-т
SCIENCE TIME
ОСОБЕННОСТИ ЭКСКУРСИОННОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕННОЙ ФУНКЦИЕЙ СЛУХА
Хайретдинова Наталья Эдуардовна, Уфимский государственный нефтяной технический университет, институт экономики и сервиса, г. Уфа
E-mail: tovarisch_mama@mail. ru
Аннотация. Вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в круг потребителей туристических услуг сопряжено с целым рядом требующих решения задач, в том числе с формированием института профильных специалистов. Настоящая статья восполняет существующий дефицит информации, необходимой для разработки образовательных программ подготовки таких кадров, в том числе в экскурсионной сфере. К экскурсионной деятельности адаптированы опубликованные научные материалы по физиологии слуховых патологий. Использование представленных материалов позволит обучить экскурсоводов методически грамотной корректировке традиционной технологии подготовки и проведения экскурсий в соответствии с потребностями целевой аудитории.
Ключевые слова: экскурсия, нарушения функции слуха, компенсаторное развитие ощущений.
В настоящее время в нашей стране численность людей с ограниченными возможностями здоровья составляет около 7 % населения. Несмотря на существующие макроэкономические и финансовые затруднения, с которыми сталкивается экономика, очевидно, что при таких масштабах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может [1, с.62 -63]. Кроме того, отношение к инвалидам свидетельствует о нравственном здоровье общества, а современное общество признало важной задачу объединения деятельности органов власти всех уровней, общественных объединений и организаций, самих инвалидов в целях преодоления стереотипного представления об инвалидной среде как «вынужденной нагрузке» на социум. Эта задача базируется на ряде нормативных, гражданских и др. принципов, в том числе на обеспечении инвалидам возможности участия во всех социально приемлемых формах социокультурной активности наравне со
SCIENCE TIME
здоровыми людьми [2, с.331]. Работа по созданию для лиц с ОВЗ специальных реабилитационных программ набирает темпы. Внедряются инновационные технологии социальной работы. Причастна к этому процессу и туристическая сфера, в рамках которой выявляются и решаются острые проблемы так называемого доступного (безбарьерного) туризма. Но пока, к сожалению, доступный туризм остается крупнейшей из неохваченных ниш отечественного туррынка. А доступность среды для людей с ограниченными возможностями в России находится на невысоком уровне [2, с.55]. Между тем, обширная информационная среда (телевидение, радио, интернет, реклама) сформировали среди инвалидов устойчивый спрос на путешествия [4, с.22].
Вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в круг потребителей туристических услуг сопряжено с целым рядом все еще требующих решения задач: субсидированием, созданием комфортных условий для передвижения и проживания, формированием института профильных специалистов и т.д. Поскольку туризм неразрывно связан с экскурсиями, чрезвычайно актуальной стала задача обучения кадров, подготовленных к оказанию экскурсионных услуг лицам с ОВЗ.
Каждая группа экскурсантов-инвалидов имеет отличительные особенности, ведь при нарушении функций одного или нескольких органов восприятия окружающего мира получают компенсаторное развитие ощущения, связанные с органами неповрежденными. Причем развитость того или иного вида ощущений зависит от ряда факторов: уровня чувствительности анализаторов, характера деятельности, в которой человек принимает участие и т. д. Результатом компенсаторного развития ощущений становится образование индивидуальных межанализаторных связей и особые образы предметов и явлений. Поэтому экскурсовод должен понимать, что работа с инвалидами требует владения экскурсионными методами, адаптированными к конкретной аудитории [5, с.63].
Инвалидов по слуху невозможно объединить в одну категорию. В зависимости от степени нарушения слуховой функции различают глухоту и тугоухость. Соответственно, людей со стойкими нарушениями слуховой функции подразделяют на глухих и слабослышащих (тугоухих). Глухота - это полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой исключается разборчивое восприятие речи. Если с детства глухих не обучать речи, они становятся немыми (глухонемыми). В современных коррекционных школах глухих детей обучают говорению, но лишь в редких случаях удается сформировать речь, приближенную к нормальной. Тугоухость - это понижение слуха, при котором восприятие речи очень затруднено. Сегодня, в эпоху технологий, для людей слабослышащих создаются условия, при которых восприятие речи становится реальностью. Кроме древнего способа, то есть
SCIENCE TIME
громкого говорения около уха, стали применяться специальные звукоусиливающие приборы. Речь у людей слабослышащих достаточно развита [6, с.88, 91, 96, 108].
Ограничение восприятия окружающего мира у людей с нарушением слуха связано, в том числе, с невозможностью охватить звуковой фон видимых объектов. Здоровому человеку свойственно в каждый момент времени видеть только то, что попадает в поле зрения, и при этом слышать звуки, источники которых могут в поле зрения и не находиться. То есть слух содействует более широкому и цельному отражению окружающей среды, ведь звуки сигнализируют о наличии невидимых объектов и процессов. У глухих и слабослышащих нечувствительность к звуку отчасти компенсируется ощущением вибраций, создающихся источниками звука. Различительная вибрационная чувствительность здорового человека ниже слуховой. У людей же с нарушением слуха вибрационная чувствительность в значительной степени заменяет физиологический дефект. Она дает сведения о местонахождении объекта, направлении его движения, помогает ориентироваться в пространстве [7, с.16].
Экскурсии для людей с нарушением слуха могут проводиться по стандартным технологиям, поскольку слуховой дефицит при наличии источника компенсации недуга (сурдоперевода и/или слухового аппарата) в достаточной степени восполняется полноценными зрительными, двигательными и другими ощущениями. Но некоторые особенности такой аудитории следует иметь в виду.
Проблемы со слухом препятствуют полноценному общению, затрудняют участие в диалоге со слышащими. Инвалиды по слуху в ходе экскурсии могут испытывать в связи с этим определенный дискомфорт. Поэтому очень важно, чтобы им на всем протяжении мероприятия было интересно, чтобы они периодически вовлекались в какую-либо деятельность и в итоге не задумывались о коммуникационных барьерах.
На вовлечение участников экскурсии в какую-либо деятельность следует обратить особое внимание. В стандартной экскурсии большое значение имеет рассказ экскурсовода, а это для людей с нездоровым слухом - самая сложная форма восприятия информации. Конечно, рассказ в экскурсии должен быть, причем он должен быть не отрывочным (из сострадания), а достаточно емким (ведь экскурсия - познавательное мероприятие). Но во избежание преждевременного утомления экскурсантов и в целях обеспечения условий для более комфортного усвоения ими экскурсионного материала лучше позаботиться о периодической перемене образа действия. Даже самый простой пешеходный фрагмент маршрута оценивается инвалидами иначе, чем здоровыми людьми, -дополнительным источником информации становятся вибрации, к которым инвалиды по слуху чрезвычайно чувствительны. Можно предусмотреть
посещение музея, тропической оранжереи в ботаническом саду или учреждения, организующего мастер-классы (по изготовлению украшений, лоскутных кукол и пр.). Можно посетить ипподром или конно-фермерское хозяйство, предлагающее прогулки на конных упряжках. Можно зайти в мини-зоопарк, где разрешается кормить питомцев.
Ни в коем случае нельзя отстраняться от экскурсантов. Напротив, любую возможность, например, переходы между объектами, нужно использовать для непринужденного общения. Экскурсовод может похвалить участников за интерес, проявленный к теме, поинтересоваться, удобны ли сидения в автобусе и т.д.
Выступление экскурсовода должно быть конкретным, простым, без художественных излишеств. Мышление посредством слов у данной категории экскурсантов может оказаться примитивным, поскольку слуховой дефект затрудняет развитие речи. Задача экскурсовода заключается в выделении существенных деталей объектов и несложный, но содержательный и интересный рассказ об увиденном.
В проведении учебных экскурсий с детьми-инвалидами применяются дидактические методы, ведь педагог использует наглядность для освоения программного материала, а также развития мышления, речи, воображения и наблюдательности. Кроме того, учебно-экскурсионная работа способствует повышению уровня научности обучения и пониманию связи теории с практикой [8, с.6]. Поэтому в учебной экскурсии доминирует познавательно-развивающий фактор. Будучи разновидностью урока, она строится на беседе и подтверждении предварительных выводов осмотром объектов.
Экскурсия как туристическое мероприятие - совсем другое дело. Она должна проводиться безотносительно степени развитости мыслительно-речевых параметров участников, в ней желательно уравновесить познавательность и удовольствие. Велеречивое же повествование может потребовать усилий для понимания и омрачить удовольствие кого-либо из участников, обострив переживания по поводу собственной неполноценности.
Особенностью экскурсий для глухих является невозможность одновременного показа и рассказа. Люди, лишенные слуха, не способны осматривать объект и в то же время внимать сурдопереводчику, который передает информацию на языке жестов. При проведении экскурсий для слабослышащих также лучше рассчитывать на сурдопереводчика, а не на слуховые аппараты. Во-первых, слуховой аппарат не возвращает стопроцентный слух. А во-вторых, в жестовом языке предложения строятся так, как слышащие люди их не строят. Есть школы, прививающие навыки формирования предложений по правилам русского (или иного) языка, но ориентироваться на них не нужно - в экскурсионной группе могут оказаться участники с глубоким
SCIENCE TIME
недоразвитием речи (ограничением словарного запаса, искаженным произношением, резко выраженным аграмматизмом [6, с.99]) и различными привычками в общении на бытовом языке жестов.
Лицо экскурсовода должно быть открытым (его не надо прикрывать ни волосами, ни руками, ни находящимися в руках предметами). У экскурсантов, лишенных слуха, обостренное внимание и зрение, они пристально следят за выражением лица говорящего и за его артикуляцией (многие инвалиды по слуху умеют читать по губам). В этом смысле барьером может стать яркое солнце или тень.
В экскурсиях для инвалидов по слуху нельзя недооценивать значение портфеля экскурсовода, главной задачей которого является иллюстрирование недостающих звеньев при показе объектов. В общении с людьми, которые комфортнее воспринимают визуальный ряд, дополнительные элементы наглядности могут послужить поводом для беседы, обмена мнениями. Еще лучше, если экскурсионный транспорт оборудован телевизором и DVD-плеером. Воспользовавшись техническими средствами, участникам мероприятия можно передать процесс развития или функционирования объекта показа. Для данной аудитории следует использовать фильмы с субтитрами.
Маршрут лучше планировать так, чтобы минимизировать длительные переезды. В ходе переезда экскурсовод непрерывно ведет рассказ, параллельно свою работу выполняет сурдопереводчик. Между тем, сурдопереводчику время от времени нужно делать перерыв, поскольку его труд чрезвычайно утомителен. За считанные секунды он адаптирует речь экскурсовода в соответствии с возможностями аудитории, а его руки находятся в постоянном движении [9]. Стало быть, важно либо избегать долгих переездов, либо предусматривать речевые перерывы, чтобы отдохнули и экскурсанты, и сурдопереводчик. Такие перерывы не следует превращать в бессмысленные паузы, их можно использовать, например, для демонстрации экспонатов портфеля экскурсовода.
Итак, инвалиды должны иметь возможность знакомиться с интересными людьми и событиями, познавать мир, словом, отдыхать так же разнообразно, как и здоровые люди. К сожалению, у нас еще не достигнут достойный уровень организации доступной среды и, кроме того, ощутима проблема дефицита специализированных кадров. Разработка, организация и проведение экскурсий -это большой труд, требующий глубоких знаний и многих навыков. Создать экскурсионный продукт для инвалидов обязывает к общему профессионализму присовокупить специальную подготовку. Важно понимать, что дело это нелегкое, но очень нужное. Морально здоровое общество не может допустить существования параллельного мира - мира, в котором тоже живут люди, лишенные заботы и внимания.
Литература:
1. Хайретдинова О. А. Туризм как метод социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями / О. А. Хайретдинова, М. С. Меньшиков // Молодежь - развитию доступного туризма: сб. науч. статей I Всерос. студенч. науч.-практ. конф. Вып. 1. - Уфа: УГУЭС, 2012. - С. 62-64.
2. Гудина Т. В. Организационные условия социокультурной реабилитации инвалидов / Т. В. Гудина // Вестн. Костромск. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. -2009. - Т. 15. № 3. - С. 331-335.
3. Ионицкая К. А. Социально-экономические аспекты развития доступного туризма / К. А. Ионицкая // Вестн. РМАТ. - 2011. - № 3 (3). - С. 53-57.
4. Глущенко О. И. Инвалидный туризм в Башкортостане может стать общедоступным / О. И. Глущенко // Доступный туризм: сб. науч. статей Всерос. симпозиума «Проблемы доступного туризма в России». Вып. 1. - Уфа: УГУЭС, 2012. - С. 21-24.
5. Хайретдинова Н. Э. Особенности экскурсионного обслуживания людей с нарушенной функцией зрения / Н. Э. Хайретдинова // Проблемы и перспективы развития туризма на Южном Урале: сб. материалов Международн. науч.-практ. конф. - Уфа: УГУЭС, 2013. - С. 62-69.
6. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
7. Обухова Т. И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: учебно-методическое пособие / Т. И. Обухова. - Минск: БГПУ, 2007. - 54 с.
8. Величко И.А. Визуализация учебной программы с помощью образовательного туризма / И. А. Величко // Медиакультура и медиаобразование II (Феномен туризма в культуре XXI века: медиатехнологии современной культуры): сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. «Дни философии в Санкт-Петербурге - 2014». - СПб.: СПбГУКиТ, 2014. - С. 5-8.
9. Сурдопереводчик. Секреты профессии [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.trud.ru/article/11-10-2010/251868_surdoperevodchik_sekrety_professii (дата обращения 23.08.2013).