Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА И ЭМПАТИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА И ЭМПАТИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
402
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭМПАТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишин Алексей Андреевич

В современном мире проблема профессионального выгорания педагогов не теряет своей актуальности. Педагогическая деятельность обеспечивает не только передачу знаний обучающимся, она формирует их личностные качества. В связи с этим необходимо уделять внимание лицам, реализующим педагогическую деятельность. В представленной статье раскрыты понятия: профессиональное выгорание (дисфункциональное состояние, возникающее у работников под воздействием длительного психоэмоционального стресса) и его компоненты (эмоциональное истощение деперсонализация, редукция личностных достижений, напряжение, резистенция, истощение); эмпатия (эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям). Анализируются результаты эмпирического исследованию, цель которого определена как необходимость изучения наличия взаимосвязи между профессиональным выгоранием педагогов и их уровнем эмпатии. Описаны положительные корреляционные взаимосвязи эмпатии со следующими компонентами профессионального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, резистенция, напряжение, истощение. Полученные результаты эмпирического исследования позволяют расширить представления о феномене профессионального выгорания, подчеркивают важность эмпатии, как неотъемлемого качества личности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мишин Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHER AND EMPATHY

In the modern world, the problem of professional burnout of teachers does not lose its relevance. Pedagogical activity provides not only the transfer of knowledge to students, it forms their personal qualities. In this regard, attention should be paid to persons carrying out pedagogical activities. The presented article discloses the concepts: professional burnout (dysfunctional state that occurs in workers under the influence of prolonged psychoemotional stress) and its components (emotional exhaustion depersonalization, reduction of personal achievements, tension, resistance, exhaustion); empathy (emotional responsiveness, sensitivity, and attention to other people). The results of an empirical study are analyzed, the purpose of which is defined as the need to study the existence of a relationship between the professional burnout of teachers and their level of empathy. Positive correlation relationships of empathy with the following components of occupational burnout are described: emotional exhaustion, depersonalization, resistance, tension, exhaustion.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА И ЭМПАТИИ»

УДК 159.923.33

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА И

ЭМПАТИИ

Мишин Алексей Андреевич, кандидат психологических наук, доцент, Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк

Аннотация

В современном мире проблема профессионального выгорания педагогов не теряет своей актуальности. Педагогическая деятельность обеспечивает не только передачу знаний обучающимся, она формирует их личностные качества. В связи с этим необходимо уделять внимание лицам, реализующим педагогическую деятельность. В представленной статье раскрыты понятия: профессиональное выгорание (дисфункциональное состояние, возникающее у работников под воздействием длительного психоэмоционального стресса) и его компоненты (эмоциональное истощение деперсонализация, редукция личностных достижений, напряжение, резистенция, истощение); эмпатия (эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям). Анализируются результаты эмпирического исследованию, цель которого определена как необходимость изучения наличия взаимосвязи между профессиональным выгоранием педагогов и их уровнем эмпатии. Описаны положительные корреляционные взаимосвязи эмпатии со следующими компонентами профессионального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, резистенция, напряжение, истощение. Полученные результаты эмпирического исследования позволяют расширить представления о феномене профессионального выгорания, подчеркивают важность эмпатии, как неотъемлемого качества личности педагога.

Ключевые слова: педагог, педагогическая деятельность, профессиональное выгорание, эмпатия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p498-502

RELATIONSHIP OF PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHER AND EMPATHY

Aleksey Andreevich Mishin, the candidate ofpsychological sciences, Kuzbass Institute of of the Federal Penitentiary Service of Russia of Russia, Novokuznetsk

Abstract

In the modern world, the problem of professional burnout of teachers does not lose its relevance. Pedagogical activity provides not only the transfer of knowledge to students, it forms their personal qualities. In this regard, attention should be paid to persons carrying out pedagogical activities. The presented article discloses the concepts: professional burnout (dysfunctional state that occurs in workers under the influence of prolonged psychoemotional stress) and its components (emotional exhaustion depersonaliza-tion, reduction of personal achievements, tension, resistance, exhaustion); empathy (emotional responsiveness, sensitivity, and attention to other people). The results of an empirical study are analyzed, the purpose of which is defined as the need to study the existence of a relationship between the professional burnout of teachers and their level of empathy. Positive correlation relationships of empathy with the following components of occupational burnout are described: emotional exhaustion, depersonalization, resistance, tension, exhaustion.

Keywords: teacher, pedagogical activity, professional burnout, empathy.

ВВЕДЕНИЕ

Эмоциональное благополучие профессионала крайне важно для любых профессий типа «человек-человек», а особенно для профессии педагога, поскольку психические состояния самого педагога являются одним из важнейших условий его труда и оказывают значительное влияние на обучающихся. Помимо этого, педагогическая деятельность связана с высокой степенью ответственности за морально-нравственное подрастающего поколения и высокой эмоциональной напряженностью трудового процесса, что увеличивает вероятность развития профессионального выгорания.

Актуальность и значимость исследуемого нами вопроса подтверждается большим вниманием современных исследователей к проблеме профессионального выгорания: Акименко А.К., Велиева С.В., Медведская Е.И., Тютченко А.М., Шерягина Е.В., Шилова Т.А. и другие.

Профессиональное выгорание - дисфункциональное состояние, возникающее у работников под воздействием длительного психоэмоционального стресса, основной причиной которого является несоответствие индивидуальных ресурсов работающего человека требованиям рабочей среды. Профессиональное выгорание характеризуется эмоциональным истощением, обесцениванием труда и снижением эффективности профессиональной деятельности.

В настоящее время многие ученые сосредоточены на осмыслении особенностей организации и содержания работы педагогов, а также личностных особенностей педагогов, которые способствуют эффективному решению профессиональных задач. В связи с этим представляется, что выявление взаимосвязи профессионального выгорания с эмпа-тией педагогов является одной из значимых и актуальных задач, поскольку позволяет выделить оптимальные условия работы педагога в образовательном учреждении и тем самым помочь ему в осуществлении профессиональной и личностной самореализации.

Профессиональное выгорание, по мнению К. Маслач, - это многомерный феномен, состоящий из трех взаимосвязанных, но отличных друг от друга компонентов: эмоциональное истощение (чувство внутреннего эмоционального напряжения, отсутствие эмоциональных ресурсов, сниженный эмоциональный фон), деперсонализация (деформированное отношение к окружающим, проявляющиеся в бездушном, обезличенном общении, повышении негативизма), редукция личностных достижений (недооценка результативности собственной профессиональной деятельности, снижение самооценки личности).

Одним из профессионально важных качеств педагога является эмпатия. Эмпатия понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку соединится с миром людей и не ощущать в нем своего одиночества.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участие 50 человек - педагоги образовательных организаций г. Новокузнецка. В возрасте от 23 до 55 лет. Для проведения использовались следующие методики: Диагностика профессионального выгорания Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой; диагностика профессионального выгорания В.В. Бойко; диагностика способности к эмпатии к А. Мехрабиена и Н. Эпштейна; способность педагога к эмпатии И.М. Юсупова. В качестве методов математической статистики использовали: первичные описательные статистики, корреляционный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На начальном этапе исследования нами была проведена диагностика компонентов профессионального выгорания по выбранным нами методикам. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Компоненты профессионального выгорания

Компонент Уровень (в %)

Высокий Средний Низкий

Эмоциональное истощение 34 48 17

Деперсонализация личности 21 38 41

Редукция личностных достижений 83 10 7

Компонент Уровень (в %)

Высокий Средний Низкий

Напряжение 21 24 55

Резистенция 42 41 17

Истощение 21 17 62

Среди респондентов 34 % респондентов имеет высокий уровень эмоционального истощения, 48 % имеют средний уровень и 17 % респондентов низкий. Уровень деперсонализации личности у 21 % респондентов находится на высоком уровне, 38 % средний уровень, и 41 % имеют низкий уровень деперсонализации. Уровень редукции личностных достижений преимущественно высокий - 83 % респондентов, при этом низкий уровень имеют 7 % опрошенных и средний уровень 10 %. Высокий уровень тревожного напряжения выражен у 21 % опрошенных респондентов, 24 % имеют средний уровень и большая часть респондентов 55 % низкий. Высокий уровень резистенции имеют 42 % респондентов, 41 % средний уровень и только 17 % респондентов имеют низкий уровень по данному показателю. Истощение на высоком уровне проявляется у 21 % респондента, на среднем уровне проявления наблюдаются у 17 % и 62 % имеют низкий уровень истощения.

Вторым этапом исследования было изучение особенностей эмпатии. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Особенности эмпатии педагогов

Компонент Уровень (в %)

Высокий Средний Низкий

Уровень эмпатии 24 41 34

Способность к эмпатии 52 41 7

Уровень эмпатии респондентов у 24 % является высоким, у 41 % респондентов средний уровень эмпатии и 34 % респондентов имею низкий уровень развития эмпатии. Способности педагогов к эмпатии: высокий уровень данной способности имеют 52 %, средний уровень - 41 % и 7 % - низкий уровень.

На третьем этапе был проведен корреляционный анализ. Для выявления статистической взаимосвязи компонентов профессионального выгорания с эмпатией педагога нами использовался метод математико-статичтической обработки данных - вычисление корреляционной взаимосвязи по критерию Пирсона. Были получены статистически значимые значения на уровне значимости р <0.01. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Характеристика взаимосвязи профессионального выгорания и эмпатии

Показатели Коэффициент Пирсона Уровень значимости

Уровень эмпатии - способность к эмпатии 0,503 0,01

Уровень эмпатии - эмоциональное истощение 0,768 0,01

Уровень эмпатии - деперсонализация 0,438 0,05

Уровень эмпатии - резистенция 0,423 0,05

Способность к эмпатии - эмоциональное истощение 0,799 0,01

Способность к эмпатии - деперсонализация 0,458 0,05

Способность к эмпатии - напряжение 0,558 0,01

Способность к эмпатии - резистенция 0,487 0,01

Способность к эмпатии - истощение 0,474 0,01

Данные таблицы показывают наличие достоверных различий.

- эмоциональное истощение 0,799, при уровне значимости 0,01. Данный показатель указывает на высокую степень взаимосвязи способности к эмпатии и эмоционального истощения. С увеличением способности к эмпатии увеличивается эмоциональное истощение;

- резистенция 0,487, при уровне значимости 0,01. С увеличение способности к эмпатии увеличивается уровень резистенции респондентов. Высокая способность к эмпа-тии может способствовать развитию неадекватному (избирательному) эмоциональному реагированию, когда человек неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоцио-

нальную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов;

- напряжение 0,558, при уровне значимости 0,01. способность эмпатии взаимосвязана с уровнем напряжения, т.е. с увеличением способности педагога к эмпатии увеличивается напряжение (возрастает уровень неудовлетворенности собой, повышается уровень тревожности и депрессивности, возникает ощущение «загнанности в угол»);

- истощение 0,474, при уровне значимости 0,01. Увеличение способности педагога к эмпатии сопровождается увеличением уровня истощения (проявляется в эмоциональном дефиците. эмоциональной отстранённости, деформации межличностных отношений);

- эмоциональное истощение 0,768, при уровне значимости 0,01. Данный показатель указывает на высокую степень взаимосвязи уровня к эмпатии и эмоционального истощения. С увеличением способности к эмпатии увеличивается эмоциональное истощение;

- резистенция 0,423, при уровне значимости 0,05. С увеличение уровня к эмпатии увеличивается уровень резистенции респондентов. Высокий уровень эмпатии связан с такими проявлениями резистенции как: развитие неадекватного (избирательного) эмоционального реагирования, «экономии» эмоций;

- деперсонализация 0,438, при уровне значимости 0,01. Уровень эмпатии имеет положительную корреляционную связь с деперсонализацией личности, т.е. с увеличением уровня эмпатии увеличивается уровень деперсонализации личности.

ВЫВОДЫ

Педагогическая деятельность в современных условиях переживает значительные изменения, которые оказывают негативное влияние на личность педагога. Одним из негативных последствий педагогической деятельности выступает профессиональное выгорание. Проведенное исследование позволило определить уровень проявления компонентов профессионального выгорания у педагогов, определить наличие взаимосвязей между профессиональным выгоранием и эмпатией, как одним из наиболее важных личностных качеств для педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акименко А.К. Динамика рефлексивных характеристик личности в структуре профессионального выгорания / А.К. Акименко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития.- 2017.- Т. 6., № 4.- С. 367-371

2. Велиева С.В. Проявления компонентов профессионального выгорания у педагогов дошкольного образования с разным стажем работы / С.В. Велиева // Проблемы психологического благополучия: материалы международной заочной научной конференции, Екатеринбург, 19 марта 2021 года. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. - С. 379-384.

3. Медведская, Е.И. Особенности эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов / Е.И. Медведская, Е.В. Шерягина // Консультативная психология и психотерапия.- 2017.- Т. 25, № 2 (96).- С. 59-74.

4. Тютченко, А.М. Признаки эмпатийного дефицита в эмоциональной деформации педагогов / А.М. Тютченко, Т.А Шилова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования.- 2021.- Т. 10, № 2-1.- С. 5-13.

REFERENCES

1. Akimenko, A.K. (2017), "Dynamics of reflexive personality characteristics in the structure of professional burnout", News of Saratov University. New series. Series: Acmeology of Education, Vol. 6 No. 4, pp.367-371.

2. Velieva, S.V. (2021), "Manifestations of components of professional burnout in teachers of preschool education with different work experience", Problems of psychological well-being: Materials of the international correspondence scientific conference, Yekaterinburg, pp. 379-384.

3. Medvedskaya, E.I. and Sheryagina, E.V. (2017), "Features of empathy and professional burnout of Belarusian and Russian teachers", Counseling psychology and psychotherapy, Vol. 25 No. 2 (96), pp. 59-74.

4. Tyutchenko, A.M. and Shilova, T.A (2021), "Signs of empathetic deficiency in the emotional deformation of teachers", Psychology. Historical and critical reviews and contemporary research, Vol. 10 No. 2-1, pp. 5-13.

Контактная информация: mishin87@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2022

УДК 159.923

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ И СОВЛАДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ С КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИЕЙ ИНВЛИДИЗИРУЮЩЕЙ БОЛЕЗНИ

Елена Валерьевна Морозова, кандидат психологических наук, руководитель научно-методический центра по комплексной реабилитации, заместитель руководителя, Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, г. Москва; Сергей Сергеевич Алексанин, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный врач России, директор, Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Во введении обоснована роль реабилитационной приверженности личности в реализации реабилитационного процесса и актуальность изучения личностных особенностей как ресурса в преодолении стрессовой ситуации болезни и инвалидности, в ходе которых возникают кризисные состояния, приводящие больных к социально-психологической дезадаптации. Целью исследования является изучение структуры копинг-механизмов и эмоциональной напряженности больных ведущих инвалидизирующих патологий, с различным уровнем реабилитационной приверженности. Методика и организация исследования: исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, в ходе которого было изучено 510 больных, ведущих инвалидизирующих патологий со злокачественными новообразованиями, с болезнями системы кровообращения, с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, с хронической эндокринной патологией сахарный диабет 1 и 2 типа. Больные обследовались в рамках медико-социальной экспертизы и реабилитации. Для выявления уровня реабилитационной приверженности использовался опросник «Оценка реабилитационной приверженности» (Е.В. Морозовой), для выявления эмоциональной напряженности личности использовалась методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. Вассермана), для выявления структуры совладания (копинг-компетентности) использовалась шкала диагностики копинг-механизмов (Э. Хайма). Результаты исследования и их обсуждение: в статье приводятся результаты сравнительного анализа показателей социальной фрустрации, обусловливающей эмоциональную напряженность личности и совладающих механизмов (копингов) в группах больных с различным уровнем сформированности реабилитационной приверженности личности к реализации реабилитационного процесса. Выводы: исследование выявило, что по мере снижения уровня сфор-мированности реабилитационной приверженности личности пропорционально снижается копинг-компетентность больных, что проявляется в использовании больными неадаптивных совладающих стратегий преимущественно поведенческого и эмоционального регистра на фоне повышения психоэмоциональной напряженности личности, обусловленной фрустрационными переживаниями из-за социальных последствий заболевания. Полученные данные обосновывают необходимость раннего выявления личностных рисков дезадаптации в части оценки психоэмоционального состояния и копинг-компетентности больных и необходимости их своевременной коррекции в рамках психологической реабилитации для повышения уровня реабилитационной приверженности больных, ведущих инвалидизирующих патологий.

Ключевые слова: кризис инвалидности, реабилитационная приверженность, совладающие стратегии, психологическая реабилитация, личностные риски дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.