Тарасов В.И.
к.т.н., руководитель Аграрного центра ЕврАзЭС при Всероссийском научно-исследовательском институте
экономики сельского хозяйства
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИГИТАЛИЗАЦИИ
НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Ключевые слова: интеграция, цифровая экономика, Шанхайская организация содружества, ШОС, Центрально-азиатское содружество, Евразийское экономическое сообщество, Евразийский экономический союз.
Keywords: integration, digital economy, Shanghai Commonwealth Organization, SCO, Brexit, Central Asian Commonwealth, Eurasian Economic Community, Eurasian Economic Unit.
Региональным интеграционным формированиям (РИФ) автором предложено называть любое объединение государств, сформированное в целях синхронизации и повышения эффективности торговых, экономических, платежно-банковских, социальных и других процессов.
Если в интеграционное формирование входят государства только одного континента, то РИФ предложено называть континентальным, а если он, в свою очередь, всеми своими государствами входит в РИФ большей размерности, то называется субконтинентальным РИФом, сокращенно суб-РИФ. Примерами таких суб-РИФов являются Бенилюкс и Центрально-европейская ассоциация свободной торговли ЦЕФТА, входящие в ЕС, и АСEAH, входящий в АТЭС.
Если РИФ образован двумя и более самостоятельными, организационно оформленными РИФами, то такое формирование предложено называть супер-РИФом. В качестве примера такого формирования можно рассматривать проектируемый РИФ Южно-Американская зона свободной торговли SАFТА, в число учредителей которой входят организационно оформленные самостоятельные РИФы, например, такие как МЕРКОСУР.
Если в РИФ входят государства двух континентов, как это имеет место в случае Евразии, то его предложено называть гипер-РИФом. В качестве примера такого гипер-РИФа можно рассматривать Шанхайскую ассоциацию сотрудничества.
Если РИФ образован представителями более двух континентов, причем некоторые из представителей могут быть самостоятельными государствами или континентальными РИФами, то такие образования предложено называть мега-РИФами. В качестве примера мега-РИФа может рассматриваться сформированный Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южной Африкой мега-РИФ БРИКС.
При сложных циклических интеграционных процессах в рамках Евразийского экономического Содружества на сегодня завершился процесс выхода из ЕврАзЭС (Сообщества) Киргизии в соответствии с договором в 2014 году и возврат в ЕврАзЭС (Союз) в 2015 году. Вместе с тем Таджикистан вышел из ЕврАзЭС (Содружества), но на текущий момент процесс реинтеграции с возвращением в ЕврАзЭС (Союз) не завершился и ежегодно не завершается.
Более того главы всех государств Центральной Азии в марте 2018 года договорились о совместной работе, решая ряд важных проблем, включая водные проблемы, в своем узком тесном круге. Все эти интеграционные процессы в настоящее время осуществляются в условиях оцифровывания всех видов деятельности всех государств.
По оценке экспертов, для построения цифровой экономики в России потребуется ежегодно более 100 млрд. руб, в т. ч. к 2024 году будет ежегодно осуществляться подготовка 1 млн. специалистов, на обеспечение которых будет тратиться около 5 млрд. руб. в год.
Евразийской экономической комиссией подготовлены предложения для правительств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в которых указан ряд норм по переводу в цифровой формат их экономик. По оценке комиссии доля экономики, основанной на цифровых технологиях на территории ЕАЭС, составляет $85 млрд. (2,8%) к совокупному ВВП всех стран-участниц. Как подсчитали аналитики ЕЭК, к 2025 году вклад цифровой экономики стран Союза в прирост ВВП должен составлять 20% в год. Примерно на столько же должна вырасти эффективность экономических процессов за счет цифровой трансформации инфраструктур и систем управления.
По мнению министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК С.С. Сидорского, государствам ЕАЭС нужно упорядочить работу по реализации национальных цифровых программ. Это позволит реализовать общие технологические цифровые платформы, системные и сквозные проекты.
Отмечается, что у государств ЕАЭС уже есть опыт совместных проектов в сфере цифровой экономики, включая создание Евразийской сети промышленной кооперации и Евразийской сети трансфера технологий.
Эксперты комиссии отмечают, что доля цифровой экономики в мировом ВВП составляет 5,5%. Дигитализации может принести дополнительно более $30 трлн. доходов для мировой экономики до 2025 года.
Разработку и реализацию программ по цифровой экономике центрально-азиатских государствам предложил Всемирный банк в рамках проекта Digital CASA, в котором в ведущей роли рассматривается республика Таджики-
стан, хотя в настоящее время степень проникновения Интернета в Таджикистане составляет всего 19%, а в Казахстане - 73%.
Программа цифровизации Казахстана до 2025 года принесет государству доход свыше двух триллионов тенге 5,5 млрд. $). Нурсултан Назарбаев считает, что цифровизация необходима для повышения конкурентоспособности предприятий и страны в целом, а также для улучшения качества жизни населения. По заверениям заместителя премьер-министра Республики Казахстан Аскара Жумагалиева, благодаря цифровизации казахстанская экономика должна вырасти на 30%. Дополнительный рост за счет ее внедрения, согласно проекту программы, составит 1,7-2,2 трлн. тенге (~6 млрд. $). По мнению разработчиков, к 2025 году благодаря реализации госпрограммы уровень производительности будет сопоставим с ТОП-ЗО странами, в Казахстане появятся конкурентоспособные экспортные производства и произойдет существенный рост капитализации компаний Республики Казахстан.
Всемирный банк поддерживает и программу цифровой трансформации в Кыргызстане в рамках правительственной программы «Таза Коом». Формируемый при этом проект «Digital CASA - Кыргызская Республика» будет способствовать развитию национальной и региональной инфраструктуры ИКТ, продвижению реформ в государственном секторе, развитию экспортного потенциала страны, а также созданию новых инвестиционных возможностей для бизнеса и созданию новых рабочих мест. Проект Digital CASA отвечает целям и задачам Национальной программы Кир-гизстана цифровой трансформации «Таза Коом», предусматривающей создание прозрачной и эффективной системы государственного управления на основе цифровой инфраструктуры. В связи с этим проект «Digital CASA - Кыргызская Республика» будет создавать основы для реализации «Таза Коом», которая является ключевым компонентом Стратегии устойчивого развития страны-2040.
Объем финансовой помощи Всемирного банка, направленной на реализацию проекта Кыргызской Республикой составляет 50 миллионов долларов США, 25 миллионов из которых выделяются в виде гранта и 25 миллионов - в виде беспроцентного кредита с комиссией 0,75% годовых за обслуживание. Срок погашения кредита составляет 38 лет, включая шестилетний льготный период.
Заключение. Переход к этапу цифровой экономики в сельском хозяйстве Российской Федерации заключается в последовательном переходе к технологии цифровой платформы АПК, используя перспективы и возможности нескольких субплатформ.
Средства цифровой экономики АПК позволяют осуществить переоценку уровней Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Союзного государства, Евразийского экономического союза и в целом СНГ, а также переоценку роли перспектив как органической продукции, так и генно-инженерных кормов.