Научная статья на тему 'Институциональный аспект экономической модернизации обязательного медицинского страхования'

Институциональный аспект экономической модернизации обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яндиев Руслан Русланович

В статье применяются методы институционального анализа к такой специфической области социальной защиты населения, как обязательное медицинское страхование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональный аспект экономической модернизации обязательного медицинского страхования»

Институциональный аспект экономической модернизаци обязательногомедицинского страхования.

The institutional aspect of economic modernization compulsory

medical insurance.

Яндиев Руслан Русланович,

соискатель кафедры экономики и менеджмента, НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»

Ruslan Yandiev Ruslanovich applicant for the Department of Economics and management, NOU VPO «Kislovodsk Institute of Economics and law» Аннотация: В статье применяются методы институционального анализа к такой специфической области социальной защиты населения, как обязательное медицинское страхование.

Ключевые слова: социальная защита, институциональный анализ, обязательное медицинское страхование.

Abstract: We employ a method of institutional analysis to a specific area of social protection, the mandatory health insurance.

Key words: social protection, institutional analysis, the mandatory health insurance.

Экономические аспекты проблем общественного здравоохранения охватывают широкий диапазон вопросов - от инструментов его финансирования и экономического определения эффективности медицинского страхования до реализации форм равенства и справедливости в получении медицинских услуг, от организации рынков услуг медицинского обслуживания до характеристики перспектив развития национальных систем здравоохранения. Так, объем поступлений денежных средств в фонд социального страхования составил, по данным Росстата в 2010 году 463777 млн. руб., что превышает показатель предыдущего года, расходование средств фонда социального страхования составило 491199 млн. руб. (диаграмма 1).

Диаграмма 1 - Поступление и расходование денежных средств фонда социального страхования[1].

Основными источниками поступлений денежных средств в фонд социального страхования являются налоги, страховые взносы и безвозмездные поступления из федерального бюджета и фонда обязательного медицинского страхования (таблица 1).

Таблица 1 - Поступление и расходование средств Фонда

социального страхования Российской Федерации[2].

2009 2010

Поступление 440046 463777

из ник:

налоги, страновые взносы 291579 316979

из ник:

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и Е связи с материнством - 243432

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 57567 62219

безвозмездные поступления:

из федерапвного бюджета 131099 109082

средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17000 17500

Расходование 440501 491199

из ник на:

социальную помощь 338536 392429

из них пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2498 2690

пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий 1088 1387

пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний 16 17

мероприятия в области социальной политики 312 241

обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий 11579 10853

оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно 8216 5028

пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 36920 42700

выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 4973

оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни 16835 16947

Данные Росстата свидетельствуют, что объем расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, также превышает объем поступлений в него (диаграмма 2). Поступления средств в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивались в 2010 году за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование (91028 млн. руб.), единого социального налога (4889 млн. руб.) и безвозмездных поступлений из федерального бюджета (4734 млн. руб.).

Диаграмма 2 - Поступление и расходование денежных средств федерального фонда обязательного медицинского страхования[3].

Основным направлением расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС (таблица 2).

Таблица 2 - Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (миллионов рублей) [4].

2009 2010

Поступление 126562 101844

из них:

налоги, страновые взносы 89325 97095

из ник:

страновые взносы на обязательное медицинское страхование - 91028

единыи со циапьныи налог 88332 4889

безвозмездные поступления из федерального бюджета 37396 4734

Расходование 130037 109124

из ник на:

дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС 91643 36175

средства Федерального фонда ОМС, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного на&пюдения ребенка в течение первого года жизни 17000 17500

субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 3739 4156

субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам соответствующих врачей 2

субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 324 796

субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) 3323 -

Особое внимание уделяется сегодня совершенствованию системы вознаграждения частных практикующих врачей, поскольку существующая

система в последние годы подвергается всё более возрастающей критике. Соответственно, выдвигаются предложения, которые должны, по мнению их авторов, реформировать эту систему с целью повышения её эффективности. С экономической же точки зрения социальная эффективность такого реформирования должна, в любом случае, выражаться в снижении цен на оказываемые врачебные услуги и медицинское обслуживание. А этого можно добиться только повышением эффективности всей системы здравоохранения, обеспечив оптимальное соотношение цены и качества медицинских услуг. В противном случае социальная эффективность ограничится исключительно врачебным корпусом, будучи явно антиэффективной для гораздо более многочисленного корпуса пациентов.

Здравоохранение - единственная сфера современного рыночного общества, в которой абсолютным и неотъемлемым правом получения соответствующих услуг обладает потребитель, которому для этого вовсе не обязательно приобретать статус покупателя. Конечно, это право потребитель может реализовать и как покупатель. Но и как покупатель он в неведении относительно того, как ориентироваться на рынке медицинских услуг, в различных предлагаемых сегодня «пакетах услуг здравоохранения». Это зачастую вынуждает его приобретать сомнительные по качеству медицинского обслуживания пакеты, эффективность которых не может быть измерена заранее и точно. Здесь-то и обнаруживается новый для российских реалий пласт рыночных отношений, который трансформирует потребителей бесплатных услуг здравоохранения в покупателей этих услуг.

Для экономического анализа здравоохранения особое значение приобретает исследование динамики его внутриотраслевой организации -типология медико-санитарной помощи, стоимостная оценка медицинских услуг, механизм формирования спроса на эти услуги. Особое значение имеет учёт такого доминирующего в здравоохранении фактора, как качественная и количественная неопределённость такого спроса.

Специфическим следует считать и механизм формирования предложения услуг здравоохранения и медицинских услуг, поскольку оно подчиняется преимущественно законам рынка.

В результате взаимодействие спроса на услуги здравоохранения и их предложения формирует качественно-особенный рынок соответствующих услуг - информационно-ассиметричный, малотранспарентный, низкоэластичный, высокозатратный, исключительно-доходный,

централизованно-регламентированный.

В аспекте экономического структурирования сфера здравоохранения представляет собой смешанную экономическую систему, в которой, наряду с рынком, неизбежно и финансовое участие государства, а в условиях экономического кризиса - оно необходимо, да ещё в возрастающих масштабах.

Финансовые основы функционирования сферы здравоохранения многообразны - наряду с бюджетным финансированием должно присутствовать и финансирование за счет связанных налогов. Значительное

место занимает страхование медицинских услуг - обязательное и добровольное, коллективное и частное, корпоративное и личное. Каждая из форм фактически конкурирует с другими, равно как и методы финансирования производителей медицинских услуг: нормативный метод финансирования конкурирует со сметным, сметный - с дисконтным, и оба они - с методом оплаты за уже выполненные услуги, а над всем этим возвышается глобальный бюджет.

В конечном счёте, управленческая эффективность здравоохранения определяется масштабом применения метода сопоставления затрат и результатов как основного способа распределения ресурсов, выделяемых обществом на сферу здравоохранения. Здесь система частной организации здравоохранения (существовавшая в европейских странах в течение XIX века и сохранившаяся сегодня в наиболее чистом виде в США) соседствует с системой государственного здравоохранения (например, - в Великобритании и Швеции), а модели обязательного медицинского страхования государственного характера соседствуют с моделями добровольного медицинского страхования коммерческого характера. Всё это порождает, наряду с рыночным и государственным секторами общественного здравоохранения, такие сектора, как квазирыночные и квазиобщественные. Поэтому особой проблемой является формирование частных и квазичастных рыночных институтов в системе общественного здравоохранения.

Основные принципы современной системы здравоохранения носят универсальный характер и должны быть обязательно реализованы (в противном случае исчезает социальная направленность этой системы). К ним относятся:

- равенство в доступе к основным услугам здравоохранения,

- постоянная инновационность этих услуг,

- устойчивое финансирование услуг здравоохранения.

Сложность практического здравоохранения состоит в том, что инновационные медицинские технологии (диагностические и терапевтические средства, инструменты, реактивы, лекарственные средства, вакцины) должны основываться на высоком техническом уровне для достижения качественных результатов, а это часто требует неконтролируемого увеличения расходов на здравоохранение.

Система здравоохранения определяет в качестве основных экономических принципов - принцип справедливого и равного бремени налогообложения, принципа солидарности, принцип учета степени участия государственных финансов, принцип субсидиарности.

Реализация этих принципов означает, что любому лицу, проживающему на территории данного государства (то есть на территории, охватываемой данной национальной системой здравоохранения), должна быть гарантирована в случае необходимости эффективная неотложная медицинская помощь.

Однако функции государственно-организованной системы здравоохранения не исчерпываются задачей лечения больных, - государство

несет ответственность и за текущее поддержание состояния здоровья. Для этого медицинское обслуживание должно способствовать устойчивому развитию системы здравоохранения, а сама эта система превратиться в динамичный сектор национальной экономики, который обеспечивает справедливость в данной сфере для всего населения в виде равенства возможностей и права на качественное медицинское обслуживание.

Оправдана также позиция, согласно которой адекватное государственное финансирование является необходимой основой для построения сильной и эффективной государственной системы здравоохранения. Это отражает мнение, по которому никакие системы добровольного медицинского страхования никогда не смогут дать того масштаба и уровня, которые способна дать государственная система обязательного медицинского страхования.

Теория эффективности инвестиций в сферу здравоохранения основывается на существовании прямой связи между уровнем общественного здоровья населения страны и уровнем её экономического развития. Если - в соответствии с экономическим подходом - рассматривать улучшающиеся стандарты здоровья как результат вложения дополнительных ресурсов в здравоохранение, то возникают проблемы расчета эффективности дополнительных инвестиций в эту сферу как условие ускорения экономического развития страны через развитие национальной системы здравоохранения.

При этом следует учитывать, что в реальности имеются такие национальные системы здравоохранения, которые неспособны качественно продвинуться вперёд самостоятельно и для которых международная помощь является существенной. Очевидно, что в большинстве стран среднего дохода

- «среднее здоровье», и что средства, тратящиеся на человека, не могут адекватно гарантировать универсальный охват существенных медицинских вмешательств. Кроме того, поскольку много стран «среднего дохода» обеспечивают неадекватную защиту здоровья большинства их населения, то катастрофически малые медицинские расходы характеризуют множество семей. Ввиду неблагоприятных последствий, оказываемых плохим состоянием здоровья на экономическое развитие страны, сокращение бедности становится специфическим экономическим инструментом одновременного повышения и уровня общественного здоровья, и уровня развития экономики.

Литература:

1. Еделев Д.А., Жанказиева З.Н. Повышение функциональной роли социальной защиты населения в экономическом развитии // Экономические науки. Т.7, №10, 2010. С.214.

2. Беглова И. Социальная защита и преодоление бедности социально уязвимых групп населения // Вопросы экономики и права. №5, 2011. С.71.

3. Морозова Е.А. Система социальной защиты населения: исследовательский подход // Регион: экономика и социология. №4, 2005. С.127.

4. Тихомиров А.В. Обзор перспектив здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. №2, 2009, С.11.

5. Россия в цифрах. Раздел: Уровень жизни населения. 2012: Стат.сб./Росстат. - М., 2012. - стр. 123.

[1] Здравоохранение в России. Раздел: Основные экономические

показатели здравоохранения. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. - стр. 279.

[2] Здравоохранение в России. Раздел: Основные экономические

показатели здравоохранения. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. - стр. 279.

[3] Здравоохранение в России. Раздел: Основные экономические

показатели здравоохранения. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. - стр. 280.

[4] Здравоохранение в России. Раздел: Основные экономические

показатели здравоохранения. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. - стр. 280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.