Научная статья на тему 'Особенности экономического обоснования ИТ аутсорсинга на промышленном предприятии'

Особенности экономического обоснования ИТ аутсорсинга на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ИТ / ПРОЕКТ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ПОСЕЩАЕМОСТЬ / OUTSOURCING / IT / PROJECT / REALISATION / INTERNET SHOP / ATTENDANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакланова Юлия Олеговна, Паникаровских Артем Александрович

Авторами выполнена оценка внедрения услуг аутсорсинга на предприятии, что позволило показать его преимущества: низкие, по сравнению с созданием собственного ИТ-отдела, затраты на реализацию данного проекта (который рано или поздно должен быть реализован); более эффективное привлечение клиентов; оперативное реагирование сайта на изменения, связанные с продажей новой продукции, новыми ценами, новыми скидками, а таке связанные с НТП в области ИТ; возможность прогнозирования эффективности внедрения новой продукции (за счет проведения различных опросов в форме анкетирования), а так же выяснение реакции потребителей на любые изменения в области установления цен, скидок, новых решений в области технических свойств продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бакланова Юлия Олеговна, Паникаровских Артем Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authors execute an estimation of introduction of services of outsourcing at the enterprise that has allowed to show his (its) advantages: low, in comparison with creation of own ИТ-department, an expense for realization of the given project (which sooner or later should be realized); more effective attraction of clients; operative reaction of a site to the changes connected to sale of new production, the new prices, new discounts, and таке connected with НТП in area ИТ; an opportunity of forecasting of efficiency of introduction of new production (due to carrying out of various interrogations in the form of questioning), and as finding-out of reaction of consumers on any changes in the field of an establishment of the prices, the discounts, new decisions in the field of technical properties of production.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического обоснования ИТ аутсорсинга на промышленном предприятии»

Особенности экономического обоснования ИТ аутсорсинга на промышленном

предприятии Дата: 20/07/2008 Номер: (14) УЭкС, 2/2008

Аннотацияж: Авторами выполнена оценка внедрения услуг аутсорсинга на предприятии, что позволило показать его преимущества: низкие, по сравнению с созданием собственного ИТ-отдела, затраты на реализацию данного проекта (который рано или поздно должен быть реализован); более эффективное привлечение клиентов; оперативное реагирование сайта на изменения, связанные с продажей новой продукции, новыми ценами, новыми скидками, а таке связанные с НТП в области ИТ; возможность прогнозирования эффективности внедрения новой продукции (за счет проведения различных опросов в форме анкетирования), а так же выяснение реакции потребителей на любые изменения в области установления цен, скидок, новых решений в области технических свойств продукции.

Abstract: Authors execute an estimation of introduction of services of outsourcing at the enterprise that has allowed to show his (its) advantages: low, in comparison with creation of own ИТ-department, an expense for realization of the given project (which sooner or later should be realized); more effective attraction of clients; operative reaction of a site to the changes connected to sale of new production, the new prices, new discounts, and таке connected with НТП in area ИТ; an opportunity of forecasting of efficiency of introduction of new production (due to carrying out of various interrogations in the form of questioning), and as finding-out of reaction of consumers on any changes in the field of an establishment of the prices, the discounts, new decisions in the field of technical properties of production.

Ключевые слова: аутсорсинг, ИТ, проект, реализация, интернет-магазин, посещаемость Keywords: outsourcing, IT, project, realisation, Internet shop, attendance

Бакланова Юлия Олеговна yuppi@mcnip.ru

Международный центр научно-исследовательских проектов, директор

Паникаровских Артем Александрович Вятский государственный университет

Выходные данные статьи: Бакланова, Ю.О. Особенности экономического обоснования ИТ аутсорсинга на промышленном предприятии / Ю.О.Бакланова, А.А.Паникаровских // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права, МЦНИП - [Электронный ресурс]. - Киров: Международный центр научноисследовательских проектов, 2008. - № 2 (14). - № рег. статьи 0044. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Введение

В условиях рыночной экономики предприятия сталкиваются с усиленной конкуренцией, повышенной нестабильностью и неопределенностью внешней среды. В этой связи перед хозяйствующими субъектами встают проблемы обеспечения жизнеспособности и поиска источников поддержания экономической устойчивости предприятия.

В любом случае, важным и актуальным направлением адаптации промышленных предприятий к изменяющейся рыночной среде в настоящее время является применение аутсорсинга. Выбор непрофильных бизнес-процессов и перевод их на аутсорсинг является важной проблемой, от решения которой зависит уровень экономической устойчивости фирм.

Целью настоящей статьи является выявление особенностей экономического обоснования ИТ аутсорсинга на промышленном предприятии, а также освещение результатов выполненного проекта для предприятия ООО "Водполимер".

Объектом исследования в статье является предприятие ООО "Водполимер", занимающееся производством пластиковых труб.

Предметом исследования является аутсорсинг ИТ-функций, как эффективный бизнес-инструмент.

Аутсорсинг ИТ-функций, как эффективный бизнес-инструмент.

На примере ООО «Водполимер, был разработан проект по передаче части ИТ-функций на сторону. Обоснованием решения о передаче обозначенной части ИТ-функций внешнему исполнителю является комплексный SWOT-анализ (рисунок 1)

Возможности: Емкость рынка растет, спрос опережает предложение (спрос удовлетворяется импортом), в России наблюдается большая активность в сфере строительства Угрозы: Низкий уровень барьера входа на рынок, число конкурентов постоянно растет, конкуренты выпускают аналогичную продукцию

Сильные стороны: Прибыльность предприятия, диверсификация производства (фирма запускает в производство новую продукцию), высокое качество продукции, уровень цен соответствует среднерыночному, большой ассортимент продукции Слабые стороны: Финансовая неустойчивость и низкая деловая активность, отсутствие полноценного ИТ-отдела (нет возможности реализовывать часть маркетинговых проектов), неэффективная реклама, низкая репутация фирмы

Рисунок 1 - SWOT-анализ

Обоснованность такого шага также может быть отражена в матрице ИТ-аутсорсинга.

Прежде всего, возникает вопрос о том, насколько важны передаваемые функции в отношении стратегии. Разработка и продвижение сайта и интернет-магазина в сети Интернет обладает низкой стратегической важностью, но является необходимым элементом продвижения продукции.

Далее необходимо сравнить эффективность выполнения передаваемых ИТ-функций с рынком (эффективностью выполнения данных функций конкурентами). Таким образом, эффективность выполнения значительно уступает конкурентам (о чем говорит обзор эффективности продвижения продукции фирм-конкурентов). То есть необходимо выполнять ИТ-функции за счет аутсорсинга.

Целью проекта является повышение эффективности деятельности ООО «Водполимер» за счет

вынесения части функций ИТ-службы на сторону (аутсорсеру, который в силах обеспечить комплексный подход к решению поставленных задач).

К задачам проекта необходимо отнести совершенствование существующего web-сайта до уровня «Бизнес-сайт», совершенствование структуры сайта и обеспечение удобства работы с ним, совершенствование информационной составляющей сайта, создание в рамках сайта интернет-магазина, обеспечивающего возможность продажи всех наименований продукции, включая продукцию, предназначенную для розничной продажи (сантехника). Информационная составляющая включает в себя:

• Обеспечение полноты описания характеристик продукции, сфер их применения, технологии их производства, предоставление на обозрение сертификатов соответствия

• Полное освещение истории развития ООО «Водполимер», описание текущего состояния фирмы и перспектив развития

• Подробное описание процесса монтажа по каждому наименованию продукции, с указанием оборудования, необходимого для осуществления этой работы

• Ежеквартальная статистика положения дел на рынке полимерных труб, итоги последних конференций по темам рынка полимеров и планируемые конференции с указанием основной тематики и плана

• Обеспечение возможности обратной связи (комментарии) по поводу организации сайта, рекомендациям

• Обеспечение обратной связи в виде анкетирования с целью выяснения осведомленности об организации, отзывов о качестве продукции, прогнозирования потенциального спроса на новую продукцию

• Обеспечение поисковой функции сайта (в основном направлена на упрощение работы с интернет-магазином)

При всем этом важными задачами будет являться оптимизация и раскрутка сайта, полноценное и профессиональное сопровождение сайта, его развитие и обновление, ориентация на лидеров отрасли.

Особенности обоснования экономической эффективности реализации проекта

Экономическая эффективность в данном случае может складываться из:

• экономии затрат, которую удалось реализовать за счет внедрения аутсорсинга в ООО «Водполимер» по сравнению с затратами на совершенствование собственного ИТ-подразделения.

• увеличения прибыли ООО «Водполимер» за счет реализации данного проекта.

1. Экономия затрат

Стоимость договора на передачу части ИТ-функций в течении года внешнему исполнителю составили 420 тыс. руб. (на основании реальных данных аутсорсинговой фирмы о перечне услуг, качестве и стоимости выполнения). Сумма непредвиденных затрат составила 31,8 тыс. руб. в год.

Затраты на совершенствование собственного ИТ-подразделения составили 1191,1 тыс. руб. (включая ежемесячные постоянные затраты). Сумма расчитана путем составления сметы единовременных и постоянных затрат.

В итоге экономия средств составила 771,1 тыс. руб.

2. Разработка бюджета продаж интернет-магазина

Вторым обоснованием экономической эффективности реализации проекта является прибыльность интернет-продаж, которую можно отобразить в виде бюджета продаж интернет-магазина.

В целях большей точности прогноза показателей за основу расчетов берутся 2 сценария развития событий: оптимистический и пессимистический, исходя из максимальной и минимальной границы посещаемости сайтов в реализованных аутсорсером подобных проектах.

Оптимистический сценарий раскрутки сайта.

Для удобства дальнейших расчетов необходимо структурировать активных покупателей и разбить их на категории. Основным признаком структуризации является стоимость заказа исходя из опыта предприятия в области продаж пластиковых труб.

Планируется, что посещаемость сайта через первые 3 месяца составит 150 визитов в сутки, через первые 6 месяцев - 250 визитов, через год - 475 визитов, при условии, что первоначальная посещаемость сайта составляла 50 визитов.

При прогнозировании посещаемости сайта необходимо учитывать возможные колебания спроса, возникающих по ряду причин. Для настоящего проекта основной причиной является сезонность спроса на пластиковые трубы и фитинги (приближаясь к летнему периоду, темпы роста посетителей растут).

В таблицах ниже приведены основные результаты бюджетирования интернет-продаж по оптимистическому сценарию.

Таблица 1 - Бюджет интернет-продаж

Наименование показателя Месяцы

1 2 3 4 5 6

Запланированная посещаемость, чел/сутки 100 125 150 175 200 250

Посещаемость в месяц, чел. 3000 3750 4500 5250 6000 7500

Посещаемость в месяц с учетом случайного фактора (30%), чел. 900 1125 1350 1575 1800 2250

Число активных покупателей в общей сумме посещений в месяц, чел. 22,50 28,13 33,75 39,38 45,00 56,25

Запланировано продаж по мелким заказам, ед. 20,25 25,31 30,38 35,44 40,50 50,63

Запланировано продаж по оптовым заказам, ед 2,25 2,81 3,38 3,94 4,50 5,63

Запланировано продаж по оптовым средним заказам (от 50 до 200 тыс. руб.), ед. 1,58 1,97 2,36 2,76 3,15 3,94

Запланировано продаж по оптовым крупным заказам (от 200 до 800 тыс. руб.), ед. 0,68 0,84 1,01 1,18 1,35 1,69

Запланирован месячный объем продаж по мелким заказам,тыс. руб. 15,18 18,98 22,78 26,57 30,37 37,96

Запланирован месячный объем продаж по оптовым средним заказам,тыс. руб. 196,87 246,09 295,31 344,53 393,75 492,18

Запланирован месячный объем продаж по оптовым крупным заказам, тыс. руб. 337,50 421,87 506,25 590,62 675,00 843,75

Всего запланирован месячный объем продаж, тыс. руб. 549,56 686,95 824,34 961,73 1 099,12 1 373,90

Продолжение таблицы 1

Наименование Месяцы

показателя 7 8 9 10 11 12

Запланированная посещаемость, чел/сутки 300 350 400 425 450 475

Посещаемость в месяц, чел. 9000 10500 12000 12750 13500 14250

Посещаемость в месяц с учетом случайного фактора (30%) 2700 3150 3600 3825 4050 4275

Число активных покупателей в общей сумме посещений, чел. 67,50 78,75 90,00 95,63 101,25 106,88

Запланировано продаж по мелким заказам, ед. 60,75 70,88 81,00 86,06 91,13 96,19

Запланировано продаж по оптовым заказам, ед 6,75 7,88 9,00 9,56 10,13 10,69

Запланировано продаж по оптовым средним заказам, ед. 4,73 5,51 6,30 6,69 7,09 7,48

Запланировано продаж по оптовым крупным заказам, ед. 2,03 2,36 2,70 2,87 3,04 3,21

Запланирован месячный объем продаж по мелким заказам, тыс. руб- 45,6 53,2 60,8 64,6 68,3 72,1

Запланирован месячный объем продаж по оптовым средним заказам, тыс. руб. 590,6 689,1 787,5 836,7 885,9 935,2

Запланирован месячный объем продаж по оптовым крупным заказам, тыс. руб. 1 012,5 1 181,3 1 350,0 1 434,4 1 518,8 1 603,1

Всего запланирован месячный объем продаж, тыс. руб. 1 648,7 1 923,5 2 198,3 2 335,6 2 473,0 2 610,4

Таблица 2 - Расчет чистой прибыли от интернет-продаж

Месяцы

Наименование показателя 1 2 3 4 5 6

Выручка (без учета НДС и акцизов), тыс. руб. 549,6 687,0 824,3 961,7 1 099,1 1 373,9

Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. 434,2 542,7 651,2 759,8 868,3 1 085,4

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 115,4 144,3 173,1 202,0 230,8 288,5

Текущий налог на прибыль, тыс. руб. 27,7 34,6 41,5 48,5 55,4 69,2

Чистая прибыль текущего периода, тыс.руб. 87,7 109,6 131,6 153,5 175,4 219,3

Чистая прибыль нарастающим итогом, тыс. руб. 87,7 197,3 328,9 482,4 657,8 877,1

Продолжение таблицы 2

Наименование показателя Месяцы

7 8 9 10 11 12

Выручка (без учета НДС и акцизов), тыс. руб. 1 648,7 1 923,5 2 198,3 2 335,6 2 473,0 2 610,4

Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. 1 302,5 1 519,5 1 736,6 1 845,2 1 953,7 2 062,2

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 346,2 403,9 461,6 490,5 519,3 548,2

Текущий налог на прибыль, тыс. руб. 83,1 96,9 110,8 117,7 124,6 131,6

Чистая прибыль текущего периода, тыс.руб. 263,1 307,0 350,8 372,8 394,7 416,6

Чистая прибыль нарастающим итогом, тыс. руб. 1 140,2 1 447,2 1 798,1 2 170,8 2 565,5 2 982,1

Таблица 3 - Расчет прибыли, связанной с затратами по реализации проекта

Наименование показателя Месяцы

1 2 3 4 5 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чистая прибыль текущего периода, тыс.руб. 87,7 109,6 131,6 153,5 175,4 219,3

Затраты, связанные с проектом (+ непредвиденные расходы), тыс. руб. 131,2 29,2 29,2 29,2 29,2 29,2

Прибыль, связанная с затратами по реализации проекта, тыс. руб. -43,4 80,5 102,4 124,3 146,3 190,1

Прибыль нарастающим итогом, тыс. руб. -43,4 37,0 139,5 263,8 410,1 600,2

Продолжение таблицы 3

Месяцы

Наименование показателя 7 8 9 10 11 12

Чистая прибыль текущего периода, тыс.руб. 263,1 307,0 350,8 372,8 394,7 416,6

Затраты, связанные с проектом (+ непредвиденные расходы), тыс. руб. 29,2 29,2 29,2 29,2 29,2 29,2

Прибыль, связанная с затратами по реализации проекта, тыс. руб. 234,0 277,8 321,7 343,6 365,5 387,5

Прибыль нарастающим итогом, тыс. руб. 834,2 1 112,0 1 433,7 1 777,3 2 142,9 2 530,3

Пессимистический сценарий раскрутки сайта.

Расчет основан на минимальном пороге посещаемости сайта. Все расчеты аналогичны предыдущим.

На рисунке 2 изображены графики прибыльности интернет-продаж по двум сценариям посещаемости сайта в результате его раскрутки.

—*—Чистая прибыль текущего периода по более успешному сценарию, тыс. руб.

- - -■ - - -Чистая прибыль текущ его периода по менее успешному сценарию, тыс. руб.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рисунок 2 - Сравнение прибылей по двум сценариям посещаемости

Предполагается, что точка, характеризующая прибыль от интернет-продаж на протяжении всего срока реализации проекта будет находиться между кривыми прибыли по оптимистическому и пессимистическому сценарию.

Далее необходимо увязать планируемую прибыль с затратми на реализацию проекта (рисунок

3).

—*— Прибыль по более

успешному сценарию, связанная с затратами по реализации проекта, тыс. руб.

------ Прибыль по менее

успешному сценарию, связанная с затратами по реализации проекта, тыс. руб.

Рисунок 3 - Сравнение прибылей, связанных с затратами по реализации проекта по двум

сценариям посещаемости

Предполагается, что точка доходности от интернет-продаж будет находиться в поле между

кривой прибыльности по оптимистическому сценарию и кривой прибыльности по пессимистическому сценарию.

Контроль за ходом реализации проекта

Для того чтобы задачи, переданные на аутсорсинг, решались успешно, необходимо четко определять и постоянно контролировать критерии эффективности выполнения проекта.

Эффективность мониторинга выбранных и прописанных в контракте параметров оценки будет зависеть от выполнения следующих мероприятий:

• Необходимо назначить ответственного за мониторинг результатов работы поставщика услуг (ИТ-директор ООО «Водполимер»).

• При передаче функций необходимо обеспечить согласованность критериев эффективности.

• Необходимо разработать такую процедуру мониторинга, которая позволяет получать отчеты об эффективности работы как от аутсорсера (в ходе еженедельных рассылок отчетов), так и на основе собственного анализа и проверки реальности этих отчетов.

• Необходимо определить процедуру управления параметрами (возможность пересмотра критериев на основе общего согласия их утверждения) с целью адаптации их к меняющимся условиям рынка и потребностям бизнеса. В рамках данного проекта устанавливается ежеквартальный комплексный анализ успешности реализации проекта с возможностью пересмотра критериев эффективности и корректировки проектных программ.

Критериями эффективности проекта являются:

• Посещаемость сайта (рост числа потенциальных клиентов) за первые 3 месяца - 150 посещений в день, за первые 6 месяцев - 250 посещений, за 12 месяцев - 475 посещений в сутки. Минимальная посещаемость определяется точкой безубыточности инвестиционных вложений, которая составляет 43 посещения в сутки (1298 посещений в месяц). Точка безубыточности характеризует посещаемость, при которой годовая прибыль от интернет-продаж полностью окупит вложенные инвестиции;

• Прибыльность интернет-магазина на уровне не меньше 1 млн. руб.;

• Удобство пользования сайтом (быстрый поиск, удобный интерфейс) проверяется отзывами посетителей и результатами анкетирования;

• Обновляемость информации сайта (прежде всего это касается новостей);

• Оперативность реагирования на запросы посетителей и ООО «Водполимер».

Базовым методом мониторинга результатов по данному проекту выступает управленческий учет, связанный с оценкой своевременности достижения результатов, полноты реализации запланированных мероприятий. Ответственный орган за проведение мониторинга результатов и хода выполнения проекта - ИТ-директор ООО «Водполимер». Для настоящего проекта предусматриваться ведение внутренней отчетности о ходе реализации проекта , а также обязательное заключение контракта (таблица 3).

Таблица 3 - Документирование хода реализации проекта

Наименование положения Описание

Ежеквартальный пересмотр критериев успешности проекта Каждые три месяца планируется подробный анализ функционирования сайта ответственным за реализацию проекта. По результатам анализа корректируются требования ООО «Водполимер» к аутсорсеру.

Возможными документами могут быть отчеты о проделанных корректировках с описанием причин. Служит основанием досрочного прекращения действия договора при неудовлетворительных результатах работы.

Еженедельный обзор основных параметров эффективности функционирования сайта Возможный документ - краткий отчет об эффективности выполнения работ аутсорсером. Данный документ служит основанием для ежеквартального анализа. Работа проводится ответственным за реализацию проекта и направляется в отдел маркетинга для определения возможных недочетов в работе по маркетинговой деятельности

Оперативные отчеты о сделках При создании интернет-магазина программируется специальная функция, отвечающая за формирование счета по факту сделки, которая в виде отчета рассылается трем сторонам: покупателю, фирме-производителю и аутсорсинговой фирме

Подведение итогов реализации проекта Заключительный отчет об успешности реализации проекта проводится по завершении действия договора. Служит основанием прекратить действие договора при неудовлетворительных результатах, либо продлить договор при успехе проекта.

Преимущества, получаемые ООО «Водполимер» в связи с профессиональным подходом аутсорсера к разработке сайта, его оптимизации и продвижения в сети интернет:

• низкие, по сравнению с созданием собственного ИТ-отдела, затраты на реализацию данного проекта (который рано или поздно должен быть реализован);

• более эффективное привлечение клиентов;

• оперативное реагирование сайта на изменения, связанные с продажей новой продукции, новыми ценами, новыми скидками, а также связанные с НТП в области ИТ;

• появляется возможность прогнозирования эффективности внедрения новой продукции (за счет проведения различных опросов в форме анкетирования), а так же выяснение реакции потребителей на любые изменения в области установления цен, скидок, новых решений в области технических свойств продукции.

Заключение

Результаты проекта показывают действительный эффект от внедрения аутсорсинга ИТ-услуг. Фирма экономит средства за счет передачи функций аутсорсеру (экономический эффект), а также находит источник получения дополнительной прибыли (за счет получения дополнительной прибыли от прогнозируемых интернет-продаж).

№ рег. статьи 0044

Это статья Электронный научный журнал "Управление экономическими системами"

http://uecs.mcnip.ru

ЦКЬ этой статьи:

http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.