Научная статья на тему 'Экологическое образование для устойчивого развития как основа формирования экологического сознания ребенка- дошкольника'

Экологическое образование для устойчивого развития как основа формирования экологического сознания ребенка- дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое сознание / экологическое образование для устойчивого развития. / environmental consciousness / environmental education for sustainable development.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черезова Л. Б.

В статье рассматриваются особенности формирования основ экологического сознания ребенка-дошкольника в процессе экологического образования, определена специфика экологического образования для устойчивого развития в отличие от традиционного ознакомления с природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A BASIS FOR THE FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF A PRESCHOOL CHILD

The article examines the peculiarities of forming the foundations of the ecological consciousness of a preschooler in the process of environmental education, defines the specifics of environmental education for sustainable development as opposed to traditional familiarity with nature.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование для устойчивого развития как основа формирования экологического сознания ребенка- дошкольника»

4. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2011.

5. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука,

2004.

6. Печко Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности. Ульяновск: УлГТУ, 2008.

7. Суркова О.Е. Формирование личностного отношения к природе в структуре психологического здоровья дошкольников // Защита детства: проблемы, поиски, решения: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к Десятилетию детства в России / Под ред. Смагиной М.В. Ставрополь: Логос, 2019. С. 474-478.

8. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.

УДК 373.2.016: 574

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РЕБЕНКА-

ДОШКОЛЬНИКА Черезова Л.Б.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»,

Волгоград, Россия e-mail: allokom2011@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования основ экологического сознания ребенка-дошкольника в процессе экологического образования, определена специфика экологического образования для устойчивого развития в отличие от традиционного ознакомления с природой.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическое образование для устойчивого развития.

ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A BASIS FOR THE FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF A PRESCHOOL

CHILD Cherezova L.B.

Volgograd state social and pedagogical University, Volgograd, Russia e-mail: allokom2011@mail.ru

Abstract. The article examines the peculiarities of forming the foundations of the ecological consciousness of a preschooler in the process of environmental education, defines the specifics of environmental education for sustainable development as opposed to traditional familiarity with nature.

Keywords: environmental consciousness, environmental education for sustainable development.

Значимость образования для устойчивого развития в настоящее время не вызывает сомнений. В 2015 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в Резолюции «Преображение нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» предложены 17 целей устойчивого развития [6].

Если рассматривать понятие «устойчивое развитие» в самом кратком его варианте, то под устойчивым развитием можно понимать устойчивый экономический рост без деградации окружающей среды. В конечном счете, предполагается, что развитие цивилизации должно быть таким, чтобы на Земле ее «богатств», то есть ресурсов, хватило бы последующим поколениям.

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Конечно, понятие «устойчивое развитие» появилось гораздо раньше, еще в 1972 году и подробно анализируется во многих исследованиях, в том числе и в связи с экологической психологией [1, 4]. В данной работе мы коснемся только одного аспекта - каким образом и возможно ли включить идеи устойчивого развития в работу педагогов по формированию экологического сознания ребенка-дошкольника.

Несмотря на то, что цели глобальные и затрагивают, кроме экологических, экономические и социальные аспекты, несколько тем касаются непосредственно экологического образования, в том числе дошкольного. По мнению Н.А. Рыжовой [3, 7], это Цель 4 - Обеспечение всеохватного справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех; Цель 14 - Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития; Цель 15 -Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия [6, с. 17-44]. По нашему мнению, непосредственно экологического образования касаются следующие цели (текст в сокращении): «Здоровый образ жизни», «Качественное образование для всех», «Чистая вода», «Доступная чистая энергия», «Рациональное потребление и производство», «Сохранение и рациональное использование морских экосистем», «Сохранение экосистем суши, биоразнообразия». Вообще до сих пор само понятие «устойчивое развитие» с трудом проникает в программы для детских садов; в настоящий момент только две программы (парциальная «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой [7] и комплексная «Мир открытий» [2]) содержат материал, касающийся документа 2015 года. Это связано с тем, что даже в профессиональной среде педагогов, как показал наш опрос, мало кто слышал про 17 целей устойчивого развития, да и сам термин «устойчивое развитие» рассматривается вне его контекста как развития цивилизации (например, «устойчивое развитие образования», «устойчивое развитие промышленности» и т. д.).

Экологическое образование, в том числе дошкольников, в настоящее время переживает непростые времена. Несмотря на то, что международное педагогическое сообщество считает образование для устойчивого развития приоритетным направлением [3, 7], существенных сдвигов в сознании людей в России не происходит. Все меньше внимания уделяется биологии и экологии в средней и начальной школе, исчез краеведческий аспект в преподавании биологии и географии, а в федеральных государственных стандартах дошкольного образования отсутствует даже сам термин «Экологическое образование», что сильно затрудняет работу педагогов в этом направлении [3].

В то же время необходимость экологического образования дошкольников, как и других обучающихся, обозначена в Законе РФ об охране окружающей среды [8] , и цель этого образования - формирование экологической культуры и, в конечном счете, формирование основ экологического сознания экоцентрического типа. И здесь, как отмечают Д.С. Ермаков [1] и В.И. Панов [4], кроется противоречие - 17 целей устойчивого развития носят в целом антропоцентрический характер. Таким образом, для формирования экологического сознания дошкольников, в идеале, необходимо, чтобы воспитывающие детей взрослые сами бы обладали экоцентрическим типом экологического сознания, знали бы содержание, методы, инновационные технологии формирования экологического сознания дошкольников, Рассмотрим, входит ли что-либо из данного перечисления в профессиональный стандарт педагога дошкольного образования [5], и увидим, что в стандарте отсутствует какое-либо упоминание о необходимости формирования экологического сознания ребенка, о действиях, знаниях и умениях, приводящих к сформированности экологического сознания экоцентрического типа. Таким образом, мы видим противоречие, которое не решается в рамках требований, с одной стороны, международных документов, федерального Закона «Об охране окружающей среды», с другой стороны, отсутствием квалификационных требований в профессиональном стандарте педагога дошкольного образования к деятельности, направленной на формирование экологического сознания ребенка.

В рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме «Педагогическая поддержка становления экологического сознания у дошкольников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» (г. Волгоград, МОУ детский сад № 376, старший воспитатель Е.В. Шатская, магистр педагогики) была разработана и проведена диагностика готовности педагогов к работе по экологическому образованию. Результаты показали следующее.

Из общего количества опрошенных педагогов (20 человек) 55% дали неправильное определение понятию «экология», воспринимая экологию как науку о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой, однако исключая их взаимодействие друг с другом либо воспринимая только живые организмы как окружающую среду (таких педагогов оказалось -20%). Оставшиеся 35 % воспринимают экологию как науку о взаимоотношениях только человека и окружающей среды. Таким образом, можно предположить, что большинство педагогов, из-за неграмотного понимания понятия «экология» занимаются формированием антропоцентрической установки у детей дошкольного возраста.

Из общего количества опрошенных педагогов понятиями «биосфера, экосистема, окружающая среда, местообитание, экологическая ниша» владеют 59% респондентов. Однако, рассматривая показатели каждого участника диагностики видно, что только 25% сотрудников не путают данные понятия, т. е. понимают содержание каждого конкретного понятия, 45% путают термины и их определения. Таким образом, можно предположить, что данные сотрудники не могут формировать у детей целостную научную картину мира.

Из 20 педагогов, принявших участие в диагностике, только 4 (20%) педагога знают, что тропический лес, аквариум, биосфера, таежный лес и луг являются экосистемами, так как экосистема - это устойчивое сообщество живых организмов и его среда обитания, которые тесно связаны между собой, другие педагоги ответили либо частично правильно, либо затруднились с ответом.

При определении понятия «компоненты устойчивого развития» 45% респондентов из предложенных правильных 4 вариантов выбрали только один, еще 45% выбрали два. Изменение антропоцентрической установки на экоцентрическую педагоги практически не связывают с изменением собственного поведения, тем более такой же процент педагогов (15%) в понятие «устойчивое развитие» включают и потребительское отношение к природе, то есть сохранение природы рассматривают как ее использование в будущем, а так же изменение поведения человека, предположительно, без необходимости природоохранной деятельности.

При определении понимания целей и задач экологического образования дошкольников оказалось, что 45% педагогов уделяют большие внимание экологическому образованию детей дошкольного возраста. У 55% педагогов отсутствует представление о целостной системе экологической работы, направленной на формирование основ экологического сознания детей. Вся проводимая работа носит характер отдельных мероприятий и проводится не в системе, а по мере необходимости.

При ответе на вопрос о принципах экологического образования дошкольников из общего количества опрошенных педагогов принципами, свойственными экологическому образованию, владеют в среднем (46%). Наибольшие трудности у сотрудников возникли при определении принципа гуманистичности, только 25% респондентов правильно определили содержание данного принципа. Наиболее точно был назван принцип научности, его назвали большинство сотрудников - 60%. Однако, несмотря на знание принципа научности, предыдущие ответы на вопросы показывают на нарушения педагогами формирования научной картины мира у воспитанников. Можно констатировать, что прежде чем работать с детьми, старшему воспитателю необходимо провести углубленную работу с педагогами.

Мы проверили педагогов уже на знание элементарных основ содержания ознакомления дошкольников с природой. 60% опрошенных респондентов знают половину из тех ошибочных выражений, которые были обозначены в тесте, они отметили эти выражения как ошибочные. Наиболее знакомыми для них являются: «изучаем животных, птиц, насекомых, зверей, рептилий» (80%) и «насекомые - это жуки, стрекозы, пауки, бабочки» (60%). Однако,

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

не смотря на общую грамотность в определении данных выражений, очень часто в речи педагогов слышатся словосочетания «животных и птиц», «из жизни насекомых: бабочек, пауков и так далее». Предположительно, педагоги, грамотно понимая ошибочность данных выражений, продолжают автоматически их повторять, тем самым закрепляя их в речи и в умах воспитанников.

Наименьший процент педагогов знаком с такими ошибочными выражениями как «среди арктических льдов можно встретить белых медведей, тюленей, пингвинов, моржей» (30%) и «основная пища крота - корневища, клубни растений» (20%). 45% считают, что накопление жира кротом не связано с его жизнью под землей, что тоже является ошибкой. Предположительно, это происходит потому, что времени на ознакомление детей с Арктикой и жизнью почвенных обителей (кротов) отводится меньше, чем на ознакомление с миром насекомых, птиц и других животных. Однако 40% респондентов обозначили выражение «изучаем животных: птиц, насекомых, зверей, рептилий» как ошибочное, что может свидетельствовать о продолжении практики неграмотного обучения детей, направленного на ознакомление с живыми объектами мира природы. 25% показали самые низкие результаты по определению ошибочных выражений, что свидетельствует о низком уровне экологической грамотности данных сотрудников.

Далее мы попросили педагогов определить различия между экоцентрическим и антропоцентрическим типами взаимоотношения человека и природы, предложив им тесты на соответствие выражений, характеризующих тот или иной тип. Мы выяснили, что у 75% сотрудников явно прослеживается путаница в понимании традиционного и экоцентрического типов.

В тесте, который связан непосредственно с методикой экологического образования дошкольников, из общего числа опрошенных педагогов только один сотрудник правильно распределил все варианты примеров из методической литературы (5%). У оставшихся 95% наблюдается смешивание понятий, характеризующих традиционную парадигму и новую (биоцентрическую).

Таким образом, видно, что большинство педагогов, опираясь на традиционную парадигму, пытаются формировать у воспитанников основы экологического сознания, но не имеют при этом четкого понимания вопроса. Если учесть и то, что образование для устойчивого развития, как было указано ранее, прежде всего обращено к человеку и имеет антропоцентрический характер, то, скорее всего, попытки сформировать у детей экоцентрический тип экологического сознания пока обречены на неудачу.

Список литературы

1. Ермаков Д.С. Экологическая психология в контексте устойчивого развития / Экопсихологические исследования- 2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник / Под ред. В.И. Панова. М.: УРАО «Психологический институт»; СПб: Нестор-История, 2011. С. 26-36.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. Рук. Л.Г. Петерсон. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 352 с.

3. Николаева С.Н., Рыжова Н.А. Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих документов // Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 4-12.

4. Панов В.И. Психологический взгляд на образование в интересах устойчивого развития // VI Всероссийская конференция по экологическому образованию. Москва, 30.10.1.11.2019 г. Доклады Секции № 1. - http://new.xn--b1aqm3d.xn--p1ai/2019/10/28/obedinenie-usilij-po-poisku-innovaczionnyh-form-i-soderzhaniya-ekologicheskoj-raboty-v-sisteme-obshhego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-2/ (дата обращения 29.01.2020)

5. Профстандарт педагога. https://rusjurist.ru/blanks/profstandart-pedagoga/ (дата обращения 29.01.2020)

6. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ ares70d1_ru.pdf (дата обращения 29.01.2020)

7. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Программа по экологическому образованию дошкольников. М.: Линка-Пресс, 2017. - 224 с.

8. Федеральный закон от 10.01.2002.№ 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 29.01.2020)

УДК 159.95

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КРУЖКАХ Шляпникова И.А., Перевозчикова О.Ю.

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», Челябинск, Россия E-mail: ishlyapa@gmail.com

Аннотация. В статье обсуждаются результаты исследования различий в уровне развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов экологического сознания в группах подростков, занимающихся и не занимающихся в экологических кружках.

Ключевые слова: экологическое сознание, подростки, занятия в экологических кружках.

TEENAGERS' ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS -DOES ECOLOGICAL CLASSES MATTER?

Shlyapnikova I.A., Perevozchikova O.Y.

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «South Ural State University (national research university)», Chelyabinsk, Russia E-mail: ishlyapa@gmail.com

Abstract. The present research investigated differences in cognitive, affective and behavioral components of ecological consciousness in teenagers' groups engaged and not engaged in ecological classes.

Keywords: ecological consciousness, teenagers, ecological classes.

К началу XXI века для мирового сообщества стала очевидной перспектива наступления глобального экологического кризиса. Поэтому экологическая проблематика все чаще становится предметом публичного дискурса и научных исследований. Внимание общества привлекают вопросы формирования экологической культуры, экологического сознания и про-экологического поведения на разных этапах развития человека.

В отечественной экологической психологии в качестве центрального понятия и предмета анализа чаще всего выступает «экологическое сознание» - сложный, целостный, многомерный феномен, в котором представлены разнообразные взаимоотношения человека с окружающей природой, опосредующие его деятельностную активность по отношению к миру природы и выражающие аксиологическую позицию субъекта сознания по отношению к миру природы [6].

Часто экологическое сознание наряду с экологическим поведением рассматриваются как компоненты экологической культуры человека и общества. При этом экологическая культура понимается как способность человека пользоваться имеющимися экологическими знаниями, умениями и навыками в конкретной практической деятельности, а экологическое поведение включает в себя совокупность конкретных действий и поступков человека, так

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.