УДК 379.822
DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10210
КОТОВА Татьяна Павловна
Уфимский государственный нефтяной технический университет (Уфа, Респ. Башкортостан, РФ);
кандидат исторических наук, доцент; e-mail: [email protected]
МАТВЕЕВА Любовь Дмитриевна
Уфимский государственный нефтяной технический университет (Уфа, Респ. Башкортостан, РФ); доктор исторических наук, профессор, почетный работник сферы образования РФ; [email protected]
ХАЙРЕТДИНОВА Ольга Айбулатовна
Уфимский государственный нефтяной технический университет (Уфа, Респ. Башкортостан, РФ);
старший преподаватель; e-mail: [email protected]
ЭКСКУРСИОННЫЙ WEEKEND: УФИМСКИЕ ОКРЕСТНОСТИ ГЛАЗАМИ С.Т. АКСАКОВА
В статье исследуется смысловое значение и понятие тура выходного дня и экскурсии. И если в России тур и экскурсия разные понятия, то за рубежом различий между ними не делают, организуют weekend всеми возможными способами, и строго к критерию продолжительности не привязывают. Башкирский край - это не только край дивной природы, но и мост между Западом и Востоком, христианством и исламом, славянским и тюркским мирами. Потенциал культурно-познавательного туризма выходного дня в республике значительный, но используется не в полной мере. Цель данного проекта -расширить банк туристско-экскурсионных предложений, побудить жителей и гостей города к познавательному досугу в выходные дни. В крае высок интерес к аксаковской теме. Ежегодно в сентябре проводится Международный Аксаковский праздник. Уфа -малая родина С.Т. Аксакова и место губернаторской службы его сына Григория. Мемориальные места есть и за пределами башкирской столицы. Туристическим центром является с. Надеждино Белебеевского района Республики Башкортостан, некогда родовое владение с усадьбой, в которой С.Т. Аксаков вместе с супругой и детьми прожил несколько лет, и где сегодня действует историко-культурный центр. Тематический тур (экскурсия) выходного дня по произведениям нашего земляка С.Т. Аксакова основан на идее прочтения отрывков из произведений писателя и одновременно визуального знакомства с описанными им окрестностями Уфы. Несмотря на пристальное внимание к наследию С.Т. Аксакова, из поля зрения экскурсоводов выпущен большой информационный пласт, посвященный уфимским окрестностям. Воспоминания Аксакова о загородных усадьбах уфимских дворян, их занятиях, развлечениях, о кухне кочевников и кумысолечении бесценны, и обращение к ним увлекательное и познавательное занятие.
Ключевые слова: туризм, тур выходного дня, загородная экскурсия
Для цитирования: Котова Т.П., Матвеева Л.Д., Хайретдинова О.А. Экскурсионный weekend: уфимские окрестности глазами С.Т. Аксакова // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №2. С. 112-125. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10210.
Дата поступления в редакцию: 28 марта 2020 г. Дата утверждения в печать: 23 апреля 2020 г.
UDC 379.822
DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10210
Tatyana P. KOTOVA
Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Rep. of Bashkortostan, Russia);
PhD in History, Associate Professor; e-mail: [email protected]
Lyubov D. MATVEEVA
Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Rep. of Bashkortostan, Russia); PhD in History, Professor, Honored Education Worker of the Russian Federation; e-mail: [email protected]
Olga A. KHAYRETDINOVA
Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Rep. of Bashkortostan, Russia);
Senior Lecturer; e-mail: [email protected]
EXCURSION WEEKEND: SUBURBS OF UFA BY THE EYES OF S. T. AKSAKOV
Abstract. The article explores the semantic meaning and concepts of weekend tour and excursion. And if in Russia the tour and excursion are different concepts, then abroad there are any differences between them, weekends are organized in all possible ways without duration criterion. Bashkir region is not only a land of wonderful nature, but also a bridge between the West and the East, Christianity and Islam, the Slavic and Turkic worlds. The potential of weekend cultural and educational tourism in the Republic is significant, but it is not fully used. The purpose of this project is to expand tourist and excursion offers, to encourage residents and visitors of the city to educational leisure on weekends. In our region, there is a high interest in the Aksakov theme. Every year in September, the international Aksakov holiday is held. Ufa is the small birthplace of S. T. Aksakov and the place of his son Grigory's gubernatorial service. There are memorial places outside Bashkir capital. The tourist center is the village of Nadezhdino in the Belebeyevsky district of the Republic of Bashkortostan, once a family estate with a manor where S. T. Aksakov, along with his wife and children, lived for several years, and where today there is a historical and cultural center. A weekend thematic tour of the works of our countryman S. T. Aksakov is based on the idea of reading excerpts from the writer's works and at the same time visually getting acquainted with the surroundings of Ufa described by him. Despite the close attention to the heritage of S. T. Aksakov, a large information layer dedicated to the Ufa surroundings was released from the field of view of guides. Aksakov's memories of the country estates of the Ufa nobles, their occupations, entertainment, nomad cuisine and kumysolechenie are priceless, and addressing them is a fascinating and informative activity.
Keywords: tourism, weekend tour, country tour
Citation: Kotova, T. P, Matveeva, L. D., & Khayretdinova, O. A. (2020). Excursion weekend: Suburbs of Ufa by the eyes of S. T. Aksakov. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(2), 112-125. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10210. (In Russ.).
Article History
Received 28 March 2020 Accepted 23 April 2020
Disclosure statement
No potential conflict of interest was reported by the author(s).
© 2020 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/
Вместо введения: экскурсии и туры выходного дня
Тур выходного дня - явление, не имеющее официального определения, но понятное любому человеку. Все понимают, что такое «тур» и что такое «выходной день». В Российской Федерации действует Трудовой кодекс, согласно которому гражданам предоставляется еженедельный отдых. Еженедельный отдых может быть однодневным (при шестидневной рабочей неделе) или двухдневным (при пятидневной рабочей неделе). Почти для всех выходным днем является воскресенье. При пятидневной рабочей неделе выходные дни «предоставляются, как правило, подряд» (чаще в субботу и воскресенье). На некоторых производствах, где приостановка работы невозможна, выходные дни могут предоставляться в разные дни недели (ст. 111)1.
По сути, это означает, что тур выходного дня может быть востребован в любые дни недели (преимущественно, конечно, в субботу и воскресенье, иногда с захватом пятницы) и на разное количество дней, в зависимости от продолжительности рабочей недели туристов. Ввиду разнообразия возможных ситуаций понятие «тур выходного дня» в различных публикациях объясняется по-разному. Есть мнение, что в классификации следует выделять туры выходного дня продолжительностью от одного до трех дней [13, с. 18]. Есть также мнение, что туры выходного дня следует включать в категорию краткосрочных туров (без уточнения их продолжительности) наряду с поездками на срок до 7 дней [3, с. 13]. В некоторых зарубежных публикациях утверждается, что туры выходного дня - это поездки продолжительностью до пяти дней [19, p. 47].
Тур, или турпродукт, согласно законодательству РФ, формируется в рамках туроператорской деятельности, предполагающей комплексный подход к организации услуг
1 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. ФЗ
от 16.12.2019 № 439-Ф3) // ГАРАНТ.РУ: информ.-право-вой портал. URL: base.garant.ru/12125268 (дата обращения: 12.03.2020).
проживания, питания, транспортного и экскурсионного обслуживания и пр.2 Если турист для удовлетворения спортивных, оздоровительных, познавательных и иных потребностей намерен осуществить в выходные дни поездку, превышающую по времени сутки, ему следует ориентироваться на предложения туроператоров. Но в выходные дни человек может не иметь возможности или желания удаляться с места проживания на сутки и более. В этом случае его может заинтересовать не только тур (сложный продукт), но и краткосрочное мероприятие, не предусматривающее предоставления услуг проживания и даже питания, т.е. экскурсия.
В российских реалиях экскурсия и тур -понятия не идентичные. На этом вопросе остановимся и рассмотрим его в историческом разрезе и с точки зрения действующего законодательства. Туристическая терминология создавалась международными организациями. На Конференции ООН по международному туризму и путешествиям, прошедшей в 1963 г. в Риме, было одобрено предложение Международного союза официальных туристических организаций (МСОТО) о закреплении терминов «посетители», «туристы», «экскурсанты». Туристами назвали ночующих посетителей, экскурсантами - посетителей, находящихся в месте прибытия менее 24 часов. Предложенное разделение путешественников по критерию «продолжительность посещения» рекомендовал и Евростат [10, с. 11-15].
В Советском Союзе международную терминологию приняла к сведению группа специалистов ВЦСПС под руководством Б.В. Емельянова, занимавшаяся разработкой экскурсионной методики (конец 1960-х - 1970-е годы). С тех пор в отечественной терминологии однозначно утвердилось понятие «экскурсия», понимаемое как мероприятие, продолжающееся менее суток и не требующее предоставления
2 Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 28.12.1996 г. №2300-1 (с изм. и доп.) // ГАРАНТ.РУ: информ.-правовой портал. URL: base.garant.ru/136248 (дата обращения: 11.03.2020).
ряда услуг, входящих в туристические программы, прежде всего, услуги проживания [16, с. 62]. Особо отметим, что до появления методических разработок группы Б.В. Емельянова в русском языке словом «экскурсия» вполне можно было подменить слово «туризм», а в речевом обиходе даже существовало выражение «дальние экскурсии» [17, с. 82-83]. В России в настоящее время термин «экскурсия» стандартизирован3. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» выделяет категории «турист» (лицо, находящееся на месте временного пребывания от 24 часов до 6 месяцев подряд и пользующееся услугами средств размещения) и «экскурсант» (лицо, находящееся на месте временного пребывания менее 24 часов без ночевки) (ст. 1). Если в обслуживание туриста вовлекаются различные организации и специалисты, то экскурсант, согласно дефиниции в законе, использует услуги экскурсовода (гида) (ст. 1)2. Добавим, что на экскурсиях, если они не пешеходные, предусмотрены также транспортные услуги.
Созданием туров уполномочены заниматься только туроператоры. Экскурсии же в Госстандарте рассматриваются как результат деятельности туроператоров, турагентств, ту-ристско-экскурсионных, экскурсионных организаций и даже физических лиц (экскурсоводов) имеющих соответствующую квалификацию3.
Таким образом, по формальным признакам экскурсионная поездка не вписывается в категорию «тур выходного дня». Но выводы делать преждевременно. Понятие «тур выходного дня» в официальных документах упоминается, но не определяется. Например, ГОСТ «Туристские услуги. Водный туризм. Общие требования» подразделяет водные туры по продолжительности на многодневные водные туры и водные туры выходного дня, но опреде-
лений этим видам туров не дает4. Кроме того, в литературе, как отмечено выше, встречается указание на то, что тур выходного дня может иметь продолжительность от одного до трех дней. Значит, путешествия без ночевки не исключаются.
Несомненно, туризм выходного дня не может развиваться в России как-то иначе, нежели во всем мире. Поэтому есть смысл обратиться к зарубежному опыту. Начнем с того, что европейцы, которые поддержали в 1963 г. в Риме идею смыслового разделения понятий «туристы» и «экскурсанты», со временем об этом забыли. Так, в английском языке существует множество слов, означающих короткие путешествия с разной целью, а словом «excursion» могут назвать и поездку с ночевкой [16, с. 62]. Иными словами, если в России тур и экскурсия - не одно и то же, то в других странах различий не делают и, стало быть, организуют weekend всеми возможными способами.
В Европе стали популярны поездки на выходные дни в сельскую местность. Немецкие специалисты Андреа Боскобойник и Эрик Бурхард утверждают, что ещё не так давно в большинстве западноевропейских стран город считался местом всех возможностей и прогресса, в то время как сельская среда рассматривалась как средоточие обыденности и консерватизма. Но в последние лет 30 приоритеты изменились. Горожане на выходные дни устремляются на природу, заявляя, что социальные отношения в городе пропитаны искусственностью. Сельская жизнь, её стабильность и консервативные ценности, напротив, идеализируются [18, p. 150-151].
В США, согласно статистическим данным, в выходные дни наиболее популярны поездки в крупные туристические центры (Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.) и кемпинг. Причем более 40% американцев выезжает из дома на
3 ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные
услуги. Общие требования // Техэксперт: справочная система. URL: docs.cntd.ru/document/1200092284 (дата обращения: 12.03.2020).
4 ГОСТ Р 57805-2017 Туристские услуги. Водный туризм. Общие требования // Техэксперт: справочная система. URL: docs.cntd.ru/document/1200157119 (дата обращения: 14.03.2020).
weekend несколько раз в год5.
Группа румынских исследователей отмечает, что для многих горожан туризм выходного дня (weekend tourism) - это «бегство» с семьей или друзьями из большого города в лес. Наблюдается также интерес к окрестным достопримечательностям, исчезающим традициям, местам важных событий [19, p. 47].
Мы сделали минимальную выборку информации, но и она позволяет утверждать, что способы организации досуга в выходные дни везде многообразны и строго к критерию продолжительности не привязаны. Оттого, вероятно, зарубежные специалисты иногда прямо утверждают, что дать точное определение туризма выходного дня крайне сложно [19, p. 44].
Итак, туристическая терминология в России и за рубежом действительно некоторым образом разнится, но суть проблемы от этого не меняется. Везде люди выбирают способ времяпрепровождения в выходные дни, исходя из индивидуальных предпочтений и возможностей, и им в принципе все равно, какой термин применяется к однодневному туристическому мероприятию. Кстати, если присмотреться к информации на сайтах уфимских туристических организаций, то можно заметить, что кто-то называет однодневные загородные поездки турами выходного дня, а кто-то - экскурсиями выходного дня. Важнее, конечно, что такие поездки, как бы они ни назывались, вообще организуются.
Поднятый вопрос имеет прямое отношение к практике организации поездок в выходные дни. Как отмечено выше, в России выезд хотя бы с одной ночевкой организуется туроператором, а однодневные маршруты может разрабатывать более широкий круг представителей туриндустрии. Причем туроператор, как правило, ориентируется на общие потребности различных категорий туристов [16, с. 67]. Менее масштабные в плане интенсивности
5 Weekend tourism in the U.S. - Statistics & Facts (2017) //
Statista Research Department. URL: statista.com/topics/ 2092/weekend-tourism-in-the-us/ (accessed 14.03.2020).
продаж, но все же востребованные проекты -это зачастую поле деятельности экскурсоводов, работающих как в турфирмах, так и самостоятельно.
Weekend в Башкортостане: ресурсы и потенциал Башкортостан - земля с многонациональным населением, многовековыми культурными традициями, тысячами исторических памятников, неповторимыми природными ландшафтами. Горы Южного Урала живописны и экологически чисты. Всемирный фонд дикой природы (WWF) оценил их как один из природных комплексов планетарного значения [8, с. 38]. Уникальные природные ресурсы республики обусловили основные направления развития туризма. Как правило, туроператоры реализуют проекты, включая weekend-проекты, предусматривающие посещение редких по красоте гор, пещер и скал и / или рек, озер и водохранилищ6.
Вместе с тем Башкирия - это не только дивная природа. Развитие туристической отрасли здесь принято связывать также с историей и культурой. Башкирский край часто рассматривается как своеобразный «мост» между Западом и Востоком, христианством и исламом, славянским и тюркским мирами [5, с. 135]. Мощный пласт историко-культурных памятников сохранился в Уфе, Белебее, Бело-рецке, Бирске, Стерлитамаке, Николо-Березовке, Зилаире, Давлеканово, Темясово и других населенных пунктах республики [7, с. 30]. Созданы историко-культурные центры (ИКЦ), деятельность которых нацелена на сохранение самобытных архитектурных объектов, языка и традиций народов Башкортостана [5, с. 135].
В целом можно говорить о том, что ресурсы для организации активного и познавательного туризма выходного дня в республике имеются. Более того, анализ предложений от туристических компаний позволяет утверждать, что потенциал края используется не в
6 Туры выходного дня по Башкирии из Уфы // Компания Уральские горы. URL: goraural.ru/pohod_vihodnoy (дата обращения: 14.03.2020).
полной мере. Рассмотрим эту проблему на примере тематических туров (экскурсий) выходного дня, посвященных нашему земляку Сергею Тимофеевичу Аксакову, автору автобиографической трилогии («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания»). Этот цикл особо ценен для жителей нашей республики, поскольку в первых двух книгах немало строк посвящено Уфе и ее окрестностям, таким, какими они были в конце XVIII века
Башкирский край в аксаковских тематических турах и экскурсиях
В поле зрения экскурсоводов всегда находятся «аксаковские» объекты Уфы. Это, прежде всего, дом-музей С.Т. Аксакова, который расположен в одном из старейших зданий города (возможно, даже старейшем). Так, по данным известного краеведа З.И. Гудковой, усадьба с угловым домом (ныне музеем) отмечена на плане Уфы середины XVIII века. Принадлежала эта усадьба еще прадеду Сергея Тимофеевича Семену Зубову, прокурору, затем секретарю Уфимской провинциальной канцелярии. Сын Семена Николай (дед писателя) родился в 1741 году [4, с. 61]. Не исключено, что он родился в этом доме, хотя подтверждений нет. Николай Семенович был известным в крае человеком - служил товарищем (заместителем) наместника, причем в должность вступил тогда же, когда было образовано Уфимское наместничество [4, с. 65]. Совершенно точно известно, что в зубовском доме появились на свет дети Николая Семеновича, в т.ч. дочь Мария (мать писателя). Об этом сообщается, в частности, в «Семейной хронике». Наконец, в доме товарища наместника прошли детские годы Сергея Тимофеевича Аксакова, и этот период описан в «Детских годах Багрова-внука».
Следующий «аксаковский» объект - городской сад им. С.Т. Аксакова. В конце XVIII в. это была усадьба, которой некоторое время владели Тимофей Степанович и Мария Николаевна Аксаковы и где родились их старшие дети Сергей и Надежда. Дом, в котором родился С.Т. Аксаков, сгорел во время крупного
пожара 1821 года. В 1991 г. на месте утраченного дома установлен памятный знак. В этом же саду установлена скульптура «Аленький цветочек» - алый цветок с алым же сердцем на цветочном стебле. На сердце отпечатаны обращенные друг к другу мужская и женская ладони. Легенда обещает влюбленным, приложившим к отпечаткам свои руки, больше счастье и вечную любовь [12, с. 38; 15, с. 119]. Добавим, что знакомая всем с детства сказка «Аленький цветочек», которую Аксаков посвятил своей 6-летней внучке Оленьке, была опубликована как приложение к повести «Детские годы Багрова-внука».
Объектом показа является сад им. Сала-вата Юлаева, ранее Случевский сад, который был торжественно открыт на Случевской горе в 1900 году [11, с. 103]. Во времена, когда на этой горе в доме деда жил маленький Сережа, ни городского сада, ни названия «Случевская гора» еще не было. Похоже, тогда у горы вообще не было названия - Аксаков в «Детских годах Багрова-внука» называл ее «крутым утесом».
Башкирский государственный театр оперы и балета строился как Аксаковский народный дом по инициативе губернатора А.С. Ключарева. Идея таким образом увековечить имя С.Т. Аксакова возникла в 1909 г., в год 50-летия со дня смерти писателя [9, с. 76]. Кстати, театр и сейчас периодически приобретает статус Аксаковского народного дома - во время ежегодных Международных Аксаковских праздников [12, с. 39].
Памятник С.Т. Аксакову открыт в 1959 году, в день 100-летия со дня смерти писателя. Скульптор - Т.П.. Нечаева. Кстати, это первый в России памятник Аксакову [12, с. 39].
Перечисленные объекты активно используются в обзорных экскурсиях по Уфе, тематических экскурсиях (аксаковских, литературных, а также посвященных уфимским знаменитостям) и в аксаковских турах выходного дня, включающих загородную поездку в г. Белебей и с. Надеждино.
В с. Надеждино Белебеевского района
находится еще один аксаковский музей. Драматичная история обитателей надеждинской усадьбы описана в «Семейной хронике» (в книге село называется Парашино). В XVIII в. владелицей была бездетная тетя Тимофея Степановича, от нее он и получил имение в наследство. А в 1821 г. Тимофей передал беле-беевские земли взрослому и уже семейному сыну Сергею. Там Сергей Тимофеевич с семьей счастливо прожил 4 года, там родился Иван Аксаков (1823). Надо сказать, хороший помещик из Сергея Тимофеевича не вышел. Из Надеж-дино он перебрался в Москву, «в гущу литературных и театральных событий, к друзьям, в эпицентр общественной жизни». Усадебный дом в Надеждино сгорел в годы гражданской войны (сохранился только фундамент), и долгое время об Аксаковых в селе ничто не напоминало. Лишь в 1991 г., в год 200-летия С.Т. Аксакова, было принято решение создать аксаковский музей. Причем не только в честь Сергея Тимофеевича, но вообще в память о его большой семье. Усадебный дом был воссоздан в 2002 г., и музей семьи Аксаковых находится в нем [1, с. 140-141].
Итак, загородные тематические экскурсионные туры формируют два аксаковских музея - все предлагаемые турфирмами маршруты пролегают между Уфой и Белебеем с заездом в Надеждино. Проведенный анализ показал также, что в качестве экскурсионных объектов выступают мемориальные достопримечательности: музеи, памятники, обустроенные городские сады. Иными словами, соблюдается важный принцип экскурсионной работы - использование наглядности.
Вместе с тем хотим обратить внимание на то, что из поля зрения экскурсоводов фактически выпали места, описанные Аксаковым в знаменитой автобиографической трилогии, но со временем утратившие признаки, напоминающие о пребывании Аксаковых. И такие места есть в нескольких километрах от Уфы. Там не сохранились строения XVIII в. и другие материальные свидетельства эпохи, не везде есть современные памятные знаки, но по-прежнему
можно любоваться ландшафтами, которые с большой любовью описывал Сергей Тимофеевич, известный как большой знаток природы.
Загородная экскурсия «Читаем Аксакова: уфимские окрестности»
Специалисты кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» Уфимского государственного нефтяного технического университета решили вовлечь в экскурсионную практику неиспользованные ресурсы и разработали загородный экскурсионный проект «Читаем Аксакова: уфимские окрестности», основанный на идее прочтения отрывков из произведений и одновременном визуальном знакомстве с описанными местностями. Кроме того, Сергей Тимофеевич немало строк посвятил людям, с которыми его самого и его родителей свела судьба. Многие из них оставили след в истории нашего края, а некоторые - и в истории России.
С методической точки зрения это экскурсионное мероприятие априори несовершенно, но мы осознанно пошли на нарушения методики по конкретным причинам.
Экскурсия несовершенна, прежде всего, ввиду избыточного цитирования. Вообще прием цитирования предусмотрен в традиционной экскурсионной методике как способ передачи авторитетного мнения без искажений, с сохранением речевого колорита оригинала. Собственно, это и есть «фишка» экскурсии «Читаем Аксакова» - без искажений передать мысли великого писателя, его взгляд на башкирскую природу, на дела, занятия и даже развлечения его современников и пр. Все продумано так, чтобы участники поездки прочувствовали давно ушедшую эпоху, уловили нюансы, доподлинно известные человеку из того времени. С другой стороны, методисты предупреждают, что злоупотреблять цитатами и использовать длинные цитаты не следует [14, с. 71]. Для любой другой экскурсии это замечание актуально. Но в нашем случае оно актуально отчасти, потому что слово Аксакова является главным «героем» мероприятия. Разумеется, долгое чтение нецелесообразно. Во-
первых, лекционность может заставить группу заскучать. Во-вторых, эта экскурсия, как и любая другая, строится на показе, сопровождаемом рассказом, поэтому экскурсоводу необходимо отрываться от аксаковского текста, чтобы своевременно организовать показ объектов. В-третьих, многие явления, предметы и процессы из того времени попросту устарели, поэтому экскурсовод должен объяснять группе значения устаревших понятий.
Вторая причина методического несовершенства экскурсии обусловлена тем, что Аксаков писал не путеводитель, а воспоминания. Даже во фрагментах, напоминающих путевые заметки, он часто не уточнял, какие конкретные места описываются. Да и в целом он не озадачивался описанием всего пути следования. Это значит, что точно связывать аксаков-ские тексты с участками пути в основном не представляется возможным.
Это обстоятельство создает определенные проблемы, поскольку возможности использования экскурсионной информации (т.е. аксаковских текстов) входят в противоречие с рекомендациями по проведению загородных экскурсий. Так, опытный экскурсовод Р.А. Зуба-тин указал на следующее: «Не всякая трасса годится на роль экскурсионной. Лишь обзаведясь собственной историей, воплощенной в зрительных объектах, она превращается в источник познавательной экскурсии» [6, с. 106]. Это значит, что на всем пути следования следует отыскать объекты, связанные с темой экскурсии. Иначе, как считает Р.А. Зубатин, «необходимо отказываться даже от мысли создания экскурсии» [6, с. 106]. Хорошо, если экскурсия многотемная. Тогда разработчик, изучив, конечно, многочисленные источники, может включить в канву рассказа информацию о самых разнообразных объектах, мелькающих за окнами экскурсионного транспорта (речках, лугах, лесах, деревнях, дорожных знаках и пр.). В нашем случае многочисленные источники информации исключены, поскольку главным источником является творческое наследие одного автора. Подборка интересных историй,
имеющих отношение к другим людям, не связанным с этим автором, или фактов о других эпохах и вообще использование других материалов приведет к отходу от темы экскурсии. Поэтому нам остается воспринимать слова Р.А. Зубатина как рекомендацию, а не как единственное возможное правило. Мы имеем дело с особенной ситуацией, когда источник информации слишком оторван от нас во времени: многое из того, что мы обозреваем на трассах сейчас, отсутствовало в XVIII в., а то, что встречалось на дорогах тогда, нам уже по разным причинам недоступно. Более того, сейчас мы не знаем точно, где были проложены дороги между населенными пунктами и насколько нынешнее их расположение близко к историческому. Приходится признать, что в наших представлениях о дорогах Уфимского уезда в XVIII в. есть элемент приблизительности, что, впрочем, не снижает интерес к самой теме экскурсии.
На основании изложенного приходим к выводу: если твердо следовать методическим рекомендациям, то тогда загородную экскурсию по воспоминаниям Аксакова разрабатывать вообще не надо, но это, как нам кажется, тоже не самое верное решение, ибо упускается из экскурсионной практики богатейший материал, оставленный нашим великим земляком.
Итак, методическое несовершенство экскурсии «Читаем Аксакова» не является несовершенством в чистом виде или признаком незнания экскурсионной методики. Эта экскурсия - своего рода эксперимент, попытка передать людям ценнейший литературный и одновременно историко-краеведческий материал в процессе путешествия. Фактически перед нами стоял выбор: или четко следовать признанной теории подготовки экскурсии и в итоге отказаться от своей идеи, или реализовать идею, но при этом отказаться от некоторых признанных методических принципов. Приняли решение реализовать идею. Для этого необходимо было тщательно связать описания Аксакова с установленными местностями и продумать, как интересно и познавательно занять
экскурсантов на участках, о которых точных сведений от Аксакова нет.
Обратим внимание на важный момент. В крупных городах практикуется экскурсионный weekend - небольшие, неутомительные авторские экскурсии на довольно узкие темы (исторические, любовные, мистические, диггер-ские). В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре экскурсионные предложения на выходные дни распространяются, в том числе, в социальных сетях. Количество подписчиков в соответствующих группах исчисляется тысячами. В Уфе экскурсиями интересуются в основном гости города. Причины низкой экскурсионной активности уфимцев заслуживают самостоятельного изучения. По нашим наблюдениям, одной из возможных причин является некоторое однообразие экскурсионно-туристических предложений. Безусловно, это нужные и ценные проекты, однако сложно представить себе, что кто-то из уфимцев пожелает посещать похожие мероприятия от разных фирм-организаторов. Поэтому важно разработать большой объем авторских туров и экскурсий и, таким образом, поддержать тонус тех, кто заинтересовался познавательным досугом. В данном контексте проект «Читаем Аксакова» представляется актуальным. Как отмечено выше, похожих предложений на рынке турист-ско-экскурсионных услуг нет.
Исходя из изложенного, определяем цели проекта:
-расширить «банк» туристско-экскурси-онных предложений, чтобы поощрить интерес жителей Уфы к познавательному досугу в выходные дни (экскурсия может также предлагаться гостям города);
-ретроспективно представить уфимские окрестности, используя воспоминания С.Т. Аксакова.
Главной целевой аудиторией мероприятия являются жители Уфы и республики разного возраста, интересующиеся историей родного края и сельского дворянского быта, а также старинными традициями, досугом провинциальных дворян в конце XVIII века. Эта
загородная экскурсия сориентирована, прежде всего, на учащихся старших классов школ, средних специальных и высших учебных заведений. В общении с представителями данной категории легко выясняется, что молодые люди хорошо знают, кто такой С.Т. Аксаков, однако многие из них книг Аксакова в руках не держали. Полагаем, экскурсионный формат значительно повысит интерес к литературному наследию Сергея Тимофеевича и подтолкнет к вдумчивому прочтению его произведений.
В ходе экскурсии предусмотрено посещение четырех населенных пунктов, находящихся недалеко от Уфы: деревни Алкино (с селом Узытамак), села Зубово, деревни Старые Киешки и села Булгаково.
Узытамак упоминается в «Семейной хронике». Когда Сережа еще не появился на свет, там однажды провели лето его родители. Поездка была обусловлена медицинскими показаниями, данными докторами Марии Николаевне Аксаковой. Эти показания сейчас выглядят любопытно - предлагалось поправлять здоровье в сельской местности, употребляя кумыс, баранье мясо и занимаясь верховой ездой. По тем временам для русских обывателей «басурманское» лечение было чем-то почти неприемлемым, однако медики, изучив образ жизни не знавших многих болезней башкир, заключили, что именно так следует укреплять организм.
Супругов Аксаковых принимали владельцы деревни Узытамак - семья татарских дворян Алкиных. Во время экскурсии предусмотрено знакомство с интересными природными объектами и со знатными татарскими родами Алкиных и Тевкелевых (Тевкелевой была в девичестве жена узытамакского барина, а ее дед Кутлу-Мухаммед (Алексей Иванович) Тев-келев вошел в историю как основатель Челябинска, Орска и других городов).
Место усадьбы первых хозяев - Юсупа и Суфии Алкиных - неизвестно. Но жители деревни сохранили память об усадьбе последних Алкиных, проживавших в этих владениях вплоть до революции 1917 года. В Алкино
интерес представляют природные объекты, описанные С.Т. Аксаковым: слияние речек Уза и Дема, гора Байрам-тау и др.
Деревня Старые Киешки упоминается в книге «Детские годы Багрова-внука» под названием Сергеевка. Эту деревню Тимофей Степанович Аксаков купил, чтобы его супруга Мария Николаевна имела в летнее время возможность в своем доме проходить курс кумысолечения. Назвал деревню в честь сына Сережи, которому эта идея очень понравилась -чувство исключительной принадлежности, по словам Сергея Тимофеевича, «понимается дитятей и составляет для него особенное удовольствие». Сережа свою Сергеевку искренне полюбил. Его привлекали местные красоты, а также доступность занятия, полюбившегося на всю жизнь, - ужения рыбы (рядом с усадьбой Аксаковых простерлось огромное озеро Ки-ешки, где в те времена водилось бесчисленное количество рыбы). Аксаков вспомнил и о других занятиях в Сергеевке. Например, вся семья вместе с прислугой выходила в ближайшие поля и собирала полевую клубнику. В книге есть даже сведения о том, какие заготовки делались в XVIII в. из выловленной рыбы и собранных ягод.
Сильные впечатления оставил приезд в Сергеевку гостей - Булгаковых и Мансуровых, с которыми были дружны родители Аксакова. Этих людей хорошо знала вся Уфа. А генерал Александр Павлович Мансуров вошел в историю России. Он был одним из тех военачальников, с кем прославленный А.В. Суворов совершил знаменитый переход через Альпы.
Дома усадьбы Аксаковых не сохранились, но установлено место, где они находились. А на берегу озера вблизи дома по-прежнему стоит мосток, как и во времена, когда Сережа с мостка удил рыбу.
Село Зубово. В загородном имении деда Николая Семеновича Зубова Сережа гостил один раз. Во всяком случае, только один визит упомянут в его произведениях. И произошло это, когда автор воспоминаний был совсем маленьким. Его память сохранила лишь
отрывочные фрагменты этого периода. Ранние наблюдения малыша можно счесть несущественными, но так думать не стоит. Его интерес к «сосулькам» из сосновой смолы на новых сосновых стенах дома со временем перерос не только в большую любовь к родной природе, но и в потребность неустанно ее познавать.
Село Булгаково описано в книге «Детские годы Багрова-внука». В XVIII в. у этого населенного пункта было другое название -Алмантаево. С таким названием его приобрел первый русский владелец Николай Булгаков и название не изменил. Как Булгаково село стало упоминаться в XIX веке. Дети Николая Булгакова - сын Иван и дочь Анна, в замужестве Мансурова, - были дружны, как отмечено выше с Тимофеем Аксаковым и его супругой. Они и сами гостили у Аксаковых в Сергеевке и приглашали Аксаковых к себе в Алмантаево. Побывал в гостях у Булгаковых и Сережа Аксаков. Он запомнил это место и весьма подробно его описал.
Барский особняк не сохранился, но известно место, где он находился. Отсюда удобно осматривать долину реки Уршак, описанную в «Детских годах Багрова-внука». Известно также место, где в середине XIX в. вдова Ивана Булгакова построила церковь. Церковь в советское время закрыли и снесли, а место заняли под административное здание. Сейчас в Булгаково действует новый храм.
Важная часть проекта - сбор путевой информации для информационного обеспечения переездов между населенными пунктами. Выше отмечено, что Аксаков большое внимание уделил поездкам с родителями по уфимским окрестностям, но зачастую без указания ориентиров, по которым можно было бы определить, где конкретно происходили описанные события.
Уфа - Алкино. Доподлинно известно место переправы через реку Белую на выезде из Уфы. Место переправы с тех пор не изменилось - ориентиром являются современные автомобильные мосты. В XVIII в. мостов не было. Экскурсанты узнают, какими средствами
пользовались уфимцы, чтобы перебраться на другой берег и переправить через реку сухопутный транспорт (кареты, повозки и пр.).
Подробно описал Аксаков местность на противоположном берегу Белой, которую мы сегодня называем Цыганской поляной. Сейчас она застроена, а в те времена жительств там никто не устраивал.
Во время проезда по Демскому району сообщаются известные на сегодняшний день сведения о помещичьих владениях, находившихся здесь в конце XVIII века. Кстати, немалыми участками владела супруга Василия Васильевича Романовского, одного из коллег Тимофея Степановича, с которым позднее в Петербурге завел дружбу и Сергей Тимофеевич.
На участке дороги Уфа - Алкино уместны воспоминания Сергея Тимофеевича о поездке с родителями по дороге, пролегавшей вдоль русла Демы. В книге «Детские годы Багрова-внука» хорошо описана прибрежная демская природа, так что можно сравнивать, как было и как стало. В пути можно также использовать фрагмент аксаковского текста, где описан привал (Аксаков поведал, как путники, у которых тогда еще не было спичек, разводили огонь и готовили в полевых условиях еду).
Участок дороги Алкино - Зубово Аксаков описать не мог, потому что по этой дороге не ездил. Алкино родители посетили еще до его рождения, а в Зубово Сережа ездил, во-первых, из Уфы, а во-вторых, совсем маленьким (дорогу не запомнил).
На выезде из Алкино в тему экскурсии встраивается история любви татарской девицы Сальме и русского капитана Тимашева. Дело в том, что героиня, которой Аксаков дал имя Сальме, в действительности, по мнению историков, звалась Фатимой (Федосьей) и приходилась близкой родственницей Суфии Алкиной. Тимашев же некоторое время служил под началом А.П. Мансурова, который, к слову, был участником истории Сальме и Тимашева. Кроме того, Тимашевы - достаточно известный в наших краях род, и знакомство с ним интересно само по себе.
На этом участке трассы сообщается, какие из населенных пунктов существовали здесь во времена, когда Аксаковы путешествовали по уфимским окрестностям.
На участке дороги Зубово - Старые Ки-ешки снова уместны воспоминания Аксакова -местность на подъезде к Сергеевке довольно подробно описана.
Участок дороги Старые Киешки - Булга-ково Аксаковым не описан, поэтому снова приходится использовать информацию без привязки к местности. На этом этапе предусмотрен рассказ о семье Булгаковых.
С привязкой к местности поднимается тема населенных пунктов, существовавших в конце XVIII века.
Участок дороги Булгаково - Уфа предлагается использовать для информационного отдыха, поскольку переизбыток сведений препятствует запоминанию полученной во время экскурсии информации. В воспоминаниях Аксакова встречается много имен, родственных связей, событий, устаревших слов, которые экскурсовод объясняет и пр. Поэтому считаем целесообразным ограничиться заключительным выступлением на въезде в Уфу.
Заключение. Количество выходных дней и их установление в недельном графике учреждений и предприятий России не может быть унифицировано (хотя традиционное понимание выходных дней обычно связано с субботой и воскресеньем). Поэтому перед организаторами туров выходного дня стоит задача создать благоприятные условия для всех желающих провести свободное время за пределами дома, даже если нерабочие дни выпадают на будни или планы строятся всего на несколько часов. Для многих удобен экскурсионный досуг, или короткие путешествия без ночевок. «Банк» экскурсий должен перманентно обновляться, ибо похожими тематическими мероприятиями, даже если их проектируют разные организаторы, любителей экскурсионного досуга заинтересовать, как правило, сложно. Турфирмы и экскурсоводы Республики Башкортостан разработали немало интересных
weekend-проектов. Одновременно изучаются тематические направления и объекты, не вовлеченные в туристско-экскурсионный процесс.
В нашем крае высок интерес к аксаков-ской теме. Уфа - малая родина С.Т. Аксакова и место губернаторской службы его сына Григория. Мемориальные места есть и за пределами башкирской столицы. Туристическим центром является с. Надеждино Белебеев-ского района, некогда родовое владение с усадьбой, в которой С.Т. Аксаков вместе с супругой и детьми прожил несколько лет, и где сегодня действует музей.
Однако из поля зрения экскурсоводов в настоящее время выпущен большой информационный пласт, посвященный уфимским окрестностям. Между тем Аксаков в
автобиографической трилогии достаточно подробно описал природные достопримечательности Уфимского уезда; встречи с людьми, вошедшими в историю нашего края и России; загородные усадьбы уфимских дворян, их занятия, развлечения; взгляды медиков конца XVIII в. на кухню кочевников и кумысолечение и пр. Воспоминания Аксакова бесценны, и обращение к ним непосредственно на местах, о которых идет речь, представляется увлекательным и познавательным занятием. Наш опыт показал, что экскурсия по уфимским окрестностям, предлагающая увидеть обычные, казалось бы, места глазами Аксакова способна пробудить интерес не только к его творчеству, но также к истории нашего края, его природным достопримечательностям.
Список источников:
1. Абсалямов Ю.М., Азаматова Г.В., Роднов М.И., Тагирова Л.Ф. Уфимские помещики: типы источников, виды документации. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2013. 204 с.
2. Аксаков С.Т. Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука. Воспоминания. М.: Худ. литература, 1973. 672 с.
3. Артемова Е.Н., Владимирова О.Г. Основные виды туризма. Орел: Госуниверситет - УНПК, 2015. С. 172 с.
4. Гудкова З.И. Новые хронологические сведения по истории семьи Аксаковых - Зубовых // Аксаковский сборник. Уфа: Нац. музей РБ, 2001. С. 61-73.
5. Зарипова Д.Ф. Деятельность историко-культурных центров Республики Башкортостан как фактор развития внутреннего туризма в регионе // Сохранение и рациональное использование культурного наследия в сфере туризма: Сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Уфимск. гос. нефтян. технич. ун-т, 2016. С. 134-143.
6. Зубатин Р.А. Специфика трассовых экскурсий и особенности их ведения // Мир экскурсий. 2018. № 30. С. 104-126.
7. Лебедев А.И. История и нерешенные проблемы охраны недвижимого культурного наследия Башкортостана // Научное мнение. 2014. № 10-3. С. 27-33.
8. Матвеева Л.Д., Лебедев А.И. Создание республиканской туристической информационной системы и ее роль в формировании имиджа Республики Башкортостан // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. 2012. № 2 (2). С. 37-41.
9. Могучев А. Губернатор-просветитель // Уфа: страницы истории / сост. М.В. Агеева. Уфа: Китап, 2006. С. 72-79.
10. Основы туризма / под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Фед. аг-во по туризму, 2014. 384 с.
11. Синенко С.Г. Неторопливые прогулки по Уфе. Городской путеводитель. Уфа: Китап, 2010. 376 с.
12. Соболевская С.Л. Памятники Уфы: соединяя Восток и Запад // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 4. С. 38-43. DOI: 10.12737/1869
13.Технология туроператорской и турагентской деятельности / Сост. О.С. Крайнова, О.А. Суханова. М.: Моск. ун-т им. С.Ю. Витте, 2015. 168 с.
14.Хайретдинова Н.Э. Организация экскурсионных услуг в индустрии гостеприимства. Уфа: УГУЭС, 2015. 183 с.
15.Хайретдинова Н.Э., Хайретдинова О.А. Концепт «экологии души» через призму «сказочного туризма»: региональные кейсы России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. №4. С. 112-123. DOI: ¡0 224i2/i995-04ii-20i7-ii-4-ii2-i23.
16.Хайретдинова Н.Э., Хайретдинова О.А. Инновационное экскурсионное обслуживание в курортных отелях: теоретический аспект проблемы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №2. С. 58-69. DO1 10.24411А995-04И-2018-10205.
17.Хисамутдинова А.Ф., Хайретдинова Н.Э. История формирования понятия «экскурсия»: некоторые аспекты историографии проблемы // Genesis: исторические исследования. 2017. № 7. С. 79-86. DOI: 10.25136/2409-868X.2017.7.23183.
18.Boscoboinik A., Bourquard E. Glamping and Rural Imaginary // From Production to Consumption: Transformation of Rural Communities. Berlin: LIT Verlag Münster, 2012. P. 149-164.
19.Pintilii R.-D., Peptenatu D., Draghici C., Schvab A. Weekend tourism as an instrument of local development // GeoJournal of Tourism and Geosites. 2010. No 1. Vol. 5. P. 44-51.
References
1. Absalyamov, Yu. M., Azamatova, G. V., Rodnov, M. I., & Tagirova, L. F. (2013). Ufimskie pomeshhiki: tipy istochnikov, vidy dokumentacii [Ufa landowners: types of sources, types of documentation]. Ufa: IIYaL UNC. (In Russ.).
2. Aksakov, S. T. (1973). Semejnaya hronika; Detskie gody Bagrova-vnuka. Vospominaniya [Family chronicle; Childhood Bagrov-grandson. Memories]. Moscow: Xud. literatura, 672. (In Russ.).
3. Artemova, E. N., & Vladimirova, O. G. (2015). Osnovnye vidy turizma [Main types of tourism]. Orel: Gosuniversitet, UNPK. (In Russ.)
4. Gudkova, Z. I. (2001). Novye hronologicheskie svedeniya po istorii sem'i Aksakovyh-Zubovyh [New chronological information on the history of Aksakov - Zubov family]. In: Aksakovskiy sbornik [Aksakov collection]. Ufa: Nacz. muzej RB, 61-73. (In Russ.).
5. Zaripova, D. F. (2016). Deyatel'nost' istoriko-kurturny'x centrov Respubliki Bashkortostan kak faktor razvitiya vnutrennego turizma v regione [The activity of historical and cultural centers of the Republic of Bashkortostan as a factor in the development of domestic tourism in the region]. In: Soxranenie i racionaTnoe ispoKzovanie kul^turnogo naslediya v sfere turizma [Preservation and rational use of cultural heritage in the field of tourism]: Collection of International scientific-practical conference. Ufa: Ufimsk. gos. neftyan. tehnich. un-t, 134-143. (In Russ.).
6. Zubatin, R. A. (2018). Specifika trassovyh ekskursiy i osobennosti ih vedeniya [The specifics of route excursions and the features of their conduct]. In: Mir ekskursiy [World of excursions], 30, 104-126. (In Russ.).
7. Lebedev, A. I. (2014). Istoriya i nereshennye problemy ohrany nedvizhimogo kulturnogo naslediya Bashkortostana [History and unresolved issues of protecting the immovable cultural heritage of Bashkortostan]. In: Nauchnoe mnenie [Scientific opinion], 10-3, 27-33. (In Russ.).
8. Matveeva, L. D., & Lebedev, A. I. (2012). Sozdanie respublikanskoj turisticheskoj informacionnoj sistemy' i ee rol' v formirovanii imidzha Respubliki Bashkortostan [Creation of a republican tourist information system and its role in shaping the image of the Republic of Bashkortostan]. In: Vestnik UGAES. Nauka, obrazovanie, e^konomika. Ser.: E'konomika [Bulletin of UGAES. Science, education, economics. Series: Economics], 2 (2), 37-41. (In Russ.).
9. Moguchev, A. (2006). Gubernator-prosvetiter [Governor Enlightener]. In: Ufa: stranicy istorii [Ufa: The pages of history]. Ufa: Kitap, 72-79. (In Russ.).
10. Pisarevskiy, E. L. (Ed.). (2014). Osnovy turizma [Foundations of tourism], Moscow: Fed. agentstvo po turizmu.(In Russ.)
11.Sinenko, S. G. (2010). Netoroplivy'e progulki po Ufe. Gorodskoj putevoditel" [Unhurried walks in Ufa. City guide]. Ufa: Kitap.(In Russ.).
12. Sobolevskaya, S. L. (2013). Pamyatniki Ufy: soedinyaya Vostok i Zapad [Monuments of Ufa: connecting East and West]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4, 38-43. doi: 10.12737/1869 (In Russ.).
13. Kraynova, O. S., & Sukhanova, O. A. (Eds.). (2015). Texnologiya turoperatorskoj i turagentskoj deyaternosti [Technology of tour operator and travel agent activities]. Moscow: S. Yu. Vitte Mos-kow Un-ty. (In Russ.).
14. Khayretdinova, N. E. (2015). Organizaciya ekskursionnyh uslug v industrii gostepriimstva [Organization of excursion services in the hospitality industry]. Ufa: UGUES. (In Russ.).
15. Khayretdinova, N. E., & Khayretdinova, O. A. (2017). Koncept «ekologii dushi» cherez prizmu «skazochnogo turizma»: regionalnye kejsy Rossii [The concept of "ecology of the soul" through the prism of "fairy tourism": regional cases of Russia]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4, 112-123. doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-4112-123. (In Russ.).
16. Khayretdinova, N. E., & Khayretdinova, O. A. (2018). Innovacionnoe e'kskursionnoe obslu-zhivanie v kurortny'x otelyax: teoreticheskij aspekt problemy' [Innovative excursion service in resort hotels: theoretical aspect of the problem]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(2), 58-69. doi: 10.224411-1995-0411-2018-10205. (In Russ.).
17. Khisamutdinova, A. F., & Khayretdinova, N. E. (2017). Istoriya formirovaniya ponyatiya «e'kskursiya»: nekotory'e aspekty' istoriografii problemy' [The history of the formation of the concept of "excursion": some aspects of the historiography of the problem]. Genesis: istoriches-kie issledovaniya [Genesis: Historical research], 7, 79-86. doi: 10.25136/2409-868X.2017.7.23183. (In Russ.).
18. Boscoboinik, A., & Bourquard, E. (2012). Glamping and Rural Imaginary. From Production to Consumption: Transformation of Rural Communities. Berlin: LIT Verlag Münster, 149-164.
19. Pintilii, R.-D., Peptenatu, D., Dräghici, C., & Schvab, A. (2010). Weekend tourism as an instrument of local development. GeoJournal of Tourism and Geosites, 1(5), 44-51.