер с англ. М. Васильева, С. Комаров и др. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с.
12 Ульянинский Л. С. Эмоциональный стресс и экстра-кардиальная регуляция // Физиологический журнал им. И. М. Сеченова. - 1994. - Т. 80, № 2. - С. 23-33.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
96
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
обеспечения каждой из них13. Одно и то же эмоциональное воздействие может вызывать изменения активности как симпатического, так и парасимпатического отделов АНС.
В свою очередь результат взаимодействия отделов автономной нервной системы в процессе адаптации к конкретной ситуации отражает вариабельность сердечного ритма (ВСР) [3; 6], которая является одним из методов оценки эмоционального состояния ребенка, поскольку легко откликается на любое самое легкое переживание [29].
ВСР отражает контроль ритма сердца со стороны центральной нервной системы и демонстрирует реакцию организма на различные внешние воздействия [3]. Показано, что длительность кардиоинтервалов зависит от степени централизации управления регуля-торного механизма [7; 9]. Анализ вариабельности кардиоритма позволяет получить информацию об особенностях регуляторных влияний АНС, а анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и особенностей ВСР у детей позволит понять, насколько ЭИ будет предопределять характер эмоционального реагирования ребенка, способствуя сохранению его здоровья и успешности адаптации к процессу обучения в школе14 [10].
Материалы и методы
В исследовании принимало участие 150 школьников младших классов, среди которых
13 Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций: монография. - СПб.: ЛКИ, 2010. - 224 с.
14 Николаева Е. И. Кнут и пряник. Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. - 155 с.
15 Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2004.
16 Нгуен М. А. Диагностика уровня развития эмоцио-
нального интеллекта старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду. - 2008. - № 1. - С. 83-85.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
86 мальчиков (средний возраст 7,27 ± 0,45 лет) и 64 девочки (средний возраст 7,19 ± 0,39). С целью изучения особенностей эмоционального интеллекта младших школьников использовались следующие методики: «Эмоциональная пиктограмма»15, направленная на изучение способности к пониманию эмоций, выражающуюся в представлении об эмоциях, как своих, так и чужих; «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций» и «Три желания» 16, которые направлены на выявление способности к управлению эмоциями17.
Исследование вариабельности кардиоритма проводилось с помощью программно-аппаратного комплекса «ОМЕГА-М» 18. Запись вариабельности кардиоритма проводилась в одном исследовании трижды. Записывали каждый раз 300 R-R-интервалов. Именно такое число интервалов позволяло рассчитать как быстрые, так и медленные волны на кардиограмме. Анализ вариации сердечного ритма у детей производился отдельно для фоновой записи, наказания и поощрения.
Нами оценивались следующие показатели вариабельности кардиоритма: «Средняя длительность интервалов R-R»; «RMSSD -стандартное отклонение разностей R-R-интер-валов от величины их среднего арифметического значения»; «Мода R-R-интервалов (Мо)»; «Амплитуда моды R-R-интервалов (АМо)»; «Вариационный размах R-R-интерва-
17 Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 351 с.
18 Система комплексного компьютерного исследования функционального состояния организма человека «ОМЕГА-М» // Документация пользователя. Санкт-Петербург, 2011 г. URL: http://omegam.dyn.ru/media/upload/Omega.Medicine.R us.pdf/ (дата обращения: 15.08.2015).
Все права защищены
2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
лов (ВР)»; «HRV-index - триангулярный индекс ВРС»; «Высокие частоты сердечного ритма (HF - High Frequency)»; «Низкие частоты сердечного ритма (Low Frequency - LF)»; «Соотношение симпатических и парасимпатических влияний на ритм сердца (LF/HF)»; «Полный спектр частот (Total)»19 [3].
Результаты исследования. Первоначально нами был проведён анализ уровня развития параметров эмоционального интеллекта отдельно в группе мальчиков и девочек 7-8 лет. По параметру «Эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей» результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение мальчиков и девочек по уровням параметра «Эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей», % Fig. 1. The distribution of boys and girls by level parameter "Emotional orientation to the world of men or the world of things", %
Нами установлено, что у большинства мальчиков (40,69 %) и девочек (53,12 %) высокий уровень развития данного параметра эмоционального интеллекта. На рисунках эти дети дорисовывали все три геометрические фигуры, которые были изображены на бланке методики. Анализ рисунков показал, что на большинстве из них изображено лицо человека, выражающее ту или иную эмоцию, или
человека, совершающего какое-либо движение или действие.
Полученные данные говорят о том, что высокий уровень развития эмоционального интеллекта несколько чаще встречается у девочек. Среди тех детей, у кого выявлен средний уровень развития данного параметра ЭИ, несколько больше мальчиков.
19 Система комплексного компьютерного исследования функционального состояния организма человека... С. 31-32.
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Результаты диагностики мальчиков и девочек по параметру «Эмоциональная ориентация на себя или на других» показали, что как у большинства мальчиков (48,8 %), так и большинства девочек (48,4 %) преобладает средний уровень развития данного параметра ЭИ.
Большинство рисунков детей изображали желания для себя. Дети рисовали предметы, животных, оценки и все то, что им хотелось бы получить в подарок. Однако из трех желаний у этих детей одно было не для себя (рис. 2).
высокий уровень средник уровень низкни уровень
Рис. 2. Распределение мальчиков и девочек по уровням параметра «Эмоциональная ориентация на себя или на других», % Fig. 2. The distribution of boys and girls by level parameter «Emotional orientation to themselves or to others», %
Распределения мальчиков и девочек по данному параметру также не отличаются друг от друга, свидетельствуя о том, что почти половина детей имеет средний уровень сформи-рованности ЭИ (рис. 2). Данные по оценке распределения детей по уровням параметра «Представление об эмоциях» представлены на рисунке 3.
Нами установлено, что как большинство мальчиков (56,9 %), так и большинство девочек (46,8 %) имеют средний уровень развития данного параметра ЭИ. Анализ результатов диагностики показал, что дети смогли правильно узнать и назвать 7-9 эмоций, кодиро-
вание которых осуществлялось через экспрессивный эталон. Описывая свои рисунки, дети рассказывали о ситуациях, которые способствовали возникновению той или иной эмоции. В то же время некоторые дети кодировали эмоции через сочетание эмоциональных ситуаций с отдельными символическими элементами эмоционального процесса.
Результаты исследования данного параметра не выявили различий между мальчиками и девочками, хотя прослеживается тенденция, согласно которой чуть больше девочек имеют высокий уровень представлений об эмоциях, а чуть больше мальчиков - средний уровень.
2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Рис. 3. Распределение мальчиков и девочек по уровням параметра «Представление об эмоциях», % Fig. 3. The distribution of boys and girls by level parameter «Presentation of emotions», %
Статистический анализ распределения детей разного пола по уровню эмоционального интеллекта показал, что достоверных
различий между дисперсиями не обнаружено (табл. 1).
Таблица 1
Распределение мальчиков и девочек 7-8 лет по уровню эмоционального интеллекта (Одномерный дисперсионный анализ по методу Фишера)
Distribution of boys and girls 7-8 years according to the level of emotional intelligence (One-dimensional analysis by the Fisher method)
Table 1
Параметр ЭИ F Р
Представление об эмоциях 1,387 0,241
Эмоциональная ориентация на себя или на других 0,463 0,497
Эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей 0,004 0,948
Примечание. F- F-критерий; P - уровень значимости Note. F - F-test; P - Significance
Во всех перечисленных случаях ,Р-крите-рий показал, что статистически достоверных различий между дисперсиями параметров эмоционального интеллекта у мальков и девочек 7-8 лет не обнаружено (р > 0,05). Можно
© 2011-2017 Вестник НГПУ
сделать вывод, что уровень эмоционального интеллекта мальчиков и девочек не имеет статистически значимых различий. Таким образом, нами установлено, что большинство детей исследуемой выборки имеют показатели
Все права защищены
100
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
эмоционального интеллекта среднего и выше среднего уровня.
Далее нами изучалось влияние уровня развития эмоционального интеллекта на особенности кардиорегуляции у детей 7-8 лет. Мы установили влияние независимой переменной «Эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей» на зависимые переменные: «Средняя длительность интервалов R-R» при припоминании поощрения (Я = 0,170, Я2 = 0,029, при Р = 0,038) и «Мода R-R-интер-валов (Мо)» при припоминании поощрения (Я = 0,191, Я2 = 0,037, при Р = 0,019). Однако в
состоянии спокойного бодрствования и при припоминании отрицательных эмоций влияние данного компонента эмоционального интеллекта на показатели кардиоритма выявлено не было.
Обнаружено влияние независимой переменной «Представление об эмоциях» на зависимую переменную «Низкие частоты сердечного ритма (Low Frequency - LF)» при припоминании наказания (R = 0,184, R2 = 0,034, при P = 0,024), тогда как в состоянии покоя и при припоминании положительных эмоций влияние не обнаружено (табл. 2).
Таблица 2
Влияние уровня развития параметров эмоционального интеллекта на показатели вариабельности кардиоритма младших школьников
Influence of the level of development parameters of emotional intelligence in the heart rate variability indices of younger schoolchildren
Table 2
Независимая переменная Зависимая переменная Направленность изменений R R2 В P
Эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей Средняя длительность интервалов R-R, (мс) 0 0,130 0,017 682,480 и 31,708 0,113
+ 0,170 0,029 649,378 и 42,317 0,038
- 0,124 0,015 655,975 и 32,129 0,133
Мо 0 0,096 0,009 669,887 и 26,851 0,244
+ 0,191 0,037 614,121 и 56,228 0,019
- 0,121 0,015 643,071 и 34,126 0,140
Представления об эмоциях LF, мс2 0 0,092 0,008 1547,102 и 257,466 0,264
+ 0,029 0,001 1873,920 и -69,602 0,728
— 0,184 0,034 1334,124 и 415,872 0,024
Примечание. Здесь и в последующих таблицах: R - коэффициент корреляции Пирсона; R2 - коэффициент детерминации; B - коэффициент линейной регрессии; P - уровень значимости Note. R - Pearson's correlation coefficient; R2 - Coefficient of determination; B - Linear Regression coefficient; P -Significance
2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Анализ коэффициента регрессии показателей ВСР свидетельствует о том, что чем выше уровень развития параметров ЭИ у ребёнка, тем выше у ребёнка данные показатели ВСР, которые свидетельствуют об активности парасимпатического отдела АНС. Следовательно, чем лучше ребёнок понимает эмоции, контролирует их, тем сильнее на ритм сердца в ситуации припоминания положительных эмоций оказывает влияние автономный контур регуляции [3; 4; 7].
Таким образом, можно сделать вывод, что чем сильнее ребёнок ориентирован на мир людей, тем выше парасимпатическая регуляция кардиоритма в ситуации покоя и в ситуации положительного эмоционального стимулирования.
Однако анализ коэффициент регрессии показателя «Low Frequency - LF» показал, что при увеличении уровня развития такого параметра ЭИ как «Представление об эмоциях» снижается уровень данного показателя ВСР, что говорит о возрастании влияния симпатического отдела АНС в ситуации отрицательного эмоционального стимулирования.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что при переходе от состояния покоя к состоянию эмоционального напряжения возрастает симпатическая активация вегетативной нервной системы [5], однако в ситуации положительного эмоционального стимулирования наблюдается преобладание в регуляции кардиоритма автономного контура, т. е. усиление парасимпатических влияний на ритм сердца со стороны ВНС.
Преобладание автономной регуляции является одним из важнейших факторов индивидуальной устойчивости организма к возникновению поражений сердечно-сосудистой системы в условиях эмоционального напряжения, что является важным в период адаптации
ребёнка к процессу обучения в начальной школе [3].
Далее мы изучили влияние уровня развития эмоционального интеллекта на показатели ВСР отдельно в группе мальчиков и группе девочек младшего школьного возраста.
В группе мальчиков 7-8 лет было установлено влияние независимой переменной «Эмоциональный интеллект» на зависимые переменные: «RMSSD» в покое (Я = 0,263, Я2 = 0,069, при Р = 0,014), «АМо» в покое (Я = 0,243, Я2 = 0,059, при Р = 0,024) и при припоминании наказания (Я = 0,214, Я2 = 0,046, при Р = 0,047) (табл. 3). Анализ коэффициентов регрессии показателя «RMSSD» свидетельствует о том, что с увеличением уровня развития эмоционального интеллекта у мальчиков возрастает влияние на кардиоритм парасимпатического отдела автономной нервной системы в состоянии спокойного бодрствования. В свою очередь, коэффициент регрессии показателя «АМо» говорит о снижении активности симпатического отдела АНС в регуляции кар-диоритма как в ситуации покоя, так и в ситуации отрицательного эмоционального стимулирования.
В группе девочек влияние независимой переменной «Эмоциональный интеллект» на зависимые переменные - показатели ВСР выявлено не было. Следующим этапом исследования было изучение взаимосвязи уровня развития отдельных компонентов эмоционального интеллекта и показателей вариабельности кардиоритма в группе мальчиков и группе девочек младшего школьного возраста.
Было установлено влияние уровня развития компонентов ЭИ на показатели ВСР как мальчиков, так и девочек 7-8 лет (табл. 4). В группе мальчиков выявлено, что независимая переменная «Эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей» влияет на зависимую переменную «АМо» в покое (Я = 0,236,
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
102
2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Я2 = 0,056, при Р = 0,029). Коэффициент регрессии данных показателей отрицательный, следовательно, чем выше уровень развития
данного компонента ЭИ, тем сильнее влияние парасимпатического отдела ВНС на сердечный ритм ребёнка.
Таблица 3
Влияние эмоционального интеллекта на показатели вариабельности кардиоритма мальчиков 7-8 лет
Table 3
Influence of emotional intelligence on the variability of heart rate of boys 7-8 years
Зависимая переменная Направленность изменений R R2 В P
RMSSD, мс 0 0,263 0,069 40,280 и 10,789 0,014
АМо 0 0,243 0,059 38,765 и -5,498 0,024
- 0,214 0,046 36,507 и -4,161 0,047
Установлено влияние независимой переменной «Эмоциональная ориентация на себя или на других» на зависимую переменную «RMSSD» во всех трёх экспериментальных ситуациях (в покое R = 0,340, R2 = 0,115, при P = 0,001, при припоминании поощрения R = 0,267, R2 = 0,071, при P = 0,013, и при припоминании наказания R = 0,294, R2 = 0,086, при P = 0,006), «АМо» в покое (R = 0,226, R2 = 0,051, при P = 0,036), «HF - High Frequency» во всех трёх экспериментальных ситуациях (в покое R = 0,291, R2 = 0,085, при P = 0,007, при припоминании поощрения R = 0,225, R2 = 0,051, при P = 0,037, и при припоминании наказания R = 0,292, R2 = 0,085, при P = 0,006), «LF/HF» в покое (R = 0,244, R2 = 0,060, при P = 0,023). Анализ коэффициента регрессии параметров вариабельности кардиоритма показывает, что чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем сильнее влияние парасимпатического отдела АНС на сердечный ритм ребёнка.
В группе девочек нами установлено, что существует влияние независимой переменной «Эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей» на зависимую переменную
«Мо» при припоминании поощрения (R = 0,256, R2 = 0,065, при P = 0,041) и «Total» при припоминании наказания (R = 0,298, R2 = 0,089, при P = 0,017). Выявлено влияние независимой переменной «Эмоциональная ориентация на себя или на других» на зависимую переменную «Средний R-R интервал» в покое (R = 0,254, R2 = 0,064, при P = 0,043) и при припоминании наказания (R = 0,251, R2 = 0,063, при P = 0,046).
Анализ данных таблицы 4 показал, что у показателей «Мо» и «Total» коэффициент регрессии положительный, таким образом, чем выше уровень развития эмоциональной ориентации ребёнка на мир людей, тем выше уровень данных показателей вариабельности кар-диоритма, которые отражают активность парасимпатического отдела АНС и, следовательно, при их увеличении возрастает его влияние на кардиоритм.
Однако отрицательный коэффициент регрессии показателя «Средний R -R интервал» свидетельствует о том, что чем выше уровень развития такого компонента ЭИ как «Эмоциональная ориентация на себя или на других», тем меньше величина R-R интервалов. Уже в
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
состоянии покоя они имеют меньшую величину R-R интервалов, что говорит о большей частоте сердечных сокращений у них по сравнению с детьми с низким и средним уровнями
развития данного компонента эмоционального интеллекта, и соответственно, о преобладании влияния симпатического отдела АНС на регуляцию сердечного ритма у этих детей.
Таблица 4
Влияние компонентов эмоционального интеллекта на показатели вариабельности кардиоритма мальчиков и девочек 7-8 лет
Influence of the components of emotional intelligence in the heart rate variability
indicators boys and girls 7-8 years
Table 4
Независимая переменная Зависимая переменная Направленность изменений R R2 В P
Мальчики
Эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей АМо 0 0,236 0,056 41,795 и -6,952 0,029
Эмоциональная ориентация на себя или на других RMSSD, мс 0 0,340 0,115 32,690 и 15,546 0,001
+ 0,267 0,071 32,421 и 10,964 0,013
- 0,294 0,086 30,452 и 11,424 0,006
АМо 0 0,226 0,051 39,791 и -5,700 0,036
HF High Frequency, мс2 0 0,291 0,085 501,829 и 624,443 0,007
+ 0,225 0,051 608,789 и 412,692 0,037
- 0,292 0,085 394,100 и 535,876 0,006
LF/HF, мс2 0 0,244 0,060 2,791 и -0,672 0,023
Девочки
Эмоциональная ориентация на мир людей или мир вещей Мо + 0,256 0,065 609,433 и 78,794 0,041
Total, мс2 - 0,298 0,089 2542,546 и 2871,535 0,017
Эмоциональная ориентация на себя или на других Средняя длительность интервалов R-R, (мс) 0 0,254 0,064 813,066 и -57,932 0,043
0,251 0,063 790,546 и -62,498 0,046
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2017, том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Наши данные говорят о том, что уровень развития эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов оказывает влияние на показатели ВСР мальчиков. Нами выявлено, что дети с высоким и средним уровнем развития ЭИ и его компонентов в процессе эмоционального реагирования демонстрируют оптимальную регуляцию сердечного ритма, т. к. у них преобладает влияние парасимпатического отдела АНС на кардиоритм в эмоциональной ситуации.
Анализ показателей вариабельности кар-диоритма детей 7-8 лет показал, что как у мальчиков, так и у девочек с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и отдельных его параметров, более высокие показатели активности парасимпатического отдела АНС, по сравнению с детьми у которых выявлен низкий уровень.
Установлено, что в ситуации отрицательной эмоциональной стимуляции у детей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта возрастает активация симпатического отдела АНС.
Показано, что уровень развития эмоционального интеллекта влияет на вариабельность кардиоритма, понимание эмоций, способность управлять ими, способствует тому, что у младшего школьника в ситуации покоя и ситуации положительного эмоционального стимулирования не происходит напряжения регуляторных систем, что выражается в преобладании автономного контура кардиорегу-ляции при данных эмоциональных переживаниях.
В свою очередь, у детей с высоким уровнем эмоционального интеллекта в ситуации напряжения адаптационных систем, вызванного отрицательным эмоциональным стимулированием, которое может быть связано с повышенной эмоциональной нагрузкой в школе,
происходит централизация регуляции сердечного ритма [3; 4; 7].
Заключение
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что для детей младшего школьного возраста характерен высокий и средний уровень развития эмоционального интеллекта. Дети характеризуются эмоциональной ориентацией на мир людей, на другого человека, они имеют высокий уровень представлений об эмоциях, что позволяет им лучше распознавать эмоции, т. е. устанавливать сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека, понимать свои эмоции и эмоции окружающих.
Наши данные свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект связан с показателями активности автономной нервной системы, выражающимися в вариабельности кардиоритма детей. Это означает, что ЭИ может быть использован для прогноза состояния ребенка в процессе адаптации в эмоциональных условиях.
Полученные результаты говорят о важности параметра «Эмоциональный интеллект» как в регуляции физиологических, так и психологических особенностей. Он отражает способность ребенка оценить значимость эмоциональной ситуации, описать свое состояние и состояние другого человека, что способствует более точному прогнозу развертывания событий и планированию собственного поведения.
Обнаружено, что чем выше уровень всех изученных параметров эмоционального интеллекта, тем сильнее влияние парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в регуляции кардиоритма у детей 7-8 лет в процессе припоминания ситуаций поощрения и наказания.
2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. - Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. - 388 с.
2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 65-87.
3. Баевский Р. М., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. -2001. - № 3. - С. 108- 127.
4. Баевский Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма: история и философия, теория и практика // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Серия Медицина. - 2003. - № 5 (581). - С. 14-15.
5. Николаева Е. И., Борисенкова Е. Ю. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников // Асимметрия. - 2008. - Т. 2, № 1. -
6. Шимшиева О. Н., Логинов С. И. Влияние физической нагрузки на параметры вариабельности сердечного ритма юношей при широтном перемещении // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - С. 87-90.
7. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: монография. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009. - 254 с.
8. Abe J. A. A. Positive emotions, emotional intelligence, and successful experiential learning // Personality and Individual Differences. - 2011. - Vol. 51 (7). - P. 817-822. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2011.07.004
9. Bakhchina A. V., Polevaya S. A., Parin S. B. Vegetative correlates of cognitive processes in stress situation // European Scientific Journal. - 2013. - Vol. 3. - P. 277-280. URL: http://eujour-nal.org/index.php/esj/article/view/2436/2309
10. Boyatzis R. E., Smith M. L., Van Oosten E., Woolford L. Developing resonant leaders through emotional intelligence, vision and coaching // Organizational Dynamics. - 2013. - Vol. 42 (1). -P. 17-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.orgdyn.2012.12.003
11. Bohanek J. G., Fivush R., Walker E. Memories of positive and negative emotional events // Appl. Cognit. Psychol. - 2005. - Vol. 19 (1). - P. 51-66. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/acp.1064
12. Cavazotte F., Moreno V., Hickmann M. Effects of leader intelligence, personality and emotional intelligence on transformational leadership and managerial performance // The Leadership Quarterly. - 2012. - Vol. 23 (3). - P. 443-455. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.leaqua.2011.10.003
13. Ciarochi J. V., Dean F. P., Anderson S. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health // Personality and Individual Differences. - 2002. - Vol. 32 (2). -P. 197-209. DOI: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(01)00012-5
14. Clarke N. Developing emotional intelligence abilities through team-based learning // Human Resource Development Quarterly. - 2010. - Vol. 21 (2). -P. 119-138. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/hrdq.20036
15. Clarke N. Emotional intelligence and learning in teams // Journal of Workplace Learning. - 2010. -Vol. 22 (3). - P. 125-145. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/13665621011028594
16. Christopher M. S., Goerling R. J., Rogers B. S., Hunsinger M., Baron G., Bergman A. L., Zava D. T. A pilot study evaluating the effectiveness of a mindfulness-based intervention on cortisol awakening response and health outcomes among law enforcement officers // Journal of Police
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
С. 32-39.
106
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 5
', том 7, № 5 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ISSN 2226-3365
and Criminal Psychology. - 2016. - Vol. 31 (1). - P. 15-28. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11896-015-9161-x
17. Chun J. U., Litzky B. E., Sosik J. J., Bechtold D. C., Godshalk V. M. Emotional intelligence and trust in formal mentoring programs // Group & Organization Management. - 2010. - Vol. 35 (4). -P. 421-455. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1059601110378293
18. Chrusciel D. What motivates the significant/strategic change champion(s)? // Journal of Organizational Change Management. - 2008. - Vol. 21 (2). - P. 148-160. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/09534810810856408
19. Flowers L. K., Thomas-Squance R., Brainin-Rodriguez J. E., Yancey A. K. Interprofessional social and emotional intelligence skills training: Study findings and key lessons // Journal of Interprofessional Care. - 2014. - Vol. 28 (2). - P. 157-159. DOI: http://dx.doi.org/10.3109/13561820.2013.847407
20. George J. M. Emotions and leadership: The role of emotional intelligence // Human Relations. -2000. - Vol. 53 (8). - P. 1027-1055. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0018726700538001
21. Gill L. J., Ramsey P. L., Leberman S. I. A systems approach to developing emotional intelligence using the self-awareness engine of growth model // Systemic Practice and Action Research. -2015. - Vol. 28 (6). - P. 575-594. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11213-015-9345-4
22. Grant L., Kinman G., Alexander K. What's all this talk about emotion? Developing emotional intelligence in social work students // Social Work Education. - 2014. - Vol. 33 (7). - P. 874-889. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02615479.2014.891012
23. Mahon E. G., Taylor S. N., Boyatzis R. E. Antecedents of organizational engagement: exploring vision, mood and perceived organizational support with emotional intelligence as a moderator // Front. Psychol. - 2014. - Vol. 5. - Article 1322. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01322
24. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? // American Psychologist. - 2008. - Vol. 63 (6). - P. 503-517. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.63.6.503
25. Mayer J. D., Roberts R. D., Barsade S. G. Human abilities: Emotional intelligence // Annual Review of Psychology. - 2008. - Vol. 59. - P. 507-536. DOI: https://doi.org/10.1146/an-nurev.psych.59.103006.093646
26. Miao C., Humphrey R. H., Qian S. Leader emotional intelligence and subordinate job satisfaction: A meta-analysis of main, mediator, and moderator effects // Personality and Individual Differences. - 2016. - Vol. 102. - P. 13-24. DOI: https://dx.doi.org/10.1016Zj.paid.2016.06.056
27. Momm T., Blickle G., Liu Y., Wihler A., Kholin M., Menges J. I. It pays to have an eye for emotions: Emotion recognition ability indirectly predicts annual income // Journal of Organizational Behavior. - 2015. - Vol. 36 (1). - P. 147-163. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/job.1975.
28. Myrtek M., Aschenbrenner E., Brtigner G. Psychophysiological Research Group at the University of Freiburg (FRG). Emotions in everyday life: an ambulatory monitoring study with female students // Biological Psychology. - 2005. - Vol. 68 (3). - P. 237-255. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.biopsycho.2004.06.001
29. Nelis D., Kotsou I., Quoidbach J., Hansenne M., Weytens F., Dupuis P., Mikolajczak M. Increasing emotional competence improves psychological and physical well-being, social relationships, and employability // Emotion. - 2011. - Vol. 11 (2). - P. 354-366. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0021554
30. Parke M. R., Seo M. G., Sherf E. N. Regulating and facilitating: The role of emotional intelligence in maintaining and using positive affect for creativity // Journal of Applied Psychology. - 2015. -Vol. 100 (3). - P. 917-934. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0038452
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
2017, том 7, № 5
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
31. Tsaousis I., Nikolaou I. Exploring the relationship of emotional intelligence with physical and psychological health functioning // Stress and Health: Journal of the International Society for the Investigation of Stress. - 2005. - Vol. 21 (2). - P. 77-86. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/smi.1042
32. Van Rooy D. L., Visveswaran C. Emotional intelligence: A meta-analytic investigation of predictive validity and nomological net // Journal of Vocational Behavior. - 2004. - Vol. 65 (1). - P. 7195. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/S0001-8791(03)00076-9
33. Wong C., Law K. S. The effects of leader and follower emotional intelligence on performance and attitude: An exploratory study // The Leadership Quarterly. - 2002. - Vol. 13 (3). - P. 243-274. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S1048-9843(02)00099-1
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
108
2017, Vol. 7, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1705.07
Alexander Viktorovich Dobrin, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Psychophysiology and Educational Psychology Department, Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6210-0520 E-mail: [email protected]
Introduction. The article presents the results of studying the relationship between the indices of the heart rate variability (HRV) and emotional intelligence (EI) in children. The purpose of this article is to investigate the peculiarities of heart rate regulation of primary schoolchildren with different levels of emotional intelligence, since the significance of revealing the relationship between HRV parameters and the level of EI in 7-8-year-old children is due to both the individualization of the learning process, on the one hand, and the need to preserve children's health, on the other. The peculiarities of heart rate regulation reflect the specificity of adaptation to changing conditions. The analysis of the relationship between HRV and EI ofchildren makes it possible to detect the specificity of heart rate regulation associated with emotional activity and on this basis to predict the features of adaptation to primary schooling.
Materials and Methods. 150 primary schoolchildren were included in this study. The research methods included methods of measuring emotional intelligence (".Emotional pictogram", "Complete the drawing: the world of things - the world ofpeople - the world of emotions", "Three wishes"). The HRV study was carried out by means of the OMEGA-M software and hardware system.
Results. The research findings revealed that the level of emotional intelligence affects the heart rate regulation of primary schoolchildren. The participants demonstrated average and high levels of emotional intelligence. It is shown that the higher the emotional intelligence, the higher are the activity parameters of the parasympathetic division of the autonomic nervous system and the more accurately heart rate variability reflects the emotional characteristics of the situation.
Conclusions. The author concludes that emotional intelligence is a parameter of the internal emotional state regulation and the higher the level of EI the more effective is the vegetative heart rate regulation in the situation of emotional stress. Based on the obtained results, the importance of the EI parameter in the regulation of physiological and psychological features is emphasize, as it reflects the child's ability to assess the significance of the emotional situation, which contributes to effective planning of one's own behavior, and effective adaptation in emotional conditions.
Emotional intelligence; Heart rate; Heart rate variability; Heart rate regulation; Autonomic nervous system; Emotional stress; Primary schoolchildren.
1. Andreeva I. N. Emotional intelligence as phenomenon of modern psychology. Novopolotsk, Polotsk State University Publ., 2011, 388 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23542015
2. Asmolov A. G. Strategy of sociocultural modernization of education: On the way to overcoming crisis of identity and creation of civil society. Educational Studies, 2008, no. 1, pp. 65-87. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11731971
© 2011-2017 NSPU Bulletin All rights reserved
Peculiarities of influence of emotional intelligence on the heart rate indicators of primary schoolchildren
Abstract
Keywords
REFERENCES
109
2017, Vol. 7, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
3. Bayevsky R. M., Ivanov G. G. Cardiac rhythm variability: The theoretical aspects and the opportunities of clinical application (lecture). Ultrasound and Functional Diagnostics, 2001, no. 3, pp. 108-127. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25990135
4. Bayevsky R. M. Analysis of heart rate variability: history and philosophy, theory and practice. The Journal of V. N. Karazin Kharkiv National University, Series "Medicine", 2003, no. 5, pp. 14-15. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21724479
5. Nikolaeva E. I., Borisenkova E. Yu. Comparison of different methods for assessing the profile of functional sensorimotor asymmetry in preschool children. Journal of Asymmetry, 2008, vol. 2, no. 1, pp. 3239. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15106041
6. Shimshieva O. N., Loginov S. I. The effect of physical load on heart rate variability parameters of young men at latitudinal relocation. Theory and Practice of Physical Culture, 2014, vol. 6, pp. 87-90. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21643170
7. Shlyk N. I. Heart rate and regulation type of children, teenagers and sportsmen. Monograph. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 2009, 254 p. (In Russian) URL: https://eli-brary.ru/item.asp?Id=19551410
8. Abe J. A. A. Positive emotions, emotional intelligence, and successful experiential learning. Personality and Individual Differences, 2011, vol. 51 (7), pp. 817-822. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2011.07.004
9. Bakhchina A. V., Polevaya S. A., Parin S. B. Vegetative correlates of cognitive processes in stress situation. European Scientific Journal, 2013, vol. 3, pp. 277-280. URL: http://eujoumal.org/index.php/esj/article/view/2436/2309
10. Boyatzis R. E., Smith M. L., Van Oosten E., Woolford L. Developing resonant leaders through emotional intelligence, vision and coaching. Organizational Dynamics, 2013, vol. 42 (1), pp. 17-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.orgdyn.2012.12.003
11. Bohanek J. G., Fivush R., Walker E. Memories of positive and negative emotional events. Appl. Cognit. Psychol, 2005, vol. 19 (1), pp. 51-66. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/acp.1064
12. Cavazotte F., Moreno V., Hickmann M. Effects of leader intelligence, personality and emotional intelligence on transformational leadership and managerial performance. The Leadership Quarterly, 2012, vol. 23 (3), pp. 443-455. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.leaqua.2011.10.003
13. Ciarochi J. V., Dean F. P., Anderson S. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health. Personality and Individual Differences, 2002, vol. 32 (2), pp. 197-209. DOI: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(01)00012-5
14. Clarke N. Developing emotional intelligence abilities through team-based learning. Human Resource Development Quarterly, 2010, vol. 21 (2), pp. 119-138. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/hrdq.20036.
15. Clarke N. Emotional intelligence and learning in teams. Journal of Workplace Learning, 2010, vol. 22 (3), pp. 125-145. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/13665621011028594
16. Christopher M. S., Goerling R. J., Rogers B. S., Hunsinger M., Baron G., Bergman A. L., Zava D. T. A pilot study evaluating the effectiveness of a mindfulness-based intervention on cortisol awakening response and health outcomes among law enforcement officers. Journal of Police and Criminal Psychology, 2016, vol. 31 (1), pp. 15-28. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11896-015-9161-x
17. Chun J. U., Litzky B. E., Sosik J. J., Bechtold D. C., Godshalk V. M. Emotional intelligence and trust in formal mentoring programs. Group & Organization Management, 2010, vol. 35 (4), pp. 421-455. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1059601110378293
18. Chrusciel D. What motivates the significant/strategic change champion(s)?. Journal of Organizational Change Management, 2008, vol. 21 (2), pp. 148-160. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/09534810810856408
19. Flowers L. K., Thomas-Squance R., Brainin-Rodriguez J. E., Yancey A. K. Interprofessional social and emotional intelligence skills training: Study findings and key lessons. Journal of Interprofessional Care, 2014, vol. 28 (2), pp. 157-159. DOI: http://dx.doi.org/10.3109/13561820.2013.847407
© 2011-2017 NSPU Bulletin All rights reserved
110
2017, Vol. 7, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
20. George J. M. Emotions and leadership: The role of emotional intelligence. Human Relations, 2000, vol. 53 (8), pp. 1027-1055. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0018726700538001
21. Gill L. J., Ramsey P. L., Leberman S. I. A systems approach to developing emotional intelligence using the self-awareness engine of growth model. Systemic Practice and Action Research, 2015, vol. 28 (6), pp. 575-594. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11213-015-9345-4
22. Grant L., Kinman G., Alexander K. What's all this talk about emotion? Developing emotional intelligence in social work students. Social Work Education, 2014, vol. 33 (7), pp. 874-889. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02615479.2014.891012
23. Mahon E. G., Taylor S. N., Boyatzis R. E. Antecedents of organizational engagement: exploring vision, mood and perceived organizational support with emotional intelligence as a moderator. Front. Psychol,
2014, vol. 5, article 1322. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01322
24. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits?. American Psychologist, 2008, vol. 63 (6), pp. 503-517. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.63.6.503
25. Mayer J. D., Roberts R. D., Barsade S. G. Human abilities: Emotional intelligence. Annual Review of Psychology, 2008, vol. 59, pp. 507-536. DOI: https://dx.doi.org/10.1146/an-nurev.psych.59.103006.093646
26. Miao C., Humphrey R. H., Qian S. Leader emotional intelligence and subordinate job satisfaction: A meta-analysis of main, mediator, and moderator effects. Personality and Individual Differences, 2016, vol. 102, pp. 13-24. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2016.06.056
27. Momm T., Blickle G., Liu Y., Wihler A., Kholin M., Menges J. I. It pays to have an eye for emotions: Emotion recognition ability indirectly predicts annual income. Journal of Organizational Behavior,
2015, vol. 36 (1), pp. 147-163. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/job.1975
28. Myrtek M., Aschenbrenner E., Brugner G. Psychophysiological Research Group at the University of Freiburg (FRG). Emotions in everyday life: An ambulatory monitoring study with female students. Biological Psychology, 2005, vol. 68 (3), pp. 237-255. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.biopsy-cho.2004.06.001
29. Nelis D., Kotsou I., Quoidbach J., Hansenne M., Weytens F., Dupuis P., Mikolajczak M. Increasing emotional competence improves psychological and physical well-being, social relationships, and em-ployability. Emotion, 2011, vol. 11 (2), pp. 354-366. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0021554
30. Parke M. R., Seo M. G., Sherf E. N. Regulating and facilitating: The role of emotional intelligence in maintaining and using positive affect for creativity. Journal of Applied Psychology, 2015, vol. 100 (3), pp. 917-934. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0038452
31. Tsaousis I., Nikolaou I. Exploring the relationship of emotional intelligence with physical and psychological health functioning. Stress and Health: Journal of the International Society for the Investigation of Stress, 2005, vol. 21 (2), pp. 77-86. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/smi.1042
32. Van Rooy D. L., Visveswaran C. Emotional intelligence: A meta-analytic investigation of predictive validity and nomological net. Journal of Vocational Behavior, 2004, vol. 65 (1), pp. 71-95. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/S0001-8791(03)00076-9
33. Wong C., Law K. S. The effects of leader and follower emotional intelligence on performance and attitude: An exploratory study. The Leadership Quarterly, 2002, vol. 13 (3), pp. 243-274. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S1048-9843(02)00099-1
Submitted: 18 April 2017 Accepted: 04 September 2017 Published: 31 October 2017
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
© 2011-2017 NSPU Bulletin
All rights reserved