Научная статья на тему 'Перспективы развития студенческого предпринимательства как инструмента профессиональной адаптации выпускников вузов'

Перспективы развития студенческого предпринимательства как инструмента профессиональной адаптации выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENT''S BUSINESS / REGIONAL TOURISM / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайретдинова Ольга Айбулатовна

В настоящее время активно стимулируется развитие учебных и внеучебных инструментов реа­лизации студентов в профессиональной среде. Внедрение в предпринимательский процесс будущих выпускников помогает сформировать практические навыки, качественно и продуктивно способ­ствовать становлению и развитию многих отраслей экономики, в том числе туризма. В статье раскрывается опыт создания и деятельности студенческого малого предприятия «Клуб экскурсий и путешествий» при ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайретдинова Ольга Айбулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays the development of educational and non-educational instruments of students realization is actively stimulated within the professional environment. Introduction of future graduates into working process helps to create practical skills, to promote formation and development of many branches of economy, including tourism. The article analyses the experience of creation and student's work at the small enterprise called «Excursions and Travelling Club».

Текст научной работы на тему «Перспективы развития студенческого предпринимательства как инструмента профессиональной адаптации выпускников вузов»

ПРОБА ПЕРА

УДК 334.72-057.87:378.734:338.48(470.57)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Хайретдинова Ольга Айбулатовна, студентка 5-го курса специальности «Социальнокультурный сервис и туризм», организатор экскурсий при кафедре «Туризм и гостеприимство», olga.ugaes@gmail.com,

ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа, Российская Федерация

Nowadays the development of educational and non-educational instruments of students realization is actively stimulated within the professional environment. Introduction of future graduates into working process helps to create practical skills, to promote formation and development of many branches of economy, including tourism. The article analyses the experience of creation and student’s work at the small enterprise called «Excursions and Travelling Club».

В настоящее время активно стимулируется развитие учебных и внеучебных инструментов реализации студентов в профессиональной среде. Внедрение в предпринимательский процесс будущих выпускников помогает сформировать практические навыки, качественно и продуктивно способствовать становлению и развитию многих отраслей экономики, в том числе туризма. В статье раскрывается опыт создания и деятельности студенческого малого предприятия «Клуб экскурсий и путешествий» при ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса».

Keywords: regional tourism, student’s business, training

Ключевые слова: региональный туризм, студенческое предпринимательство, подготовка кадров

Башкортостан обладает прекрасными возможностями для развития туризма и современной индустрии гостеприимства — крупнейших отраслей экономики и мощных генераторов рабочих мест.

Наш край славится удивительным природным многообразием: бескрайними ковыльными степями и могучими горными массивами, густыми лесами и мшистой тундрой, живописными водопадами и загадочными пещерами, бесчисленными реками и озерами. Башкирия стала раздольем для любителей ландшафтной эстетики, познавательного или активного отдыха и даже экстремального туризма. Кроме того, природа щедро одарила башкирскую землю целительной силой. С древних времен людям помогали многочисленные травы, кумыс, иловые грязи, родниковые воды.

Неповторимые природные ресурсы и богатое историко-культурное наследие республики

открывают широкие потенциальные возможности для развития туризма, который является наиболее динамично развивающейся и выгодной отраслью экономики.

Однако, несмотря на благоприятный набор рекреационных факторов, вопрос о развитии туризма в республике стал актуальным совсем недавно. Пока башкирский туристский рынок далек от уровня совершенной добросовестной конкуренции и даже от уровня преуспевающих соседних регионов. Здесь сложилась ситуация, при которой инфраструктура гостеприимства развивается медленными темпами ввиду отсутствия стабильнорастущего потока туристов, а поток туристов не может расшириться из-за высоких цен и малоразвитости ряда сопутствующих туризму отраслей (транспортного обслуживания, экскурсионного обслуживания, придорожного сервиса и т. д.). Баланс средств, ввозимых и вывозимых из РБ

78 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Перспективы развития студенческого предпринимательства как инструмента...

денег, сложился не в нашу пользу — по данным 2010 года, «вывоз больше ввоза примерно на 10 миллиардов рублей» [1, с. 8].

Сегодня республика активно вкладывает инвестиции в туризм. Республиканские туристские проекты включены в программные мероприятия ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011—2018 годы». Реализуется Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан на 2011—2016 годы», Республиканская целевая программа развития социального туризма. На постоянной основе реализуются мероприятия, стимулирующие организацию качественной и успешной предпринимательской деятельности в сфере туризма и гостеприимства.

Активное участие в комплексном исследовании и разработке методов развития туризма в республике принимает ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», в частности, кафедра «Туризм и гостеприимство» при Институте туризма и коммуникаций.

Деятельность кафедры ведется в направлении исследования и формирования рынка услуг в сфере туризма, ресторанного, гостиничного и курортного сервиса. На базе кафедры «Туризм и гостеприимство» с 2002 года ведется разработка туристического мегапроекта «Золотое кольцо Башкортостана», начатая по инициативе ректора вуза, а ныне председателя Комитета Государственной думы РФ по образованию, доктора экономических наук, профессора А.Н. Дегтярева. Проект получил одобрение и поддержку Правительства Республики Башкортостан и лег в основу республиканской целевой программы развития внутреннего и въездного туризма.

Как отметил известный ученый, доктор исторических наук, создатель челябинской археологической школы Г. Б. Зданович, «туризм основан на удивлении путешественника, ... но прежде, чем удивить гостя с других земель, мы должны удивиться сами. Основная причина крайне медленного развития туризма. в нас самих, в нашем незнании Земли, на которой живем» [2, с. 37]. В целях ликвидации этого пробела преподаватели кафедры приняли активное участие в сборе и обработке материалов для «Атласа туристических ресурсов Республики Башкортостан» (издан в 2007 году). В настоящее время готовится к изданию «Атлас туристических ресурсов Южного Урала».

Создан научно-популярный фильм «Золо-

тое кольцо Башкортостана» (10- и 30-минутные вариации на русском, немецком и английском языках).

Начата теоретическая подготовка проекта «Визуализация эпоса Урал-Батыр». Идея обращения к уникальному башкирскому эпосу не случайна. Именно в нем даны поэтические объяснения появления Уральских гор, пещеры Шульган-Таш, гор Янган-Тау, Иремель, Яман-Тау, рек Агидель, Нугуш, главных объектов Золотого кольца Башкортостана.

Многолетняя работа специалистов кафедры — анализ проблем индустрии туризма и гостеприимства позволила выявить факторы, осложняющие развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан: слабую информированность о туристическом потенциале Башкортостана, недостаточное взаимодействие игроков туристического рынка и т. д. В целях повышения организационнотехнического уровня сбора, передачи, обработки информации, организации обратной связи между пользователями туруслуг, турфирмами и другими участниками туррынка в УГУЭС на базе кафедры «Туризм и гостеприимство» разработан инновационный проект «Туристский Навигатор Башкортостана». ТурНавигатор — это комплекс программно-аппаратных средств (веб-портал, биллинговая система, серверы данных, средства коммуникаций), который позволяет достичь высокого уровня информированности массового потенциального потребителя туруслуг о туристических ресурсах Башкирии, качественной координации деятельности участников туриндустрии, приближения к западным стандартам обслуживания, увеличения турпотока [3, с. 34].

Главная задача университета как высшего учебного заведения — подготовка высококвалифицированных кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Проблема кадрового обеспечения модернизирующейся сферы услуг стоит сегодня остро. В частности, в Башкортостане ощущается дефицит информации об определенных туруслугах. Недостаточна доступная база квалифицированных специалистов в некоторых сферах туриндустрии. Зачастую потребителю приходится прикладывать усилия для того, чтобы, например, найти организатора экскурсий, экскурсовода со знанием иностранного языка и т. д.

Однако несмотря на очевидную потребность в расширении кадрового потенциала отрасли, вузовские выпускники нередко испытывают затруднения в поисках работы, по-

79

ПРОБА ПЕРА

скольку работодатели, как правило, отдают предпочтение соискателям, имеющим производственные навыки. В частности, в туристической сфере при наборе персонала рассматриваются, как правило, резюме соискателей, имеющих опыт работы в туризме не менее года.

Данное обстоятельство обязывает высшие учебные заведения оптимизировать систему подготовки студентов. В современных рыночных условиях выпускнику мало обладать достаточным объемом знаний. Он должен иметь опыт решения практических задач и предпринимательские навыки. Новое время породило новые взгляды на профессиональную пригодность вчерашних студентов и, следовательно, на качество образования.

Кроме того, особое внимание теперь следует уделять проблеме содействия адекватной профессиональной интеграции выпускников, ведь ситуация на рынке труда поставила студента, заботящегося о своем будущем, перед дилеммой: полномасштабно проходить курс обучения по программе избранного образовательного учреждения или сочетать учебу с работой, причем не только ради заработка, но и для приобретения необходимого трудового опыта. Совмещение работы с учебой негативно сказывается на качестве последней. Тем не менее, реалии рынка мотивируют молодых людей игнорировать этот факт. К сожалению, зачастую выпускники с трудовым стажем добровольно теряют указанную в дипломе квалификацию. Дело в том, что временная работа студентов не всегда совпадает с профилем вуза. И для многих выпускников именно временная работа в итоге становится постоянной: молодые специалисты нередко остаются там, где работали в студенческие годы. И тому есть объяснения: кто-то к моменту вручения диплома успевает заслужить репутацию и карьерные перспективы в «чужой» сфере деятельности, кто-то не идет в профессиональные «новички», поскольку неопытному специалисту предлагают, в лучшем случае, непрестижные стартовые должности и скромную зарплату и т. д.

Таким образом, в настоящее время заметным общественным явлением стала профессиональная депривация студентов (ограничение или лишение будущих выпускников возможности работать по приобретенной или желаемой специальности) [4, с. 81].

Сложившаяся ситуация нуждается в регулировании. И не в последнюю очередь проблема должна решаться в стенах самих вузов. Неуклонно растущую в студенческой среде

тенденцию к совмещению учебы с работой целесообразно направлять в нужное русло.

Специалисты кафедры «Туризм и гостеприимство» активно привлекают студентов к профильной работе. В настоящий момент, когда сложившаяся система обучения специалистов подвергается серьезной модернизации, чрезвычайно важно создать такую концепцию подготовки кадров, которая бы всецело отвечала потребностям региона, для которого эти кадры готовятся [5, с. 86]. Студенческая наука в области туризма — это эффективный способ повышения качества подготовки специалистов, знания и навыки которых позволят поднять до международного уровня качество функционирования предприятий индустрии туризма. Это способ обеспечения отрасли научными кадрами, поскольку актуальной остается задача проведения экономических, исторических, географических и др. исследований в целях оптимизации деятельности в туристической сфере.

На кафедре этому вопросу уделяется большое внимание. В студенческих разработках затрагиваются актуальные проблемы развития регионального туризма, проводятся комплексные исследования, разрабатываются междисциплинарные проекты, многие из которых демонстрируются на крупных международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских мероприятиях, выставках и конференциях, посвященных проблемам туризма и социально-культурного сервиса.

Например, в октябре 2011 года маршрут «В поисках древних цивилизаций», разработанный инициативной группой студентов, стал серебряным призером Первого фестиваля-презентации туристских ресурсов Приволжского федерального округа «Открой Приволжье» и выиграл денежный приз — 35 тыс. рублей. В апреле 2012 года на XIV Международной студенческой научно-практической конференции «Промышленный туризм: проблемы и перспективы развития» в городе Донецке (Украина) наш экскурсионный проект был отмечен Дипломом ГГ степени. Наиболее значимое событие для клуба в 2012—2013 учебном году — победа в очном конкурсе «Лучшая студенческая работа в сфере туризма Приволжского федерального округа» в рамках ГГ фестиваля-презентации туристских ресурсов Приволжского федерального округа, который прошел в сентябре 2012 года в марийской столице Йошкар-Оле. Студенты продемонстрировали межрегиональный проект «Дорогами древних путешественников», проложенный

80 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Перспективы развития студенческого предпринимательства как инструмента...

по Башкирии, Челябинской области, республикам Татарстан и, согласно положению конкурса, Марий Эл. Кроме того, они опередили всех соперников в страноведческой викторине. По итогам двух конкурсных дней команда заняла I место.

Актуальность студенческой науки очевидна. В 2011 году инициативной группой студентов под руководством заведующего кафедрой «Туризм и гостеприимство», доктора исторических наук, профессора Матвеевой Л.Д. и старшего преподавателя кафедры Хисамутдино-вой А.Ф. был разработан проект студенческого предприятия «Клуб экскурсий и путешествий».

При проектировании клуба преследовались следующие цели:

• практика и развитие профессиональных навыков и профессионального инструментария студентов;

• инновационный подход к проведению практических занятий;

• дополнительный заработок студентов без отрыва от учебы.

В процессе обучения студентами разрабатываются актуальные и креативные проекты комплексного развития туризма, применяются экономические, маркетинговые, управленческие, исторические, культурологические, экологические и другие подходы, что свидетельствует о рентабельности и возможности внедрения этих проектов. Особое внимание уделяется проектированию туристических маршрутов и экскурсий, способствующих формированию более стабильного и объемного потока туристов. Интересный маршрут — наиболее привлекательный инструмент формирования туристского потока, позволяющий соблюдать важную для туриста грань «цена — качество».

Концепция и деятельность клуба презентовались на различных мероприятиях. В апреле 2012 года в городе Тольятти на III международной деловой игре и конкурсе инновационных бизнес-проектов «Business Holiday» при ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса» концепция клуба экскурсий и путешествий была удостоена номинации «Особое мнение». Также в апреле 2012 г. проект клуба был представлен вместе с другими внедренными проектами УГУЭС на региональном этапе международного конкурса «Студенты в свободном предпринимательстве (SIFE)». Команда университета получила диплом III степени и благодарственное письмо Ассоциации организаций предприни-

мательства Республики Башкортостан за лучшую презентацию проекта.

Вышесказанное иллюстрирует практику применения студенческого предпринимательства, студенческих бизнес-идей как одного из методов активного, практикоориентированного обучения, с элементами социализации и профессиональной адаптации студентов. Реализация данного подхода является необходимым требованием современности, т. к. позволяет подготовить профессионала, который в наибольшей степени соответствует современным требованиям рынка труда и инновационной экономической системе в целом.

Рассмотрим организационный опыт реализации студенческих бизнес-идей в сфере туризма.

Подготовительный этап к разработке маршрута или экскурсии начинается с исследования перспективных существующих и планируемых направлений туристских потоков. На данный момент членами клуба выявлены актуальные виды туризма, отвечающие потребностям различных сегментов туррынка. Дальнейшее планирование деятельности клуба происходит в соответствии с проведенными исследованиями.

На этапе проектирования в соответствии с определенными стратегическими направлениями и перспективами развития туризма происходит поиск концепции и проектирование тура или экскурсии. К процессу проектирования привлекаются инструкторы, специалисты кафедры и независимые эксперты из крупных туристических компаний, занимающихся проблемами внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан.

Следующим этапом является заключительная комплектация, доработка, апробация и внедрение турпродукта на рынок. На данном этапе очень важно провести исследование рентабельности тура или экскурсии. Для этого по маршрутам проводятся оценивающие группы из студентов специальности «Туризм и гостеприимство», которые помогают прогнозировать жизнеспособность продукта на рынке туруслуг.

На сегодняшний день в клубе прошли полный цикл исследований и испытаний 5 туристических маршрутов и 3 серии городских экскурсий по городу Уфе.

• Приключенческий тур «В поисках древних цивилизаций», 4 дня / 3 ночи

Маршрут разработан под руководством директора Института туризма и коммуникаций, доктора биологических наук, профессо-

81

ПРОБА ПЕРА

ра И.Ю. Усманова, кандидата экономических наук, доцента кафедры «Туризм и гостеприимство» К.А. Кузьминых.

Межрегиональный турмаршрут проложен по уникальным достопримечательностям Южного Урала, связанным с древними цивилизациями: пещере Шульган-Таш, древнему городищу Аркаим. Программа тура разработана в квесто-вой форме. На всем маршруте предусмотрены мастер-классы по древним ремеслам, которые позволяют ощутить тонкости древнего производства и сделать сувениры своими руками.

• Межрегиональный комбинированный активный тур «Дорогами древних путешествий»

Маршрут разработан под руководством старшего преподавателя кафедры «Туризм и гостеприимство» А.Ф. Хисамутдиновой.

«Дорогами древних путешествий» — это активный комбинированный автобусный тур с элементами экстремального, физкультурнооздоровительного, культурно-познователь-ного и эко-этнографического туризма. В программе маршрута сосредоточены известнейшие памятники природы, живописные территории и некогда культовые и священные места республик Башкортостан, Татарстан и Марий Эл, все эти объекты отражены в народных сказаниях, которые позволят передать всю ту неповторимую атмосферу единения человека и природы, созерцания ее красот.

• Ностальгический тур в с. Пришиб Благовар-ского района, 1 день

Маршрут разработан под руководством старшего преподавателя кафедры «Туризм и гостеприимство» А.Ф. Хисамутдиновой.

Разработка тура началась с выявления перспективного и не освоенного сегмента рынка турпродуктов — ностальгических туров. На данный момент это направление туризма активно развивается за рубежом и имеет хорошие перспективы развития в нашей республике.

Тур в село Пришиб (немецкое поселение, сохранившее по сей день культуру и быт ссыльных немцев) разработан для этнических немцев среднего и пенсионного возраста, биография которых связанна с Республикой Башкортостан. Ностальгический тур привлекает всех, кто хочет узнать о культурных, бытовых и пр. традициях своих предков.

• Реабилитационно-оздоровительный маршрут «Бавлы — Кызыл-яр — Кандры-Куль», 3 дня / 2 ночи

Маршрут разработан под руководством директора Института туризма и коммуникаций, доктора биологических наук, профессора И.Ю. Усманова, кандидата экономических наук, доцента кафедры «Туризм и гостеприимство» К.А. Кузьминых.

Исследования региона выявили возможность развития комбинированных видов туризма. Большое количество людей страдает от городской суеты и шума, многие из них для снятия стресса и восстановления сил прибегают к услугам санаториев или обычных туристских баз отдыха. Санаторно-реабилитационный отдых малоподвижен и зависит от медицинских показаний туриста. На базах отдыха, как правило, большое скопление людей. Кроме того, базы не выходят за рамки стандартного минимума туристских услуг.

В предлагаемом проекте запланировано комплексное воздействие на душевное и физическое состояние туриста. Для маршрута была разработана специальная программа, включающая комплекс оздоровительных мероприятий, несущих опыт местных этнических групп. Для этого выявлена наиболее подходящая зона с учетом географических, климатических и др. факторов. Во время тура туристы занимаются терренкуром, посещают баню с медовым и сенным обертыванием, знакомятся с особенностями фитотерапии, кумысолечения и т. д.

• Тур для людей с ограниченными возможностями здоровья, 2 дня /1 ночь

Маршрут разработан под руководством заведующего кафедрой «Туризм и гостеприимство», доктора исторических наук, профессора Л.Д. Матвеевой в сотрудничестве с выпускницей кафедры «Туризм и гостеприимство» Н. П. Трофимовой.

Тур по городу Уфе, разработанный специально для инвалидов-колясочников, предусматривает ряд культурно-просветительных мероприятий в целях социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.

В студенческом клубе разработаны и внедрены также серии экскурсии по Уфе. Маршруты экскурсий планируются индивидуально, в соответствии с требованиями заказчика (время проведения, тематика, предпочтительные объекты посещения, возрастной, образовательный и социальный статус группы и др.). Наиболее востребованы следующие тематики маршрутов:

82 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Перспективы развития студенческого предпринимательства как инструмента...

• обзорные и познавательные экскурсии по городу Уфе;

• тематические экскурсии: историко-культурная экскурсия «Старая Уфа», культурно-познавательная экскурсия «А с чего начинался театр в Уфе?», литературнокраеведческая экскурсия «Аксаковские места», патриотическая экскурсия «Через годы к победе», культурно-познавательная экскурсия «Уфа XXI века», спортивные выездные экскурсии по Республике Башкортостан и т. д.;

• профориентационные экскурсии: «Куда пойти учиться?», «Промышленная Уфа», «Индустрия туризма и гостеприимства в Уфе» и мн. др.

Экскурсии по городу разработаны под руководством старшего преподавателя кафедры «Туризм и гостеприимство» Н.Э. Хайретдиновой.

Неоднократно студентами проектировались и внедрялись индивидуальные туры и экскурсии [6, с. 195—197].

Деятельность клуба активно развивается. К работе привлечены активные студенты, которые разделились на несколько групп:

• исследовательская (ее основная задача — исследование рынка услуг и рынка потребителя в области регионального туризма, анализ и выявление основных перспективных направлений);

• проектная (ее основная задача — создание уникальной и эффективной программы, информационной базы маршрута, его апробация);

• гиды и экскурсоводы (их основная задача — сопровождение туров и проведение экскурсий для туристов и экскурсантов);

• организационная (ее основная задача — формирование бесперебойного процесса функционирования клуба, налаживание партнерских отношений и заключение договоров с предприятиями, продвижение продуктов на рынке) [7, с. 163].

Одна из основных задач в настоящее время — привлечение студентов других специальностей для проведения профориентационных экскурсий по их профилю подготовки. Экскурсионная деятельность позволяет будущим выпускникам улучшать свой профессиональный аппарат с различных сторон:

• при проектировании экскурсии студенту необходимо обработать и проанализиро-

вать большой объем специализированной и справочной информации для формирования насыщенной программы экскурсии и личного информационного багажа экскурсовода в заданной тематике;

• в процессе проведения экскурсии студент оттачивает речевые коммуникации, способности к передаче специализированной информации доступным языком целевой аудитории (например, школьникам на профориентационных экскурсиях);

• особое внимание уделяется подготовке и реализации экскурсий и маршрутов для иностранных делегаций, где гиды-экскурсоводы приобретают бесценный опыт общения и построения грамотной речи на иностранных языках, что в настоящих рыночных условиях очень ценится в квалифицированных специалистах.

Описанный опыт особенно востребован

у выпускников специальностей, связанных с туризмом и гостеприимством, а также с постоянным контактом с населением.

Перечислим перспективы развития клуба:

• совершенствование профессиональных навыков студентов (приобретение опыта для дальнейшего профессионального карьерного роста);

• привлечение новых членов клуба (вовлечение студентов в деятельность клуба, мотивация их к активному развитию в профессиональном направлении, создание доступной базы квалифицированных специалистов);

• улучшение качества реализуемых турпродуктов на рынке Республики Башкортостан (совершенствование ассортимента турпродуктов в условиях конкуренции, развитие перспективных направлений турпотоков, информирование населения о возможностях и ассортименте предлагаемых услуг, создание благоприятных условий для развития туристской инфраструктуры путем привлечения б<1 льших туристских потоков). Работа студенческого коллектива стала отправной точкой для формирования крупного направления работы вуза.

В ходе реализации проекта был достигнут ряд целей. Во-первых, инициатива кафедры «Туризм и гостеприимство» стала отправной точкой для формирования крупного направления работы УГУЭС — проведенные мероприятия заработали университету репутацию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

83

ПРОБА ПЕРА

и как динамично развивающегося экскурсионного центра, и как привлекательного в плане поступления вуза. Во-вторых, деятельность студенческого предприятия отвечает требованиям ФГОС, который обязывает вузы внедрять не только базовый образовательный, но и компетентностный подход в подготовке отраслевых кадров. В-третьих, хорошая профессиональная практика заметно улучшила качество подготовки студентов. В-четвертых, у членов клуба стимулируется активность

в профессиональной сфере, что благотворно влияет на их дальнейшее трудоустройство по специальности, снимая проблему профессиональной депривации. В-пятых, участие в проекте позволяет выявить и развить предпринимательские способности у студентов, сформировать у них адекватное восприятие к предпринимательскому риску, приобрести навыки оценки рыночной ситуации и создать стартовые условия для открытия собственного дела.

Литература

1. Дегтярев А.Н. Инновационные технологии сохранения и развития объектов природного и культурного наследия Республики Башкортостан / А.Н. Дегтярев, И.Ю. Усманов // Культурное наследие Южного Урала как инновационный ресурс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. С. 8-17.

2. Зданович Г.Б. Оценка и использование природного и историко-культурного потенциала Южного Урала в развитии туризма (в контексте деятельности заповедника «Аркаим» / Г.Б. Зданович // Инновационный потенциал туризма на Южном Урале: Научные труды форума «Инновационный потенциал туризма и сервиса. 2010». Уфа: УГАЭС. 2010. С. 37-38.

3. Дегтярев А.Н. Республиканская информационная система «Туристский навигатор Башкортостана» / А.Н. Дегтярев, И.Ю. Усманов, А.И. Лебедев и др. // Инновационный потенциал туризма на Южном Урале: Научные труды форума «Инновационный потенциал туризма и сервиса. 2010». Уфа: УГАЭС. 2010. С. 34-37.

4. Маслов Е.Б. Влияние профессиональной депривации на мотивацию студентов / Е.Б. Маслов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 4. С. 81.

5. МатвееваЛ.Д. Инновации в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства по системе: рабочая профессия — СПО — ВПО / Л.Д. Матвеева // Инновационный потенциал туризма на Южном Урале: Научные труды форума «Инновационный потенциал туризма и сервиса. 2010». Уфа: УГАЭС. 2010. С. 86-88.

6. Хайретдинова О.А. Студенческое туристическое предприятие как инструмент формирования регионального туризма / О.А. Хайретдинова, М.С. Меньшиков, А.А. Согбатян // Стратегия устойчивого развития регионов России: сборник материалов Х Всероссийской научно-технической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск; Изд-во НГТУ, 2012. С. 191-198.

7. Хайретдинова О.А. Студенческое предпринимательство как сдерживающий фактор профессиональной депривации / О.А. Хайретдинова, А.А. Согбатян, М.С. Меньшиков, Н.Э. Хайретдинова, А.Ф. Хисамутдинова // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной заочной конференции 25 июня 2012 г.: Часть 1. 2012. С. 162-163.

84 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.