Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1209
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД / ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинцева Марина Александровна

В статье описаны особенности эмоционального развития ребенка в период 3-4 лет (младший дошкольный возраст). Этот период является особенно важным, потому что ребенок идет в детский сад и начинает общаться в коллективе, а также в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив. В статье описано почему важно развивать эмоциональную сферу ребенка, а также какие направления эмоционального развития существуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинцева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF A CHILD OF YOUNGER PRESCHOOL AGE

The article describes the features of the emotional development of a child in the period of 3-4 years (younger preschool age). This period is especially important because the child goes to kindergarten and begins to communicate in a team, and also at this age the child is most susceptible. The article describes why it is important to develop the emotional sphere of a child, as well as what areas of emotional development exist.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Особенности эмоционального развития ребенка младшего дошкольного возраста Features of emotional development of a child of younger preschool age

Калинцева Марина Александровна

Студентка

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) Федеральный университет

им. М.В. Ломоносова Россия, г.Архангельск Kalinceva00@bk.ru

Kalintseva Marina Alexandrovna

Student

FSAOU VO "Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk Kalinceva00@bk.ru

Аннотация.

В статье описаны особенности эмоционального развития ребенка в период 3 -4 лет (младший дошкольный возраст). Этот период является особенно важным, потому что ребенок идет в детский сад и начинает общаться в коллективе, а также в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив. В статье описано почему важно развивать эмоциональную сферу ребенка, а также какие направления эмоционального развития существуют.

Annotation.

The article describes the features of the emotional development of a child in the period of 3 -4 years (younger preschool age). This period is especially important because the child goes to kindergarten and begins to communicate in a team, and also at this age the child is most susceptible. The article describes why it is important to develop the emotional sphere of a child, as well as what areas of emotional development exist.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, младший дошкольный возраст, сенситивный период, эмоции, эмоциональная сфера, ребенок.

Key words: еmotional development, younger preschool age, sensitive period, emotions, emotional sphere, child.

В выводах научных исследований зарубежных и отечественных ученых отмечено, что сенситивным периодом развития эмоциональных новообразований ребенка является младший дошкольный возраст. Это связано со становлением ведущей деятельности этого возраста - игровой.

Важно понимать, что базовые эмоции (радость и печаль) у человека есть уже с рождения, и он проявляет их в зависимости от ситуации. Но для того, чтобы человек был эмоционально благополучным необходимо эмоциональное развитие, которое, конечно, может протекать само собой, но в таком случае ребенок не будет понимать, что с ним происходит и как нужно реагировать на события. Если обратиться к статистике, то мы увидим, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, агрессивность, тревожность и многое другое. Все это сильно усложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Отсутствие же эмоций у младших дошкольников ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. Именно поэтому так важно развивать эмоциональную сферу ребенка. И это обязательно должен делать взрослый, показывая свои эмоции, создавая условия для эмоционального отреагирования и акцентируя внимание на переживаниях и чувствах ребенка.

Также важно понимать, что для ребенка важны как положительные, так и отрицательные эмоции. Положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных

действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека.

Вообще эмоциональное развитие в дошкольном возрасте можно разделить на 2 периода: первый начинается с рождения и длится до четырех лет, а второй с четырех до шести лет. Ребенок младшего дошкольного возраста относится к первому этапу. На этом этапе большинство эмоций вызвано потребностями ребенка. Они проявляются достаточно просто, чаще всего с помощью выражения лица, а также смеха или слез. Эти эмоции нужны только для удовлетворения основных инстинктов: питания и самосохранения. То есть ребенок заплачет, когда он голоден, а засмеется, когда сыт. Этот период очень важен, потому что в это время начинают появляться первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Также начинает проявляться первая социальная форма гнева - ревность или зависть ребенка. Она может проявиться по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В это число входят и младшие дети в семье. Если ребенок на данном этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, уровень развития его эмоциональной сферы остается прежним [4].

Изучением структурно-функциональной основы эмоциональной сферы занимались многие исследователи, что позволило описать процесс формирования и развития эмоций. Так, например, Е. И. Изотова определяет, что формирование эмоциональной составляющей происходит с младшего дошкольного возраста и определяется как подготовительный этап в формировании эмоциональной сферы ребенка.

Таким образом, у младших дошкольников совершается четкое разделение основ развития эмоций. Это происходит потому, что в дошкольном детстве интенсивно развиваются эмоции и личностная составляющей подрастающего поколения. Стремительное развитие остальных основ формирования эмоциональной сферы совершается в младшем дошкольном возрасте. В этот период объединяются части чувственной составляющей. Взаимодействие воспитателя с детьми гарантирует формирование определенного отклика с помощью чувств. Этот процесс называется эмоциональная отзывчивость [5].

К концу периода раннего детства и приближении кризиса 3 лет у ребенка появляется аффективное поведение при возникновении у него трудностей. Эта эмоциональная вспышка появляется, когда у ребенка не получается сделать что-то самостоятельно и рядом не оказывается взрослого, который мог бы помочь. Так же ребенок может демонстрировать подобное поведение из-за нехватки внимания со стороны взрослых. Аффективное поведение постепенно проходит, если взрослые спокойно реагируют на поведение ребенка. Так к концу младшего дошкольного возраста аффективное поведение или полностью перестает проявляться, или его интенсивность снижается. Эмоциональный фон ребенка становится более стабильным.

Исследуя распознавание эмоций детьми младшего дошкольного возраста Л. С. Выготский отмечает, что дети испытывают трудности с распознаванием. Это происходит потому, что состав образа изменяется в связи с определенным положением психики. Содействовать разрешению данной задачи способно отделение основного элемента выраженности действий индивида. Особое внимание следует уделять движениям лицевых мышц, которые считаются основными в понимании чувств другого человека. Важно говорить ребенку, например, «Я радуюсь» и показывать на улыбку. Так ребенок запомнит, что улыбка значит радость.

Л. С. Выготский акцентирует внимание на том, что осознание эмоциональной сферы обуславливается отличительными чертами: словесным пониманием определенных эмоций человека и сопоставлением эмоций с событиями, которые происходят сейчас [5].

При осознании детьми эмоций необходимо принимать во внимание следующее: сопоставление предмета с определенным образом, сформированным в процессе запоминания, и распознание известных предметов. Таким

образом, осознание эмоциональной сферы является элементом психики по осмыслению и состоит в сравнении предмета и образа для понимания предмета согласно эмоциям.

Признаком осмысления детьми младшего дошкольного возраста эмоций, как отмечает В. М. Минаева, является умение обосновывать эмоциональное состояние человека в определенной ситуации. Автором были определены следующие характеристики осмысления эмоций у детей:

— неадекватный уровень - младшие дошкольники не осознают эмоции и не состоянии их охарактеризовать;

— ситуативно-конкретный - младшие дошкольники осознают эмоции индивида согласно конкретным обстоятельствам;

— вербальное определение и выражение чувств - младшие дошкольники верно подбирают обозначения эмоций либо могут определить без помощи взрослого определенную эмоцию;

— понимание при отображении - младшие дошкольники без помощи взрослых могут определить эмоции, выражение чувств в определенных обстоятельствах;

— понимание при объяснении и осознанном сопереживании - младшие дошкольники без помощи взрослых определяют эмоции, выражают собственные чувства к действительности [3].

Установлено, что для детей младшего дошкольного возраста основой деятельностью является распознавание совместно с осознанным сопереживанием ближнему человеку. Распознавание эмоциональных объектов детьми младшего дошкольного возраста имеет собственную специфику. Она находит отражение в структурной организации процесса идентификации, где располагаются следующие элементы: понимание выражения чувств, исследование соотношения выражения чувств к конкретной эмоции индивида.

У детей младшего дошкольного возраста проблемы распознавания эмоциональных составляющих появляются на стадии осмысления эмоций человека и развития эмпатии. Предпосылки появления данных проблем определены отличительными чертами деятельности элементов распознавания эмоциональных составляющих у детей.

По мнению ученых, до 4 лет ребенок не способен содержательно дать ответ на вопрос о том, что чувствует персонаж рассказа. У детей этого возраста еще недостаточно развит словарный запас, они знают мало слов, связанных с эмоциями. В таком возрасте слово «эмоции» лучше заменять другим, более понятным детям -«настроение».

Раскрывая этапы развития эмоций, И. О. Карелина отмечает, что дети дошкольного возраста, описывая другого человека, фиксируются на его внешних особенностях, в речи они используют достаточно глобальные понятия «приятный», «неприятный», «плохой», «хороший», «добрый», «злой» [2].

Изучая общие закономерности развития понимания эмоций в контексте формирования и становления размышлений ребенка о собственных переживаниях, Г. И. Батурина к основам младшего дошкольного возраста относит развитие «языка эмоциональных составляющих» или просто «языка чувств» - это комплекс словесных определений эмоций, которые являются основой познания. Ребенок усваивает принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний с помощью интонации голоса, взгляда, улыбки, движений и поз. Автор акцентирует внимание на следующих составляющих понимания эмоциональной сферы: наименование основ чувственного волнения, сущность эмоций, устройство эмоций [1].

Для объяснения сущности эмоциональной сферы младших дошкольников ключевым является суждение Л. С. Выготского о несоответствии сущности речи детей и воспитателя, т.е. ребенку сложно понять, о чем говорит воспитатель. Определено, что устройство эмоциональной сферы обуславливается определенным возрастным периодом [5]. Отсюда следует, что детям намного проще понимать разные эмоции у сверстников, чем у взрослых.

У ребенка младшего дошкольного возраста сознание «Я сам», а значит, особое внимание уделяется представлению личности о себе, которая включает в себя совокупность познаний об эмоциональной сфере. Установлено, что в данном возрастном периоде в суждениях, определяющих эмоциональное состояние, акцентируется внимание на обстоятельствах, при которых они проявились.

В работах Г. А. Урунтаевой формирование словаря эмоций - это понимание младшим дошкольником психологического волнения и полное понимание собственной личности. Подобное понимание развивается благодаря взаимоотношениям младших дошкольников с настоящей действительностью. Так и формируются сами эмоции. Малое количество эмоций в словаре ребенка усложняет представление детей об эмоциях сверстников и взрослых, что становится причиной ухудшения общения с другими людьми [2].

Словесное определение душевного переживания обуславливается характерными чертами понимания об эмоциях. С приятелями и другими людьми дети могут общаться в зависимости от ситуации, при этом следует выделить, что младшие дошкольники могут дружить и заботиться о других людях. Несмотря на то, что они еще не могут проговорить все то, что думают о дружеских отношениях.

Рассматривая систему оценочных человеческих отношений, следует отметить формирование нравственных эмоций детей, в том числе таких, как переживание долга, ответственности за выполнение поручения, переживание первой гордости за действия, которые одобряются взрослыми, и стыда за плохие поступки, которые ими осуждаются.

Другие факты научных исследований свидетельствуют о том, что дети младшего дошкольного возраста преимущественно стесняются только взрослых. У младших дошкольников переживания стыда возникает только в конкретной, реальной ситуации. С развитием ребенка это переживание усложняется, более разнообразными становятся его объекты. Переживание формируется у младших дошкольников в связи с усвоением норм и правил морали, в единстве со становлением чувства собственного достоинства, развитием самосознания. Так, появление новых душевных переживаний напрямую сопряжено с определенными переменами сущности и устройства деятельности младшего дошкольника. В этом возрастном периоде основной деятельностью является игровая деятельность, лепка, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций, благодаря чему у младших дошкольников развивается тяга к прекрасному. Увеличение перечня нужд младших дошкольников и формирование познания, благодаря которому дети способны удовлетворять собственное любопытство, образовательный и игровой процесс - основа первых эмоций интеллектуального уровня: изумление, интерес, решительность или определенные колебания в собственных поступках. Дети испытывают различные эмоции при этом задача воспитателей и родителей разъяснять детям переживаемые чувства [5].

Отличительной чертой младших дошкольников считается особая выраженность эмоций, а также их нестабильность. У младших дошкольников эмоции могут стремительно возникать и так же сменяться другими.

Подобной мысли придерживалась Е. И. Изотова, замечая, что в младшем дошкольном возрасте происходит смещение фокуса эмоций из собственного «Я» ребенка на взаимоотношения между индивидами. Младшие дошкольники осознают, что индивид способен умышленно скрывать собственное волнение, показывания иные чувства и никак не выражая настоящее состояние. Формирование способности реагировать на настоящую действительность в младшем дошкольном возрасте обладает следующими отличительными чертами:

— угнетение (скрытие проявления определенных эмоций);

— маскировка (смена проявления эмоций);

— симуляция (проявление эмоций, которые не переживаются).

Автор обосновывает, что определенные обстоятельства формирования личности ребенка, его желание к пониманию общепризнанных мер по осуществлению действий в социуме обуславливают основы реакции на

события. Целью и объектом эмоциональной сферы зачастую являются окружающие люди, потому что они являются обладателями возможностей и следуют правилам социума. Так, для младших дошкольников необходимостью для реализации требуемой позиции во взаимном действии является пример взрослых. Дети дают ответы с определенной долей агрессивности на поступки ровесника, при этом от них можно ожидать хладнокровную реакцию на агрессивность детей помладше. Подобное разделение действий определяется трансформацией эмоций в сферу произвольной регуляции [1].

Итак, можно выделить следующие основные особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста:

— освоение социальных форм выражения эмоций и чувств;

— интенсивное развитие любознательности, которое способствует развитию удивления, радости открытий;

— развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств;

— трудности в словесном обозначении эмоций [3].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что младший дошкольный возраст является важным этапом развития эмоциональной сферы. Формирование компонентов эмоциональной сферы в онтогенезе на всех возрастных этапах происходит в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В этот период эмоциональная сфера ребенка приобретает относительно значительное богатство и разнообразие. Источником эмоций и чувств детей становится общение со взрослыми и сверстниками, а также более сложные виды деятельности, в которые постепенно включается ребенок.

Список используемой литературы:

1. Батурина, Г. И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности: учебное пособие - М.: Академия, 2015. - 109 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 401 с.

3. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях / Л. С. Выготский // Собрание сочинений т.4. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 509 с.

4. Карелина, И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. - 157 c.

5. Сергиенко, Е. А. Социально-эмоциональное развитие детей: теоретические основы - М.: ДРОФА, 2019. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.