Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

2431
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ВОЛЯ / ЭМОЦИИ / РАЗВИТИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХИКА / ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эммануэль Диана Суриякумаровна

В статье отражена проблема особенностей развития эмоций и воли детей дошкольного возраста. Решены задачи исследования: проанализированы основные характеристики развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, этапы ее формирования. Проведено эмпирическое исследование, а также представлены методики для диагностики развития эмоционально-волевой сферы в дошкольном образовательном учреждении. Цель исследования - выявление особенностей и состояния эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. По результатам данных исследований отличительными особенностями выступили оптимизм, демонстративность и высокая импульсивность, а также низкая агрессивность. Сделаны выводы о том, что к концу данного периода у ребенка формируется личностное сознание, то есть осознание своего места в системе отношений со взрослыми. Научная новизна: определены особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Практическая значимость: определено влияние эмоционально-волевой сферы на развитие личности дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Эммануэль Диана Суриякумаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN

The article reflects the problem of the peculiarities of the development of emotions and will of preschool children. The tasks of the research are solved: the basic characteristics of the development of emotional-volitional sphere of preschool children, the stages of its formation are analyzed. An empirical research, as well as methods for diagnostics of the development of the emotional-volitional sphere in a preschool educational establishment were carried out. The purpose of the research - revealing of features and the state of the emotional-volitional sphere of children of preschool age. According to the results of these studies, the distinctive features were optimism, demonstrativeness and high impulsiveness, as well as low aggressiveness. Conclusions were made that by the end of this period the child's personal consciousness, i.e. awareness of their place in the system of relations with adults, was formed. Scientific novelty: the features of the emotional-volitional sphere of preschool children are defined. Practical Significance: The influence of the emotional-volitional sphere on the development of personality of the preschool child is defined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

УДК159.96

Б01:10.17748/2686-9969-2021-4-5 -91-101

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Диана Суриякумаровна Эммануэль

Московский педагогический государственный университет ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3877-2201 diana.emmanuel2017@yandex.ru г. Москва, Россия

Аннотация: в статье отражена проблема особенностей развития эмоций и воли детей дошкольного возраста.

Решены задачи исследования: проанализированы основные характеристики развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, этапы ее формирования. Проведено эмпирическое исследование, а также представлены методики для диагностики развития эмоционально-волевой сферы в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования - выявление особенностей и состояния эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

По результатам данных исследований отличительными особенностями выступили оптимизм, демонстративность и высокая импульсивность, а также низкая агрессивность.

Сделаны выводы о том, что к концу данного периода у ребенка формируется личностное сознание, то есть осознание своего места в системе отношений со взрослыми.

Научная новизна: определены особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Практическая значимость: определено влияние эмоционально-волевой сферы на развитие личности дошкольника.

Ключевые слова: дошкольный возраст, эмоционально-волевая сфера, воля, эмоции, развитие, поведение, психика, дошкольное детство

Для цитирования: Эммануэль Д.С. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников // Педагогика: история, перспективы.2021.Том. 4. № 5. С 91-101

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5 -91-101

Благодарность: Выражаю искреннюю благодарность рецензенту, доктору педагогических наук, прфессору Вере Сергеевне Елагиной за внимательную и глубокую работу с текстом и очень меткие замечания, которые, с одной стороны, довольно серьезны, но с другой, - высказаны настолько корректно, что не вызвали ни сомнений, ни отторжения.

Originalarticle

PECULIARITIES OF THE EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN

Diana Suryakumarovna Emmanuel

Moscow Pedagogical State University ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3877-2201 diana.emmanuel2017@yandex.ru Moscow, Russia

Abstract: The article reflects the problem of the peculiarities of the development of emotions and will of preschool children.

The tasks of the research are solved: the basic characteristics of the development of emotional-volitional sphere of preschool children, the stages of its formation are analyzed. An empirical research, as well as methods for diagnostics of the development of the emotional-volitional sphere in a preschool educational establishment were carried out. The purpose of the research - revealing of features and the state of the emotional-volitional sphere of children of preschool age.

According to the results of these studies, the distinctive features were optimism, demon-strativeness and high impulsiveness, as well as low aggressiveness. Conclusions were made that by the end of this period the child's personal consciousness, i.e. awareness of their place in the system of relations with adults, was formed. Scientific novelty: the features of the emotional-volitional sphere of preschool children are defined.

Practical Significance: The influence of the emotional-volitional sphere on the development of personality of the preschool child is defined.

Keywords: preschool age, emotional-volitional sphere, will, emotions, development, behavior, psyche, preschool childhood

For citation: Emmanuel D.S. Peculiarities of the emotional-volitional sphere of preschool children. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. No. 5. PP. 91-101 (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5 -91-101

Acknowledgement: I express my sincere gratitude to the reviewer, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Vera S. Elagina for attentive and deep work with the text and very accurate remarks, which, on the one hand, are quite serious, but on the other, are expressed so correctly that they did not cause any doubt or rejection.

Введение.

Эмоции играют очень важную роль в развитии ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать нужным образом, а также определяют, организуют, предвосхищают и оценивают деятельность субъекта.

Мы рассматриваем одну из наиболее важных и сложных проблем педагогики и психологии - проблему развития эмоционально-волевой сферы, поскольку именно она раскрывает и общие закономерности развития психики детей, и ее отдельные стороны, а также дает возможность разглядеть особенности становления личности дошкольника. Неоценима ее роль в появлении мотивов, которые выступают в качестве регуляторов деятельности и поведения ребенка.

Развитие детей дошкольного возраста связано с развитием эмоций. Особенно это характерно для старших дошкольников. Эмоции делают обучения более качественным. Они необходимы для осуществления разных видов деятельности: это, в первую очередь, творческая, затем учебная и трудовая. Первую скрипку они играют во взаимоотношениях дошкольника с его сверстниками.

Поскольку эмоции поддаются управлению, то главная задача воспитателей, родителей и других взрослых людей, с которыми взаимодействует ребенок и проявляет себя по-разному в разных жизненных ситуациях, - это научить ребенка регулировать свои эмоции, поведение, а также заранее предугадать, что будет результатом деятельности, суметь проконтролировать ее выполнение. Именно поэтому необходимо исследовать эмоционально-волевую сферу детей дошкольного возраста. В ситуации стабильного развития эмоционально-волевой сферы дошкольников ее отличительными особенностями предположительно выступают такие личностные качества, как оптимизм, демонстративность, низкая агрессивность и высокая импульсивность.

Цель исследования - выявление особенностей и состояния эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Задачами исследования было изучить и проанализировать теоретический материал, характерные признаки детей старшего дошкольного возраста и их поведение; подобрать соответствующие исследованию методики; провести эмпирическое исследование; проанализировать результаты, сделать выводы.

Методы:

Теоретические (обзор и анализ литературы по теме исследования);

Эмпирические (наблюдение, беседа, опрос, эксперимент);

Статистические (количественный и качественный анализ результатов, математическая обработка данных).

Методики:

М.А. Панфилова Проективная методика «Кактус»;

Г.Л. Урунтаева Методика «Наблюдение»;

М.З. Дукаревич Методика «Несуществующее животное».

Дошкольный возраст выступает самым важным этапом в развитии личности. Это период, когда ребенок только начинает взаимодействовать с обществом, приобщаться к огромному миру культуры и общечеловеческих ценностей, только начинает устанавливать первоначальные отношения с ведущими сферами жизнедеятельности. По определению А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст - это пе-

риод первоначального фактического склада личности. Именно в этом возрасте у ребенка происходит становление основных образований и механизмов личности, определяющиих дальнейшее развитие [1].

Развитие эмоционально-волевой сферы (далее - ЭВС) выступает главным фактором как развития ЛИЧНОСТИ ребенка. Человек, который растет и развивается, должен уметь соотносить свои эмоциональные переживания с эмоциональными переживаниями своего близкого окружения, он должен развивать свою эмоциональную сферу и корректировать ее.

Развитие ЭВС человека - это сложный процесс, протекающий под влиянием внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы - это условия социальной среды, в которой находится дошкольник.

Внутренние факторы - это наследственность и особенности физического развития ребенка [2].

Главная особенность эмоциональной жизни дошкольника состоит в том, что у него все чувства доминируют во всех аспектах жизни. Эмоциональность у ребенка этого возраста чаще всего характеризуется спонтанностью, непосредственностью и яркостью, иными словами, чувства спонтанны и могут вспыхивать и тут же угасать. В результате данных процессов возникает неустойчивость ребенка, которая напрямую зависит от его эмоционального состояния.

Еще одна особенность дошкольного возраста - это быстрое проявление ребенком своих эмоций и переживаний по отношению к определенным явлениям и быстрое их забывание.

Формирование ЭВС начинается с раннего возраста и продолжается в подростковом. В связи с этим авторами выделяютсятакие этапы ее формирования [3]:

1) от рождения до 3 лет - в этом возрасте развитие личности проявляется в психомоторном типе реагирования [4];

2) с 7 до 11 лет - у ребенка преобладает аффективный тип реагирования, проявляющийся в таких состояниях, как впечатлительность и тревожность [2];

3) с 12 до 15 лет - преобладает эмоционально-идейный тип поведения ребенка. Это проявляется в таких чертах характера, как раздражительность, обидчивость, неуравновешенность [2] и др.;

4) с 16 до 18 лет - последний этап развития ЭВС. В этот период происходит стабилизация эмоционального состояния [4].

Одной из ведущих потребностей дошкольников является потребность в эмоциональном благополучии, а именно в получении чувства привязанности, безопасности, потребности в признании, внимании и уважении к близким, а также признании прав и потребностей.

Когда эта потребность удовлетворена, у ребенка возникает желание ответить взаимностью. Если ребенок чувствует противоположное отношение к себе, то у него развивается неуверенность в себе, страх, недоверие, невротические реакции.

Со временем чувства ребенка становятся сильнее, приобретают большую глубину и стабильность, что, в свою очередь, выражается в заботе о других, а также в формировании дружбы и любви.

Л.С. Выготский отметил, что основным направлением в развитии эмоциональной сферы выступает повышение интеллектуального потенциала эмоций, что имеет прямую связь с общим умственным прогрессом ребенка [5].

Со временем дети начинают усваивать эстетические нормы, принятые в обществе. Они учатся оценивать свои действия, контролировать свое поведение и формировать эстетические переживания. Изначально ребенок оценивает только действия других людей, так как он еще не может оценить самого себя. Старшие дошкольники задают вопросы о справедливости вознаграждения, о возмездии за полученную боль, они больше не судят о действиях по результатам, а думают о мотивах. Во второй половине дошкольного возраста ребенок начинает оценивать свое поведение, старается вести себя в соответствии с усвоенными им моральными нормами. Дети избирательно соблюдают простейшие эстетические нормы в отношениях со сверстниками. Определенные отношения в семье являются условием эффективного усвоения этических норм и социализации нравственного поведения ребенка. К концу дошкольного детства формируется самосознание. Самосознание - это центральное новообразование этого возраста, но для его формирования требуется интенсивное интеллектуальное и личностное развитие. Во второй половине данного возрастного периода появляется рефлексия, основанная на эмоциональной самооценке и рациональной оценке поведения окружающих людей [2].

Другой линией формирования ЭВС выступает осознание своих переживаний. В первой половине дошкольного детства, а также в раннем возрасте ребенок еще не осознает различные доступные ему переживания. В конце дошкольного возраста он понимает свое эмоциональное состояние и уже вполне может описать его.

Дошкольники достаточно хорошо учатся выражать свои эмоции. Дети начинают предвосхищать определенные эмоции, что существенно корректирует мотивацию поведения и деятельности. А.В. Запорожец и Я.З. Неверович говорят о продвинутой коррекции эмоций [6]. Коррекция заключается в том, что дети представляют себе ситуацию, которая может возникнуть в будущем в результате определенных действий, совершенных ребенком и оценивают их последствия для себя и других.

У дошкольников постепенно развивается способность распознавать эмоциональное состояние других людей. Детальное изучение этого вопроса было проведено А.М. Щетининой на детях в возрасте 4 - 5 и 6 - 7 лет. Выявленные ею типы восприятия эмоций на основе экспрессии также можно рассматривать как уровни развития этого навыка:

1) у превербального типа - эмоция не опосредуется словами, ее идентификация происходит через установление у детей связи мимики с характером той или иной ситуации;

2) у диффузно-аморфного типа - дети называют эмоции, но воспринимают их поверхностно, нечетко. Составляющие элементы эмоционального стандарта еще не дифференцированы.

3) у диффузно-локального типа - воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, дети начинают различать отдельный, часто единичный элемент выражения (в большинстве случаев - глаза).

4) у аналитического типа - эмоция распознается путем выделения элементов экспрессии. В подавляющем большинстве случаев дети полагаются на мимику, а не на позы.

5) синтетический тип - это уже не глобальное и поверхностное восприятие эмоций, а целостное, обобщенное.

6) аналитико-синтетическим типом называется тот тип, когда детьми выделяются элементы выражения и обобщения их [7].

Для большинства старших дошкольников становится возможным определять эмоции другого человека по его речи.

Развитие произвольности поведения является важным направлением всех вышеперечисленных изменений. Первоначально этот процесс контролируется и направляется взрослыми, а затем, постепенно, ребенок начинает самостоятельно наблюдать за своим поведением, подчиняя его решению конкретной задачи или достижению цели.

В старшем дошкольном возрасте поведение и действия ребенка становятся управляемыми.

Если изначально поведение ребенка опосредовано образами, представленными в определенной форме поведения другого человека, то постепенно оно становится более обобщенным, вступая в форму вербально сформулированного правила или нормы.

В.А. Горбачева в своем исследовании, посвященном анализу жалоб дошкольников, разделила все детские жалобы на две группы [8]:

- жалобы от пострадавших детей;

- жалобы детей, в которых дошкольники сообщали о неадекватном поведении своих сверстников (жалобы на нарушения правил взаимоотношений между детьми).

Автору удалось установить, что дошкольники бессознательно соотносят свое поведение с поведением окружающих, в то время как собственная линия правильного поведения детей выделяется только в действии. Что касается сознания, то здесь выделяется только поведение других детей [2].

Таким образом, по мере расширения сферы общения дети испытывают на себе различные социальные факторы, которые существенно активизируют их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, прилагать значительные усилия для достижения поставленных целей и культурно управлять своими чувствами [2].

Мы провели исследование по данной теме. По результатам методики «Кактус» М.А. Панфиловой [9] мы смогли выявить следующее.

К проявлениям агрессии склонны 8 человек (47,0%). Это прослеживается в рисунке в наличии колючек. У 6 человек из 17 (35,0%) наблюдается проявление импульсивности. У этих детей рисунки выполнены резкими, отрывистыми линиями и с сильным нажимом на карандаш. Кроме того, больше половины детей демонстрируют такие качества, как стремление к лидерству, демонстративность и оптимизм, что говорит об активной жизненной позиции дошкольников, их включенности в жизнь детского коллектива. У большей половины детей (52,9%) также была выявлена женственность, которая прослеживалась в украшениях на рисунках, цветах и иных деталей. Подавляющее большинство детей (94,1%) рисовали кактусы в горшке, что означает стремление к домашней защите. Почти все дети привязаны к дому и в семье ищут поддержку и защиту.

В процессе исследования применялась методика «Наблюдение» Г.Л. Урун-таевой. Результаты показали [10], что у 82,0% детей в группе высоко развиты такие качества как нравственностьи эмоциональность, у 12,0% - показатели среднего уровня и 6,0% показали низкий уровень нравственного и эмоционального развития.

Полученные результаты говорят о том, что дети в целом имеют высокий уровень морально-эмоционального развития (82,0%). В этом возрасте они спо-

собны контролировать свои чувства и показать их в культурно принятой форме, а также сознательно использовать их для передачи своих переживаний другим людям. Средний уровень эмоционального и нравственного развития составляет 12,0%, а низкий - 6,0%. Эти дети не обладают достаточным контролем над выражением своих эмоций, а знание моральных норм не всегда обеспечивает их реализацию в реальной жизненной ситуации.

В результате применения методики «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич в ходе исследования выявилось [11]: большинство детей рисовало свои рисунки с сильным нажимом карандаша, что говорит об их импульсивности. Однако это явление совершенно нормативно, так как в дошкольном возрасте многие дети характеризуются импульсивностью и гиперактивностью.

Одинаковое количество детей (по 3 человека) выполняли рисунок штриховыми и множественными линиями, которые говорят о тревожности на момент обследования или же о тревожности как черте личности.

По 1 человеку нарисовало несуществующее животное промахивающимися линиями или линиями, не доведенными до конца, что снова указывает на детскую импульсивность.

6 детей (35,0%) рисовали животное, смещенное вниз листа, что может говорить о низкой самооценке этих детей.

5 детей (29,0%) нарисовали свое животное в увеличенном размере, что показывает нам наличие тревожности у этих детей.

Также 2 ребенка (11,0%) нарисовали маленькое животное, что свидетельствует о возможной депрессии у детей или низкой самооценке.

Ровно столько же детей нарисовали животное, смещенное вверх листа, что говорит о завышенной самооценке или стремлении к высоким достижениям.

Рассмотрим типы животных, нарисованных детьми.

При проведении исследования нам удалось получить следующие статистические данные:

6 детей (35,0%) нарисовали замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, что свойственно ребенку с хорошо развитым, богатым творческим воображением;

5 детей (29,0%) нарисовали рисунок несуществующего животного, построенного из частей разных реальных животных. Так рисуют животное рационалисты, а не творческие люди, но можно считать, что для детей это норма;

4 ребенка (24,0%) изобразили реально существующего животного, а описание его образа жизни соответствует действительности или частично соответствует. Такое изображение можно считать нормой для 6-летних детей.

1 ребенк (6,0%) нарисовал динозавра, и еще один нарисовал животное, существующее в культуре, но не существующее в природе (единорог). Это также является нормой для детей дошкольного возраста.

Подавляющее большинство детей (11 человек) рисовали пустые глаза, без зрачков и радужки («глаза-точки»), что в интерпретации теста трактуется как астения и страхи, однако мы можем предположить, что дети рисуют такие глаза, поскольку у них есть определенный образец того, как им нужно рисовать, вполне возможно, что они где-то видели такой пример и стали проецировать это на своих рисунках.

Двое детей нарисовали глаза с зачерненной радужкой, что говорит о страхах.

У некоторых детей также прослеживается демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе. Такой вывод нам позволил сделать следующие особенности в рисунках: глаза с ресницами, красивый хвост и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В стиле рисования ушей дети разделились на две равные части:

- 8 человек (47,0%) рисовали большие уши, что характеризует детей как людей, заинтересованных в получении знаний об окружающем мире, но в некоторых случаях проявляющих подозрительность и тревожность;

- 8 человек вовсе не нарисовали ушей, что говорит скорее об их возможной замкнутости, о нежелании контактировать с людьми, воспринимать мнения других.

Несколько рисунков показывали животных с рогами, шипами и/или иглами, свидетельствующими о защитной агрессии и вспыльчивости.

Также некоторые дети рисовали гриву, что может говорить о чувственности ребенка.

Большинство детей отличаются мощной энергией.

7 детей (41,0%) склонны к компенсаторному фантазированию, судя по крыльям и описанию образа жизни с идеализацией и приукрашиванием. Если на рисунке присутствовали хвосты, то в большинстве случаев они были подняты вверх и повернуты вправо, что говорит о положительном отношении к своим действиям и поведению. Однако были и такие дети, которые давали отрицательную окраску отношению. Судя по большим и толстым ногам, некоторые дети ощущали свою неуверенность и неумело вели себя в отношениях с окружающими людьми, требовали опору.

Некоторые дети указывали укромное место - место, где обитает животное - этими местами могли быть и космос, и пещера, и иная планета, и лес и др.), что лишь подчеркивало наличие чувства одиночества ребенка.

Подавляющее большинство детей говорило, что их животное питается обычной человеческой едой (мясо, бутерброды, конфеты и т. п.) - это свидетельствует о нормальном эмоциональном состоянии детей на момент обследования.

Выводы. Таким образом, мы провели эмпирическое исследование, объектом которого выступала эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста, реализовали текущие задачи и смогли выявить особенности и состояния эмоциональной сферы дошкольников, обусловленные социальной ситуацией их развития.

По мере расширения сферы общения дети испытывают на себе различные социальные факторы, которые существенно активизируют их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, прилагать значительные усилия для достижения поставленных целей и уметь культурно управлять своими чувствами.

Обозначив проблему особенностей развития эмоций и воли детей дошкольного возраста, мы предположили, что в ситуации стабильного развития эмоционально-волевой сферы дошкольников ее отличительными особенностями предположительно выступают такие личностные качества, как

1) оптимизм,

2) демонстративность,

3) низкая агрессивность,

4) высокая импульсивность.

В ходе исследования осуществлялись теоретические, эмпирические, статистические методы. Представлены методики для диагностики развития эмоционально-волевой сферы в дошкольном образовательном учреждении:

М.А. Панфилова Проективная методика «Кактус»;

Г.Л. Урунтаева Методика «Наблюдение»;

М.З. Дукаревич Методика «Несуществующее животное».

Исследование по данной проблеме по результатам методики «Кактус» М.А. Панфиловой [9] показали, что почти все дети привязаны к дому и в семье ищут поддержку и защиту.

По результатам, полученным в ходе проведения исследования по методике «Наблюдение» Г.Л. Урунтаевой [10] видно, что дети в целом имеют высокий уровень морально-эмоционального развития (82,0%).

Результатом, полученным в ходе проведения исследования по методике «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич [11] стало то, что большинство детей отличаются мощной энергией.

Цель исследования достигнута. Сделаны выводы о том, что к концу данного периода у ребенка формируется осознание своего места в системе отношений со взрослыми. В этом возрасте в сознании ребенка формируются мотивы, имеющие разную силу и значимость. Впервые в этом возрасте происходит подчинение различных мотивов, то есть происходит, по мнению А.Н. Леонтьева, первое рождение личности [12].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175

2. Гусова А.Д. Психоэмоциональное развитие как фактор готовности к школе Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2015. - 140 с. ISBN 978 5 8336 0836 4

3. Утробина А.Н. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы старших дошкольников средствами арт-терапии [Электронный ресурс] / А.Н. Утробина. -Электрон. журн. - Москва: 2015. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/544061714/] (Дата обращения: 02.10.2021).

4. Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами арт-терапии https://core.ac.uk (Дата обращения: 02.10.2021).

5. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова; [Авт. по-слесл. А.Р. Лурия; Коммент. Л.А. Радзиховского]. - Москва: Педагогика, 1982. -Т. 2. - 504 с.

6. Запорожец А.В., Неверович ЯЗ., Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под ред. А. Д. Кошелевой. - Москва: Просвещение, 1985. -176 с. Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac185.htm (Дата обращения: 02.10.2021).

7. Щетинина А.И. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека /А.И. Щетинина. // Вопросы психологии. - 2011 - №3 - с. 61.

8. Горбачева В.А. К освоению правил поведения детьми детского возраста // - М. 2011. 160с.

9. Методика «Кактус» Современные методы практической психологии [Текст]:

Научное электронное издание: Сборник научных трудов по материалам II международной летней психологической школы УрФУ «Современные направления практической психологии» / [науч. редактор А.А. Печеркина], М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 169 с.

10. Урунтаева Г.А. Методика «Изучение волевых проявлений». Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Владос. 2008. - 291 с.

11. Яньшин П.В. Методика «Несуществующее животное». Клиническая психодиагностика личности: учебно-методическое пособие / П.В. Яньшин. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 318 с.

12. Леонтьев А. Н. Мотивы, эмоции и личность // Психология личности. Тексты. М., 1982.

REFERENCES

1. Kulagina I.Yu. Developmental psychology: child development from birth to 17 years. Univ Ros. acad. Education - 5th ed. M.: Publishing house of URAO, 1999 . 175

2. Gusova A.D. Psychoemotional development as a factor of readiness for school Vladikavkaz: Publishing house of SOGU, 2015. 140 p. ISBN 978-5-8336-0836-4

3. Utrobina A.N. Correction of violations of the emotional-volitional sphere of senior preschoolers by means of art therapy [Electronic resource]. A.N. Utrobina. Electron. zhurn. Moscow: 2015. Access mode: https://docviewer.yandex.ru/view/544061714/] (Date of access: 02.10.2021).

4. Correction of the emotional-volitional sphere of the preschooler by means of art therapy. https://core.ac.uk (Date of access: 02.10.2021).

5. Vygotsky L.S. Problems of General Psychology. ed. V.V. Davydova; [Ed. after A.R. Luria; Comment. L.A. Radzikhovsky]. Moscow: Peda-gogika, 1982 . T. 2. 504 p.

6. Zaporozhets A.V., Neverovich Ya.Z., Kosheleva A.D. Emotional development of a preschooler [Text]. Ed. A. D. Kosheleva. Moscow: Education, 1985 . 176 p. Source: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac185.htm (Date of treatment: 02.10.2021).

7. Shchetinina A.I. Perception and understanding of the emotional state of a person by preschoolers. A.I. Shchetinin. Questions of psychology. 2011. No. 3. p. 61.

8. Gorbacheva V.A., To mastering the rules of behavior by children of childhood. M. 2011.

9. Methodology "Cactus" Modern methods of practical psychology [Text]: Scientific electronic edition: Collection of scientific papers on materials of the II international summer psychological school of UrFU "Modern directions of practical psychology". [scientific. editor A.A. Pecherkina], M in education and science Ros. Federation, Ural. Feder. un-t. Yekaterinburg: Ural Publishing House. University, 2015. 169 p.

10. Uruntaeva G.A. Methodology "Study of volitional manifestations". Uruntaeva G.A., Afonkina Yu.A. Practical work on child psychology: a guide for students of pedagogical institutes, students of pedagogical schools and colleges, kindergarten teachers. ed. G.A. Uruntaeva, M.: Vlados. 2008. 291 p.

11. Yanshin, P.V. Methodology "Non-existent animal". Clinical psychodiagnostics of personality: teaching aid. P.V. Yanshin. 2nd ed., Rev. St. Petersburg: Rech, 2007. 318 p.

12. Leontiev AN Motives, emotions and personality. Psychology of personality. Texts. M., 1982.

Информация об авторах: Эммануэль Диана Суриякумаровна, Институт педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ),

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3877-2201 e-mail: diana.emmanuel2017@yandex.ru г. Москва, Россия

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Emmanuel Diana Suryakumarovna, Institute of Pedagogy and Psychology of the Moscow Pedagogical State University (MPSU), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3877-2201 e-mail: diana.emmanuel2017@yandex.ru Moscow, Russia

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / Received: 14.09.2021

Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 17.10.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.10.2021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. / The author declares no conflicts of interests

© Эммануэль Д.С. 2021 © «Педагогика:история,перспективы» 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.