Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ РАБОТНИКОВ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ РАБОТНИКОВ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СТРЕСС / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ФРУСТРАЦИЯ / СОТРУДНИК БАНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобзева Ольга Владимировна, Тузова Ольга Николаевна

В статье рассмотрена специфика эмоционального выгорания сотрудников операционных офисов банка. Определены причины и факторы, способствующие возникновению эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено анализу эмоционального выгорания как одного из базовых показателей адаптации индивида в современном обществе, категории психологии личности, расширяющей разъяснительный потенциал феноменологии личностного развития. В исследовании приняли участие 30 сотрудников операционных офисов банка. Целью эмпирического исследования явилось выявление специфики проявления «напряжения», «резистенции» и «истощения» как фаз эмоционального выгорания сотрудников операционных офисов банка, а также изучение взаимосвязи эмоционального выгорания с тревожностью и фрустрацией. Для решения поставленных задач использовались методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко), шкала оценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергера), фрустрационный тест С. Розенцвейга. Результаты исследования показывают, что у сотрудников операционных офисов фазы «напряжение» и «истощение» не сформированы, фаза «резистенция» сформирована только у сотрудников в возрасте от 21 до 28 лет (р < 0,05). Доказано, что работникам банковской сферы не свойственно эмоционально включаться в стрессовые ситуации, но большинство ситуаций они воспринимают как опасные для самооценки и самоуважения. В фрустрирующих ситуациях они демонстрируют экстрапунитивные реакции. У сотрудников в возрасте от 21 до 28 лет доминируют реакции «с фиксацией на препятствии» фрустрирующих ситуаций, а в возрасте от 29 до 42 год «с фиксацией на удовлетворении потребности». Индекс социальной адаптации более выражен у сотрудников, имеющих значительный опыт профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF EMOTIONAL BURNOUT AND PERSONAL DETERMINANTS OF EMPLOYEES OF THE BANKING SECTOR

The article considers the specifics of emotional burnout of employees of the bank's operational offices. The causes and factors contributing to the emergence of emotional burnout in professional activity were determined. Special attention was paid to the analysis of emotional burnout as one of the basic indicators of the individual's adaptation in modern society, the category of personality psychology that expands the explanatory potential of the phenomenology of personal development. The study involved 30 employees of the bank's operational offices. The aim of the empirical study was to identify the specifics of the manifestation of “tension”, “resistance” and “exhaustion” as phases of emotional burnout of employees of the bank's operational offices, as well as to study the relationship of emotional burnout with anxiety and frustration. To solve the tasks, the method of diagnosing the level of emotional burnout (V.V. Boyko), the anxiety level assessment scale (State-Trait Anxiety Inventory), the S. Rosenzweig frustration test were used. The results of the study show that the “tension” and “exhaustion” phases are not formed in the employees of operational offices, the “resistance” phase is formed only in employees aged 21 to 28 years (р < 0,05). It was proved that employees of the banking sector are not emotionally involved in stressful situations, but they perceive most situations as dangerous for self-esteem and self-esteem. In frustrating situations, they demonstrate extra-punitive reactions. Employees aged 21 to 28 years are dominated by reactions “with fixation on the obstacle” of frustrating situations, at the age of 29 to 42 years “with fixation on meeting the need”. The social adaptation index is more pronounced among employees with significant professional experience.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ РАБОТНИКОВ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ»

6. Шамсунов С.Х. Правовая культура сотрудника уголовно-исполнительной системы / С.Х. Шамсунов, С.Н. Лосева // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации) : сборник тезисов выступлений и докладов участников : в 8 т. - Рязань, 2017. - Т. 4, ч. 1. -С. 142-146.

REFERENCES

1. Debolsky, M.G. and Chemyshkova, M.P. (2015), "Features of professional burnout of employees of the penitentiary system", Scientific notes of the Russian State Social University, No. 3 (130), pp.70-78.

2. Ogorodnikov, A.V. (2010), "Features of the activities of employees of the penitentiary system of Russia", Bulletin of the Samara State University, No. 5 (79), pp. 219-223.

3. Pozdnyakov, V.M. (2019), "On improving the psychological culture of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia", Psychology of the XXI century: challenges, searches, vectors of development: Collection of materials of the All-Russian Symposium of Psychologists, Ryazan, pp. 867- 871.

4. Sergienko, Е.Аю (2017), "Realization of the principle of development in the research of psychology of the subject", Psychological Journal, Russian Academy of Sciences, No. 2, pp. 5-18.

5. Sergienko, E.A., Vilenskaya, G.A. and Kovaleva, Yu.V. (2010), Control of behavior as subjective regulation, Russian Academy of Sciences, Institute of Psychology, Moscow:

6. Shamsunov, S.Kh. and Loseva S.N. (2017), "Legal culture of an employee of the penitentiary system", Collection of abstracts of speeches and reports ofparticipants. Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, No. 1, pp. 142-146.

Контактная информация: irishechkadraga@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2022

УДК 159.944

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ РАБОТНИКОВ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ

Ольга Владимировна Кобзева, кандидат психологических наук, Ольга Николаевна Тузо-

ва, кандидат психологических наук, доцент, Мурманский арктический государственный

университет, Мурманск

Аннотация

В статье рассмотрена специфика эмоционального выгорания сотрудников операционных офисов банка. Определены причины и факторы, способствующие возникновению эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено анализу эмоционального выгорания как одного из базовых показателей адаптации индивида в современном обществе, категории психологии личности, расширяющей разъяснительный потенциал феноменологии личностного развития. В исследовании приняли участие 30 сотрудников операционных офисов банка. Целью эмпирического исследования явилось выявление специфики проявления «напряжения», «резистенции» и «истощения» как фаз эмоционального выгорания сотрудников операционных офисов банка, а также изучение взаимосвязи эмоционального выгорания с тревожностью и фрустрацией. Для решения поставленных задач использовались методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко), шкала оценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергера), фрустрационный тест С. Розенцвейга. Результаты исследования показывают, что у сотрудников операционных офисов фазы «напряжение» и «истощение» не сформированы, фаза «резистенция» сформирована только у сотрудников в возрасте от 21 до 28 лет (р < 0,05). Доказано, что работникам банковской сферы не свойственно эмоционально включаться в стрессовые ситуации, но большинство ситуаций они воспринимают как опасные для самооценки и самоуважения. В фрустрирующих ситуациях они демонстрируют экстрапунитивные реакции. У сотрудников в возрасте от 21 до 28 лет доминируют реакции «с фиксацией на препятствии» фрустрирующих ситуаций, а в возрасте от 29 до 42 год «с фиксацией на удовлетворении потребности». Индекс социальной адаптации более

выражен у сотрудников, имеющих значительный опыт профессиональной деятельности.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание; стресс; дезадаптация; многофункциональная деятельность; тревожность; фрустрация; сотрудник банка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p654-659

RELATIONSHIP OF EMOTIONAL BURNOUT AND PERSONAL DETERMINANTS OF EMPLOYEES OF THE BANKING SECTOR

Olga Vladimirovna Kobzeva, the candidate of psychological sciences, Olga Nikolaevna Tu-zova, the candidate of psychological sciences, docent, Murmansk Arctic State University

Abstract

The article considers the specifics of emotional burnout of employees of the bank's operational offices. The causes and factors contributing to the emergence of emotional burnout in professional activity were determined. Special attention was paid to the analysis of emotional burnout as one of the basic indicators of the individual's adaptation in modern society, the category of personality psychology that expands the explanatory potential of the phenomenology of personal development. The study involved 30 employees of the bank's operational offices. The aim of the empirical study was to identify the specifics of the manifestation of "tension", "resistance" and "exhaustion" as phases of emotional burnout of employees of the bank's operational offices, as well as to study the relationship of emotional burnout with anxiety and frustration. To solve the tasks, the method of diagnosing the level of emotional burnout (V.V. Boyko), the anxiety level assessment scale (State-Trait Anxiety Inventory), the S. Rosenzweig frustration test were used. The results of the study show that the "tension" and "exhaustion" phases are not formed in the employees of operational offices, the "resistance" phase is formed only in employees aged 21 to 28 years (р < 0,05). It was proved that employees of the banking sector are not emotionally involved in stressful situations, but they perceive most situations as dangerous for self-esteem and self-esteem. In frustrating situations, they demonstrate extra-punitive reactions. Employees aged 21 to 28 years are dominated by reactions "with fixation on the obstacle" of frustrating situations, at the age of 29 to 42 years "with fixation on meeting the need". The social adaptation index is more pronounced among employees with significant professional experience.

Keywords: emotional burnout, stress, maladaptation, multifunctional activity, anxiety, frustration, bank employee.

ВВЕДЕНИЕ

Современные социальные условия, характеризуются интенсивностью социально-экономических и социокультурных процессов, влекут за собой кардинальные изменения в образе жизни и ценностных ориентирах человека [4].

Профессиональная деятельность сотрудника операционного офиса банка связана с постоянным взаимодействием с другими людьми. Банковский служащий не может проявлять эмоции и чувства, которые он действительно испытывает. Он должен быть компетентным, стрессоустойчивым, клиент ориентированным, «холодным» и уверенным.

Важно указать, что обслуживание населения в деятельности сотрудников операционных офисов банков осуществляется с понедельника по субботу с 10:00 до 20:00, в воскресенье с 10:00 до 19:00. Из-за отсутствия выходных дней, сотрудники вынуждены работать по сменному графику. Это, безусловно, влияет на их физическое и психическое состояние.

К негативным стресс-факторам производственной среды банковских сотрудников Н.И. Качановецкая относит высокую ответственность в процессе выполнения работы, неудовлетворенность своим профессиональным статусом, боязнь потерять работу, отсутствие одобрения со стороны руководства и коллег, недостаточное количество условий для самореализации и саморазвития сотрудников [1].

Несмотря на то, что каждый год изменяются требования к сотрудникам операционных офисов банков [3], обязательным условием всегда остаются интересы клиента, ко-

торые должны быть выше собственных.

Факторами, усложняющими профессиональную деятельность банковского сотрудника, являются многофункциональная деятельность, принятие решений в условиях неопределенности, насыщенность многочисленными контактами и взаимодействиями с разными категориями людей, возможность финансовой ответственности [2].

По мнению Я.И. Чаплинской чувство эмоционального выгорания может возникать не только на фоне эмоциональных и других стрессов на работе, но и в силу хронической скуки, когда человек потерял интерес к своей деятельности, устал от ненужной и неинтересной работы или из-за ее отсутствия.

Итак, особенностями синдрома эмоционального выгорания у сотрудников операционных офисов банков являются состояние фрустрации в отношении своего профессионального статуса, боязнь попасть под сокращение и стать безработным, дефицит позитивного подкрепления при выполнении профессиональной деятельности со стороны руководства и коллег, ограниченное количество ситуаций для развития потенциала и способностей, принятие решений в ситуации транзитивности, большое количество регламентированных правилами контактов, обязательный контроль со стороны руководства, хроническая напряженная деятельность.

Цель исследования - выявить взаимосвязь фаз эмоционального выгорания с тревожностью и фрустрацией у сотрудников операционных офисов банка в разные возрастные периоды.

МЕТОДИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование проходило на базе ПАО ВТБ г. Мурманска. В нем приняли участие 30 сотрудников трех операционных офисов в возрасте от 21 до 42 лет, предоставляющих услуги расчетно-кассового обслуживания. В течение года в офисах банка произошла оптимизация численности работников за счет перевода многих операций в дистанционных формат и использования прогрессивных технологий (искусственный интеллект).

Опираясь на классификацию В.И. Слободчикова, выборка исследования была разделена на 2 группы. В 1 группу вошли сотрудники в возрасте от 21 до 28 лет (период молодости) - 13 респондентов, во вторую - сотрудники в возрасте от 29 до 42 лет (период взрослости) - 17 респондентов.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (выявление фаз эмоционального выгорания);

- шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер в адаптации Ю.Л. Ханина);

- фрустрационный тест С. Розенцвейга (модификация Н.В. Тарабриной) (определение реакции человека на неудачу и способы выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению его потребностей).

Статистическая оценка полученных результатов проводилась с помощью непараметрического и-критерия Манна-Уитни и параметрического коэффициента корреляции Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлена специфика проявления фаз эмоционального выгорания у сотрудников операционных офисов банка.

Результаты исследования показывают, что сотрудникам операционных офисов банков не характерно напряжение в ситуации повышенной ответственности и дестабилизирующей обстановке, длительное переживание психотравмирующей ситуации. У них не

формируются чувство безысходности, неудовлетворенности собственной деятельностью, что предотвращает появление тревоги при выполнении профессиональных обязанностей.

Таблица 1 - Проявление фаз эмоционального выгорания у сотрудников операционных офисов банка (сотрудники в возрасте 21-28 лет / сотрудники в возрасте 28-42 лет) (%)

Фаза Фаза не сформировалась Фаза в стадии формирования Сформировавшаяся фаза

Напряжение 69,2/70,6 7,7/11,8 23,1/17,6

Резистенция 15,4/47,1 38,4/35,3 46,2/17,6

Истощение 53,8/76,5 23,1/23,5 23,1/0

У большинства сотрудников в возрасте от 21 до 28 лет фаза «резистенции» сформирована, поэтому они стараются минимизировать влияние негативных впечатлений и внешнего давления, в первую очередь, за счет социально приемлемых средств. Также для этих сотрудников характерна дифференциация эмоций в зависимости от нужности и важности участников профессионального взаимодействия, увеличение количества безэмоциональных взаимоотношений, неадекватных отношений с партнерами, расширение сферы экономии эмоций (пресыщение работника человеческими контактами), редукция профессиональных обязанностей (упрощение всех эмоционально-затратных обязанностей) (р<0,05).

Сформированность фазы «истощение» демонстрируют 23% сотрудников в возрасте 21-28 лет, что проявляется в обеднении своих психических ресурсов, снижении мобилизующих функций организма. Эмоциональный дефицит, личностная и эмоциональная отрешенность, психосоматические и психовегетативные нарушения являются детерминантами в их структуре личности (р<0,05).

Сотрудники операционных офисов эмоционально не включаются в стрессовую ситуацию, тем самым, не переживая в момент тревоги напряжение, беспокойство, нервозность, однако большинство производственных ситуаций они склонны воспринимать как опасные для самооценки и самоуважения.

Специалисты операционных офисов считают, что фрустрирующие ситуации должен разрешать другой сотрудник, у работников в возрасте от 21 до 28 лет такая установка может быть обусловлена изменением социальной роли, началом трудовой деятельности, увеличение доли самостоятельности и ответственности, у работников в возрасте от 29 до 42 лет - нереализованными возможностями. Вне зависимости от того, как сотрудники в возрасте от 21 до 28 лет оценивают фрустрирующие ситуации, они постоянно акцентируют свое внимание на трудностях, их вызывающих. Сотрудники в возрасте от 29 до 42 лет испытывают потребность разрешать фрустрирующие ситуации конструктивно, это свидетельствует о желании использовать социальных опыт для их решения.

У сотрудников операционных офисов в возрасте от 21 до 28 года низкий показатель индекса социальной адаптации (36,2±6,1) указывает на то, что появление достаточного количества новых социальных ролей (коллега, подчиненный, супруг, родитель) не дает возможность в полной мере сразу к ним адаптироваться. Сотрудники в возрасте 2942 лет быстро приспосабливаются к новым условиям труда, не боятся вступать в социальные контакты как с клиентами и коллегами, так и с руководством офиса.

Далее рассмотрим взаимосвязь фаз эмоционального выгорания с тревожностью и фрустрацией у сотрудников операционных офисов банков в разные возрастные периоды (таблица 2).

Полученные в исследовании результаты позволяют утверждать, что чем длительнее работник операционного офиса в возрасте 21-28 лет испытывает нервное напряжение, тем больше ему свойственна сильная эмоциональная реакция на стрессовые и фрустрирующие воздействия, чем сильнее он оказывает сопротивление нарастающему стрессу, тем больше он эмоционально реагирует на психотравмирующее воздействие (р<0,05). В то же время, чем больше сотрудник старается оградить себя от негативных

переживаний, тем чаще он осуждает внешнюю причину фрустрации и требует от социального окружения разрешить ситуацию.

Таблица 2 - Взаимосвязь фаз эмоционального выгорания с тревожностью и фрустрацией у сотрудников операционных офисов банка (сотрудники в возрасте 21-28 лет / сотрудники в возрасте 28-42 лет)_

Детерминанты Фазы эмоционального выгорания

Напряжение Резистенция Истощение

Реактивная тревожность 0,67* / 0,16 0,37 / 0,15 0,62* / 0,46

Личностная тревожность 0,27 / -0,21 0,28 / 0,15 0,13 / 0,06

Реакции с фиксацией на препятствии 0,41 / 0,22 0,46 / 0,38 0,31 / 0,27

Реакции с фиксацией на самозащите 0,02 / -0,43 -0,08 / -0,28 0,21 / 0,02

Реакции с фиксацией на удовлетворении потребностей -0,22 / 0,11 -0,16 / -0,11 -0,31 / -0,23

Экстрапунитивные реакции 0,52 / -0,43 0,55* / -0,34 0,35 / -0,25

Интропунитивные реакции -0,48 / 0,16 -0,53 / 0,06 -0,43 / -0,05

Импунитивные реакции -0,28 / 0,42 -0,27 / 0,38 0,05 / 0,37

Примечание: * - р<0,05.

Итак, многофункциональность деятельности способствует развитию негативных психологических состояний, и может привести к дезорганизации всей профессиональной деятельности. Более высокий уровень эмоционального выгорания характерен для сотрудников банка в возрасте 21-28 лет. Несмотря на то, что они сопротивляются внешним стрессовым воздействиям, для них характерно снижение личностных ресурсов и эмоционального тонуса.

ВЫВОДЫ

Сравнительные анализ проявления фаз эмоционального выгорания у сотрудников операционных офисов банка показал, что только у сотрудников в возрасте 21-28 лет сформированы фазы «резистенция» и «истощение», поэтому для них характерно снижение эмоционального тонуса и желание оградить себя от отрицательных эмоций с помощью имеющихся средств. Сотрудникам банка не свойственна демонстрация напряжения в ситуации психоэмоционального дискомфорта. В ходе исследования было установлено, что проявление тревожности не зависит от возраста и опыта работы операциониста в банке. В фрустрирующей ситуации в большинстве случаев сотрудники операционных офисов банка будут осуждать внешнюю причину возникшей ситуации, акцентировать внимание коллег и руководства на препятствии, ее вызвавшем, или требовать от окружающих ее разрешить. Чем больший стаж работы в банковской сфере у работников, тем ниже уровень личностной тревожности, возможно, адаптационные процессы стимулируют улучшение эмоционального фона. Для предотвращения и минимизации формирования невротических расстройств и психосоматических нарушений можно рекомендовать проведение модульной системы тренингов. Система тренингов должна быть направлена на формирование и развитие навыков саморегуляции своих психоэмоциональных состояний, снятие внутреннего напряжения, обучение приемам повышения самооценки, формирования положительных установок по отношению к себе и своей профессиональной деятельности. Позитивное принятие себя позволит улучшить собственное психологическое состояние, снизить негативное влияние эмоционального выгорания.

Исследование выполнено в рамках инициативной НИОКР №122061400024-2.

ЛИТЕРАТУРА

1. Качановецкая Н.И. Стресс-факторы производственной среды в деятельности банковских служащих / Н.И. Качановецкая // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2015. - № 2 . - С. 94-99.

2. Особенности реагирования на фрустрацию и склонность к аддиктивному поведению у лиц помогающих профессий / И.В. Пономаренко, И.В. Лазюк, И.А. Курусь, Я.Е. Карпотенко // Бюл-

658

летень медицинской науки. - 2020. - № S1 (17). - С. 39-41.

3. Самвелян Ф.Г., Кора, Н.А. Исследование профессионального выгорания и стрессо-устойчивости банковских работников / Ф.Г. Самвелян, Н.А. Кора // Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции. - Благовещенск, 2019. - С. 239-246.

4. Oyserman D. Culture Three Ways: Culture and Subcultures Within Countries / D. Oyserman -DOI. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-122414-033617// Annual Review of Psychology. - 2017. -Vol. 68. - P. 435-463.

REFERENCE

1. Kachanovetskaya, N.I. (2015), "Stress factors of the production environment in activity of bank employees", RUDN Journal of ecology and life safety, No. 2, pp. 94-99.

2. Ponomarenko, I.V., Lazuk, I.V., Kurus, I,A. and Karpotenko, Ya.E. (2020), "Features of the response to frustration and the tendency to addictive behavior in persons of helping professions", Bulletin of medical science, No. S1 (17), pp. 39-41.

3. Samvelyan, F.G. and Kora, N.A. (2019), "Research of the relationship between professional burnout and stress resistance of bank workers", Psychological health and personal development in the modern world: materials of the International Scientific and Practical Conference, Blagoveshchensk, pp. 239-246.

4. Oyserman, D. (2017), "Culture Three Ways: Culture and Subcultures Within Countries", Annual Review of Psychology, Vol. 68, pp. 435-463. DOI. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-122414-033617.

Контактная информация: kobzevao@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 159.922

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Наталья Николаевна Мозговая, кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный

университет, Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования, посвященного анализу того, какая степень эмоционального выгорания присуща учителям, демонстрирующими различный уровень стрессо-устойчивости. Во введении актуализируется значимость изучения процессов выгорания работников системы образования, приводится информация относительно основных отечественных и зарубежных исследователей процесса выгорания, а также характеризуется понятие «стресс» и обосновывается значимость учёта индивидуально--личностных особенностей реагирования на стресс в контексте работы с эмоциональным выгоранием сотрудников. Далее характеризуется выборка респондентов и организации, выступившие в качестве баз исследования, обозначается методический инструментарий: методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» (В.В. Бойко), методика определения уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмса и Р. Раге), статистический критерий Краскела - Уоллиса. В основной части статьи описываются данные относительно степени стрессоустойчивости исследуемой группы учителей, уровня эмоционального выгорания по выборке в целом и при дифференциации на группы в зависимости от уровня выгорания. В выводах отмечается существование значимых различий по уровню эмоционального выгорания между группами учителей с высоким, средним и низким уровнем стрессоустойчивости.

Ключевые слова: образовательная организация, психологическое здоровье, педагогическая профессия, психоэмоциональное состояние, стресс, стрессоустойчивость, стресс-фактор, учитель, эмоциональное выгорание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.