Научная статья на тему 'Особенности экономической организации сферы здравоохранения'

Особенности экономической организации сферы здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
666
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / СФЕРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Картавенко Татьяна Владимировна

В статье раскрывается отраслевая экономическая специфика сферы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности экономической организации сферы здравоохранения»

Особенности экономической организации сферы

здравоохранения

Картавенко Татьяна Владимировна, аспирант кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права», e-mail: kartavenko@mail.ru

Аннотация: в статье раскрывается отраслевая экономическая специфика сферы здравоохранения.

Ключевые слова: экономические институты; сфера здравоохранения; специфика экономики здравоохранения.

Abstract: This article reveals specific economic branch of health.

Keywords: economic institutions, health sector, the specificity of health economics.

Основная особенность экономической организации современной сферы здравоохранения -растущая зависимость плательщиков страховых взносов как потенциальных клиентов услуг здравоохранения от страховых компаний и правительства (государства) в аспекте покрытия их расходов на лечение. А это принципиально меняет соотношение цены и выгоды в сфере здравоохранения, поскольку отчисления клиентов страховых компаний осуществляются, как правило, задолго до необходимости их реализации. В Российской Федерации функционируют фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Так, поступления в Фонд социального страхования осуществляются за счет налогов и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также безвозмездных поступлений из федерального бюджета и средств федерального фонда обязательного медицинского страхования; общий объем поступлений из указанных источников составил в 2010 году 463777 руб.

Расходование средств Фонда социального страхования в 2010 году осуществлялось преимущественно на пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (42700 руб.), оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни (16947 руб.), обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий (10853 руб.).

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составил в 2010 году 101844 миллионов рублей, расходование фонда осуществлялось преимущественно на дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС (86175 миллионов рублей), на средства Федерального фонда ОМС, передаваемые бюджету Фонда

социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни (17500 миллионов рублей).

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования предназначены для финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами соответствующих врачей, а также финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования и дополнительного финансирования учреждений здравоохранения.

Однако как справедливо отмечается в литературе, «использование возможностей страхования - это лишь часть ресурса обеспечения безопасности практической медицинской деятельности для здоровья пациентов. Пока не сформированы механизмы коллективного распределения бремени финансовых рисков наступления индивидуальной ответственности страхование не способно выполнять функцию возмещения (компенсации) вреда в полном объеме».

С увеличением числа больных и распространенностью заболеваний плательщики не в состоянии игнорировать рост цен услуг здравоохранения. Поэтому фирмы, чтобы поддерживать свою эффективную бизнес-модель, вынуждены искать инструменты сокращения отчислений страховым медицинским компаниям за счет реального превентивного оздоровления своих работников.

Эти тенденции в полной мере отражаются в данных официальной статистики, демонстрирующей состояние отечественного здравоохранения. За последние пятнадцать лет число больничных учреждений в Российской Федерации сократилось вдвое. Это происходит, несмотря на рост заболеваемости и смертности в стране, а также увеличения рождаемости.

Основная часть больниц - учреждения государственной собственности. В подобных условиях неизбежен рост учреждений частного здравоохранения, но пока, согласно данным статистики этого не происходит. Больничных учреждений частной формы собственности в городских поселениях 110, в сельской местности - 5. Однако по оценкам глобальной консалтинговой компании «Frost&Sullivan», в 2009 году объем коммерческого рынка здравоохранения в России составил примерно 8,3 млрд долл., а к 2016 году, согласно прогнозам, достигнет около 20 млрд долларов.

В 2010 году в городских поселениях Российской Федерации функционировало 4959 больничных учреждений, в сельской местности 1349, по сравнению с данными за 1995 год число больничный учреждений сократилось почти на треть, при этом число больниц частной формы собственности увеличивается незначительно. Кроме того, сокращается число коек в

больничных учреждениях, которое составило в 2010 году 1339,5 тысяч, против 1850,5 тысяч в 1995 году.

Развитие российского рынка коммерческих медицинских услуг обусловлено тем, что государственные больницы отличаются устаревшим оборудованием и неэффективностью. Еще одной проблемой государственной системы здравоохранения является раздувание штатов и довольно таки низкие зарплаты медперсонала, что также негативно сказывается на качестве предоставляемых медицинских услуг. Вот почему пациенты, которые могут себе позволить лечение в частных клиниках, стараются избегать проблемных государственных медучреждений.

Однако во всех национальных экономиках здравоохранения реализуются глобальные тенденции, которые можно свести к следующим моментам.

1. Темпы роста расходов на здравоохранение будут возрастать прежними темпами, тогда как в рыночно-развитых странах, в ситуации потрясающих их кризисных явлений можно прогнозировать относительное уменьшение соответствующих расходов.

2. Основным направлением сдерживания растущих расходов на здравоохранение является сокращение бюджетных расходов на лекарственные средства.

3. Изменения в системе базовых цен на материальное обеспечение здравоохранения

происходят в виде выборочного финансирования массовых услуг по максимальным ценам, введение доплат, чтобы стимулировать выше обычного уровня использования определённых средств, что способно в целом снизить расходы на систему здравоохранения.

4. Результатом должна явиться неизбежность увеличения личных расходов граждан на здравоохранение, которое должно компенсировать снижение бюджетных расходов на сферу национального здравоохранения; другим компенсаторным инструментом следует считать расширение медицинской страховой защиты.

5. Особой тенденцией следует считать повышение роли отечественных производителей лекарственных препаратов, поэтому только уменьшение доли более дорогостоящих импортных товаров и снижение цен на лекарственные средства путем прямого соглашения с многонациональными производителями способно свести к минимуму цены на лекарства.

В большинстве стран мира сфера «общественного здоровья» организационно представлена особым социальным институтом - национальной системой здравоохранения, которая непосредственно зависит от состояния национальной экономики.

Будучи самостоятельной и высшей ценностью, общественное здоровье в системе

социальных зависимостей детерминировано уровнем развитости экономики данной страны. Таким образом, взаимозависимость между этими двумя главными элементами социальной структуры задаётся развитостью и эффективностью системы национальной экономики, которая, в свою очередь, напрямую зависит от здоровья нации.

Сфера здравоохранения в России находится в состоянии системного кризиса, выход из которого возможен, по нашему мнению, либо за счет увеличения бюджетного финансирования на реконструкцию и содержание материально-технической базы, совершенствование диагностического и технологического потенциала, либо за счет массового активного внедрения

рыночных механизмов хозяйствования в систему общественного здравоохранения. Как справедливо отмечается в литературе, «отечественный рынок медицинских услуг далек от необходимой институционализации, чтобы обеспечить должную самоорганизацию, нормальное функционирование и прогрессивное развитие. Преодолеть ситуацию способны рыночные механизмы, например, появление вытесняемых по мере диверсификации рыночной среды временных институтов (хотя, вполне возможно их постоянное существование, в том числе, в процессе адаптивной трансформации к меняющейся рыночной среде)».

В основе расчета оценки эффективности национальных систем здравоохранения находятся различные теоретические концепции. Однако в любом варианте такой расчёт исходит из того, что в практическом аспекте каждая система здравоохранения включает все субъекты, институты и ресурсы, которые прямо или косвенно участвуют в сохранении и развитии здоровья населения данной страны. По справедливому мнению А. Акопяна, «в ситуации, когда у страны в связи с благоприятной конъюнктурой цен на энергоносители, появились существенные средства, часть из них сегодня направлена на решение социальных проблем. Возможности использования устоявшихся институтов, при слабости самоорганизации и широких масс, и не связанной с государством элиты, лишенной возможности сколь-нибудь значимого влияния на процесс принятия решений, оказались крайне ограниченными. Вопросы институционально-структурного оформления функционирования системы охраны здоровья, организационно-правовых форм, собственности, труда и капитала, определяющих направление социальной эволюции, представляются приоритетными для развития системы в целом. Их определенность - альфа и омега рыночной экономики, определяющая и социальные стратегии, и формирование институтов здоровья, и информационные ресурсы системы охраны здоровья, и место в ней потребителя».

Несмотря на то, что основной целью системы здравоохранения является улучшение здоровья населения в целом, её экономическая организация обычно строится таким образом, чтобы финансовое бремя оплаты расходов на восстановление и поддержание здоровья было справедливо распределено между различными группами домохозяйств, то есть соразмерно доходному потенциалу каждой такой группы.

В социальном плане экономически-эффективная система здравоохранения должна реализовать четыре основные функции:

- определить самый экономичный и беспрепятственный способ массового «входа» индивида в систему здравоохранения,

- отыскать объективные индикаторы оценки результативности обращения населения к системе здравоохранения,

- оптимизировать количественные параметры и качественную структуру системы здравоохранения,

- рационализировать управление предоставлением медицинских услуг в интересах общества и индивида.

Система здравоохранения преследует три социально-значимые цели, которые по-своему способствуют экономической стабильности:

- улучшение состояния здоровья населения, которое обслуживает данная национальная система здравоохранения, что можно рассматривать как особое относительное конкурентное преимущество экономики данной страны;

- обеспечение финансовой поддержки расходов на медицину социально-неблагополучных и экономически-малоимущих социальных групп;

- повышение экономической эффективности системы здравоохранения как базовой предпосылки оптимального функционирования и воспроизводства социального организма.

Литература:

1. Здравоохранение в России . 2011: Стат.сб./Росстат. Раздел: Основные экономические показатели здравоохранения - М., 2011. - С. 279.

2. Здравоохранение в России . 2011: Стат.сб./Росстат. Раздел: Основные экономические показатели здравоохранения - М., 2011. - С. 280.

3. Тихомиров А.В. Трансформация институтов медицинской деятельности //Главный врач: хозяйство и право, №4, 2009. - С.29.

4. Официальный сайт глобальной консалтинговой компании Frost & Sullivan -http://www.frost.com/prod/servlet/frost-home.pag.

5. Спрос на высококачественные медицинские услуги способствует росту

коммерческого сегмента здравоохранения в России

//http://www.nobelforum.ru/news/product_news/4236/

6. Тихомиров А.В. Институты медицинской деятельности и инфраструктуры рынка медицинских услуг //Главный врач: хозяйство и право, №2, 2009. - С.11.

7. 16.04.2007 - 15.06.2007 // http://ecsocman.hse.ru/text/16206678.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.