Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ЕГО СУЩНОСТЬ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ЕГО СУЩНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
503
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМοЦИοНАЛЬНοГο ВЫГοРАНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТАЖ ПРЕПОДАВАНИЯ / ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТРЕСС / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / BURNOUT SYNDROME / LECTURER / YEARS OF TEACHING EXPERIENCE / AGE / AFFECTIVE TOLERANCE / DRAIN / MEDICAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рабаданова Патимат Магомедовна, Алимова Ирина Абдулгалимовна

Целью исследования является уточнение особенности симптома выгорания у преподавателей медицинского вуза и факторов, определяющих его формирование, связь с профессиональной деятельностью, возрастом и стажем преподавателя. Метод. Методикой проведенного исследования был опросник эмοциοнальнοгο выгοрания. Результат. Установлена склонность к эмοциοнальнοму выгοранию более молодых преподавателей; исследуемый синдром негативно воздействует как на состояние здоровья преподавателей, так и на образовательный процесс; выявлена взаимосвязь между проявлением синдрома и количеством проработанных лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рабаданова Патимат Магомедовна, Алимова Ирина Абдулгалимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BURNOUT AND ITS ESSENCE

The aim of the article is improvement the particularity of the burnout syndrome of the medical lecturers, to study the factors, which determine its formation, connection with the professional activity, age and years of teaching experience. Method. Burnout syndrome inventory. Result. Young lecturers are more intent to burnout; researched syndrome affects negatively whether the lecturers’ health grounds or educational process; interrelation between instance of syndrome and years of teaching experience is identified.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ЕГО СУЩНОСТЬ»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Кадиева Роза Исмаиловна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail-rozakadieva@mail.ru

Магомедова Марина Алиевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра профессиональной педагогики, технологии и методики обучения, магистрант, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail-mag.marina1979@gmail.com

Магомедова Хадижат Мурадовна, студент, факультет социальной педагогики и психологии, ДГПУ; студентка, лечебный факультет, Дагестанский государственный медицинский университет (ДГМУ), Махачкала, Россия; e-mail-marmago80@mail.ru

Принята в печать 05.08.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Roza I. Kadieva, Ph. D (Psychology), assistant professor, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail-

rozakadieva@mail.ru

Marina A. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Professional Pedagogy, Technologies and Methods of Teaching, graduate, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail-mag.marina1979@gmail.com

Khadizhat M. Magomedova, student, the faculty of Social Pedagogy and Psychology, DSPU; student, the faculty of General Medicine, Dagestan State Medical University (DSMU), Makhachkala, Russia; e-mail-marmago80@mail.ru

Received 05.08.2019.

Психологические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.923:37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-104-108

Эмоциональное выгорание и его сущность

© 2019 Рабаданова П. М., Алимова И. А.

Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; е-mail: bzhdimk_dgmu@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью исследования является уточнение особенности симптома выгорания у преподавателей медицинского вуза и факторов, определяющих его формирование, связь с профессиональной деятельностью, возрастом и стажем преподавателя. Метод. Методикой проведенного исследования был опросник эмоционального выгорания. Результат. Установлена склонность к эмоциональному выгоранию более молодых преподавателей; исследуемый синдром негативно воздействует как на состояние здоровья преподавателей, так и на образовательный процесс; выявлена взаимосвязь между проявлением синдрома и количеством проработанных лет.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, преподаватель, стаж преподавания, возраст, эмоциональная устойчивость, стресс, медицинский вуз.

Формат цитирования: Рабаданова П. М., Алимова И. А. Эмоциональное выгорание и его сущность // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 104-108. РР!: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-104-108_

Burnout and its Essence

© 2019 Patimat M. Rabadanova, Irina A. Alimova,

Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: bzhdimk_dgmu@mail.ru

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

ABSTRACT. The aim of the article is improvement the particularity of the burnout syndrome of the medical lecturers, to study the factors, which determine its formation, connection with the professional activity, age and years of teaching experience. Method. Burnout syndrome inventory. Result. Young lecturers are more intent to burnout; researched syndrome affects negatively whether the lecturers' health grounds or educational process; interrelation between instance of syndrome and years of teaching experience is identified.

Keywords: burnout syndrome, lecturer, years of teaching experience, age, affective tolerance, drain, medical institute.

For citation: Rabadanova P. M., Alimova I. A. Burnout and its Essence. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 104-108. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-104-108 (In Russian)

Введение

Актуальность данного исследования объясняется необходимостью изучения особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), уточнения его симптомов, факторов и его зависимости от возраста, стажа преподавателей, а также причин, обуславливающих формирование СЭВ в профессиональной деятельности преподавателей медицинского вуза и разработки рекомендаций, предупреждающих развитие СЭВ.

К профессионалам, подверженным «эмоциональному выгоранию», относятся, прежде всего, преподаватели, полицейские, юристы, менеджеры. Деятельность их весьма различна, но всех их объединяет тесный контакт с людьми, который нужно поддерживать продолжительное время. Люди этих профессий весьма уязвимы, так как постоянно находятся в стрессовых ситуациях, где от них требуется высокий уровень профессионализма и большая ответственность. Эта проблема актуальна и в отношении профессии преподавателя медицинского вуза.

Целью исследования является уточнение особенности симптома выгорания у преподавателей медицинского вуза и факторов, определяющих его формирование, связь с профессиональной деятельностью, возрастом и стажем преподавателя.

Методикой проведенного исследования был опросник эмоционального выгорания. Обсуждение и результаты Эмоциональное выгорание педагога возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением. В соответствии с механизмом развития стресс, по Г. Селье, протекает в следующей последовательности:

- нервное напряжение (стадия тревоги) - постоянно и определенно появляется в

психотравмирующей непостоянной обстановке, завышенной ответственности к решению поставленных задач;

- устойчивость (сопротивляемость), определяется попыткой личности защитить себя от ощущения опасности и тревожности;

- истощение - характеризуется в исчерпании ресурсов всего организма, падении общего тонуса, в том числе психических резервов, объясняющемся истощением способности организма к сопротивлению, что приводит к «эмоциональному выгоранию».

Стадия тревоги характеризуется случайными и периодичными признаками, которые могут проявляться в легкой, неустойчивой форме и проходить самостоятельно после небольшого перерыва в работе.

Стадия сопротивляемости характеризуется стойкими проявлениями, имеющими затяжной характер и очень сложно выправляющимися.

Для стадии истощения характерны симптомы, которые не поддаются коррекции и являются хроническими, которые могут проявляться в виде физических и психологических проблем состояния здоровья (депрессия, хронические заболевания, сомнения в ценности своей профессии и жизни).

Работа педагога высшего медицинского учебного заведения связана со значительным психоэмоциональным напряжением и высоким уровнем стресса [1 ].

Но, несомненным является и то, что, по ряду причин, главным критерием выбора профессии педагога медицинского вуза оказалось желание осознания собственной нужности и наполненности своей жизни эмоциями. Поэтому и в группу риска появления СЭВ попадают личности, которые считают свой труд предназначением, высо-

кой миссией и поэтому у них нет разделения между работой и частной жизнью.

Специфика трудовой деятельности преподавателей высшей медицинской школы, особенно совмещенной с клинической практикой, содержание и условия труда предъявляют значительные требования к организму работающего, его физическому состоянию, способности противостоять основным вредным профессиональным, а также биологическим, психоэмоциональным и эргономическим факторам [2].

В ходе нашего исследования было интересно получить результаты по выявлению зависимости эмоционального выгорания и тревожности от преподавательского стажа среди преподавателей кафедр ФГБОУ «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, работающих со студентами (табл.). В исследовании приняло участие 30 преподавателей с разным стажем работы от 10 до 30 лет.

1 группа - 10 лет стажа и возраст от 30 до 38 лет;

2 группа - 10 лет стажа и возраст от 38 до 46 лет;

3 группа - 10 лет стажа и возраст от 46 до 54 лет.

Таблица

Эмоцио-

№ Группы Возраст Стаж нальное Выгорание (истощение)

1 1 группа 30-38 5 22,3

2 2 группа 38-46 12 18,0

3 3 группа 46-54 16 14,5

Результаты нашего исследования выявили определенную зависимость степени эмоционального выгорания с возрастом и стажем преподавательской деятельности.

У преподавателей молодых и имеющих небольшой стаж работы больше всего наблюдается синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

У более взрослых преподавателей (45 и старше) отмечается отрицательная взаимосвязь эмоционального выгорания с возрастом и стажем, т. е. чем старше преподаватель, тем менее оно выражено. Для этой категории преподавателей характерным является высокая устойчивость к стрессовым факторам в профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональный рост, происходящий с увеличением возрас-

та, обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания.

Склонность к выгоранию более молодых по возрасту преподавателей объясняется эмоциональным шоком и тревожностью, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.

Было выявлено, что тревожность напрямую связана с эмоциональным выгоранием. Чем выше тревожность, тем больше человек склонен к эмоциональному выгоранию. Поэтому в этой работе рассматривается сущность эмоционального выгорания, которое представляет собой дезадаптационное явление, характеризующееся потерей интереса к предмету и результатам своей деятельности, чувством внутренней опустошенности, тревожности, нарушениями межличностного взаимодействия с окружающими людьми.

Заключение

1. Установлена склонность к эмоциональному выгоранию более молодых по возрасту преподавателей, независимо от профиля кафедры, выявлена прямая зависимость тяжести выгорания от общего стажа работы и стажа работы на кафедре.

2. Необходимым является изучение особенностей и конкретизация признаков и причин появления синдрома эмоционального выгорания, факторов его формирования у преподавателей медицинских вузов.

3. Исследуемый синдром негативно воздействует как на состояние здоровья преподавателей, так и на образовательный процесс и все сферы жизни в целом.

4. Выявлена взаимосвязь между проявлением синдрома и количеством проработанных лет.

Рекомендации по предупреждению и преодолению синдрома эмоционального выгорания преподавателей выражаются в оптимизации режима труда, а именно в оптимизации учебной нагрузки преподавателя, обеспечении учебного процесса современными материально-техническими и информационными средствами обучения, профессионального роста и самосовершенствования (различные курсы, семинары, тренинги), соблюдении здорового образа жизни, правильного питания, отдыха и умении владеть собой.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Литература

1. Баранов А. А. Профессиональное выгорание и типы низко стрессоустойчивых педагогов // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб. : Изд-во СПбУ, 2003. Т. 1. С. 287-289.

2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. : Речь, 2004. 270 с.

3. Гаранян Н. Г. Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. Т. 19. № 1. С. 7990.

4. Захарова Г. И. Ценностно-мотивационная сфера в профессиональном становлении личности // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб. : Изд-во СПбУ, 2003. Т. 3. С. 391-393.

5. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения: монография / под ред. акад. РАМН проф. О. П. Щепина, члена-корр. РАМН проф. В. А. Медика. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. 384 с.

1. Baranov A. A. Professional burnout and types of low stress teachers. Ezhegodnik Ros-sijskogo psihologicheskogo obshchestva: materi-aly 3-go Vserossijskogo s"ezda psihologov [Yearbook of The Russian psychological society: materials of the 3rd all-Russian Congress of psychologists]. Saint Petersburg, SPbU Publ., 2003. Vol. 1. Pp. 287-289. (In Russian)

2. Beznosov S. P. Rofessional'naya deformaci-ya lichnosti [Professional deformation of a personality]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2004. 270 p. (In Russian)

3. Garanyan N. G. Depression and personality: a review of foreign studies. Social'naya i klinich-eskaya psihiatriya [Social and clinical psychiatry]. 2009. Vol. 19. No. 1. Pp. 79-90. (In Russian)

4. Zakharova G. I. Value-motivational sphere in professional development of personality. Ezhegodnik Rossijskogo psihologicheskogo obshchestva: materialy 3-go Vserossijskogo s"ezda psihologov [Yearbook of The Russian psychological society: proceedings of the 3rd all-Russian Congress of psychologists]. Saint Petersburg, SPbU Publ., 2003. Vol. 3. Pp. 391-393. (In Russian)

5. Zdorov'e naseleniya regiona i prioritety zdravoohraneniya: monografiya [Health of the population of the region and health priorities: monograph]. Ed. by acad. of RAMS prof. O. P.

6. Краснова Ю. Г. Развитие личностного потенциала как фактор профессионализации // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб. : Изд-во СПбУ, 2003. Т. 4. С. 444-447.

7. Ларенцова Л. И., Соколова Е. Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания // Российский стоматологический журнал. 2002. № 2. С. 34-36.

8. Thornton P. L. The relation of coping, appraisal and burnout in mental health workers. J. Psychol. 1992. № 162 (3).

9. Barth A. R. Burnout bei Lehrem. Gottingen: Hogrefe, 1992. 215 p.

10. Burisch M. Das Burnout-Syndrom Theorie der inneren Erschopfung. Berlin, Heidelberg, Springer, 1989. Pp. 158-167.

11. Maslach C. Understanding burnout: definitional issues in analyzing a complex phenomenon. Job Stress and Burnout / Eds. W. S. Paine. Beverly Hills: Sage, 1982. Pp. 26-31.

Shchepin, corresp. member of RAMS prof. V. A. Medik. Moscow, GEOTAR-Media, 2010. 384 p. (In Russian)

6. Krasnova Yu. G. Development of personal potential as a factor of professionalization. Ezhegodnik Rossijskogo psihologicheskogo obshchestva: materialy 3-go Vserossijskogo s"ezda psihologov [Yearbook of The Russian psychological society: proceedings of the 3rd all-Russian Congress of psychologists]. Saint Petersburg, SPbU Publ., 2003. Vol. 4. Pp. 444-447. (In Russian)

7. Larentseva L. I., Sokolova E. D. Professional stress and burnout syndrome. Rossijskij stomato-logicheskijzhurnal [Russian dental journal]. 2002. No. 2. Pp. 34-36. (In Russian)

8. Thornton P. L. The relation of coping, appraisal and burnout in mental health workers. J. Psychol. 1992. № 162 (3).

9. Barth A. R. Burnout bei Lehrem. Gottingen: Hogrefe, 1992. 215 p.

10. Burisch M. Das Burnout-Syndrom Theorie der inneren Erschopfung. Berlin, Heidelberg, Springer, 1989. Pp. 158-167.

11. Maslach C. Understanding burnout: definitional issues in analyzing a complex phenomenon. Job Stress and Burnout / Eds. W. S. Paine. Beverly Hills: Sage, 1982. Pp. 26-31.

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Рабаданова Патимат Магомедовна,

кандидат биологических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (БЖиМК), Дагестанский государственный медицинский университет (ДГМУ), Махачкала, Россия; е-mail: bzhdimk_dgmu@mail.ru

Алимова Ирина Абдулгалимовна, ассистент, БЖиМК, ДГМУ, Махачкала, Россия; е-mail: bzhdimk_dgmu@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Patimat M. Rabadanova, Ph. D. (Biology), assistant professor, the chair of Life Safety and Emergency Medicine (LS&EM), Dagestan State Medical University (DSMU), Makhachkala, Russia; e-mail: bzhdimk_dgmu@mail.ru

Irina A. Alimova, assistant professor, the chair of LS&EM, DSMU, Makhachkala, Russia; e-mail: bzhdimk_dgmu@mail.ru

Принята в печать 02.08.2019 г.

Received 02.08.2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.