Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Т.А.

В статье рассматривается особенности эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассмотрены разные подходы к изучению эмоционального интеллекта у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Т.А. Иванова

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается особенности эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассмотрены разные подходы к изучению эмоционального интеллекта у старших дошкольников.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дети старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст можно справедливо назвать одним из самых значимых этапов формирования личности, ведь именно в этот период развивается максимальное количество личностных структур. Идет физическое и интеллектуальное развитие, речевое и нравственное, эмоциональное и социальное, благодаря чему у ребенка формируется целостная картина мира, он входит в социум и учится взаимодействовать с другими людьми.

Формирование эмоциональной сферы человека и его эмоционального интеллекта происходит с самого раннего детства. Если эмоциональное воспитание реализовано в недостаточной степени, то возникают серьезные проблемы.

В современном обществе увеличивается число детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении и развитии эмоционального интеллекта. Дети не могут понять чувства других, не умеют понимать свое настроение и внутреннее состояние других людей. У многих детей появляется напряженность, занижена самооценка, дети становятся тревожными. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может перерасти в психосоматическое заболевание, число которых увеличивается в последние годы.

Изучением эмоционального интеллекта занимались многие отечественные и зарубежные психологи: И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Д. Гоулмен, Дж. Мэйер, Д. Карусо, П. Сэловей, Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин и другие.

Впервые понятие эмоциональный интеллект было введено американскими психологами: Джоном Майером и Питером Сэловеем. В их авторской трактовке эмоциональный интеллект — «способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей» [3, с. 52]. Однако существует мнение, что впервые этот термин был предложен еще в 1966 году Б. Лейнером в публикации «Эмоциональный интеллект и эмансипация» [1].

По определению Гоулмана Д. эмоциональный интеллект - это способность человека, которая позволяет понимать собственные эмоции, эмоции окружающих для того, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей [2].

М.А. Нгуен предлагает следующее понимание эмоционального интеллекта применительно к старшему дошкольному возрасту: «готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем» [5]. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте мы можем говорить об эмоциональном интеллекте, «когда у ребенка возникает ориентация на другого человека, на его эмоциональные переживания и при этом старается вести себя соответственно этим переживаниям. Только опираясь на эмоции свои и других людей, дети учатся ориентироваться на другого, получая полезную информацию о том, что действительно происходит» [4, с.46].

Эмоциональный интеллект в структуре личности выполняет несколько функций:

- идентификация собственных эмоций и эмоций других людей, их вербальное и невербальное выражение;

- регуляция своих эмоций и регулирующее воздействие на эмоции окружающих;

© Т.А. Иванова, 2023.

Научный руководитель: Веденеева Екатерина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, преподаватель психологии, Челябинский государственный университет, Россия.

- использование эмоций для гибкого планирования, творческого мышления, переключения внимания и мотивации.

В старшем дошкольном возрасте чувства и эмоции преобладают над остальными сторонами жизни ребенка. Ребенок экспрессивен, чувства вспыхивают ярко и быстро, однако он уже умеет скрывать слезы, агрессию, страх, может быть сдержанным. Детское поведение определяется потребностью в эмоциях положительного характера, особенно со стороны сверстников и родителей. Обретение ребенком способности управлять своими эмоциями, происходящее к окончанию дошкольного возраста, помогает связать интеллектуальную и аффективную составляющую личности и направить ее деятельность в созидательное русло. Именно в этом заключается принципиальная разница между детьми раннего и детьми дошкольного возраста - не в наличии или отсутствии эмоций как таковых (все дети испытывают их независимо от возраста), а в умении понимать и применять эмоции.

Библиографический список:

1.Горскова Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуры/ Г.Г. Горскова //Ананьевские чтения - СПб. 1999 - С. 237-241

2.Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М. Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.

3.Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288с.

4.Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте / М.А. Нгуен // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 3. - С. 46-51.

5.Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта / М.А. Нгуен // Ребёнок в детском саду. - 2007. - № 5. - С.

80-87.

ИВАНОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.