ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Психологические науки / Psychological sciences Оригинальная статья / Original article УДК 159
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-96-104
Особенности эмоционального выгорания лиц, занятых в сфере преподавательской деятельности
© 2019 Кадиева Р. И. 1, Магомедова М. А. 1, Магомедова Х. М. 1 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected] 2 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования - изучение особенностей эмоционального выгорания (ЭВ) у педагогов: его диагностика и профилактика. Методы. Опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач, методики диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко, анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога. Данные методы позволяют выявить ведущие симптомы эмоционального выгорания такие, как деперсонализация, эмоциональное истощение, редукция профессиональных достижений, выяснить, к какому этапу развития стресса они относятся: истощения, напряжения, резистенции. А также выяснялась степень нервно-психической устойчивости. Результат. Своевременная диагностика эмоционального выгорания позволит снизить его уровень профилактическими действиями, избежать многих негативных проявлений данного синдрома, таких как хроническая усталость, бессонница, снижение трудоспособности, снижение интереса к своему делу, потери кадров, а также повысить эффективность педагогической деятельности как отдельных учителей, так и образовательной организации в целом. Вывод. Полученные нами результаты позволяют утверждать о том, что программа «В гармонии с собой» эффективно работает и ее можно рекомендовать к применению в учебных заведениях.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стресс, профессионализм, психическое здоровье, методики диагностики, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений, феномен, фактор.
Формат цитирования: Кадиева Р. И., Магомедова М. А., Магомедова Х. М. Особенности эмоционального выгорания лиц, занятых в сфере преподавательской деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 96104. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-96-104
Features of Burnout of the Persons Engaged
in Teaching Activities
© 2019 Roza I. Kadieva 1, Marina A. Magomedova 1,
Khadizhat M. Magomedova 1 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected],
[email protected] 2 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of this article is to study the features of burnout of the teachers: its diagnosis and prevention. Methods. Questionnaire «Professional burnout» of K. Maslach, V. V. Boyko methods of diagnosing the burnout, questionnaire for assessing the teacher's neuropsychic stability. These methods allow us to identify the leading symptoms of burnout such as depersonalization, emotional exhaustion, reduction of professional achievements, and find out what stage of stress development they belong to: exhaustion, tension, and resistance. The degree of neuropsychiatric stability is also investigated. Result. Timely diagnosis of burnout will reduce its level by preventive actions, avoid many negative manifestations of this syndrome, such as chronic fatigue, insomnia, reduced ability to work, reduced interest in their work, loss of personnel, as well as improve the effectiveness of teaching activities, both individual teachers and the educational organization as a whole. Conclusion. Our results suggest that the «In harmony with yourself» program works effectively and can be recommended for use in educational institutions.
Keywords: «emotional burnout», stress, professionalism, mental health, diagnostic methods, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of professional achievements, phenomenon, factor.
For citation: Kadieva R. I., Magomedova M. A., Magomedova Kh. M. Features of Burnout of the Persons Engaged in Teaching Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 96-104. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-96-104 (In Russian)
Введение
Одним из наиболее распространенных явлений в педагогической среде является эмоциональное выгорание. Это явление обусловливается высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. Анализ работы педагогов показывает, что проблема их психологического благополучия является одним из наиболее актуальных вопросов современной педагогической психологии. В этой связи большой интерес приобретает изучение феномена выгорания - психологического явления, являющегося отрицательным фактором, оказывающего отрицательное влияние на психофизическое здоровье и продуктивность деятельности специалистов, занятых в данной сфере. Особое значение имеет «профессиональный стресс», представляющий собой многомерный феномен, выражающийся в психологических и физиологических реакциях на сложную рабочую ситуацию» [4]. Некоторые аспекты данного феномена отражены в работах В. В. Бойко, М. Р. Гинзбурга, Н. Е. Водопьянова, К. Маслч, С. Джексона и др. Согласно высказываниям выше перечисленных отечественных и зарубежных ученых «Профессиональный стресс - это объемный феномен, выражающийся в психологических и физиологических реакциях на сложную рабочую ситуацию» [6].
Далее мы отмечаем, что в результате «сгорания» человек теряет психическую активность, у него развиваются психосоматическая усталость (изнеможение), появляются немотивированное беспокойство, эмоциональное истощение («исчерпывание запасов»), раздражительность, тревога, возникают вегетативные расстройства,
утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности, снижается самооценка [1].
Эмоциональное выгорание - представляет собой «результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов».
Проведенный анализ литературных источников показал, что в итоге длительного воздействия профессиональных стрессоров могут проявляться следующие признаки: профессиональная деформация личности или хронический стресс, истощение личностных ресурсов - выгорание. Следовательно, в основе длительного профессионального стресса лежат устойчивые негативные личностные изменения [5].
Исследуя данную область, можно выдвинуть две группы факторов, способствующих возникновению синдрома эмоционального выгорания у педагогов: внешняя и внутренняя. К внешним факторам можно отнести:
- специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сочувствия, сопереживания, стаж работы и т. д.);
- организационный фактор: низкая оплата труда; перегруженность работой; служебные проблемы; неудовлетворенность в своих действиях: несоответствие результатов затраченным силам; несогласованность между процессом обучения и получаемым результатом. Неблагоприятная атмосфера в рабочем коллективе: в состав коллектива входят в основном женщины, нервозная обстановка, затрачива-
ющая эмоции; факторы, подавляющие личность мужчин, находящихся в женском коллективе.
К внутренним факторам можно отнести:
- коммуникативный фактор: неумение выходить из трудных ситуаций и регулировать собственные эмоциональные ситуации; проблемы общения с детьми, родителями, администрацией;
- ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания и смерть близких, финансовые затруднения, разлад между супругами, личностная неустроенность, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого семьей.
Постановка задачи:
- изучить симптомы эмоционального выгорания (ЭВ) у педагогов;
- разработать и реализовать программу по профилактике эмоционального выгорания у педагогов;
- проверить эффективность программы, сформулировать выводы.
В нашем исследовании изучались симптомы эмоционального выгорания у педагогов. На основе теоретического анализа, в обобщенном виде в своей работе придерживаемся подхода к данному синдрому, согласно которому эмоциональное выгорание представляет собой набор различных негативных переживаний и форм поведения, которые влияют на продуктивность деятельности, работоспособность, на психологическое и физическое здоровье, на взаимоотношения с коллегами, сотрудниками и другими людьми [3].
Методы исследования
Изучение эмоционального выгорания осуществлялось нами с помощью 3-х методик:
- опросник «Профессиональное выгорание», разработанный Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой на основе модели К. Маслача и С. Джексона;
- методика диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко;
- анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога (НПУ); методика разработана в ЛВМА им. С. М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Для осуществления эксперимента были выбраны образовательные учреждения г. Махачкалы № 10 и № 31, имеющие разный уровень статуса, согласно данным городского отдела образования.
Выборка составила 60 человек - педагогов школ № 10 и № 31 г. Махачкалы Республики Дагестан. Из них 40 женщин и 20 мужчин. Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе осуществлялась диагностика ЭВ у педагогов в целом. Сравнивались показатели ЭВ у мужчин и женщин. Сравнивались показатели ЭВ у педагогов со стажем менее 10 лет и более 20. Респонденты могли участвовать анонимно по собственному желанию. То есть испытуемые в бланках методик указывались под инициалами или псевдонимами.
На втором этапе разрабатывалась программа по профилактике ЭВ у педагогов. Необходимо уделять огромное внимание организации, цель работы которой сохранить психическое здоровье педагогов, опирающейся на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование и развитие личности профессионала. Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов «В гармонии с собой». Данная программа направлена на ознакомление участников с психологией стресса. Помочь овладеть способами снятия напряжения и выхода из состояния стресса, навыками совладания с нервно-психическим напряжением, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыками позитивного самовосприятия [7].
В программе профилактики эмоционального выгорания использовались методы арт-терапии, психогимнастики и элементы тренинга общения. Особенно уделялось внимание арт-терапии, на этом занятии применяется песочная терапия, являющаяся основным инструментом образовательного процесса. Он решает задачи диагностики, профилактики, консультирования и коррекции, а также снятия эмоционального напряжения для поддержания психологического здоровья педагогов.
На третьем этапе в экспериментальной группе была реализована программа профилактики ЭВ. Для этого были выделены респонденты с наиболее высокими показателями ЭВ, которые затем были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. По окончании эксперимента было проведено сравнение уровней выраженности симптомов ЭВ у контрольной и экспериментальной групп.
Для установления закономерности полученных в исследовании данных нами были использованы методы статистической обработки данных. В частности, методы описательной статистики (среднее выборочное
значение, дисперсия, стандартное отклонение, размах); корреляционный анализ с целью установления надежности и валидности полученных данных; t-критерий Стьюдента для сравнения средних значений уровня выраженности симптомов эмоционального выгорания.
Производились вычисления на компьютере с помощью программы SPSS, которая сопровождает вычисленный коэффициент корреляции точным значением р-уровня (Наследов, 2004; Гудвин, 2004).
Результаты первичной диагностики и их анализ
Одной из основных задач настоящего исследования является изучение особенностей эмоционального выгорания педагогов.
Диагностика проводилась с помощью трех методик: опросника «Профессиональное выгорание» (К. Маслач), методики диа-
гностики эмоционального выгорания (В. В. Бойко) и методики диагностики НПУ, позволяющих выявлять ведущие симптомы эмоционального выгорания такие, как деперсонализация, эмоциональное истощение, редукция профессиональных достижений; определить, к какой фазе развития стресса они относятся: истощения, напряжения, резистенции. А также выяснялась степень нервно-психической устойчивости.
С целью установления надежности и валидности полученных данных нами был проведен корреляционный анализ взаимосвязи показателей шкал методик диагностики эмоционального выгорания. Данные, полученные с помощью указанных выше методик, представлены в метрической шкале, что позволяет использовать критерий г-Пирсона. Основные результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей выгорания (по двум методикам)
Ко рреляции
Интегральный показатель Фаза истощения Фаза напряжения Фаза резистенции
Деперсонализация Корреляция Пирсона ,843** ,459** ,457** ,389**
Знч. (2-сторон) ,000 ,000 ,000 ,000
N 60 60 60 60
Общий показатель Корреляция Пирсона ,593** ,865** ,869** ,837**
Знч. (2-сторон) ,000 ,000 ,000 ,000
N 60 60 60 60
Редукция профессионализма Корреляция Пирсона ,592** ,177 ,186 ,101
Знч. (2-сторон) ,000 ,116 ,099 ,374
N 60 60 60 60
Эмоциональное истощение Корреляция Пирсона ,783** ,449** ,579** ,509**
Знч. (2-сторон) ,000 ,000 ,000 ,000
N 60 60 60 60
** - Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.) * - Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).
Представленные в таблице 1 показатели шкал эмоционального выгорания, измеренные двумя методиками, положительно коррелируют между собой (** Корреляции значимы на уровне 0.01). Это говорит о том, что высоким показателям шкал ЭВ методики Маслач соответствуют высокие показатели шкал ЭВ методики Бойко. И наоборот, низким показателям шкал ЭВ методики Маслач соответствуют низкие показатели шкал ЭВ методики Бойко. Следовательно, данным в нашем исследовании можно доверять.
Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики
Для реализации программы «В гармонии с собой» нами были отобраны 20 участников с наиболее высокой выраженностью симптомов выгорания. Эти педагоги затем были разделены на 2 группы по 10 в каждой. Одна группа - контрольная, другая - экспериментальная. Соответственно, экспериментальная группа приняла участие в профилактико-коррекционной программе «В гармонии с собой».
После проведения эксперимента, предполагающего проведение занятий с экспериментальной группой, были выполнены повторные замеры симптомов ЭВ у испытуемых контрольной и экспериментальной группы. Затем проведен сравнительный анализ данных до и после реализации программы «В гармонии с собой», основные результаты которого представлены в таблицах 2-5.
Как видно из данных таблицы 2 и гистограммы (рис. 1) наблюдаются заметные
различия в средних значениях. Для установления закономерности этих различий нами был проведен статистический анализ сравнения средних значений до и после эксперимента с помощью ^критерия Сть-юдента. Основные результаты данного анализа представлены в таблице 3. По всем шкалам уровни значимости не превышают критического значения р=0,05, что свидетельствует о достоверности различий.
Таблица 2
Описательные статистики показателей ЭВ у экспериментальной группы
до и после эксперимента
¡Групповые статистики
Экспериментальная группа N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего
Деперсонализация_М до 10 14,9500 1,01955 ,22798
после 10 9,2000 1,27630 ,28539
Эмоциональное истощение_М до 10 33,7500 1,95946 ,43815
после 10 25,5500 2,50473 ,56008
Редукция персональных достижений_М до 10 48,6500 30,94014 6,91843
после 10 33,5500 57,63723 12,88808
НПУ до 10 21,7500 ,91047 ,20359
после 10 19,7000 ,65695 ,14690
Фаза истощения_Б до 10 64,6500 10,53952 2,35671
после 10 55,1000 20,08639 4,49145
Фаза напряжения_Б до 10 62,1500 11,53610 2,57955
после 10 56,2000 24,34532 5,44378
Фаза резистенции_Б до 10 77,8500 16,61412 3,71503
после 10 63,2500 20,94824 4,68417
Рис. 1. Гистограмма распределения средних значений показателей выгорания
у экспериментальной группы
Таблица 3
Основные результаты сравнительного анализа показателей
Критерий для независимых выборок
Экспериментальная группа Критерий равенства дисперсий Ливиня t-критерий равенства средних
t Значимость (2- сторонняя) Разность средних Стд. ошибка разности 95% доверительный интервал разности средних
F Знч. Нижняя граница Верхняя граница
Деперсонализация 1,708 ,199 -2,190 ,005 -,80000 ,36527 -1,5394 -,06055
Интегральный показатель ,344 ,561 -1,758 ,007 -1,25000 ,71110 -2,6895 ,18954
НПУ 6,758 ,013 -2,933 ,006 -42,900 14,62761 -72,512 -13,287
Профессиональная усталость ,058 ,811 -2,099 ,003 ,05000 ,25105 -,45823 ,55823
Фаза истощения 7,617 ,009 -2,652 ,002 -13,450 5,07220 -23,718 -3,1818
Фаза напряжения 3,903 ,055 -2,332 ,005 -14,050 6,02402 -26,244 -1,8550
Фаза резистенции 2,504 ,122 -2,576 ,004 -15,400 5,97854 -27,502 -3,2970
Эмоциональное истощение ,344 ,561 -1,758 ,007 -1,25000 ,71110 -2,6895 ,18954
Как видим, по всем показателям мы наблюдаем изменения в сторону снижения показателей ЭВ. Данная статистика позволяет говорить о том, что программа «В гармонии с собой» эффективно работает и ее можно рекомендовать к применению в учебных заведениях, в практиче-
ской работе психологов. Для большей убедительности сравним уровни выраженности симптомов ЭВ в контрольной группе. Основные результаты сравнительного анализа, выполненного с помощью критерия ^Стьюдента представлены в таблицах 4-5.
Описательные статистики показателей ЭВ у контрольной группы до и после эксперимента
Таблица 4
Групповые статистики
Контрольная группа N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего
Деперсонализация_М до 10 14,8600 2,97333 ,21764
после 10 13,2000 2,34164 ,30000
Эмоциональное истощение_М до 10 33,5500 9,03328 ,45465
после 10 32,4300 8,36198 ,52815
Редукция персональных дости-жений_М до 10 47,8300 13,47163 5,94416
после 10 46,9800 12,75352 5,79605
НПУ до 10 21,7600 4,68056 ,15218
после 10 20,7100 4,57124 ,12773
Фаза истощения_Б до 10 63,6600 17,79673 3,97947
после 10 65,1000 18,72874 4,18787
Фаза напряжения_Б до 10 61,9500 20,32493 4,54479
после 10 62,1400 23,15827 5,17835
Фаза резистенции_Б до 10 77,8100 17,13499 3,83150
после 10 75,9500 18,33317 4,09942
Рис. 2. Гистограмма распределения средних значений показателей выгорания у контрольной группы
Таблица 5
Основные результаты сравнительного анализа показателей эмоционального выгорания у контрольной группы до и после эксперимента _Критерий для независимых выборок_
Критерий равенства дисперсий Ливиня ^критерий равенства средних
Контрольная группа t Значимость (2-сторон-няя) Разность средних Стд. ошибка разности 95% доверительный интервал разности средних
F Знч. Нижняя граница Верхняя граница
Деперсонализация 3,893 ,056 -,809 ,423 -,30000 ,37063 -1,05031 ,45031
Интегральный показатель ,077 ,783 -1,220 ,230 -,85000 ,69689 -2,26078 ,56078
НПУ ,147 ,704 ,185 ,854 2,85000 15,42832 -28,3830 34,0830
Профессиональная усталость 1,534 ,223 -,503 ,618 -,10000 ,19868 -,50221 ,30221
Фаза истощения ,178 ,675 ,623 ,537 3,60000 5,77706 -8,09506 15,2950
Фаза напряжения ,218 ,644 -,007 ,994 -,05000 6,88988 -13,9978 13,8978
Фаза резистенции ,556 ,461 -,116 ,908 -,65000 5,61121 -12,0093 10,7093
Эмоциональное истощение ,303 ,585 -1,577 ,123 -,45000 ,28539 -1,02774 ,12774
Как видно из данных таблицы 4 и гистограммы (рис. 2) наблюдаются едва заметные различия в средних значениях. Для установления закономерности этих различий нами был проведен статистический анализ сравнения средних значений до и после эксперимента с помощью ^критерия Стьюдента. Основные результаты данного анализа представлены в таблице 5. По всем шкалам уровни значимости превышают критическое значение р=0,05, что свидетельствует о случайности различий в данных контрольной группы.
Таким образом, замеры в контрольной и экспериментальной группах свидетельствуют о том, что перед началом эксперимента значимых различий в группах не было. После эксперимента в контрольной группе сдвигов в сторону снижения уровня выраженности симптомов ЭВ не выявлено. В экспериментальной группе, наоборот, отмечено снижение уровней выраженности практически всех симптомов.
На основе теоретического анализа литературы и экспериментального исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Среди исследованных учителей синдром эмоционального выгорания имеет средний уровень выраженности. В то же время, у половины учителей ОУ находится на стадии формирования. У третьей части диагностирован высокий уровень выраженности хотя бы одного из показателей СЭВ, чаще это симптом «редукция персональных достижений».
2. В обследованной выборке у мужчин -учителей СОШ в большей степени сформирована фаза «эмоциональное истощение», чем у женщин, что проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения, в чувстве эмоциональной опустошенности.
3. Среди молодых педагогов и педагогов с большим стажем профессиональной деятельности в равной степени встречается синдром эмоционального выгорания, что указывает на скорее его формирование и необходимость своевременной диагностики.
4. Своевременная диагностика эмоционального выгорания позволит снизить его уровень профилактическими действиями, избежать многих негативных проявлений
1. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М. : Директ-Медиа, 2008. 134 с.
2. Аминов Н. А., Морозова Н. А. Психодиагностика специальных способностей социального работника // Социальная работа. 1992. № 2. С. 49-53.
3. Башенкова Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение // Среднее профессиональное образование. 2015. № 11. С. 43-48.
1. Ananiev B. G. Lichnost', sub"ekt deyatel'nos-ti, individual'nost' [Personality, subject of activity, individuality]. Moscow, Direct Media Publ., 2008. 134 p. (In Russian)
2. Aminov N. A., Morozova N. A. Psychodiagnostics of special abilities of a social worker. So-cial'naya rabota [Social Work]. 1992. No. 2. Pp. 49-53. (In Russian)
3. Bashenkova L. A. Diagnosis of the syndrome of emotional burnout and measures aimed at preventing it. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary vocational education]. 2015. No. 11. Pp. 43-48. (In Russian)
4. Boyko V. V. Energiya emocij v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugih [The energy of emotions in communication: a look at yourself and
данного синдрома, таких как хроническая усталость, бессонница, снижение трудоспособности, снижение интереса к своему делу, потери кадров, а также повысить эффективность педагогической деятельности как отдельных учителей, так и образовательной организации в целом.
Профилактика эмоционального выгорания предполагает психолого-педагогическое сопровождение учителей школ, включающее психологическое просвещение педагогов, методы арт-терапии, психогимнастики, тренинга общения, обучение приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, а также каждый участник по окончании программы получил памятку педагогу [7].
5. Сравнительный анализ результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента свидетельствует об эффективности предложенной программы «В гармонии с собой» для профилактики эмоционального выгорания у педагогов.
4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Наука, 1996. 154 с.
5. Буриш М. Синдром эмоционального выгорания. Ярославль: Эксмо-пресс, 2014. 214 с.
6. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб. : Питер, 2009. 336 с.
7. Кадиева Р. И. «Осознай Себя». Социально-психологический тренинг: учебно-методическое пособие. Махачкала, 2018. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://catalog.inforeg.ru/ Inet/GetEzineByID/311967 (дата обращения: 11.03.2019 г.)
others]. Moscow, Nauka Publ., 1996. 154 p. (In Russian)
5. Burish M. Sindrom emocional'nogo vygo-raniya [Syndrome of emotional burnout]. Yaroslavl, Eksmo-press Publ., 2014. 214 p. (In Russian)
6. Vodopyanova N. Ye. Sindrom vygoraniya: di-agnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 2009. 336 p. (In Russian)
7. Kadieva R. I. "Be aware of yourself": Socio-psychological training: educational and methodological guide. [Electronic resource]. Mode of access: http://catalog.inforeg.ru/Inet/GetEzineByID/3119 67 (accessed: 11.03.2019)
Литература
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Кадиева Роза Исмаиловна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; [email protected]
Магомедова Марина Алиевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра профессиональной педагогики, технологии и методики обучения, магистрант, ДГПУ, Махачкала, Россия; [email protected]
Магомедова Хадижат Мурадовна, студент, факультет социальной педагогики и психологии, ДГПУ; студентка, лечебный факультет, Дагестанский государственный медицинский университет (ДГМУ), Махачкала, Россия; [email protected]
Принята в печать 05.08.2019 г.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Roza I. Kadieva, Ph. D (Psychology), assistant professor, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail-
Marina A. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Professional Pedagogy, Technologies and Methods of Teaching, graduate, DSPU, Makhachkala, Russia; [email protected]
Khadizhat M. Magomedova, student, the faculty of Social Pedagogy and Psychology, DSPU; student, the faculty of General Medicine, Dagestan State Medical University (DSMU), Makhachkala, Russia; [email protected]
Received 05.08.2019.
Психологические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.923:37
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-104-108
Эмоциональное выгорание и его сущность
© 2019 Рабаданова П. М., Алимова И. А.
Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью исследования является уточнение особенности симптома выгорания у преподавателей медицинского вуза и факторов, определяющих его формирование, связь с профессиональной деятельностью, возрастом и стажем преподавателя. Метод. Методикой проведенного исследования был опросник эмоционального выгорания. Результат. Установлена склонность к эмоциональному выгоранию более молодых преподавателей; исследуемый синдром негативно воздействует как на состояние здоровья преподавателей, так и на образовательный процесс; выявлена взаимосвязь между проявлением синдрома и количеством проработанных лет.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, преподаватель, стаж преподавания, возраст, эмоциональная устойчивость, стресс, медицинский вуз.
Формат цитирования: Рабаданова П. М., Алимова И. А. Эмоциональное выгорание и его сущность // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 104-108. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-104-108_
Burnout and its Essence
© 2019 Patimat M. Rabadanova, Irina A. Alimova,
Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]