Научная статья на тему 'Особенности экологического сознания подростков, занимающихся в экологических кружках'

Особенности экологического сознания подростков, занимающихся в экологических кружках Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
488
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое сознание / подростки / занятия в экологических кружках. / ecological consciousness / teenagers / ecological classes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шляпникова И. А., Перевозчикова О. Ю.

В статье обсуждаются результаты исследования различий в уровне развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов экологического сознания в группах подростков, занимающихся и не занимающихся в экологических кружках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGERS’ ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS – DOES ECOLOGICAL CLASSES MATTER?

The present research investigated differences in cognitive, affective and behavioral components of ecological consciousness in teenagers’ groups engaged and not engaged in ecological classes.

Текст научной работы на тему «Особенности экологического сознания подростков, занимающихся в экологических кружках»

6. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ ares70d1_ru.pdf (дата обращения 29.01.2020)

7. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Программа по экологическому образованию дошкольников. М.: Линка-Пресс, 2017. - 224 с.

8. Федеральный закон от 10.01.2002.№ 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 29.01.2020)

УДК 159.95

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КРУЖКАХ Шляпникова И.А., Перевозчикова О.Ю.

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», Челябинск, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обсуждаются результаты исследования различий в уровне развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов экологического сознания в группах подростков, занимающихся и не занимающихся в экологических кружках.

Ключевые слова: экологическое сознание, подростки, занятия в экологических кружках.

TEENAGERS' ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS -DOES ECOLOGICAL CLASSES MATTER?

Shlyapnikova I.A., Perevozchikova O.Y.

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «South Ural State University (national research university)», Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. The present research investigated differences in cognitive, affective and behavioral components of ecological consciousness in teenagers' groups engaged and not engaged in ecological classes.

Keywords: ecological consciousness, teenagers, ecological classes.

К началу XXI века для мирового сообщества стала очевидной перспектива наступления глобального экологического кризиса. Поэтому экологическая проблематика все чаще становится предметом публичного дискурса и научных исследований. Внимание общества привлекают вопросы формирования экологической культуры, экологического сознания и про-экологического поведения на разных этапах развития человека.

В отечественной экологической психологии в качестве центрального понятия и предмета анализа чаще всего выступает «экологическое сознание» - сложный, целостный, многомерный феномен, в котором представлены разнообразные взаимоотношения человека с окружающей природой, опосредующие его деятельностную активность по отношению к миру природы и выражающие аксиологическую позицию субъекта сознания по отношению к миру природы [6].

Часто экологическое сознание наряду с экологическим поведением рассматриваются как компоненты экологической культуры человека и общества. При этом экологическая культура понимается как способность человека пользоваться имеющимися экологическими знаниями, умениями и навыками в конкретной практической деятельности, а экологическое поведение включает в себя совокупность конкретных действий и поступков человека, так

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

или иначе связанных с воздействием человека на окружающую среду и использованием ее ресурсов.

В наиболее разработанном виде проблема экологического сознания в отечественной психологии представлена в работах С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, В.И.Панова [3, 4, 7].

По мнению С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина [3, 7], феномен экологического сознания отражает совокупность экологических представлений, существующего в сознании отношения к природе и соответствующих стратегий и методов взаимодействия с ней. Таким образом, в структуру экологического сознания входят представления о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе; субъективное (личностное) отношение человека к миру природы; стратегии и технологии взаимодействия человека с миром природы; жизненные ценности этического плана, диктующие необходимость экологически ориентированных ценностей.

Разные типы субъективного отношения человека к природе послужили основанием для выделения разных типов экологического сознания. Антропоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны противопоставленность человека и природы, объектное восприятие природы, прагматический характер взаимодействия с ней. Альтернативой антропоцентрическому типу сознания выступает эко-центрический тип экологического сознания - система представлений о мире, для которой характерна ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, субъектное восприятие природы, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с ней.

Диагностика типа экологического сознания осуществляется по параметрам субъективного отношения человека к природным объектам в таких сферах как:

• эмоции (эмпатия, симпатия, антипатия);

• познание (природа как объект познания);

• поведение;

• практика (природа как объект и субъект действия);

• поступок (отношение к природе выступает в качестве средства нравственного самоопределения и самоутверждения) [6].

В. И. Панов в понимании и определении экологического сознания исходит из онтологической парадигмы. Фундаментальная - онтологическая - особенность экологического сознания заключается в том, что формирование экологического сознания происходит как такое изменение психики индивида, когда его процессы восприятия, переживания и поведения функционально объединяются (интегрируются) в психические состояния переживания единства с природными объектами, а психические состояния превращаются в структурные компоненты сознания. Отличительной особенностью этих структур является то, что они предопределяют восприятие природных объектов, отношение к ним и, соответственно, взаимодействие с ними [6].

Согласно онтологическому подходу к экологическому сознанию, человек должен не столько антропоцентрически изменять природу вокруг себя, сколько изменять самого себя посредством развития собственной природы в соответствии с универсальными принципами развития Природы вообще. Таким образом, В.И. Панов в дополнение к антропоцентрическому и экоцентрическому типам экологического сознания вводит понятие природоцентриче-ского типа экологического сознания, «психологической основной которого является непосредственное переживание единства с миром природы» [4, с.262]. Человек с природоцентри-ческим типом экологического сознания ощущает и ведет себя как экологический субъект развития своей природы и окружающей среды.

Структура экологического сознания в данном случае включает в себя следующие компоненты, представляющие собой основные подсистемы психики человека:

• телесная (психосоматическая);

• эмоциональная (аффективная), выражающая эмоциональное отношение к природной среде, ее объектам, к другим людям и самому себе как природным формам бытия;

• интеллектуальная (познавательная), выражающая знания и представления о природе, природных объектах, о других людях и самом себе как природных явлениях;

• личностная, то есть Я-концепция как система личностных отношений к окружающему миру (природе), к другим людям и самому себе;

• духовно-нравственная (этическая), представляющая систему этических ценностей, которые имеют общеприродный характер.

Таким образом, экологическое сознание с онтологической точки зрения - это системное качество психики (процессов, состояний и структур сознания), которое порождается и развивается во взаимодействии человека с окружающей средой (социальной и природной) и которое позволяет человеку непосредственно ощутить и пережить единство с природой окружающего мира и своей собственной природой [4].

По мере решения задач концептуализации понятия «экологическое сознание» и многостороннего исследования экологического сознания как психологического явления становятся актуальными прикладные вопросы диагностики, формирования и развития экологического сознания.

Онтогенез экологического сознания происходит в русле общего развития психики ребенка, определяется возрастными возможностями психики и социальной ситуацией развития.

В дошкольном возрасте развитие экологического сознания проходит в рамках семьи и детского сада. Экологическое воспитание в семейной системе зависит от авторитета родителей и отношений внутри семьи, а также от того, как вся семья и каждый из родителей относятся к проблеме сохранения природы. Семейные правила и мифы образуют зачатки детского отношения к окружающей среде и человеку, способствуют накоплению знаний и представлений о среде и способах поведения в ней. Как показывают результаты исследования, проведенного Чердымовой Е.И., в экологическом воспитании дошкольников наибольшее значение имеет сила подражания и авторитет родителей и воспитателей [5].

Начальное общее образование, формируя экологическую культуру младшего школьника, способствует формированию целостного и социально-ориентированного, экоцентриче-ского взгляда на окружающий мир, овладению начальными навыками адаптации в развивающемся мире; формированию направленности школьника на ведение здорового образа жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям [1]. Формирование и развитие экологической культуры младшего школьника, как правило, реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность осуществляется посредством просветительской деятельности в виде различных экскурсий, секций и кружков, конференций, олимпиад и общественно полезных практик [2].

Одним из наиболее сензитивных периодов для формирования экологического сознания является подростковый возраст. В процессе формирования абстрактно-логического мышления в подростковом возрасте создаются условия для развития осознанного взаимодействия с окружающей средой: у подростков появляется значительно больше возможностей для усвоения информации о природе и обществе, для понимания значимости экологических проблем и рефлексии своего опыта взаимодействия со средой. В подростковом возрасте возникает непосредственное и опосредованное восприятие красоты природы, происходит понимание хрупкости объектов окружающего мира и возникают связанные с этим гуманистические и эстетические переживания. В подростковом возрасте активно формируются черты личности, ценности, привычки, стиль и образ жизни. Важной частью личностного развития подростка может стать присвоение экологических ценностей и привычек, формирование образа жизни, направленного на сохранение природы. Кроме того, в подростковом возрасте ребенок уже сам способен на экологически созидательную деятельность и готов к ней.

Таким образом, логика психического и личностного развития в подростковом возрасте позволяет прогнозировать эффективность психолого-педагогических воздействий,

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

направленных на формирование экологической культуры и экологического сознания подростков.

Для проверки этой гипотезы нами было проведено исследование экологического сознания младших подростков. Одной из ключевых переменных являлось участие подростков во внеурочной эконаправленной активности. Мы исходили из предположения, что на формирование экологического сознания влияют не столько теоретические знания о природе и экологии, сколько реальная включенность в деятельность, связанную с природной средой.

В исследовании приняли участие учащиеся 5 и 6 классов двух школ г.Челябинска. Общий объем выборки 130 человек, из них 66 девочек и 64 мальчика. 51 учащийся дополнительно занимались в школьных экологических кружках, 69 учащихся получали знания о природе и окружающем мире только в рамках школьной программы.

Цель исследования заключалась в обнаружении различий в особенностях экологического сознания подростков, занимающихся и не занимающихся в экологических кружках.

Занятия в экологических кружках проходили 2 раза в неделю. Во время занятий осуществлялась подготовка детей к различным конкурсам экологической направленности («Тропинка», «Удивительное рядом», «Человек на Земле», «Наследие»), разрабатывались научно-исследовательские проекты по биологии и экологии, которые затем защищались в рамках программ «Шаг в будущее», «Интеллектуалы XXI века». В процессе занятий в экологических кружках использовались следующие организационные формы: исследовательская и проектная деятельность учащихся, решение ситуационных экологических задач, экскурсии на природу и виртуальные экскурсии, эколого-психологический тренинг, выставки, экологические акции, флешмоб.

Для диагностики экологического сознания использовался «Опросник экологического сознания» (авторы: В. И. Панов и др. сотрудники лаборатории экопсихологии развития Психологического института РАО) [6], адаптированный для подросткового возраста. «Опросник экологического сознания» позволяет выявить особенности когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов экологического сознания. Для обнаружения межгрупповых статистически значимых различий использовался ^критерий Манна-Уитни.

Как показали результаты исследования, между группами подростков, занимающихся и не занимающихся в экологических кружках, обнаружены статистически значимые различия по всем компонентам экологического сознания: поведенческому, когнитивному и аффективному.

В группе подростков, занимающихся в экологических кружках, отмечается большая склонность к осуществлению природоохранной деятельности и выбору природной среды в ситуации конфликта сред (р<0,01). И, наоборот, ранговые суммы по показателю поведенческого компонента «выбор ситуации «против природы»» в группе подростков, занимающихся в экологических кружках, статистически значимо меньше, чем в группе респондентов, не занимающихся в экологических кружках (р<0,01). Подростки, не включенные в эконоправлен-ную деятельность, проявляют меньшую склонность к осуществлению природоохранной деятельности и большую склонность к выбору социальной или техногенной среды в ситуации конфликта сред.

По шкале, диагностирующей когнитивный компонент экологического сознания, в группе подростков, занимающихся в экологических кружках, статистически значимо выше значения, отражающие оценку силы воздействия таких явлений как «Лесной пожар» (р<0,01), «Наводнение» (р<0,05), «Пение птиц» (р<0,05), «Прогулки в лесу» (р<0,05), «Очищение воздуха деревьями» (р<0,01), «Солнечный свет» (р<0,01), «Промышленное загрязнение воздуха» (р<0,01) и «Отказ от мехов» (р<0,05), а также частоты воздействия человека на природу по показателям «Мусорные свалки» (р<0,05), «Промышленное загрязнение воздуха» (р<0,05), «Охота на животных» (р<0,05), «Загрязнение рек заводами» (р<0,01), «Посадка лесов» (р<0,05) и «Помощь бездомным животным» (р<0,01). То есть в группе подростков, за-

нимающихся в экологических кружках, отмечается более высокая оценка как позитивного, так и негативного воздействия человека на природу и природы на человека.

По аффективной шкале «Единение с природой» ранговые суммы по показателям «Велосипед» (р<0,01), «Лыжи» (р<0,05), «Костер» (р<0,01), «Море» (р<0,01), «Озеро» (р<0,01) и «Парк» (р<0,01) статистически значимо выше в группе подростков, занимающихся в экологических кружках. То есть учащиеся, вовлеченные во внеучебную экологическую активность, в большей степени склонны ощущать себя частью природы и испытывать положительные эмоционально-чувственные переживания при контакте с природной средой.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствует о том, что у подростков, занимающихся в экологических кружках, уровень развития всех компонентов экологического сознания выше, чем у подростков, не включенных во внеучебную проэколо-гическую деятельность. Такие подростки при конфликте различных сред чаще выбирают природную среду, в большей степени ощущают себя частью окружающей среды, выше оценивают как положительное, так и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу и природных явлений на человека. То есть для них характерны признаки более сложного и дифференцированного экологического сознания.

Список литературы

1. Гун Г.Е. Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: методическое пособие. М.: ООО «Русское слово -учебник», 2014. - 128 с.

2. Дармодехина С.И. Воспитательная работа в школе. М.: Владос, 2000. - 130 с.

3. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 310 с.

4. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. - 304с.

5. Чердымова Е.И. Теоретическое и эмпирическое исследование экологического сознания дошкольников / Российский научный журнал. 2010. № 17. С. 191-196.

6. Панов В.И., МдиваниМ.О., Кодесс П.Б., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика/ Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал. 2012. № 1. С. 3-126.

7. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.