Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз и Таджикистан: возможности взаимодействия и расширение сотрудничества'

Евразийский экономический союз и Таджикистан: возможности взаимодействия и расширение сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
860
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / СУВЕРЕНИТЕТ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАДЖИКИСТАН / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / INTEGRATION / ECONOMIC EFFECT / SOVEREIGNTY / EURASIAN ECONOMIC UNION / TAJIKISTAN / NATIONAL ECONOMY / MODERNIZATION / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маликов Кобилшо Куканович

В статье рассматриваются основные направления развития и расширения евразийской интеграции на постсоветском пространстве. Проводится комплексный анализ возможностей и перспектив участия Таджикистана в евразийском проекте. На основе проведенного исследования, автор считает целесообразным продолжить дальнейшую работу по изучению экономического эффекта и последствий от присоединения Таджикистана к ЕАЭС, как для самого Таджикистана, так для государств-членов Союза. Аргументирована позиция, что развитие энергетической отрасли предоставит возможность Таджикистану решить дефицит электроэнергии, а в будущем стать влиятельным актором в формировании единого энергетического рынка в Центральной и Южной Азии. Автор приходит к выводу об обоюдной заинтересованности игроков друг в друге как политически так и экономически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: THE WAYS TO INTERACTION AND COOPERATION

This article deals with the mainstream direction of the development and enlargement of the Eurasian integration on the post-soviet territory. Deep analysis of possibilities and prospects of Tajikistan participation in Eurasian project has been made. According to detailed research, the author considers it necessary to continue further work to study economic effects and benefits in joining Tajikistan to EEU. It would be mutually beneficial for all sides. The position is reasoned that development of power branch will give opportunity to Tajikistan to solve deficiency of the electric power, and in the future to become the influential actor in formation of the uniform energy market in the Central and the Southern Asia. The author concludes that the mutual interest of the players in each other both politically and economically.

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз и Таджикистан: возможности взаимодействия и расширение сотрудничества»

^К. Маликов

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ И ТАДЖИКИСТАН: ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАСШИРЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления развития и расширения евразийской интеграции на постсоветском пространстве. Проводится комплексный анализ возможностей и перспектив участия Таджикистана в евразийском проекте. На основе проведенного исследования, автор считает целесообразным продолжить дальнейшую работу по изучению экономического эффекта и последствий от присоединения Таджикистана к ЕАЭС, как для самого Таджикистана, так для государств-членов Союза. Аргументирована позиция, что развитие энергетической отрасли предоставит возможность Таджикистану решить дефицит электроэнергии, а в будущем стать влиятельным актором в формировании единого энергетического рынка в Центральной и Южной Азии. Автор приходит к выводу об обоюдной заинтересованности игроков друг в друге как политически так и экономически.

Ключевые слова:

интеграция, экономический эффект, суверенитет, Евразийский экономический союз, Таджикистан, национальная экономика, модернизация, кооперация.

K. Malikov

THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: THE WAYS TO INTERACTION AND COOPERATION

Abstract

This article deals with the mainstream direction of the development and enlargement of the Eurasian integration on the post-soviet territory. Deep analysis of possibilities and prospects of Tajikistan participation in Eurasian project has been made. According to detailed research, the author considers it necessary to continue further work to study economic effects and benefits in joining Tajikistan to EEU. It would be mutually beneficial for all sides. The position is reasoned that development of power branch will give opportunity to Tajikistan to solve deficiency of the electric power, and in the future to become the influential actor in formation of the uniform energy market in the Central and the Southern Asia. The author concludes that the mutual interest of the players in each other both politically and economically.

Key words:

integration, economic effect, sovereignty, Eurasian Economic Union, Tajikistan, National Economy, modernization, cooperation.

В декабре 1991 г. в Вискулях, главы Беларуссии, РСФСР и Украины заявили, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

С этого периода начинаются непростые процессы становления новых суверенных государств. «Для каждого нового государства стремление к обретению полноценного экономического и политического суверенитета стало важнейшим приоритетом. Но, заботясь о суверенитете, никто из здравомыслящих политиков не ставил под сомнение необходимость сохранения и развития на новой основе исторических связей между народами бывшего Советского Союза» [6, с. 9]. Об этом свидетельствуют многочисленные попытки создания на постсоветском пространстве различных интеграционных образований.

При этом важным мотивационным фактором взаимной притягательности послужили «высокий уровень взаимных кооперационных связей в самых разных отраслях национальных экономик новых независимых государств: в промышленности и сельском хозяйстве; транспорте и энергетике» [1, с. 12], а также общее социальное и гуманитарное пространство.

В течение долгого времени шаги «направленные на развитие экономических связей, были точечными и хаотичными, не носили системный характер, а целостное, стратегическое видение перспектив в тот момент лишь начинало вырабатываться и понимания того, на какой новой основе необходимо выстраивать взаимовыгодные экономические отношения, в тот момент не было [12; 13]. Не реализовались, в том числе, и перспективные соглашения в торгово-экономической сфере и в таможенной политике, предусматривающие устранение возникших торгово-экономических барьеров, обеспечение свободного движения товаров и проведение согласованной таможенной политики» [5, с. 115].

Несмотря на сложные условия хозяйствования, бывшие советские республики, готовые к более тесному экономическому взаимодействию, продолжили поиск новых форматов интеграции.

В 1995 г. Россия и Белоруссия предприняли первую попытку создании Таможенного союза. К середине 1996 г. к ним присоединились Казахстан и Киргизия, а в 1999 г. - Таджикистан.

В 2000 г. в целях перевода сотрудничества упомянутых стран на качественно новый уровень, был подписан договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС). В рамках ЕврАзЭС были достигнуты многочисленные успехи по сохранению и развитию существующих экономических взаимосвязей между странами.

Успех в рамках ЕврАзЭС был использован в качестве трамплина для более высокой ступени интеграции. Страны, которые в 2007 г. оказались готовы идти дальше - Белоруссия, Казахстан и Россия, подписали Договор о создании

единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Расчет был сделан на то, что другие государства - члены ЕврАзЭС присоединятся, когда будут готовы.

В 2010 году начал функционировать Таможенный союз (далее - ТС) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в рамках которого были установлены: единый таможенный тариф, единая номенклатура внешнеэкономической деятельности и действует Таможенный кодекс.

С 1 июля 2011 года полностью снят таможенный контроль на внутренних границах государств-участников, завершено формирование единой таможенной территории. Параллельно был начат процесс подготовки договорно-правовой основы формирования Единого экономического пространства и к концу 2011 года был подписан пакет из 17 базовых соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (далее - ЕЭП). Эти соглашения вступили в силу с 1 января 2012 года, что положило начало работы ЕЭП Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с рынком в более чем 170 млн. потребителей, унифицированным законодательством, свободным передвижением товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Успешное функционирование ТС и ЕЭП позволило начать работу по переходу к следующему, более высокому этапу интеграции - Евразийскому экономическому союзу.

В период с 2012 по 2014 гг. экспертами проделана большая работа по подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС).

29 мая 2014 г. президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о ЕАЭС. Он успешно прошел процедуру ратификацию в национальных парламентах и вступил в силу 1 января 2015 г.

Договором учреждается экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках Союза. Союз открыт для присоединения новых членов.

В октябре 2014 г. был подписан Договор о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС, который вступил в силу 2 января 2015 г. Также завершена работа по присоединению к ЕАЭС Кыргызстана. 23 декабря 2014 г. главами государств был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС. 8 мая 2015 г. президенты подписали три протокола к данному договору, а также решения об отмене таможенного и иных видов контроля на

кыргызско-казахстанском участке границы. После ратификации Договора и протоколов к нему национальными парламентами, Кыргызская Республика станет полноправным членом ЕАЭС.

Эффективность евразийской интеграции уже подтверждают результаты работы ТС и ЕЭП. Сотрудничество стран-членов способствовало улучшению общей экономической ситуации и обеспечило более комфортные условия ведения бизнеса. Притом, что это происходило на фоне ухудшения мировой конъюнктуры и продолжения глубокого кризиса, особенно в Еврозоне.

Доля стран Союза в мировой экономике (ВВП по паритету покупательной способности) в последнее время имеет тенденцию к росту с 2,6% в 2010 году до 3,9% в 2014 г. При этом Россия, Казахстан и Беларусь вместе составляют лишь 2,4% населения Земли.

За период 2010-2014 гг., прирост ВВП стран-членов Союза составил 16,5% (6,3% в ЕС и 11,6% в США).

Рост взаимной торговли между странами-членами ЕАЭС за этот период составил 21,9%, оборот внешней торговли - 26,5%. Однако до 2014 года взаимная торговля росла быстрее, чем внешняя (36,9% против 35,9%). Если в экспорте ЕАЭС в третьи страны доля минеральных товаров и ТЭК занимает более 73%, то во взаимной торговле - около 30%. Ещё одна позиция - машины и оборудование. Если во внешней торговле они занимают только 2,8%, то во взаимной торговле - более 20%.

Заметные экономические результаты происходящей интеграции стали стимулом для большого интереса со стороны многих государств. К настоящему моменту получено значительное число запросов от третьих стран об установлении зоны свободной торговли с ЕАЭС. Заключено соглашение о зоны свободной торговли с Вьетнамом. Сформированы совместные исследовательские группы по изучению возможности и целесообразности заключения аналогичных соглашений с Египтом и Израилем, а также формируется совместная исследовательская группа с Индией.

Подписано более 25 меморандумов о сотрудничестве и взаимодействии, включая международные организации, представительства, как иностранных государств, так и таких структур, как СНГ, Европейская экономическая комиссия ООН, ЮНКТАД и др.

Среди стран потенциальных кандидатов на присоединение к ЕАЭС особое место занимает Республика Таджикистан, как активный участник в интеграционных процессах на постсоветском пространстве: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и др.

Все страны - члены ЕАЭС имеют тесные связи с Таджикистаном. Это прослеживается по всем направлениям экономического сотрудничества: торговля товарами и услугами, движение капиталов и рабочей силы.

Таджикистан всегда активно участвовал в интеграционных процессах на пространстве СНГ: организации договора коллективной безопасности, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества; Евразийского экономического сообщества.

В октябре 2014 года впервые публично заинтересованность Таджикистана о вступлении в ЕАЭС высказал Президент Э. Рахмон на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС, говоря о необходимости изучения экономической базы и правовых документов Евразийского экономического союза.

Сегодня, возможность вступления в ЕАЭС активно изучается Таджикистаном. При Министерстве экономического развития и торговли образована рабочая группа, которая изучает возможное присоединение Таджикистана к ЕАЭС и все последствия от этого.

Плюсы и минусы евразийского вектора интеграции также активно обсуждаются таджикскими экспертами, которые разделились на два лагеря: сторонники и противники.

Экспертами-сторонниками образован Центрально-Азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие», целью которого является «консолидация усилий экспертного сообщества Таджикистана, России и других стран Евразии для выработки и реализации проектов и программ евразийского развития» [4]. Ими проводится тщательная работа по оценке всех последствий для Таджикистана от евразийской интеграции. «В вопросе о присоединении Душанбе к Евразийскому экономическому союзу ставят ключевые аналитические задачи, решение которых, по их мнению, необходимо для практического продвижения данного вопроса в интересах совместного развития Таджикистана и стран, входящих в ЕАЭС» [11]: Эксперты считают, что «Таджикистан способен участвовать в новом формате интеграции, однако для этого должно быть достигнуто политическое соглашение о взаимной заинтересованности и взаимных гарантиях выполнения обязательств в рамках интеграционного процесса» [4].

С их точки зрения наиболее чувствительные вопросы, на которых должно быть сконцентрировано внимание при выработке переговорной позиции Душанбе по вопросу присоединения к ЕАЭС, следующие:

- реализация в рамках ЕАЭС программы развития в Таджикистане реального сектора экономики и совместной индустриализации по образцу деятельно-

сти Российско-Кыргызского фонда развития и создание Корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии;

- реализация инфраструктурных проектов, прежде всего, создание прямого (непрерывного) железнодорожного сообщения Таджикистана с другими странами ЕАЭС (через территорию Кыргызстана);

- реализация интересующих Душанбе энергетических проектов и преодоление противоречий с Узбекистаном;

- положительное решение вопроса о статусе мигрантов из Таджикистана в странах ЕАЭС и гармонизация рынков труда;

- компенсация неизбежных краткосрочных потерь Таджикистана в части таможенных пошлин, оказание поддержки в сфере технического регулирования, реорганизации работы таможенного ведомства и в других аспектах;

- решение вопросов правового статуса пограничья и таможенного администрирования совместной границы Таджикистана и Кыргызстана;

- реализация транзитного потенциала Таджикистана в отношениях с Китаем в рамках ЕАЭС;

- развитие туристической отрасли Таджикистана в рамках ЕАЭС [4].

Противоположную точку зрения высказывают эксперты-противники

вступления Таджикистана в ЕАЭС. Они выражают обеспокоенность тем, что «в общей доле импорта товаров в Таджикистан помимо стран Таможенного союза, большую долю занимают Китай, Турция, Иран, ОАЭ. Получается, что все товары, импортируемые из других стран, автоматически подорожают, потому что таможенные тарифы Союза намного превышают таможенные тарифы в Таджикистане. В результате стремительно возрастут цены на подержанные автомобили, бытовую и компьютерную технику, стройматериалы, одежду, обувь и много другое» [7].

Думается, что, в целом, членство в ЕАЭС будет иметь для Таджикистана больше плюсов, чем минусов, хотя это может потребовать серьезных переговоров об условиях вступления Таджикистана. К числу которых можно отнести следующее:

1. Доступ на рынок в более чем в 175 млн. человек, где: гарантируются свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; отсутствует таможенный контроль, действуют единые правила санитарного, фитосани-тарного и ветеринарного контроля, применяется единая система технического регулирования.

2. Рост взаимной торговли за счет ликвидации административных и торговых барьеров. Страны ЕАЭС занимают лидирующее положение во внешнеторговых отношениях Таджикистана, где первое место принадлежит России с долей 24%, второе - Китаю (14,6%), третье - Казахстану (13,9%).

Особенно ожидается рост торговли в аграрном секторе. Это связано с диверсификацией импорта продуктов в связи с запретом на ввоз продовольствия из стран, которые ввели экономические санкции против России. Кроме того, были сняты ограничения на импорт некоторых таджикских продуктов. Таджикистан, конкурентоспособен в этой отрасли и может экспортировать хлопок-волокно, фрукты и овощи в страны ЕАЭС. При создании условий для хранения продукции на территории стран - членов ЕАЭС, в частности, Таджикистан в состоянии увеличить поставки своей продукции в Россию до 1 млн. тонн в год.

3. Повышение инвестиционной привлекательности Таджикистана и увеличение потоков прямых иностранных инвестиций (инвестиции в инфраструктурные проекты, прежде всего гидроэнергетику). Сейчас активно осуществляется инвестиционное сотрудничество стран-членов ЕАЭС с Таджикистаном. Россия, например, по итогам 2014 года находится на втором месте, уступая лишь Китаю, от объема всех прямых инвестиций. По накопленным инвестициям Россия - ведущий инвестор.

4. Доступ к дешевым энергетическим ресурсам (нефтепродукты и газ). Таджикистан в 2014 году импортировал около 580 тыс. тонн нефтепродуктов. Основным поставщиком нефтепродуктов остается Россия, на которую в 2014 году приходилось почти 90% от общего объема импортированных ГСМ, Казахстан (8,4%). По оценкам экспертов, от снятия экспортных пошлин на поставляемые в Таджикистан нефтепродукты выгода составляет примерно от 350 -400 млн. американских долларов;

5. Реализация экспортных гидроэнергетических проектов. Таджикистан занимает восьмое место в мире по запасам гидроэнергоресурсов. Из потенциально возможных к освоению 527 млрд. кВт ч. использует всего около 16-17 млрд. кВт ч. (менее 5%). Специалистами подсчитано, что в настоящее время от полумиллиона до более одного миллиона из 8,3 млн. населения республики в зимнее время не имеют доступа к адекватному энергоснабжению.

Развитие энергетической отрасли предоставит возможность Таджикистану решить дефицит электроэнергии у себя, и играть ведущую роль в формировании единого энергетического рынка, как Союза, так и Центральной и Южной Азии.

Достаточно сравнить цены на электроэнергию в Таджикистане и в других странах и получить доказательство конкурентоспособности таджикской дешевой экологически чистой электроэнергии, которая вырабатывается на ГЭС. В России, Казахстане и других странах Союза электричество в основном получают на тепловых станциях, сжигая топливо, что в несколько раз увеличивает его стоимость.

Увеличение производства электроэнергии за счет строительства новых ГЭС, особенно Рогунской, а также строительство системы линий электропередач CASA-1000 «позволит гидроэнергетические ресурсы Таджикистана передавать и продавать летний избыток энергодефицитным странам Южной Азии, Афганистану и Пакистану. При реализации этих проектов у стран-членов ЕАЭС, в первую очередь у России появится шанс через участие в этих проектах прийти на энергетический рынок Южной Азии» [4].

6. Решение транспортной изоляции республики. Для Таджикистана, который является развивающейся страной, не имеющей выхода к морю, решение проблемы транспортно-коммуникационной изоляции имеет жизненно важное значение. Создание надежных и безопасных транспортных коридоров, обеспечивающих наименьшие издержки при транспортировке, будет содействовать ускорению темпов социально-экономического развития не только Таджикистана, но и всего региона [10]. Участие стран ЕАЭС в реализации таких проектов как железные дороги Иран-Китай через территории Афганистана, Таджикистана, Киргизии и Туркменистан-Афганистан-Таджикистан выведут Таджикистан из логистического тупика.

7. Свободное перемещение рабочей силы по территории ЕАЭС. Положительные изменения коснутся и простых граждан. Открывается доступ к единому рынку труда. Договор о ЕАЭС направлен на объединение трудовых ресурсов государств-членов Союза, а также на создание и эффективное функционирование общего рынка труда. В частности, Договор гарантирует гражданам государств-членов ЕАЭС необходимый набор социальных и медицинских прав. Не требуется получение разрешения на осуществление своей деятельности на территории стран-ЕАЭС. Также Договором предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц с первых дней работы по найму. Свободное движение рабочей силы позволит снизить уровень безработицы в республике.

По данным Евразийского банка развития, участие Таджикистана в ЕАЭС приведет к увеличению, как потока трудовых мигрантов, так и их доходов. Заработки мигрантов могут вырасти примерно на 15-50 процентов. Ежегодно

свыше одного миллиона граждан Таджикистана выезжают в поисках работы в различные регионы РФ. По неофициальной информации порядка 47 % от ВВП приходится на денежные переводы из России.

Таким образом, можно отметить, что ЕАЭС открыт к диалогу. Одной из целей ЕАЭС является всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов [14]. Поиск путей взаимодействия ЕАЭС с Таджикистаном в перспективных направлениях сотрудничества повысит инвестиционную привлекательность республики и создаст предпосылки для начала переговорного процесса по присоединению к ЕАЭС. В свою очередь, возможное присоединение Таджикистана к Союзу позволит последовательно прорабатывать и решать существующие социально-экономические проблемы.

Литература

1. Годовой отчет. Библиотека Евразийской интеграции. М., 2012.

2. Договор о Евразийской экономической комиссии. М., 2014.

3. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. М., 2014.

4. Евразийская интеграция Таджикистана: дорожная карта для экспертного сообщества URL: http://eurazvitiye.org/fMes/Evrazijskaja-integradja-Tadzhikistana.pdf (дата обращения 07.08.2015).

5. Евразийскому проекту 20 лет. М., 2014.

6. ЕврАзЭС: экономическое притяжение. М., 2005.

7. Ишанкулов Н. Таможенный союз напоминает «реинкарнацию» СССР. URL: http://news.tj (дата обращения 07.08.2015).

8. Камышевский В.И. Кыргызстан и таможенный союз ЕврАзЭС: особенности вступления и возможные последствия // Евразийский юридический журнал. 2010. №5.

9. Мансуров Т.А. Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы. М., 2014.

10. Рахмон Э. «Цели развития Тысячелетия: достижения в Таджикистане. URL: http://khovar.tj (дата обращения 07.08.2015).

11. Собянин А. Интеграция Таджикистана: дорожная карта для экспертного сообщества. URL: http://conjuncture.ru/maitdinova-19-11-2014/ (дата обращения 07.08.2015).

12. Шабров О.Ф. Стандарты качества в государственном управлении и политике // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. Т. 2. №5.

13. Шабров О. Испытание разнообразием: пределы управления в современном мире // Государственная служба. 2007. №2.

14. Шабров О.Ф. Модернизация в условиях глобализации: подходы, барьеры, потенциал // PolitBook. 2014. №4.

References

1. Godovoi otchet. Biblioteka Evraziiskoi integratsii. M., 2012.

2. Dogovor o Evraziiskoi ekonomicheskoi komissii. M., 2014.

3. Evraziiskii ekonomicheskii soyuz. Voprosy i otvety. M., 2014.

4. Evraziiskaya integratsiya Tadzhikistana: dorozhnaya karta dlya eks-pertnogo soobshchestva URL: http://eurazvitiye.org/files/Evrazijskaja-integracija-Tadzhikistana.pdf (data obrashcheniya 07.08.2015).

5. Evraziiskomu proektu 20 let. M., 2014.

6. EvrAzES: ekonomicheskoe prityazhenie. M., 2005.

7. Ishankulov N. Tamozhennyi soyuz napominaet «reinkarnatsiyu» SSSR. URL: http://news.tj (data obrashcheniya 07.08.2015).

8. Kamyshevskii V.I. Kyrgyzstan i tamozhennyi soyuz EvrAzES: oso-bennosti vstupleniya i vozmozhnye posledstviya. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2010. №5.

9. Mansurov T.A. Evraziiskaya ekonomicheskaya integratsiya: opyt i per-spektivy. M., 2014.

10. Rakhmon E. «Tseli razvitiya Tysyacheletiya: dostizheniya v Tadzhiki-stane. URL: http://khovar.tj (data obrashcheniya 07.08.2015).

11. Sobyanin A. Integratsiya Tadzhikistana: dorozhnaya karta dlya ekspertnogo soobshchestva. URL: http://conjuncture.ru/maitdinova-19-11-2014/ (data obrashcheniya 07.08.2015).

12. Shabrov O.F. Standarty kachestva v gosudarstvennom upravlenii i politike. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2009. T. 2. №5.

13. Shabrov O. Ispytanie raznoobraziem: predely upravleniya v sovre-mennom mire. Gosudarstvennaya sluzhba. 2007. №2.

14. Shabrov O.F. Modernizatsiya v usloviyakh globalizatsii: podkhody, bar'ery, potentsial. PolitBook. 2014. №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.