Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТРЕСС-ФАКТОР / УЧИТЕЛЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Науменко Марина Владимировна, Мозговая Наталья Николаевна

В статье приводятся результаты исследования, посвящённого анализу того, какая степень эмоционального выгорания присуща учителям, демонстрирующими различный уровень стрессо-устойчивости. Во введении актуализируется значимость изучения процессов выгорания работников системы образования, приводится информация относительно основных отечественных и зарубежных исследователей процесса выгорания, а также характеризуется понятие «стресс» и обосновывается значимость учёта индивидуально-личностных особенностей реагирования на стресс в контексте работы с эмоциональным выгоранием сотрудников. Далее характеризуется выборка респондентов и организации, выступившие в качестве баз исследования, обозначается методический инструментарий: методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» (В.В. Бойко), методика определения уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмса и Р. Раге), статистический критерий Краскела - Уоллиса. В основной части статьи описываются данные относительно степени стрессоустойчивости исследуемой группы учителей, уровня эмоционального выгорания по выборке в целом и при дифференциации на группы в зависимости от уровня выгорания. В выводах отмечается существование значимых различий по уровню эмоционального выгорания между группами учителей с высоким, средним и низким уровнем стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Науменко Марина Владимировна, Мозговая Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG TEACHERS WITH DIFFERENT LEVELS OF STRESS RESISTANCE

The article provides the results of the study on the analysis of the degree of emotional burnout inherent in teachers who demonstrate different levels of stress resistance. The introduction updates the importance of studying the processes of burnout of employees of the education system, it provides information on the main domestic and foreign researchers of the burnout process, and also characterizes the concept of "stress" and justifies the importance of taking into account the individual and personal characteristics of the response to stress in the context of working with emotional burnout of employees. Further, the sample of respondents and organizations that acted as research bases is characterized, the methodological toolkit is indicated: a method for diagnosing the level of "Emotional burnout" (V. V. Boyko), the method for determining the level of stress resistance and social adaptation (T. Holmes and R. Rage), the Kraskel-Wallis statistical criterion. The main part of the article describes data on the degree of stress resistance of the studied group of teachers, the level of emotional burnout according to the sample as a whole and when differentiating into groups depending on the level of burnout. The findings note the existence of significant differences in the level of emotional burnout between groups of teachers with high, medium and low levels of stress resistance.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ»

летень медицинской науки. - 2020. - № S1 (17). - С. 39-41.

3. Самвелян Ф.Г., Кора, Н.А. Исследование профессионального выгорания и стрессо-устойчивости банковских работников / Ф.Г. Самвелян, Н.А. Кора // Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции. - Благовещенск, 2019. - С. 239-246.

4. Oyserman D. Culture Three Ways: Culture and Subcultures Within Countries / D. Oyserman -DOI. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-122414-033617// Annual Review of Psychology. - 2017. -Vol. 68. - P. 435-463.

REFERENCE

1. Kachanovetskaya, N.I. (2015), "Stress factors of the production environment in activity of bank employees", RUDN Journal of ecology and life safety, No. 2, pp. 94-99.

2. Ponomarenko, I.V., Lazuk, I.V., Kurus, I,A. and Karpotenko, Ya.E. (2020), "Features of the response to frustration and the tendency to addictive behavior in persons of helping professions", Bulletin of medical science, No. S1 (17), pp. 39-41.

3. Samvelyan, F.G. and Kora, N.A. (2019), "Research of the relationship between professional burnout and stress resistance of bank workers", Psychological health and personal development in the modern world: materials of the International Scientific and Practical Conference, Blagoveshchensk, pp. 239-246.

4. Oyserman, D. (2017), "Culture Three Ways: Culture and Subcultures Within Countries", Annual Review of Psychology, Vol. 68, pp. 435-463. DOI. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-122414-033617.

Контактная информация: kobzevao@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 159.922

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Наталья Николаевна Мозговая, кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный

университет, Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования, посвященного анализу того, какая степень эмоционального выгорания присуща учителям, демонстрирующими различный уровень стрессо-устойчивости. Во введении актуализируется значимость изучения процессов выгорания работников системы образования, приводится информация относительно основных отечественных и зарубежных исследователей процесса выгорания, а также характеризуется понятие «стресс» и обосновывается значимость учёта индивидуально--личностных особенностей реагирования на стресс в контексте работы с эмоциональным выгоранием сотрудников. Далее характеризуется выборка респондентов и организации, выступившие в качестве баз исследования, обозначается методический инструментарий: методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» (В.В. Бойко), методика определения уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмса и Р. Раге), статистический критерий Краскела - Уоллиса. В основной части статьи описываются данные относительно степени стрессоустойчивости исследуемой группы учителей, уровня эмоционального выгорания по выборке в целом и при дифференциации на группы в зависимости от уровня выгорания. В выводах отмечается существование значимых различий по уровню эмоционального выгорания между группами учителей с высоким, средним и низким уровнем стрессоустойчивости.

Ключевые слова: образовательная организация, психологическое здоровье, педагогическая профессия, психоэмоциональное состояние, стресс, стрессоустойчивость, стресс-фактор, учитель, эмоциональное выгорание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p659-664

FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG TEACHERS WITH DIFFERENT

LEVELS OF STRESS RESISTANCE Marina Vladimirovna Naumenko, the candidate of sociological sciences, docent, Natalia Ni-kolaevna Mozgovaya, the candidate of psychological, sciences, docent, Southern Federal University, Rostov-on-Don

Abstract

The article provides the results of the study on the analysis of the degree of emotional burnout inherent in teachers who demonstrate different levels of stress resistance. The introduction updates the importance of studying the processes of burnout of employees of the education system, it provides information on the main domestic and foreign researchers of the burnout process, and also characterizes the concept of "stress" and justifies the importance of taking into account the individual and personal characteristics of the response to stress in the context of working with emotional burnout of employees. Further, the sample of respondents and organizations that acted as research bases is characterized, the methodological toolkit is indicated: a method for diagnosing the level of "Emotional burnout" (V.V. Boyko), the method for determining the level of stress resistance and social adaptation (T. Holmes and R. Rage), the Kraskel-Wallis statistical criterion. The main part of the article describes data on the degree of stress resistance of the studied group of teachers, the level of emotional burnout according to the sample as a whole and when differentiating into groups depending on the level of burnout. The findings note the existence of significant differences in the level of emotional burnout between groups of teachers with high, medium and low levels of stress resistance.

Keywords. Educational organization, psychological health, pedagogical profession, psycho-emotional state, stress, stress resistance, stress factor, teacher, emotional burnout.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования эмоционального выгорания связана с проблемой психологического здоровья учителя. В процессе реализации собственных профессиональных целей учителя вынуждены противостоять воздействию негативных психологических факторов в образовательной деятельности. В частности, в системе образования присутствуют высокие трудовые нагрузки, связанные с перегруженностью профессиональным функционалом, противоречия между постоянно растущими требованиями к деятельности учителя, опосредованные развитием профессиональности, творческой индивидуальности и компетентности учителя, и не достаточной разработкой научных и теоретических основ педагогической деятельности.

Педагогическая профессия неразрывно связана с постоянным межличностным общением и поэтому отличается высокой нагрузкой на психоэмоциональное состояние, данный вид деятельности относится к числу профессиональных сфер, специалисты которых предрасположены к профессиональному выгоранию.

Профессия учителя требует решения задач, которые порой, предполагают серьезные педагогические усилия. Новые учебные предметы, новые формы преподавания, поиск эффективных методов воспитания, с необходимостью учитывать стремительные изменения, которые происходят в обществе и информационной среде профессиональной деятельности, - это может выполнить лишь психологически здоровый, профессионально компетентный, творчески работающий специалист. Здоровье учителя способно влиять на здоровье учеников. Сочетание многих психических и эмоциональных показателей может вызвать у учителей ощущение неудовлетворенности, плохое самочувствие и настроение, чувство усталости.

Синдром эмоционального выгорания рассматривается в работах зарубежных и отечественных ученых, как К. Маслач, С. Джексон, А. Пайнс, Р. Шваб, В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, Н.Е. Водопьяновой, Т.В. Решетовой [5, 8].

Б. Г. Ананьев [1] в своих работах описывал термин «эмоциональное сгорание», определяя его в качестве явления, которое связано в основном с работой в профессиях типа «человек-человек», или с межличностными взаимодействиями, что соотносится с пониманием эмоционального выгорания Г. Фрейденберга.

Отечественные учёные В.А. Бодров и Л.А. Китаев-Смык [2], рассматривая проблему стресса, использовали категории анализа близкие к феномену эмоционального выгорания.

Последнее десятилетие двадцатого века отметилось всплеском интереса к феномену эмоционального выгорания в нашей стране, свои исследования в этой области проводили: М.В. Агапова, В.В. Бойко, Г.А. Зарипова, О.В. Крапивина, В. Е. Орел, А. А. Рукавишников [3, 4, 9], однако для описания явления выгорания использовались различные термины, такие как: «эмоциональное сгорание», «эмоциональное выгорание», «перегорание», «психическое выгорание», «профессиональное выгорание» [3, 5].

Важно отметить, то частое эмоциональное выгорание связано с наличием большого числа стресс-факторов в работе педагога, но реагировать на состояние стресса и дистресса, противостоять и справляться с этими состояниями люди в силу индивидуально-личностных особенностей, могут по-разному.

Проблемой стресса и стрессоустойчивости занимались многие психологи, отечественные и зарубежные (Р. Лазарус, Е. С. Старенкова, Н. Е. Водопьянова, Г. Глейтман, А. Шмале, Э. Фромм, С. Хобфолл) [5, 6, 7]. Они рассматривали стрессоустойчивость как общую характеристику, которая представлена совокупностью личностных качеств и особенностей, навыков и умений, связанных с саморегуляцией и саморефлексией, как систему связанных элементов, которая может проявиться на когнитивном, поведенческом, эмоциональном и мотивационном уровнях и как главный элемент в структуре полноценной жизни, психической, физической и эмоциональной.

МЕТОДИКИ

С целью изучения особенностей эмоционального выгорания учителей с различным уровнем стрессоустойчивости применялись следующие методики:

- методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» (В.В. Бойко);

- методика определения уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмса и Р. Раге).

А также для статистической обработки данных был использован статистический критерий Краскела-Уоллиса.

Исследование выполнялось на базе средних общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону и Ростовской области (МБОУ СОШ №113 г. Ростова-на-Дону, МБОУ Самарская СОШ №4 Азовского района, МБОУ СОШ №9 г. Азова, МАОУ ДРГ №62 г. Ростова-на-Дону). Общая выборка составила 80 учителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первым этапом исследования стало определение уровня стрессоустойчивости у учителей. В результате применения методики «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» получены результаты, представленные на Рисунке 1.

Благодаря данной методике в исследуемой группе были выявлены учителя с высоким, средним и низким уровнем стрессоустойчивости.

63% выборки - учителя с высоким уровнем стрессоустойчивости. Независимо от направленности и характера любая их деятельность может быть эффективной даже в случае воздействия на них стресс-факторов длительное время.

20% выборки - это учителя со средней степенью стрессоустойчивости, для них характерна возможность справляться со стрессом, но затрачивать на это значительное коли-

чество энергетических ресурсов.

16% выборки - учителя с низкой стрессоустойчивостью. Такие учителя с трудом справляются со стрессом, в силу чего они расходуют значительную часть ресурсов и внутренней энергии на то, чтобы справиться с деструктивными переживаниями, сопровождающими стресс.

Результаты тестирования по методике диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко представлены в виде диаграммы на Рисунке 2.

17,0%

6,0%

20,0% __

31,0%

1 Высокий

1 Средний

63,0%

1 Низкий

Рисунок 1 - Результаты определения уровня стрессо-устойчивости

■ Не сформировался

■ Сформировался Рисунок 2

63,0%

1 В стадии формирования

Общий показатель уровня эмоционального выгорания

Как видно, у преобладающего большинства учителей синдром эмоционального выгорания не сформирован - 63%, находится в стадии формирования у 31% и полностью сформирован у 6% сотрудников.

Выраженность фаз эмоционального выгорания у учителей с различным уровнем стрессоустойчивости представлена на Рисунке 3. 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Большой Высокий Пороговый

■ Не сформирован ■ В стадии формирования ■ Сформирован

Рисунок 3 - Показатели уровня эмоционального выгорания у учителей с разным уровнем стрессоустойчивости

Анализ эмоционального выгорания учителей, дифференцированных по уровню стрессоустойчивости, позволяет сделать выводы о том, что для учителей с высокой стрессоустойчивостью характерен низкий риск развития синдрома выгорания, о чём говорит то, что у 69% учителей этой группы синдром не сформирован, и лишь у 30% - с формирующимся эмоциональным выгоранием. Эти учителя выработали навык справляться со стресс-факторами, и даже их длительное воздействие зачастую не запускает процессы выгорания. Это может быть связано с высоким профессионализмом преподавателей и развитыми коммуникативными способностями.

У 44 % учителей со средним уровнем стрессоустойчивости отсутствуют признаки эмоционального выгорания, однако 28 % таких учителей характеризуются уже сформи-

662

рованным симптомом. Это наиболее высокий показатель из всех групп. Таким образом, именно на учителей со средним уровнем стрессоустойчивости следует обращать внимание в процессе психологического сопровождения их профессиональной деятельности.

У 65% учителей с низким уровнем стрессоустойчивости отсутствуют признаки эмоционального выгорания, но у 35 % учителей данной группы данный симптом находится в стадии формирования. Для таких учителей характерна нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость, угроза нервных срывов при длительном воздействии проблемных обстоятельств, следовательно, психоэмоциональное состояние данной группу учителей следует отслеживать в динамике, производить меры по профилактике дальнейшего развития симптома и при необходимости применять коррекционные мероприятия.

Для нахождения различий в уровне эмоционального выгорания был использован непараметрический Н-критерий Краскела-Уоллиса. Получены статистически достоверные различия в степени эмоционального выгорания у учителей с разным уровнем стрессоустойчивости H=11,467, при p=0,030.

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные данные позволяют говорить о менее выраженном риске развития эмоционального выгорания тех учителей, которые в меньшей степени подвержены влиянию стрессовых факторов и демонстрируют высокий уровень стрессо-устойчивости. Хотя обращает на себя внимание тот факт, проистекающий из анализа средних значений по группам, что у учителей со средним уровнем стрессоустойчивости, риск развития эмоционального выгорания наиболее высокий из всех групп. Возможно, это объясняется тем, что учителя данной группы предпринимают ряд усилий по нивелированию стрессовых факторов или минимизации их воздействия, демонстрируя сверхнормативную активность или становясь в антагонистическую относительно системы образовательной организации позицию, тем самым еще более усиливая процессы выгорания. Учителя же с низким уровнем стрессоустойчивости, возможно, предрасположены к встраиванию в организационную систему, к работе по инструкции и некритическому принятию требований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 288 с.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - Москва : ПЕР СЭ, 2006. - 532 с.

3. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения / В.В. Бойко - Санкт-Петербург : Питер, 1998. - 345 с.

4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко - Санкт-Петербург, 2010.- 32 с.

5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 2-е изд. доп. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 336 с.

6. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С. 243-246.

7. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу / Р.С. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - Москва : Женева, 1989. - С. 121-126.

8. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. - Санкт-Петербург : Питер, 2001.-528 с.

9. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел - Москва : Институт психологии РАН, 2010. - 330 с.

REFERENCES

1. Ananyev, B. (2010), Man as a subject of knowledge, Peter, St. Petersburg.

2. Bodrov, V. (2006), Psychological stress: development and overcoming, PER SE, Moscow.

3. Boyko, V. (1998), Rules of Emotional Behavior, Peter, St. Petersburg.

4. Boyko, V. (2010), Syndrome of «emotional burnout» in professional communication, Peter, St. Petersburg.

5. Vodopyanova, N. and Starchenkova, E. (2005), Burnout syndrome: diagnosis and prevention, Peter, St. Petersburg.

6. Katunin, A. (2012), "Stress resistance as a psychological phenomenon", Young Scientist, No. 9, pp. 243-246.

7. Lazarus, R. (1989), Individual sensitivity and resistance to psychological stress: Psychological factors at work and health protection, Geneva, Moscow.

8. Maslach, K. (2001), Professional burnout: how people cope. Workshop on social psychology, Peter, St. Petersburg.

9. Orel V. (2010), Personality mental burnout syndrome, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow.

Контактная информация: mvnaumenko@sfedu.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2022

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Елена Владимировна Папко, доцент, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье выделены особенности стрессоустойчивости медицинских работников в период распространения COVID-19. Цель статьи определить особенности реакций на стресс, особенности стиля саморегуляции в рамках психологической работы с медицинскими работниками для снижения влияния дистресса. Описываются результаты исследованиям медицинских работников, непосредственно участвующих в работе с пациентами с COVID-19, проводится сравнение между врачами и средним медицинским персоналом. Состояние медицинских работников требует реализации программы психологического сопровождения, проведение индивидуальных и групповых консультации с психологом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: врач, медицинский работник, психологическая профилактика, стрессо-устойчивость, SARS-CoV-2, COVID-19, детальность с риском для жизни.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p664-666

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE STYLE OF SELF-REGULATION AND RESISTANCE OF MEDICAL WORKERS

Elena Vladimirovna Papko, the docent, Don State Technical University, Rostov-on-Don

Abstract

The article highlights the features of stress resistance of medical workers during the spread of COVID-19. The purpose of the article is to determine the features of reactions to stress, the features of the style of self-regulation in the framework of psychological work with medical workers to reduce the impact of distress. The results of studies of medical workers directly involved in working with patients with COVID-19 were described, the comparison is made between doctors and paramedical personnel. The condition of medical workers requires the implementation of the program of psychological support, individual and group consultations with the psychologist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.